Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению для 5 класса
рабочая программа (5 класс)

Рыженкова Ирина Юрьевна

Программа художественно-эстетической направленности для адаптации учеников 5 класса с региоанальным компонентом г. Иркутска

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_5_klass.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Программа рекомендована

к работе педагогическим  

советом школы  

Протокол № ____от «____»__________20____г.                                                                                                                                        

        Утверждаю                                                                                                                              

   Директор МБОУ Г. Иркутска «Средняя                            

общеобразовательная школа № 5»

_____________Е.В. Манузина

         Приказ №________________________

         от «____»__________20___г.                    

                                                                   

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я и мир вокруг меня»

для 5 класса

на 34 часа в год (1 час в неделю)

         Составитель:                                                                                                                      

Рыженкова Ирина       Юрьевна,                                                учитель русского языка и литературы

г. Иркутск, 2024

           

 

Пояснительная записка

Программа «Я и мир вокруг меня» составлена на основе программы общего образования, воспитательной программы МБОУ г. Иркутска СОШ №5 и примерной программы по внеурочной деятельности.

Обществу нужны граждане, которые станут достойными его членами, будут думать не только о базовых потребностях, но и заботиться о том, как сохранить мир и землю для последующих поколений, которые будут сознательными и ответственными за свои поступки, а также смогут двигать прогресс вперед с соответствии с этими целями.  

Поэтому введение федеральных государственных образовательных стандартов требует развития новых методов и форм образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, ее творческой инициативы, с формированием навыка самостоятельного движения в информационных полях, универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении.

        Реализация программы «Я и мир вокруг» направлена на создание условий для социальной адаптации ребенка, развития его индивидуальности и становления его гражданской идентичности и активности, а также творческого самовыражения.

В процессе реализации программы должны сформироваться такие личностные характеристики, как любознательность, целеустремленность, способность к организации собственной деятельности, к взаимодействию с другими детьми, стремление делать полезные дела, ответственность, доброжелательность, развиться чувство эмпатии, гражданственность.

     Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного взаимодействия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Используя разные виды деятельности, инициированные педагогом и предложенные самими учениками, обучающиеся формируют компетентности в различных областях знаний, социализируются, тем самым подготавливая себя к жизни в современном обществе. Реализуя программу, педагог создает такие условия для творчества, когда становятся востребованными любые способности и увлечения детей, что многократно повышает их мотивацию и интерес к совместной деятельности.  Окончив четвертый класс, ребята переходят на среднюю ступень образования, т.е. становятся школьниками среднего звена. Этот переход имеет свои особенности. У ребят начинается период адаптации, сопряженный со многими проблемами. И снять эту напряженность поможет раскрепощение в художественной деятельности. Поэтому не только классному руководителю нужно помочь детям адаптироваться, но всем учителям, работающими с этими детьми.

        Направление программы-  художественно-эстетическое.  

Программа рассчитана на 1 час в неделю – 34 часа. 

Цель:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на

приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

  • приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и

самопознания;

  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной

      образовательной или профессиональной траектории.

Задачи:

  • развитие и приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям   (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) -  для формирования здорового образа жизни. ;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
  • создание условий для развития социально-активной личности, обладающей чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества и свое будущее;
  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и        настойчивости в достижении результата.

Принципы реализации Программы:

- учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию

Ценностные ориентиры программы: любовь к России, своему краю, служение Отечеству, забота, помощь, ответственность, чувство долга, толерантность, стремление к познанию и истине, целеустремлённость, настойчивость, бережливость, трудолюбие, экологическое сознание, красота, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и в искусстве.

Форма организации занятий.  Беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, творческие конкурсы, викторины, КВНы, интеллектуально-познавательные игры, наблюдения, акции, трудовые десанты, проекты, фестивали, праздники, выставки, концерты, индивидуальная самостоятельная работа. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей, участие в школьном самоуправлении и общественной деятельности.

      Основное содержание

        Первое занятие будет посвящено правилам общения друг с другом, толерантности по отношению к своим одноклассникам, школьной жизни, классному и школьному самоуправлению. Позже можно провести праздник «Посвящение в пятиклассники», цель которого создать радостную атмосферу и сблизить ребят, родителей и новых учителей.

        Праздник осени. Красота природы родного края. День здоровья. Конкурс поделок из природных материалов. Знакомство с растениями Сибири, в том числе и из Красной книги.

        Взаимоотношения со старшими, педагогами. День учителя. Поздравления. Подготовка художественных номеров.

        Знакомство с семьями учеников с целью формирования дружного коллектива. Презентация своей семьи каждым учеником. Помощь родителей. Доброе дело для пожилого человека.

        Иркутск-город культуры. Знакомство с театром как видом искусства.

        Я гражданин своей страны. Символы государственности России. Кем я хочу стать, чтобы быть полезным своей стране? Главные праздники страны. Песня– отражение истории государства.  

        Кино и телевидение – современные виды искусства. Знакомство с их особенностями. Экскурсия в студию ИГТРК.

        Красота родного края. Знакомство с иркутскими живописцами: В.Г. Смагин, С.И. Казанцев, В.А. Кузьмин, А.Г. Костовский, Ю.Н. Квасов и др. Посещение МБУК «Гуманитарного центра – библиотеки имени семьи Полевых».

         Любовь к своей стране вырастает из любви к малой родине, поэтому экскурсии по г. Иркутску, посещение интересных мест: планетарий, экспериментарий, остров Юность, Краеведческий музей, музей В. Распутина, Дом-музей декабристов, театр имени Н. П. Охлопкова, Ботанический сад и зоологический парк, Город профессий, выставки Космоса, Нерпинарий, прогулки по набережной Ангары, Музей-усадьба В.П. Сукачева, Знаменский монастырь, Музей Балкалкварцсамоцветы, Детская железная дорога необходимы. Знакомство с театром как видом искусства.

        Художественно-эстетическое воспитание происходит через создание художественных продуктов своими руками. Изготовление оригами в подарок маме.

        Есть такая профессия - родину защищать!  Военные профессии. Для этой цели можно подключить родителей. Знакомимся с другими профессиями родителей. Выбираем себе кружок, секцию – пробуем себя в разных делах и направлениях, чтобы определить свой талант.

        Семейные традиции: «Ярмарка талантов» каждой семьи – совместное мероприятие детей, родителей, учителей.

        День Победы – великий праздник. Поздравления, поделки, письма для солдат СВО.

        Праздник окончания учебного года.

Тематическое планирование внеурочной деятельности «Я и мир вокруг» 5 класс

Темы

Теория

Практика

Форма деятельности детей

Модуль 1 «Природа и фантазия»

Вот мы стали пятиклашками. Школьная жизнь по правилам. Мы разные, но мы вместе. Выбор актива класса и в органы самоуправления.

1

Проблемный диалог

Праздник «Посвящение в пятиклассники».

1

Праздник

Праздник осени. Растения из Красной книги нашего края. Конкурс поделок из природных материалов.

1

Изготовление поделок

Праздник День учителя.

Подготовка и участие в конкурсе.

1

Подготовка художественных номеров

Моя семья – моя крепость. Рассказ о себе и своей семье. Ярмарка талантов моей семьи. Акция ко Дню пожилого человека.

2

Презентация своей семьи. Доброе дело для пожилого человека. Подготовка номера от каждой семьи

Дом, в котором я живу.

Экскурсия по городу Иркутску, посещение театра. Знакомство с театром как видом искусства.

1

1

Прогулка по городу, посещение театра, обсуждение спектакля

Главные праздники страны. «День примирения и согласия».

Государственная символика. Песня – отражение истории государства.

1

Заучивание гимна, прослушивание современных патриотических песен, рисунки на выставку

Кино и телевидение – современные виды искусства. Знакомство с их особенностями. Экскурсия в студию ИГТРК.

1

1

Мини-проекты о профессиях в кино и телевидении

Красота родного края. Знакомство с иркутскими живописцами.

Посещение МБУК «Гуманитарного центра – библиотеки имени семьи Полевых»

1

Отзыв о посещении мероприятия по плану

Праздник для мам. Акция «Подарок любимой маме». Изготовление подарков своим руками. Оригами

1

1

Изготовление оригами или другой поделки

Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!»

Встреча с родителями – военнослужащими.

1

Беседы, игры

Проект «Профессии моих родителей». Встречи с интересными людьми.

1

Беседы, игры

Интересные места моего города. Экскурсия, посещение культурно-досугового центра.

1

Выезд на мероприятие

Акция «Забота о птицах».

Изготовление кормушек.

1

Изготовление кормушек и подкормка птиц

Празднование Нового года. Акция «Поздравь друга».

1

Приготовление подарка

Акция «Мы тоже были малышами».

Шефство над первоклассниками.

1

Подарок первокласснику

Посещение фабрики мороженого в г. Ангарске

1

Изготовление мороженого

Акция «Добрые дела и поступки»

Беседа и рассказы детей.

1

Доброе дело

Подготовка к  игре «Из чего же, из чего же, из чего же…»

КВН между девочками и мальчиками 5-х классов. Проведение

2

Соревнование, эстафеты

Я – гражданин г. Иркутска.

Экскурсия в музей г. Иркутска.

1

1

Беседа

Правила этикета. Умение общаться. Тренинг. Добрые дела для моего класса.

1

Тренинг

Акция «Восстановим лес на Байкале».

1

Покупка саженца для посадки через Благотворительный фонд «Подари планете жизнь»

Акция «Чистый двор»

Уборка и благоустройство школьной территории.

1

Уборка территории

Акция «Поздравь ветерана». Или подарки и помощь  солдатам СВО.

1

Плетение сетей

Акция «Цветы для школьного двора»

Сбор и посадка семян цветочных культур на рассаду.

1

Посадка рассады

Ах, эта чудная природа. Красоты нашего края. Выезд на природу.

1

Синквейн о поездке

Карта мечты «Как я проведу лето»

1

Создание карты мечты

Мои достижения за этот учебный год. Праздник окончания учебного года. Подведение итогов года.

1

                                                        Итого:                10                  24

Материально-техническое оснащение

Наименование объектов материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Наборы карандашей, красок, бумаги для рисования, цветная бумага, материалы для поделок, ножницы, клей.

На каждого ребенка

Родители приобретают сами

Ученические столы одно- или двухместные с

комплектом стульев.

По санитарным нормам

Стол учительский с тумбой

Доска для размещения образцов изделий и

готовых поделок

Шкафы для хранения необходимых материалов

для занятий.

Мультимедийный компьютер

мультимедийный проектор

Аудио система

Список использованной литературы

1. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация

«Фѐдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фѐдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.

4. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru 

5. Сайт Всѐ для детей http://allforchildren.ru 

6. Сайт http://fashiony.ru 

7. Библиотека материалов для работников школы http://pedportal.ne 

8. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru 

9. Сайт http://www.zavuch.ru

10. https://hcenter-irk.info/exhibition/irkutskie-hudozhniki         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности  по художественно-эстетическому  направлению «Смотрю на мир глазами художника»  для 1-4 классов...

Авторская программа внеурочной деятельности" ОФП с игровой направленностью" 3 класс

Программа разработана для 3 класса  и является продолжением продолжением программы 1-2 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Художественно-творческая мастерская» направленность: художественно-эстетическая возраст: 12-13 лет

Данная программа  по ИЗО  дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, моделирова...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа информатики» (техническое направление) 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа информатики» (техническое направление)  разработана для занятий с обучающимися 5 классов  в соответствии с требованиями ФГОС ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа информатики» (техническое направление) 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа информатики» разработана для занятий с обучающимися  6 классов  в соответствии с требованиями ФГОС  начального об...

Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» (социальная направленность) 5 класс (2 вариант)

Данная программа является авторской. Рекомендована для работы с учащимися коррекционных школ VIII вида в рамках внеурочной деятельности. Рассчитана на 34 часа....