малый химический тренажер
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему

Суслова Ирина Викторовна

 Современные технологии позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности учащихся в условиях эмоционально – комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения. Например, одним из элементов технологии организации адаптационно-развивающих диалогов на моих уроках химии является использование химического тренажера, который позволяет применять предметные знания и умения, развивать навыки использования химической номенклатуры, классификации, основных химических понятий( наиболее эффективно его применение при изучении основных классов неорганической и органической химии).Применение химического тренажера развивает у ребят умение участвовать в общем диалоге. Осуществлять само- и взаимоконтроль, самопроверку, формировать адекватную самооценку. Работа в динамических парах и малых группах позволяет соотносить свою деятельность с деятельностью остальных, ребенок может провести не только самооценку, но и самокоррекцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malyy_khim._trenazher.doc550 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Составитель – учитель химии

МОБУ СОШ №77                Суслова Ирина Викторовна                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современном мире и скорее всего им не столько нужна сумма полученных знаний, сколько умение их находить самим, они хотят ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни. В результате многолетней работы в школе, я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Наверно, одной из причин потери этого интереса является непригодность некоторых традиционных приемов и методов обучения для современных молодых людей. Освоение химии приходится в школе на 13 -16 лет, когда ребята пребывают в так называемом “кризисном” периоде. В этот период особенно развито чувство самосознания и собственного достоинства. В этом возрасте происходит изменение процессов психического развития, перестройка прежних отношений к миру к себе, возникает потребность в самоопределении и самовыражении. У подростка вызывает скуку и раздражение авторитарный нажим, приказ. Я считаю в современной школе очень важен личностный подход, работать с каждым в зоне его ближайшего развития. Переходный период часто у детей протекает с обострениями хронических заболеваний, что вызывает применение на уроках здоровьесберегающих технологий. Одним из важных моментов на уроке для ребенка является понимание необходимости личной заинтересованности в приобретении знаний, чтобы учащиеся могли ощущать свою компетентность не только в результате, но и на протяжении всего процесса обучения. Я думаю, что в этом и есть условие развивающего воздействия обучения на личность учащегося. Поэтому современный урок, по – моему, должен построен в сочетании специально организованной деятельности и обычного межличностного общения ( готовность ребенка к контакту, доверительность, заинтересованность), таким образом через личностный план общения на уроке реализуется учет возрастных, психологических особенностей учащихся: их готовность к расширению круга общения, к сопереживанию проблем взрослых, стремление к самоутверждению. Достичь поставленных целей мне помогают современные образовательные технологии, такие как технология организации адаптационно – развивающих диалогов, адаптивная система обучения, мониторинг. Современные технологии позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности учащихся в условиях эмоционально – комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения. Например, одним из элементов технологии организации адаптационно-развивающих диалогов на моих уроках химии является использование химического тренажера, который позволяет применять предметные знания и умения, развивать навыки использования химической номенклатуры, классификации, основных химических понятий( наиболее эффективно его применение при изучении основных классов неорганической и органической химии).Применение химического тренажера развивает у ребят умение участвовать в общем диалоге. Осуществлять само- и взаимоконтроль, самопроверку, формировать адекватную самооценку. Работа в динамических парах и малых группах позволяет соотносить свою деятельность с деятельностью остальных, ребенок может провести не только самооценку, но и самокоррекцию.

Систематическое использование МХТ ( малого химического тренажера) обеспечивает :

 УЧИТЕЛЮ -                        

  • Расширение возможностей индивидуализации обучения и общения
  • Экономию учебного времени, эффективное включение учащихся в диалог
  • Совершенствование системы контроля за усвоением предметных знаний и умений
  • Психологическую разгрузку

УЧЕНИКУ-

  • Активное применение знаний и умений
  • Развитие навыков использования химической номенклатуры, классификаций, важнейших химических понятий.
  • Развитие умения участвовать в общем диалоге
  • Осуществление самоконтроля
  • Формирование адекватной самооценки
  • Эмоциональный комфорт на уроке

В науке все важно ( Г.Гейне)

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (Химические знаки и формулы)

№п/п

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

1

N

Cl2

H2 O

5C

2

7Al

ZnS

5O

H2

3

CO2

5H2

3 N2

FeS

4

P

Ca

4 CuS

3Cl2

5

2Cu

4Mg

3 Na

Ca

6

FeS

3 CO2

Cl2

4 N2

7

S8

Ag

C

CO2

8

3Pb

O2

Fe

Hg

9

Fe

S

Al

Mg

А. Задания для фронтальных тренировочных диалогов.

  • Объяснить, какую информацию несет каждая из записей вашего варианта.
  • Выбрать записи, содержащие индексы, прочитайте их и объясните.
  • Выберите в вашем варианте записи, содержащие знаки элементов – металлов, прочитайте их.
  • Вычислите молекулярную массу вещества под №6 вашего варианта.
  • Вычислите относительную атомную массу элементов под №9 вашего варианта.

     Б. Пример цифрового диктанта

        Задание: Отделяя ответы друг от друга точкой с запятой, выпишите порядковые номера строк вашего варианта, в которых обозначены – а) знак химического элемента- металла, б) формулы сложных веществ, в) несколько атомов какого- либо химического элемента ,г) формулы простых веществ, д) несколько молекул или частиц сложного вещества,е) знак химического элемента – неметалла.

Образец – ( 2 вариант -4,7,2, 5, 1, 4, 7, 8,9,6,9)

СОСТАВЛЕНИЕ ФОРМУЛ ПО ВАЛЕНТНОСТИ

№п/п

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

1

PIII … H …

Mg… O…

NV… O…

K…II

2

ClVII…O…

H…II

Ca…H…

Ba…O…

3

CuII…SII

Na… Br I

Zn…Cl…

PIII … O…

4

Ba…N III

Al… ClI

K… N III

Al… S II

5

CIV… ClI

P… S II

Mg… II

ClVII…O…

6

Al…O…

Cr… O…

Fe III … Br I

C IV… O…

7

H… S II

Mg… N III

PV… O…

Hg II…O…

8

C II…O…

Si… O…

Ca… N III

Li…H…

А. Задания для фронтальных тренировочных диалогов.

1. В столбике вашего варианта найдите и прочитайте  знаки химических элементов, проявляющих в соединениях : а) постоянную валентность , б) переменную валентность.

2. составьте формулы бинарных соединений по значениям валентностей составляющих их элементов, объясните порядок ваших действий.

3. Выберите в вашем варианте формулы оксидов, прочитайте их.

    В. Задания для самостоятельной работы учащихся

4. Составьте формулу соединения, состоящего только из элементов, проявляющих постоянную валентность. Определите его молярную массу, рассчитайте массовые доли элементов, образующих соединение.

Выполните задание 4 для примеров, записанных в вашем варианте под № 3 и 8.

ФОРМУЛЫ БИНАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

№ п/п

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

1

CH4

SiC

P2 O5

PCl3

2

Ca3 P2

AlBr3

CCl4

LiH

3

Li 2O

FeO

Li 3N

CuCl2

4

NaH

Cl 2O7

CaH2

NaF

5

HF

MgI2

HgS

Mg3 P2

6

PbS

KH

NaBr

N2 O5

7

KBr

Ca F2

CS2

MgH2

8

Mg 3N2

FeCl3

K3 P

Na 2S

9

Ag2 O

Zn 3N2

NO

HgI2

Задания для фронтальных тренировочных диалогов при изучении тем :

- Первоначальные химические понятия ( 8 класс)

1. Определите значения валентностей химических элементов по формулам соединений. Охарактеризуйте последовательность ваших действий  при выполнении задания.

2. Найдите в составе формул вашего варианта химические элементы , проявляющие переменную валентность ( постоянную). Определите место этих элементов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

- Кислород. Оксиды. Горение. (8 класс)

3. Найдите в вашем варианте формулы оксидов, прочитайте и назовите их.

- Химические связи и строение вещества ( 8 класс)

4. Выберите в вашем варианте соединения с иной связью, назовите их , составьте схемы их образования.

5. Определите степени окисления атомов элементов, образующих вещества вашего варианта.

- Химия неметаллов ( 9, 11 класс)

6. Назовите вещества , формулы которых представлены в вашем варианте.

7. Составьте электронные и структурные формулы соединений вашего варианта под № 5, 7.

8. Выпишите из своего варианта формулы гидридов, составьте уравнения реакций их получения, рассмотрите реакции как окислительно- восстановительные.

ОКСИДЫ

№п/п

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

1

Mn2 O7

Ag2 O

Cr 2O3

N2 O3

2

Na2 O

CaO

Li 2O

SO3

3

CO2

N 2O5

Fe 2O3

BaO

4

PbO2

Cu2 O

Cl 2O7

CO

5

BеO

SO3

FeO

SnO2

6

N 2O3

ZnO

Cl 2O

Al 2O3

7

SeO3

CuO

CrO3

CO2

8

P 2O3

NO2

MgO

NO

9

S O2

CrO3

P 2O5

BeO

Задания для фронтальных тренировочных диалогов и самостоятельных работ при изучении тем :

- Первоначальные химические понятия (8 класс):

1. Определить валентности элементов , образующих оксиды.

2. Определить , какие из оксидов вашего варианта образованы элементами – неметаллами ( элементами – металлами)

- Кислород и оксиды ( 8 класс) :

3. Назовите оксиды вашего варианта.

4 Выберите и назовите формулы кислотных ( основных) оксидов.

5. Выберите формулы оксидов металлов, проявляющих валентность от I до III . Составьте уравнения реакций получения этих оксидов.

- Кислоты и соли. (8 класс)

6. Выберите формулы оксидов, способных вступать во взаимодействие с водой с образованием кислот. Дайте им названия.

7. Какие из оксидов вашего варианта способны вступать во взаимодействие с раствором серной кислоты ( соляной кислоты, гидроксида натрия и т. д. ) Составьте уравнения соответствующих химических реакций.

- Основания ( 8 класс)

8. Составьте уравнения реакций получения оснований из оксидов вашего варианта.

- Амфотерность (8 класс)

9. Выберите формулы амфотерных оксидов, назовите их.

10. Составьте уравнения реакций вашего варианта амфотерных оксидов с растворами гидроксида. калия и соляной кислотой

Щелочи, основания.

№п/п

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

1

NaOH

Ca(OH)2

KOH

Al (OH)3

2

Mg (OH)2

LiOH

Zn(OH) 2

Fe (OH)2

3

Fe (OH)2

Fe (OH) 3

Ba (OH) 2

LiOH

4

Cr (OH)3

Cr (OH) 2

Cr (OH)3

Be(OH)2

5

Cs OH

KOH

Sn(OH) 2

Cd(OH)2

6

Pb(OH) 2

Ba (OH) 2

RbOH

Ca(OH)2

 

Задание А.

  1. Найти в вашем варианте растворимые основания.
  2. Найти в вашем варианте амфотерные основания.
  3. Дать полную характеристику по классификации основанию под № 5 вашего варианта.
  4. Вычислить молярную массу в соединениях вашего варианта под № 3., определить массовую долю кислорода в этих соединениях.
  5. Найти в вашем варианте нерастворимые основания, составить их структурные формулы.
  6. Определить валентности элементов в вашем варианте у соединений под № 2.

КИСЛОТЫ

№п/п

1 вариант

2 вариант

3 вариант

1

H 2SO4

HNO3

H 2SO3

2

HCl

H2 CrO4

H 2CrO7

3

HNO2

H 3PO4

H 2CO3

4

H 2SiO3

HMnO4

HNO3

5

HBr

HJ

HClO

Задания

  1. Составить структурные формулы кислот вашего варианта под № 4.
  2. Определите степени окисления у кислот под №2 вашего варианта.
  3.  Найдите в вашем варианте :а) сильные кислоты, б) двухосновные кислородсодержащие кислоты в) слабые кислоты.
  4. 4 Вычислите массовые доли водорода у кислот вашего варианта под №1
  5. Какие оксиды при взаимодействии с водой образуют кислородсодержащие сильные кислоты вашего варианта.
  6. Дайте названия кислотам вашего варианта.
  7.  Вычислите степени окисления элементов в кислотах вашего варианта под № 3

Состав и названия сложных веществ.

п/п

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

1

CaCl2

Na 2S

HNO2

Cu2 S

2

Ba (OH) 2

Fe 2O3

Fe(NO3)2

Ca(OH)2

3

HCl

Al (OH)3

CO2

Cl 2O7

4

Na3 PO4

H 3PO4

CaSiO3

AgCl

5

KNO3

MgSiO3

P 2O5

SO3

6

HNO2

HMnO4

NaOH

Be(OH)2

7

Zn(OH) 2

P 2O5

HCl

HNO3

8

SO3

Cu(NO3)2

Al 2O3

BaSO3

9

Al 2O3

K 3N

ZnSO4

CuO

10

FeO

BaO

MgCl2

Fe(NO3)3

Задания.

  1. Выпишите из вашего варианта кислоты, дайте им характеристику по классификации.
  2.  Найдите в вашем варианте соли, дайте им названия.
  3. Вычислите массовую долю кислорода в веществе вашего варианта под №6
  4. Определите степени окисления у веществ под №9 вашего варианта.
  5. Составьте структурные формулы и определите валентности элементов в веществе под № 5,  вашего варианта.

ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ . СТРОЕНИЕ АТОМА.

№п/п

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

1

Li

Na

Rb

Si

2

B

Se

N

Cs

3

Br

S

O

P

4

H

P

Cl

H

5

Ca

Ba

K

Pb

6

N

Al

C

Ne

Задания.

  1. У каких элементов вашего варианта 2 электронных слоя.
  2. Распределите электроны в атоме вашего варианта под №2
  3. Запишите электронные формулы для элементов  вашего варианта под № 6
  4. Сколько электронов на внешнем уровне у элементов вашего варианта под № 1
  5. Запишите число протонов. Электронов и нейтронов для элемента вашего варианта под № 5
  6. Дайте характеристику элементу по положению в периодической системе Д. И. Менделеева вашего варианта под № 3
  7. Как изменяются металлические свойства элементов в вашем варианте с 1 по 6.

                                     

ОКСИДЫ

№п/п

1 вариант

2 вариант

3 вариант

1

MgO —> Al 2O3 —> SiO2—> P 2O5

SO3 —> CO2—>BeO—>

Li 2O

BeO—> MgO —> CO2—> Al 2O3

Задания.

  1. Назвать кислотные оксиды вашего варианта.
  2. Запишите реакции взаимодействия кислотных оксидов с водой. Дайте названия продуктам реакции.
  3. Определите в оксидах вашего варианта тип химической связи, степени окисления элементов.
  4. Как изменяется атомная масса , высшая валентность в оксидах вашей схемы.
  5. Какие изменения свойств оксидов происходят в вашей схеме.
  6. Запишите образование растворимого основания, используя основный оксид вашего варианта в схеме.
  7. Как изменяются кислотные свойства оксидов в вашей схеме ( убывают, возрастают)

ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ

№п/п

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

1

Pb(NO3)2

ZnSO4

Mg ( HSO4)2

ZnSO4

2

ZnSO3

KOH

K 2S

AlCl3

3

NH 4Cl

NaHSO3

CH 3COOH

Na3 PO4

4

Mg(HCO3)2

MgCl2

LiOH

Ca(OH)2

5

C6H 12O6

H 2SO4

Na3 PO4

KCl

6

BaSO4

KNO3

AgCl

NH 4HCO3

7

NH4 HSO4

Cu (OH)2

Fe(NO3)3

CH4

8

HCl

C12 H22 O 11

H 2S

Cr (OH)3

9

NaOH

HF

HBr

Na2 SiO3

Задания.

  1. Назовите вещества вашего варианта.
  2. Классифицируйте вещества, формулы которых даны в вашем варианте. Назовите признаки состава каждого состава соединений.
  3. Выберите сильные электролиты.
  4. Какие из солей , формулы которых даны в вашем варианте подвергаются гидролизу. Почему? Как изменится реакция среды в каждом случае?
  5.  Выпишите в 2 столбца формулы кислых и средних солей. Составьте уравнения реакций получения кислых солей из средних , средних из кислых.
  6. Составьте уравнения реакций гидролиза соли, формула которой дана в первой строке вашего варианта.
  7. Из перечня вашего варианта выберите формулы веществ, способных вступать в химическое взаимодействие с гидроксидом кальция( магнием, растворами гидроксида калия, серной кислоты и т. д. ) Составьте уравнения соответствующих реакций , укажите условия и признаки их протекания. Определите тип каждой реакции.

                                   

I. Название химических элементов

Пример: H - водород.

O - кислород.

Ca - кальций.

Задание 1. Дайте названия химических элементов.

Be

 

N

 

Hg

 

Al

 

S

 

Au

 

Ti

 

Mn

 

p

 

As

 

Na

 

Mg

 

Mo

 

Co

 

Cd

 

I

 

Bi

 

Pb

 

B

 

Sn

 

F

 

Si

 

K

 

Cl

 

C

 

Zn

 

Pt

 

P

 

Cu

 

Fe

 

Cr

 

Ag

 

Ni

 

Br

 

Ba

 

He

 

II. Химические формулы

Пример:

Индекс - обозначает число атомов в молекуле.

Коэффициент - показывает число молекул.

Задание 2. Напишите химические формулы следующих веществ.

а) 4 молекулы хлороводорода.

б) 2 молекулы оксида меди.

в) 1 молекула сульфата алюминия.

г) 1 молекула нитрата серебра.

д) 2 молекулы хлорида Fe(II).

е) 5 молекул ортофосфата калия.

III. Валентность

Валентность - это свойство атомов химического элемента присоединять определенное число атомов других химических элементов.

Число единиц валентности всех атомов одного элемента должно быть равно числу единиц валентности всех атомов другого элемента.

Валентность элементов по формулам можно определить следующим образом:

а) Пишут химическую формулу вещества и отмечают валентность известного элемента

б) Находят и записывают общее число единиц валентностей (наименьшее общее кратное) известного элемента

в) Вычисляют и проставляют над химическими знаками валентность другого элемента. Для этого общее число валентностей делят на индекс этого элемента.

Валентности некоторых элементов в химических соединениях.

Валентность

Химические элементы

 

С постоянной валентностью

I

H Na K p

II

O Be Mg Ca Ba Zn

III

Al B

 

С переменной валентностью

Примеры.

I и II

Cu

Cu2O, CuO

II и III

Fe, Co, Ni

FeO, Fe2O3

II и IV

Sn, Pb

SnO, SnO2

III и V

P

PH3, P2O5

II, III, и VI

Cr

CrO, Cr2O3, CrO3

II, IV и VI

S

H2S, SO2, SO3

Задание 3. Определите валентность элемента и расставьте индексы.

KO

Fe(SO4) (III)

CuSO4

NO (V)

Al(SO4)

Ca(HCO3)

AlCl

NaCO3

NaNO3

KHSO4

Ca(PO4)

Cr(SO4) (III)

AlO

Zn(OH)

NaPO4

Ba(OH)

PO (V)

Al(OH)

FeCl (II)

Ca(OH)

ZnSO4

Zn(OH)

AgNO3

CuBr

Na(SO4)

BaCl

Mg(OH)

NH4NO3

KPO4

AgSO3

IY. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Периоды - это горизонтальные ряды элементов, в пределах которых свойства элементов изменяются последовательно.

Пример: ряд из 8 элементов, от (p) - лития до (Ne) - неона или от (Na) - натрия до (Ar) - аргона.

1,2,3 - малые периоды.

4,5,6 - большие периоды.

7 - незавершенный период.

Как малые, так и большие периоды начинаются щелочными металлами и заканчиваются инертными газами.

Во всех периодах с увеличением относительных атомных масс (слева направо) наблюдается ослабления металлических свойств.

Задание 4. У какого элемента из пары элементов наблюдаются металлические свойства?

K - Cr

B - F

Cd - I

Ca - Mn

Mg - Cl

Ba - Re

Na - Mg

Ga - Se

Hg - Pb

Ag - Sn

Zn - Ru

Be - N

Al - S

Cs - Hf

Zn - As

В состав главных подгрупп входят элементы как малых, так и больших периодов, т. е. главные подгруппы начинаются или с 1-го или со 2-го периода. В состав побочных подгрупп входят элементы только больших периодов.

Задание 4/. Распределите следующие элементы по подгруппам.

B, S, Ag, Ti, Br, p, As, I, O, Xe, Mo, Sr, Ca, K, V, Se, Mn, P

Главные подгруппы

Побочные подгруппы

Для элементов, объединенных в одну и ту же группу, характерны следующие закономерности:

  • Высшая валентность в соединениях с кислородом (за некоторыми исключениями) соответствует номеру группы.

Задание 4//. Напишите высшую валентность следующих элементов.

Be

Cu

P

Mn

C

Ag

Mo

Al

N

Pe

S

K

Hg

Zn

Ca

Cd

F

Co

Na

Cr

Ni

Элементы побочных подгрупп могут проявлять и другую валентность.

Например: Cu2O

  • В главных подгруппах (сверху вниз) с увеличением относительных атомных масс усиливаются металлические свойства элементов и ослабевают неметаллические.

Задание 4///. У какого элемента из пары элементов наблюдаются более металлические свойства?

p - K

Ca - Ba

N - Ar

Cs - Fr

B - Al

Sb - Bi

Be - Ca

Ga - Sn

Br - At

Mg - Sr

C - Sb

Cl - I

В побочных подгруппах эта закономерность не всегда соблюдается.

Y. Строение атома

Порядковый номер химического элемента совпадает с зарядом ядра его атома.

Например, порядковый номер элемента калия 19, следовательно, заряд ядра его атома +19. Значит, вокруг ядра атома калия размещаются девятнадцать электронов с общим отрицательным зарядом -19.

Задание 5. Напишите количество электронов у следующих элементов.

Ca -

Mo -

N -

Zn -

Cd -

Po -

Fe -

Cu -

Sn -

Sb -

Mn -

Au -

Cr -

Cl -

F -

Ni -

YI. Расположение электронов по энергетическим уровням

Максимальное число электронов (N) на энергетическом уровне определяется по формуле: N = 2n2

Где n - главное квантовое число.

На 1 энергетическом уровне (n = 1) N = 2 электрона

На 2 энергетическом уровне (n = 2) N = 2*2= 8 электронов

На 3 энергетическом уровне (n=2) N = 2*32 =18 электронов

На 4 энергетическом уровне (n = 4) N = 2*42 = 32 электрона

Число энергетических уровней атома данного элемента равно номеру периода, а число валентных электронов атома - номеру группы.

Примеры:

ЗАРЯД ЯДРА

1 эн. уровень

2 эн. уровень

3 эн. Уровень

+ 3 p

2 e-

1 e-

 

+ 4 Be

2 e-

2 e-

 

+ 5 B

2 e-

3 e-

 

+ 10 Ne

2 e-

8 e-

 

+ 11 Na

2 e-

8 e-

1 e-

+ 12 Mg

2 e-

8 e-

2 e-

+ 18 Ar

2 e-

8 e-

8 e-

Задание 6. Напишите количество электронов по энергетически м уровням у следующих электронов.

 

 

 

 

1 эн. ур.

2 эн. ур.

3 эн. ур.

4 эн. ур.

1

Al

7

K

 

 

 

 

2

Si

8

Ca

 

 

 

 

3

P

9

Sc

 

 

 

 

4

S

10

Zn

 

 

 

 

5

Cl

11

As

 

 

 

 

6

Cr

12

Ni

 

 

 

 

YII. Орбитали

Электроны, которые при движении образуют облако шаровой формы, принято называть S-электронами.

На S облаке максимум 2 e- 

Электронные облака называют так же орбиталями.

На одной орбитали может находиться лишь 2 электрона, обладающих противоположными (антипараллельными) спинами. (Cпин - вращение).

Электроны, которые при движении образуют облака гантелеобразной формы, называют p-электронами.

Возможные расположения p-электронных облаков в пространстве.

Энергетические уровни принято делить на подуровни. На 1 энергетическом уровне имеется один - s - подуровень, а на втором s - и p - подуровни.

Задание 7. Назовите элементы (с указанием символа, порядкового номера, группы и периода), атомы которых имеют следующие электронные конфигурации:

а)

1 s2

2 s2

2 p6

3 s2

3 p6

 

 

 

б)

1 s2

2 s2

2 p5

 

 

 

 

 

в)

1 s2

2 s2

2 p6

3 s2

3 p1

 

 

 

г)

1 s2

2 s2

2 p6

3 s2

3 p6

3 d5

4 s1

 

д)

1 s2

2 s2

2 p6

3 s2

3 p6

3 d7

4 s2

 

е)

1 s2

2 s2

2 p6

3 s2

3 p6

3 d10

4 s2

4 p4

Задание 8. Назовите элементы (с указанием символа, порядкового номера, группы и периода), атомы которых имеют следующие электронные конфигурации:

а)

2 s2 2 p3

г)

4 s2 4 p5

б)

3 s2 3 p4

д)

3 d2 4 s2

в)

4 s2 4 p2

е)

3 d6 4 s2

Задание 8/. Постройте полные схемы распределения электронов, укажите общее число подуровней, заполненных хотя бы одним электроном, а так же число неспаренных электронов и электронных пар в электронной оболочке.

 

схема (полная) распределения e-

общее число e-

число подуровней

число неспаренных e-

число электронных пар

1

Be

 

 

 

 

 

2

N

 

 

 

 

 

3

Na

 

 

 

 

 

4

P

 

 

 

 

 

5

Cl

 

 

 

 

 

6

V

 

 

 

 

 

7

Mn

 

 

 

 

 

8

Co

 

 

 

 

 

9

Zn

 

 

 

 

 

10

Br

 

 

 

 

 

11

Mo

 

 

 

 

 

12

Ba

 

 

 

 

 

YIII. Важнейшие классы неорганических соединений

Оксиды - это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород.

Пример: CaO, CuO, P2O5

Задание 9. Выберите оксиды из следующих веществ.

H2SO4

SO3

Fe2O3

CO3

H2SiO3

CaCO3

CaO

CO2

SiO2

NaOH

Al(OH)3

Mn2O7

FeO

SO2

N2O5

Na2O

Оксиды, которым соответствуют основания, называются основными. Оксиды, которым соответствуют кислоты, называются кислотными. Оксиды, которые проявляют двойственные свойства называются амфотерными.

Задание 10. Отнесите оксиды либо к основным, либо к кислотным, либо к амфотерным.

Na2O

SO2

K2O

CuO

CrO3

Mn2O7

SiO2

N2O5

CaO

SO3

P2O5

FeO

MnO

Al2O3

BeO

Fe2O3

 

основные

кислотные

амфотерные

XI. Основания

Основаниями называют сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с одной или несколькими гидроксогруппами (OH).

Пример:

KOH - гидроксид калия

Ba(OH)2 - гидроксид бария

Al(OH)3 - гидроксид алюминия.

Задание 11. Дайте названия следующим основниям.

Fe(OH)3

NaOH

Mg(OH)2

Pb(OH)2

Cu(OH)2

Ca(OH)2

Zn(OH)2

CsOH

X. Кислоты

Кислотами называют сложные вещества, которые состоят из атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов, из кислотных остатков.

Задание 12. Напишите кислотный остаток следующих кислот и его валентность.

HCl

H2SO4

H3PO4

HNO3

H2CO3

HBr

Характерным свойством кислот является их взаимодействие с металлами.

Вытесняют водород из кислот

Водород из кислот не вытесняют

K, Na, Mg, Al, Zn, Fe, Ni, Sn, Pb

Cu, Hg, Ag, PT, Au

Задание 13. Отнесите следующие кислоты к бескислородным или кислородосодержащим.

HCl, HNO3, HBr, H2SO4, HI, HF, H3PO4, H2S.

Бескислородные

Кислородсодержащие

Из вышеуказанных кислот выделите одноосновные, двухосновные и трехосновные.

Одноосновные

 

Двуосновные

 

Трехосновные

 

XI. Соли

Соли - это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками.

Задание 14. По нижеприведенным схемам составьте уравнения химической реакции:

1) Na + HCl >

2) Mg + HCl >

3) Al + HCl >

4) Mg + H3PO>

5) Ca + H3PO>

6) Zn + H2SO>

7) Al + H2SO>

8) Mg + H2SO>

9) ZnO + HNO>

10) CaO + HCl >

11) Fe2O3 + HCl >

12) Fe2O3 + H2SO>

13) p2O + H3PO>

14) MgO + H3PO>

15) Al2O3 + H2SO>

Под формулами соответствующих солей напишите их названия.

Средние или нормальные

Кислые

Основные

Двойные

Это соли, которые образуются при замещении атомами металлов всех атомов водорода в молекулах кислот.

H3PO4 + 3NaOH > > Na3PO4 + 3H2O

ортофосфат

натрия

Это соли, которые образуются в результате неполного замещения атомами металлов атомов водорода в молекулах кислот. (получаются при избытке кислоты).

H3PO4+2NaOH >

> Na2HPO4+2H2O

гидроорто-

фосфат натрия

Это соли, в молекулах которых, кроме кислотных остатков, имеются также гидроксогруппы (получаются при избытке оснований).

Mg(OH)2 + HCl >

> Mg(OH)Cl +H2O

основной

хлорид

магния.

Это соли, которые образуются при замещении атомов водорода в молекулах кислот двумя различными металлами.

H3PO4 + 2KOH + NaOH > K2NaPO4+ 3H2O ортофосфат

калия - натрия

Задание 15. Напишите химические формулы следующих солей:

- карбоната магния,

- гидрокарбоната железа (II),

- сульфата железа (III),

- гидроортофосфата кальция,

- основного хлорида магния,

- дигидрофосфата кальция.

Задание 16. Даны химические формулы веществ:

HBr, Cu2O, Fe(OH)3, Ca(HCO3)2, H3BO3, SO2, Cu(OH)2, K2HPO4, CaONaHSO4, Fe(NO3)3, Ca3(PO4)2, N2O5, p2O, Ba(OH)2, H2SiO3, Pb(OH)2, CO2.

Разместите формулы по соответствующим графам.

Оксиды

Основания

Кислоты

Соли

основные

кислотные

растворимые

нерастворимые

кислородсодержащие

бескислородные

средние

кислые

Генетическая связь между классами неорганических соединений

Генетическая связь между
классами неорганических соединений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренажер "как выучить химические элементы?"

тренажет для учащихся, помогающий выучить название химических элементов и их произношение...

тренажер "как выучить химические элементы?"

тренажер для учащихся, помогающий выучить название химических элементов и их произношение...

КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРА НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (Малый химический тренажёр)

Материалы для контроля знаний учащихся 8 класса по теме «Основные классы неорганических соединений»Учитель  химии ГОУ СОШ № 466Овчарова Ольга Эдуардовна...

Химический тренажер «Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома»

В соответствии с программой О.С. Габриеляна на тему «Атомы химических элементов» отводится 11 часов.Учащиеся должны:Знать Определение понятия «химический элемент», формулировку...

Малый тренажер "Основные классы неорганических соединений"

Для 8 класса я использую задания малого тренажера для формирования крепких знаний классификации неорганических веществ....

Химический тренажер по теме: "Коэффициенты"

Методическая разработка для учителей химии...