Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа информатики» (техническое направление) 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)

Локтионова Галина Васильевна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа информатики» (техническое направление)  разработана для занятий с обучающимися 5 классов  в соответствии с требованиями ФГОС  начального общего образования и рассчитана на базовый уровень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Верхнелюбажская средняя общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Школа информатики»

(техническое направление)

Содержание программы рассчитано на возраст детей 10-11лет

Срок реализации  1 года

Учитель физики и информатики Локтионова Галина Васильевна

Квалификационная категория: первая

2019 - 2020 учебный год

Структура рабочей программы

Пояснительная записка  ………………………….…….……………….……..…...3

Содержание учебного курса……….……….…………………………………..…...8

Календарно – тематическое планирование …………………..………….…....…...9

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы…....10

Приложение ……………………………………………………………………….…11

Пояснительная записка

Программа «Школа информатики» разработана для занятий с обучающимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с требованиями ФГОС  начального общего образования и рассчитана на базовый уровень.

Актуальность программы

Данная программа соответствует Федеральным государственным общеобразовательным стандартам, направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

Цели и задачи, решаемые для реализации программы:

Программа «Школа информатики » определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей  образования:

-обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.

-научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор

-формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.

-формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;

-формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в  их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

-пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

-развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

Формы и режим занятий

Программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

экскурсии, выставки, презентации, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).

Данная образовательная программа реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «техническая деятельность».

Программа адресована учащимся пятого  класса и рассчитана на 35 часа.

Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Программа реализуется учителем информатики, согласно расписания рабочего плана.

Технологии обучения

Применяются технологии индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.

   Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных ( рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных ( иллюстративных и демонстрационных), практических, проблемно- поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работы обучающихся;
  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр;
  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля.
  • Степень активности и самостоятельности обучающихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративно, частично- поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Данная программа позволяет реализовать учебно-познавательную компетенцию, она имеет практическую направленность в творчестве учащихся, в исследовательской деятельности. Информационная компетентность подразумевает использование ребенком различных информационных ресурсов. Реализация коммуникативной компетенции подразумевает использование различных коллективных( коммуникативных) приемов работы ( таких как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.) Компетенция личностного самосовершенствования подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определенной современной жизненной ситуации. Реализацию данной компетенции можно рассмотреть на таком этапе урока как задания для самостоятельного решения, представленные разными уровнями. Формированию необходимых компетенций способствует использование современных образовательных технологий: технологи проблемного обучения, технологии интегрированного обучения. Технологии диалогового взаимодействия, а также игровых технологий, информационных технологий.

Планируемый уровень подготовки обучающихся 5  класса

В результате освоения курса «Школа информатики» для  5 класса  обучающиеся получат представление:

  • о понятии «информация» — одном из основных обобщающих понятий современной науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных;
  • о компьютерах — универсальных устройствах обработки информации, связанных в локальные и глобальные сети;
  • о различных видах программного обеспечения и задачах, решаемых с его помощью;
  • о мировых сетях распространения и обмена информацией, о юридических и этических аспектах работы в этих сетях (интеллектуальная собственность, авторское право, защита персональных данных, спам и др.)

У обучающихся  будут сформированы:

  • основы алгоритмической культуры;
  • навыки и умения, необходимые для работы с основными видами программных систем и Интернет-сервисов (с опорой на их применение на протяжении всего учебного процесса по различным предметам);
  • навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ, включая непосредственное выступление перед аудиторией и дистанционное общение (с опорой на предшествующее использование в различных предметах),
  • представления о необходимости учёта юридических аспектов использования ИКТ, о нормах информационной этики.

Раздел «Введение в информатику».

Обучающийся научится:

  • использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «сигнал», «обратная связь», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • использовать основные способы графического представления числовой информации.

Обучающийся получит возможность:

  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами.

Раздел «Использование программных систем и Интернет-сервисов».

Обучающийся овладеет (как результат применения программных систем и Интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):

  • навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и Интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные энциклопедии).

Обучающийся получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):

  • познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
  • практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, браузеры и др.).

Раздел «Работа в информационном пространстве».

Обучающийся научится (как результат работы в данном курсе и во всем образовательном процессе):

  • приемам безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, Интернет-сервисов и т.п.;
  • основам соблюдения норм информационной этики и права.

Обучающийся получит возможность:

  • познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
  • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
  • узнать о том, что в сфере информатики и информационно-компьютерных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты;
  • получить представление о тенденциях развития ИКТ.

Ожидаемые результаты работы:

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

 Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой для разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты:

в сфере познавательной деятельности:

  • освоение основных понятий и методов;
  • выявление основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
  • выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации;
  • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
  • оценка информации с позиции интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, актуальность, объективность, полнота и др.);
  •  оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти,  необходимого для хранения информации);
  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств  информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
  • оценка информации, получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
  • авторское право и интеллектуальная собственность;

в сфере коммуникативной деятельности:

  •  осознание  основных психологических особенностей восприятия информации  человеком;
  • получение представления   о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи;
  • овладение навыками передачи информации по электронной почте;
  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по  телекоммуникационным каналам;

в сфере трудовой деятельности

  • знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач);
  • выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов;
  • решения задач вычислительного характера;
  • создание и редактирование рисунков, слайдов презентаций;
  • использование  инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;

в сфере охраны здоровья:

  • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека, владение профилактическими мерами по борьбе с этими средствами;
  • соблюдение требований техники безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий

Содержание курса (35ч)

1.        Информация вокруг нас(3ч)

Как человек получает информацию. Виды информации по форме представления. Действия с информацией.  

Компьютерный практикум

 Охрана труда на рабочем месте. Включение и выключения Компьютера.

2.        Компьютер для начинающих(5ч)

Информация и информатика. Виды информации по форме представления. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум

3.        Информационные технологии (27ч)

Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Электронная почта.

Кодирование информации. Язык  жестов. Формы представления информации.  Метод координат.

Текст как форма представления информации. Представление информации в форме таблиц. Табличный способ решения логических задач. Наглядные формы представления информации. Диаграммы.

Обработка информации.  Систематизация информации. Поиск информации.  Изменение формы представления информации.

Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путём рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере (ввод, редактирование, форматирование).

Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройство ввода графической информации. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум

Тематическое планирование    5 класс  

№ п/п

Тема занятий

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Информация. Информатика

2

Виды информации. Действия с информацией

3

Как устроен компьютер

4

Ввод информации в память компьютера

5

Основная позиция пальцев на клавиатуре. Работа в клавиатурном тренажере

6

Управление компьютером с помощью мыши. Программы и документы. Рабочий стол

7

Управление компьютером. Главное меню. Запуск программ

8

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

9

Хранение информации. Память человека и память человечества

10

Хранение информации. Оперативная и долговременная память

11

Хранение информации. Файлы и папки

12

Передача информации. Схема передачи информации

13

Передача информации. Электронная почта

14

Кодирование информации. В мире кодов

15

Способы кодирования информации

16

Метод координат

17

Информация вокруг нас

18

Текст как форма представления информации.

Работа с текстом.  Вводим текст

19

Редактирование текста

20

Редактирование текста. Работа с фрагментами

21

Форматирование текста.

22

Представление информации в виде таблиц. Структура таблиц

23

Создаём простые таблицы

24

Табличное решение задач

25

Наглядные формы представления информации.

От текста к рисунку, от рисунка к схеме

26

Наглядные формы представления информации. Диаграммы

27

Компьютерная графика

28

Инструменты графического редактора

29

Планируем работу в графическом редакторе

30

Обработка информации. Создаем списки

31

Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор

32

Ищем информацию в сети Интернет

33

Создаём анимацию. Создаём слайд-шоу

34

Создание проекта «Часы»

35

Создание проекта «Часы»

Методическое обеспечение  

1. Информатика и ИКТ 5,  класс. /Под ред. проф. Босовой Л.Л. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2. Информатика и ИКТ 5 класс. Рабочая тетрадь  /Под ред. проф. Босовой Л.Л. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3.Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

6.Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа компьютерного мастерства", 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа компьютерного мастерства». Основное общее образование, 6 класс. Направление: общеинтеллектуальное....

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике 2-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике 2-4 классы по Матвеевой Н.В....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» (5-6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Занимательная информатика» (5-6 класс)...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» (5-6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Занимательная информатика» (5-6 класс) p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); }p.western { font-family: "Times ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа информатики» (техническое направление) 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа информатики» разработана для занятий с обучающимися  6 классов  в соответствии с требованиями ФГОС  начального об...

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике для 5 классов

Основой содержания курса информатики в 5  классе  является развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы причинн...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая информатика» 10-11 класс

Программа внеурочной деятельности «Практическая информатика» ориентирована на систематизацию знаний и умений по предмету «Информатика» для подготовки к сдаче единого государств...