Рабочая программа элективного курса "Химия в быту"
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Рабочая программа элективного курса по химии в 9 классе "Химия в быту"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_v_bytu.elektiv.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Зеленокумска Советского района»

                 

УТВЕРЖДЕНА приказом по МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска»

№_155____от___02.09___2013 года

директор__________/Н.И. Лепехина/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по химии в 9 классе

«Химия в быту»

Количество часов  в неделю: 1 час в неделю (17 часов год)

Уровень: базовый

Срок реализации программы 1 год (2013-2014 учебный год)

Учитель: Рзаева Людмила Георгиевна

Рабочая программа элективного курса по химии в 9 классе  разработана на основе авторской учебной программы Н.В.Ширшиной «Химия в быту»

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Химия в быту» предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 17 -18 часов в первом учебном полугодии.

Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов о веществах и их практическом применении в повседневной жизни,  позволяет учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам бытовой химии, что способствует расширению и углублению базового компонента химического образования.

Содержание программы расширяет представления учащихся о химических веществах и материалах, окружающих человека в быту, вооружает знаниями, необходимыми в повседневной жизни и для будущей производственной деятельности.

Тематика курса раскрывает историю происхождения известных учащимся веществ и материалов, их необычные свойства, лежащие в основе применения человеком, предполагает рассмотрение как положительного, так и отрицательного воздействия на человека и окружающую среду, учит  применять вещества по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними.

Из данного курса учащиеся узнают о том, как действуют лекарственные препараты и стиральные порошки, что им необходимо взять в дорогу, чтобы обезопасить себя от комаров и других насекомых, как очистить воду для питья, как правильно применять минеральные удобрения при подкормке растений, какие вещества входят в состав пищевых продуктов и как правильно сочетать продукты.

Содержание курса является актуальным, т.к. способствует повышению интереса учащихся к познанию химии и ориентирует на профессии, связанные с медициной, строительством, химической промышленностью, косметологией.

Интеграция курса с биологией, экологией, медициной позволит учащимся лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека.

Разнообразный историко-искусствоведческий материал создаёт базу для интеграции курса с историей, географией, литературой.

Курс может быть использован в качестве межпредметного или ориентационного.

Цели:

- образовательная: расширение кругозора учащихся, повышение их интереса к химии и развитие внутренней мотивации учения через формирование представлений о составе и свойствах химических веществ и материалов, окружающих человека в повседневной жизни; 

- воспитательная: воспитание экологической грамотности и химической культуры при обращении с веществами; ориентация на выбор химико-биологического профиля.

-развивающая: формирование специальных умений и навыков работы с химическими веществами и материалами в быту; развитие творческих способностей и умений учащихся самостоятельно приобретать и применять знания на практике.

Задачи:

- расширить представления о составе и свойствах химических соединений на примере веществ и материалов, окружающих человека в быту (средства гигиены и косметики, препараты бытовой химии, лекарства, строительные материалы и т.д.);

-раскрыть экологические проблемы, связанные с использованием веществ и материалов бытового назначения;

- выработать умения соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными веществами, препаратами бытовой химии, использовать полученные знания на практике.

После изучения элективного курса «Химия в быту» учащиеся должны:    

           знать наиболее широко используемые средства гигиены и парфюмерии, синтетические моющие средства; типы тканей и способы выведения различных пятен с тканей; понятие рН; окраску индикаторов в различных средах;                                                                                                                                                                     уметь пользоваться средствами бытовой химии, наиболее часто используемыми в быту; определять индивидуальную переносимость химических средств бытовой химии; выводить пятна с ткани и окрашивать ее.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека.

Содержание программы

Тема

Основное содержание

1

Химия пищи.(3часа)

Жиры, углеводы, белки, соли, витамины  в пище. Опасные вещества в пище. Кулинарная обработка пищи. Консервирование продуктов. Кулинарные профессии. Химик – технолог

2

Моющие средства в быту(2часа)

Из истории моющих средств.    

Чем и как стирать, белить, крахмалить.

Химия в стиральной машине. Кто работает в прачечной.

3

Чистящие средства(2 часа)

Безабразивные чистящие средства. Что такое накипь и как ее удалить. Химчистка на дому. Кто работает в химчистке?

4

Химия и косметика.(2 часа)

Носители запаха. Волшебные превращения причесок. Пудры и аэрозоли.

Крема и их назначение. Профессии парфюмера, косметолога, парикмахера.

5

Химия и лекарства.(2часа)

Экскурсия по аптечке. Антибиотики. Витамины. Допустимо ли самолечение? Химия и техника безопасности в вашем доме. Профессия фармацевта.

6

Строительные и отделочные материалы для наружных и внутренних работ. Строительные профессии.(2 часа)

Состав и свойства цемента, известняка, клея, красок, растворителей, лаков.

7

Химия на приусадебном участке.(2часа)

Состав и структура почвы. Минеральные удобрения. Химические средства защиты растений. Профессии агронома, садовода, овощевода.

8

Химия – помощник туриста.(2часа)

Как получают водонепроницаемую ткань. Химия вокруг костра.

Химия на страже здоровья туриста. Как подать сигнал друг другу с помощью химии. Посуда туриста. Профессии туроператора, экскурсовода.

9

Итоговое занятие(1час)

Презентация профессий

Образовательные результаты:

Литература и другие информационные источники:

1.        Составитель Н. В. Ширшина, Химия 9 класс. Сборник Элективных курсов.,  Волгоград: Учитель, 2004.

2.        Составитель Н. В. Ширшина,  Элективный курс. Химия для гуманитариев 10, 11 классы. Волгоград: Учитель, 2004.

3.        Уроки новых технологий по химии., Воронеж, 1997.

4.        Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки 8-11 классы. : Волгоград «Учитель» 2003.

5.        Я иду на урок химии: Книга для учителя.- М.: Из-во «Олимп», из-во «Первое сентября», 1999.

6.        Штремплер Г.И., Лабунский,Ю.В., Панин Г.И. Классификация химических элементов в антропологии.: Химия в школе, 9/2001.

7.        Харьковская Н.Л., Асеева З.Г. Вода, дарующая жизнь.: Химия в школе 3/1997.

8.        Демьянова С.А. Оксид жизни – вода.: Химия в школе 7/2001.

9.        Ячменцева Н.М. Самое удивительное вещество.: Химия в школе 7/2001.

10.        Турлакова Е В. Определение показателей качества воды.: Химия в школе 7/2001.

11.        Ануфриева Е.Н., Компаниец О.Н. Интегрированный обобщающий урок «Гидросфера».: Химия в школе 7/2001.

12.        Звездин А.Г. Парадоксы воды.: Химия в школе 7/2001.

13.        Арефьева О.Д., Грамм – Осипова В.Н. Мониторинг водных объектов.: Химия в школе 7/2001.

14.        Кульский А.А. Проблема чистой воды. Киев 1974.

15.        Хачатрян И. Н. Неисчерпаемое море солей. Химия в школе 1/2001.

16.        Катаева Л.В. Восхитительный мир кристаллов. Химия в школе 9/1997

17.        Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение 1981.

18.        Сопова А.С. Химия и лекарственные вещества. Л., 1982.

19.        Сугатова В.Ф., Малеев В. В. «Не все ль блаженства – лишь отрава?»  Химия в школе 3/1998.

20.        Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа 1992.

21.        Химия в быту. Смоленск: Русич 1996.

22.        Войцеховская А.Л. Косметика сегодня. М.: Химия 1998.

23.        . Коренкова И.Н., Зазыбин А.Г. От мыла к СМС. Химия в школе 4/1998.

24.        Дудоров И.Г. Общая технология силикатов. М.: Стройиздат 1987.

25.        Жилин Д.М. Современные проблемы утилизации мусора. Химия в школе1/1998.

CD

1.        Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003.

2.        Химическая энциклопедия, 1992.

3.        Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Сайты в Интернете.

www.goldpages.ru

www.chinainfo.ru

www.delphiclub.ru

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Дата прове-дения

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Подготовка к ГИА

Формы контроля

Домашнее задание

Тема 1  Химия пищи (3ч.)

Инструктаж по ТБ. Белки,жиры,углеводы,. витамины-основа пищи

.

Знать химический состав и свойства важнейших пищевых продуктов и их отдельных компонентов, изменения которые происходят с этими в-ми во время приготовления пищи, а также при заготовке продуктов впрок..

Тест

Опасные вещества в пищи.

Тест

Кулинарные профессии

Тема2Моющие средства в быту(2 часа)

Из истории моющих средств

Знать некоторые исторические сведения использования и получения моющих средств, их состав, свойства.

Уметь грамотно применять моющие средства в быту с учетом фактуры ткани.

Тест

Чем и как стирать?

Тест

Тема3Чистящие)средства(2часа)

Что такое абразив?

.

Знать какими в-ми можно очистить медные, золотые и серебряные изделия, утюг, пятна на одежде, коврах, мягкой мебели  и уметь грамотно применять их на практике

7

Практическая работа ТБ Удаление накипи

Тема 4Химия и косметика(2часа)

8

Состав дезодорантови одеколонов

Знать какие вещества являются носителями запаха, из каких компонентов состоят духи, одеколоны и др. косметические средства

Тест

9

Профессии Косметолог и парихмахер

Тема5  Химия и лекарства(2часа)

 10

Экскурсия по аптечкеАнтибиотики и витамины

Знать назначение некоторых лекарственных средств, помнить, что самолечение не допустимо.

Уметь приготовить р-ры перекиси водорода, соды, перманганата калия

Тест

  11

Практическая работаТБОпределение состава аспирина

Тема6Строительные и отделочные материалы для наружных и внутренних работ.Стротельные профессии(2 часа)

  12

Состав гипса цемента и алебастра. Как с ними работать?

Знать состав и свойства цемента, известняка, клея, красок, растворителей, лаков.

Уметь грамотно использовать их в быту, соблюдая т/б.

Тест

 13

Краски и растворители.Строительные профессии

Тема7 Химия на приусадебном участке (2часа)

  14

Состав и структура почвы. Минеральные удобрения Профессии агроном,садовод

Знать, как состав и структура почвы влияет на рост растений; какими хим. средствами можно защитить растения от болезней и вредителей.

Уметь грамотно и умело применять м.у. и средства защиты, соблюдать т/б.

Тест

  15

Практическая работа ТБ Распознавание удобрений

Тема 8Химия-помощник туриста(2часа)

 16

Как разжечь костёр без спичек?

Знать, как можно получить водонепроницаемую ткань, с помощью каких веществ можно развести костер в сырую погоду, какими средствами можно пользоваться в походе, чтобы сохранить крепкое здоровье

Тест

  17

Способы очистки воды

Тест

  18

Итоговое занятие

Презентация профессий

                                                                                                                                                                                         

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания методического объединения учителей естественно-исторического  цикла

№ _____ от ______________ 2013 г.  

Руководитель МО  ____________ /_________________ /

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

 ___________/_________________/

_____________2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Культура быта" 9 класс

профессиональное самоопределение учащихся...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Быть успешным"

Данная программа предназначена для вовлечения подростков "группы риска" в досуговую деятельность по интересам. В современном обществе изменения социально-экономической ситуации привели к изменению инс...

Рабочая программа спецкурса "История русского быта"

Рабочая программа спецкурса "История русского быта"...

Рабочая программа элективного курса «Искусство быть здоровым: химия в быту»

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...

Рабочая программа элективного курса "Математика в быту и в профессиях" 9 кл

Основная цель: развитие логики мышления путем математического моделирования, развитие интереса учащихся к экономическим, техническим знаниям через решение математических задач....