Рабочая программа элективного курса Химия для любознательных
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Рабочая программа элективного курса

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

      Рабочая программа элективного курса по химии «Химия для любознательных» составлена на основе сборника программ элективных курсов. Химия 8-9 классы. Предпрофильное обучение. Авторы:Р.Г.Иванова, М.В.Зуева, В.Н.Лаврова, Е.П.Рощина. – Дрофа, 2006 г.

       Элективный курс «Химия для любознательных» предназначен для учащихся 8 классов основной школы. Он ориентирован на расширение знаний учащихся, на развитие любознательности, интереса к химии.

Цели курса:

расширение кругозора школьников, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.

Задачи курса:

•   развитие и укрепление интереса к предмету;

•    совершенствование экспериментальных умений;

•   развитие мыслительных процессов, склонностей, способностей учащихся;

•    развитие умения самостоятельно получать знания.

         Содержание данного элективного курса представлено тремя темами-модулями: «Вещества и материалы в нашем доме», «Геохимические циклы в природе: вечное движение химических элементов на Земле», «Химия — наука экспериментальная».                      Содержание курса составляют сведения о роли химии в решении жизненно важных вопросов, позволяющих осознать процессы в окружающем нас мире; информация об истории открытий, о необычных свойствах известных веществ; описание исследовательского химического практикума.

        Решению поставленных задач служат разнообразные методы и организационные формы обучения: лекция, рассказ, беседа, самостоятельная работа учащихся, дискуссии и творческие задания. Важную роль играет химический эксперимент (демонстрационный и лабораторный), который будет и источником знаний, и основой для создания проблемных ситуаций, и средством закрепления полученных знаний, а иногда и способом контроля достижений учащихся в усвоении материала курса.

Основные изменения, внесенные в примерную и авторскую программу:

Согласно Базисному учебному плану учебный год состоит из 34 рабочих недель, а авторская программа рассчитана на 32 часа (из расчета 1 час в неделю),  поэтому добавлены по одному часу в темы «Вещества и материалы в нашем доме» и «Геохимические циклы в природе: вечное движение химических элементов на Земле» для обобщения материала.

Учебно-методический комплект

         Рабочая программа ориентирована на использование учебника: 

О.С.Габриелян Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа, 2013

программы:

Шипарева Г.А. Программа элективных курсов. Химия 8-9 классы. Дрофа, 2006 г.

       Элективный курс рассчитан на 34 часов, из них 15 ч отводится на практические работы.

2. Требования к уровню подготовки учащихся

        После изучения элективного курса «Химия для любознательных» учащиеся должны:

знать физические свойства воды, виды воды, отличия в их составе и применении, способы предупреждения загрязнения воды бытовыми отходами, правила хранения и применения некоторых солей в домашних условиях, наиболее часто используемые строительные материалы в домашних условиях, их состав и назначение, условия горения и тушения горящих веществ, правила техники безопасности в работе с веществами, используемыми в быту, СМС, чистящие средства, пятновыводители, клеи, используемые дома, понятие «круговорот веществ в природе», или геохимический цикл; оболочки Земли (сферы), примеры горных пород или минералов; биогенные элементы; схемы круговоротов кислорода, углерода, азота, углекислого газа, воды; сущность фотосинтеза, значение геохимических циклов, понятие электролит и неэлектролит, катион и анион, способы выражения концентрации (молярная и нормальная), способы очистки веществ (перегонка, фильтрование, адсорбция), понятие о рН растворов;

уметь вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе; объяснять роль воды в жизни живых организмов; характеризовать свойства солей, на основе которых их применяют в быту, различать их по внешнему виду; характеризовать природные и искусственные строительные материалы, готовить раствор цемента; объяснять различие свойств мыла и СМС, подбирать подходящие СМС с учетом ткани и вида загрязнения, применять простейшие чистящие средства, пятновыводители и клеи, используя справочные таблицы и сопровождающие их Инструкции; распознавать натрий, калий в соединениях, карбонат-, хлорид-, сульфат-ионы, определять рН растворов, пользоваться необходимым оборудованием, проводить различные лабораторные операции (нагревание, растворение, измельчение и очистка веществ) .

3. Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Примечание

1.

Вещества и материалы в нашем доме

11

Сентябрь-ноябрь

Практические работы 1-3

2.

Геохимические циклы в природе: вечное движение химических элементов на Земле

11

Ноябрь-февраль

3.

Химия – наука экспериментальная. практикум

12

Февраль-май

Практические работы 4-15

Итого

34

4. Содержание программы курса

Тема   1 Вещества и материалы в нашем доме (10 ч+1 ч)

История развития бытовой химии. Удивительные свойства воды. Вода в природе, быту, производстве. Соли в быту, их многообразие, свойства, применение. Строительные материалы и их использование при ремонте жилых помещений. История создания спичек, виды спичек, вещества в их составе. Канцелярские принадлежности глазами химика. История создания материалов для письма: папирус, пергамент, бумага. Графитовые карандаши, чернила, краски. Мыла и синтетические моющие средства (СМС). Чистящие препараты и пятновыводители. Клеи, их состав и действие на разные материалы. Средства бытовой химии в доме и техника безопасности при работе с ними.

Расчетные задачи. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.

Демонстрации. 1. Физические свойства солей, используемые в быту (КМnО4, СаСО3, Nа2СО3, NaНСО3, NаСl и др.). 2. Фильтрование загрязненной воды и показ ее прозрачности. 3. Образцы природных и искусственных строительных материалов. 4. Различные виды спичек. 5. Чернила для тайнописи. 6. Получение мыла. 7. Чистящие средства, пятновыводители и клеи.

Лабораторные опыты. 1. Жесткость воды и способы ее устранения в домашних условиях. Удаление накипи с внутренней поверхности эмалированной посуды. 2. Рассмотрение кристаллов солей с помощью лупы. 3. Распознавание солей (КМnO4, NаСl, СuSО4 • 5Н2О, СаСО3 — мел в виде порошка и др.) по характерным физическим свойствам. 4. Затвердевание цемента (или гипса) при смешивании с водой. 5. Сравнение мыла и СМС по образованию пены. Подбор СМС, подходящих для определенного вида ткани и загрязнения. 6. Подбор средств для выведения пятен жира, ржавчины, фруктового сока с тканей. 7. Подбор клеев по справочной таблице для склеивания различных материалов (древесины, металлов, кожи, фарфора и др.).

Практические работы. 1. Как подобрать необходимые СМС для стирки в домашних условиях. 2. Удаление пятен с ткани с помощью предложенных чистящих средств. 3. Приготовление клея и склеивание двух одинаковых и двух разных материалов

Тема   2

Геохимические циклы в природе:

вечное движение химических элементов

на Земле (10ч+1ч)

Предмет геохимии. Оболочки Земли. Химический состав земных сфер. Процессы рассеяния вещества в жидкостях, газах, в твердых телах. Вода — необходимое условие всех природных химических процессов. Геохимические процессы в океане. Круговороты углекислого газа, азота, кислорода. Биогенные элементы — связующее звено между живой и неживой природой.

Расчетные задачи. Вычисление массовых долей химических элементов в соединениях, участвующих в природных геохимических циклах.

Демонстрации. 1. Горные породы и минералы. 2. Растворение в воде солей, газов (углекислого газа, аммиака). 3. Обнаружение кислорода, выделяемого зеленым растением на свету.

Лабораторные опыты. Взаимодействие оксида углерода (IV) с гидроксидом кальция в растворе. 2. Получение гидрокарбоната кальция и разложение его при нагревании. 3. Обнаружение карбонатов в горных породах. (качественная реакция на карбонат-ион). 4. Определение рН почвенной вытяжки, растворов кислот и щелочей. 5. Распознавание солей натрия и калия. 6. Распознавание сульфатов, хлоридов.

Тема  3

Химия — наука экспериментальная. Практикум (12ч)

Техника лабораторных работ. Простейшие стеклодувные работы. Качественный анализ. Очистка воды перегонкой. Почвенная вытяжка и определение ее рН. Определение наличия ионов в почвенной вытяжке.

Количественный анализ. Определение загрязненности продукта (поваренной соли). Количественное определение масс продуктов реакции (при разложении малахита) . Определение концентрации хлора в сосуде иодометрическим методом. Получение, собирание и идентификация газов, монтаж приборов.

Практические работы. 4. Обращение со стеклом (сгибание стеклянной трубки, изготовление: пипетки; капилляров; простейших узлов; простейших приборов). 5. Очистка воды перегонкой. 6. Очистка воды от загрязнений. 7. Приготовление почвенной вытяжки и определение ее рН. 8. Определение степени засоленности почвы. 9. Определение иона кальция, хлорид-, сульфат-, нитрат-ионов в почвенной вытяжке. 10. Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов; проведение качественных реакций на аналитические группы катионов и анионов. 11. Количественное определение загрязненности вещества. 12. Определение массы оксида меди (II), обнаружение оксида углерода (IV) и воды, получаемых при разложении основного карбоната меди (малахита). 13. Определение концентраций хлора в воздухе иодометрическим методом. 14. Получение, собирание и идентификация газов (водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака), монтаж соответствующих приборок. 15.Разделение смеси веществ

5. Формы и средства контроля

Важный этап процесса обучения – проверка (контроль) знаний учащихся. Он  призван установить степень достижения целей обучения, проверить, и на каком уровне сформированы знания, умения школьников, в том числе  умения решать проблемы, выполнять практические задания. Контроль также должен выявлять уровень развития учащихся, сформированность заданных личностных качеств.

Цель предварительного контроля – выяснение уровня знаний, умений и навыков, необходимых для восприятия нового материала. Предварительная проверка проводится  на первых уроках учебного года или перед изучением новой темы (стартовый контроль), а также в начале урока  (актуализация знаний). Результаты его дают представление о знаниях учащихся и помогают скорректировать работу на уроке и своевременно организовать консультацию.

Цель текущего контроля – индивидуальная проверка усвоения знаний и оценка результатов. Проводится регулярно. Полученные данные позволяют систематически следить за подготовкой учащихся.

Периодический контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или по большому разделу программы.

Итоговый контроль проводится в конце изучения темы,  учебного года. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, которая обеспечивает дальнейшее обучение.

В ходе обучения химии использую следующие методы и формы контроля знаний.

Устный контроль, проводится в форме ответов учащихся на вопросы учителя на уроках, зачетах.

Письменная проверка характеризуется высокой эффективностью, позволяет глубоко и объективно оценить знания учащихся.

Практические методы контроля позволяют проверить, как сформированы практические умения, навыки учащихся, способность применять их при решении конкретных задач. К практическим методам относится проведение опытов, решение задач, составление схем и пр. Эти методы проверки крайне важны, поскольку реализуют принцип связи обучения с практикой, жизнью, ориентируют школьников на применение знаний.

Приёмы текущего контроля.

Графический диктант – форма фронтального опроса. Она проводится по базовым вопросам. Работа проводится в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память. Когда диктант завершен, даём чёткую команду об окончании работы. Графические диктанты проводятся в начале урока, как для всего класса, так и для отдельной группы учащихся (это зависит от изучаемой темы, уровня подготовленности класса и других причин).

 Экспресс-опрос (быстрый опрос) – форма индивидуального устного опроса. Все вопросы сообщаем учащимся заранее. Отвечать надо быстро, должна работать память. Вопросы составляются на основании программных требований к результатам усвоения учебного материала, они в основном имеют репродуктивный характер.

Разгадывание химических кроссвордов и чайнвордов удобно использовать для индивидуального текущего контроля знаний.

Выборочный контроль можно использовать для проведения фактологических и понятийных диктантов.

Правильное использование всех видов, методов, форм и приемов проверки в продуманной системе является действенным средством повышения качества знаний и предупреждения неуспеваемости.

Инструкционные карты к практическим работам

Практическая работа №1

 Как подобрать необходимые СМС для стирки в домашних условиях

Цель работы: ознакомиться со способами определения необходимых СМС для стирки в домашних условиях.

Оборудование и реактивы: стиральные порошки различных марок, вода, пробирки.

Алгоритм выполнения работы.

Задание 1. Изучите состав различных СМС по этикетке на упаковке и подберите моющие средства для стирки: а) хлопчатобумажных и льняных; б) шерстяных и шелковых тканей.

Задание 2. Приготовьте мыльный раствор каждого из предложенных СМС. В пробирку  с дистиллированной водой пипеткой по одной капле добавляйте мыльный раствор, после добавления каждой капли встряхивайте пробирку. Мыльный раствор приливайте до получения устойчивой мыльной пены. Запишите, сколько капель вам понадобилось.

Задание 3. Сделайте вывод о проделанной работе.

Практическая работа №2

Удаление пятен с ткани с помощью предложенных чистящих средств

Цель работы: ознакомиться со способами удаления пятен с тканей с помощью предложенных чистящих средств.

Оборудование и реактивы: ткани с различными загрязнениями, пятновыводители различных марок, вода.

Алгоритм выполнения работы.

Задание  Пользуясь предложенными бытовыми средствами, удалите с тканей: а) свежее жирное пятно, б) пятно от сока или фруктов, в) чернильное пятно, г) пятно от крови, д) ржавчины, е) сажи и копоти.

Сделайте вывод о проделанной работе.

Практическая работа №3

Приготовление клея и склеивание двух одинаковых и двух разных материалов

Цель: ознакомиться со способами приготовления клея

Оборудование и реактивы:  крахмал, желатин, вода, спиртовка, пробирки, бумага, картон, резина, стекло 

Алгоритм выполнения работы.

Задание 1. Приготовьте из желатина клей – насыпьте немного желатина в пробирку, добавьте воды и нагрейте, не доводя до кипения, дайте остыть

Задание 2. Приготовьте из крахмала клей – насыпьте немного крахмала в пробирку, добавьте воды и нагрейте, не доводя до кипения, дайте остыть

Задание 3. Попробуйте склеить разные материалы между собой. Оцените качество склеивания материалов.

Сделайте вывод по проделанной работе.

Практическая работа №4

Техника лабораторных работ. Обращение со стеклом

Цель: познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории и лабораторным оборудованием.

Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка, круглодонная и коническая   колбы, спички.

Инструкция по технике безопасности:

Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

Опыт №1. Знакомство с лабораторным оборудованием

а) Устройство лабораторного штатива

б) Приёмы работы со спиртовкой

Держатель фитиля;

2, 4. Резервуар для спирта;

3.  Фитиль;

5.   Колпачок.

Практическая работа №5

«Очистка воды от загрязнения»

Цель работы: ознакомиться с простейшими методами очистки воды в лаборатории

Оборудование: штатив, воронка, химический стакан, стеклянная палочка, делительная воронка, коническая воронка, колба коническая, промывалка, сосуд для отходов, фильтр бумажный, вата, ножницы, активированный уголь, образцы воды: мутная, с жирной пленкой, загрязненная механическими примесями, нефтепродуктами.

Алгоритм работы.

Очистка воды фильтрованием. Данный способ применяется для очистки воды от механических примесей. В качестве фильтрующих материалов могут использоваться бумажный фильтр, вата, ткань и др.

Соберите установку, проведите очистку воды от механических примесей и мутной воды. Что будете использовать в качестве фильтрующих материалов? Предложите аналогичные варианты для очистки воды в домашних и полевых условиях. Чем могут быть заменены составные части установки?

Очистка воды адсорбцией. Данный способ используют, если вода загрязнена примесями нефтепродуктов или жиром. В качестве адсорбента используют активированный уголь. Соберите установку, поместите в нижнюю часть делительной воронки ватный тампон. Заполните воронку поверх тампона активированным углем на высоту 2-3 см. влейте загрязненную воду в делительную воронку при закрытом кране воронки. Воду в делительную воронку вливайте через коническую воронку. Откройте кран делительной воронки таким образом, чтобы вода стекала в стакан тонкой струйкой. Какие изменения произошли с водой? Проведите очистку всех образцов загрязненной воды. Заполните таблицу по результатам опыта.

Вода для очистки (внешний вид)

Способ очистки

Фильтрование

Адсорбция

Через бумажный фильтр

Через вату

Через активированный уголь

Мутная

С механическими примесями

С жирной пленкой

С примесями нефтепродуктами

     Практическая работа № 6

«Приготовление почвенной вытяжки и определение ее рН»

Цель:  определить состав почвы, научиться фильтровать и выпаривать жидкость.

Оборудование: две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, стеклянный цилиндр с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага.

Инструкция по технике безопасности:

Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.

В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.

Опыт №1. Механический анализ почвы.

В пробирку помещена почва. Прилейте к ней воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1 – 2 минуты. Наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Опыт №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в чистую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку( почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью стеклянной палочки поместите на предметное стекло и подержите его над пламенем спиртовки (т/б) до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите универсальную индикаторную бумагу, нанесите на неё стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.

Практическая работа №7

Определение степени засоленности почвы

Цель работы: изучить простейшие методы определения засоленности почвы

Оборудование: лупа, пипетка-капельница, предметное стекло, спиртовка, штатив с кольцом, водная вытяжка из образцов почвы

Алгоритм работы.

1. Приготовьте почвенную вытяжку. Нанесите каплю вытяжки на предметное стекло с помощью пипетки-капельницы.

2. Осторожно нагревайте предметное стекло до испарения влаги, избегая перегрева стекла во избежание его растрескивания.

3. Рассмотрите сухой солевой остаток на стекле невооруженным глазом и в лупу.

4. О чем свидетельствует наличие солевого остатка на стекле? Сделайте вывод о сравнительном количестве растворимых солей в почве.

Практическая работа № 8

«Определение иона кальция, хлорид-, сульфат-, нитрат- ионов

 в почвенной вытяжке»

Цель: научиться готовить водную и солянокислую вытяжку почвы, проводить качественные реакции на определения содержания карбонат-, сульфат-, хлорид-, нитрат-ионов, оксидов железа (2 и 3).

Оборудование: химическая посуда, весы с разновесами, химические реактивы: 10% раствор азотной кислоты, 10% раствор соляной кислоты, 0,1н раствор нитрата серебра, 20% раствор хлорида бария, раствор дифениламина в серной кислоте (0,2 г дифениламина в 20 мл серной кислоты плотностью 1,84), 4% раствор оксалата аммония, красная кровяная соль кристаллическая, 10% раствор роданида калия.

Ход работы:

1. Приготовление водной вытяжки.

 Пробу почвы тщательно разотрите в фарфоровой ступке. Возьмите 25 г почвы, поместите её в колбу ёмкостью 200 мл и прилейте 50 мл дистиллированной воды. Содержимое колбы тщательно взболтайте и дайте отстояться в течение 5-10 мин., а затем отфильтруйте в колбу ёмкостью 100 мл.

2. Приготовление солянокислой вытяжки.

 Почву, оставшуюся после фильтрования водной вытяжки, перенесите в колбу, где находиться исходная масса, налейте в колбу 50 мг 10% раствора соляной кислоты и взбалтывайте содержимое в течение 30 мин, а затем дайте отстояться в течение 5 мин.

 3. Качественное определение содержания карбонат-ионов в почвенном образце.

 Небольшое количество сухой почвы поместите в фарфоровую чашку и прилейте пипеткой несколько капель 10% раствора соляной кислоты. Если почва соли угольной кислоты, то наблюдается характерное «шипение» - выделение при реакции оксида углерода (4). По интенсивности выделения газа судят о более или менее значительном содержании карбонатов в почве.

 4.Качественное определение содержания хлорид –ионов.

В пробирку прилейте 5 мл водной вытяжки и добавьте в неё несколько капель 10% раствора азотной кислоты и с помощью пипетки 1-2 капли 0,1 н раствора нитрата серебра. При наличии хлорид-ионов в почвенной вытяжке в количестве десятых долей процента и более происходит образование белого хлопьевидного осадка. При содержании хлорид-ионов в количестве сотых и тысячных долей процента осадка не выпадает, но раствор мутнеет.

 5.  Качественное определение содержания сульфат-ионов.

 В пробирку прилейте 5 мл водной вытяжки, добавьте в неё несколько капель концентрированной соляной кислоты и с помощью пипетки прилейте 3-3 мл 20% раствора хлорида бария. При наличии сульфатов в водной вытяжке в количестве нескольких десятых процента и более происходит выпадение белого мелкокристаллического осадка. Сотые и тысячные доли процента сульфатов в растворе определяются помутнением раствора.

 6.Качественное определение нитрат – ионов.

 В пробирку налейте 5 мл фильтрата водной вытяжки почвы и по каплям прибавьте раствор дифениламина в серной кислоте. При наличии нитратов раствор окрашивается в синий цвет.

 7.  Качественное определение ионов кальция.

 К 10 мл фильтрата водной вытяжки почвы добавьте несколько капель 10% раствора соляной кислоты и прилейте 5 мл 4% раствора оксалата аммония. Белый осадок оксалата кальция свидетельствует о наличии нескольких процентов кальция в почве. При наименьшем содержании кальция (сотые и тысячные доли процента) наблюдается лёгкое помутнение раствора.

 8.  Качественное определение оксидов железа (2 и 3).

 В две пробирки внесите по 3 мл отфильтрованной солянокислой вытяжки. В первую пробирку добавьте красной кровяной соли. Появившееся синеватое окрашивание указывает на присутствие в почве оксида железа (2).

 Во вторую пробирку добавьте несколько капель 10% раствора роданида калия. При наличии оксида железа (3) раствор приобретает кроваво-красный цвет.

1)Таблица, определяющая ход эксперимента.

2)Напишите уравнения всех происшедших в ходе эксперимента реакций в молекулярном и сокращённом ионном виде.

Вывод о проделанной работе (что делали, какие результаты получили).

Практическая работа № 9

«Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов».

Цель:  выяснить условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

Оборудование: пробирки, растворы сульфата меди (II), хлорида калия, сульфата алюминия, гидроксида натрия, фосфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, азотной кислоты, фенолфталеин, серной и соляной кислот.

Инструкция по технике безопасности:

Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г . После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.

Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху.

Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От щелочей возможна полная потеря зрения.

Опыт №1. Условие первое – выпадение осадка.

Опыт выполняется по инструкции в учебнике.

Опыт №2. Условие второе – выделение газа.

Для опыта используется только карбонат натрия и раствор азотной кислоты.

Опыт №3. Условие третье – образование воды как побочного продукта.

Опыт выполняется по инструкции в учебнике.

Практическая работа № 10                                            

«Получение водорода и его идентификация,

монтаж соответствующих приборов»

Цель работы: Получить, собрать и доказать наличие водорода, изучить некоторые его физические и химические свойства, развивать умения и навыки работы с химическим оборудованием.

Оборудование: пробирки в штативе, пробка с газоотводной трубкой, спички, гранулы цинка, соляная кислота.

Примечание:

1. Вспомните правила поведения и техники безопасности.

2. Следуй указаниям учителя.

Алгоритм проведения работы:

1. этап работы: Получение, собирание и распознавание водорода.

1. В пробирку поместите гранулы цинка, добавьте раствор соляной кислоты, закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, на конец газоотводной трубки поместите пробирку - приемник, взяв ее отверстием вниз. Что происходит в пробирке со смесью цинка и кислоты?

2. Определите, какой способ вы использовали для собирания водорода, почему?

3. Пробирку – приемник закройте пробкой, предварительно собрав в неё водород, распознайте его, для этого внесите в пробирку горящую спичку, что происходит? Как распознать наличие чистого водорода и водорода с примесями?

2.  этап работы: Изучение физических свойств водорода.

1. Охарактеризуйте свойства водорода, цвет, запах, состояние, отношение к воде.

3.  этап работы: Изучение химических свойств водорода.

1. Поднесите к концу газоотводной трубки горящую спичку, что происходит?

      Заключение:

1. Какие типы химических реакций вы наблюдали в 1 и  3 этапах работы.

2. Обратите внимание на оформление таблицы в тетради.

3. Сделайте правильные уравнения реакции, определив их тип и  выводы по работе

Практическая работа №11

 Количественное определение загрязненности веществ

Цель работы: овладеть способами очистки веществ от примесей: путем фильтрования и выпаривания.

Оборудование: Лабораторный штатив с кольцом, два химических стакана, воронка, фарфоровая чашка, готовый фильтр, стеклянная палочка с резиновым наконечником, шпатель, спиртовка, спички, загрязненная речным песком поваренная соль.

Алгоритм проведения работы:

1. этап работы:  Изучение загрязненной поваренной соли.

1.  Рассмотрите загрязненную соль, какая это смесь. (однородная или неоднородная).

2.  этап работы:  Растворение загрязненной поваренной соли.

1.  Возьмите в стакан треть воды и шпателем добавьте загрязненную соль, перемешайте,  пока соль перестанет растворяться.  

3.  этап работы: Фильтрование раствора загрязненной соли.

1. Определите оборудование для этого этапа, соберите прибор для фильтрования.

      2. Приготовьте фильтр для воронки.

       3. Проведите фильтрование загрязненной соли, для этого раствор по стеклянной палочке наливайте

         на  фильтр, что остается на фильтре, а что проходит сквозь его.    

     4. . этап работы: Выпаривание очищенного раствора соли.

1. Осуществите выпаривание, для этого определите оборудование для этого этапа, соберите прибор.

3. В фарфоровую чашку налейте очищенного раствора соли и выпарьте его.

3. Сравните полученную соль с той, которая вам была выдана.

Практическая работа №12

Определение массы оксида меди (II), обнаружение оксида углерода  (IV) и воды,

 получаемых при разложении основного карбоната меди

Цель : Закрепить на практике знание признаков химических явлений, научиться записывать уравнения проделанных реакций.

Оборудование: пробирка с пробкой и газоотводной трубкой, химический стакан, штатив, спички, спиртовка, железный гвоздь, железные опилки, основной карбонат меди, вода, известковая вода, хлорид меди,

Алгоритм  работы

Поместите немного порошка основного карбоната меди ( 2 ) в пробирку и закройте ее пробкой с газоотводной трубкой. Проверьте герметичность собранного прибора.

Закрепите пробирку в штативе так, как показано на рисунке 19 ( учебник ) . Конец газоотводной  трубки опустите в стакан с известковой водой. Сначала обогрейте в пламени всю пробирку,  а затем нагрейте ее в том месте , где находится порошок. Цвет порошка из зеленого стал черным, на стенках пробирки появляются капельки воды, известковая вода мутнеет.

Задания.  Сравните свойства образовавшегося черного порошка с веществом, которое получилось при прокаливании медной проволоки, сделайте вывод.

  Какой газ выделился при опыте?

  Почему при нагревании основного карбоната меди ( 2 ) пробирку надо держать в наклонном положении?

Налейте в пробирку ( примерно 1\4 ее объема) раствор хлорида меди ( 2) и опустите в него железный гвоздь: поверхность гвоздя покрывается медью.

Выньте гвоздь из раствора, рассмотрите его и поместите в тот же раствор немного железных опилок. Через некоторое время железные опилки покрываются медью, а цвет раствора меняется с голубого на зеленоватый.

Задания Какие признаки свидетельствуют о том, что произошла химическая реакция? Объясните эту реакцию с точки зрения атомно – молекулярного учения. Составьте соответствующее уравнение.

Практическая работа №13

«Определение концентраций хлора  в воздухе йодометрическим методом»

Цель работы: закрепить знания учащихся о правилах обращения с веществами в повседневной жизни; отработать навыки экспериментального определения веществ.

Оборудование: образцы чистящих средств «Комет», «Мистер Мускул», «Силит», раствор аммиака, иодкрахмальная бумага (фильтровальная бумага, пропитанная концентрированным раствором иодида калия и крахмальным клейстером), вода; тигель, стеклянная палочка

Алгоритм работы

1. Смешайте в тигле небольшое количество (!) порошка «Комет» и раствора аммиака. (Соблюдайте технику безопасности!)

2.  Прикройте тигель влажной иодкрахмальной бумагой.

3.  Поясните наблюдаемые процессы.

4. Сделайте вывод о правильности выдвинутой вами гипотезы.

5.  Напишите уравнения реакций.

 Вопросы для обсуждения

•  Почему нельзя смешивать порошок «Комет» с жидкостями, содержащими аммиак?

•  Какой тип реакции лежит в основе метода определения при помощи иодкрахмальной бумаги?

Практическая работа № 14

«Получение и собирание кислорода и его идентификация,

 монтаж соответствующего прибора».

Цель работы: Получить, собрать и доказать наличие кислорода, изучить  некоторые его физические и химические свойства, развивать умения и навыки работы с химическим оборудованием.

Оборудование: Штатив с лапкой, пробирка с газоотводной трубкой, пробирки, стеклянная палочка, вата, спиртовка, пинцет, перманганат калия, древесный уголь, лучинка.

Примечание:   1. Вспомните правила поведения и техники безопасности, Следуй указаниям учителя.

Алгоритм проведения работы:

1. этап работы: Получение, собирание и распознавание кислорода.

1. Соберите прибор для получения кислорода; для этого в пробирку поместите ¼ объема перманганата калия, вставьте  ее в лапку штатива,   отверстие пробирки закройте пробкой с газоотводной трубкой.

2. Конец газоотводной трубки поместите в пробирку – приемник, взяв ее отверстием вверх.

3. Определите, какой способ вы использовали для собирания кислорода, почему?

2.  этап работы: Обнаружение кислорода.

1.Пробирку – приемник закройте пробкой, предварительно собрав в неё кислород,  распознайте его, для этого внесите в пробирку  тлеющую лучинку, что происходит? Как распознать наличие кислорода?

3. этап работы: Изучение физических свойств кислорода.

1. Охарактеризуйте свойства кислорода,  цвет, запах, состояние, отношение к воде.

4.  этап работы: Изучение химических свойств кислорода.

1. Внесите в пробирку с кислородом тлеющий уголек, что происходит с угольком? Почему?  

Заключение:

1. Какие типы химических реакций вы наблюдали в 1 и  4   этапах работы.

2. Обратите внимание на оформление таблицы в тетради.

3. Сделайте правильные уравнения реакции, определив их тип и  выводы по работе.

Практическая работа №15

Разделение  смесей

Цель работы: ознакомиться со способами разделения смесей; освоить простейшие способы очистки веществ; отработать навыки работы с химическим оборудованием.

Оборудование и реактивы: металлический штатив, химический стакан, стеклянная палочка с резиновым наконечником, воронка, фильтровальная бумага, фарфоровая чашка, спиртовка, спички, смесь поваренной соли и песка, вода.

Экспериментальная задача I. Уровень I

Рассмотрите выданную вам смесь поваренной соли и речного песка. Какие физические свойства характерны для поваренной соли и песка? Заполните таблицу. Растворите загрязненную поваренную соль.

Поваренная соль

Песок

Агрегатное состояние

Твердая

Цвет

Белый

Запах

Нет

Растворимость в воде

Растворяется

1. Рассматриваем выданную учителем поваренную соль.

2. Сравниваем по таблице физические свойства соли (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде).

3. Для этого пробуем соль на ощупь.

4.  Визуально определяем цвет.

5.  Осторожными движениями ладони приближаем возможные пары соли для определения наличия запаха или его отсутствия.

6.  Растворяем часть соли в стакане с водой для установления факта растворения или его отсутствия.

7. Повторяем те же процедуры с песком.

8. Заполняем последний столбик таблицы самостоятельно.

9. Берем сухой чистый химический стакан.

10. В него наливаем 7-8 мл дистиллированной воды.

11. Добавляем при помешивании загрязненную поваренную соль.

12. Раствор помешиваем осторожно с помощью стеклянной палочки с резиновым наконечником, чтобы не разбить стакан.

13. Рассматриваем полученный раствор.

14. Определяем цвет раствора, какие частицы находятся в стакане.

6. Перечень учебно-методических средств обучения

1

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

КОЛИЧЕСТВО

Литература основная

1

Габриелян О.С.Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа, 2013

2

Шипарева Г.А. Программа элективных курсов. Химия 8-9 классы. Дрофа, 2006 г.

Литература дополнительная

1

Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г.. Настольная книга учителя. Химия 11 класс.  В 2 ч.- М.: Дрофа, 2006 г.

2

Игнатьева С.Ю.. Нетрадиционные уроки:8-11 классы. – Волгоград. Учитель, 2007 г.

3

Муравьев А.Г, Пугал Н.А., Лаврова В.Н.. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 2003, 176с.

2.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

1

Инструкционные карты к практическим работам

3.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

1

Виртуальная химическая лаборатория. 8 класс. ЗАО «Новый диск», 2005

2

Неорганическая химия. Демонстрационное планирование. Издательство «Учитель», 2007

3

Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение», 2010

4

Электронные таблицы «Неорганическая химия», «Органическая химия»

Неорганическая химия

Начала химии

1. Химические знаки и атомные массы важнейших элементов

2. Распространенность химических элементов

3. Формы существования химических элементов

4. Вещества молекулярного и немолекулярного строения

5. Структурные изменения веществ

6. Способы разделения смесей

7. Химические знаки и формулы

8. Составление формул по валентности

9. Моль – единица количества вещества

10. Физические величины выражения порций вещества

11. Признаки и условия течения химических реакций

12. Типы химических реакций

13. Воздух. Кислород. Горение.

14. Строение пламени

15. Составление формул солей

16.Генетическая связь неорганических веществ

16. Валентность и степень окисления

4

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1

Компьютер

2

Мультимедийный проектор.

3

Слайд  - проектор.

ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Темы лабораторных или практических работ

Необходимый минимум

 (в расчете 1 комплект на 2 чел.)

Необходи

мое количество комплектов

Количество комплектов в наличии

% оснащенности

Примечание

Практические работы

№1 Как подобрать необходимые СМС для стирки в домашних условиях

Вещества:

стиральные порошки различных марок

вода

Оборудование

пробирки.

13

13

100

№2 Удаление пятен с ткани с помощью предложенных чистящих средств

Вещества:

пятновыводители различных марок

вода.

Оборудование

ткани с различными загрязнениями

13

13

100

№3 Приготовление клея и склеивание двух одинаковых и двух разных материалов

Вещества:

крахмал

желатин

вода

Оборудование:

спиртовка

пробирки

бумага

картон

резина

стекло

13

13

100

Прибор для нагревания (сухое горючее, подставка для сухого горючего, фарфоровый колпачок)

№4 Техника лабораторных работ. Обращение со стеклом

Оборудование:

лабораторный штатив

спиртовка

держатель

пробирка

круглодонная колба

коническая   колба

спички

13

13

100

Прибор для нагревания (сухое горючее, подставка для сухого горючего, фарфоровый колпачок)

№5 Очистка воды от загрязнения

Вещества:

образцы воды: мутная

с жирной пленкой

загрязненная механическими примесями

загрязненная нефтепродуктами Оборудование: 

штатив

воронка

химический стакан

стеклянная палочка

делительная воронка

коническая воронка

колба коническая

промывалка

сосуд для отходов

фильтр бумажный

вата

ножницы

активированный уголь

13

13

100

№6 Приготовление почвенной вытяжки и определение ее рН

Оборудование:

две пробирки

воронка

бумажный фильтр

стеклянная палочка

предметное стекло

спиртовка

стеклянный цилиндр с водой

пробка

универсальная индикаторная бумага.

13

13

100

Прибор для нагревания (сухое горючее, подставка для сухого горючего, фарфоровый колпачок)

№7 Определение степени засоленности почвы

Вещества:

водная вытяжка из образцов почвы

Оборудование: лупа

пипетка-капельница

предметное стекло

спиртовка

штатив с кольцом

13

13

100

Прибор для нагревания (сухое горючее, подставка для сухого горючего, фарфоровый колпачок)

 № 8 Определение иона кальция, хлорид-, сульфат-, нитрат- ионов

 в почвенной вытяжке

Оборудование:

химическая посуда

весы с разновесами

Вещества:

10% раствор азотной кислоты

10% раствор соляной кислоты

0,1н раствор нитрата серебра

20% раствор хлорида бария

раствор дифениламина в серной кислоте (0,2 г дифениламина в 20 мл серной кислоты плотностью 1,84),

 4% раствор оксалата аммония,

 красная кровяная соль кристаллическая

10% раствор роданида калия

13

13

100

№ 9  Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов

Вещества: растворы

сульфата меди (II)

хлорида калия

сульфата алюминия

гидроксида натрия

фосфата натрия

хлорида бария

карбоната натрия

азотной кислоты

фенолфталеина

серной кислоты

соляной кислоты

Оборудование:

пробирки

13

13

100

№ 10                                            

Получение водорода и его идентификация,

монтаж соответствующих приборов

Вещества:

гранулы цинка

соляная кислота

Оборудование:

пробирки в штативе

пробка с газоотводной трубкой

спички

13

13

100

№11  Количественное определение загрязненности веществ

Вещества:

загрязненная речным песком поваренная соль.

Оборудование:

лабораторный штатив с кольцом

два химических стакана

воронка

фарфоровая чашка

готовый фильтр

стеклянная палочка с резиновым наконечником

шпатель

спиртовка

13

13

100

Прибор для нагревания (сухое горючее, подставка для сухого горючего, фарфоровый колпачок)

№12  Определение массы оксида меди (II), обнаружение оксида углерода  (IV) и воды,

 получаемых при разложении основного карбоната меди

Оборудование:

  • пробирка с пробкой и газоотводной трубкой
  • химический стакан
  • штатив
  • спички
  • нагревательный прибор

Вещества:

  • основной карбонат меди (II)
  • известковая вода

13

13

100

Прибор для нагревания (сухое горючее, подставка для сухого горючего, фарфоровый колпачок)

№13 Определение концентраций хлора  в воздухе йодометрическим методом

Вещества:

  • вода
  • порошки, содержащие хлоринол

Оборудование: 

  • стеклянная палочка
  • фильтр
  • тигель
  • стаканы
  • пробирки

иодкрахмальная бумага (фильтровальная бумага, пропитанная концентрированным раствором иодида калия и крахмальным клейстером)

13

13

100

 № 14 Получение и собирание кислорода и его идентификация,

 монтаж соответствующего прибора

Оборудование:

  • прибор для получения и собирания газов
  • пробирки
  • стеклянная палочка
  • пинцет
  • древесный уголь
  • лучинка
  • спички

Вещества:

  • пероксид водорода
  • оксид марганца (IV)

13

13

100

Ввиду отсутствия в лаборатории перманганата калия практическая работа по получению кислорода проводится с использованием 5% раствора пероксида водорода (приобретаемого в аптеке), оксида марганца (IV)

 и соответствующего оборудования

№15 Разделение  смесей

Оборудование:

штатив

химический стакан

стеклянная палочка с резиновым наконечником

воронка

фильтровальная бумага

фарфоровая чашка

спиртовка

Вещества:

смесь поваренной соли и песка

вода

13

13

100

Прибор для нагревания (сухое горючее, подставка для сухого горючего, фарфоровый колпачок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса Химия и экология

Рабочая программа элективного курса Химия и экология...

Рабочая программа элективного курса "Химия в быту"

Рабочая программа элективного курса по химии в 9 классе "Химия в быту"...

Рабочая программа элективного курса "Химия и искусство"

Планирование составлено на основе  методического руководства «Элективные курсы .Химия  для 10, 11 классов», издательство «Учитель», 2006г. (Автор:Н.В.Ширшина)      К...

Рабочая программа элективного курса "Химия и медицина"

Пояснительная запискаЭлективный курс «Химия и медицина» рассчитан на 17 часов, рекомендован для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофил...

Рабочая программа элективного курса "Химия в повседневной жизни"

Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. В программу включены прогрессивн...

Рабочая программа элективного курса "Химия в задачах и упражнениях " 9 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программа расчитана на 34 часа. Программа отображает основные разделы курса химии 8-9 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Химия окружающей среды» по химии для 10 а класса

Актуальность данной программы обусловлена тем, что представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствам...