Рабочая программа внеурочной деятельности «Декоративно - прикладное искусство»
рабочая программа

СветланаФедорова

Данная программа реализуется в общеобразовательной школе. Занятия ведутся у девочек 4 классов в творческой мастерской с необходимыми условиями для безопасной работы и достаточным освещением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Вязание как доступный вид ДПИ 149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 54

с углубленным изучением отдельных предметов"

города Чебоксары

Рассмотрено на                                                     «Утверждаю»

заседании МО                                                   Директор МБОУ «СОШ №54»

Протокол №__от___                                          _________ Н.А. Григорьева

_________________                                              «___» __________2018 г.

Руководитель МО        

Рабочая программа

дополнительного образования детей

«Декоративно - прикладное искусство»

(вязание крючком)

Программа рассчитана на 1 год обучения для детей от 9 до 11 лет.

Составила педагог дополнительного

образования  Федорова С.М.

Чебоксары 2018

Пояснительная записка

      Данная программа составлена на основе типовой программы в соответствии с программой внеурочной деятельности ФГОС НОО.

     Данная программа художественно - эстетической направленности предназначена для образовательных учреждений дополнительного образования детей.    Программа является адаптированной к условиям учащихся 9-11 летнего возраста (4 класс). Данная Программа имеет гендерную особенность - она рассчитана на девочек.

     Вязание крючком – это вид декоративно-прикладного искусства, известный с древних времен. Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Этот вид декоративно - прикладного творчества популярен и любим во всем мире.

        Вязание крючком – это создание нужных практичных вещей, это занятый досуг, эстетическое наслаждение творчеством, это искусство, которое пришло к нам от предков и которое надо хранить и развивать.        

        Занятия вязанием благотворно влияют на развитие фантазии учащегося, пробуждают чувство прекрасного, развивают творческие способности. Также развивается познавательная активность, любознательность, формируются такие черты характера, как усидчивость и аккуратность.

       К тому же вязание благотворно влияет на здоровье – формирует мелкую моторику учащегося, успокаивает нервную систему, снимает нервно – психическое напряжение, положительно влияет на гипервозбудимых детей и детей с нарушениями поведения.

      Работа в данном направлении представляет большие возможности для профессиональной ориентации учащихся, где они получают не только первые навыки мастерства, но и первое представление о красоте народного искусства, труде и талантливости русского народа. Современному обществу нужны люди таких профессий, как художники - дизайнеры, модельеры, мастера трикотажного производства.

        

      Цель программы – создание условий для развития художественно – эстетического вкуса учащихся через занятия ДПИ  (вязания крючком).        

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Образовательные:
  • способствовать у учащихся развитию учебно – познавательной деятельности
  • обучить учащихся выполнять основные приемы вязания
  • сформировать у учащихся технические навыки и приемы в выполнении вязаных изделий
  • обучить учащихся использованию схем из журналов по вязанию
  • обучить учащихся применять полученные знания на практике
  1. Воспитательные:
  • прививать учащимся интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности
  • воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца
  • формировать у учащихся чувство сотрудничества и взаимопомощи
  1. Развивающие:
  • развивать у учащихся творческие способности
  • развивать у учащихся фантазию, эстетический и художественный вкус
  • развивать у учащихся мелкую моторику, сенсомоторику – согласованность в работе глаз и рук
  • развивать у учащихся образное и пространственное мышление

Принципы обучения, используемые во время проведения занятий:

•        Принцип наглядности: широкое использование наглядного материала – таблиц, схем, фотографий, работ детей и педагога, методических разработок, современных мультимедийных средств.

•        Принцип системности и последовательности – обучение ведется от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач.

•        Принцип доступности – материал дается в доступной для детей форме, возможен вариант игры, викторины, коллективной работы.

•        Принцип научности – все обучение ведется с опорой на учебную литературу, опыт педагогов, различные методы и технологии.

•        Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь на индивидуальные особенности каждого ребенка.

      В процессе реализации Программы используются разнообразные формы занятий:

  • занятия – объяснения
  • занятия – практическая деятельность
  • экскурсии
  • выставки творческих работ

При проведении занятий учитывается:

  • уровень знаний, умений и навыков учащихся
  • самостоятельность и индивидуальные особенности учащихся

Форма и режим проведения занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятий – 2 часа. Количество учащихся 12-15 человек. Срок реализации 1 год, всего 68 часов. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий.

    Каждый учащийся имеет различный, отличный от другого темп обучения, который зависит от многих факторов, а именно: имел ли учащийся навыки в вязании или первый раз взял в руки крючок, какова скорость восприятия нового материала, обладает ли он усидчивостью. Различная начальная подготовка требует четкого дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения. В данной Программе система дифференцированного подхода является приоритетной.

    В процессе обучения учитывается последовательность, логичность изложения материала. Обучение ведется по принципу: от простого - к сложному.

                           Ожидаемые результаты                                                          ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

• положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду;

• уважительное отношение к людям труда, к разным профессиям;

• внимательное отношение к красоте окружающего мира;

• эмоционально - ценностное отношение к результатам труда.

Учащиеся получат возможность для формирования:

• понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

• представлений о роли труда в жизни человека;

• адекватной оценки правильности выполнения задания.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

• правильно организовать своё рабочее место (в соответствии с требованиями учителя);

• соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами (ножницы, крючок);

• устанавливать последовательность изготовления изделия;

• понимать назначение шаблона, заготовки;

• правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (ножницы, крючок) с соблюдением техники безопасности;

• различать материалы и инструменты по их назначению;

• выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению изделий (воздушная петля, столбик с накидом, столбик без накида),

• эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку,

• выполнять комбинированные работы из разных ниток;

• экономно использовать материалы при изготовлении изделий.

Учащиеся получат возможность научиться:

• рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы;

• выполнять различные виды отделки и декорирования

• изготавливать удобным для себя способом изделие: по образцу, на заданную тему и импровизируя.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• понимать цель выполняемых действий,

• понимать важность планирования работы;

• с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;

• выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;

• осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с образцом;

• осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

• решать практическую творческую задачу, используя известные средства;

• осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

• продумывать план действий при работе в паре, в группе при создании проектов;

• объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

• различать и соотносить замысел и результат работы;

• включаться в самостоятельную практическую деятельность, создавать в воображении художественный замысел, соответствующий поставленной задаче и предлагать способы его практического воплощения;

• вносить изменения и дополнения в изделие в соответствии с поставленной задачей или с новыми условиями использования вещи;

• продумывать и планировать этапы работы, оценивать свою работу.

Познавательные

Учащиеся научатся:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения изделий (проекта), используя интернет, журналы, книги;

• различать виды материалов, их свойства, инструменты по их назначению, способы соединения деталей;

• характеризовать материалы по их свойствам;

• конструировать изделия из ниток;

• анализировать образец, работать с простыми схемами и инструкциями.

Учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

• сравнивать, группировать, классифицировать плоскостные и объёмные изделия, инструменты, измерительные приборы, профессии.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда;

• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре или группе;

• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

• выражать собственное эмоциональное отношение к изделию при посещении выставок работ;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

• задавать вопросы уточняющего характера, в том числе по цели выполняемых действий, по приёмам изготовления изделий.

Критерии оценки

       Оценка знаний и умений учащихся проводится визуально во время занятий, а также во время собеседований с преподавателем.

5 – навыки вязания хорошо сформированы, учащийся самостоятельно выполняет несложные изделия;

4 – навыки вязания сформированы частично, учащийся выполняет несложные изделия с помощью педагога;

3 - навыки   вязания плохо сформированы, учащийся старается выполнить несложные изделия с помощью других учащихся и педагога.

      Итоговый контроль проводится по итогам аттестации в конце учебного года. Формой контроля усвоения учебного материала является участие детей в отчетных выставках и участие в выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно - прикладному искусству различного уровня. А также оценивается работа учащегося над проектом по ДПИ (как индивидуальным, так и групповым).

      При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка.

В программе предусмотрены часы на посещение выставок по ДПИ.

Материально - техническое обеспечение реализации программы

1.        Материально – техническая база (нитки, крючки и вспомогательные инструменты)

2.        Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы учащихся)

3.        Методическое обеспечение (методическая литература; презентации, таблицы с образцами узоров вязания, показом приемов техники вязания; фотографии и рисунки моделей; изделия, выполненные в натуральную величину)

Содержание программы.

  Вводное занятие. 

  Что такое ДПИ. Виды ДПИ – квиллинг, вышивка, макраме, мягкая игрушка и др. Вязание крючком – один из видов ДПИ. Техника безопасной работы с острыми и режущими инструментами (крючок, ножницы). Общие правила поведения на занятиях.

 Приемы вязания основных элементов. 

  Приемы вязания воздушной петли. Правила пользования крючком. Как начинать вязание. Вязание цепочки из воздушных петель различной плотности.

  Приемы вязания столбика без накида. Изготовление контрольного образца 5 * 5 см. Плотность вязки.

  Приемы вязания столбика с одним накидом. Изготовление контрольного образца 5 * 5 см. Плотность вязки.

  Изготовление прихватки. 

  Прихватка на кухню своими руками – подарок маме, бабушке. Вязание по кругу. Прибавление  столбиков. Плотность вязки.

  Холодные и теплые цвета. Вязание пряжей разных цветов в одном изделии. Работа с изнаночной стороны изделия. Вязание петли для подвеса.

  Изготовление подставки под горячее. 

  Подставка под горячее – подарок маме, бабушке. Вязание по прямой.

  Прибавление и убавление столбиков. Плотность вязки.

  Правила обвязки. Завершение изделия. Работа с изнаночной стороны изделия.

  Изготовление чехла для мобильного телефона. 

  Подготовка выкройки. Подготовка эскиза. Цветовая гармония.

  Цветовые оттенки. Сочетание цветов. Работа с пряжей разной толщины и разных цветов и оттенков.

  Формирование квадрата, прямоугольника. Формирование ровного края изделия квадратной и прямоугольной формы.

  Вязание клапана полукругом. Убавление столбиков.

  Приемы вязания полустолбика. Завершение изделия.

  Отделка изделия – нитками другого цвета, другой толщины, другой фактуры. Украшение декоративными элементами – бусинами, бисером.

  Классификация пряжи – шерстяная, льняная, хлопчатобумажная, синтетическая. Пряжа «букле», «травка». Изготовление цветка из хлопчатобумажной и шерстяной пряжи.

  Свойства пряжи - плотность, толщина, длина мотка, вес мотка. Изготовление контрольного образца 5 * 5 см. Плотность вязки.

  Уход за вязаными изделиями. Стирка - вручную, в стиральной машине, сушка. Отпаривание. Химчистка.

Работа над проектом по ДПИ (групповым, индивидуальным). 

  Разбивка учащихся по группам из 3-4 человек (по интересам), возможен и индивидуальный проект. Выбор темы проекта.  Выбор фона для композиции. Подготовка эскиза изделия в масштабе, в натуральную величину. Выбор цветовой гаммы, сочетание цветов.

  Работа с фоном картины. Работа с крупными деталями картины (изделия).

  Работа с мелкими деталями. Завершение картины (изделия).

  Подготовка к выступлению – вводная часть, основная часть, заключение. Защита проекта.

 Условные обозначения элементов вязания крючком. Работа с учебными схемами.

Изготовление салфетки. 

Работа со схемами из журналов вязания. Считывание и объяснение условных обозначений.

Приемы вязания столбиков с 2 и 3 накидами.

Формирование круга, овала, квадрата.

Завершение изделия. Отделка изделия.

Творческие конкурсы.

Конкурс «Рукодельница - 2019»

Конкурс «Времен связующая нить»

Экскурсия в Дом детского творчества на отчетную выставку ДПИ.

Итоговое занятие.

                                     Тематическое планирование.

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие. Вязание крючком – один из видов ДПИ. Техника безопасной работы.

1,5

1,5

1

Приемы вязания воздушной петли. Вязание цепочки.

1,5

0,5

1,0

2

Приемы вязания столбика без накида.

1,5

0,5

1,0

3

Приемы вязания столбика с одним накидом.

1,5

0,5

1,5

4

Изготовление прихватки. Вязание по кругу.

1,5

0,5

1,0

5

Холодные и теплые цвета. Вязание пряжей разных цветов в одном изделии.

1,5

0,5

1,5

6

Изготовление подставки под горячее. Вязание по прямой.

1,5

0,5

1,5

7

Прибавление и убавление столбиков.

1,5

0,5

1,0

8

Правила обвязки. Завершение изделия.

1,5

0,5

1,0

9

Изготовление чехла для мобильного телефона. Подготовка эскиза. Цветовая гармония.

1,5

0,5

1,0

10

Цветовые оттенки. Работа с пряжей разной толщины.

1,5

0,5

1,0

11

Формирование квадрата, прямоугольника.

1,5

0,5

1,0

12

Вязание клапана полукругом.

1,5

0,5

1,0

13

Приемы вязания полустолбика. Завершение изделия.

1,5

0,5

1,5

14

Отделка изделия. Украшение декоративными элементами.

1,5

0,5

1,0

15

Конкурс «Рукодельница - 2019»

1,5

1,5

16

Классификация пряжи. Изготовление цветка из хлопчатобумажной и шерстяной пряжи.

1,5

0,5

1,5

17

Свойства пряжи. Изготовление контрольного образца. Плотность вязки.

1,5

0,5

1,0

18

Уход за вязаными изделиями.

1,5

0,5

1,0

19

Работа над проектом по ДПИ. Выбор темы.

1,5

0,5

1,0

20

Подготовка эскиза изделия. Выбор цветовой гаммы.

1,5

0,5

1,0

   

21

Работа с фоном картины.

1,5

0,5

1,0

22

Работа с крупными деталями картины (изделия).

1,5

0,5

1,0

23

Работа с мелкими деталями (изделия). Завершение проекта.

1,5

0,5

1,0

24.

Подготовка к выступлению.

1,5

0,5

1,0

25.

Защита проекта.

1,5

0,5

1,0

26.

Условные обозначения элементов вязания крючком. Работа с учебными схемами.

1,5

0,5

1,0

27.

Изготовление салфетки. Работа со схемами из журналов вязания.

1,5

0,5

1,0

28.

Приемы вязания столбиков с 2 и 3 накидами.

1,5

0,5

1,0

29.

Формирование круга, овала, квадрата.

1,5

0,5

1,0

30.

Завершение изделия. Отделка изделия.

1,5

0,5

1,0

31.

Конкурс «Времен связующая нить»

1,5

1,5

32.

Экскурсия в Дом детского творчества на отчетную выставку ДПИ.

1,5

1,5

33.

Итоговое занятие.

1,5

1,5

ИТОГО

49,5

16

33,5

Список литературы для педагога.

  1. Бабина Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж, 2012.
  2. Белая Н.П. Кружевная ностальгия. – Минск, 2012.
  3. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 2012.
  4. Власова А.А. Вязание от умения к мастерству. – С-Пб., 2013.
  5. Гребёнкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. - Рязань, 2012.
  6. Дирвянскене Я. Декоративное вязание. –  М., 2014.
  7. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 2013.
  8.  Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. - М., 2014.
  9.  Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 2012.
  10.  Лущик Л. И. Свежие идеи для вязания крючком. – М., 2015.

Список литературы для учащихся.

  1. Дирвянскене Я. Декоративное вязание. –  М., 2012.
  2. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra».
  3. Кристании Дж., Страбелло В. Цветы вяжем крючком. – М., 2012.
  4.  Литвина О. С. Модели модной одежды, связанные крючком. – М., 2010.
  5. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2012.
  6. Фарафошина Н.В. Художественное вязание. – М., 2013.
  7. Экснер Ева.  Цветы и фрукты круглый год. – М., 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ       Программа внеурочной деятельности «ДЕКОРАТ...

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для учащихся 1-2 классов

      Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность  и ориентирована на приобщение детей к работе с бумагой, ознакомлением с  ее свойствами, прост...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Декоративно-прикладное искусство» (художественно – эстетическое направление) 5-6 КЛАССЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Декоративно-прикладное искусство»(художественно – эстетическое направление)  5-6 КЛАССЫ...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

Рабочая программа по внеурочной деятельности декоративно-прикладное направленности "Волшебная мастерская" и "Школа рисования" для обучающихся 1-9 классов

Рабочая программа дополнительного образования комбинаторного типа  реализует общекультурное (художестенно - эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным госуд...

Рабочая программа по учебному курсу внеурочной деятельности "Декоративно-прикладное искусство"

Составлена на основе   авторской программы О.А.Кожиной «Декоративно-прикладное искусство». Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А.Гор...