Рабочая программа элективного курса «Искусство быть здоровым: химия в быту»
элективный курс по химии (10 класс) на тему
Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незнание и ошибки в вопросах правильного их применения могут приводить к различным негативным последствиям и тем доставляют нам неприятности. Данный элективный курс важен потому, что он охватывает практическое назначение химических веществ в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного курса «Искусство быть здоровым: химия в быту»
Классы: 10-е.
Учитель: Горячкина И.А.
Количество часов на 2012/2013 учебный год -34.
Количество часов в неделю - 1.
Пояснительная записка
Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незнание и ошибки в вопросах правильного их применения могут приводить к различным негативным последствиям и тем доставляют нам неприятности.
Данный элективный курс важен потому, что он охватывает практическое назначение химических веществ в повседневной жизни. Вопрос элементарной «химической» подготовленности людей очень важен в современном мире, т.к. в повседневной жизни каждый из нас везде и всюду контактирует с веществами. Это и лекарства, и косметические и парфюмерные средства, красители, топливо, пластики, удобрения и др. Во избежание опасностей, связанных с их применением, человек должен обладать определенным уровнем подготовленности к осознанному использованию достижений естественных наук в производственных и бытовых сферах.
В связи с перечисленными проблемами стало актуальным изучение в школе прикладных основ химии, через реализацию элективных курсов. Курс «Бытовая химическая грамотность» даёт возможность школьникам получить знания об основных веществах, которые используются в быту, и приобрести опыт в использовании этих веществ. Это позволяет реализовать дидактический принцип связи обучения с жизнью. Химия – наука экспериментальная, хорошо подобранные опыты позволяют отразить связь теории и эксперимента. Химический эксперимент должен быть нацелен на приобретение навыков, которые можно использовать в реальной жизни.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 – х классов и рассчитан на 34 часа.
Цель курса: расширение представлений учащихся о безопасных и опасных веществах, окружающих их в быту; развитие навыков правильного (безопасного) обращения с химическими материалами в быту.
Задачи:
- показать значение химии как науки практической, прикладной;
- обобщать и анализировать знания о влиянии различных веществ на организм человека;
- развивать практические навыки по правильному применению и использованию лекарств, косметики, бытовой химии;
- совершенствовать практические умения и навыки: планировать и проводить химический эксперимент и лабораторные исследования с окружающими нас веществами;
- развивать самостоятельность в приобретении новых знаний;
- развивать навыки исследовательской деятельности.
Требования к результатам усвоения материала элективного курса:
Учащиеся должны знать:
- правила обращения со средствами бытовой химии, правила оказания первой медицинской помощи при отравлении и ожогах средствами бытовой химии;
- правила безопасного использования лакокрасочных материалов, моющих и косметических средств, парфюмерии, условные обозначения на этикетках и упаковках материалов бытовой химии;
- химический состав пищи, правила приготовления и хранения продуктов питания;
- правила применения лекарственных препаратов.
Учащиеся должны уметь:
- применять бытовые химикаты по их назначению;
- правильно использовать товары парфюмерии и косметики с учетом своих индивидуальных особенностей;
- правильно готовить и хранить пищевые продукты, консервы;
- правильно применять лекарственные препараты;
- оказывать первую медицинскую помощь при поражении химическими веществами бытового назначения.
Самостоятельная работа учащихся заключается в: работе с литературой и конкретными объектами в быту, проведении практических работ, мини-исследовательских работ.
Основные методы, приемы и формы обучения: рассказ, беседа, работа с дополнительной литературой, практические работы, исследовательские работы, самостоятельные работы.
Тематическое планирование элективного курса
№ | Тема занятия | Количество часов | В том числе | Форма проведения | ||
Лекция | Практическая работа | Семинар | ||||
1. | Вводное занятие. Бытовая химия в повседневной жизни. | 1 | 1 | Лекция с элементами беседы | ||
Тема 1: Химия и пища | 6 | Лекция, групповая работа, творческие задания | ||||
2. | Понятие о рациональности питания. | 1 | 1 | |||
3. | Практическая работа №1. Исследование продуктов питания. Определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания. | 1 | ||||
4. | Пищевые добавки. | 1 | 1 | |||
5. | Пищевая аллергия. | 1 | ||||
Тема 2: Химия и средства гигиены | 7 | Лекция, индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа, сообщения учащихся | ||||
6. | Правильный подбор декоративной косметики для лица. | 1 | 1 | |||
7. | Правила ухода за полость рта. Действующие вещества зубной пасты. | 1 | ||||
Практическая работа №2. Химический состав зубной пасты. | 1 | |||||
8. | Мыла и шампуни. Уход за телом. | 1 | ||||
Практическая работа №3. Определение рН туалетного мыла. | 1 | |||||
9. | Окраска волос в домашних условиях. | 1 | ||||
Тема 3: Домашняя аптечка | 5 | Лекция, демонстрационный эксперимент, беседа, творческие задания
| ||||
10. | Правильное применение лекарств – залог здоровья. | 1 | ||||
11. | Профилактика различных заболеваний. | 1 | 1 | |||
12. | Практическая работа №4. Анализ табачного дыма. | 1 | ||||
13. | Практическая работа №5. Анализ пищевого спирта. | 1 | ||||
Тема 4: Химчистка на дому | 4 | Лекция, индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа, сообщения учащихся | ||||
14. | Секреты стирки. СМС и отбеливатели. | 1 | ||||
15. | Практическая работа №6. Определение pH синтетических моющих средств. | 1 | ||||
16. | Чистящие средства. Удаление пятен | 1 | ||||
17. | Практическая работа №7. Удаление пятен различного происхождения. | 1 | ||||
Тема 5: Жидкие средства для мытья посуды | 5 | Лекция, индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа, сообщения учащихся | ||||
18. | Эффективность моющих средств | 1 | 1 | |||
19. | Мытье и чистка посуды | 1 | 1 | |||
20. | Практическая работа №8. Сравнительный анализ жидких средств для мытья посуды. | 1 | ||||
Тема 6: Химия и реклама | 2 | |||||
21. | Изучение некоторых показателей рекламируемых товаров бытовой химии | 1 | 1 | Лекция, групповая работа, сообщения учащихся | ||
Тема 7: Химия в нашей жизни | 2 | Лекция, индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа, сообщения учащихся | ||||
22. | Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии. Первая помощь при несчастных случаях. | 1 | 1 | |||
23. | Итоговое занятие. Защита творческих проектов | 2 | Защита проектных работ | |||
Итого: | 34 |
Содержание элективного курса
Вводное занятие. Бытовая химия в повседневной жизни.
Роль химии в повседневной жизни человека. Химические вещества, применяемые в быту.
Тема 1. Химия и пища.
Понятие о рациональности питания. Проблема смешанного и раздельного питания.
Химические основы домашнего приготовления пищи: тепловая обработка пищи животного и растительного происхождения. Изменение пищевой ценности продуктов при тепловой обработке. Консерванты пищевых продуктов.
Пищевые добавки в продуктах питания. Маркировка упаковок пищевых продуктов, умение их читать. Красители, используемые в пищевой промышленности.
Пищевая аллергия. Причины пищевой аллергии. Симптомы пищевой аллергии, лечение.
Практическая работа №1. Исследование продуктов питания. Определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания.
Тема 2. Химия и средства гигиены.
Правильный подбор декоративной косметики для лица в зависимости от возраста, цели, времени года. Изучение химического состава различных косметических средств.
Правила ухода за полость рта. Действующие вещества зубной пасты. Как правильно выбрать зубную пасту.
Мыла и шампуни. Уход за телом. Гигиена тела. Состав мыла и шампуня. Принцип очищающего действия. Влияние рН гигиенических средств на состояние кожи и волос. Правила ухода за кожей и волосами.
Окраска волос в домашних условиях. Красители для волос. Меры предосторожности при использовании красителей для волос.
Практическая работа №2. Химический состав зубной пасты.
Практическая работа №3. Определение рН туалетного мыла.
Тема 3. Домашняя аптечка.
Правильное применение лекарств – залог здоровья. Лекарства – как вещества необходимые для здоровья человека. Лекарства для лечения сердечно - сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем. Антибиотики. Витамины. Фототерапия. Дозировка и способы применения, показания и противопоказания к применению. Обезболивающие средства, их получение и применение. Профилактика различных заболеваний.
Алкоголизм. Наркомания. Табакокурение.
Практическая работа №4. Анализ табачного дыма.
Практическая работа №5. Анализ пищевого спирта.
Тема 4: Химчистка на дому.
Секреты стирки. СМС и отбеливатели. Стирка хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых и синтетических тканей. Отбеливание и подсинивание ткани. Антистатическая обработка ткани. Меры предосторожности при использовании СМС.
Чистящие средства. Удаление пятен: техника выведения пятен, пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски.
Практическая работа №6. Определение pH синтетических моющих средств.
Практическая работа №7. Удаление пятен различного происхождения.
Тема 5: Жидкие средства для мытья посуды.
Эффективность моющих средств. Физико – химические свойства средств для мытья посуды. Особенности применения моющих средств.
Мытье и чистка посуды. Уход за полами, мебелью, чистка окон и зеркал.
Практическая работа №8. Сравнительный анализ жидких средств для мытья посуды.
Тема 6: Химия и реклама.
Изучение некоторых показателей рекламируемых товаров бытовой химии: рекламы зубной пасты, жевательной резинки, средств по уходу за кожей и волосам, чистящих и моющих средств, продуктов питания.
Тема 7: Химия в нашей жизни.
Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии. Химическая грамотность. Первая помощь при несчастных случаях.
Итоговое занятие. Защита творческих проектов.
Примерные темы проектов:
Химия на кухне
Химия и здоровье
Реклама глазами химика
Блеск и сила волос с точки зрения химика
Химия и косметика
Рациональное питание и здоровье
Химия в консервной банке
Искусственная пища: за и против
Химия запахов
Список использованной литературы
1. Артеменко А.И. Органическая химия и человек. М.: Просвещение, 2000г
2. Афанасьев А. Г. Химия на службе быта. М.: Знание, 1986г
3. Белорус А.В. Применение химических веществ в пищевой промышленности и быту. Журнал «Химия. Все для учителя» №7, 2011г
4. Войтович В. А. Химия в быту. М.: Знание, 1980г
5. Давыдова С.Л. Химия в косметике. М.: Знание, 1990г
6. Кузьмичева Е.В. Пищевые добавки. Журнал «Химия. Все для учителя» №7, 2011г
7. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992г
8. Петрова Д.В., Тургенева М.В. Потребляй, но проверяй. Методическое пособие из серии «Искусство ведения здорового образа жизни». – Отрадный, 2006г
9. Пичугина Г.В. «Повторяем химию на примерах из повседневной жизни». – М.: «Аркти», 1999г
10. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 10 класс (учебник). М.: «Просвещение», 2007г
11. Стивен У. Мойе. Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми веществами. М.: Астрель, 2007г
12. Ширшина Н.В. Химия для гуманитариев. – Волгоград.: «Учитель», 2006г
13. Юдин А.М. Сучков В.Н. Химия в быту. М.: «Химия», 1978 г
14. Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия. М.: Аванта+, 2000г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Быть здоровым - это модно! Быть здоровым - это классно! Быть здоровым - не опасно!"
Занятие о здоровом образе жизни, направленное на профилактику болезней и укрепление здоровья....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ для начальных классов на тему Здоровый образ жизни «БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ХОТИМ»
Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия у детей. Обогащение представлений о значении правильной осанки и свода стопы дл...
"Химия в быту. Пищевая химия"
Задание:1. Просмотрите фильм, пройдя по ссылкеhttps://www.youtube.com/watch?v=fd3yGetepEQ2. Запишите ответы в карте. Подпишите ее: Дата, фамилия, группа3. Ответьте на вопросы теста, https://onli...
Рабочая программа внеурочной деятельности по химии «Искусство быть здоровым: химия в быту»
Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...
Рабочая программа по предмету Физика и химия в быту и на производстве для 10-12 классов (ФГОС ИН) 1 вариант
Рабочая программа составлена на основе Пособия для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. В.В. Жумаева, Б.Б. Горскина «Физика в твоей жизни»....
Классный час: "За здоровый образ жизни. «Быть здоровым, жить активно – это стильно, позитивно»"
laquo;Люди должны осознать, что здоровый образ жизни — это личный успех каждого»Владимир ПутинУчитель: ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ УЧАЩИЕСЯ. В течении учебного дня сколько раз мы слышим слово ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по химии "Решение расчетных задач по химии в повседневной жизни"
Программа курса внеурочной деятельности по химии включает тематическое и поурочное планирование....