Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Школа вежливости»
рабочая программа

Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в начальных классах в условиях надомного обучения, рассчитана на 4 года. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления

«Школа вежливости»

Программу составила:

учитель Исаева Тамара Петровна

Смоленск 2017 год

Пояснительная записка

На сегодняшний день проблема культурного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.

Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Человеку кажется, что все взоры устремлены именно на него. Потерявший уверенность, делает одну ошибку за другой, невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе.

Множество мелких ошибок свидетельствуют о дурном воспитании, неумении вести себя в обществе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Решить эту проблему можно – научив ребёнка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни. 

Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в начальных классах в условиях надомного обучения, рассчитана на 4 года. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого.

Базовые учебные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Личностные  учебные действия включают следующие умения:

  1. осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением занятий, обучением;                                        
  2. способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли;  
  3. положительно относиться  к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому  ее восприятию;
  4. воспринимать мир целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей;                  
  5. самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности;
  6. понимать и принимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;                                      
  7.  готовность  безопасно и бережно вести себя в природе и обществе.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Коммуникативные учебные   действия включают следующие умения:

  1. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик);                          
  2. использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;                                  
  3. обращаться за помощью и принимать помощь;                        
  4. договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

  1. адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за стола и т. д.);                                              
  2. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;                              
  3. принимать оценку деятельности.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.                                                                                                      

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:    

  1. выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  2. делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;          
  3. наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.                    
  4. работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленные на бумажных и электронных носителях).

Ожидаемый результат

  • обогащение личного опыта общения детей;
  • овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».
  • значение этикета и навыков правильного общения;
  • культуру внешнего вида, правила гигиены;
  • правила жизни в обществе;
  • правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;
  • культуру поведения в общественных местах;
  • особенности поведения в школе;
  • правильного питания
  • правила гостеприимства;
  • правила дарения и получения подарков

Обучающиеся должны уметь:

  • вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте.
  • следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;
  • правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону;
  • вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;

Содержание программы

первый и второй год обучения

Культура поведения

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Правила поведения в школе. Ты и вы. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, столовой, театре): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Культура общения

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Культура внешнего вида

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Культура поведения за столом

-  Хорошие манеры за столом.

- Правила поведения за столом во время принятия пищи.

Культура поведения  с животными

- Правила поведения с животными

Календарно-тематическое планирование

Тема

Содержание

Количество часов

1.

Культура поведения

Что такое вежливость?

1

Правила поведения

2

Ты и вы

1

Особенности вежливого поведения на улице

1

Особенности вежливого поведения в транспорте

1

Особенности вежливого поведения во время прогулок

1

Когда и как нужно извиняться

1

Правила поведения в магазине

1

Правила поведения в театре

1

2.

Культура общения

                

Как правильно обратиться с просьбой

1

Хорошие и плохие поступки

1

Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов

2

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением

1

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим

2

Проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации)

2

Практическое знакомство с правилами коллективных игр

2

Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины)

1

Пожелания перед сном

1

Игра «Оцени поступок»

1

3.

Культура внешнего вида

Значение чистоты для внешнего вида

1

Правила опрятности и аккуратности, их значение

2

Оценка внешнего вида человека (практическое занятие)

1

4.

Культура поведения за столом

Хорошие манеры за столом

1

Практическое употребление «вежливых» слов.

1

5.

Культура поведения  с животными

Правила поведения с животными

1

Содержание программы

третий и четвертый год обучения

Мы школьники (3 часа). Зачем взрослые придумали школу. Слова приветствия и слова прощания. Культура общения. Построение взаимоотношений «учитель – ученик». Ты и Вы. Правила поведения на занятиях в урочное и внеурочное время. 

Мои друзья (3 часов) Давайте познакомимся поближе. Учимся представляться. Как научиться мириться. Волшебные слова – наши друзья и помощники. Ролевая игра «Если друг в беде». Правила взаимопомощи среди ребят.

Встречаем гостей (3 часов). Правила поведения за столом. Хорошие манеры. Правила гостеприимства. Правила поведения при торжественных событиях. Поздравление и пожелания. Правила расставания. Прощание с гостем. Ролевая игра  «Мы в гостях»

Не будем ссориться (2 часа). Не быть грубым, уступать друг другу. Слова с  выражением сочувствия, слова утешения. Культура спора. Решение ситуаций, уважение к окружающим.

Вежливая просьба (2 часа). Формы выражения просьбы, адресованной незнакомому или близкому человеку.  Ролевая игра «Вежливый слон».

Пора ложиться спать (1 час). Традиционные  пожелания перед сном

Дом и семья(3 часа).  Портрет семьи. У себя дома, что хочу, то и ворочу? Отношение к близким, людям старшего поколения, соседям.  Права и обязанности членов семьи. Помощь родителям.  

Уроки гигиены. (4 часа) Твой внешний вид. Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка. Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д. Кое-что о правильном питании. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище. Режим дня.

Поведение в общественных местах (6 часов). Общественный транспорт. Театр. Поликлиника. Магазин. Кафе, столовая. Парикмахерская. Правила проезда, приобретения билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. Регистрация в  поликлинике, прием у врача. Общение с парикмахером во время посещения салона. Общение в кафе, столовой. Сюжетно – ролевая игра «Мы обедаем в столовой»

Как построить вежливый диалог (3 часа). Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. Разговор по телефону.  Инсценировка телефонного разговора по  книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»).

Братья наши меньшие (2 часа). Домашние питомцы. Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными.

Итоговое занятие (1 час). Итоговое занятие «Пир во весь мир».

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Содержание

Количество часов

1.

Мы школьники

Зачем взрослые придумали школу. Особенности школьной одежды, отношение к учителю. Слова приветствия и слова прощания

1

Культура общения в школе. Построение взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик». Ты и Вы.

1

Правила поведения в школе в урочное и внеурочное время

1

2.

Мои друзья

Давайте познакомимся поближе. Учимся представляться.

1

Как научиться мириться.

Волшебные слова – наши друзья и помощники. Правила взаимопомощи среди ребят

1

 Ролевая игра «Если друг в беде».

1

3.

Встречаем гостей

Правила поведения за столом. Хорошие манеры. Правила гостеприимства.

Правила расставания. Прощание с гостем

1

Правила поведения при торжественных событиях. Поздравление и пожелания

1

Ролевая игра  «Мы в гостях»

1

4.

Не будем сориться

Не быть грубым, уступать друг другу. Слова с  выражением сочувствия, слова утешения.

1

Культура спора. Решение ситуаций, уважение к окружающим.

1

5.

Вежливая просьба

Формы выражения просьбы, адресованной незнакомому или близкому человеку.

1

Ролевая игра «Вежливый слон».

1

6.

Пора ложиться спать

Традиционные  пожелания перед сном

1

7.

Дом и семья.

Портрет семьи. У себя дома, что хочу, то и ворочу?

1

Не забывай о своих близких и родных. Отношение к близким, людям старшего поколения, соседям.

1

Права и обязанности членов семьи. Помощь родителям.  

1

8.

Уроки гигиены.

Твой внешний вид. Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка.

1

«В гостях у Мойдодыра». Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д.

1

 Кое-что о правильном питании. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище.

1

Режим дня.

1

9.

Поведение в общественных местах.

Общественный транспорт. Правила проезда. Сюжетно – ролевые игры.

1

Поликлиника. Регистрация в  поликлинике, прием у врача. Ролевая игра.

1

Магазин.  Правила общения в магазине. Ролевая игра.

1

Театр.  Приобретение билета в театр, поведения в театре и других общественных местах.

1

Кафе. Столовая. Правила поведения

1

Сюжетно – ролевая игра «Мы обедаем в столовой»

1

10.

Как построить вежливый диалог

Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице.

1

Разговор по телефону.  Инсценировка телефонного разговора по  книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»).

1

11.

Братья наши меньшие.

Домашние питомцы. Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными.

1

Конкурс рисунков. Рассказ о своих домашних друзьях.

1

12.

Итоговое занятие.

Итоговое занятие «Пир во весь мир»

1

Список использованной литературы

  1. «Этикет. Умение жить и вести себя в обществе» сост. Николаева Е.С. Петров А.Г.
  2. «Вредные советы» Г. Остер
  3. «Школа вежливости» – 1 кл. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
  4. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях.– Ростов н./Д: Изд-во «Феникс», 1995.
  5. Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» – ВИУГУЛ, 1996.
  6. «Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.
  7. «Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.
  8. Богуславская, Н.Е.  Веселый этикет [Текст]:  /методическое пособие/  
  9. Н.Е.  Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997
  10.  Герасимова, В.А.   Классный час играючи   [Текст]:  /сборник  уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.  
  11.  Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст]  /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980.
  12.  Исрафилова, Г.Ю. Программа «Этикет» Обучение младших школьников правилам общения. (http://festival.1september.ru/)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Мы и наш мир» (6 класс)

Данная программа создает условия для культурного, социального,  профессионального самоопределения и творческой самореализации личности ребёнка, а так же способствует ее интеграции в мировой и оте...

Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Мы и наш мир". 6 класс

Программа внеурочной деятельности для учащихся 6 класса. Программа расчитана на 134 часа....

Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Математика в искусстве, искусство в математике» для 7 класса

Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015 Программы общеобразовательных учреждений. ...

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление Свирель

Рабочая программа по музыкальному музицированию " Свирель"...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурной направленности «Язык, культура и традиции татарского народа» (программа рассчитана для детей с 9-15 лет)

Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения по изучению и сохранению истории, культуры и языка татарского народа имеет художественно-эстетическую напр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Живое слово»

Программа направлена на овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового хар...