Рабочая программа внеурочной деятельности "Шаги к искусству"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Притчиева Нина Григорьевна

Программы для обучающихся 1 и 3 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shagi_k_iskusstvu_1a.docx45.03 КБ
Файл shagi_k_iskusstvu_3.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности  «Шаги к искусству» составлена на основе Примерной программы художественно - эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника» Е.И. Коротеевой».

        Рабочая программа «Шаги к искусству» рассчитана на учащихся 1а класса, на 33 часа, реализует общекультурное направление. Соответствует требованиям ФГОС начального общего образования.

Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, аппликация, бумажная пластика, работа с природными материалами).

Задачи:

  • Развить природные задатки и  способности помогающие, достижению успеха в изобразительном искусстве.
  • Научить приёмам исполнительского мастерства.
  • Научить слушать, видеть , понимать и анализировать произведение искусства;
  • Научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

        Программа «Шаги к искусству» рассчитана на учащихся начальной школы,увлекающихся изобразительным искусством.

        Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Занятия направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики.

Программа поможет решить  различные

 учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;

воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы

I год обучения

II год обучения

1

Живопись

4

4

2

Графика

10

10

3

Скульптура

3

3

4

Аппликация

10

10

5

Бумажная пластика

3

3

6

Работа с природными материалами

3

3

7

Организация и обслуживание выставки детских работ

1

1

Итого

34

34

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.  

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •         проявлять познавательную инициативу;
  •         самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  •         преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  •         самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

o       учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

o        формулировать собственное мнение и позицию;

o        договариваться, приходить к общему решению;

o        соблюдать корректность в высказываниях;

o        задавать вопросы по существу;

o        использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  •   владеть монологической и диалогической формой речи.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  •  обобщать  
  •  подводить под понятие;
  •  устанавливать аналогии;
  •  проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Живопись (4 часа)

Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветное пятно, изучение основных,  тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа:  освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

  1. Графика(10 часов)

Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

  1. Скульптура(3 час)

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: Лепка отдельных фруктов,  овощей, птиц, сладостей.

  1. Аппликация(10 час)

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезания аппликации» дети осваивают приём работы с ножницами  разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными травами и цветами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умению видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: Изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами(создание простых композиций).

  1. Бумажная пластика(3 час)

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

  1. Работа с природными  материалами(3 час)

В качестве природных материалов  используются  выразительные корни, шишки, камни, семена, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д.

Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластиковые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: Изображение уголка природы.

  1. Организация и обсуждение  выставки  детских работ(1 час)

Школьники вспоминают темы, изученные  в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы  и содержание  

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1а класс

П/п

Тема

Дата по плану

Скоррек. сроки

1

Графика. Чем можно рисовать?

2

Графика. Рисует линия. Цв. фломастеры.

3

Графика. Рисуем линией зверей: кошка, мышка.

4

Графика. От светлого к тёмному: травы и цветы.

5

Живопись. Знакомство с красками. Цветное пятно.

6

Живопись. Тёплые и холодные цвета. Тёплые – солнышко, одуванчик. Живопись.

7

Живопись.  Природные материалы. Картинка из семян. Холодные цвета. Сугробы и снежинки.

8

Аппликация. Орнамент в полоске.

9

Аппликация. Орнамент в круге.

10

Бумажная пластика. Плыви мой кораблик.

11

Аппликация. Игрушки из геометрических фигур.

12

Графика. Цв. фломастеры. «Неваляшка».

13

Бумажная пластика. Новогодняя хлопушка.

14

Бумажная пластика. Новогодняя игрушка.

15

Графика. Узор для рукавички.

16

Природный материал – «Лесовичёк из шишки».

17

Графика. Снежинки.

18

Аппликация. Вырезки из бумаги.

19

Аппликация. Вырезки из бумаги. Хоровод.

20

Скульптура. Пластилиновая зарядка. Колобок – блин – бублик – пирожок.

21

Скульптура. Пластилиновая зарядка. Ваза с фруктами.

22

Графика. Деревья и кусты.

23

Аппликация. Аквариум.

24

Аппликация.  Птицы.

25

Скульптура. Русский пряник.

26

Аппликация.  Игрушки из геометрических фигур.

27

Природные материалы. Картинка из семян.

28

Природные материалы. Картинка из семян.

29

Аппликация. Бабочки над  цветами.

30

Аппликация.  Цирк.

31

Графика. Цв.  фломастеры. Цветы и травы.

32

Живопись. Весёлая полянка.

33

Графика. Композиция: «Здравствуй лето!»

34

Выставка детских работ.

Итого:

34 часа

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под. ред. В.А. Горского. М: Просвещение, 2011.
  2. Алексеева В. В. Что такое искусство  / В. В. Алексеева – М., 1991.
  3. Алёхин А.Д.  Когда начинается искусство /  А.Д. Алёхин  - М.,1994.
  4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства /  Н.А. Горяева – М.,1991.
  5. Коротеева Е.И.  Азбука аппликации / Е.И. Коротеева – М., 2009.
  6. Коротеева Е.И. Весёлые друзья фантики: аппликация из фантиков/ Е.И. Коротеева – М., 2009.
  7. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /  Е.И. Коротеева – М., 2009.
  8. Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги /  Е.И. Коротеева – М., 2009.
  9. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство : учебно – наглядное пособие для учащихся 1 – 4 классов /  Е.И. Коротеева – М., 2003.
  10. Коротеева Е.И.Озорные подружки – нитки: аппликация из ниток       /  Е.И. Коротеева – М., 2009.
  11. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М., 1987.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

от _____ августа 2012

№_____________

__________Фёдорова Е.Б.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ОВВВР

____________ Аверкина Е.И.

«_____»  августа 2012г.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности  «Шаги к искусству» составлена на основе Примерной программы художественно - эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника» Е.И. Коротеевой».

        Рабочая программа «Шаги к искусству» рассчитана на учащихся 3 класса, на 34 часа, реализует общекультурное направление. Соответствует требованиям ФГОС начального общего образования.

Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, аппликация, бумажная пластика, работа с природными материалами).

Задачи:

  • Развить природные задатки и  способности помогающие, достижению успеха в изобразительном искусстве.
  • Научить приёмам исполнительского мастерства.
  • Научить слушать, видеть , понимать и анализировать произведение искусства;
  • Научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

        Программа «Шаги к искусству» рассчитана на учащихся начальной школы,увлекающихся изобразительным искусством.

        Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Занятия направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики.

Программа поможет решить  различные

 учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;

воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы

I год обучения

II год обучения

1

Живопись

4

4

2

Графика

10

10

3

Скульптура

3

3

4

Аппликация

10

10

5

Бумажная пластика

3

3

6

Работа с природными материалами

3

3

7

Организация и обслуживание выставки детских работ

1

1

Итого

34

34

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.  

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •         проявлять познавательную инициативу;
  •         самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  •         преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  •         самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

o       учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

o        формулировать собственное мнение и позицию;

o        договариваться, приходить к общему решению;

o        соблюдать корректность в высказываниях;

o        задавать вопросы по существу;

o        использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  •   владеть монологической и диалогической формой речи.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  •  обобщать  
  •  подводить под понятие;
  •  устанавливать аналогии;
  •  проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Живопись (4 часа)

Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветное пятно, изучение основных,  тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа:  освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

  1. Графика(10 часов)

Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

  1. Скульптура(3 час)

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: Лепка отдельных фруктов,  овощей, птиц, сладостей.

  1. Аппликация(10 час)

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезания аппликации» дети осваивают приём работы с ножницами  разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными травами и цветами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умению видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: Изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами(создание простых композиций).

  1. Бумажная пластика(3 час)

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

  1. Работа с природными  материалами(3 час)

В качестве природных материалов  используются  выразительные корни, шишки, камни, семена, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д.

Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластиковые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: Изображение уголка природы.

  1. Организация и обсуждение  выставки  детских работ(1 час)

Школьники вспоминают темы, изученные  в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы  и содержание  

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс

п/п

Тема

Дата по

плану

Дата по факту

1

Графика. Материалы и приёмы работы.

2

Графика. Рисунок линиями разного нажима карандаша.

3

Графика. Тоновые пятна.

4

Графика. Пятно. Силуэт. Сказка.

5

Живопись. Основные и составные цвета.

6

Живопись. Контраст тёплых и холодных цветов.

7

Природные материалы. Поделки из скорлупок грецких орехов.

8

Аппликация. Вырезки из бумаги. Узор в полоске, в круге.

9

Аппликация.  Вырезки из бумаги. Фигурки животных.

10

Графика. Рисунок восковыми мелками. Цветы и травы.

11

Графика. Рисунок восковыми мелками. Композиция.

12

Аппликация.  Обрывная аппликация. Коврик.

13

Аппликация. Вырезки из бумаги. Симметричные формы.

14

Бумажная пластика. Декоративные птицы.

15

Бумажная пластика. Новогодние игрушки.

16

Графика. Узоры на окне. Парафин, акварель.

17

Графика. Узоры на окне.

18

Аппликация. Море – океан. Подводное царство.

19

Аппликация. Подводное царство.

20

Скульптура. Пластилин. Лепка игрушек, посуды, птиц.

21

Скульптура. Пластилин. Лепка игрушек, фигурки животных.

22

Живопись.  Роспись игрушек из пластилина.

23

Природный материал. Композиция из семян, косточек и т. д.

24

Природный материал.  Композиция из семян, косточек и т. д.

25

Аппликация. «Цирк! Цирк! Морские львы с мячами».

26

Аппликация. «Цирк! Цирк! Клоуны, гимнасты»

27

Графика. Композиция.

28

Бумажная пластика. Формы из мятой бумаги.

29

Аппликация. Вырезки из бумаги. Птицы, животные.

30

Аппликация. Композиция: «У бабушки в деревне».

31

Живопись. Птицы и звери, красочные пятна.

32

Живопись. Весёлая полянка – цветы и травы, бабочки и птицы.

33

Графика. «Здравствуй лето!»

34

Выставка детских работ.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под. ред. В.А. Горского. М: Просвещение, 2011.
  2. Алексеева В. В. Что такое искусство  / В. В. Алексеева – М., 1991.
  3. Алёхин А.Д.  Когда начинается искусство /  А.Д. Алёхин  - М.,1994.
  4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства /  Н.А. Горяева – М.,1991.
  5. Коротеева Е.И.  Азбука аппликации / Е.И. Коротеева – М., 2009.
  6. Коротеева Е.И. Весёлые друзья фантики: аппликация из фантиков/ Е.И. Коротеева – М., 2009.
  7. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /  Е.И. Коротеева – М., 2009.
  8. Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги /  Е.И. Коротеева – М., 2009.
  9. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство : учебно – наглядное пособие для учащихся 1 – 4 классов /  Е.И. Коротеева – М., 2003.
  10. Коротеева Е.И.Озорные подружки – нитки: аппликация из ниток       /  Е.И. Коротеева – М., 2009.
  11. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М., 1987.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

от _____ августа 2012

№_____________

__________Фёдорова Е.Б.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ОВВВР

____________ Аверкина Е.И.

«_____»  августа 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Мир вокального искусства"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокального искусства" для 5 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова»  для   5  класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир искусств".

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир искусств"....

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов.

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для  1-5 классов....

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для 5-6 классов.

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для  5-6 классов. 34 часа....

Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Математика в искусстве, искусство в математике» для 7 класса

Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015 Программы общеобразовательных учреждений. ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир визуально-пространственных искусств» Модуль: «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир визуально-пространственных искусств» Модуль: «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография»...