Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для 5-6 классов.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5, 6 класс) на тему

Бочарова Валерия Анатольевна

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для  5-6 классов. 34 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 78

КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«ПРИНЯТО»

на педагогическом совете

Протокол № 1 от «____» августа 2017г.

«УТВЕРЖДАЮ»

            Приказ от _________ № _______

             Директор ГБОУ СОШ № 78

             __________________ /                      /

«____» августа 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

«взгляд»

ДЛЯ  5- 6   КЛАССА

Учитель-составитель:  Бочарова В.А.

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа «Творческая мастерская «Взгляд» разработана для 5 и 6 классовв соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основного образования второго поколения по изобразительному искусству, на основании примерной программы внеурочной деятельности « Художественное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам)

У отечественной педагогической теории и практики эстетического воспитания богатые традиции. Сложился ряд оригинальных и глубоких подходов к эстетическому воспитанию: системный, интегративный, диалоговый.

В то же время в массовом эстетическом воспитании господствующее положение продолжает занимать парадигма «приобщающей» передачи культурных норм и образцов, молчаливо признающая художественную культуру внешней по отношению к воспитаннику.

Реальная альтернатива данной парадигме – воспитание у школьника способности к эстетическому самоопределению. И главным здесь становится художественное творчество подростков. Создавая художественные произведения, они прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое или низкое, канон и отрицание канона, прекрасное и безобразное.

Программа внеурочной деятельности школьников по художественному творчеству для основной ступени общего образования основывается на принципах природообразности, культурообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.

Основная идея программы внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом на развитие специальных предметных способностей художественного творчества. Именно поэтому внеурочная деятельность подростков в сфере художественного творчества строится вокруг синтетических видов художественного творчества и изобразительных видах искусства.

Синтетические виды художественного творчества – любительский театр, видеотворчество, фотография, дизайн и т.п. – позволяют вывести подростка на проблему управления социокультурным пространством своего существования за счет таких инструментов как сценирование, философия и технология дизайна. Изобразительные виды искусства позволяют реализовать художественные идеи в различных проектах синтетических видов искусства.

Направленность программы«Творческая лаборатория «Взгляд» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - трехгодичной.

   Программа  разработана на основе, типовых программ по изобразительному искусству, внеурочной деятельности  и является модифицированной.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, , рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи  эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная  цель  программы  «Творческой лаборатории «Взгляд»:

Знакомство школьников с наследием мировой художественной культуры, формирование у них  способности управления социокультурным пространством своего существования в процессе создания и представления (презентации) художественных произведений.

Задачи:

воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества –  как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания; формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом. Развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоения способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных способностей.

художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

технической– освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

      В целом занятия в кружке способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Принцип построения программы:

На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы:  доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в  группе первого года обучения дети  выполняют  творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Принцип природосообранностипредполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать школьника сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразностипредполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческими ценностями. Необходимо, чтобы художественное творчество помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом, в сфере искусства, в окружающем мире.

Принцип коллективности предполагает, что художественное воспитание и образование, осуществляясь в детско-взрослом коллективе дает юному человеку опыт жизни в обществе, взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой (в том числе художественной), природой родного края. Использование эмоционально окрашенных представлений ( образы политических, этнокультурных, эстетических явлений и предметов; собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют младшего подростка на действия, приносящие благо Отечеству.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное проектное действие. В программе предусмотрены художественные, эстетические, социальные проекты.

Принцип диалога культур предполагает:

  • Рассмотрение художественного творчества как диалога культур поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох и современниками;
  • Рассмотрение самодеятельного коллективного художественного творчества как диалога культур всех участников коллектива;
  • Рассмотрение ситуаций представления зрителям продуктов художественного творчества.

Принцип поддержки самоопределения младшего подростка Самоопределение в художественном творчестве – процесс формирования личностью собственного и ответственного эстетического отношения к действительности. Все это происходит в ходе взаимного, открытого друг для друга эстетического восприятия, переживания, понимания, создание творческого «продукта».

А также:

принцип доступности;

принцип межпредметных связей;

принцип наглядности;

принцип системности и преемственности, обеспечивающий взаимосвязь и последовательность всех компонентов программы, определяющий соблюдение установок «от простого – к сложному», « от частного – к общему»;

принцип дифференциации и индивидуализации предусматривающий создание условий для максимального развития способностей и задатков каждого ребенка, предполагающий реализацию индивидуальных потребностей школьников.

Программа «Творческая мастерская «Взгляд»» позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения предметам филологического цикла, МХК, технологии, музыки, с воспитанием личности младшего подростка и развитием его творческого потенциала.

Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем ( выбрать ту или иную игру, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.)

Отличительные особенности  данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

          Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
  • детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 11-13 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Сроки реализации образовательной программы рассчитан на 3 года обучения.  

Первый год ( для учащихся 5 классов) является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством.Из-за ограниченного времени в первый год обучения рассматриваются не все виды изобразительного искусства. В дальнейшие годы обучения предполагается продолжение знакомства с видами изобразительного искусства (теория и практика), а также увеличение роли искусствоведческого компонента, направленного на узнавание учащимися современного искусства, творчества как российских художников- современников ,так и зарубежных. Региональным компонентом является на  втором и третьем годах обучения включение презентаций: «Современные художники Петербурга» (Видео рассказы о художниках различных специализаций) Второй и третий год закрепляет знания, полученные на первом году обучения,  даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем.

В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть   наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).

Формы занятий. Базовые формы учебных занятий: информационные, практические, постановочные, коллективные.  Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.   Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Практически каждое занятие состоит из двух частей – теоретической или познавательной и практической.  

С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы весь процесс был оснащен современными техническими средствами, наглядностью, муляжами и реквизитами.

На реализацию задач программы нацелены основные формы работы в ее рамках:

проведение занятий (с использованием классических и интерактивных приемов);

проведение мастер-классов;

организация выставок,

участие в детских творческих конкурсах и проектах,;

выход на родительские собрания;

Условия эффективности и результативности внеурочной деятельности:

Формы и методы

На занятиях используются  методы:

•        Словесные (рассказ, объяснение, беседа).

•        Наглядные  (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).

•        Практические (упражнения,  практические работы).

•        Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому  педагогом).

•        Метод стимулирования и мотивации (познавательные занятия).

•        Методы контроля и самоконтроля (устный контроль, методы самоконтроля).

•        Эвристические

Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, видеоэкскурсии,).

 В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Режим занятий

   Занятия по программе внеурочной деятельности «Творческая мастерская «Взгляд»» для  учащихся 5 класса проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, количество часов в неделю 2часа, 68 часов в году; для  учащихся 6 класса проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, количество часов в неделю 1 час, 34 часов в году.

Ожидаемые результаты освоения программы:

     Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

     Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.  

       В конце первого года( учащиеся 5 классов) обучения:

Ученик будет знать:

-отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;

- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции.

Ученик будет уметь:

 - передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;

- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;

- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;

- передавать геометрическую основу  формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;

- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;

Ученик способен проявлять следующие отношения:

 - проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

- творчески откликаться на события окружающей жизни;

Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- владеть  начальными азами техник писания гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;

- выполнять рисунки, композиции, коллажи;

- работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и фотоматериалам;

- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к  их мнению;

- понимать значимость  и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.

Личностные результаты

- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.

- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков.

- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;

- понимать необходимость добросовестного отношения  к общественно-полезному труду и учебе.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

-   умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-   умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

-  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-   умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать. Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять рассуждать и делать выводы;

-  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

-  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Способы проверки результатов освоения программы

 Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

- конкурсы;

- выставка детских работ;

- в конце года готовится итоговая выставка работ.

- выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока;

- выполнение конкурсных и выставочных работ;

- подведение итогов по результатам каждого полугодия.      

Учебно-методические средства обучения.

1.        Комплект уроков по ИЗО по программам  Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я., Ломова.– М.: Просвещение 2013

2.  Изобразительное искусство. 5–9 классы :рабочие программы для общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский, Л. А.      Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011

3    .Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.:»Владос,"2003.

4   Кузин В.С. Психология живописи. – Изд-во «Оникс» 2005

.5     Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.

6.   .Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.

7.Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.

8.Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.

9.Аванта + серия « Техника исполнения» и Серия «Искусство»

10.Русский музей – детям. Электронный ресурс.

11.Музыкальная фонотека.

Условия реализации программы

1. Материально-техническая база:

•        просторный оборудованный кабинет;

•        предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);

•        оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование

•        шкаф для хранения изделий, материалов;

•        коробки для хранения остатков бумаги.

2. Методическое обеспечение:

•        пополнение периодической литературы и книг по темам;

•        дидактический материал;

•        наглядный материал (презентации, иллюстрации из журналов);

•        методическая литература:  журнал,  учебные  пособия для детей.

Тематический план первого года обучения (для учащихся 5 классов

№№

Раздел

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Искусство - универсальный язык человечества.

2

1

1

Тема 1.

Вводная часть

2

1

1

2

Виды и техники изобразительного искусства. Графика.

32

6

26

Тема 1.

Оригинальная графика.

25

5

20

Тема 2.

Гравюра.

7

1

6

Итого:

34

7

27

Календарно – тематическое планирование 5 класс

2016-2017 учебный год

Дата

Кол-во

час

Тема занятия

 Основное содержание

Планируемые результаты

Творческая деятельность учащихся

План

факт

 Освоение предметных знаний и умений

 Универсальные учебные действия УУД

Раздел 1. «Искусство универсальный язык человечества» (2 часа)

Тема 1.Вводная часть.

1

1

Вводный инструктаж по ОТ. Введение в  программу внеурочной деятельности. Виды искусства.

Ознакомление учащихся с работой творческой лабораторией «Взгляд»», содержание и порядок работы. Проведение вводного инструктажа по О.Т.

 Входная диагностика учащихся.

Знать правила поведения на занятиях внеурочной деятельности, технику безопасности, режим работы кружка.

Уметь пользоваться инструментами и материалами для творчества

Предметные: познакомится с различными материалами и принадлежностями для творчества, уметь их классифицировать

Метапредметные:определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.

Личностные:осознавать свои интересы, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Просмотр учебного фильма. Беседа, знакомство с программой кружка, инструктаж Презентация.

2

1

 Виды изобразительного искусства. Источники наших знаний об изобразительном искусстве.

Презентация. Беседа, наблюдение, рисование на свободную тему.

        Раздел 2.        Виды и техники изобразительного искусства. Графика.(66часов)

Тема 1.Оригинальная графика. (51час)

3

1

 Знакомство с  мягкими графическими материалами. Уголь.

Уголь- древнейший графический материал. Его особенности, изготовление, ,приемы работы, закрепление и хранение графических листов.

Знать виды рисунка и различные графические материалы.

Уметь работать различными графическими материалами

Предметные: научиться   сравнивать об ъекты, определять виды рисунка, графические материалы.

Метапредметные:

Выдвигать версии, работать по плану, планировать деятельность в учебной ситуации.

Личностные: осознавать свои интересы, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

 Просмотр учебного фильма. Просмотр презентации. Упражнения-исследования.

4

1

«Уж небо осенью дышало…»

Выполнение рисунка пейзажа углем по памяти...

Композиция. Линия горизонта. Изображаем силуэты деревьев . Линия, пятно, тон : их изобразительные возможности в рисунке. Красота листьев растений и деревьев. Особенность изображения деревьев.

Знать выразительные возможности линии, особенности рисунка по памяти.

Различать формы стволов и крон разных деревьев и растений.

Уметь изображать пейзаж, учитывая световоздушную перспективу.

Выполнение рисунка пейзажа углем по памяти..Использование приемов офактуривания бумаги.

Ф-т А3

5

1

«Уж небо осенью дышало…»

Выполнение рисунка пейзажа углем. Продолжение темы.

Основы изобразительного языка: рисунок, тон, пропорции. Передача в рисунках формы, очертания и тона. изображаемых предметов .Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием  мягких графических материалов и

разнообразных приёмов.

Знать особенности изображения деревьев, выразительные возможности декоративного рисунка.

Уметь изображать форму, силуэт, фактуру дерева графическими материалами.

Предметные: научиться находить решение поставленных учебных задач, передавать в рисунках форму, пропорции, фактуру графическими материалами.

Метапредметные:определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.

Личностные:осознавать свои интересы, углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.

Уметь изображать форму, силуэт, фактуру дерева графическими материалами.

6

1

Знакомство с  мягкими графическими материалами.

«Тихая красота»

 Сангина.

Сангина- мягкий графический материал. Его особенности, изготовление, ,приемы работы, закрепление и хранение графических листов. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием  мягких графических материалов и разнообразных приёмов.

Иметь представление о жанре натюрморт. Знать особенности работы с натуры. Владеть знаниями и приемами построения предметов. Натурной постановки. Уметь изображать форму, силуэт, фактуру фруктов графическими материалами.

 Презентация. Использование стоп-кадра с учебными материалами.

Выполнение  рисунка натюрморта с фруктами с натуры. Уметь изображать форму, силуэт, фактуру предметов графическими материалами.

Ф-т А4

7-8

2

Знакомство с мягкими графическими материалами.

«Горные вершины»

Соус.

Соус- мягкий графический материал. Его особенности, изготовление, ,приемы работы, закрепление и хранение графических листов. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием  мягких графических материалов и разнообразных приёмов.

Иметь представление о работе по воображению. Уметь передавать художественными средствами свои замысел Творчески подходить к учебному заданию, использовать ранее полученные знания и технические приемы работы.

Предметные: научиться находить решение поставленных учебных задач, передавать в рисунках форму, пропорции, фактуру графическими материалами.

Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.

Личностные: осознавать свои интересы, углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.

Презентация. Горный пейзаж по воображению с использованием сухой и влажной поверхности листа. Получение специальных художественных эффектов.

Ф-т А2

9

-

10

2

Знакомство с мягкими графическими материалами

«Чудесное мгновенье»

Смешанная техника.

Использование в композиции всех ранее изученных мягких материалов. Их взаимодействие. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием  мягких графических материалов и разнообразных приёмов.

Иметь представление о работе по воображению. Уметь передавать художественными средствами свои замысел Творчески подходить к учебному заданию, использовать ранее полученные знания и технические приемы работы.

Презентация Декоративный портрет «Образ  Осени». Использование различных мягких материалов и техник.

Ф-т А2

11

-

12

2

Знакомство с  графическими материалами.

«Что такое осень…»

 Простой карандаш. Цветные карандаши.

Основы изобразительного языка: рисунок, тон, пропорции. Передача в рисунках формы, очертания и тона. изображаемых предметов .Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием  графических материалов и

разнообразных приёмов.

Уметь работать карандашом , наносить разнообразные линии и штрихи. Использовать по назначению тушевку, обводку или штриховку.

Уметь создавать различные  цветовые оттенки, принимать верные колористические решения.

Предметные: научиться классифицировать по заданным основаниям (контраст, тон, тональные отношения), сравнивать по заданным критериям (свойства линий и их выразительные возможности).

Метапредметные:определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.

Личностные: осознавать свои интересы, углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его

Презентация. Использование стоп-кадра.

Создание двух графических листов на тему открытка «Осень в парке» на 1 ф-те А-4  в нескольких колористических вариантах

13

-

14

2

Знакомство с  графическими материалами.

«Петербургские коты»

Акварельные карандаши.

Основы изобразительного языка: рисунок, тон, пропорции. Передача в рисунках формы, очертания и тона. изображаемых предметов .Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием  данного графического материалаи

разнообразных приёмов.

Уметь замечать анатомические и характерологические особенности животных. Иметь представление о работах художников анималистов.

Анималистический рисунок. Презентация. . Рыжий кот.

Ф-т А2

15

-

16

2

Знакомство с мягкими графическими материалами.

 «Букет цветов»

 Сухая пастель.

Сухая пастель- мягкий графический материал. Его особенности, изготовление, ,приемы работы, закрепление и хранение графических листов.  Требования к фактуре и качеству бумаги .Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием  мягких графических материалов и разнообразных приёмов.

Иметь представление о жанре натюрморт. Знать особенности работы по памяти. Владеть знаниями и приемами построения предметов. Уметь изображать симметричные предметы.. Уметь изображать форму, силуэт, фактуру предметов графическими материалами. Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Виды и жанры в изобразительном искусстве.

Уметь передавать настроение в рисунке с помощью различных материалов и техник

Предметные: научиться классифицировать по заданным основаниям (контраст, тон, тональные отношения), сравнивать по заданным критериям (свойства линий и их выразительные возможности).

Метапредметные:определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.

Личностные: осознавать свои интересы, углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его

Просмотр учебного фильма. Презентация.

 Декоративный натюрморт. Букет на фоне окна.  По памяти.

Ф-т А3

Автопортрет пастелью.

 Ф-т А3

17

1

Знакомство с мягкими графическими материалами.

«Автопортрет»

Сухая пастель.

18

-

19

2

Знакомство с  графическими материалами.

 «Уроки мастера».

Тушь+перо.

Изображать можно линией

Тушь- графический материал. Его особенности, изготовление, ,приемы работы, хранение графических листов. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием  мягких графических материалов и разнообразных приёмов.

Иметь представление о копированию. Уметь передавать художественный замысел и манеру автора графического произведения. Уметь пользоваться пером и тушью. Творчески подходить к учебному заданию, использовать ранее полученные знания и технические приемы работы.

Предметные: научиться классифицировать по заданным основаниям (контраст, тон, тональные отношения), сравнивать по заданным критериям (свойства линий и их выразительные возможности).

Метапредметные:определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.

Личностные: осознавать свои интересы, углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.

Презентация. Копирование  на глаз с раздаточных образцов. Передача графической манеры автора.

Ф-т А4

20

-

21

2

Знакомство с  графическими материалами.

«Сказки старого флюгера.»

Тушь+перо.

Изображать можно точкой.

Иметь представление о технике пуантилизма. Уметь пользоваться пером и тушью. Творчески подходить к учебному заданию, использовать ранее полученные знания и технические приемы работы.

Просмотр учебного фильма. Презентация.  Городской мотив в заданной технике .

Ф-т А4 крафт

22

-

23

2

Знакомство с  графическими материалами.

«Петербургский силуэт»

Тушь+кисть. Изображать можно пятном

Произведения графического искусства. Пятно как средство изображения в искусстве. Тональные отношения, темное, светлое, линия и пятно. Композиция.

Узнают понятия «силуэт», «тон», «ритм» в изобразительном искусстве.

Уметь пользоваться графическими материалами.

Предметные: научиться классифицировать по заданным основаниям (контраст, тон, тональные отношения), сравнивать по заданным критериям (свойства пятен и их выразительные возможности).

Метапредметные:определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.

Личностные: осознавать свои интересы, углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.

Просмотр учебного фильма.

Выполнение декоративного силуэтного рисунка. Использование белой туши.

Ф-т А3 цветной фон.

24

1

Знакомство с  графическими материалами.  «Японская мелодия. Красота простоты.».

Тушь+перо+кисть+вода.

Произведения графического искусства. Пятно, линия, точка как средство изображения в графическом искусстве. Тональные отношения, темное, светлое, линия и пятно. Композиция.

Уметь работать в монохроме. Получать градации тона из черной туши. Уметь использовать воду для создания художественных эффектов.

Просмотр учебного фильма.

Просмотр презентации. Упражнения-исследования.

Графический лист в стиле японской традиционной графики

25

-

26

2

Знакомство с  графическими материалами.

«Секретные материалы»

Тушь. Смешанная техника. Тонирование бумаги природными красителями.

Использование в композиции изученных материалов. Их взаимодействие. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием  графических материалов и разнообразных приёмов.

Иметь понятие о жанре : «Исторический пейзаж». Уметь работать в монохроме. Получать градации тона из черной туши. Уметь использовать воду и другие технические средства для создания художественных эффектов..Уметь делать заливку цветом ровную или градиентную.

Предметные: научиться находить решение поставленных учебных задач, передавать в рисунках форму, пропорции, фактуру графическими материалами.

Метапредметные:определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.

Личностные:осознавать свои интересы, углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.

Проявлять волю и доводить художественную работу до завершени

Исторический пейзаж. Просмотр презентации. Воплощение авторского художественного замысла с использованием туши в смешанной графической технике.

Ф-т А3 тонированный лист. Несколько вариантов тонированных форматов.

27

1

Знакомство с  графическими материалами.

«На дне морском».

 Черные чернила+перо

+кисть+вода+соль+йод. + акварель

Смешанная техника.

Использование в композиции изученных материалов. Их взаимодействие. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием  графических материалов и разнообразных приёмов.

Иметь понятие о графике различать реалистическое, декоративное и условное изображения. Уметь творчески применять полученные рабочие навыки.  Уметь создавать  острую динамическую композицию в листе.

 Презентация

На дне морском . Декоративная композиция.

Воплощение авторского художественного замысла с использованием черных чернил, их специальных свойств в смешанной графической технике.

Ф-т А2тонированный лист.

Тема 2.Гравюра (15часов)

28

– 29

2

Виды гравюры. Имитация офорта на бумаге.

«Мифологические чудовища».

Знакомство с произведениями художников, выполненных в различных техниках гравюры,  Первичное понятие о способах выполнения нескольких копий  графического рисунка.

Знать основные виды гравюрных техник. Уметь различать основные из них. Иметь представление о гравюрной технике как о технике дающей несколько одинаковых напечатанных  графических листов.

Знать материалы используемые в гравюре.

Предметные: научиться классифицировать по заданным основаниям (контраст, тон, тональные отношения), сравнивать по заданным критериям (свойства линий и их выразительные возможности).

Метапредметные:определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.

Личностные: осознавать свои интересы, углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его

Просмотр учебного фильма.

Гравюра на бумаге. Мифологический сюжет.

Ф-т А3

30

1

Виды гравюры.

Русский народный лубок.

Овладение прикладными методами имитации гравюры. Знакомство с техникой безопасности. Выбор типа имитации гравюры. Овладение принципами цветового решения лубка.

Просмотр презентационного материала.

Эскиз лубка на бумаге. Русский народный сюжет. Создание линейного рельефа для имитации печати с резной лубочной доски

Ф-т А3

31

-

32

2

Гравюра на картоне. Высокая печать

«Декоративный пасхальный или весенний натюрморт»

Овладение прикладными методами имитации гравюры. Знакомство с техникой безопасности. Выбор типа имитации гравюры.

Знать основные виды гравюрных техник. Уметь различать основные из них. Иметь представление о гравюрной технике как о технике дающей несколько одинаковых напечатанных  графических листов.

Знать материалы используемые в гравю

ре.

Предметные: научиться классифицировать по заданным основаниям (контраст, тон, тональные отношения), сравнивать по заданным критериям (свойства линий и их выразительные возможности).

Метапредметные:определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.

Личностные: осознавать свои интересы, углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его

Просмотр учебного фильма. Декоративный весенний натюрморт.

_________

Просмотр презентационного материала.

Печатный пряник. Декоративная работа. Печать на цветном фоне

Ф-т А4

2

Гравюра на картоне. Низкая печать.

«Пряники печатные»

33

-

34

2

Самостоятельная графическая работа выбранными графическими материалами. Заключительный урок.

Иметь понятие о графике различать реалистическое, декоративное и условное изображения. Уметь творчески применять полученные рабочие навыки.  Уметь создавать  острую динамическую композицию в листе

Предметные: научиться классифицировать по заданным основаниям (контраст, тон, тональные отношения), сравнивать по заданным критериям (свойства линий и их выразительные возможности).

Метапредметные:определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.

Личностные: осознавать свои интересы, углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его

Создание авторской работы на свободную тему.

ИТОГО  : 34 часа

    В конце второго года ( учащиеся 6 классов) обучения:

Ученик будет знать:

-имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;

-более подробную и развернутую информацию о традиционных русских художественных промыслах;

-отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;

- правила построения рисунка с натуры, линейной и воздушной перспективы;

-взаимосвязь между понятиями, как форма художественной вещи, ее назначение, материал и декор;

- об основах цветоведения, увереннно манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции.

Ученик будет уметь:

 - передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;

- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;

- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;

- передавать геометрическую основу  формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;

- свободно выбирать и пользоваться разными художественными материалами для выполнения творческой работы:

- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

- Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное  отношение к воспринятому художественному образу.

Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;

-применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Ученик способен проявлять следующие отношения:

 - проявлять интерес к творческим успехам товарищей;

- творчески откликаться на события окружающей жизни;

-анализировать свои творческие работы;

- практически использовать азы художественной критики;

- проявлять компетентность зрителя умение убедительно высказывать свои суждения;

-активно участвовать в культурной жизни класса, школы,города;

- проявлять позицию гражданина своего Отечества в уважительном отношении к искусству и культуре многочисленных народностей России и мира.

Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

-развивать творческую активность в работе над композицией, в поиске художественного образа и выразительных средств его передачи      в серии художественно-творческих заданий:

- развивать умения и навыки работы с различными  изобразительными материалами, а также навык творческого  использования выразительных средств в процессе создания тематической и декоративной композиции;

- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;

- выполнять рисунки, композиции, коллажи;

- работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и фотоматериалам;

- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к  их мнению;

- понимать значимость  и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.

Личностные результаты

- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.

- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков.

- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;

- понимать необходимость добросовестного отношения  к общественно-полезному труду и учебе.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

-   умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-   умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

-  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-   умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать. Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять рассуждать и делать выводы;

-  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

-  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Способы проверки результатов освоения программы

 Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

- конкурсы;

- выставка детских работ;

- в конце года готовится итоговая выставка работ.

- выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока;

- выполнение конкурсных и выставочных работ;

- подведение итогов по результатам каждого полугодия.      

Учебно-методические средства обучения.

1.        Комплект уроков по ИЗО по программам  Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я., Ломова. – М.: Просвещение 2013

2.  Изобразительное искусство. 5–9 классы :рабочие программы для общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский, Л. А.      Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011

3    .Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.:»Владос,"2003.

4   Кузин В.С. Психология живописи. – Изд-во «Оникс» 2005

. 5     Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.

6.   .Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.

7.Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.

8.Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.

9.Аванта + серия « Техника исполнения» и Серия «Искусство»

10.Русский музей – детям. Электронный ресурс.

11.Музыкальная фонотека.

Условия реализации программы

1. Материально-техническая база:

•        просторный оборудованный кабинет;

•        предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);

•        оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование

•        шкаф для хранения изделий, материалов;

•        коробки для хранения остатков бумаги.

2. Методическое обеспечение:

•        пополнение периодической литературы и книг по темам;

•        дидактический материал;

•        наглядный материал (презентации, иллюстрации из журналов);

•        методическая литература:  журнал,  учебные  пособия для детей.

Тематический план второго года обучения (для учащихся 6классов)

№№

Раздел

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Виды и техники изобразительного искусства . Живопись.

26

6

20

Тема 1.

Основы цветоведения.

16

3

13

Тема 2.

Прикладные техники

10

3

7

2

Мы- юные дизайнеры.

8

2

6

Тема1.

Творческое проектирование

Итого:

34

8

26

Календарно – тематическое планирование 6 класс

2016-2017 учебный год

Дата

Кол-во

час

Тема занятия

 Основное содержание

Планируемые результаты

Творческая деятельность учащихся

План

факт

 Освоение предметных знаний и умений

 Универсальные учебные действия УУД

Раздел 1.Виды и техники изобразительного искусства. Живопись.( 22часа)

Тема 1.Основы цветоведения. (16 часов)

1

1

Живопись - искусство цвета.Первичные цвета. Цветовая гамма.

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в рассказах. Знакомство с отдельными выдающимися произведениями художников. Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи

Знать основы цветоведения, живописные материалы и средства выразительности  в акварельной живописи.  

Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Произведения русских художников.

Уметь давать оценку художественным произведениям, вести диалог.

Предметные: научиться классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг). Изучать свойства цвета, научиться создавать рисунок различными живописными материалами.; вести наблюдения, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.

Личностные: уметь видеть красоту окружающего мира.

иметь мотивацию учебной деятельности, быть готовым к сотрудничеству в разных учебных ситуациях.

Просмотр учебного фильма. Выполнение упражнений красками.

2

1

Акварель.

Английская техника (по сырому)

«Пейзаж».

Красоту нужно уметь замечать.

Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, лед, сугробы и т.д. Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических впечатлений.

Презентация.

Изображение пейзажа в английской технике.

Ф-т А4 .

3

-

4

2

Акварель.

Итальянская техника (по сухому)

«Ботанический рисунок.»

Цветовые отношения. Локальный цвет. Тон. Колорит. Гармония цвета. Живое смешение красок.

Знать основы цветоведения, живописные материалы и средства выразительности  в акварельной живописи.  

Произведения русских художников.

Уметь давать оценку художественным произведениям, вести диалог.

Предметные:Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного  замысла

Метапредметные:определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.

Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, быть готовым к сотрудничеству в различных учебных ситуациях.

Ботанический рисунок.

Ф-т А4

5

-

6

-

7

-

8

4

 Многослойная акварель.

Смешанная техника

Тематическая композиция.

«Осенины»

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла  в рисунке. Последовательность выполнения работы. Использование различных графических материалов вместе с живописными.

Знать понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета.

Уметь работать живописными материалами. Знать последовательность работы графическими и живописными материалами в смешанной технике.

Просмотр учебного фильма.

Тематическая композиция.

Ф-т А3

9

-

10

2

Монотипия. Акварель.

«Красивые рыбы.»

Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Творческое использование приемов монотипии. Условность изображения.

Знать  технику одноцветной  и многоцветной монотипии.

Уметь работать различными живописными материалами. Уметь обобщать рисунок. Получать гармоничный результат.

Предметные: научиться классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг). Изучать свойства цвета, научиться создавать рисунок различными живописными материалами.;вести наблюдения, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.

Личностные: уметь видеть красоту окружающего мира.

иметь мотивацию учебной деятельности, быть готовым к сотрудничеству в разных учебных ситуациях.

Презентация.

Просмотр учебного фильма.

Красивые рыбы. Монотипия с введением дополнительных графических материалов  для проработки деталей. (по выбору учащегося)

Ф-т А3

11

-

12

-

13

-

14

4

Гуашь.

Натюрморт с натуры.

Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Конструктивное строение предметов. Передача объема средствами светотени. Элементы линейной перспективы.

Цветовые отношения. Локальный цвет. Тон. Колорит. Гармония цвета. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи.

Узнают понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета.

Уметь активно воспринимать произведения живописи, работать гуашью.

 Знать историю возникновения жанра натюрморта. Иметь представления о различных целях и задачах изображения предмета быта в искусстве разных эпох. Узнавать о разных способах изображения предметов.

. Уметь изображать пространство в натюрморте.

Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы.
Называть основные геометрические фигуры и геометрические объемные тела. Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.

Предметные: развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками. Воспитывать и развивать интерес к предмету изобразительного  искусства

Просмотр учебного фильма.

 Выполнение с натуры натюрморта  с простыми предметами и простыми драпировками. Передача света и тени, объема предметов на уровне, соответствующему возрасту обучающихся.

15

-

16

2

Гуашь.

Цветовые и тоновые изменения при добавлении черной и ли белой гуаши в цвет.

Иллюстрация по мотивам сказок Бажова.

Знакомство с работами  художников.

Просмотр работ в технике «гризайль»  Проведение сравнительного анализа.

Создание колеров.

Выразительность мазка. Фактура в живописи.

Умение составлять колера и оттенки, активно пользоваться выкрасками. Сохранять удачные выкраски для дальнейших декоративных работ. Понимать как природный наблюдаемый объект превращается по воле художника в декоративный, иметь представление о способах. Понимать важность этана эскизирования. Приобретать навыки плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов

Осознавать важность аккуратной и вдумчивой работы над проектом.

Предметные: развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками. Воспитывать и развивать интерес к предмету изобразительного  искусства

Презентация. Просмотр учебного фильма.

Плоскостная декоративная .композиция.- иллюстрация по мотивам сказок Бажова.

Тема 2. Прикладные техники.(10 часов)

17

-

18

2

Граттаж.

«Затейливые кружева природы»

Знакомство с техникой художественный  граттаж. Знакомство с художниками и их работами , выполненными в данной художественной технике .

Рассказы о различных видах птиц, характеристика их особенностей – формы, оперения, окраски.

Обучение умению простейшими средствами  передавать основные события сюжета.

Инструктаж по технике безопасности.

 Передача настроения в творческой работе с помощью  цвета, линии, пятна.

 Знание понятия «Граттаж», об особенностях этой прикладной техники.  Знать и применять на практике технику безопасности. Умение создавать самим  цветные колористически  верные композиции  на бумаге. Иметь представление о важности предварительного эскиза композиции. Иметь практические навыки в способах процарапывания  бумаги. Уметь находить нужные  фрагменты, делить целую форму на          составную. Знать о важности сохранения первоначального художественного замысла. Понимать декоративность художественного граттажа. Уметь аккуратно и тщательно выполнять композицию.

Предметные: изучать изобразительные возможности декоративного изображения, пользоваться художественными материалами.

Метапредметные:определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.

Личностные:уметь видеть красоту окружающего мира.  

 Презентация.

Красота птиц и природы.

 Полихромный граттаж.

19

-

20

-

21

-

22

4

Художественный коллаж

Знакомство с техникой художественный  коллаж, художниками и их работами , выполненными в данной художественной технике .

Рассказы о различных видах ящериц, характеристика их особенностей – формы, окраски.

Обучение умению простейшими средствами  передавать основные события сюжета.

Инструктаж по технике безопасности.

 Работа над выразительными средствами в рисунке и аппликации. Передача настроения в творческой работе с помощью  цвета, композиции, объёма. Основы бумагопластики.

 Умение создавать самим  цветные колористически  верные выкраски  на бумаге. Иметь представление о важности предварительного эскиза композиции. Иметь практические навыки в способах офактуривания  бумаги. Уметь находить нужные  фрагменты, делить целую форму на          составную. Знать о важности сохранения первоначального художественного замысла. Понимать декоративность художественного коллажа. Уметь аккуратно и тщательно выполнять аппликацию.

Презентация. Просмотр учебного фильма.

Красота и пластичность ящериц, их гармоничность с окружающей природой.

 Полихромный коллаж.

23

-

24

-

25

-

26

4

Панно «Весна»

 коллективная работа.

Смешанная техника.

Знакомство со смешанной техникой : живописный лист с элементами объемной аппликации  , художниками и их работами , выполненными в данной художественной технике .

Рассказы о различных видах насекомых, характеристика их особенностей – формы, окраски. Данные о весенних цветах. Сведения об особенностях гнездования различных  птиц.

Обучение умению простейшими средствами  передавать основные события сюжета.  Работать в коллективе.

Инструктаж по технике безопасности.

 Работа над выразительными средствами в рисунке и аппликации. Передача настроения в творческой работе с помощью  цвета, композиции, объёма. Основы бумагопластики

Умение создавать самим  цветные колористически  верные решения на бумаге. Иметь представление о важности предварительного эскиза композиции. Иметь практические навыки работы с разными типами бумаги. Уметь находить нужные  фрагменты, делить целую форму на          составную. Знать о важности сохранения первоначального художественного замысла. Понимать декоративность художественного панно. Уметь аккуратно и тщательно выполнять аппликацию Уметь договариваться и слушать собеседников. Уметь работать в команде.

Предметные: развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками. Воспитывать и развивать интерес к предмету изобразительного  искусства

Презентация.

Красота и гармоничность окружающей природы.  Пробуждение природы.

 Полихромное панно с элементами объемной аппликации. Работа в группе.

Ф-т А 2..

Раздел 2 Мы- юные дизайнеры. (8 час.)

Тема: Художественно – творческое проектирование.(8 часов)

27

1

Искусство оформления книги. (Книги своими руками)

Выбор литературного источника или создание собственного литературного произведения. Понятие: «Единое стилевое решение»

Дизайн как область искусства предметного мира. Критерии, ценности дизайнерских разработок.

Художественно-творческие проекты. Этапы работы над проектом.

 Особенности проектирования, создания макета книги. Познакомиться с  работами художников, работающими в жанре книжной иллюстрации. Обсудить их художественные приемы и авторскую манеру исполнения, принципы формирования  композиционных решений.

Знать историю возникновения дизайна, виды и особенностях проектирования.

Уметь самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать задачи.

Уметь использовать полученные знания о средствах художественной выразительности изображения в собственном творчестве. Уметь выбирать художественные материалы и техники ,соответствующие художественному замыслу и литературному составляющему макета книги. Понимать вторичность  и зависимость изобразительного ряда по  отношению к текстовому компоненту.

Формировать практические самостоятельные  навыки работы с художественными материалами. Практически использовать технику безопасноти.

Предметные: овладевать методом создания творческого индивидуального проекта. Приобретать навыки руководства творческим коллективом в процессе работы над проектом. Метапредметные:учиться планировать самостоятельно пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач. соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Организовывать учебное сотрудничество.

Личностные:формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками. Воспитывать и развивать интерес к предмету изобразительного  искусства.

 Просмотр учебного фильма.

Сбор материала для проекта «Книга своими руками Просмотр и анализ книг с иллюстрациями известных российских и зарубежных иллюстраторов.

28

-

29

-

30

3

Процесс создания книжной иллюстрации. Авторский выбор  учащимися материалов, техники и манеры исполнения.

Просмотр презентации. Работа над проектом.

31

1

Знакомство с различными гарнитурами шрифтов.

Оформление заголовков книги и обложки

32

1

Создание авторского художественного шрифта.

Оформление заголовков книги

33

-

34

2

Завершение работы над макетом книги и его презентация перед учебной аудиторией.

Завершение работы над проектом.  Обобщающий урок.

ИТОГО  : 34часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (спортивное направление) "Хитрый мяч".

Методическая разработка:РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (спортивное направление) "Хитрый мяч".        Сегодня спорту принадлежит значительная роль в воспи...

Методическая разработка "Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса "Петербургский квест"". Автор: Шилова Елена Юрьевна, учитель ГБОУ СОШ № 264 Кировского района СПб

Программа внеурочной деятельности для учащихся6-ых классов "Петербугский квест" - это творческое, личностное изучение городских краеведческих объектов на маршруте, разгадка тайн истории и городской ку...

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов.

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для  1-5 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству

Рабочая программа внеурочной деятельности  по изобразительному искусству "Вдохновение" для учеников 5-8 классов....

Модуль программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству "Творческая мастерская «Музыка росписи» для обучающихся 5 классов

Модуль «Творческая мастерская «Музыка росписи » программы внеурочной деятельности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего...

Методическая разработка. Рабочая программа внеурочной деятельности учебного предмета «Немецкий язык» для 5 класса «Маленькими шагами по Германии» на 2019-2020 учебный год.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса согласно требованиям ФГОС и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается ...