Конспект интегрированного урока по химии и окружающему миру (3 класс) по теме: "Свойства той, без которой не было бы жизни, или несколько слов о плодородии"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Маркова Светлана Евгеньевна

Химия - непростой предмет, с этим мало кто будет спорить. Познавательно и в то же время привлекательно для учащихся начальной школы начать знакомство с данным предметом еще при изучении окружающего мира, природоведения. Поэтому цикл подобных интегрированных уроков (по химии и окружающему миру) призван поднять интерес у ребят к изучению естественных дисциплин, стимулировать их познавательный интерес к изучению начал химии.

Данный урок ставит целью изучить экспериментальным путем состав почвы и подвести школьников к пониманию термина "плодородие почвы". Работа на уроке направлена на формирование практических навыков ребят при обращении с химическим оборудованием и реактивами, на развитие внимательности, коммуникативных навыков при работе в группе и общении с 2 педагогами (учителем начальных классов и учителем химии).

Т.к. предшествующая тема по окружающему миру - "Вода, водные богатства планеты и их охрана", то этап проверки домашнего задания посвящен мини - докладам учащихся по темам: "Почему нужно беречь воду?", "Как охраняют воду от загрязнений?", "Как следует бережно расходовать воду?".

Опрос по домашнему заданию заканчивается "водным" блиц - опросом. И на этапе изучения нового материала группы учащихся выявляют свойства почвы:

-  наличие в ней воздуха,

- наличие в ней воды,

- содержание в ней минеральных веществ.

На этапе закрепления материала школьникм предлагаются загадки соответствующей тематики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа №4»

 г. Меленки Владимирской области

План – конспект

интегрированного урока

по химии и окружающему миру

в 3 «б» классе

по теме:

«Свойства той, без которой не было бы жизни, или несколько слов о плодородии…»

Урок провели:

учитель химии и биологии

Маркова Светлана Евгеньевна,

учитель начальных классов

Барабина Елена Николаевна.

Меленки

2013 – 2014 учебный год

План – конспект интегрированного урока по теме:

«Свойства той, без которой не было бы жизни, или несколько слов о плодородии…»

Цель урока: экспериментальным путем изучить состав почвы, подвести учащихся к пониманию термина «плодородие почвы».

Образовательная задача: создать условия для изучения школьниками состава почвы  (по наличию в ней воздуха, воды, минеральных веществ) через проведение эксперимента, закрепить представления учащихся о воде, ее содержании в природе, этапах ее круговорота и мерах по охране чистой питьевой воды.

Развивающая задача: через проведение практической работы способствовать развитию навыков школьников по обращению с хим. оборудованием и хим. реактивами (при непременном соблюдении правил по технике безопасности); выявить умение учащихся связно пересказывать научно – популярные статьи, содействовать развитию коммуникативных умений учащихся при общении с 2 педагогами, а также во время работы в группах.

Воспитательная задача: продолжить формирование материалистического мировоззрения учащихся, межпредметных связей химии и окружающего мира.

Оборудование и реактивы: химические  стаканы, спиртовки, предметные стекла, стеклянные палочки, держатели, спиртовки, спички, дистиллированная вода, комочки почвы, композиции учащихся из пластилина по теме «Круговорот воды в природе», стеклянная банка (литровая), бумажные фильтры, воронки, универсальная индикаторная бумага

Ход урока.

1.Орг. момент.

*Приветствие учащихся 3 «б» класса в «Мастерской научного волшебства» (в кабинете химии), распределение их по группам.

*Проверка готовности класса к занятию (совместно с классным руководителем – Барабиной Е.Н.)

2.Проверка домашнего задания (Барабина Е.Н.)

Фронтальный опрос учащихся (за верные ответы – бумажные «капельки воды»)

1)Отгадать загадку, объяснить ее разгадку.

Из него вода не пьется,

Потому что не вкусна –

И горька, и солона.

Кругом вода,

А с питьем беда, беда, беда!

(Речь идет о соленой воде из морей и океанов, она непригодна для питья, т.к. имеет горько – соленый вкус и не может утолить жажду. Поэтому, несмотря на обилие воды на нашей планете, все же питьевой воды мало).

2) Почему нужно беречь воду? (доклад учащегося)

  • (Много соленой воды, мало – пресной,
  • Расход воды в сутки для 1 человека – до 50 л,
  • Для производства 1 тонны пшеницы требуется 1500 тонн воды,
  • 1 тонны говядины – до 70000 тонн,
  • Уменьшение запасов чистой питьевой воды выбросами с фабрик и заводов, жилых домов,
  • Вредное значение для всех живых организмов загрязненной воды.)

3) Как охраняют воду от загрязнений?(доклад учащегося)

  • (Постройка очистных сооружений в населенных пунктах,
  • Использование для очистки воды не только фильтров, но и специальных групп бактерий,
  • Строительство предприятий, где повторно используется загрязненная вода,
  • Использование фильтров для очистки воды в домашних условиях).

4) Как следует расходовать воду? (доклад учащегося)

  • (Демонстрация объема потерянной воды с помощью стеклянной банки (вместимостью 1 литр) при протечке водопроводного крана),
  • Правила умывания,
  • Правила охлаждения газированной воды в холодильнике, а не под струей холодной воды.)

5) Рассказ о круговороте воды по схеме (пластилиновая композиция).

- вода из источников (рек, озер, океанов, морей) в виде пара поднимается в воздух,

- в атмосфере формируются облака,

- из облаков в виде осадков выпадает дождь,

- если в воздух к облакам поднимаются выхлопные газы автомобилей, газы из труб фабрик и заводов, то на Землю выпадет кислотный дождь.

6) Блиц опрос учащихся класса по теме: «Вода»

(в кружок обвести ответ, если согласен или не согласен с указанным утверждением).

1.Вода встречается в природе в 3 агрегатных состояниях: твердом, жидком, газообразном.

Да / Нет

2.Вода превращается в лед при температуре +10 градусов.

Да / Нет

3.Лед и снег – вода в твердом состоянии.

Да / Нет

4.При превращении в лед вода сжимается.

Да / Нет

5.Водяной пар – вода в газообразном состоянии.

Да / Нет

6.Есть бактерии, которые очищают воду?

Да / Нет

7.Фильтры очищают воду?

Да / Нет

8.Можно использовать фильтрованную воду в пищу?

Да / Нет

9.Сточные воды заводов и фабрик загрязняют водоемы.

Да / Нет

10.Можно ли пить воду, использованную в быту?

Да / Нет

11.Снег, дожди, айсберги – это пресная вода.

Да / Нет

12.Воду надо охранять?

Да / Нет

Подсчитай         Да                  Нет        

*Обработка результатов блиц – опроса: проверка правильности ответов совместно с  учителем, подсчет баллов, выставление отметки, выбор рисунка (улыбающейся, грустной или нейтральной рожицы).

12 баллов – «отлично», (веселая рожица)

11 баллов – «хорошо», (нейтральная рожица)

10 – 5 баллов – «удовлетворительно». (грустная рожица).

3.Актуализация материала. (Маркова С.Е.)

*Знакомство с темой урока: «Свойства той, без которой не было бы жизни, или несколько слов о плодородии…».

*О чем идет речь? (О воде, о земле о почве).

*Значение воды для человека и в целом для всего живого на планете вы уже знаете. Но вода не смогла бы собираться в водоемы, не появился бы человек, если б не было самой Земли, почвы.

4.Изучение нового материала.

1) Неразрывно с понятием «почва» связана и понятие «плодородие почвы» Что оно означает? Если перевести дословно, то это возможность «родить плоды». Ведь это определяет урожайность полей, садов и огородов.

2) Краткий экскурс в биографию  Василия Васильевича Докучаева, как основателя науки почвоведение.

3) Инструктирование школьников по правилам обращения с веществами и оборудованием .

4) Проведение практической работы по теме: «Состав почвы».

Опыт 1. Выявить содержание воздуха в комочках почвы. Комочек почвы поместить в стакан с дистиллированной водой.

По итогам: в воду выделяются пузырьки воздуха.

Опыт 2.Определить (органолептическим путем) наличие воды в почве.

По итогам: Вода в почве диагностируется на ощупь.

Опыт 3. Экспериментально определить, способна ли почва растворяться в воде? Комочек почвы поместить в стакан с дистиллированной водой, размешать полученный раствор стеклянной палочкой.

По итогам: почва в воде не растворяется.

Опыт 4. (Демонстрационный, выполняется учителем). Выявить наличие минеральных солей в почве. Почвенный раствор (из предыдущего опыта) профильтровать. Полученный фильтрат выпарить в пламени спиртовки на предметном стекле.

По итогам: после выпаривания на предметном стекле остаются мутные разводы.

Опыт 5. Определение типа среды почвенного раствора. В отфильтрованный почвенный раствор поместить универсальную индикаторную бумажку.

По итогам: желто – зеленоватый цвет бумажки.

5.Закрепление материала.

Фронтальный опрос школьников:

1. Какие вещества входят в состав почвы?

(Вода, воздух, минеральные соли, перегной – как остатки животных и растений).

2. На что влияет содержание в почве данных веществ? (На ее плодородие, т.е. на рост и развитие растений, на урожайность. А от этого будет зависеть и жизнедеятельность животных и человека).

3. Формулируется вывод о возможности назвать почву «кормилицей человека».

Отгадать загадки (указать, о ком или о чем идет речь?)

Плохо видит на свету,

Под землей живет.

Там на целую версту

Может вырыть ход. (крот).

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

А я все терплю и всем добром плачу. (земля, почва).

Что в году по 4 раза переодевается? 

(поверхность Земли – за 4 времени года).

Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы.

А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки (дождевой червь).

6.Рефлексия урока.

*Учитель раздает школьникам бумажные смайлики и обращается к детям:

Из двух смайликов один вы выбирайте

И его в конверт бросайте.

Получу тогда уж я ответ:

Урок понравился вам иль нет?

*По итогам проверки домашнего задания, активности учащихся при проведении практической работы и во время закрепления материала педагогами выставляются оценки за работу на уроке.

7.Задание на дом.

Заполнить таблицу (по итогам проведенной практической работы):

Цель работы: с помощью опытов определить состав почвы.

Оборудование и реактивы: химические стаканы с водой, комочки почвы, стеклянные палочки, бумажные фильтры, держатели, спиртовки, спички, стеклянные пластинки.

Ход работы:

Что делали?

Что наблюдали

Выводы

Опыт 1. Определим, есть ли в почве воздух?

В стакан с водой поместить комочек почвы

Опыт 2. Определим, растворяется ли почва в воде?

Почву в стакане размешать стеклянной палочкой.

Опыт 3. Определим, содержатся ли в почве какие – нибудь минеральные соли?

Профильтровать воду из стакана с почвой, капнуть на стеклышко и выпарить.

Опыт 4. Определим тип среды почвы.

Индикаторную бумажку поместить в стакан с почвой.

По учебнику «Окружающий мир»: материал «Что такое почва» (страницы 64 – 66), ответить на вопросы на странице 67.

Подготовить дополнительный материал о В.В.Докучаеве (страницы 67 – 68).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке для второй младшей группы, тема "Отправляемся в гости"

Цели: Продолжать знакомить детей с видами транспорта и правилами поведения в нем. Побуждать детей давать развернутые ответы на вопросы. Упражнять в образовании имен прилагательных. Ввести в активны...

Конспект интегрированного урока русского и английского языка во 2 классе по теме: "Заимствованные слова. Англицизмы".

Данный конспект подготовлен для проведения интегрированного урока русского и английского языка во 2 классе по теме "Заимствованные слова. Англицизмы"....

Интегрированный урок по музыке, технологии, окружающему миру, ИЗО "Как Весна-красна сестрицу встречала"

Сценарий открытого интегрированного урока по музыке, технологии, окружающему миру, ИЗО в 3 классе с участием фольклорного ансамбля «Забава» «Как Весна-красна сестрицу встречала»...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и физкультуре в старшей группе Тема: « Путешествие в космос»

Комплексное занятие:  окружающий мир, физкультура.Интеграция образовательных областей: познание, здоровье, коммуникация, социализация....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и физкультуре в старшей группе Тема: « Путешествие в космос»

Комплексное занятие:  окружающий мир, физкультура.Интеграция образовательных областей: познание, здоровье, коммуникация, социализация....