Рабочая программа внеурочной деятельности по химии «Искусство быть здоровым: химия в быту»
рабочая программа по химии (9 класс)

Саврацкая Антонина Васильевна

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незнание и ошибки в вопросах правильного их применения могут приводить к различным негативным последствиям и доставлять неприятности.

Курс дает возможность школьникам получить знания об основных веществах, которые используются в быту, и приобрести опыт их использования, Это позволяет реализовать дидактический принцип связи обучения с жизнью. Химия - наука экспериментальная, хорошо подобранные опыты позволяют отразить связь теории и эксперимента. Химический эксперимент должен быть нацелен на приобретение навыков, которые можно использовать в реальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_himii.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

   Рабочая программа внеурочной деятельности по химии

«Искусство быть здоровым: химия в быту»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Искусство быть здоровым: химия в быту» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями, изложенными в следующих документах:

   - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2013г. № 273-    ФЗ;

    - письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14 декабря 2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

   - письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296;

   - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

   - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015;);

   - Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

  - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

   – Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования

   - Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 25» города Смоленска;

   - Образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 25» города Смоленска.

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека происходит постоянно. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незнание и ошибки в вопросах правильного их применения могут приводить к различным негативным последствиям и доставлять неприятности.

Курс дает возможность школьникам получить знания об основных веществах, которые используются в быту, и приобрести опыт их использования. Это позволяет реализовать дидактический принцип связи обучения с жизнью. Химия – наука экспериментальная, хорошо подобранные опыты позволяют отразить связь теории и эксперимента. Химический эксперимент должен быть нацелен на приобретение навыков, которые можно использовать в реальной жизни

Цели курса: показать необходимость химических знаний для развития различных отраслей науки, медицины, сферы обслуживания, раскрыть материальные основы окружающего мира, расширить представление учащихся о опасных веществах, окружающих их в быту; сформировать у учащихся умения и навыки правильного (безопасного) обращения с химическими материалами в быту.

Задачи:

  • Показать значение химии как практической, прикладной науки;
  • Обобщать и анализировать знания о влиянии различных веществ на организм человека;
  • Развивать практические навыки по правильному применению и использованию лекарств, косметики, бытовой химии;
  • Совершенствовать практические умения и навыки: планировать и проводить химический эксперимент и лабораторные исследования с окружающими нас веществами;
  • Развивать самостоятельность в приобретении новых знаний;
  • Развивать навыки исследовательской деятельности.

          2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,

формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

Метапредметные:

1. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

2. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

3. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

5. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции)

Предметные:

формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира

Учащиеся должны знать :

  • Правила обращения со средствами бытовой химии, правила оказания первой медицинской помощи при отравлении и ожогах средствами бытовой химии;
  • Правила безопасного использования лакокрасочных материалов, моющих и косметических средств, парфюмерии, условные обозначения на этикетках и упаковках материалов бытовой химии;
  • Химический состав пищи, правила приготовления и хранения продуктов питания;
  • Правила применения лекарственных препаратов.

Уметь:

  • Применять бытовые химикаты по их назначению;
  • Правильно использовать товары парфюмерии и косметики с учетом индивидуальных особенностей;
  • Правильно готовить и хранить пищевые продукты, консервы;
  • Правильно применять лекарственные препараты;
  • Оказывать первую медицинскую помощь при поражении химическими веществами бытового назначения.

3. Содержание курса внеурочной деятельности

№ п/п

Краткая характеристика содержания

Формы организации и виды деятельности

Вводное занятие. Бытовая химия в повседневной жизни

Формы организации: коллективная, индивидуальная

Виды деятельности:

Лекция с  элементами беседы, анкетирование

1

Химия и пища.

Понятие о рациональности питания. Проблема смешанного и раздельного питания. 

Химические основы домашнего приготовления пищи: тепловая обработка пищи животного и растительного происхождения. Изменение пищевой ценности продуктов при тепловой обработке. Консерванты пищевых продуктов.

Пищевые добавки в продуктах питания. Маркировка упаковок пищевых продуктов, умение их читать. Красители, используемые в пищевой промышленности.

Пищевая аллергия. Причины пищевой аллергии. Симптомы пищевой аллергии, лечение.

Практическая работа №1. Исследование продуктов питания. Определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания.

Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная

Виды деятельности:

лекция с  элементами беседы,   создание памяток, изучение памятки, выполнение  практических, творческих заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др. 

2

Химия и средства гигиены.

Правильный подбор декоративной косметики для лица в зависимости от возраста, цели, времени года. Изучение химического состава различных косметических средств.

Правила ухода за полость рта. Действующие вещества зубной пасты. Как правильно выбрать зубную пасту.

Мыла и шампуни. Уход за телом. Гигиена тела.  Состав мыла и шампуня. Принцип очищающего действия. Влияние рН гигиенических средств на состояние кожи и волос. Правила ухода за кожей и волосами.

Окраска волос в домашних условиях. Красители для волос. Меры предосторожности при использовании красителей для волос.

Практическая работа№2. Химический состав зубной пасты.

Практическая работа №3. Определение рН туалетного мыла.

Формы организации:

коллективная, работа в группах, работа в парах, индивидуальная

Виды деятельности:

беседа, выполнение практических, творческих заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др.

3

Домашняя аптечка.

Правильное применение лекарств – залог здоровья. Лекарства – как вещества необходимые для здоровья человека. Лекарства для лечения сердечно - сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем. Антибиотики. Витамины. Фототерапия. Дозировка и способы применения, показания и противопоказания к применению. Обезболивающие средства, их получение и применение. Профилактика различных заболеваний.

Алкоголизм. Наркомания. Табакокурение. 

Практическая работа №4. Анализ табачного дыма.

Практическая работа №5. Анализ пищевого спирта.

Формы организации:

коллективная, работа в группах, индивидуальная

Виды деятельности:

лекция с элементами беседы, выполнение практических заданий

4

Химчистка на дому.

Секреты стирки. СМС и отбеливатели. Стирка хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых и синтетических тканей. Отбеливание и подсинивание ткани. Антистатическая обработка ткани. Меры предосторожности при использовании СМС.

Чистящие средства. Удаление пятен: техника выведения пятен, пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски.

Практическая работа №6. Определение pH синтетических моющих средств.

Практическая работа №7. Удаление пятен различного происхождения.

Формы организации:

коллективная, работа в парах, индивидуальная

Виды деятельности:

лекция с элементами беседы, выполнение практических заданий

5

Жидкие средства для мытья посуды.

Ктивн Эффективность моющих средств. Физико – химические свойства средств для мытья посуды. Особенности применения моющих средств.

Мытье и чистка посуды. Уход за полами, мебелью, чистка окон и зеркал.

Практическая работа №8. Сравнительный анализ жидких средств для мытья посуды.

Формы организации:

коллективная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная.

Виды деятельности:

Беседа, выполнение практических, творческих заданий

6

Химия и реклама.

Изучение некоторых показателей  рекламируемых товаров бытовой химии: рекламы зубной пасты, жевательной резинки, средств по уходу за кожей  и волосам, чистящих и моющих средств, продуктов питания.

Формы организации:

 коллективная, индивидуальная, работа в группах

Виды деятельности:

 Беседа, выполнение  творческих заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др

7

Химия в нашей жизни.

Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии. Химическая грамотность. Первая помощь при несчастных случаях.

Формы организации:

коллективная, работа в парах, работа в группах,

Виды деятельности:

лекция с элементами беседы,   создание памяток, изучение памятки, выполнение  демонстрационных заданий.

Итоговое занятие. Защита творческих проектов

Формы организации:

Индивидуальная, работа в парах, работа в греппах

Виды деятельности:

защита проектных работ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Вводное занятие. Бытовая химия в повседневной жизни

1

1

Химия и пища

6

2

Химия и средства гигиены

7

3

Домашняя аптечка

5

4

Химчистка на дому

4

5

Жидкие средства для мытья посуды

5

6

Химия и реклама

2

7

Химия в нашей жизни

2

Итоговое занятие. Защита творческих проектов

2

       4.Тематическое планирование внеурочной деятельности

5. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

урока

Тема

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие. Бытовая химия в повседневной жизни

1

Тема 1. Химия и пища (6 ч)

2-3

Понятие о рациональности питания

2

4

Исследование продуктов питания. Определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания

1

5-6

Пищевые добавки

2

7

Пищевая аллергия

1

Тема 2. Химия и средства гигиены (7 ч)

8

Правильный подбор декоративной косметики для лица

1

9-10

Правила ухода за полостью рта. Действующие вещества зубной пасты

2

11

Химический состав зубной пасты

1

12

Мыла и шампуни. Уход за телом

1

13

Определение pH туалетного мыла

1

14

Окраска волос в домашних условиях

1

Тема 3. Домашняя аптечка (5ч)

15

Правильное применение лекарств – залог здоровья

1

16-17

Профилактика различных заболеваний

2

18

Анализ табачного дыма

1

19

Анализ пищевого спирта

1

Тема 4. Химчистка на дому (4 ч)

20

Секреты стирки. СМС и отбеливатели

1

21

Определение pH синтетических моющих средств

1

22

Чистящие средства. Удаление пятен

1

23

Удаление пятен различного происхождения

1

Тема 5. Жидкие средства для мытья посуды (5 ч)

24-25

Эффективность моющих средств

2

26-27

Мытьё и чистка посуды

2

28

Сравнительный анализ жидких средств для мытья посуды

1

Тема 6. Химия и реклама (2 ч)

29-30

Изучение некоторых показателей рекламируемых товаров бытовой химии

2

Тема 7. Химия в нашей жизни (4ч)

31-32

Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии. Первая помощь при несчастных случаях

2

33-34

Итоговое занятие. Защита творческих проектов

2

Итого

34

                               Информационное обеспечение

Занятия проходят в кабинете химии с проекционным оборудованием; имеется выход в Интернет.

Практические работы и демонстрационные опыты выполняются в кабинете химии с соблюдением правил техники безопасности.

                               Литература

  1. Артеменко А.И. Органическая химия и человек. Теоретические основы: углубленный курс. – М.: Просвещение,2000.
  2. Гладенин В.Ф. Большая медицинская энциклопедия. – М.: Эсмо, 2001.
  3. Руина О.В. Медицинская энциклопедия для всей семьи. Все, что нужно знать о болезнях. – М.: Центрполиграф, 2000.
  4. Афанасьев А.Г. Химия на службе быта. – М.: Знание, 1986.
  5. Давыдова С.Л. Химия в косметике. – М.: Знание, 1990.
  6.  Белорус А.В. Применение химических веществ в пищевой промышленности и быту // Химия. Все для учителя. – 2011. - № 7
  7. Кузьмичева Е.П. Пищевые добавки // Химия. Все для учителя. – 2011. - № 7.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Техника проведения практических работ

Практическая работа №1. Исследование продуктов питания. Определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания.

1. Качественные реакции на крахмал и жиры.                                                                       Оборудование: кусок белого хлеба, спиртовой раствор йода, фильтровальная бумага. Спиртовой раствор йода растворяют в воде до цвета крепкого чая и обрабатывают им хлеб. Наличие темно-синей окраски свидетельствуют о наличии в нем крахмала. Небольшой кусок хлеба заворачивают в фильтровальную бумагу и сильно сжимают. После этого бумагу разворачивают и просматривают на свет. Видно жирное пятно.

2. Качественная реакция на глюкозу.                                                                         Оборудование: таблетка глюкозы или карамель, 10%-й раствор NaOH, 2%-й раствор CuSO4 , нагревательный прибор, штатив с пробирками. Глюкоза используется в виде видного раствора.                                                                                                                              К 1 см3 щелочи и, по каплям, медный купорос до образования синего осадка. После этого пробирку нагревают на огне. Выпадает ярко-оранжевый осадок, который и указывает на присутствие глюкозы. Если содержание глюкозы в пробе было большим, оранжевый осадок выпадает сразу без нагревания.

3. Качественная реакция на белки.                                                                                                    Оборудование: раствор белка (белок одного куриного яйца разводят в 0,5 л воды), 10%-й раствор NaOH, 1%-й раствор CuSO4, пипетка, штатив с пробирками.                                                                                                                                    К 2 мл исследуемого раствора белка приливают столько же щелочи и, по каплям, медный купорос. После каждой капли пробирку тщательно встряхивают. Появление фиолетовой окраски свидетельствует о наличии белка (биуретовая реакция).

Форма отчётности                                                                                                             Заполните таблицу «Определение белков, жиров и углеродов».

Условия опыта

Наблюдения

Выводы из опыта

Практическая работа №2. Определение pH туалетного мыла.                                                            1. Приготовьте раствор принесенного вами мыла:                                                                                    а) 5%-й массой 50 г (в случае твердого мыла)                                                                                            б) 5%-й объемом 50 мл (в случае жидкого мыла считайте плотность мыльного раствора = 1 г/мл).                                                                                                                                                                 2. С помощью универсальной индикаторной бумаги исследуйте реакцию раствора мыла. (Опустите полоску индикатора в мыльный раствор.)                                                                                 3. Определите реакцию раствора мыла с помощью цветовой эталонной шкалы на упаковке индикаторной бумаги и цифровой шкалы.                                                                                                  4. Результаты исследования занесите в таблицу.

Название мыла

Значение pH

Реакция раствора

 

Практическая работа №3. Анализ пищевого спирта.                                                                Оборудование и материалы: медная проволока, спиртовка, пробирки, раствор перманганата калия, аммиачный раствор оксида серебра, концентрированная серная кислота, резорцин, анализируемые образцы спиртосодержащих продуктов.                         1. Определение непредельных углеводородов.                                                                                                      В пробирку налить 2-3 мл анализируемого алкогольного напитка, добавить 2-3 мл раствора KMnO4 .При наличии непредельных углеводородов раствор обесцвечивается.           2. Определение карбонильных соединений.                                                                                   В пробирку поместить 2-3 мл исследуемого образца и такое ж количество аммиачного раствора оксида серебра, осторожно нагреть. Выпадение осадка серебра указывает на наличие альдегидов.                                                                                                                                       3. Определение метанола.                                                                                                                                              В пробирку налить 2-3 мл исследуемого вещества, нагреть медную проволоку до красного цвета, несколько раз опустить её в пробирку с исследуемым образцом. Затем прилить концентрированную серную кислоту и резорцин. При наличии метанола появляется красное кольцо на границе раздела жидкостей.

Практическая работа №4. Определение pH синтетических моющих средств. Оборудование и материалы: пробирки, универсальный индикатор, водный растворы синтетических моющих средств.                                                                                                                   1. В пробирки налить водные растворы СМС.                                                                                            2. Опустить в раствор каждого СМС универсальный индикатор.                                                          3. С помощью шкалы определить уровень pH, сравнивая цвет индикатора с цветами разделов на шкале.                                                                                                                               Наблюдения: pH здоровой кожи равна 5,5. Превышение этого показателя говорит о щелочной среде раствора. Если показатель pH ниже 5,5 , то среда раствора кислая.

Практическая работа №5. Удаление пятен различного происхождения.    Оборудование:                                                                                                                                                                1. Пятновыводящие средства: бензин, ацетон, этиловый спирт, уксусная кислота, глицерин, порошок мела, стиральный порошок.                                                                                                    2. Вспомогательные средства: вода, утюг, белая хлопчатобумажная ткань, салфетки, стаканы, кюветы, различные виды тканей (шерсть, шелк, ацетатная ткань).                                               3. Средства для нанесения пятен: йодная настойка, чай, ржавчина, майонез, масло, парафин, косметически крем, чернила, губная помада.                                                           Ход работы:                                                                                                                                                                           1. Нанесите на выданные вам образцы тканей (шерстяная, хлопчатобумажная, шелковая, ацетатная) пятна: майонезом, растительным маслом, ржавчиной, чернилами, губной помадой, парафином, чаем, йодной настойкой, косметическим кремом.                                           2. Пользуясь инструкцией и соблюдая правила безопасности, приступите к выведению нанесённых пятен.                                                                                                                                       3. Нанесите немного ацетона на разные виды тканей. Сделайте вывод о целесообразности применения ацетона для выведения пятен.

Виды пятен

Способ удаления

Примечание

1. Жирные и масляные

Прогладить ткань теплым утюгом через несколько слоев промокательной бумаги, положенных с обеих сторон

Свежие пятна. Температура около 100ºC

Протереть тампоном, смоченным в смеси нашатырного спирта и моющего средства. Прогладить горячим утюгом через белую ткань

1 ч. л. NH4OH и 1 ч. л. СМС на полстакана теплой воды

Смочить пятно бензином и оставить на 2-5 минут, затем прогладить горячим утюгом чрез несколько слоев промокательной бумаги

Для шерстяных и ацетатных тканей (ТБ при работе с бензином!)

Погрузить на 5-10 минут в раствор: 0,5 ст. л. NH4OH и 1 ст. л. глицерина на 1 ст. л. воды. Затем промыть

Для шелковых тканей

На светлую ткань насыпать порошок мела (на 2-4 часа), затем встряхнуть

Свежие пятна

2. Пятна от йодной настойки

Прогладить горячим утюгом через промокательную бумагу или салфетку

Оставить на несколько дней – пятно исчезнет само

Возгонка йода

3. Цветные пятна органического происхождения

а) сажу и копоть выводят тампоном, смоченном в скипидаре;

б) пятна мочи: погрузить на 1 час в раствор столового уксуса;

в) пятна от чая: 2 ст. л. глицерина и 0,5 ч. л. 10% раствора нашатырного спирта;

г) пятна стеарина и парафина: проглаживание через несколько слоёв промокательной бумаги

1 ст. л. уксуса на 0,5 стакана воды

4. Чернильные капли

а) смесью этанола и глицерина;

б) светлые пятна – простоквашей;

в) пятна от туши и гуаши – холодным раствором СМС

1:1

5. Пятна от ржавчины

а) кусочек лимона, завернутый в марлю, прижать к пятну горячим утюгом;

б) на 3-5 минут погрузить в раствор уксусной кислоты (2 ст. л. на стакан воды), затем промыть водой с нашатырным спиртом (1 ст. л. на 2 л воды)

Все виды тканей

Пищевой уксус подогреть в эмалированной посуде

                                   Приложание 2                                                    

                         Критерии оценивания проектов

                  Критерии оценивания содержания

Кол-во баллов

Соблюдение авторами структуры проекта

Использование в проекте различных источников информации

(энциклопедии, словари, научная литература, Интернет-ресурсы)

Использование в проекте разнообразных форм представления информации (графики, схемы, таблицы, иллюстрации, фотографии…)

Доступность представленной в проекте информации

Наличие у авторов проекта собственной позиции на рассматриваемые события и явления.

                    Критерии оценивания дизайна

Соблюдение единого стиля оформления презентации

Соответствие содержания изображению

Сочетание фона с графическими элементами текста

Общее количество баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Быть здоровым - это модно! Быть здоровым - это классно! Быть здоровым - не опасно!"

Занятие о здоровом образе жизни, направленное на профилактику болезней и укрепление здоровья....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова»  для   5  класса...

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов.

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для  1-5 классов....

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для 5-6 классов.

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для  5-6 классов. 34 часа....

Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству

Рабочая программа внеурочной деятельности  по изобразительному искусству "Вдохновение" для учеников 5-8 классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Декоративно-прикладное искусство» (художественно – эстетическое направление) 5-6 КЛАССЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Декоративно-прикладное искусство»(художественно – эстетическое направление)  5-6 КЛАССЫ...