Рабочая программа курса внеурочной деятельности по химии "Решение расчетных задач по химии в повседневной жизни"
рабочая программа (9 класс)

Чулочникова Оксана Викторовна

Программа курса внеурочной деятельности по химии включает тематическое и поурочное планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Танзыбейская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Решение расчетных задач по химии

 в повседневной жизни»

для обучающихся 9 класса

по направлению: общеинтеллектуальное.

на 2023/2024 уч.г.

Разработала

Чулочникова О. В.,,

учитель химии

П. Танзыбей, 2023 г.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности разработана на основе:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  • Положение о Рабочей программе по учебному курсу, в том числе по внеурочной деятельности педагога, осуществляющего функции введения ФГОС ООО;
  • Положение об организации внеурочной деятельности;
  • Рабочая программа воспитания МБОУ «Танзыбейская СШ»;

Цели и задачи курса внеурочной деятельности

Цель: Развитие умений решать расчетные задачи разных типов по химии  практической направленности.

Задачи курса:

1. Углубить знания понятийного аппарата химии, общих законов химии;

2. Формировать навыки использования алгоритмов при решении задач разных типов;

3. Научить применять различные способы решения задач разных типов на примере задач, встречающихся в повседневной жизни.

4. Развивать творческие способности через составление расчетных задач по химии;

Место курса

Для реализации программы внеурочной деятельности из плана внеурочной деятельности  основного общего образования МБОУ «Танзыбейская СШ» отводится  0,5 часов в неделю, 17 часов в год.  Срок реализации программы 1 год.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Вид УУД

Планируемый результат

Личностные универсальные учебные

 действия

  • Осознанное ценностное отношение к  интеллектуально-познавательной  деятельности  и  творчеству.
  • Потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности.
  • Мотивация  к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и научно-практической деятельности.
  • Компетенции  познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями  (поиск, переработка, выдача информации).
  • Способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию.
  • Механизм самостоятельного поиска и обработки новых знаний  в повседневной практике взаимодействия с миром.

- Внутренний субъективный мир личности с учетом уникальности, ценности и психологических возможностей каждого ребенка.

Регулятивные универсальные учебные

действия

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Коммуника-тивные

универсальные

учебные

действия

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

Познава-тельные

универсальные

учебные

действия

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора.

Предметные результаты

Раздел

Планируемый результат

Основные понятия

химии  (уровень

атомно-молекулярных

представлений)

• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

• • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

• вычислять относительную молекулярную и молярную массы

веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости.

Строение вещества

• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

•  осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Многообразие

химических

реакций

• объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

• называть признаки и условия протекания химических реакций;

• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных

признаков:

1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции;

2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);

3) по изменению степеней окисления химических элементов;

4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам и названиям продуктов реакции;

• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

• приготовлять растворы с определённой массовой долей

растворённого вещества.

Многообразие

веществ

• составлять формулы веществ по их названиям;

• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов;

• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей.

Содержание программы курса

Ведение (1 час)

Правила безопасности  работы в кабинете химии и химической лаборатории. Значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека.  Профессии, требующие химических знаний.

Раздел 1. Общие подходы к решению расчетных задач

Единицы физических величин, их названия и обозначения. Взаимосвязь физико-химических величин. Основные законы химии. Закон постоянства состава вещества. Общие рекомендации при решении расчетных задач. Анализ подходов к решению задач повышенной сложности. Понятие об алгоритмах решения расчетных задач разных типов. Метод пропорции.

Раздел 2. Решение расчетных задач по химии разных типов

Тема 1. Задачи на нахождение химической формулы веществ

Задачи на нахождение химической формулы веществ  по массовым отношениям элементов, процентному содержанию элементов в веществе, по плотности газообразного вещества по другому газообразному веществу.

 Тема 2. Задачи на нахождение массы веществ по массовой доле их в смеси или растворе. Задачи на нахождение массы веществ по массовой доле их в смеси или растворе Метод пропорции.

Свойства воды как растворителя. Общие сведения и интересные факты о растворах, кристаллогидратах. Графики растворимости. Приготовление растворов с заданной массовой долей.

Тема 3. Расчеты по уравнениям химических реакций.

Химические процессы в повседневной жизни. Основные химические понятия: молярная масса, молярный объем, количество вещества, практический выход продукта реакции от теоретически возможного, массовая доля. Уравнения химических реакций, их классификация. Составление уравнений химических реакций для различных химических процессов. Расчеты по уравнениям химических реакций. Решение задач по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ содержит примеси.  Задачи на определение выхода продукта реакции. Расчеты по термохимическим реакциям. Объемные отношения газов. Газовые законы.

Раздел 3. Проектирование сборника «Учись решать задачи по химии».

Подбор задач практической направленности разных типов. Требования к оформлению расчетных задач.  Образовательный продукт  совместной работы - макет сборника задач «Учись решать задачи по химии».

Тематическое планирование

№пп

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности

Форма проведения

1

Введение

1

- раскрывают смысл основных химических понятий: «качественная задача», «расчетная задача».

Познавательная беседа. Викторина.

2

Раздел 1. Общие подходы к решению расчетных задач

3

  • применяют стехиометрические законы химии;
  • иллюстрируют взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
  • используют химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;
  • определяют валентность и степень окисления химических элементов в соединениях различного состава, принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам;

Познавательная дискуссия, самостоятельная работа, общественный смотр знаний, консультация

3

Раздел 2. Решение расчетных задач по химии разных типов

10

- применяют общие подходы к решению расчетных задач;

- вычисляют относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе;

- проводят расчёты по уравнению химической реакции

Познавательные беседы, практическая работа, консультация, дидактическая игра

4

Раздел 3. Проектирование

3

определяют цели деятельности, планируют, осуществляют, контролируют и при необходимости корректируют свою деятельность, выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составляют или корректируют предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах – веществах и реакциях, оценивают соответствие полученного результата заявленной цели;

-используют и анализируют контексты, предлагаемые в условии заданий.

практическая работа, общественный смотр знаний, учебный проект, консультация

Календарно-тематическое планирование

№пп

Основные понятия

Количество часов

Форма проведения

Сроки

проведения

1

Введение. Понятия «качественная задача», «расчетная задача».

1

Познавательная беседа. Викторина.

07.09

2

Стехиометрические законы химии

1

Познавательная дискуссия, самостоятельная работа, общественный смотр знаний, консультация

14.09

3

Общие подходы к решению расчетных задач

1

21.09

4

Отношения. Пропорции. Расчёты по химическим формулам.

1

28.09

5

Задачи на нахождение химической формулы веществ

1

Познавательные беседы, практическая работа, консультация, дидактическая игра

05.10

6

Количество вещества. Молярная масса. Эквивалент

1

12.10

7

Расчет массовой доли компонентов  раствора.

1

19.10

8

Решение задач на нахождение массы веществ по массовой доле их в смеси

1

26.10

9

Расчеты по уравнениям химической реакции

1

09.11

10

Вычисления по химическим уравнениям, если одно вещество содержит примеси

1

16.11

11

Вычисления по химическим уравнениям, если одно вещество взято в избытке

1

23.11

12

Задачи на определение выхода продукта реакции

1

30.11

13

Газовые законы. Решение задач на хождение объёмной доли компонентов в смеси

1

07.12

14

Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса.

1

03.05

15

16

Учебный проект «Трудная задача, начнем по порядку».

2

практическая работа, общественный смотр знаний, учебный проект, консультация

17.05

24.05

17

Промежуточная аттестация. Защита учебного проекта  

1

30.05

Промежуточная аттестация внеурочной деятельности

Направление деятельности

Форма аттестации

Сроки

Общеинтеллектуальное

Учебный проект

30.05

Критерии оценивания курса внеурочной деятельности

Карта развития метапредметных результатов
курса внеурочной деятельности «Решение задач по химии в повседневной жизни»
ученика 9 класса
Ф.И._______________________________________________

Метапредметные результаты

Да

Нет

Высокая мотивация к применению знаний, поученных при решении расчетных задач по химии в повседневной жизни

Проявляет настойчивость в достижении цели.

Применяет методы наблюдения.

Оценивает свою деятельность при оформлении задачи; при выполнении учебного проекта

Обсуждает проблемные вопросы с учителем.

Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи

Сравнивает результаты своей деятельности в начале года с результатами в конце года

Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности;

Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Объясняет свои чувства и ощущения от созерцаемых

произведений искусства.

Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни.

Если обучающийся набирает

*10-12 положительных ответов. У него высокий уровень формирования метапредметных результатов.

*5-9 положительных ответов – средний уровень формирования. Учителю необходимо больше обращать внимания на работу с этим обучающимся.
*0-4 положительных ответов – низкий уровень формирования. Учитель должен построить работу с данным учеником так, чтобы в следующем году повысить уровень формирования метапредметных результатов.
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий проводится в начале и в конце каждого учебного года. Стартовая диагностика в начале учебного года позволяет сформулировать систему учебных задач на развитие способностей к рефлексии, сотрудничеству и
учебной самостоятельности  школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химия и искусство рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 7 классов

программа элективного курса «Химия и искусство» для учащихся 7классов. Программа   рассчитана   на 35 учебных часа, содержит 8 разделов, теоретических и практических за...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение математических задач» 7 класс

Одним из направлений в обучении математики является расширение кругозора, повышение мотивации учения и самообучения. Это возможно только при условии учёта индивидуальных особенностей ребёнка и его спо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ» (ТРИЗ)

Программа «ТРИЗ» является составляющей программы творческого развития обучающихся внеурочной деятельности школы.Изучение ТРИЗ осуществляется с помощью изобретательских задач, которые форму...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению «Начала экспериментальной химии»

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися экспериментами.Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для ор...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Методы решения олимпиадных задач" (8-10 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Методы решения олимпиадных задач2 ориентирована на обучающихся 8-10 классов, расчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю). Может быть реализована ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Химия в задачах»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Химия в задачах»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕШЕНИЕ СОБЫТИЙНО-ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ ПО ИСТОРИИ»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История: теория и практика» составлена в соответствии с ФГОС ООО, примерной...