Программа элективного курса "Культура быта" 9 класс
элективный курс по технологии (9 класс) по теме

Коновалова Ирина Валериевна

профессиональное самоопределение учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_byta.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа дает реальную возможность соединения трудового (практического) обучения с эстетическим воспитанием учащихся. Учащиеся знакомятся  с различными праздниками, на практике с образцами и технологиями декоративно-прикладного искусства, учатся сервировке стола, способам оформления блюд, пошиву детского белья и  это, в свою очередь, помогает творческому развитию школьников.

Обучение носит репродуктивный и творческий характер. Используется творческая проектная деятельность учащихся, включающая знания и умение по составлению плана работы, составлению графической и технологической документации, подготовке материалов, воплощению замысла в материале, защите и презентации проекта, экологической и экономической оценки выполненной работы.

Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены как для себя и своего дома, так и могут быть использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей.

Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Цели и задачи.

  1. воспитание трудолюбие, потребности в труде.
  2. формирование трудовых навыков и умений, технологических и экономических знаний.
  3. привитие любви к культуре и народным промыслам, воспитание вкуса.
  4. формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей личности.
  5. активировать творческую деятельность, развивая теоретические и практические умения.
  6. подготовка учащихся к профессиональному самоопределению.

Особое внимание следует обратить на знание и точное соблюдение всеми учащихся правил безопасности труда и производственной санитарии.

Курс рассчитан на 34 часа и включает в себя теоретическую и практическую части.

Учащиеся должны знать:

  1. правила сервировки стола;
  2. способы украшения блюд;
  3. характеристику праздников;
  4. правила раскроя и пошива детского белья;
  5. правила работы со спицами и крючком;
  6. технологию выполнения детских изделий спицами и крючком;
  7. возможность применения различных видов вышивки в отделке одежды и предметов быта;
  8. инструменты, приспособления и материалы для выполнения вышивки;
  9. технику выполнения глади, счетных швов
  10. правила обработки изделия с вышивкой;
  11. последовательность выполнения проекта.

Учащийся должен уметь: 

  1. производить сервировку стола;
  2. подбирать материалы для выполнения вышивки;
  3. выполнять счетные швы;
  4. обрабатывать края вышитых изделий;
  5. строить, шить и вывязывать детскую одежду;
  6. выполнять окончательную отделку изделия;
  7. составлять технологическую документацию для выполнения проекта;
  8. защищать проект.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование

учебных дисциплин,

разделов и тем

Всего

часов

Количество часов

Теоретические

учебные занятия

Практические

учебные

занятия

Выездные (индивидуа

льные)

учебные занятия

Вводное занятие

1

1

Подготовка к праздникам

3

1

2

Искусство принимать гостей

1

1

Оформление блюд

1

1

Вышивка

10

2

8

Детское белье

7

1

6

Вязание на спицах и крючком

11

2

9

Итого:

34

8

26

Содержание тем программы

Тема 1. Вводное занятие

Теория: цели и задачи курса. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для работы. Организация рабочего места.

Тема 2. Подготовка к праздникам

Теория: виды праздников, традиции и обычаи, правила оформления стола.

Практические работы: новогодние подарки,  способы крашения яиц.

Тема 3. Искусство принимать гостей

Теория: как принято приглашать гостей в гости и как их встречать.

Тема 4. Оформление блюд

Теория: способы украшения блюд овощами.

Практические работы: украшение из овощей.

Тема 5. Вышивка

Теория: познакомить с различными видами вышивок, рассказать как  в старину украшали различные изделия, способы ее выполнения.

Практические работы: выполнение белой, владимирской глади, ришелье.

Тема 6. Детское белье

Теория: научить выполнять и шить детское белье.

Практические работы: пошив распашонки, нагрудника. Чепчика.

Тема 7. Вязание на спицах и крючком

Теория: познакомить с техникой вязания на спицах: виды петель, способы закрытия последнего ряда и т.д.

Практические работы: вывязывание тапочек спицами и крючком.

 Формы и виды контроля

Два творческих проекта по выбору