Способы классификации химических элементов.
учебно-методический материал по химии на тему

Иванинская Зоя Николаевна

Цель:

Закрепить знания учащихся о химическом элементе с точки зрения атомно-молекулярного учения, а также знания о простых и сложных веществах; сформировать понятие о  группах сходных элементов на примере щелочных металлов.

Тип:

Комбинированный урок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Способы классификации химических элементов.

Понятие про щелочные металлы и галогены.

Цель:

Закрепить знания учащихся о химическом элементе с точки зрения атомно-молекулярного учения, а также знания о простых и сложных веществах; сформировать понятие о  группах сходных элементов на примере щелочных металлов.

Тип:

Комбинированный урок.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Установочная беседа (знакомство учащихся с технологической картой).
  3. Объяснение нового материала.

Развитие  любой науки проходит ряд этапов: изучение, накопление фактов, их классификация, выявление связи между установленными фактами и на основании этого более полное их познание.

В химии к середине  ХIX века было известно 63 химических элемента, изучены химические и физические свойства образуемых ими простых и сложных веществ.

Поэтому возникла необходимость их группировки по сходным признакам (т.е. классификация)

В курсе 8 класса мы познакомились с классификацией неорганических соединений.

Вопросы к классу:

  1. Какие классы неорганических соединений вы знаете?
  2. По каким признакам выделяют эти классы веществ?
  3. Продолжите логическую цепочку и объясните ее:

NaCl → NaOH →Na2O→…

K2SO4 → H2SO4→SO3 →…

  1. Как доказать, что Na2O проявляет основные свойства, а SO3 -  кислотные.
  2. Какие простые вещества и с какими свойствами заканчивают эти логические цепочки?

(Знакомство с таблицей «Генетическая связь».)

Следовательно, одна из классификаций химических элементов предлагала деление их на металлы и неметаллы по характерным признакам простых веществ, образуемых этими элементами.

  1. Какие физические свойства характерные только для металлов вы знаете?  (металлический блеск, электро-теплопроводность, твердость (кроме Hg).

  1. Какими физическими свойствами могут обладать неметаллы?

  1. Кто лишний в триадах химических элементов и почему?

Mg;         Fe;         O.

S;         Na;         P.

Na;         Mg;         Cl.

Недостаток этой классификации в том, что она не учитывала всех химических элементов и образуемых ими соединений.

  1. Какими свойствами – основными или кислотными  - обладают вещества:

а)         гидросксид меди ( II)

б)         гидроксид цинка ?

Доказать  с помощью уравнений реакции.

Следовательно: амфотерность оксидов и гидроксидов свидетельствует о переходном характере образующих их химических элементов.

Zn(OH)2 + 2 HCl →ZnCl2 +2H2O

(основные свойства)

Zn(OH)2 + 2NaOH → Na2ZnO2+2H2O

(кислотные свойства)

Вторая классификация делила химические элементы на группы сходных по свойствам элементов, среди которых были группы веществ с противоположными свойствами: щелочные металлы, образующие  соединений основного характера и галогены – кислотного.

Основными количественными характеристиками элементов были атомная масса и валентность.

Задание учащимся:  - на основании параграфа, выступлений учащихся и знаний, полученных в 8 классе заполнить таблицы и сделать выводы на основе вопросов.

Таблица № 1. Щелочные металлы.

Элемент

Ar

T

Формула оксида

Формула гидроксида

Изменение активности

Li

Na

K

Rb

Cs

6,9

23,0

39,1

85,5

132,9

179

97,8

63,6

39,0

28,6

Li2O

Na2O

K2O

Rb2O

Cs2O

Li OH

Na OH

K OH

Rb OH

Cs OH

Усиливается активность

металла   

       

Таблица № 2

«Галоген» – рождающий соль.

Химический элемент

Ar

Mr

Агрегатное состояние

Формула водородных соединений

Формула солей

Неметаллические свойства убывают, возрастают металлические

F

Cl

Br

J

19

35,5

80

127

38

71

160

254

F2 – газ

Cl2 – газ

Br2 жидкость

J2 – тв.в-во

HF

HCl

HBr

HJ

Na F

Na Cl

Na Br

Na J

Вывод: (после каждой таблицы)

  1. Что общего и чем отличаются простые вещества, образованные данными элементами?
  2. Как изменяются свойства с возрастанием Ar ?

Например:

  1. Щелочные металлы образуют соединения, в которых всегда валентность каждого из этих элементов равна 1. Сходство в физических свойствах простых веществ проявляется в том, что металлы имеют характерный металлический блеск, малую плотность, легкоплавки, теплопроводны и обладают электрической проводимостью. Сходство в химических свойствах проявляется в их реакциях с кислородом, водой, кислотами.
  2. Щелочные металлы тем активнее, чем больше их относительная атомная масса.

  1. Домашнее задание: См. технологическую карту, урок № 1. 

Провести инструктаж.

  1. Закрепление и итог урока.
  1. Осуществить цепочку превращения или составить схему, отражающую генетическую связь калия и его соединений, напишите уравнения реакций.

K K2O  KOH  K2SO4

  1. Кто лишний?             H;         Li;          K;          Na

F;        Cl;        Mn;        Br

  1. Напишите по 2 уравнения реакций между:

а) щелочной металл + вода

б) оксид щелочного металла  + вода

в) гидроксид щелочного металла  + соляная кислота

г)  водород + галоген

д) галогеноводород + щелочь

  1. При взаимодействии  II валентного металла с водой выделилось 0,05 моль водорода. Определите металл, если известно, что с водой прореагировало 2 гр.  металла.

Дано:         n (H2)= 0,05 моль

m(Me)=2г

Найти:          Me-?

  2г                 0,05 моль

Me + 2H2O  Me(OH) 2 + H2

х г/моль                           1 моль

2/х = 0,05/1 ; х = 40.

Ar (Ca) = 40.

Подведение итогов урока, в том числе оценка деятельности учащихся и оценивание учебных достижений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые попытки классификации химических элементов. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

      Работа посвящена изучению истории открытия периодического закона, показан исторический ход развития науки от накопления фактов к их классификации. Особое внимани...

Классификация химических элементов

Открытия учёных-химиков перед обоснованием периодического закона Д. И. Менделеевым....

Классификация химических элементов

Цель: Продолжить формировать у учащихся понятие о химическом элементе, строении атома и определить по каким признакам классифицируют элементы.Задачи:Образовательные:1.      Зн...

Технологическая карта урока "Первые попытки классификации химических элементов"

Технологическая карта способствует самостоятельному, по шаговому получению знаний учащимися на уроке...

Урок-исследование "Первые попытки классификации химических элементов"

Урок с использованием технологической карты и интерактивной доски...

Урок-исследование "Первые попытки классификации химических элементов"

Урок с использованием технологической карты и интерактивной доски...