Модуль программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству "Творческая мастерская «Музыка росписи» для обучающихся 5 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Татьяна Кирилловна

Модуль «Творческая мастерская «Музыка росписи » программы внеурочной деятельности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего  среднего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, Примерной программы по внеурочной деятельности ГБОУ СОШ с. Сухая Вязовка м.р. Волжской Самарской области.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

заместитель директора  

по учебно-воспитательной работе

ГБОУ СОШ с. Сухая Вязовка

________________/В. А. Фасова /

«_25__» ___08______        2020 г.

«Утверждаю»

директор

ГБОУ СОШ с. Сухая Вязовка

_______________        /О. И. Кудрявцева/

 «__25_» __08_______        2020 г.

        

Модуль программы внеурочной деятельности
«Творческая мастерская

 «Музыка росписи»»
для учащихся  5 классов

                                                             Составитель:

                                                             Митрофанова Татьяна Кирилловна, учитель  изо

2020 год


  1. Пояснительная записка

Модуль «Творческая мастерская «Музыка росписи » программы внеурочной деятельности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего  среднего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, Примерной программы по внеурочной деятельности ГБОУ СОШ с. Сухая Вязовка м.р. Волжской Самарской области.

Синтез русского народного  искусства с   изобразительным, устным народным творчеством, музыкальным, декоративным и прикладным искусством,  в процессе художественного творчества обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Пробуждает у них  эстетические эмоции, а также развивает творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях деятельности человека.

Осваивать содержание модуля «Творческая мастерская «Музыка росписи» предлагается всем детям без исключения.

 В процессе обучения дети  в доступной форме  получают знания о простейших закономерностях строения формы предметов,  цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, а также о наиболее выдающихся мастерах  декоративно - прикладного  искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Материал модуля адаптирован в соответствии с возрастными особенностями детей, доступен, интересен.

С целью создания  неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьника, предусмотрена работа с родителями, их участие в мероприятиях.

Модуль является инновационной формой дополнительного образования детей.

Занятия по художественной  кистевой росписи помогут дать  положительный эмоциональный настрой, потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности,  углублять благородные чувства, которые у них возникают, обогащает кругозор детей.

Новизна  модуля «Творческая мастерская «Музыка росписи» состоит в том, что происходит объединение преподавания ряда художественных дисциплин (рисунок, живопись, композиция) с обучением  разным видам  кистевой росписи  декоративно - прикладного искусства.

  Новизна модуля заключается в комплексном использовании методов, форм, приёмов воспитания и обучения на занятиях изобразительным искусством.  Модульная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы и основана на комплексном подходе к организации деятельности ребенка, умеющего жить в современных условиях: активного и самостоятельного в общении, доброжелательного во взаимоотношениях с окружающими, имеющего опыт самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия.

Также  модульная программа дополнена заданиями информационно-практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет-пространстве. Детям предлагаются разные виды работы – от поиска информации до ведения собственной интернет - странички.

Цель модуля:  создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся, формирования эстетического вкуса, позитивной мотивации и социальной адаптации путём приобщения к традиционным народным промыслам и современным видам декоративно-прикладного искусства.

Задачи модуля:

Обучающие: 

  • ознакомить с народными промыслами, технологией росписей;
  • овладеть художественным строем  композиции в процессе изучения основных видов кистевой росписи.

Развивающие:

  • дать навыки и умения по основам живописи, цветоведения, рисунка, композиции;
  • развивать у обучающихся навыки и приемы  традиционной художественной  кистевой росписи;
  • развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления;
  • научить выполнять  самостоятельно  эскизы в цвете;
  • способствовать формированию творчески мыслящую личность, творческих способностей, развитию самостоятельности в работе, творческой индивидуальности, нравственных качеств,  познавательного интереса к труду и искусству, позитивной мотивации деятельности, созданию «ситуации успеха».

Воспитательные:

  • воспитать умение работать коллективно и индивидуально, добиваясь совершенства и завершённости в работе;
  • воспитание нравственных качеств личности, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;
  • воспитать  толерантность и навыки социальной коммуникации;
  • сформировать способность давать адекватную оценку результатам своей деятельности и результатам деятельности своих товарищей;
  • воспитать чувство гордости своей страной, своим народом, его историей и культурой;
  • прививать любовь к традиционному народному искусству.

Обучение по модулю предполагает сетевое взаимодействие между педагогом и родителями учащихся:

  • размещение информации об отмене и переносе занятий (в связи с болезнью педагога и т.п.) на сайте школы;
  • общение по электронной почте по вопросам, связанным с внеурочной деятельностью детей по модулю;
  • рекомендации о режиме занятий (сколько раз в неделю посещать их, чередовать занятия в творческом объединении с обучением  декоративной росписи, аппликации, т.п.);
  • пожелания педагога (чтобы внеурочные занятия стали хорошей привычкой, «ритуалом», ребенок занимался рисованием на темы декоративно – прикладным искусством  сразу после прихода домой, оставляя время для отдыха и игр).

Место модуля в учебном плане

Модуль  «Творческая мастерская «Музыка росписи» вводится в 5 классе за счет школьного компонента учебного плана ГБОУ СОШ с. Сухая Вязовка м.р. Волжский Самарской области.

Ценностные ориентиры содержания модуля

 Освоение материала модуля предусматривает свободное художественное творчество детей, при вдохновляющей, стимулирующей проявления одаренности поддержке педагога.

Все участники кружка без исключения в течение учебного года  могут участвовать  в  выставках и конкурсах различного уровня, посещать вместе с педагогом  музеи, выставки. Внимание обучающихся обращается  на то, что  необходимо знать    историю и культуру народного декоративно – прикладного искусства,   изучать и освоить культурное наследие родного края и его национальных традиций.

Проявления одаренности ребенка в области народного  декоративно – прикладного искусства, каких-либо других сферах фиксируются в диагностической карте, принимаясь за ориентир для формирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в соответствии с их одаренностью.

Модуль направлен на воплощение в жизнь представления о современном национальном воспитательном идеале – высоконравственном, творческом, компетентном россиянине, осознающем ответственность за настоящее и будущее своей страны, сохранение духовных и культурных традиций.

В процессе занятий поддерживается и развивается интерес обучающихся к декоративно – прикладному искусству, к деятельности  наиболее выдающихся мастеров  декоративно - прикладного  искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Творческие работы обучающихся по декоративно – прикладному искусству используются  для выставок и экспозиций, в том числе посвященных историческим и культурным событиям, знаменательным датам.

О результатах детей можно судить по выставкам работ в Центре внешкольной работы района,  ежегодному участию в  выставках и конкурсах различного уровня.

Деятельность ребенка, осваивающего модуль, носит  продуктивный  творческий характер. Она направлена на создание каждым  автором художественного образа в собственной работе и через него имеет возможность  выражать свое представление  о взаимосвязи человека с окружающим миром.

 

  1. Планируемые результаты модуля

В результате освоения модуля «Творческая мастерская «Музыка росписи», должны быть достигнуты:

личностные результаты

  • готовность и способность обучающихся к художественно - творческому саморазвитию;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;                                                                                                                                
  •  формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании. 

           метапредметные результаты (универсальные учебные действия):

 познавательные

  • формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества,  знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;                                                                                                                     
  • приобретение практических навыков различного вида мастерства по художественной кистевой  росписи на плоскости и на объёмных предметах;
  • сравнивать и выявлять особенности различных росписей у разных мастеров декоративно – прикладного искусства.
  • способность решать проблемы творческого и поискового характера в процессе  выполнения работ.                                                                                                  

регулятивные

  • способность справляться с жизненными задачами;
  • планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты;
  • контролировать своё время и управлять им;                                                                      
  • умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в  творческой деятельности;

коммуникативные

  • умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;                                                                                    
  • умение работать индивидуально и в группе;                                                                                
  •  находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов;
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. 

                                        3.Содержание модуля[1]

Основной формой обучения по модульной программе  «Творческая мастерская «Музыка росписи» в основном, являются  практические занятия.  Они  позволяет создавать не только нужные, полезные, но и красивые, выразительные вещи, как расписные доски, тарелки, игрушки, аппликации.  На занятиях создаётся   неповторимая атмосфера творческого общения, в котором всем комфортно и радостно, где можно  видеть результат своей работы, радоваться своим успехам и успехам одноклассников.

 

Используемые в обучении по модулю формы и методы работы будут способствовать:

  • формированию у детей чувства коллективизма, сплоченности и умению следовать общей художественной идее;
  • развитию общих и художественных способностей;
  • воспитанию уверенности в своих способностях, одаренности.

Режим занятий.

 Модуль внеурочной деятельности «Творческая мастерская «Музыка росписи» для обучающихся  5  классов рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Количество учащихся в группа в зависимости от специфики предлагаемого курса обучения следующая:  I год обучения - 15 чел.

 Модуль  включает теоретические (закономерности строения формы предметов декоративно – прикладного искусства,  линейная и воздушная перспектива, цветоведение, композиция, декоративная стилизация  форм,  беседа о выдающихся мастерах декоративно - прикладного искусства, красоте природы и человеческих чувств) и практические (овладение приёмами плоскостного изображения предметов, выполнение более сложных элементов росписи, последовательное создание рисунка предмета по схеме, последовательное выполнение росписи, выполнение арт – композиций и т.д.)

Темы занятий:

I. Введение -4ч.

Тема №1.  Наблюдение и знакомство с композициями  для художественного творчества

          Понятие композиции в рисунке и ее виды

           Обучение композиции в рисунке

Тема №2. Выбор смыслового центра будущей арт-композиции

         Композиционный центр как основа композиции

         Выделение композиционного центра в рисунке

        Правила построения композиции в рисунке                                                                                             Тема 3. Динамика и статика в композиции. Движение как организующая основа художественного образа декоративно – прикладного искусства

 Тема №4.  Правило «Золотого сечения» и правило третей

II. «Хохломская роспись» (8ч)

Тема №5. История возрождения Хохломской росписи.   Основы композиции  хохломской росписи. Растительный орнамент  хохломской росписи.    Технология росписи, инструменты и материалы. Знакомство с творчеством известных мастеров Хохломы. Просмотр иллюстраций, фотографий, видеоматериалов, демонстрация изделий, расписанных хохломской росписью.

 Тема №6.  Растительный орнамент  хохломской росписи.

 Основные элементы хохломской росписи. Изучение элементов росписи, использованных мастером при росписи изделий. Технология и прорисовка элемента «осочки», «травинки».

Технология и прорисовка элемента «капельки», «усики», «завитки». Технология и прорисовка элемента «кустик».

Технология и прорисовка элемента «трилистники», «веточка с ягодками». Прорисовка, оживка. Обводка и обрамление.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:  составление арт -композиции  «Стилизация растительных форм в цвете»-  вписывание в геометрическую  форму  растительный орнамент хохломской росписи. 

 В качестве объекта для стилизации выбраны растения: цветы, листья, ветви, плоды, отдельные фрагменты и группы.

Тема №7.  Птицы Хохломской росписи.   Технология выполнения птиц Хохломской росписью.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:   выполнить  арт -композицию «Птицы Хохломской росписи» в стиле  «Отмывка в технике Витраж».

 Выполнение Хохломских птиц в альбоме    простым карандашом, а   затем роспись в цвете.

Тема №8.  Животные  Хохломской росписи.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:  

 Технология выполнения животных Хохломской росписи.  Выполнение животных простым карандашом, а затем роспись в цвете.

Тема №9.  Мотивы Хохломской росписи.  

Техника последовательного выполнения Хохломских мотивов.

 Тема №10. Музеи декоративно – прикладного   искусства и их роль в культуре.

  1. Виртуальная экскурсия. Музейно – туристический центр «Золотая Хохлома» в Нижегородской губернии.

III.  Сказочный мир гжельской росписи   (9ч.)

Тема №11.

Беседа о зарождении Гжельской керамики. Особенности Гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, серебрение, позолота. Ассортимент изделий. Гжельская майолика. Изделия. Скульптурный декор и живопись квасников, кумганов, кувшинов. Орнамент, роспись, особенности и цвет.

 Основные виды учебной деятельности обучающихся:   Создание узоров по мотивам народной росписи, выполняя сложный динамический ритм. Динамика задана направлением мотива.                                                                                                                           Выделение и передача цветовой гаммы народного декоративного искусства. Композиционное размещение узора на листах разной формы и размера.

Тема №12.  Растительный орнамент Гжельской росписи. Синие цветы Гжели.

 Основные виды учебной деятельности обучающихся:  

 Тема: Статика – это стояние равновесия и покоя. Например, чем ниже к краю листа изображены предметы на рисунке, тем работа статичнее, и чем симметричнее предметы на работе, тем она так же статична.

Выполнение на тарелке  Гжельской росписью цветы  в состоянии равновесия и покоя, т.е. в статичной композиции.

Тема №13.  Птицы Гжельской росписи.

Знакомство с Гжельской керамикой, разнообразием ее форм и особенностью росписи птиц.  Применение полученных знаний на практике.         

  Основные виды учебной деятельности обучающихся:   создание  динамичной арт-композиции  на силуэте вазы  гжельской росписью птиц. (В отличии от статичной, динамичная композиция передает движение, ощущение простора. Основное направлений динамичной композиции – от  композиционного центра).

Тема №14.  Животные Гжельской росписи.

Цветовое и композиционное решение росписи животных гжельской росписи.
 Изучение основных элементов росписи животных.
 Составление эскизов росписи для плоских предметов.
Выполнение изображений животных: коней, рыб.

Практическое задание: Кистевая роспись. Гжель. Выполнение копии.

Тема15.  Жанровые мотивы Гжельской  росписи.  Этнические мотивы.  Народные мотивы в современном интерьере.

  Основные виды учебной деятельности обучающихся:   Кистевая роспись. Гжель.  Создание композиции.  Пейзажный мотив в стиле арт –композиций.

IV.  Самарские узоры – 9ч.

«Самарские узоры», (Основы народного и декоративно – прикладного искусства

 Самарской росписи), автор С. Г. Горлова

Тема №16. Особенности Самарской росписи.  Основные элементы росписи. Учимся получать пастельные тона.  Знакомимся с тёплыми красками.

 Основные виды учебной деятельности обучающихся:   выполнение основных элементов росписи.

Тема №17.Растительный орнамент мастеров Самарской росписи. 

 Темы для практических заданий: цветы: ромашки, нарциссы, гвоздики, васильки в самарской росписи. Ажурные рамочки.                                                                                             Основные виды учебной деятельности обучающихся:  выполнить орнамент посуды в стиле Паттерн или Дивный сад.                                                                                                             Тема №18.   Птицы  Самарской  росписи.                                                                                Темы для практических заданий: « Сказочный павлин», « Украсим птицу самарскими узорами», «Учимся рисовать птицу – счастья.  Роспись самарской  птицы – счастья», «Научусь петушка рисовать и украшать»,  «Загадочный петушок», «Петушок – утренний звонок. Жар – птицу нарисую и украшу».

Тема №19. Животные Самарской росписи.                                                                                 Темы для практических заданий: «Рисуем рыбок. Дорисуй золотую рыбку», «Учимся рисовать весёлого поросёнка», «Научусь я коня рисовать. Украсим коня самарской росписью», «Кони мои златогривые».

Тема №20. Жанровые мотивы Самарской  росписи.                                                            

 Основные виды учебной деятельности обучающихся:   «Заверши украшение наряда друзей»,  задание на развитие образно-декоративного мышления под названием – Построение орнамента.

Темы для практических заданий:  «Танцующие девочки», «Танец сестричек»,  «Нарядные подружки». Сказочный сюжет.

  1. Крупнейшие музеи декоративно – прикладного искусства и их роль в культуре -2ч.

      Тема №21. Представление о роли художественного музея в национальной и мировой культуре, о высочайшей ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством.

      Всероссийский музей декоративно – прикладного и народного искусства в  России XVIII–XX вв.  (Единственный музей в Москве).

V.  Итоги года. (2ч.)

Тема №22.   Итоговая работа  проводится в форме презентации одной из арт-композиций, по выбору   обучающегося.                                                                                                                            Тема №23.    Выставка творческих работ.

На занятиях используются современные педагогические технологии:

  • арт-композиция;
  •  учебно-деловая игра;
  • виртуальные экскурсии в музей современного искусства,
  •  прослушивание народных мелодий, способствующих пробуждению фантазии учащихся.

Занятия проводятся в форме арт-мастерской, включающий блок:

«Арт – композиция Художника»

И т.д. (например, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся)

4. Средства оценивания результатов модуля

Приводятся тестовые задания:

  • задания открытого типа, требующие ввода единственного правильного ответа;

  • задания закрытого типа, выполнение которых связано  с выбором ответа из предложенных, бывают двух типов:

1. С единственным ответом – задание с выбором единственно правильного ответа из нескольких предложенных вариантов:

2.С множественным ответом – выбор нескольких правильных  ответов из ряда предложенных вариантов

Критерии оценки результатов тестирования арт -композиций

  85 - 100 баллов («отлично»): обучающийся свободно ориентируется
в «творящем хаосе», подбирает взаимосвязанные по смыслу элементы, грамотно аргументирует свой выбор; без затруднений соединяет выбранные элементы в эскизную арт-композицию, умеет объяснить причины возникновения новых художественных смыслов.

  65 - 84 балла («хорошо»): обучающийся не вполне свободно ориентируется в «творящем хаосе», испытывает затруднения в подборе взаимосвязанных по смыслу элементов, не всегда справляется  с грамотной аргументацией их выбора; затрудняется в соединении элементов в эскизную арт-композицию, недостаточно четко объясняет причины возникновения новых художественных смыслов.

  40 - 64 балла («удовлетворительно»): обучающийся с трудом ориентируется в «творящем хаосе», не умеет самостоятельно подбирать взаимосвязанные по смыслу элементы, мало способен к грамотной аргументации их выбора; слабо владеет навыком соединения элементов в арт-композицию, не до конца понимает и неуверенно объясняет причины возникновения новых художественных смыслов.

  1. Самостоятельность при выполнении работы

Оценка «Удовлетворительно» - обучающийся  работает при постоянной помощи педагога и под его контролем.

Оценка «Хорошо» -  работает под частичным контролем  педагога.

Оценка «Отлично» -  работает под слабым контролем педагога, самостоятельно.

  1. Качество творческой работы

Оценка «Удовлетворительно» - неаккуратное выполнение по показу  педагога и под его контролем.

«Хорошо» - работа выполняется с погрешностями, которые не сильно влияют на общее впечатление от работы.

«Отлично» - работа выполнена качественно, с элементами  творческой деятельности обучающегося.

Балльная система:

«3-5» - уровень знаний и умений низкий, учащийся не усвоил технику работы композиций, делает много ошибок в работе, не способен выполнить работу до конца самостоятельно;

 «6-8» - уровень - средний, учащийся усвоил технику работы  росписи, допускает незначительные ошибки в работе;

«9-10» - уровень - высокий, учащийся хорошо освоил технику работы с кисточкой при выполнении росписи, справляется с работой самостоятельно.

Оценочная деятельность направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность обучающихся. Потребность детей в оценке учителя формулируется в словесную оценку успеха: «Молодец!», «Отлично!», «Больше дела, меньше слов!», «Умница!», «Мне нравится твоё изделие (ответ)!», «У тебя все получится!». Применяется не только личная, но и коллективная оценочная деятельность обучающихся.

  1. Материально-техническое обеспечение модуля

Требования к помещению и оборудованию для реализации модуля

Выбор помещения и его рациональная планировка, естественное и искусственное освещение в кабинетах определён санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.178-02).  

 Учебный кабинет оборудован  системой средств обучения, мебелью, приспособлениями, средствами оргтехники, книжным фондом.  Соответствует  действующей программе курса изобразительного искусства и задачам образования, предоставляет полную возможность для постановки всех видов учебного процесса, а также соблюдение правил техники безопасности при использовании и хранении оборудования и материалов.

Просторный, хорошо освещенный кабинет, соответствующий нормам СанПин.

Перечень оборудования, инструментов, материалов, необходимых для реализации данной программы:

- столы

- стулья

Материалы для детей:

- бумага

- краски гуашь 12 цветов

- кисти круглые и плоские разных размеров

- палитра школьная

- баночка для воды «непроливайка»

- влажные салфетки (тряпочки)

- карандаши простые, ластики

- заготовки для росписи

Наглядный материал:

- печатные издания по разным видам росписи

-Ноутбук

-Мультимедийное оборудование

- компьютерные диски с разными видами росписи

- показ готовых изделий

Методическое обеспечение программы

Для реализации программы имеются  методические пособия и наглядный материал:

- специальная литература;

- технологические карты;

- иллюстрации, фотографии;

- трафареты;

- дидактический и наглядный материал;

- предметы старины (прялки, веретено и т.д.);

- карты регионов Поволжья.

- цифровые образовательные ресурсы:

  • интерактивные компоненты (вопросы, задания, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели, мультимедийный буклет);
  • демонстрационная графика (иллюстрации, анимации, видеоролики);

              тексты (параграфы текста, тексты со звуком,  изделия мастеров декоративно – прикладного искусства, таблицы.

                        Способы проверки результатов освоения программы

 При наборе детей первого года обучения проводится входная диагностика сформированности  навыков рисования  Г.П.Миловановой,  О.В.Овчинниковой.

В конце 1-го полугодия (декабрь) - промежуточная диагностика.                                             В конце учебного года (май) – итоговая диагностика.                                                                                              По результатам этих диагностик  можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, но и о его способностях к  творчеству.

Цель входной диагностики – выявить уровень развития:

- Координации и тонкой моторики;

- Умения изображать рисунок в цвете;

- Творческого мышления ребенка;

- Умение представлять объекты в различных пространственных положениях.

Для выявления уровня развития творческих способностей детей применяется

упрощенный вариант диагностики креативности Торренса «Краткий тест творческого

мышления».                                                                                                                                                    «Фигурная форма» - адаптация теста Торренса на образное творческое мышление в   И.С.Авериной и Е.И.Щеблановой;                                                                                                                     методика изучения  особенностей воображения детей Е.Г.Речицкой и Е.А.Сошиной.

Эти диагностики  проводятся в конце первого и второго годов обучения по программе.

                    Список литературы для педагога

1. История искусства: учеб. пособие / под науч. ред. Г. В. Драча, Т. С.Паниотовой. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013 – 675 с.

2.Лыкова И. А. Декоративное рисование. Наши писанки. Технологические карты. Наглядно – методические пособия. [Текст] - М. – ООО Издательский дом «Карапуз», 2011.

4. Н. Величко «Русская роспись» 2011г.                                                                                            5. Жданова, Л. У. Методика обучения младших школьников городецкой росписи // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2014. - С. 165-167.                                                                                                               6. Шатунова О. В., Современные виды декоративно-прикладного творчества: Учебное пособие / О. В. Шатунова, А. Б. Сергеева. — Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. — 148 с.                                                                                                                                             7.Тарасенко, Ю. О. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ / Ю. О. Тарасенко. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 38 (172). — С. 122-125. — URL: https://moluch.ru/archive/172/45690/ (дата обращения: 27.04.2020).

8.  Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2011 – 111 с.

9.Максяшин А. С. Декоративно-прикладное и народное искусство: их сущность и содержание: учебное пособие. - Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2012 - 44 с.

10. Шибанова Н.Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. Пермь. Пермский институт повышения квалификации работников образования, 2002. 46

                                  Список литературы для детей

  1. Горлова С.Г. Приложения к программе «Самарский сувенир» - рабочие тетради Самарской авторской росписи: «Солнечные петухи», «Самарский узор», «Сиреневая сказка».

 Приложения к авторской программе «Самарский сувенир»

С.Г.Горлова :

 №7. Схемы и пособия «Из какой росписи» (Контур).

 №8. Схемы пособия «Цветочные самарские узоры»

 №10. Схемы пособия «Композиция: «Верно-неверно».

 №11.Схемы пособия сравнительного изображения предметов живописного

и декоративного характера.

 №12. Схемы пособия стилизации предметов.

 №13. Схемы пособия по основам самарской росписи.

 №14. Рабочая тетрадь по авторской (самарской росписи) для 6-9лет

«Сиреневая сказка».

 №15. Рабочая тетрадь по самарской росписи для 6-9лет «Солнечные

петухи».

 №16. Рабочая тетрадь по авторской (самарской) росписи для 6-9лет

«Самарские узоры»

 №17. Рабочая тетрадь по авторской (самарской) росписи для 8-12лет «С

добрым утром» .

 №18. . Рабочая тетрадь по авторской (самарской) росписи для 8-12лет

«Цветные метели» .

№19.Особенности авторской (самарской)росписи.

  1. Царева О.Н., Мещанинова Т.С., Лаврухина Л.А. и др. «Детям об искусстсве родного края» ( декоративно-прикладное искусство), Ульяновск-Тольятти, 2013;
  2. Супрун Л. Я. Городецкая роспись. Культура и традиции – 2006
  3. Н.Величко «Русская роспись» 2011г.
  4. Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву/ О. В. Круглова. - М.: Изобразит, искусство, 1974. - 239 е.: ил. - Библиогр.: С. 238- 239.
  5. . Н.Бедник. Хохлома, Л. - 1980.
  6. . Гжельская роспись. - М.: Стрекоза, 2014. - 986 c.
  7.  Алексахин, Н. Н. Гжельская роспись / Н.Н. Алексахин. - М.: Народное образование, 2008. - 304 c.

Интернет – ресурсы:

1.Петухова И. М. Дополнительная образовательная программа «Художественная роспись» 2016 г. http://kalinka.3dn.ru/ADMIN/programmy/Petukhova_Khudozhestvennaya_rospis.pdf

2.      Михаил Чуклин статья «История развития представлений об одаренности». Сайт литературного объединения «Сатурния» http://nsaturnia.ru/metodika/istoriya-razvitiya-predstavlenij-ob-odarennosti/

3.Сайт «Фонд  Национальные ресурсы образования» Результаты мониторинга в системе дополнительного образования, «Доступность дополнительного образования» 2017 год.  http://nro.center/maa#ul-id-34-3

 4.Мезенская роспись http://www.liveinternet.ru/users/2930900/post143670962

 5.Видеоурок https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7404049908047130579&text=творческая%20мастерская%20русского%20народного%20искусства%20по%20художественной%20кистевой%20росписи%20в%205%20классе%20в%20внеурочках&path=wizard&parent-reqid=1588417277578285-1639808252680183325000293-production-app-host-vla-web-yp-45&redircnt=1588417337.1

  1. Основы композиции    https://videouroki.net/video/25-osnovy-kompozitsii-pri-sozdanii-priedmietov-diekorativno-prikladnogho-iskusstva.html
  2. Презентация «Композиция в ДПИ» https://infourok.ru/prezentaciya-kompoziciya-v-dekorativnoprikladnom-iskusstve-2709297.html

                  8.Городецкая роспись: http://kdhsh.ekb.muzkult.ru/media/2018/09/07/1231806337/Metodicheskaya_razrabotka.Gorodeczkaya_rospis.pdf

9.Уроки по АРТ - композиции

1 .https://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-po-kompozicii-na-temu-abstrakcionizm-bespredmetnaya-kompoziciya-2146457.html

2.https://disk.yandex.ru/edit/disk/disk/Загрузки/stankkomp_4_9_(1).docx?sk=y7c8c28636a867e0c639c9c7bf9fc89dc

3.https://doodleandsketch.com/proart-TzZffH2HNr

4.Декоративная композиция

http://zaholstom.ru/?page_id=2668

Визуализация идеи

Какой зрительный образ соответствует Вашему представлению
о будущем модуле внеурочной деятельности?

 

C:\Users\Татьяна\Pictures\Мои сканированные изображения\сканирование0106.jpg

 «Танцующая девочка»  выполнена в динамичной композиции, где передаётся движение, ощущение простора,  эмоции, стихия природы. Основное направление динамичной композиции – от композиционного центра. Композиционным центром является девочка, а растительный  повторяющийся орнамент  в цветах, в птицах, в солнышке служат дополнением к образу.                                                                                         Плавные изогнутые линии узоров  на цветах, на сарафане, на солнышке и на птицах  сочетаются с круглыми, спиралевидными, овальными формами. Пластика линий тела девочки соотносится с пластикой растительных орнаментов, что усиливает ощущение плавности.                                                                                                                                                 Декорированный русский народный костюм, дополнен расклешёнными  воланами, придающими поэтичность, обаяние, теплоту и динамичность. Цветовая гамма  - тёплая, с добавлением красного, желтого и оранжевого цветов. 

Ритм в композиции  задан  линиями, пятнами цвета, света и тени. Наклонные линии динамичны. Все ассиметричные мотивы  динамичны.


[1] Данный раздел является дополнительным в оценивании результатов работы слушателя курсов повышения квалификации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение различных акварельных техник во внеурочной деятельности по изобразительному искусству для развития творческих способностей обучаемых. Мастер-класс

Цель данного мастер - класса: Познакомить  вас  с возможностями использования некоторых техник работы акварельными красками, позволяющих повысить  творческую активность обучаемых в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» ФГОС ООО 5-6 классы

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия п...

Программа внеурочной деятельности студии изобразительного искусства «Веселая палитра» для учащихся 1 классов, ФГОС

Программа" внеурочной деятельности студии "Весёлая палитра" переработана и редактирована в соответствии с требованиями ФГОС, направлена на развитие у учащихся ключевых компетенций, организацию группов...

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов.

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для  1-5 классов....

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для 5-6 классов.

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для  5-6 классов. 34 часа....

Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству

Рабочая программа внеурочной деятельности  по изобразительному искусству "Вдохновение" для учеников 5-8 классов....