рабочая программа по внеурочной деятельности "Быть успешным"
рабочая программа (6 класс) по теме

оксана пономаренко

Данная программа предназначена для вовлечения подростков "группы риска" в досуговую деятельность по интересам. В современном обществе изменения социально-экономической ситуации привели к изменению института семьи: увеличилось число неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей. Родители больше времени уделяют работе, зарабатыванию денег, однако главную задачу института семьи, воспитание полноценной гармоничной личности, часто забывают или просто не успевают этим заниматься. Ребенок остается один на одни сосвоими проблемами, неуспешностью, закомплексованностью и недолюбленностью. Компенсацию внимания он получает, как правило, на улице, в компании таких же как и он сверстников.  Одна из задач современной школы помочь подростку найти свой путь в жизни, развить свои способности и таланты, добиться "ситуации успеха".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_socpedagoga_sosh_no24.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24

                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

                                 директор школы № 24                          ______________В.А.Дегтярев 

        «31» августа 2012 г.                                            

         

                                                                                               

                                                                             

                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАМА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по социальному направлению
«Быть успешным»

Автор-составитель:

социальный педагог Пономаренко Оксана Григорьевна

Тамбов 2012

Дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это

наша счастливая старость,

 плохое воспитание – это будущее горе,

 это наши слезы, это вина перед

другими людьми, перед всей страной.

А.С.Макаренко

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

  Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на   подрастающее поколение.

В России имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных  веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество.

Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению ко взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Темпы роста подростковой  преступности заметно опережают темпы роста правонарушений среди других возрастных групп.

Многолетняя борьба с подростковой преступностью прежними мерами не дала положительный результат и еще больше обострила обстановку. Поэтому необходимо принципиально менять подходы к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками.

Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление семейного воспитания, школьного воспитания, так и на индивидуально-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Решать эти задачи невозможно в одиночку. Необходимо объединить усилия педагогов, психологов, родителей, работников правоохранительных органов. Необходимо создать единое воспитательное пространство, активно  сотрудничая с учреждениями дополнительного образования.

 

Цели и задачи программы.

  1. Адаптация подростков аддиктивного поведения.
  2. Формирование личностных нравственных качеств в подростке.
  3. Вовлечение подростков в позитивную деятельность, с учетом их интересов и способностей.
  4. Сдерживание вовлечения подростков в употребление наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни.
  5. Изменение ценностного отношения подростков к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение.
  6. Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска».
  7. Увеличение степени самостоятельности, способности решать возникающие проблемы.
  8. Привлечение родителей для организации совместной досуговой деятельности.
  9. Воспитание  гражданских качеств и толерантности у подростков через организацию социально значимой деятельности.

Ожидаемые результаты, их социальная эффективность.

  1. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности и правонарушениям.
  2. Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
  3. Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
  4. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочной работе.

 

.  

Алгоритм реализации программы.

Первый этап – организационный, сентябрь – формирование «банка данных», изучение потребностей и запросов «трудных» подростков, составление совместных планов с ПДН, КДН.

Второй этап – деятельностный, октябрь – май – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, контроль за реализацией.

Третий этап – итоговый, июнь – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год, с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

Управление реализацией программы

Управление реализацией программы осуществляют зам. директора школы по воспитательной работе

Основные

исполнители программы

социальный педагог, классные руководители

Партнеры

по реализации программы

библиотекарь, психолог,

Источники

финансирования

программы

  1. Бюджетное финансирование;
  2.  Спонсорская поддержка

       

                                     

Формы и методы работы

- групповая работа

- индивидуальная работа

- тренинги поведения

- дискуссии

- мозговые штурмы

- беседы, встречи

- лекции

- ролевые игры

- тесты

- экскурсии

- конкурсы, праздники

- родительские лектории

ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН   ПРОГРАММЫ


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!

1

2

Подросток и закон. Встреча с инспектором ПДН.

1

3

Подросток и конфликты. Занятие – тренинг.

1

4

Психологическая деловая игра «Отцы и дети»

1

5

Давайте говорить друг другу комплименты. Конкурс

1

6

Акция «Скажи наркотикам: НЕТ!»

1

7

Спорт – это здорово! Спортивный праздник

1

8

Как устроится на работу. Занятие – тренинг.

1

9

Учитесь властвовать собой! Классный час

1

10

Ролевая игра для родителей «Как услышать подростка»

1

11

Экскурсия

1

12

Я расскажу тебе о тебе! Поведение итогов за год

1

Итого:

12 часов

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

      Программа   рассчитана на 1  год, предназначена для  детей среднего  школьного возраста (12-14 лет) занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку.    Занятия проводятся 1-2 раза в месяц. Длительность занятий 30 минут.

      На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Занятия с подростками призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятии подростки  не только получают знания о том, как  общаться, но и упражняются  в приемах различных способов поведения, овладевают навыками эффективного  общения. Очень важно, чтобы  подростки осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. Через ролевое разыгрывание отрабатываются навыки культуры общения, показываются возможности разрешения разногласий, отрабатываются пути решения конфликтных ситуаций. Путем привлечения подростков к спортивным состязаниям, показывается позитивная роль здорового образа жизни и его значение в жизни человека.


п/п

Тема

Формы занятий

Приемы и методы

Дидакти

ческий материал

Техническое оснащение

1

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!

групповая работа

объяснительно иллюстратив

ный

 наглядный

магнитофон

выработка правил

2

Подросток и закон. Встреча с инспектором ПДН.

профилактическая беседа

наглядный,

объяснительный

телевизор видео

магнитофон

анкетирование

3

Подросток и конфликты.

 занятие – тренинг.

эвристический,

наглядный

Плакаты, компьютер

презентация

тестирование

4

 «Отцы и дети»

психологическая деловая игра

объяснительно-

иллюстративный наглядный

Мультимедийный проектор

анкетирование

5

Давайте говорить друг другу комплименты.

Конкурс

вербальный,

объяснительный

иллюстративный

Плакаты, бумага, фломастеры

тестирование

6

«Скажи наркотикам: НЕТ!»

акция

наглядный,

репродуктивный

компьютер

презентация

выработка правил

7

Спорт – это здорово!

спортивный праздник

наглядный,

объяснительный

Спортивное оборудование, мячи, скакалки

выработка правил

8

Как устроится на работу.

занятие – тренинг.

наглядный,

объяснительный

компьютер

презентация

тестирование

9

Учитесь властвовать собой!

беседа

наглядный,

репродуктивный

компьютер

презентация

анкетирование

10

 «Как услышать подростка»

ролевая игра для родителей

наглядный,

репродуктивный

Мультимедийный проектор

тестирование

11

Экскурсия

Экскурсия

наглядный,

объяснительный

практический

12

Я расскажу тебе о тебе! Поведение итогов за год

беседа

наглядный,

объяснительный

компьютер

презентация

анкетирование

ЛИТЕРАТУРА  

  1. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. М., 1991
  2. Бедный М.С. Семья – здоровье – общество М., 1986
  3. Диагностика коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Социальное здоровье России 1993
  4. Колесов Д.В. Не допустить беды: о сущности и профилактике наркомании и токсикомании. М. 1998
  5. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. М. 1993
  6. Молодежь: будущее России. М.: ИМ, 2005
  7. Популярная психология для родителей \\ Под ред А.С. Спиваковской СПб., 2008
  8. Раттер М. Помощь трудным детям. М. 2007
  9. Родионов В.А. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9 классов 2002
  10. Шуман С.Г. Как избежать конфликтов с детьми. М., Педагогика 2009
  11.  Юзерович Г.Я., Соколова В.Н. Трудные дети. Хабаровск 2002
  12. Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности / Н.Е. Щуркова. - М. :1994.  

 

Занятие – тренинг

«Подросток и конфликты»

Цели и задачи: развить представления о сущности конфликта, понимание естественности их возникновения в повседневной жизни, их созидательного потенциала; показать возможность   разрешения большинства разногласий при стремлении находить способы их преодоления; отработать стратегии решения повседневных конфликтов.

Оборудование: плакаты с определениями понятий «конфликт» и «компромисс», компьютер и презентация.

Ведущий: В повседневной жизни люди часто сталкиваются с ситуацией конфликта, предлагаю вам разделится на две группы и мы проведем аукцион идей  по теме «Конфликт».

Ведущий дает определение конфликта – противоречия, разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения их взглядов, идей, стремлений. Текст можно повесить на доску. Участники обсуждают можно ли в реальной жизни полностью избежать конфликтов. Необходимо донести подросткам, что конфликты – неотъемлемая часть жизни людей, в них можно найти и позитивное – они часто приводят к созданию чего-то нового, более совершенного.

Далее предлагается найти доказательства или опровергнуть  утверждение: истина рождается в споре.

Далее предлагается разделиться на 4 группы, каждая смотрит один и тот же сюжет и затем предлагает свои пути решения конфликта.

Далее раздаются карточки с ситуациями. 5-7 минут дается на выработку решения.

  1. Ты хочешь сегодня подольше погулять, родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
  2. На перемене подошел старшеклассник, попросил твой телефон, без разрешения позвонил с него. Между вами возникла конфликтная ситуация.
  3. Ты любишь слушать громкую музыку, родители любят тишину в доме. У тебя часто по этому поводу бывают с ними конфликты.
  4. Друг рассказал о твоей тайне однокласснику. Между вами возникла конфликтная ситуация.

После обсуждения ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса. Т.е. каждая сторона должна пойти на уступки другой. Дается определение «компромисса»- соглашение на основе взаимных уступок.

Ведущий: издавна, чтобы конструктивно решать конфликты, не допускать их развития, люди создавали соглашения, правила. Они есть и сегодня в нашей с вами жизни. Подумайте какие правила есть на случай конфликта пешехода и водителя (правила дор.движения), между покупателем и продавцом (правила торговли),  между работодателем и работниками (должностные инструкции).

Существует множество правил и инструкций, регламентирующих решение спорных вопросов, для решения споров между  близкими людьми, родственниками также существуют правила.

На компьютере:

  1. Выясните причину разногласий.
  2. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта.
  3. Дайте оценку всем вариантам, выберите тот, который максимально соответствует интересам всех сторон конфликта.
  4. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.
  5. Обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как хотели.

Участникам предлагается привести примеры конфликтов между близкими людьми и попробовать решить их на основе предложенного метода.

После окончания обсудить с подростками что было самым трудным и почему.

Ведущий: В заключении нашей встречи следует отметить еще раз:

- разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкости;

- конфликт разрешается мирно, когда стороны идут на уступки;

- конфликт между близкими людьми не приведет к серьезной ссоре, если будет решать на основе компромиссов;

- преимущества компромисса: уметь слушать и постараться понять другую сторону, согласиться, пойти на уступки;

- часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это единственный путь разрешения конфликта.

Психологическая деловая игра «Отцы и дети».

Цели и задачи: помочь подросткам научиться избегать конфликтных ситуаций в общении с родителями, чаще приходить к компромиссу.

Ведущий 1: здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы посвящаем нашу игру проблеме отцов и детей. Это проблема одна из древнейших на Земле.

Ведущий 2: Еще Сократ говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорт с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей».

Ведущий 1: Мы и собрались с вами, чтобы попытаться ответить на вопросы: разрешим ли конфликт отцов и детей, отчего возникают конфликты, кто виноват, что мы часто попадаем в ловушку семейного общения.

Ведущий 2: От всех присутствующих требуется поддержка и искреннее участие! Просим команд занять места!

Ведущий 1: Слева – команда отцов, справа – команда – детей!

Ведущий 2: Первый конкурс «За что мы любим!». Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем: нравятся они нам или нет. Но родительская или сыновья любовь – дело особенное. Давайте попробуем определить, какие качества в родителях, детях мы ценим, принимаем. Выполняем задания письменно. Возьмите лист бумаги и напишите те качества, которые вам нравятся  в родителях, детях.

Для зрителей звучит музыка.

Ведущий 1: Ваше время вышло. По очереди зачитайте ваши характеристики!

Ведущий 2: А теперь слово жюри!

Ведущий 1: Следующий конкурс называется «Пойми меня». Каждой команде дается текст на русском языке, но один вариант на молодежном сленге, а другой на общепринятом, литературном. Команда родителей переводит свой текст на молодежный жаргон, а дети свой на литературный.

Для зрителей в это время можно провести конкурс на знание пословиц и поговорок о семье.

Ведущий 2: Я предлагаю выйти по одному представителю команд. Задание командам: для человека, представляющего ребенка или отца, рассказать анекдот, высказать мысль, основанные на отрицательных стереотипах, предрассудках. После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника веревкой, как бы опутывая его «паутиной» предрассудков до тех пор, пока он не сможет пошевелиться.

Ведущий 1: А теперь возьмем интервью у обеих сторон. Отцу: «Какие у вас были чувства», сыну: «Вы бы хотели оказаться в роли такого сына?».

Ведущий 2: а теперь давайте поможем вырваться нашим героям из плена предрассудков. Говорите что-то хорошее, слова сочувствия!

Ведущий 1: Лев Толстой говорил: « Счастлив тот, кто у себя дома!». Сегодня мы увидели , что можно предпринимать родителям и детям для того, чтобы они лучше поняли друг друга.

Ведущий 2: Помните, что семья – это единое целое! Берегите и цените друг друга!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для 5 классов. ФГОС второго поколения.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» 1-4 кл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для учащихся 5 классов

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для учащихся пятого класса поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умени...

Рабочая программа элективного учебного предмета «Успешное письмо на английском языке».

Данный курс включает в себя  4 тематических раздела  и направлен на глубокое изучение письменной речи, формирование умений в письме в контексте реальных жизненных ситуаций. Программа позволя...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "УСПЕШНЫЙ И ОДАРЁННЫЙ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ "ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ"

Данный индивидуальный образовательный маршрут разработан как средство развития потенциала у обучающегося в рамках личностно-ориентированного обучения. Работа по индивидуальному образовательн...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...