РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Декоративно-прикладное искусство» (художественно – эстетическое направление) 5-6 КЛАССЫ
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6 класс)

Татьяна Васильевна Вековищева

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

«Декоративно-прикладное искусство»

(художественно – эстетическое направление)

 

 5-6 КЛАССЫ

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Декоративно-прикладное искусство»

(художественно – эстетическое направление)

 5-6 КЛАССЫ

Срок реализации 2 года.

 Разработана Вековищевой Татьяной  Васильевной

учителем изо

1.Пояснительная записка

           Программа внеурочной деятельности  «Декоративно-прикладное искусство» является программой культурно - нравственной ориентации. Она носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися техники выполнения различных видов декоративно-прикладного искусства.

Настоящая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗ от 29.12.2012,

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897(в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-примерными основными образовательными программами начального , основного  и среднего общего образования,   одобренными Федеральным учебно- методическим объединением  по общему образованию

 ( протокол заседания от 08.04.2015 №1\5);

- Основной образовательной программой МБОУ Можарская средняя школа

Для обучающихся с ОВЗ адаптация данной  программы происходит следующим образом:

 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

  обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;

 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

Цель программы:  приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству.

Задачи:

  • дать возможность научиться выполнять  декоративные предметы, используя разные техники;
  • развивать конструктивное мышление;
  • тренировать внимание, память, воображение;
  • создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
  • прививать настойчивость в достижении цели;
  • научить экономному и разумному использованию материалов;
  • обогащать и активизировать словарный запас;
  • учить самоанализу и умению представлять свой продукт, оценивать чужие успехи;

        

Актуальность программы в том, что использование проектных и проблемно-поисковых технологий при проведении занятий, способствует успешной социализации обучающихся. Личностно ориентированный подход повышает творческую активность, создаёт условия для самореализации личности.

 Сроки реализации программы

Сроки реализации программы 2 года. Программа занятий рассчитана на 34  часа, 1  раз в неделю.

2.  Содержание

 5 КЛАСС

Вводное занятие (1 час)

Теоретические сведения (1час)

План занятий. Виды декоративно прикладного искусства их история и современное развитие. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

Флористика (4 часа)

Теоретические сведения (1часа)

История возникновения. Просмотр иллюстраций. Инструменты, оборудование, материалы, приспособления. Правила сбора и засушивания растений в домашних условиях. Основы художественной композиции. Выбор цветовой гаммы. Правила создания и хранения флористической работы.

Практическая работа (3 часов)

Замысел и эскиз. Сбор и консервация растений. Подготовка основы (фона). Выполнение проекта «Создание пейзажа из листьев и цветов».

Русские росписи (10 часов)

Теоретические сведения (2часа)

Виды росписей  (Городецкая, Хохломская, Жостовская,Гжельская).

История возникновения. Отличительные особенности , этапы выполнения росписи.

Практическая работа (8 часов)

Самостоятельное выполнение работы. Освоение изученных приёмов. Зарисовка эскиза будущего изделия. Подбор материалов. Выполнение проекта.

Лепка (6 часов)

Теоретические сведения (2часа)

Виды глиняных игрушек (Каргопольская, Дымковская). История возникновения. Отличительные особенности Каргопольской и Дымковской глиняной игрушки, этапы выполнения.

Практическая работа (4 часа)

Самостоятельное выполнение работы. Освоение изученных приёмов. Зарисовка эскиза будущего изделия. Выполнение проекта.

Бумажная пластика (4 часов)

Теоретические сведения (1 час)

Из истории возникновения бумаги. Виды бумаги для творчества. Материалы и инструменты. Что такое форма. Обработка бумаги (сгибы, складывание, теснение). Правила безопасной работы с инструментами.

Практическая работа (3 часа)

Самостоятельное выполнение работы. Освоение изученных приёмов. Зарисовка эскиза будущего изделия. Выполнение проекта «Панно из бумаги».

Нетрадиционные формы изображения. (7 часов)

Теоретические сведения (1час) Рисование по-мокрому, кляксография, монотипия, рисование восковой свечой. Правила безопасной работы с инструментами.

Практическая работа (6 часов) Самостоятельное выполнение работы. Освоение изученных приёмов.

Итоговое занятие (1 час)

Практическая работа (1 час)

Проведение выставки-вернисажа с презентацией работ учащихся.

Резервное время (1 час)

6 КЛАСС

                                                        Вводное занятие (1 час)                                                                                              Теоретические сведения (1час)План занятий. Виды декоративно прикладного искусства их история и современное развитие. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

                                                            Флористика (4 часа)

  Теоретические сведения (1час)  Направления и стили флористики. Просмотр иллюстраций. Основы художественной композиции. Пропорции, фон, текстура во флористике. Гармоничные цветовые сочетания. Цветовой круг. Правила создания и хранения флористической работы.                                                                               Практическая работа (3 часа) Замысел и эскиз. Сбор и консервация растений. Подготовка основы (фона). Выполнение проекта «Создание композиции из засушеных  и искусственных цветов».

Лепка (3 часа)

Теоретические сведения (1час)

Современные материалы в лепке

Практическая работа (2 часа)

Самостоятельное выполнение работы. Освоение изученных приёмов. Зарисовка эскиза будущего изделия. Выполнение проекта.

Народное искусство Рязанской области (10 часов)

Теоретические сведения (4часа). Скопинская керамика, касимовская вышивка, михайловское кружево. Народный костюм. Правила безопасной работы с инструментами.

Практическая работа (6 часов) Самостоятельное выполнение работы Зарисовка эскиза будущего изделия. Выполнение проекта «Народный костюм моего села»

                                                            Мозаика (4 часов)                                                                                                        Теоретические сведения (1 час) История возникновения мозаики. Виды мозаики. Материалы. Техника «Витраж» Материалы и инструменты. Правила выполнения работы.

Практическая работа (3 часа) Самостоятельное выполнение работы. Освоение изученных приёмов. Зарисовка эскиза будущего изделия. Выполнение проекта.

                                              Бумажная пластика (3 часа)                                                                                   Теоретические сведения (1час) Из истории возникновения «Квиллинга». Материалы и инструменты. Правила безопасной работы с инструментами.                                  Практическая работа (2 часа) Самостоятельное выполнение работы. Освоение изученных приёмов. Зарисовка эскиза будущего изделия. Выполнение проекта «Квиллинг»

                                            Нетрадиционные формы изображения. (6 часов)                                               Теоретические сведения (2часа) Батик, ниткопись. Правила безопасной работы с инструментами.                                                                                    

       Практическая работа (4 часа) Самостоятельное выполнение работы. Освоение изученных приёмов.

                                                         Итоговое занятие (1 час)                                                                                               Практическая работа (1 час) Проведение выставки-вернисажа с презентацией работ учащихся.

Учебно-тематический план  5 класс

№ п/п

Разделы и темы

всего часов

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Флористика.

4

1

3

3

Русские росписи.

10

2

8

4

Лепка.  

6

2

4

5

Бумажная   пластика.

4

1

3

6

Нетрадиционные формы изображения.

7

1

6

7

Итоговое занятие

1

1

8

Резервное  время

1

1

9

Итого

34

8

26

Учебно-тематический план  6 класс

№ п/п

Разделы и темы

всего часов

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

0

2

Флористика  «Цветочные фантазии»

4

1

3

3

Лепка

4

1

3

4

Народное искусство Рязанской области

10

4

6

5

Мозаика.

4

1

3

6

Бумажная   пластика.

4

1

3

7

Нетрадиционные формы изображения.

6

2

4

8

Итоговое занятие

1

1

34

11

23

В результате изучения программы ученик должен

знать:

  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • виды декоративно прикладного искусства их историю и современное развитие;
  • необходимые сведения о изученных видах декоративно-прикладного искусства, особенностях работы с материалами, инструментами.

уметь:

  • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
  • соблюдать правила поведения и дисциплину;
  • правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т. д.).
  • выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности.
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
  • формулировать собственное мнение и позицию
  • работать с предлагаемыми материалами, применять полученный опыт работы в своей деятельности
  • импровизировать;
  • работать в группе, в коллективе.

применять:

  • полученные умения и знания на практике, в различных видах творческой деятельности и повседневной жизни.

Литература для педагогов

  1. Витвицкая М.Э., Икебана, аранжировка, флористика. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»», 2008.
  2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. / Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской, - М.: ВЛАДОС, 2000.
  3. Докучаева Н.Н., Мастерим бумажный мир. Короли и рыбки. - ТОО «Диамант», ЗАО «Валери СПб», 1997.
  4. ДурасовГ.П., Изобразительные мотивы русской народной вышивки. – М.: Просвещение, 2003.
  5. Детям – о традициях народного мастерства. В 2 ч. /Под редакцией Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  6. Ерёменко Т.И., Забалуева Е.С., Технология ручной вышивки. – М.: Просвещение, 2000.
  7. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И., Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды.  - М.: Школьная пресса, 2001.
  8. Молотобарова О.С., Учите детей вышивать. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  9. Суханова Н.П. Картины из цветов. Флористический коллаж. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
  10. Ячменёва В.В., Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми.  - М.: ВЛАДОС, 2003.

Литература для детей и  родителей

  1. Докучаева Н.Н., Мастерим бумажный мир. Короли и рыбки. - ТОО «Диамант», ЗАО «Валери СПб», 1997.
  2. ДурасовГ.П., Изобразительные мотивы русской народной вышивки. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Ерёменко Т.И., Забалуева Е.С., Технология ручной вышивки. – М.: Просвещение, 2000.
  4. Суханова Н.П. Картины из цветов. Флористический коллаж. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
  5. Суханова Н.П. Картины из цветов. Флористический коллаж. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

Интернет ресурсы:

  1. http://ped-kopilka.ru/- Учебно-методический кабинет
  2. http://allforchildren.ru/  -    Всё для детей
  3. http://dekor.nm.ru/ Презентационный сайт по декоративно- прикладному искусству.
  4. http://www.rukukla.ru/  Народные куклы. Народные игрушки

  5. http://glina.teploruk.ru - Лепка из глины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ       Программа внеурочной деятельности «ДЕКОРАТ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика речевого общения» (общекультурное: художественно эстетическое направление) для 6 класса

Программа внеурочной  деятельности «Этика речевого общения»  направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 6-х классов,  воспитание личнос...

Рабочая образовательная программа Дополнительного образования детей Творческого объединения художественно - эстетической направленности «Дизайн и мода»

Рабочая образовательная программаДополнительного образования детейТворческого объединения художественно - эстетической направленности«Дизайн и мода»...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Декоративно - прикладное искусство»

Данная программа реализуется в общеобразовательной школе. Занятия ведутся у девочек 4 классов в творческой мастерской с необходимыми условиями для безопасной работы и достаточным освещением....

Рабочая программа по внеурочной деятельности декоративно-прикладное направленности "Волшебная мастерская" и "Школа рисования" для обучающихся 1-9 классов

Рабочая программа дополнительного образования комбинаторного типа  реализует общекультурное (художестенно - эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным госуд...

Рабочая программа по учебному курсу внеурочной деятельности "Декоративно-прикладное искусство"

Составлена на основе   авторской программы О.А.Кожиной «Декоративно-прикладное искусство». Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А.Гор...

2021-2022: Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление для 7 класса

Назначение программы: Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, инте...