Программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление, 5 класс, 2017-2018
рабочая программа (6 класс)

Булыгина Наталия Владимировна

Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_5_ab.docx45.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пречистенская средняя школа

Утверждена приказом директора школы

№ 140 от 30.08.2017

Программа

внеурочной деятельности по курсу

«Смысловое чтение».

Интеллектуальное направление

для 5 класса

 на 2017-2018 учебный год

Составитель: Булыгина Н.В.,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

п. Пречистое

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Нормативно – правовую основу  программы внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение» составляют следующие документы:

  •  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12.2014 г. №1644),  с изменениями, утверждёнными приказами Минобрнауки от 31.12.2015 №1577.
  • ООП ООО Пречистенской средней школы приказ директора школы №216 от 28.12.2015 г.
  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2017-2018 учебном году. Составитель: Киселева Н.В., кандидат культурологии, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО ЯО ИРО.
  • Положение об учебной рабочей программе педагога в муниципальном образовательном учреждении Пречистенской средней общеобразовательной школе (утверждено приказом директора школы №158 от  26.09..2016 г.)

Назначение программы:

Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей.

Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия: 5 кл.

Предложенная система уроков рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). 

Используемый УМК:

На уроках используется различный дидактический материал: тексты, которые взяты из произведений русской литературы и публицистики из учебных пособий:

1) О.Н. Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку  к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов  и др. Русский язык. 5 класс. - М.: Экзамен, 2014;

2) Е.Л.Ерохина. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс.- М.: Просвещение, 2014.

Целями курса является овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также социализация и воспитание обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • Формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
  • Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

Формы и режим занятий

Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.

Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.

Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.

Содержание курса внеурочной деятельности

Наименование раздела, темы

Количество часов

Содержание раздела, темы

Введение.

Стартовая диагностическая работа. Анализ работы. Работа над ошибками.

Учимся читать учебные тексты

6 ч

Текст. Цель создания текста и его основная мысль. Доказательства в тексте. Понимание содержания текста. Обоснование утверждения. Связь основной темы и основной мысли с названием текста.

Учимся читать и решать учебные тесты

Основная мысль и тема текста. Применение алгоритма выполнения задания к тексту.

Тема текста. Создание собственного алгоритма выполнения задания к предложенному тексту.

Применение алгоритма выполнения задания к тексту. Стиль и тип речи.

Выполнение грамматических заданий к тексту. Составление собственного алгоритма выполнения задания

Понимание содержания текста. Применение алгоритма выполнения задания к тексту с развернутым ответом.

Тема текста. Тип речи. Обоснование своей мысли словами текста.

Учимся читать и понимать тексты разных стилей

22ч

Выделение основных структурно-содержательных частей текста. Обоснование собственного ответа на вопросы к тексту. Тема и идея  текста.

Понимание содержания текста. Использование цитат для аргументации авторской позиции.

Понимание содержания текста. Определение основной мысли текста.

Определение темы текста. Нахождение в тексте фрагментов, необходимых для ответа на поставленный вопрос. Художественный стиль.

Понимание содержания текста. Определение стилевой принадлежности текста и типа речи

Использование цитат для аргументации выдвинутого тезиса при ответе на вопрос к тексту

Составление плана  для подробного пересказа текста

Понимание содержания текста. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту

Определение смысловых частей  текста. Последовательные ответы на задания, содержащие несколько вопросов.

Определение стиля и типа речи. Вычленение из текста информации, необходимой для ответа на вопрос. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту.

Всего

34 ч


Календарно-тематическое планирование

Таблица 1

Наименование раздела, темы

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Введение

Организация совместной учебной деятельности.

Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку.

Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного

общества».

Адекватно воспринимать информацию письменного высказывания; владеть разными видами чтения; строить рассуждение.

Овладевать чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжение

образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и

перспективного круга чтения, подготовки к осуществлению исследовательской и проектной

деятельности;

приобретение навыка рефлексивного чтения.

Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать

аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать несложные выводы, основываясь на материале текста-источника;

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,

использовать в самостоятельной деятельности.

умение делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный планы,

сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, выделяя несколько существенных

признаков,

представлять мате

риал в виде таблицы или схемы.

Учимся читать учебные тексты

6 ч

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл.

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу

текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в

тексте;

• находить в тексте требуемую информацию

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического

понимания текста.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;

- проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики,

диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах),

переходить от одного представления данных к другому.

Работа с текстом: оценка информации:

- Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом —

мастерство его исполнения

Учимся читать и решать учебные тесты

Учимся читать и понимать тексты разных стилей

22ч

 

 


Поурочное планирование. 5 класс

Таблица 2

п/п

дата

Тема занятия

Форма организации занятий

План

Факт

1

Стартовая диагностика сформированности навыков работы с текстовой информацией в процессе чтения.

Индивидуальный

2

Введение. Правила вдумчивого чтения. Тема, основная мысль текста. План. Виды пересказа

Коллективный, беседа.

3

Практическая работа. Определение основной темы текста, основной мысли текста. Авторская позиция. Ключевые слова. Сжатие текста.

Материалы рабочей тетради (задача «Бесценный дар»).

Индивидуальный.

4

Практическая работа. Определение основной темы текста, основной мысли текста. Авторская позиция. Ответ на вопрос. Цитирование.

Материалы рабочей тетради (задача «Бесценный дар»).

Групповой, индивидуальный.

5

Практическая работа. Ключевые слова. Основная информация текста. Контекст. Аргументация в ответе.

Материалы рабочей тетради (задача «Ломоносов»)

Групповой, индивидуальный.

6

Практическая работа. Основная информация текста. Сопровождение текста (иллюстрации, вспомогательный текст, выделения).

Материалы рабочей тетради (задача «Имя прилагательное»).

Групповой, индивидуальный.

7

Практическая работа. Синонимия. Отклик на содержание текста. Опорный конспект текста.

Материалы рабочей тетради (задача «Синонимы»).

Групповой, индивидуальный.

8

Практическая работа. Преобразование разных форм представления информации в текст и наоборот (схема – текст, текст – схема).

Материалы рабочей тетради (задача «Орфограмма»)

Групповой, индивидуальный.

9

Анализ практических работ. Коррекция умений учащихся.

Материалы практических работ учащихся.

Индивидуальный.

10

Практическая работа. Чтение и решение учебных тестов с выбором ответа. Алгоритм: понятие, применение, составление.

Материалы рабочей тетради (задача «Тестовые задания с выбором ответа»).

Групповой, индивидуальный.

11

Практическая работа. Чтение и решение учебных тестов с краткой записью ответа. Алгоритм: понятие, применение, составление.

Материалы рабочей тетради (задача «Тестовые задания с краткой записью ответа»).

Групповой, индивидуальный.

12

Практическая работа. Чтение и решение учебных тестовых заданий с развернутым ответом на вопрос. Алгоритм: понятие, применение, составление. Тема текста. Заголовок. Аргументы.

Материалы рабочей тетради (задача «Тестовые задания с развернутым ответом»).

Групповой, индивидуальный.

13

Практическая работа. Общее и частное. Установление закономерностей. Существенная информация. Утверждение. Следствие.

Материалы рабочей тетради (задача «Учимся логически мыслить»).

Групповой, индивидуальный.

14

Практическая работа. План текста. Основная мысль текста. Система аргументов для обоснования позиции.

Материалы рабочей тетради (задача «Орел и кошка»).

Групповой, индивидуальный.

15

Практическая работа. Тема, основная мысль текста. Заголовок. Система аргументов для обоснования позиции.

Материалы рабочей тетради (задача «Для чего ветер?»).

Групповой, индивидуальный.

16

Анализ практических работ. Коррекция умений учащихся.

Материалы практических работ учащихся.

Индивидуальный.

17

Промежуточная диагностика сформированности навыков работы с текстовой информацией в процессе чтения.

Материалы рабочей тетради (задача «Москва»).

Индивидуальный.

18

Практическая работа. Заголовок текста. Душевное состояние персонажей текста. Развернутое высказывание.

Материалы рабочей тетради (задача «Ветер, ветер, ты могуч…»).

Групповой, индивидуальный.

19

Практическая работа. Тезис. Аргументы. Синонимия. Сопоставление содержания текстов. Развернутое высказывание.

Материалы рабочей тетради (задача «Язык мой…»).

Групповой, индивидуальный.

20

Практическая работа. Рассуждение. Письменные высказывания на основе текста.

Материалы рабочей тетради (задача «Необычный пацан»).

Групповой, индивидуальный.

21

Практическая работа. Основная мысль текста. Заголовок текста. Рассуждение. Душевное состояние персонажа.

Материалы рабочей тетради (задача «Дятел»).

Групповой, индивидуальный.

22

Практическая работа. Заголовок. Рассуждение. Преобразование текста.

Материалы рабочей тетради (задача «Душистый табак»).

Групповой, индивидуальный.

23

Практическая работа. Основная и второстепенная информация в тексте. Тезис. Аргументы.

Материалы рабочей тетради (задача «Олимпиада»).

Групповой, индивидуальный.

24

Практическая работа. Текст-рассуждение. Текст-описание. Последовательность изложения текста.

Материалы рабочей тетради (задача «Текстовые связи»).

Групповой, индивидуальный.

25

Комплексная практическая работа.

Материалы рабочей тетради (задача «Зарайск»).

Индивидуальный.

26

Анализ практических работ. Коррекция умений учащихся.

Материалы практических работ учащихся.

Индивидуальный.

27

Комплексная практическая работа.

Материалы рабочей тетради (задача «Углич»).

Индивидуальный.

28

Комплексная практическая работа.

Материалы рабочей тетради (задача «Углич»).

Индивидуальный.

29

Анализ комплексных практических работ. Коррекция умений учащихся.

Материалы практических работ учащихся.

Групповой, индивидуальный.

30

Комплексная практическая работа.

Материалы рабочей тетради (задача «Муром»)

Индивидуальный.

31

Анализ комплексных практических работ. Коррекция умений учащихся.

Материалы практических работ учащихся.

Групповой, индивидуальный.

32

Анализ комплексных практических работ. Коррекция умений учащихся.

Материалы практических работ учащихся.

Групповой, индивидуальный.

33

Итоговая диагностика сформированности навыков работы с текстовой информацией в процессе чтения.

Материалы рабочей тетради (задача «Святая Мария»).

Индивидуальный.

34

Анализ итоговой диагностической работы. Коррекция умений учащихся.

Самоанализ материалов портфолио. Анализ материалов учителем.

Индивидуальный.

Планируемые результаты

Обучающийся  научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
  • объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,
  • сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения
  • информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
  • определять назначение разных видов текстов;
  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
  • различать темы и подтемы специального текста;
  • выделять не только главную, но и избыточную информацию;
  • прогнозировать последовательность изложения идей текста;
  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
  • выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной позиции;
  • понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • интерпретировать текст:
  • сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
  • обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
  • делать выводы из сформулированных посылок;
  • выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

  • откликаться на содержание текста:
  • связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
  • находить доводы в защиту своей точки зрения;
  • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • критически относиться к рекламной информации;
  • находить способы проверки противоречивой информации;
  • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

При формировании речевых умений учащихся используются различные виды упражнений и заданий: написание творческих работ, подготовка докладов, тезисов, составление вопросов для работы с текстом, создание проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год....

Программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление, 6 класс, 2017-2018

Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...

Программа курса внеурочной деятельности «Увлекательный французский» по обще-интеллектуальному направлению для 5 классов

Программа курса внеурочной деятельности может быть интересна и полезна учителям французского языка...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мастерская сувениров» 13-18 лет учебный год 2017-2018

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мастерская сувениров» 13-18 лет учебный год 2017-2018 @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 6-7 лет учебный год 2017-2018

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 6-7 лет учебный год 2017-2018 @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; bac...

2021-2022: Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление для 7 класса

Назначение программы: Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, инте...