Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Школа вежливости»
рабочая программа
Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в начальных классах в условиях надомного обучения, рассчитана на 4 года. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_shkola_vezhlivosti.docx | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления
«Школа вежливости»
Программу составила:
учитель Исаева Тамара Петровна
Смоленск 2017 год
Пояснительная записка
На сегодняшний день проблема культурного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Человеку кажется, что все взоры устремлены именно на него. Потерявший уверенность, делает одну ошибку за другой, невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе.
Множество мелких ошибок свидетельствуют о дурном воспитании, неумении вести себя в обществе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Решить эту проблему можно – научив ребёнка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни.
Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в начальных классах в условиях надомного обучения, рассчитана на 4 года. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого.
Базовые учебные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Личностные учебные действия включают следующие умения:
- осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением занятий, обучением;
- способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли;
- положительно относиться к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- воспринимать мир целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности;
- понимать и принимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за стола и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- принимать оценку деятельности.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленные на бумажных и электронных носителях).
Ожидаемый результат
- обогащение личного опыта общения детей;
- овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».
- значение этикета и навыков правильного общения;
- культуру внешнего вида, правила гигиены;
- правила жизни в обществе;
- правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;
- культуру поведения в общественных местах;
- особенности поведения в школе;
- правильного питания
- правила гостеприимства;
- правила дарения и получения подарков
Обучающиеся должны уметь:
- вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте.
- следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;
- правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону;
- вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;
Содержание программы
первый и второй год обучения
Культура поведения
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Правила поведения в школе. Ты и вы. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, столовой, театре): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Культура общения
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Культура внешнего вида
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Культура поведения за столом
- Хорошие манеры за столом.
- Правила поведения за столом во время принятия пищи.
Культура поведения с животными
- Правила поведения с животными
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Содержание | Количество часов |
1. | Культура поведения | Что такое вежливость? | 1 |
Правила поведения | 2 | ||
Ты и вы | 1 | ||
Особенности вежливого поведения на улице | 1 | ||
Особенности вежливого поведения в транспорте | 1 | ||
Особенности вежливого поведения во время прогулок | 1 | ||
Когда и как нужно извиняться | 1 | ||
Правила поведения в магазине | 1 | ||
Правила поведения в театре | 1 | ||
2. | Культура общения
| Как правильно обратиться с просьбой | 1 |
Хорошие и плохие поступки | 1 | ||
Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов | 2 | ||
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением | 1 | ||
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим | 2 | ||
Проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации) | 2 | ||
Практическое знакомство с правилами коллективных игр | 2 | ||
Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины) | 1 | ||
Пожелания перед сном | 1 | ||
Игра «Оцени поступок» | 1 | ||
3. | Культура внешнего вида | Значение чистоты для внешнего вида | 1 |
Правила опрятности и аккуратности, их значение | 2 | ||
Оценка внешнего вида человека (практическое занятие) | 1 | ||
4. | Культура поведения за столом | Хорошие манеры за столом | 1 |
Практическое употребление «вежливых» слов. | 1 | ||
5. | Культура поведения с животными | Правила поведения с животными | 1 |
Содержание программы
третий и четвертый год обучения
Мы школьники (3 часа). Зачем взрослые придумали школу. Слова приветствия и слова прощания. Культура общения. Построение взаимоотношений «учитель – ученик». Ты и Вы. Правила поведения на занятиях в урочное и внеурочное время.
Мои друзья (3 часов) Давайте познакомимся поближе. Учимся представляться. Как научиться мириться. Волшебные слова – наши друзья и помощники. Ролевая игра «Если друг в беде». Правила взаимопомощи среди ребят.
Встречаем гостей (3 часов). Правила поведения за столом. Хорошие манеры. Правила гостеприимства. Правила поведения при торжественных событиях. Поздравление и пожелания. Правила расставания. Прощание с гостем. Ролевая игра «Мы в гостях»
Не будем ссориться (2 часа). Не быть грубым, уступать друг другу. Слова с выражением сочувствия, слова утешения. Культура спора. Решение ситуаций, уважение к окружающим.
Вежливая просьба (2 часа). Формы выражения просьбы, адресованной незнакомому или близкому человеку. Ролевая игра «Вежливый слон».
Пора ложиться спать (1 час). Традиционные пожелания перед сном
Дом и семья(3 часа). Портрет семьи. У себя дома, что хочу, то и ворочу? Отношение к близким, людям старшего поколения, соседям. Права и обязанности членов семьи. Помощь родителям.
Уроки гигиены. (4 часа) Твой внешний вид. Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка. Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д. Кое-что о правильном питании. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище. Режим дня.
Поведение в общественных местах (6 часов). Общественный транспорт. Театр. Поликлиника. Магазин. Кафе, столовая. Парикмахерская. Правила проезда, приобретения билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. Регистрация в поликлинике, прием у врача. Общение с парикмахером во время посещения салона. Общение в кафе, столовой. Сюжетно – ролевая игра «Мы обедаем в столовой»
Как построить вежливый диалог (3 часа). Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. Разговор по телефону. Инсценировка телефонного разговора по книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»).
Братья наши меньшие (2 часа). Домашние питомцы. Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными.
Итоговое занятие (1 час). Итоговое занятие «Пир во весь мир».
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия | Содержание | Количество часов | |
1. | Мы школьники | Зачем взрослые придумали школу. Особенности школьной одежды, отношение к учителю. Слова приветствия и слова прощания | 1 |
Культура общения в школе. Построение взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик». Ты и Вы. | 1 | ||
Правила поведения в школе в урочное и внеурочное время | 1 | ||
2. | Мои друзья | Давайте познакомимся поближе. Учимся представляться. | 1 |
Как научиться мириться. Волшебные слова – наши друзья и помощники. Правила взаимопомощи среди ребят | 1 | ||
Ролевая игра «Если друг в беде». | 1 | ||
3. | Встречаем гостей | Правила поведения за столом. Хорошие манеры. Правила гостеприимства. Правила расставания. Прощание с гостем | 1 |
Правила поведения при торжественных событиях. Поздравление и пожелания | 1 | ||
Ролевая игра «Мы в гостях» | 1 | ||
4. | Не будем сориться | Не быть грубым, уступать друг другу. Слова с выражением сочувствия, слова утешения. | 1 |
Культура спора. Решение ситуаций, уважение к окружающим. | 1 | ||
5. | Вежливая просьба | Формы выражения просьбы, адресованной незнакомому или близкому человеку. | 1 |
Ролевая игра «Вежливый слон». | 1 | ||
6. | Пора ложиться спать | Традиционные пожелания перед сном | 1 |
7. | Дом и семья. | Портрет семьи. У себя дома, что хочу, то и ворочу? | 1 |
Не забывай о своих близких и родных. Отношение к близким, людям старшего поколения, соседям. | 1 | ||
Права и обязанности членов семьи. Помощь родителям. | 1 | ||
8. | Уроки гигиены. | Твой внешний вид. Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка. | 1 |
«В гостях у Мойдодыра». Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д. | 1 | ||
Кое-что о правильном питании. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище. | 1 | ||
Режим дня. | 1 | ||
9. | Поведение в общественных местах. | Общественный транспорт. Правила проезда. Сюжетно – ролевые игры. | 1 |
Поликлиника. Регистрация в поликлинике, прием у врача. Ролевая игра. | 1 | ||
Магазин. Правила общения в магазине. Ролевая игра. | 1 | ||
Театр. Приобретение билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. | 1 | ||
Кафе. Столовая. Правила поведения | 1 | ||
Сюжетно – ролевая игра «Мы обедаем в столовой» | 1 | ||
10. | Как построить вежливый диалог | Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. | 1 |
Разговор по телефону. Инсценировка телефонного разговора по книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»). | 1 | ||
11. | Братья наши меньшие. | Домашние питомцы. Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными. | 1 |
Конкурс рисунков. Рассказ о своих домашних друзьях. | 1 | ||
12. | Итоговое занятие. | Итоговое занятие «Пир во весь мир» | 1 |
Список использованной литературы
- «Этикет. Умение жить и вести себя в обществе» сост. Николаева Е.С. Петров А.Г.
- «Вредные советы» Г. Остер
- «Школа вежливости» – 1 кл. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
- Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях.– Ростов н./Д: Изд-во «Феникс», 1995.
- Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» – ВИУГУЛ, 1996.
- «Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.
- «Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.
- Богуславская, Н.Е. Веселый этикет [Текст]: /методическое пособие/
- Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997
- Герасимова, В.А. Классный час играючи [Текст]: /сборник уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.
- Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст] /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980.
- Исрафилова, Г.Ю. Программа «Этикет» Обучение младших школьников правилам общения. (http://festival.1september.ru/)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Мы и наш мир» (6 класс)
Данная программа создает условия для культурного, социального, профессионального самоопределения и творческой самореализации личности ребёнка, а так же способствует ее интеграции в мировой и оте...
Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Мы и наш мир". 6 класс
Программа внеурочной деятельности для учащихся 6 класса. Программа расчитана на 134 часа....
Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Математика в искусстве, искусство в математике» для 7 класса
Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015 Программы общеобразовательных учреждений. ...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление Свирель
Рабочая программа по музыкальному музицированию " Свирель"...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурной направленности «Язык, культура и традиции татарского народа» (программа рассчитана для детей с 9-15 лет)
Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения по изучению и сохранению истории, культуры и языка татарского народа имеет художественно-эстетическую напр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Живое слово»
Программа направлена на овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового хар...