Презентация к уроку изучения нового материала «Электролиз растворов и расплавов».
презентация к уроку по химии (11 класс) на тему

Давыдова Наталья Борисовна

Материал содержит презентацию, методические рекомендации к презентации, опорный конспект. Презентация разработана к уроку-изучения нового материала "Электролиз растворов и расплавов" 11 класс (профильный уровень). Урок составлен на основе УМК Н.Е.Кузнецовой. Презентацию можно использовать для подготовки к ЕГЭ по химии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к уроку

Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Авторы: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова // Программы по химии  для  8-11 классов общеобразовательных учреждений / [Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара и др.]; под ред. Н.Е. Кузнецовой. - М.: Вентана – Граф, 2010

Учебник:  Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н.; под ред. Н. Е. Кузнецовой.  Химия: профильный уровень.  Ч.1 -  М.: Вентана - Граф, 2010

Презентация составлена к уроку изучения нового материала «Электролиз растворов и расплавов».

I. Место урока.

Изучению темы «Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов» отводится 14 уроков.

1. Теория электролитической диссоциации.

2. Сильные и слабые электролиты. Степень и константа диссоциации.

3. Реакции ионного обмена. Кислотно-основные взаимодействия.

4. Ионное произведение воды. Понятие о рН раствора.

5, 6.  Гидролиз неорганических и органических соединений.

7. Окислительно-восстановительные реакции.

8,9. Методы составления уравнений ОВР. Определение направления окислительно-восстановительных реакций.

10. Химические источники тока.

11. Электролиз растворов и расплавов.

12. Коррозия металлов и способы защиты от нее.

13. Обобщение знаний по теме «Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов».

14. Контрольная работа по теме «Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов».

II. Цель  урока: сформировать у учащихся представление об электролизе водных растворов и расплавов  электролитов.

Задачи:

Образовательные: 

В результате урока учащиеся:

  • расширяют знания об электролизе как окислительно-восстановительном процессе;
  • узнают особенности электролиза водных растворов и расплавов электролитов;
  • узнают,  какие процессы происходят в катодном и анодном пространствах;
  • узнают о значении электролиза в промышленности;
  • формируют умение составлять уравнения катодных и анодных процессов; суммарных процессов электролиза;

Развивающие: 

  • развивать у учащихся умения обрабатывать и анализировать экспериментальные данные; делать выводы, прогнозировать ожидаемый результат; выяснять взаимосвязь между частицами, участвующими в электролизе и продуктами электролиза.

Воспитательные: 

  • развивают в ходе урока внимательность, наблюдательность, организованность.

III. Характеристика урока:

Урок по традиционной системе – изучение нового материала. Его этапы:

1. Организационный этап.

2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.

3. Усвоение новых знаний.

4. Закрепление и применение полученных знаний.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

6. Информация о домашнем задании.

                                                     

Методы обучения, используемые на уроке: репродуктивный, частично – поисковый (классификация методов обучения М. Н. Скаткина, И.Я.Лернера);

словесные (рассказ, беседа), наглядные (видеоопыты, слайды презентации)  (классификация методов по Ю.К.Бабанскому).

Форма организации занятий: эвристическая беседа, эксперимент, самостоятельная работа, рассказ.

Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная.

IV. Средства обучения: Урок проводится в кабинете химии. Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, медиапроектор, презентация, таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов»; опорный конспект «Правила для определения продуктов электролиза растворов электролитов» (на столах учащихся).

V. Структура урока:

1.Организационный этап. Организационный этап позволяет проверить готовность учащихся к работе на занятии, настроить учащихся к работе на уроке.

2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.

Учитель рассказывает учащимся историю получения щелочных металлов электролизом расплавов щелочей английским химиком Г. Дэви. Происходит активизация знаний учащихся, понимание важности процесса электролиза в современное время для получения неорганических и органических соединений. Слайд №3

3.Усвоение новых знаний.

  • Понятие электролиза. Слайд №4 Формулировка определения понятия «Электролиз».
  • Виды электродов. Слайд №5, 6 Формулировка определения понятий «катод», «анод, виды анодов». Учитель предлагает учащимся мнемоническое правило для облегчения запоминания видов электродов и процессов, происходящих на них.
  • Электролиз расплавов. Слайд №7, 8. Обсуждение процессов, происходящих на угольных электродах, помещенных в расплав хлорида натрия и гидроксида натрия. Беседа по вопросам:

- Какие частицы образуются при диссоциации хлорида натрия и гидроксида натрия?

- Как движутся ионы под действием электрического тока?

- Какие процессы происходят на катоде и аноде?

- Каков результат электролиза расплавов хлорида натрия и гидроксида натрия?

  • Электролиз растворов. Слайд №9-14 Учитель задает проблемный вопрос: Что произойдет, если электрический ток пропустить не через расплав, а через раствор иодида калия? Изменятся ли продукты электролиза?

Учитель подводит учащихся к выводу о необходимости учитывать в процессе электролиза все  частицы. Учащиеся, основываясь на ранее полученные знания по электролитической диссоциации, предполагают, что в растворе электролита, кроме ионов, образовавшихся при электролитической диссоциации электролита, присутствуют еще и молекулы воды (и в некоторой степени продукты диссоциации воды H+, OH-, H3O+).

Учитель продолжает объяснение нового материала и акцентирует внимание о необходимости при рассмотрении реакций электролиза растворов учитывать все частицы, в т.ч. и молекулы воды.

Учитель просит обратиться к опорному конспекту (приложение), который имеется у каждого ученика. В ходе объяснения материала учащиеся знакомятся с процессами, происходящими в катодном и анодном пространстве. Учащиеся работают с опорным конспектом, слайдами презентации, слушают объяснение учителя, т.е. происходит слуховое и зрительное восприятие новой информации.

Учитель вновь обращается к учащимся с вопросом:

- Что же произойдет при электролизе раствора иодида калия?

Далее происходит демонстрация видеоопыта «Электролиз раствора иодида калия». Видеоопыт позволяет учащимся наглядно рассмотреть продукты электролиза иодида калия. Видеоопыт дают настоящее понимание изучаемого материала, исключается формализм знаний. Учитель и учащиеся обсуждают электродные процессы, беседуя по вопросам:

- Какие частицы имеются в растворе электролита?

- Что происходит в растворе электролита под действием электрического тока?

- Какие процессы происходят на катоде и аноде?

- Каков результат электролиза раствора иодида калия?

В ходе беседы приходят к выводу о взаимосвязи между частицами, участвующими в процессе электролиза и продуктами электролиза.

Для закрепления знаний учитель совместно с учащимися разбирает электролиз растворов сульфата меди (II) и ацетата натрия.

  • Применение электролиза. Слайд №15-18 Учащиеся работают с текстом учебника, слайдами презентации, рассказывают об областях применения электролиза в промышленности.

4. Закрепление и применение полученных знаний. Слайд №19-21  Материал данной темы является одним из элементов содержания ЕГЭ по химии. Поэтому целесообразно закрепление материала в тестовой форме. Тестовое задание направлено на первичную проверку знаний на репродуктивном уровне.  

5. Подведение итогов. Рефлексия. Слайд №22 Учитель организует рефлексию через вопросы:

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что запомнилось?
  • Что понравилось, а что не удалось, на ваш взгляд?
  • Где ты применишь полученные знания?
  • В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

Рефлексия направлена  на осмысление изучаемого материала и процесса его усвоения,  учит учащихся самостоятельно оценивать свои действия и их результаты.

Учитель отмечает работу учащихся на уроке, оценивая результаты их деятельности, активную работу учащихся в ходе изучения нового материала, закрепления материала, выставляет оценки в классный журнал.

6. Информация о домашнем задании. Слайд №23 Учитель сообщает информацию о домашнем задании:

Учебник: Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н.; под ред. Н. Е. Кузнецовой.  Химия: профильный уровень.  Ч.1 -  М.: Вентана - Граф, 2010

§33 упр. 2

Задача: Вычислите массу меди, которая выделилась на катоде, если в результате электролиза сульфата меди (II) на аноде образовался кислород объемом 6,72 л (н.у.).

Задание (индивидуальное):  сообщения на темы «Получение щелочных и щелочноземельных металлов Г. Дэви», «Получение фтора А. Муассаном», «Производство алюминия».

Рекомендации подготовила Давыдова Н.Б.,

учитель химии МБОУ «Вадская СОШ», с. Вад, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изучения нового материала "Свойства числовых неравенств"

Презентация "Свойства числовых неравенств"  к уроку изучения нового материала по алгебре, 8 класс по учебнику  под редакцией Теляковского. Историческая справка....

Электронная презентация к уроку в 11 классе "Электролиз растворов и расплавов неорганических и органических электролитов"

Презентация содержит материал по электролизу растворов и расплавов электролитов, механизмы протекания процессов и правила разрядки катионов и анионов....

Презентация для урока изучения нового материала в 8 классе "Часовые пояса России"

Презентация для урока изучения нового материала в 8 классе "Часовые пояса России". Материал презентации иллюстрирует рассказ учителя, помогает раскрыть основные понятия темы. Даются правила вычисления...

Презентация к уроку изучения нового материала в 5 классе по теме "Прямоугольник" (исследовательская деятельность)

Презентация предназначена для организации и фиксирования результатов исследовательской деятельности и последующей рефлексии (в контексте урока)...

Презентация к уроку изучения нового материала с использованием ЭОР по теме «Персональный компьютер» 7 класс

Презентация к уроку изучения нового материала с использованием ЭОР по теме «Персональный компьютер» 7 класс...

Презентация к урок изучения нового материала по теме «Графический интерфейс операционной системы Windows» 8 класс

Презентация к урок изучения нового материала по теме «Графический интерфейс операционной системы Windows» 8 класс...

Разработка урока и презентация к уроку изучения нового материала по теме " РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНА НА МНОЖИТЕЛИ СПОСОБОМ ГРУППИРОВКИ" 7 класс

quot;РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНА НА МНОЖИТЕЛИ СПОСОБОМ ГРУППИРОВКИ." разработка урока и презентация к уроку изучения нового материала по теме " РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНА НА ...