Рабочая программа элективного курса «Искусство быть здоровым: химия в быту»
элективный курс по химии (10 класс) на тему

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незнание и ошибки в вопросах правильного их применения могут приводить к различным негативным последствиям  и тем доставляют нам неприятности. Данный элективный курс важен потому, что он охватывает практическое назначение химических веществ в повседневной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

элективного курса «Искусство быть здоровым: химия в быту»

Классы: 10-е.

Учитель: Горячкина И.А.

Количество часов на 2012/2013 учебный год -34.

Количество часов в неделю - 1.

Пояснительная записка

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незнание и ошибки в вопросах правильного их применения могут приводить к различным негативным последствиям  и тем доставляют нам неприятности.

Данный элективный курс важен потому, что он охватывает практическое назначение химических веществ в повседневной жизни. Вопрос элементарной «химической» подготовленности людей очень важен в современном мире, т.к. в повседневной жизни каждый из нас везде и всюду контактирует с веществами. Это и лекарства, и косметические и парфюмерные средства, красители, топливо, пластики, удобрения и др. Во избежание опасностей, связанных с их применением, человек должен обладать определенным уровнем подготовленности к осознанному использованию достижений естественных наук в производственных и бытовых сферах.

В связи с перечисленными проблемами стало актуальным изучение в школе прикладных основ химии, через реализацию элективных курсов. Курс «Бытовая химическая грамотность» даёт возможность школьникам получить знания об основных веществах, которые используются в быту, и приобрести опыт в использовании этих веществ. Это позволяет реализовать дидактический принцип связи обучения с жизнью. Химия – наука экспериментальная, хорошо подобранные опыты позволяют отразить связь теории и эксперимента. Химический эксперимент должен быть нацелен на приобретение навыков, которые можно использовать в реальной жизни.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 – х классов и рассчитан на 34 часа.

Цель курса: расширение представлений учащихся о безопасных и опасных веществах, окружающих их в быту; развитие навыков правильного (безопасного) обращения с химическими материалами в быту. 

Задачи:

  • показать значение химии как науки практической, прикладной;
  • обобщать и анализировать знания о влиянии различных веществ на организм человека;
  • развивать практические навыки по правильному применению и использованию лекарств, косметики, бытовой химии; 
  • совершенствовать практические умения и навыки: планировать и проводить химический эксперимент и лабораторные исследования с окружающими нас веществами;
  • развивать самостоятельность в приобретении новых знаний;
  • развивать навыки исследовательской деятельности.

Требования к результатам усвоения материала элективного курса:

Учащиеся должны знать:

  • правила обращения со средствами бытовой химии, правила оказания первой медицинской помощи при отравлении и ожогах средствами бытовой химии;
  • правила безопасного использования лакокрасочных материалов, моющих и косметических средств, парфюмерии, условные обозначения на этикетках и упаковках материалов бытовой химии;
  • химический состав пищи, правила приготовления и хранения продуктов питания;
  • правила применения лекарственных препаратов.

Учащиеся должны уметь:

  • применять бытовые химикаты по их назначению;
  • правильно использовать товары парфюмерии и косметики с учетом своих индивидуальных особенностей;
  • правильно готовить и хранить пищевые продукты, консервы;
  • правильно применять лекарственные препараты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при поражении химическими веществами бытового назначения.

Самостоятельная работа учащихся заключается в: работе с литературой и конкретными объектами в быту, проведении практических работ, мини-исследовательских работ.

Основные методы, приемы и формы обучения: рассказ, беседа, работа с дополнительной литературой, практические работы, исследовательские работы, самостоятельные работы.

Тематическое планирование элективного курса

 

Тема занятия

Количество часов

В том числе

Форма проведения

Лекция

Практическая работа

Семинар

1.

Вводное занятие. Бытовая химия в повседневной жизни.

1

1

Лекция с элементами беседы

Тема 1: Химия и пища

6

Лекция, групповая работа, творческие задания

2.

Понятие о рациональности питания.

1

1

3.

Практическая работа №1. Исследование продуктов питания. Определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания.

1

4.

Пищевые добавки.

1

1

5.

Пищевая аллергия.

1

Тема 2: Химия и средства гигиены

7

Лекция, индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа, сообщения учащихся

6.

Правильный подбор декоративной косметики для лица.

1

1

7.

Правила ухода за полость рта. Действующие вещества зубной пасты.

1

Практическая работа №2. Химический состав зубной пасты.

1

8.

Мыла и шампуни. Уход за телом.

1

Практическая работа №3. Определение рН туалетного мыла.

1

9.

Окраска волос в домашних условиях.

1

Тема 3: Домашняя аптечка

5

Лекция, демонстрационный эксперимент, беседа, творческие задания

 

10.

Правильное применение лекарств – залог здоровья.

1

11.

Профилактика различных заболеваний.

1

1

12.

Практическая работа №4. Анализ табачного дыма.

1

13.

Практическая работа №5. Анализ пищевого спирта.

1

Тема 4: Химчистка на дому

4

Лекция, индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа, сообщения учащихся

14.

Секреты стирки. СМС и отбеливатели.

1

15.

Практическая работа №6. Определение pH синтетических моющих средств.

1

16.

Чистящие средства. Удаление пятен

1

17.

Практическая работа №7. Удаление пятен различного происхождения.

1

Тема 5: Жидкие средства для мытья посуды

5

Лекция, индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа, сообщения учащихся

18.

Эффективность моющих средств

1

1

19.

Мытье и чистка посуды

1

1

20.

Практическая работа №8. Сравнительный анализ жидких средств для мытья посуды.

1

Тема 6: Химия и реклама

2

21.

Изучение некоторых показателей  рекламируемых товаров бытовой химии

1

1

Лекция, групповая работа, сообщения учащихся

Тема 7: Химия в нашей жизни

2

Лекция, индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа, сообщения учащихся

22.

Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии. Первая помощь при несчастных случаях.

1

1

23.

Итоговое занятие. Защита творческих проектов

2

Защита проектных работ

Итого:

34

Содержание элективного курса

Вводное занятие. Бытовая химия в повседневной жизни.

Роль химии в повседневной жизни человека. Химические вещества, применяемые в быту.

Тема 1. Химия и пища.

Понятие о рациональности питания. Проблема смешанного и раздельного питания. 

Химические основы домашнего приготовления пищи: тепловая обработка пищи животного и растительного происхождения. Изменение пищевой ценности продуктов при тепловой обработке. Консерванты пищевых продуктов.

Пищевые добавки в продуктах питания. Маркировка упаковок пищевых продуктов, умение их читать. Красители, используемые в пищевой промышленности.

Пищевая аллергия. Причины пищевой аллергии. Симптомы пищевой аллергии, лечение.

Практическая работа №1. Исследование продуктов питания. Определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания.

Тема 2. Химия и средства гигиены.

Правильный подбор декоративной косметики для лица в зависимости от возраста, цели, времени года. Изучение химического состава различных косметических средств.

Правила ухода за полость рта. Действующие вещества зубной пасты. Как правильно выбрать зубную пасту.

Мыла и шампуни. Уход за телом. Гигиена тела.  Состав мыла и шампуня. Принцип очищающего действия. Влияние рН гигиенических средств на состояние кожи и волос. Правила ухода за кожей и волосами.

Окраска волос в домашних условиях. Красители для волос. Меры предосторожности при использовании красителей для волос.

Практическая работа №2. Химический состав зубной пасты.

Практическая работа №3. Определение рН туалетного мыла.

Тема 3. Домашняя аптечка.

Правильное применение лекарств – залог здоровья. Лекарства – как вещества необходимые для здоровья человека. Лекарства для лечения сердечно - сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем. Антибиотики. Витамины. Фототерапия. Дозировка и способы применения, показания и противопоказания к применению. Обезболивающие средства, их получение и применение. Профилактика различных заболеваний.

Алкоголизм. Наркомания. Табакокурение. 

Практическая работа №4. Анализ табачного дыма.

Практическая работа №5. Анализ пищевого спирта.

Тема 4: Химчистка на дому.

Секреты стирки. СМС и отбеливатели. Стирка хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых и синтетических тканей. Отбеливание и подсинивание ткани. Антистатическая обработка ткани. Меры предосторожности при использовании СМС.

Чистящие средства. Удаление пятен: техника выведения пятен, пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски.

Практическая работа №6. Определение pH синтетических моющих средств.

Практическая работа №7. Удаление пятен различного происхождения.

Тема 5: Жидкие средства для мытья посуды.

Эффективность моющих средств. Физико – химические свойства средств для мытья посуды. Особенности применения моющих средств.

Мытье и чистка посуды. Уход за полами, мебелью, чистка окон и зеркал.

Практическая работа №8. Сравнительный анализ жидких средств для мытья посуды.

Тема 6: Химия и реклама.

Изучение некоторых показателей  рекламируемых товаров бытовой химии: рекламы зубной пасты, жевательной резинки, средств по уходу за кожей  и волосам, чистящих и моющих средств, продуктов питания.

Тема 7: Химия в нашей жизни.

Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии. Химическая грамотность. Первая помощь при несчастных случаях.

Итоговое занятие. Защита творческих проектов.

Примерные темы проектов:

Химия на кухне

Химия и здоровье

Реклама глазами химика

Блеск и сила волос с точки зрения химика

Химия и косметика

Рациональное питание и здоровье

Химия в консервной банке

Искусственная пища: за и против

Химия запахов  

Список использованной литературы

1. Артеменко А.И. Органическая химия и человек. М.: Просвещение, 2000г

2. Афанасьев А. Г. Химия на службе быта. М.: Знание, 1986г

3. Белорус А.В. Применение химических веществ в пищевой промышленности и быту. Журнал «Химия. Все для учителя» №7, 2011г

4. Войтович В. А. Химия в быту. М.: Знание, 1980г

5. Давыдова С.Л. Химия в косметике. М.: Знание, 1990г

6. Кузьмичева Е.В. Пищевые добавки. Журнал «Химия. Все для учителя» №7, 2011г

7. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992г

8. Петрова Д.В., Тургенева М.В. Потребляй, но проверяй. Методическое пособие из серии «Искусство ведения здорового образа жизни». – Отрадный, 2006г

9. Пичугина Г.В. «Повторяем химию на примерах из повседневной жизни». – М.: «Аркти», 1999г

10. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 10 класс (учебник). М.: «Просвещение», 2007г

11. Стивен У. Мойе. Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми веществами. М.: Астрель, 2007г

12. Ширшина Н.В. Химия для гуманитариев. – Волгоград.: «Учитель», 2006г

13. Юдин А.М. Сучков В.Н. Химия в быту. М.: «Химия», 1978 г

14. Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия. М.: Аванта+, 2000г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Быть здоровым - это модно! Быть здоровым - это классно! Быть здоровым - не опасно!"

Занятие о здоровом образе жизни, направленное на профилактику болезней и укрепление здоровья....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ для начальных классов на тему Здоровый образ жизни «БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ХОТИМ»

Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия у детей. Обогащение представлений о значении правильной осанки и свода стопы дл...

"Химия в быту. Пищевая химия"

Задание:1. Просмотрите фильм, пройдя по ссылкеhttps://www.youtube.com/watch?v=fd3yGetepEQ2. Запишите ответы в карте. Подпишите ее: Дата, фамилия, группа3. Ответьте на вопросы теста, https://onli...

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии «Искусство быть здоровым: химия в быту»

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...

Рабочая программа по предмету Физика и химия в быту и на производстве для 10-12 классов (ФГОС ИН) 1 вариант

Рабочая программа составлена на основе Пособия для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. В.В. Жумаева, Б.Б. Горскина «Физика в твоей жизни»....

Классный час: "За здоровый образ жизни. «Быть здоровым, жить активно – это стильно, позитивно»"

laquo;Люди должны осознать, что здоровый образ жизни — это личный успех каждого»Владимир ПутинУчитель: ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ УЧАЩИЕСЯ. В течении учебного дня сколько раз мы слышим слово ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по химии "Решение расчетных задач по химии в повседневной жизни"

Программа курса внеурочной деятельности по химии включает тематическое и поурочное планирование....