2021-2022: Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление для 7 класса
рабочая программа (7 класс)

Булыгина Наталия Владимировна

Назначение программы: Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся. Рабочая программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» реализуется через план внеурочной деятельности ООП ООО МОУ Пречистенская средняя школа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 21-22_7_kl_smyslovoe_chtenie_-_kopiya.doc338.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пречистенская средняя школа

  Утверждена приказом

  директора школы

№ 126  от 03.09.2021

Программа

внеурочной деятельности по курсу

«Смысловое чтение».

Интеллектуальное направление

для 7 класса

 на 2021-2022 учебный год

 

Составила: Булыгина НВ.,

учитель русского языка и литературы

(высшая квалификационная категория)

 

п. Пречистое, 2021 уч.год

Пояснительная записка

Программа «Смысловое чтение» разработана в соответствии с:

  1. ФГОС ООО, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12.2014 года №1644) с изменениями, утверждёнными приказом Минобрнауки от 31.12.2015 года 31577.
  2. ООП ООО Пречистенской средней школы (приказ директора школы №216 от 28.12.2015 года).
  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15). //Реестр примерных основных общеобразовательных программ.
  4. Программа воспитания Пречистенской средней школы (приказ директора школа №112а от 31.08.2021 г.).
  5. Положением об организации внеурочной деятельности обучающегося на ступени основного общего образования муниципального образовательного учреждения Пречистенской средней общеобразовательной школы;
  6. Положением о рабочей программе педагога по организации внеурочной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении Пречистенской средней школы (Приказ №158 от 26.09. 2016)

Назначение программы:

Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей.

Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» реализуется через план внеурочной деятельности ООП ООО МОУ Пречистенская средняя школа.

Срок реализации – 1 год.  

Рабочая программа ориентирована на 34 учебных недели в год из расчета 1 час в неделю (всего 34 часа).

Возрастная группа: обучающиеся 7 класса

Используемый УМК:

На уроках используется различный дидактический материал: тексты, которые взяты из произведений русской литературы и публицистики из учебных пособий:

1) О.Н. Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку  к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов  и др. Русский язык. 7 класс. - М.: Экзамен, 2014;

2) Е.Л.Ерохина. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс.- М.: Просвещение, 2014.

 

Целями курса является овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также социализация и воспитание обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • Формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
  • Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Учебное занятие имеет познавательные, практические и общепредметные задачи:

Познавательные задачи

Практические задачи

Общепредметные задачи

- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;

 - развитие языкового и эстетического идеала.

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

 - овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

 - обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

 - воспитание обучающихся средствами данного предмета;

 - развитие их логического мышления;

 - обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

 - формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

        

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Планируемые результаты освоения учебного занятия «Смысловое чтение. 7 класс»

Личностные результаты:

  • морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков);
  • самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка), понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ, осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации);
  • смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») (достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные результаты:

Регулятивные 

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • выделение и осознание обучающимися того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные
  • работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знакосимволических средств, общих схем решения;
  • выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие. 3

Коммуникативные

  • речевая деятельность (применение приобретенных УУД в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных УУД анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
  • навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения)
  • владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект;
  • умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях;
  • умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения).

Предметные результаты:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста, делить тексты на смысловые части;
  • составлять план текста;
  • знать приёмы работы с разными текстами;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;
  • характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов;
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • уметь пользоваться различными видами словарей и справочников;
  • чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров (художественных - стихи, песни, рассказы, отрывки из повестей и романов; учебно-научных - тексты учебников по разным предметам; научно-популярных - статьи из научно-популярных журналов; публицистических - хроника, информационное сообщение, комментарий; деловых - анкета, объявление, доверенность и т.п.);
  • уметь составлять статью для школьного сайта. 


Система оценки достижения планируемых результатов (приложение оценочных материалов).

Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. Оценка достижений этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

Частично задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

В соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программы основного общего образования, планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Смысловое чтение» соответствуют основным этапам образовательного процесса, на конец 5,6,7,8 и 9 классов.

Грамотность чтения проверяется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста. Описание соответствующих этим  уровням  умений,  вопросов  и заданий представлено в таблице:

Уровень понимания текста

Уровень понимания

Перечень проверяемых умений

Виды вопросов

Виды тестовых заданий

Общее понимание

Узнавание

Понимание

применение

  • определять  тему  и  основную мысль текста
  • обнаруживать   в   заголовке текста тему или основную мысль
  • находить различие в двух или более текстах/сравнивать содержание текстов
  • отличать  основную  информацию от второстепенной
  • Какова тема текста?
  • Что отражает заголовок: тему или основную мысль текста?
  • Что объединяет данные тексты?
  • О каких проблемах
  • Какое событие..
  • Какие перемены…?
  • Что заставило героя…?
  • Кого автор называет…/считает …?
  • с выбором ответа;
  • на   установление   соответствия;
  • на исключение лишнего;
  • на   группировку   информации;
  • на   определение   последовательности;
  • на аналогию;
  • вопросы с ограничением ответа
  • или с открытым кратким ответом

Выявление информации

Узнавание

Понимание

применение

  • быстро просматривать текст
  • определять смысловую структуру текста и отбирать нужную информацию
  • находить  необходимую  информацию,  перефразированную в вопросе
  • Разделяешь ли ты мнение автора?
  • Аргументируй свой ответ.
  • Согласен ли ты с тем, что…
  • с выбором ответа;
  • на   установление   соответствия;
  • на исключение лишнего;
  • на   группировку   информации;
  • на   определение   последовательности;
  • на аналогию;
  • вопросы с ограничением ответа
  • или с открытым кратким ответом

Интерпретация текста

Применение

Анализ

Синтез

  • соотносить заключённую в тексте информацию
  • с  информацией из других источников /личным опытом
  • делать выводы по содержанию текста
  • находить  аргументы,  подтверждающие   мнения/высказывания
  • объяснять заглавие текста
  • Соотнеси…
  • Как бы ты поступил в данной ситуации?
  • Найди в тексте аргумент/ аргументы,    подтверждающие высказывание…
  • Как ты понимаешь заглавие текста?
  • Как еще можно было бы озаглавить текст?
  • вопросы с открытыми развёрнутыми ответами;
  • задания  на  аналогию,  задания,    требующие    аргументированных ответов;
  • задания  на  выделение  существенных признаков;
  • сравнение объектов

Рефлексия относительно содержания текста

Анализ

Синтез

Оценка

  • различать  объективную и субъективную информацию
  • связывать информацию текста с фактами/событиями реальной действительности
  • аргументировать свою точку зрения
  • Выскажите своё отношение к позиции автора/героя.
  • Как автор относится к своему герою?
  • Обоснуйте своё мнение.
  • Что в данном отрывке удивило вас больше всего?
  • Почему?
  • свободные   задания   с   открытыми ответами;
  • вопросы, требующие
  • формулировки  и  аргументации   собственного   мнения;
  • тексты с ошибками;
  • задания на реконструкцию событий

Рефлексия относительно формы подачи текста

Анализ

Синтез

Оценка

  • обнаруживать иронию, юмор, различные оттенки смысла, выраженные словом

Обладает ли автор/герой чувством юмора. Приведите примеры из текста

Оценочные материалы

Способы отслеживания ожидаемых результатов:

Предметные УУД: анализ текста, тестирование, беседа.

Метапредметные УУД: наблюдение, творческие конкурсы.

Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.

Формы подведения итогов реализации программы: система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через комплексный анализ текста.

Контроль исполнения программы будет осуществляться с помощью следующих видов работы:

  • контроль техники и навыка смыслового чтения;
  • проверка читательского кругозора (анкета);
  • анкетирование по выявлению мотивации чтения;
  • комплексный анализ текста.

Ожидаемые конечные результаты программы:

  • улучшение техники и навыка смыслового чтения;
  • становление и расширение читательского кругозора;
  • повышение мотивации чтения;
  • рост качества комплексного анализа текста.

Формы педагогического контроля: входная и итоговая диагностика: комплексный анализ текста (демоверсия ВПР)

Формы представления результатов диагностики: таблица сформированности навыка смыслового чтения.

Для выявления уровня развития способностей и личностных качеств обучающихся и их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы, разработаны следующие параметры ЗУН и критерии их оценки:

Н – ниже базового (не сформировано),

Б – базовый уровень,

П – повышенный

Организация проектной и учебно-исследовательской  деятельности учеников 7 класса

В учебнике содержится много интересных и неожиданных вопросов, на которые не всегда можно дать однозначные ответы. Но все вопросы и задания логично и последовательно направляют учебную деятельность учащихся на успешное выполнение учебного проекта. О проектной деятельности и ее значимости в развитии мышления учащихся уже достаточно много сказано и написано.

ФГОС придают важное значение включению учащихся в проектную деятельность для достижения метапредметных результатов образования. Так, ФГОС среднего общего образования включает теперь как обязательный предмет "Индивидуальный проект", который должен стать вершиной всего обучения в школе: выполняя его, учащийся демонстрирует имеющиеся предметные знания, сформированные навыки анализа, постановки задач, работы с информацией.

Проект также выполняет важную профориентационную функцию: учащийся, приобретая опыт практической деятельности в той или иной области, осуществляет профессиональные пробы и имеет возможность непосредственно оценить привлекательность различных направлений дальнейшего профессионального образования.

Индивидуальные и коллективные проекты  — очень увлекательная форма работы на уроках, которая хороша и во внеурочной деятельности. Особенность большинства проектов заключается в их своеобразной неисчерпаемости. Защита проектов предполагается на уроках повторения и обобщения.  Темы проектов:   https://obuchonok.ru/russkiy-yazik/7 

Примерные темы проектов

  1. Мини-исследование: «Русский язык – один из самых развитых и богатых языков мира»
  2. Мини-исследование: «А.А. Шахматов - выдающийся лингвист и историк»
  3. Мини-исследование: «Пересказ лингвистического текста»
  4. Мини-исследование: «Алгоритм работы с учебным текстом»
  5. Мини-исследование: «Алгоритм работы с текстом художественной литературы»
  6. Мини-исследование: «Алгоритм работы с  текстом публицистического стиля речи»
  7. Мини-исследование: «Комплексный анализ текста»

Содержание учебного предмета, курса «Смысловое чтение. 7 класс»

Наименование раздела, темы

Содержание раздела, темы

Темы контрольных работ

Оборудование

ЦОР

1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Цели чтения. Текст. Виды текста. Назначение текста. Основная тема и микротемы. Композиция

текста. Проблемы, их формулировка. Поиск информации в тексте. Сюжет текста. Избыточная

информация в тексте. Идеи текста, последовательность изложения идей. Авторская мысль и точка

зрения читателя. Изобразительно-выразительные средства, их функции. Стилевые особенности

текста.

Входной контроль

Пк

Принтер

Интерактивная доска

Презентация учителя

 http://www.gnpbu.ru — Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского.

http://www.lib.msu.su     — библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова.

http://www.rsl.ru/rframe.asp?http://orel.rsl.ru — открытая русская электронная библиотека OREL.

http://www.lib.ru   — библиотека Максима Мошкова.

http://www.pedlib.ru   — педагогическая библиотека.

http://www.dic.academic.ru   — словари и энциклопедии on-line.

http://www.dictionary.fio.ru   — Педагогический энциклопедический словарь.

http://www.km.ru   — портал компании «Кирилл и Мефодий».

http://vschool.km.ru   — виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

http://www.rsl.ru  — Российская государственная библиотека.

2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Структура текста

Оглавление. Ссылки и сноски в тексте. Нумерация страниц. Преобразование текста.

Интерпретация текста. Обобщение информации, данной в тексте. Рецензия. Отзыв. Эссе. Сочинение.

Изложение. Статья.

3. Работа с текстом: оценка информации

Форма и содержание текста. Читатель и

его жизненный опыт. Авторская мысль в тексте. Дебаты. Критерии оценки текста. Логические связи

в тексте. Особенности авторской лексики. Авторские ремарки, их назначение. Комплексный анализ

текста.

Итоговая проверочная работа.

Тематическое планирование «Смысловое чтение. 7 класс»

Название темы

Количество часов

Планируемые образовательные результаты

целевой приоритет воспитания уровня ООО реализуемой программы внеурочной деятельности  «Смысловое  чтение»  

научится

получит возможность научиться

1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

12

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

определять главную тему, общую цель или назначение текста;

выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,

сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения

информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

определять назначение разных видов текстов;

ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

различать темы и подтемы специального текста;

выделять не только главную, но и избыточную информацию;

прогнозировать последовательность изложения идей текста;

сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной позиции;

понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:

• к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья

• к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне

• к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать

• к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека

• к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье

• к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда

• к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение

• к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир

• к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества

• к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее

Воспитательный потенциал занятия:

• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни современников;

• побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации, соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;

• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; развитие умения совершать правильный выбор;

• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям, историческая справка «Лента времени», проведение Уроков мужества;

 

• использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов предметной направленности);

• использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.);

• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся; групповой работы или работы в парах, с целью обучения командной работе и взаимодействию с другими детьми, постановки общей цели, для достижения которой каждый должен внести индивидуальный вклад, распределению ролей, рефлексией вклада каждого в общий результат;

• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к  получению знаний (социо-игровая режиссура урока, лекция с запланированными ошибками, наличие двигательной активности на уроках), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, эмпатия, создание ситуации успеха);

• организация предметных образовательных событий для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;

• проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно-досуговых мероприятий (викторины, литературная композиция, конкурс, экскурсии и др.);

• организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

• инициирование и поддержка исследовательской и проектной деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Структура текста

12

выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

3. Работа с текстом: оценка информации

10

критически относиться к рекламной информации;

находить способы проверки противоречивой информации;

определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Календарно-тематическое планирование «Смысловое чтение. 7 класс»

Дата

№ (п/п)

Тема урока

Лабораторные и практические работы

Используемое оборудование ЦОР на уроке

Формы занятий

План

Факт

02.09

02.09

1

Вводный инструктаж. Цели и задачи курса. Входной контроль

Стартовая

письменный опрос

тестовые задания

09.09

09.09

2

Что такое текст.Понятие о тексте. Признаки текста

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1963/start/

устный опрос

различные виды чтения

16.09

16.09

3

Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.

устный опрос

различные виды чтения

23.09

23.09

4

Тема текста. Микротема. Абзац.  Работа с текстом

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1241/ 

устный опрос

различные виды чтения

30.10

30.10

5

Основная  мысль текста. Работа с текстом

устный опрос

различные виды чтения

07.10

07.10

6

План текста. Работа с текстом

устный опрос

различные виды чтения

15.10

15.10

7

Типы речи. Работа с текстом

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1217/ 

устный опрос

различные виды чтения

14.10

14.10

8

Комплексный анализ текста.

ПР1

практические работы по содержанию изучаемого материала

21.10

21.10

9

Типы речи. Работа с текстом

устный опрос

11.11

11.11

10

Языкове средства. Работа с текстом

устный опрос

18.11

18.11

11

Языкове средства. Работа с текстом

устный опрос

25.11

25.11

12

Стили речи. Классификация стилей.

устный опрос

02.12

02.12

13

Стили речи. Художественный стиль. Комплексный анализ текста

устный опрос

различные виды пересказа

09.12

09.12

14

Стили речи. Разговорный стиль. Комплексный анализ текста

устный опрос

различные виды пересказа

16.12

16.12

15

Стили речи. Научный стиль. Комплексный анализ текста

устный опрос

различные виды пересказа

23.12

23.12

16

Стили речи. Официально-деловой стиль. Комплексный анализ текста

устный опрос

различные виды пересказа

13.01

13.01

17

Стили речи. Публицистический стиль. Комплексный анализ текста

устный опрос

различные виды пересказа

20.01

20.01

18

Стили речи. Практикум.

устный опрос

27.01

27.01

19

Виды переработки текста. Сокращение текста. План. Выписки.

устный опрос

03.02

03.02

20

Виды переработки текста. Сокращение текста. План. Выписки.

устный опрос

10.02

10.02

21

Текст. Оценка прочитанного.

устный опрос

17.02

17.02

22

Комплексный анализ текста

ПР2

 практические работы по содержанию изучаемого материала

24.02

24.02

23

Работа с текстом художественного стиля.

устный опрос

03.03

03.03

24

Работа с текстом разговорного стиля.

устный опрос

10.03

10.03

25

Работа с текстом официально-делового стиля.

устный опрос

17.03

17.03

26

Работа с текстом научного стиля.

устный опрос

24.03

24.03

27

Работа с текстом публицистического стиля.

устный опрос

14..04

14.04

28

Чтение и анализ текста.

устный опрос

21.04

21.04

29

Чтение и анализ текста.

устный опрос

28.04

08.04

30

Комплексный анализ текста

ПР3

практические работы по содержанию изучаемого материала

05.05

05.05

31

 Комплексный анализ текста

ПР4

практические работы по содержанию изучаемого материала

12.05

12.05

32

Зачетная работа в форме  ВПР/ОГЭ

Итоговая

формы контроля, предусматривающие самоанализ и  самоконтроль личных достижений

19.05

19.05

33

Анализ комплексной работы

письменный опрос

тестовые задания

26.05

26.05

34

Анализ комплексной работы

письменный опрос

тестовые задания

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Формы занятий: курс является безотметочным. Но в  процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и  формы контроля.

Виды занятий:

Теоретические и практические занятия.

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;  
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Виды контроля: входящий, текущий,  итоговый

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:

- входной контроль в начале и в конце года; текущий — в форме комплексного анализа текстов.

- поурочная система обучения с использованием объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения.

- формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок-лекция, урок-игра, урок-исследование,  урок-практикум, урок развития речи.

Среди традиционных видов работы по развитию речи (выразительно прочитать текст, озаглавить его, определить основную мысль, а также сочинений и изложений), предлагаются следующие:

  • работа с разными видами словарей (толковым, орфоэпическим, синонимов, эпитетов, словообразовательным);
  • редактирование текста;
  • текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений).

Среди нетрадиционных видов работы:

  • работа с портфолио учащегося по русскому языку;
  • презентация исследовательских работ обучающихся на общешкольной конференции

Лист регистрации изменений к программе внеурочной деятельности

учителя: Булыгиной Н.В.

№ п/п

Дата изменения

Причина изменения

Суть изменения

Корректирующие действия

СОГЛАСОВАНО                                      Заместитель директора по УВР  ___________________

                                                                                                                                     Подпись

Дата ___________________           Расшифровка подписи _______________________________  

Отчёт о выполнении реализуемой программы внеурочной деятельности  по содержанию

2021 — 2022 учебный год

По: смысловое чтение  

Учитель: Булыгина НВ

Класс: 7 а

Количество часов: в неделю 1  часов; в год  34 часа

УМК:

1) О.Н. Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку  к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов  и др. Русский язык. 7 класс. - М.: Экзамен, 2014;

2) Е.Л.Ерохина. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс.- М.: Просвещение, 2014.

Темы

По программе

По РП

РР

Проведено часов

1 чет

2 чет

3 чет

4 чет

год

1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

12

9

3

2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Структура текста

12

5

7

3. Работа с текстом: оценка информации

10

3

7

итого

17

9

8

10

7

17

Оценивание планируемых метапредметных результатов программы. «Смысловое чтение. 7 класс».

№ п/п

ВК – входной контроль

ИК – итоговый контроль

Н – ниже базового (не сформировано),

Б – базовый уровень,

П – повышенный

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

 владение всеми видами речевой деятельности

применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализаязыковых явлений на межпредметном уровне (на урокахиностранного языка, литературы и др.);

коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

самостоятельно  анализировать  условия  достижения  цели  на  основе  учёта  выделенных  учителем  ориентиров  действия  в  новом  учебном материале

планировать пути достижения целей;  устанавливать целевые приоритеты

принимать решения в проблемной ситуации на основе  общения

осуществлять  констатирующий  и  предвосхищающий  контроль  по  результату  и  по  способу  действия;  актуальный  контроль  на  уровне произвольного внимания

адекватно  самостоятельно  оценивать  правильность  выполнения  действия  и  вносить  необходимые  коррективы  в  исполнение  как  в  концедействия, так и по ходу его реализации

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

владение языковыми средствами -умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

ВК

ИК

ВК

ИК

ВК

ИК

ВК

ИК

ВК

ИК

ВК

ИК

ВК

ИК

ВК

ИК

ВК

ИК

ВК

ИК

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

 

   

 

Оценивание планируемых предметных результатов освоения программы «Смысловое чтение. 7 класс».

№ п/п

ВК – входной контроль

ИК – итоговый контроль

Н – ниже базового (не сформировано),

Б – базовый уровень,

П – повышенный

Предметные результаты

Умение определять тему текста

Умение определять основную мысль текста

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

Умение составить план текста

Умение работать с иллюстрациями

ВК

ИК

ВК

ИК

ВК

ИК

ВК

ИК

ВК

ИК

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Учитель: ___________________________Булыгина Наталия Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Здоровейка» для учащихся 5-х классов на 2018-19 учебный год 15.09.2018

Программа рассчитана на учащихся 5хкласов и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию и формирования универсальных учебных действий учащихся основной ступени образования.  Прог...

Программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление, 5 класс, 2017-2018

Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...

Программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление, 6 класс, 2017-2018

Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мой край родной» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 6 класс

Программа  внеурочной деятельности  “Мой край родной” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край родной” ) разработана для занятий творче...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Зеленая лаборатория" для учащихся 6 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности соответствует ФГОС ООО для учащихся 6 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Реальная математика», общеинтеллектуальное направление

Программа конкретизирует содержание предметных тем курса, основные виды учебной деятельности школьника и дает примерное распределение учебных часов на каждую тему курса «Реальная математика&raqu...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Логоритмика (фонетическая ритмика) с обучающимся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями

Логопидическая римика (логоритмика) помогает решать оздоровительные, образовательные, воспитаельные и коррекционные задачи.Занятия логоритмикой направлены на всестороннее развитие ребенка: совершенств...