Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Математика в искусстве, искусство в математике» для 7 класса
рабочая программа по математике (7 класс)

Ташбулатова Айсылу Абильевна
Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015 Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2015 г. Учебно-методический комплект: учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература. Программа реализуется в адресованном учащимся учебнике Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений (Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова); под редакцией С.А.Теляковского, Москва: Просвещение, 2015г. http://www.smekalka.pp.r u/picture http://www.smekalka.pp.ru/opt ic.html http://www.evilmadscientist.co m/2009/fractal-snowflake- cupcakes/ http://www.smekalka.pp.r u/word_other.html

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.prog_vntur_7kl_matematika_-_iskusstvo.docx42.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования с. Конергино»

Рассмотрено

руководитель МО

____________Ташбулатова А.А.

Протокол №1

   01. 08.2020 г.

 «Согласовано»

Зам.директора по УВР

____________Малькова С.В.

01.08. 2020 г.

«Утверждаю»

  Директор школы

______Чагдуров Б.В.

   Приказ №01-09-159 от

  02.08.2020  г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

(общекультурное направление)

«Математика в искусстве, искусство в математике»

для 7 класса

Составила программу учитель математики:

Ташбулатова Айсылу Абильевна

   

Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015

Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2015 г.

Учебно-методический комплект:  учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература. Программа реализуется в адресованном учащимся  учебнике Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений (Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова); под редакцией С.А.Теляковского, Москва: Просвещение, 2015г.

http://www.smekalka.pp.r u/picture

http://www.smekalka.pp.ru/opt ic.html

http://www.evilmadscientist.co m/2009/fractal-snowflake- cupcakes/

http://www.smekalka.pp.r u/word_other.html

2020г.

  1. Планируемые результаты изучения внеурочной деятельности

в направлении личностного развития

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

 в метапредметном направлении

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

в предметном направлении

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Оценивание результатов деятельности обучающихся

Реализация программы внеурочной деятельности «Математика в искусстве, искусство в математике» подразумевает выполнение индивидуального (группового) проекта, обязательно для каждого обучающегося. В соответствии с целями подготовки проекта для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которая включает в себя требования по следующим рубрикам:

  • организация проектной деятельности;
  • содержание и направленность проекта;
  • защита проекта;
  • критерии оценки проектной деятельности.

Результатом  (продуктом)  проектной        деятельности может быть        любая из следующих работ:

а) письменная        работа (эссе,  реферат,        аналитические        материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного

произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Критерии оценки индивидуального проекта:

- Сформированность познавательных учебных действий: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.

- Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

- Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

  1. Содержание курса

1. Искусство, наука, красота. 4 часа.

Наука и искусство - два основных начала в человеческой культуре, две дополняющие друг друга формы высшей творческой деятельности человека. Красота математики среди наук недосягаема, а красота является одним из связующих звеньев науки и искусства.

Эстетика: наука о прекрасном. Математика: прекрасное в науке. Раздумья о красоте научного поиска, о величии человеческого духа никогда не переставали волновать мыслящих людей. Математика несет красоту в любую науку. Особая роль математики в науке и ее особая эстетическая ценность.

Наука и искусство - грани творчества. Что же сближает и что разъединяет науку и искусство? Прежде всего, наука и искусство - две грани одного и того же процесса - творчества. Таким образом, цель и у науки, и у искусства одна - торжество человеческой культуры, хотя достигается она разными путями.

Симметрия, пропорция, гармония - слагаемые прекрасного. Пифагорейцы пытались математически обосновать идею единства мира, утверждали, что в основе мироздания лежат симметричные геометрические формы. Об использовании пропорции в искусстве Леонардо да Винчи. Таким образом, пропорциональность, соразмерность частей целого является важнейшим условием гармонии целого и может быть выражена математически посредством пропорций.

Математика и музыка 4 часа

Пифагор и пифагорейское учение о числе. Пифагорова гамма. Именно в математике, в познании количественных отношений, видели пифагорейцы ключ к разгадке мировой гармонии, постижение которой и составляло-смысл их жизни. Звездчатый пятиугольник, или пентаграмма,- пифагорейский символ здравия и тайный опознавательный знак. Обет молчания, даваемый пифагорейцами, нашел отражение в символе "бык на языке", что на современный лад означает "держи язык за зубами". Именно в музыке была первые обнаружена таинственная направляющая роль чисел в природе. По преданию, сам Пифагор установил, что приятные слуху созвучия получаются лишь в том случае, когда длины струн, издающих эти звуки, относятся как целые числа первой четверки: 1:2, 2:3, 3:4.

"Космическая музыка": от Платона до Кеплера. Задолго до нашей эры, во времена, когда человечество "летало" только на восковых крыльях в мифах о Дедале и Икаре, была своя "космическая музыка", многим, возможно, покажется удивительным. По преданию, слово "космос", первоначально означавшее прекрасно устроенный, ввел в обиход Пифагор. Космос для пифагорейцев - это гармоничное, пропорциональное строение мира. Сами же пропорции, как мы уже видели, мыслились греками музыкально" поэтому и весь космос оказывался гармонично устроенным и музыкально звучащим телом. Учение о музыке сфер - самый туманный и вместе с тем поэтичный мотив пифагорейской эстетики. Он имел тысячи вариантов, оттенков и тысячелетнюю традицию, начиная от Пифагора и Платона до "Гармонии мира" Иоганна Кеплера, написанной уже в XVII веке.

Математический строй музыки. Пропорции музыкальной гаммы. Музыкальная гамма разделена на пропорциональные части; она буквально пронизана пропорциями, а пропорциональность, как мы знаем, является одним из объективных критериев красоты. Пифагорова комма. 12-звуковая равномерная темперация.

Математика и архитектура 5 часов

Архитектура = (наука + техника)*искусство. "Прочность - польза - красота",- говорит формула архитектуры Витрувия. "Прекрасно то, что хорошо служит данной цели",- учит Сократ. "Дома строят

для того, чтобы в них жить, а не для того, чтобы ими любоваться",- вторил Сократу через 2000 лет Фрэнсис Бэкон. Англичанина Рескина поддерживал француз Теофил Готье: "По- настоящему прекрасным является только то, что ничему не служит". Вся история архитектуры - это история поисков гармонического единства "функции - конструкции - формы", это история непрерывного восхождения на пути к вершине, имя которой "прочность - польза - красота ". В формуле архитектуры, данной известным советским архитектором, лауреатом Государственных премий Ф. А. Новиковым, искусство стоит не слагаемым, а сомножителем: архитектура = (наука + техника) * искусство.

Тайны золотого сечения. Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них - это теорема Пифагора, а другое - деление отрезка в среднем и крайнем отношении ... Первое можно сравнить с мерой золота; второе же больше напоминает драгоценный камень (И. Кеплер) Ряд золотого сечения и тесно связанный с ним ряд Фибоначчи обладают массой исключительных математических свойств, которые каким-то поразительным образом сошлись в этих феноменах. Но золотое сечение и числа Фибоначчи имеют не менее удивительные приложения не только в искусстве, но и в живой природе.

Пропорции: от Парфенона до Нотр-Дама. "Человек - мера всех вещей..." Этот знаменитый афоризм древнегреческого философа-софиста Протагора (ок. 490 - ок. 420 до н. э.) является ключом к разгадке тайны пропорций Парфенона, его поразительной гармонии и

спокойствия. Но если греческое сознание всегда было обращено к человеку, если даже в дорических колоннах греки видели торжественное могущество мужского тела, а в изящных завитках ионических волют - женскую грацию и кокетство, то ни о каких реминисценциях с пропорциями человеческого тела в готической архитектуре не могло быть и речи.

Пропорции: от Покрова на Нерли до Модулора ле Корбюзье. Шедевр древнерусского зодчества церковь Покрова Богородицы на Нерли. Система мер, существовавшая в Древней Руси. Основные древнерусские меры длины и геометрическая  взаимосвязь между ними. "Как мера и красота скажет..."

союз математики (мера) и искусства (красота) в создании архитектурных памятников. Система модульной унификации – модулор.

Пропорция - математика архитектурной гармонии. Пропорции являются важным и надежным средством зодчего для достижения хрупкого и тонко сбалансированного равновесия между целым и его частями, имя которому - гармония. Гармония в природе и гармония в архитектуре - две стороны единого великого процесса созидания.

Математика и живопись 5 часов

"Законы красоты" человека. Во все времена, от наскальной живописи в Сахаре до полотен Сальвадора Дали, человек был и остается главной темой изобразительного искусства. С древнейших времен пропорции человека составляли предмет изучения художника, его "математическую лабораторию". Три древнеегипетских канона. Греческое искусство. Леонардо да Винчи. Труды Дюрера. Да, человек - мера всех вещей - настолько разнообразен, что его нельзя втиснуть в рамки дискретных канонов. Теория пропорций сегодня не умерла, а лишь замерла в ожидании качественно нового скачка, в ожидании перехода от "арифметического" к "аналитическому" и даже "компьютерному" выражению.

Перспектива - геометрия живописи. Все проблемы Перспективы можно пояснить при помощи пяти терминов Математики: точка, линия, угол, поверхность и тело. (Леонардо да Винчи). Развитие понятия перспективы. Начертательная и проективная геометрия. Важнейшие виды проекций: центральные (а), параллельные (б) и ортогональные (в).

Геометрия и живопись: страницы истории. Геометрия дарила живописи новые изобразительные возможности, обогащала язык живописи, а живопись эпохи Возрождения стимулировала исследования по геометрии, дала начало проективной геометрии. "Ортогональная" живопись Древнего Египта. "Параллельная" живопись средневекового Китая и Японии. Линейная перспектива Возрождения. Обратная перспектива живописи Древней Руси.

        Математическое изобразительное искусство 6 часов.

Выдающиеся люди в истории математического изобразительного искусства.

Общие темы в математическом искусстве. Многогранники. Искажённые и необычные перспективы. Оптические иллюзии.  Лента Мёбиуса. Фракталы.                Математические изобразительное искусство процветает сегодня, и многие художники создают картины в стиле Эшера и в своем собственном стиле. Эти художники работают в различных направлениях, включая скульптуру, рисование на плоских и трехмерных поверхностях, литографию        и        компьютерную        графику.        А        наиболее        популярными        темами математического искусства остаются многогранники, тесселляции, невозможные фигуры, ленты Мебиуса, искаженные системы перспективы и фракталы.

Математика и литература 3 часа

Математики-поэты. Математика и поэзия. Что роднит их, казалось, на первой взгляд они такие разные… Ученым не чужда поэзия. Как показывает история науки, еще со времен пифагорейцев выдающиеся математики увлекались поэзией и даже сами пробовали писать.Ученые и поэзия. Женщина-математик Софья Васильевна Ковалевская. Великий русский ученый М. В. Н.И. Лобачевский. Пушкин и математика.

Математика в литературных произведениях. Старинные сказочные литературные задачи. Задачи со словами.

Вечер поэзии:

стихи, посвящённые великим математикам;

стихи, в которых встречаются математические понятия; стихи – задачи.

Математика и театр 3часа

Подготовка и выступление "Математического театра": странички из жизни древних ученых- математиков; значение и роль некоторых математических кривых.

Резерв        3 часа

Формы организации и виды деятельности

  • Предметные недели;
  • Конкурсы, олимпиады;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Виды деятельности:

1) игровая;

2) познавательная;

3) проблемно-ценностное общение

Формы обучения: лекционно-семинарские занятия, сочетание групповой, коллективной и парной работы.

3.Тематическое распределение количества часов

Тема, раздел

Кол-во

часов

Творческая работа,

проекты

План

Факт

1

Искусство, наука, красота

4

Создание симметричных фигур, кляксов

 иллюстраций. Подбор альбома

1.1

Эстетика: наука о прекрасном.

Математика: прекрасное в науке

2

1.2

Наука        и творчества

искусство

-

грани

1

1.3

Симметрия, пропорция, гармония

- слагаемые прекрасного

2

Математика и музыка

4

Музыкальная        гостиная

(разучивание и исполнение   песен,   в которых есть

математические термины, понятия)

2.1

Пифагор и пифагорейское учение о числе. Пифагорова гамма

1

2.2

"Космическая        музыка": Платона до Кеплера

от

1

2.3

Математический        строй        музыки. Пропорции музыкальной гаммы

2

3

Математика и архитектура

5

Творческая работа

«Создание эскиза

фантастического здания»

Создать выставку

«Город будущего»

3.1

Архитектура        =        (наука техника)*искусство

+

1

3.2

Тайны золотого сечения.

1

3.3

Пропорции:        от        Парфенона Нотр-Дама

до

1

3.4

Пропорции: от Покрова на Нерли до Модулора ле Корбюзье

1

3.5

Пропорция        -        математика архитектурной гармонии

1

4

Математика и живопись

5

Рефераты

 по истории

живописи,        истории проективной геометрии

4.1

"Законы красоты" человека

2

4.2

Перспектива живописи

-

геометрия

2

http://www.smekalka.pp.r u/picture

задачи по картинкам

4.3

Геометрия и живопись: страницы истории

1

5

Математическое изобразительное

искусство

6

5.1

Выдающиеся        люди        в        истории математического

изобразительного искусства

2

5.2

Общие        темы        в        математическом искусстве

4

5.2.1

Многогранники

1

Модели        правильных многогранников.

5.2.3

Искажённые и необычные перспективы

1

http://www.smekalka.pp.ru/opt ic.html оптические иллюзии

5.2.4

Лента Мёбиуса

1

Проек«Внебесконечность свёрнута

кольцом…»

5.2.5

Фракталы

1

http://www.evilmadscientist.co m/2009/fractal-snowflake- cupcakes/

проект «Печенье-фракталы»

6

Математика и литература

3

http://www.smekalka.pp.r u/word_other.html

старинные, сказочные, литературные задачи;  задачи со словами

6.1

Математики-поэты        (Ломоносов

М.В.,        Ковалевская        С.В., Лобачевский Н.И., Омар Хайам,..)

1

6.2

Математика произведениях

в

литературных

1

http://www.smekalka.pp.r u/old.html

6.3

Вечер поэзии:

  • стихи,        посвящённые        великим математикам;

  • стихи, в которых встречаются математические понятия;

  • стихи – задачи;

1

7

Математика и театр

3

Подготовка и

выступление

"Математического театра":

странички        из жизни древних ученых- математиков; значение и роль некоторых математических кривых

Драма+ДРАМА        = ТЕАТР

Ответ: 18969 + 18969 =

37938

Резерв

3

Итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Мы и наш мир» (6 класс)

Данная программа создает условия для культурного, социального,  профессионального самоопределения и творческой самореализации личности ребёнка, а так же способствует ее интеграции в мировой и оте...

Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Мы и наш мир". 6 класс

Программа внеурочной деятельности для учащихся 6 класса. Программа расчитана на 134 часа....

Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Моя малая Родина» для обучающихся 5-6 классов

Изучение родного края необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»...

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Школа вежливости»

Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в начальных классах в условиях надомного обучения, рассчитана на 4 года. Главное назначение дан...

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление Свирель

Рабочая программа по музыкальному музицированию " Свирель"...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурной направленности «Язык, культура и традиции татарского народа» (программа рассчитана для детей с 9-15 лет)

Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения по изучению и сохранению истории, культуры и языка татарского народа имеет художественно-эстетическую напр...

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Живое слово»

Программа направлена на овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового хар...