Конспект урока по теме"Скорость химических реакций"
план-конспект занятия по химии (9 класс) на тему

Валуева Валентина Васильевна

Предварительный просмотр:

  Знаете ли вы…

Об углероде        

  1. Что углерод считается царём живой природы, хотя его в природе находится только 0,35 %
  2. Что земля «дышит» как организм, она поглощает О2, а выдыхает СО2.

О кремнии

  1. Что кремний, считается царём мёртвой природы, т.к. без Si почти нет горных пород.
  2. Что применение кремния в технике характеризует эпоху каменного угля.
  3. Что разновидности оксидов кремния применяются как полудрагоценные камни (аметист, яшма, халцедон)
  4. Что кристалл горного хрусталя был найден на Урале весом 0,5 т, не Мадагаскаре – 1,5 т, из одного кристалла горного хрусталя сделали самовар, который хранится в Московской оружейной палате.
  5. Что стекловарение с использованием кремнезёма известно за III века до н.э.

О металлах

  1. Что Na и К были получены электролизом Деви в 1807 г и первый был назван – содий, а второй – потассий, отсюда и названия солей – сода, поташ.
  2. Что в человеческом организме содержится около 80г Fe, 150 г Na, 1000 г Са, 60 г Mg.

     10)Что суточная потребность в Са составляет 0,7 – 1 %.

     11)Что русский самородок Au был найден на Урале в 1837 г и весил 36 кг

           22г.

     12)Что 1 февраля 1936 г на Урале золотоискатели артели Суворова

          нашли «золотое гнездо», где за три дня добыли 40 кг чистого золота,

          а самый большой кусок весил 14 кг 231 г.

     13)Что в 1869 г в Австралии нашли самородок Au весом 70,9 кг, а в 1872

          году – 260 кг.

     14)Что в воде мирового океана концентрация золота исчисляется 4 -10 мг

           на 1 т воды, т.е. запас золота по всей массе воды океанов состовляет

           10 млрд тонн металла.

    15)Что Mn содержится в организме человека главным образом в сердце,

          печени, надпочечников, по-видимому, потому что магний участвует

          при образовании крови.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: Оксид кремния (VI). Кремниевая кислота.

ЦЕЛЬ: учащиеся должны изучить свойства оксида кремния (VI) и

            кремниевой кислоты по аналогии с углеродом и его соединениями,

            убедиться в том, что их свойства – это следствие строения вещества;

ОБОР-ИЕ: Na2SiO3, HCl, коллекция «Минералы и горные породы», ПСХЭ.

                                         ХОД УРОКА.

I.Oрганизационный момент.

II.Проверка домашнего задания.

Ребята! На прошлом уроке мы изучили кремний, дали ему характеристику как химическому элементу и простому веществу. Вспомните, где кремний распространён в природе? Кремний – один из самых распространённых в земной коре элементов, занимает второе место после кислорода (26-27%). Кремний главный элемент в царстве горных пород. Кремнезём SiO2 – основная часть песка, Al2O3·2SiO2·2H2O – каолинит, основная часть глины,

K2O·Al2O3·6SiO2 – полевой шпат (ортоклаз). В большинстве организмов содержание кремния невелико. Однако  некоторые морские водоросли накапливают большие количества кремния – это диатомовые водоросли, из животных, много кремния содержат кремниевые губки.

Ребята! Каковы физические свойства кремния?

 Известен аморфный и кристаллический кремний. Кристаллический кремний обладает металлическим блеском, тугоплавкий, очень твёрдый, атомная кристаллическая решётка, обладает незначительной электропроводностью. ( при комнатной температуре в 1000 раз < чем у ртути). Температура плавления 14200С, температура кипения 26200С.

Назовите области применения кремния.( Большинство Si идёт на производство кремнистых сталей, обладающих высокой жаропрочностью и кислотоустойчивостью. Кристаллы кремния являются полупроводниками, поэтому применяются как выпрямители и усилители тока, в фотоэлементах.)

А теперь воспроизведите на листках химические свойства кремния и получение его в лаборатории и в промышленности.

III. Изучение нового материала.

ПЛАН

1.Строение кристаллической решётки SiO2.

2.Нахождение в природе.

3.Физические свойства.

4.Химические свойства.

5.Применение.

6.Кремниевая кислота.

1).Строение кристаллической решётки  SiO2.

SiO2 – является аналогом углерода. Высшие оксиды их СО2 и SiO2. СО2 – газ, tпл – 56,60С, молекулярная кристаллическая решётка, она состоит из отдельных молекул, несвязанных между собой, а SiO2 – твёрдое вещество, имеет высокую температуру плавления = 17280С, атомная кристаллическая решётка, в которой каждый атом кремния связан с четырьмя атомами кислорода.

Следовательно, оксид кремния имеет одну гигантскую молекулу (SiO2)n, но для простоты  записи пишут SiO2.

2)Нахождение в природе.

Стойким соединением кремния является оксид кремния (VI), называемый кремнезёмом. Он встречается в кристаллическом, скрытокристаллическом и аморфном состоянии. Больше SiO2 в кристаллическом состоянии.

                                       SiO2 – кремнезём

кристаллический       скрытокристаллический       аморфный

(минерал – кварц)     (опал, яшма, агат, кремень)   (трепел )

Кристаллический - находится в природе в виде минерала кварца. Кварц входит также в состав горных пород – гранита и гнейса. Из мелких зёрен кварца состоит обыкновенный песок. Чистый песок – белого цвета, он называется кварцевый песок, а обычный речной песок содержит примеси железа и поэтому окрашен в желтый цвет. Прозрачные отдельные кристаллы кварца это горный хрусталь. Окрашенный в лиловый цвет примесями, горный хрусталь называется аметистом, а в буроватый – дымчатым топазом. Они являются ювелирными украшениями.  Расплавленный кварц, при охлаждении превращается в прозрачное стекло. Кварцевое стекло не пропускает ультрафиолетовые лучи.

Скрытокристаллическими соединениями кремнезёма являются опал, яшма, агат и кремень. Опал и агат имеют красивую окраску. Их использовали для отделки Московского метрополитена. Кремень – твёрдый минерал,  он разбивается при ударе на куски с острыми краями, и это сыграло большую роль в историческом развитии человеческого общества. Этот минерал использовался для изготовления орудий труда.

Аморфный  SiO2 распространён в природе меньше. Панцири некоторых диатомовых водорослей построены из аморфного SiO2  и скопления этих панцирей образуют местами большие залежи, их называют инфузорной землёй или трепелом (диатомит).

3)Физические свойства.

SiO2 – твёрдое кристаллическое  вещество.

4)Химические свойства.

Общие:

а) при температуре реагирует со щелочами.

                                              t

SiO2 + 2NaOH = Na2SiO3 + H2O

б) при температуре реагирует с основными оксидами

                                    t

SiO2 + CaO = CaSiO3

Специфические.

а) с водой не взаимодействует.

б) при повышении температуры вытесняет более летучие оксиды из солей.

                                           t

CaCO3 + SiO2 = CaSiO3 + CO2

в) вступает в реакцию с плавиковой кислотой

SiO2 + 4HF = SiF4 + 2H2O

                                    тетрафторид

                                        кремния

5)Применение.

1.Кварц – получение стекла, химической посуды.

2.Трепел – в строительстве, в качестве теплоизолятора и звукозаглушающего материала.

3.Украшения.

4.Производство силикатного кирпича.

5.Керамические изделия.

6)Кремниевая кислота.

H2SiO3 по таблице растворимости – одна нерастворимая кислота.

Получить её можно при взаимодействии растворов её солей с кислотами.

Na2SiO3 + 2HCl = 2NaCl + H2SiO3

                                                                              студен. осадок

2Na+ + SiO32- + 2H+ + 2Cl-  = 2Na+ + 2Cl- + H2SiO3

2H+ + SiO32- = H2SiO3

С водой кремниевая кислота образует коллоидные растворы. Является более слабой кислотой, ещё слабее угольной, непрочная, и при нагревании постепенно разлагается.

                          t

H2SiO3  = H2O + SiO2

VI. Закрепление. Просмотр I части фильма « Оксид кремния (VI)

V. Задание на дом – конспект, §35,36.

Задача 1 ряду.

Сколько оксида углерода (VI) выделится  ( в л.) при сплавлении карбоната натрия с 62 г кремнезёма,  содержащего 3% примесей соединений железа.

Дано:                                       1 моль                                                 х

m (SiO2) = 62г.      Na2CO3 + SiO2  = Na2SiO3  + CO2

Ѡ(прим) – 3%                            1 моль                                             2 моль

V(CO2) - ?              M (SiO2) = 28 + 32 = 60 г/моль

                                100% - 3% = 97%

                               mч.в. = Ѡ·mцв  / 100% =   97·62/100% = 60,14

                               υ(SiO2) = m/M = 60,14/60 = 1моль

                               υ(СО2) = 1 моль

                               V(CO2) = Vm· υ = 22,4 ·1 = 22,4л.

Задача II ряду.

Сколько потребуется оксида Si (IV), содержащего 0,2 массовых долей примесей, чтобы получить 6,1 г силиката натрия?

Дано:                                х                                                 0,05

m (Na2SiO3) = 6,1г.      SiO2 + 2NaOH = Na2SiO3 + H2O

Ѡ(прим) =20%            1 моль                                            1 моль

m (SiO2) - ?                   M (SiO2) = 60 г/моль

                                      М (Na2SiO3) = 122 г/моль

                                      υ (Na2SiO3) = m / M = 6,1 /  122 = 0,05 моль

                                      υ (SiO2) = 0,05 моль

                                      m = M · υ = 60 · 0,05 = 3 г.

                                     100% - 20% = 80%

                                     mц.в. = .mч.в. / Ѡ · 100% = 30 / 80 · 100 = 3,75 г.

Задача III ряду.

При взаимодействии 120 г  SiO2  c 106 г  Na2CO3 выделился СО2. Какая масса этого газа образовалась?

Дано:                                      1моль                                                                      х

m (SiO2) = 120г                   Na2CO3 + SiO2 = Na2SiO3 + CO2

m (Na2CO3) = 106 г               1 моль               1моль                                          1моль

V (CO2) - ?                          M (Na2CO3) = 106г/моль

                                             M (SiO2) = 60 г/моль

                                             M (CO2) = 44 г/моль

                                            υ (Na2CO3) = m /M = 106 / 106 = 1 моль (недост)

                                            υ (SiO2) = 120 / 60 = 2 моль (изб)

                                            V (CO2) = 1 моль

                                            m (CO2) = M · υ = 44 · 1 = 44г.



Предварительный просмотр:

                              КВН   (9кл)

1 вед.  Сегодня соревнуются две команды, команда 9а – Галогены

            и 9б – Халькогены . В каждой команде по 10 человек. Приглашаем Вас!                  

2 вед.  Болельщики зала могут вносить поправки и добавления к ответам

            команд. За существенное дополнение жюри прибавит очко команде

            болельщика.

1 вед.  Состав жюри:

2 вед.  Просим членов жюри занять свои места.

                                  Ход соревнования.

1. Приветствие команд.

2. Разминка.

а) назвать хим. элементы, которые начинаются на «а» (актиний, аргон, азот, алюминий, астат, америций), и заканчиваются на «а» (сера, сурьма, платина)

б) из букв б, л, м, р, о, х составьте названия химических элементов (хлор, бром)

в) из слогов: дий, ра, маг, лит, ний, ий составьте названия химических элементов (литий, радий, магний).

3. Конкурс капитанов (конверт с заданиями)

а) получите и соберите газообразное вещество и докажите наличие этого газа

I – водород

II – кислород                Кто быстрей!!!

б) назовите 2 вещества, которые берёт с собой в дорогу турист (H2O, NaCl)

4. Проверка домашнего задания ( 9б )

1) Существование,  каких 11 химических элементов предвидел Д.И.Менделеев, (галлий, скандий, германий, рений, полоний, протактиний, радий, актиний, технеций, франций, астат)

2) Сколько всего химических элементов известно в настоящее время. (115)

3) Кому из поэтов принадлежат эти строки?

«Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там в космических глубинах:

Всё от  песчинок малых до планет

Из элементов состоит единых».

( Ст.Щипачев в 1848 году написал стихотворение «Читая Менделеева»)

Проверка домашнего задания 9б.

1) Как сформулировал П.З. Д.И.Менделеев?

2) Какова современная формулировка периодического закона?

3) Как Д.И.Менделеев открыл свой закон?

5.Пантомима.

По 2 участника из команды.

Задание: Отразите в пантомиме, что произойдёт в случае неправильного обращения со спиртовкой?

6. Конкурс «Что мы знаем, что мы умеем».

Вед. Когда-то людей, которые занимались химией, называли волшебниками, чернокнижниками. Но в наш век химия может объяснить любые чудеса.

                                        Что мы знаем?

9б   Объяснить: почему раствор стал малиновый, а потом окраска исчезла?

NaOH + фенолфталеин = малиновое окрашивание + HCl = обесцвечивание раствора, т.к. произошла реакция нейтрализации.

                                          Что умеем?

Зажечь огонь без спичек

( смесь KMnO4 + H2SO4(конц) + капелька спирта)

7. Кто быстрее!

Составить уравнения химических реакций (время 2 мин).

         9а                                                                     9б

Fe + HCl = FeCl2 + ?                                  Al + HCl = AlCl3 + ?

Al + O2 = ?                                                  Fe + O2 = ?

CaCO3 = CaO + ?                                        HgO = ?

Определить тип химической реакции.

8. Разгадай кроссворд!

9а. Впишите буквы так, чтобы получились названия химических элементов, у которых одинаковое окончание – рий.

Ответ: торий, кюрий, натрий, иттрий, церий, самарий.

 

                                                                   

Ответ: углерод, кислород, водород.

9.Подведение итогов.

 

                           



Предварительный просмотр:

Занимательный час.

Знаете ли вы химию?

О химии, её истории и значении.

Знаете ли вы…

1)…что, химия была известна  в 12 в. до н.э. в Китае, Индии, Египте. На основе химии готовили краски, лекарства, занимались виноделием, стекловарением.

2)… что слово «химия» возникло впервые ещё в древнем Египте. Точное объяснение происхождения этого слова неизвестно.

3)… что первым арабским алхимиком, которого мы знаем, был Джабир ибн Хайян или Гебер, живший в VIII в. Он написал сочинение по химии « Книга о ядах».

4)… что первым химиком-врачом  в начале 16 в. был Парацельс, который сказал: « Цель химии состоит не в изготовлении золота и серебра, а в изготовлении лекарств».

5)… что производство каучука, стекла, красок, лекарств, пластмасс, выплавка металлов, образование жира, сахара, молока, белка, шерсти, изготовление пищи не может происходить без участия химических процессов.

О веществах и их превращении.

6)… что сахар, вода, стекло, бумага, глина  являются сложными химическими веществами.

7)… что пуговицы делаются из молока, калоши – из спирта, шелк – из дерева, платья – из стекла.  

8)… что природа покоя не знает, она постоянно изменяется.

9)… что сложный состав веществ природы и её вечное изменение было известно в Др. Египте, Греции, Риме.

О химических элементах.

10)… что в древней Греции считалось 4 элемента : вода, огонь, воздух, земля.

11)… что в ХIII в. было известно 13 элементов, вXVIII в. стало известно 30, а в настоящее время 108.

О кислороде.

12)… что человеческий организм среднего веса содержит  около 45 кг О2, что составляет 65 %.

13)… что общий вес О2 в земле составляет 1015т.

14)… что человек в сутки употребляет  750 л. Чистого О2 а выделяет 657 л. СО2.

О водороде.

15)…что водород заметил Парацельс в XVI в., когда погружал  железо в серную кислоту.

16)… что жидкий водород в 14 раз легче воды и что это самая лёгкая жидкость.

17)… что при помощи стратостата, наполненного водородом ёмкостью 25000 м3 советские навигаторы Прокофьев, Бирнбаум, Годунов в 1933 году поднялись на высоту 19 км.

18)… что 1937 г цеппелин «Гинденбург», наполненный водородом взорвался и из 99 пассажиров, находившихся на цеппелине, 48 человек погибли.

19)… что в человеческом организме водорода содержится 10 %, или около 7 кг весом.

О воде.

20)…что1 кг керосина при своём  горении даёт более 1 литра воды.

21)…что вода «камень долбит», а в глубине земной коры при высокой температуре растворяет все горные породы.

22)… что в газообразном состоянии вода имеет состав Н2О, а в жидком (Н2О)n.

23)… что морская вода содержит в растворенном состоянии около 50 названий различных солей, в том числе и таких металлов как золото, серебро, радий, цезий и др.

24)…что Волга ежегодно приносит своими водами в Каспийское море около 60 млн т растворённых солей.

Игра « Поле чудес».

Знаете ли вы учёных-химиков.

З е л и н с к и й            9

Б у т л е р о в               8

М а р к о в н и к о в     11

Л о м о н о с о в            9

Б е р ц е л и у с             9

Б е к е т о в                    7

М е н ш у т к и н           9

Занимательные опыты.

1.Образование молока и превращении его в газированную воду

(Na2CO3, CaCl2, HCl)

2. «Волшебная палочка» ( р-р фенолфталеина, метилоранж, кислота, HCl).

3. «Дым без огня» ( NH4OH, HCl).

4. Зажигание спиртовки без спичек.



Предварительный просмотр:

                              ТЕМА: Урок чистой воды.

       « Вода в природе. Очистка воды. Свойства воды».

ЗАДАЧИ: а) систематизировать знания учащихся о распространении воды

                      в природе, о физических и химических свойствах воды, о воде

                      - как об универсальном растворителе;

                   б) расширить знания учащихся об экологических проблемах,

                       связанных с загрязнением и очисткой воды;

                   в) сформировать знания о практической  ценности воды, как об

                       универсальном растворителе.

ОБОР-Е: 2 компьютерные презентации, H2SO4(конц), Н2О, NH4NO3, Na,

                 CaO, фенолфталеин, штатив с пробирками, прибор для получения

                 углекислого газа, лакмус.

                                            ХОД  УРОКА.

I.Организационный момент.

II.Изучение нового материала. (Оформление доски)

                                                    Эпиграф к уроку.

                                 « Вода – ты самое большое богатство на свете»

                                                                                 А. Сент-Экзюпери.

мозг 76,8%               кровь90%            зубы 9,2%                    скелет30%

почки73,7%                                 Н2О                                  мышцы79,5%

кожа64,7%       волосы4,1%    сердце73,7%    печень70%   глаза77,9%

Схема-конспект № 1.

Н2О

Mr (Н2О) =18

Эталоны:

Ж      tкип = 1000С,       ρ = 1 г/см3

Тв     tпл = 00С,            ρ = 0,92 г/см3

Запасы воды на Земле:  в морях, океанах – 1,4 млрд. км3;

                                         в ледниках (пресная) -  30 млн. км3;

                                         в реках, озёрах – 2 млн. км3;

                                         в атмосфере – 14 тыс. км3;

                                         в живых организмах – 65%.

Физические свойства:без вкуса, цвета, запаха.

   

Это единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует во всех агрегатных состояниях, жидком ( вода), твёрдом (лёд), газообразном (пар).

Аномалии воды (исключения)

Лёд плавает на поверхности                      При замерзании вода

водоёма                                                         разрывает сосуд

max ρ (H2O) = 1 г/см3, при t0 = 40C, ρ(льда) =  0,92 г/см3.

Самая большая теплоёмкость ( в 3100 раз больше, чем у воздуха, в 4 раза  больше, чем у горных пород).

Схема-конспект №2

Вода-растворитель.

Растворитель – это вещество, растворяющее другие вещества. В воде хорошо растворяются многие газы, жидкие и твёрдые вещества.

Вода - универсальный растворитель.

Процесс растворения сочетает в себе физический (дробление до молекул) и химический (взаимодействие компонентов).

NH4NO3 + H2O → поглощение тепла из вне

H2SO4 + H2O → H2SO4·H2O  (выделение теплоты)

                                                 моногидрат серной

                                                           кислоты

Химические свойства воды (презентация).

1.вода взаимодействует с активными металлами, образуя щелочь.( Д.о.)

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

2.вода взаимодействует с оксидами  активных металлов. (Д.о.)

CaO + H2O = Ca(OH)2 

3.вода взаимодействует с металлами средней активности при температуре.

                              t0

Zn + H2O = ZnO + H2

4.вода взаимодействует с оксидами неметаллов

SO3 + H2O = H2SO4

5.вода разлагается электрическим током (электролиз)

                    эл.т.

2H2O  → 2H2↑ + O2

  1. Основные загрязнители Н2О  (комп. презентация)
  2. Очистка воды (в презентации)

Ребята! Сегодня мы будем говорить о воде, как об одном самом распространённом веществе на Земле. Молекулы воды обнаружены в межзвёздном пространстве, она входит в состав комет солнечной системы и их спутников. Большая часть воды содержится в морях и океанах, в ледниках Арктики и Антарктики. Много воды под Землёй, причём только небольшая её часть пресная. В глубинных слоях Земли воды больше, чем на её поверхности.  

Вода есть в атмосфере, входит в состав многих минералов и горных пород, присутствует в почве и во всех организмах. (схема на доске) 

Тело взрослого человека на 65% состоит из воды, рыб – на 80%, водорослей – на 90%. Ребята! О воде много написано песен и стихов. Поэт Н.Добронравов и композитор А.Пахмутова написали прекрасную песню «Пока не поздно».

                «Неужто завтра замрут моря?

                  Умолкнут птицы, застынут реки?

                  Уже не сможет взойти заря? 

                  И спросит небо: «неужто поздно?»

                  Так поклянёмся, что мы спасём

                  И это небо в надеждах звёздных

                  Спасём планету – на добрый долг

                  Пока не поздно, пока не поздно».

Людям всех стран нужна цветущая Земля, чистые реки и моря, чистый воздух. Значение воды подчеркивается такими словами:

«Вода – это эликсир жизни». «Вода – это необыкновенное вещество в мире». «Вода – это чудо природы».

Поэтому о воде не случайно слагали песни, стихи, написано множество картин. Ни одно живое существо не может обойтись без воды.  Обезвоживание организма на 12 – 15 % приводит к нарушению обмена веществ, а потеря до 25 % воды – к гибели организма. В организмах идёт постоянное обновление воды. В кактусах – в течение 28 лет, у черепахи – через 1 год, у верблюда – каждые 3 месяца, у человека – 1 месяц. Без пищи человек может прожить 50 дней, а без воды только 3 дня.

Ребята! Думаю, я вас действительно убедила в том, что вода – это необыкновенное вещество на Земле, т.к. оно есть везде, даже в межзвёздном пространстве, но больше всего воды в морях и океанах. И соответственно воды морей и океанов необходимо охранять! Мировой океан с давних времен привлекал внимание человека, он начал его изучать и использовать его ресурсы (а это богатства). Быстро растёт население Земли, увеличивается потребность людей в пище, сырье для промышленности. Всё это заставило взглянуть на Мировой океан как на кладовую, в которой хранятся богатства.

На океаническую воду говорят «жидкая руда». В 1км3  35 млн. т. твёрдых солей. В воде растворено 5· 109 т меди, 5· 109 т урана, 3· 109 т никеля, 6· 108 т серебра, около 8 · 106 т золота. Сухопутные запасы несколько меньше. В морской воде есть такие химические элементы как: хлор, натрий, магний, сера, кальций, калий, бром, углерод, стронций, бор, кремний, фтор (85,2 % приходится на натрий и хлор). Первые попытки выделить золото из морской воды приняли немцы. Выделить золото удалось, это сделал лауреат Нобелевской премии Фриц Хабер. Но морское золото оказалось очень дорогим. Уже сейчас из морской воды в промышленных масштабах добывают натрий, хлор, марганец и бром.

Самый древний промысел – добыча NaCl. Выпариваю воду, получали соль 4 тыс. лет назад в Египте и Китае. Но воду можно не только выпаривать, но и намораживать. Всего за год потребляют 22 млн. т. NaCl, около 1/3 соли извлекают из морской воды. В США магний получают только из морской воды. Но к сожалению морской промысел полезных ископаемых осложняется экологическими проблемами.



Предварительный просмотр:

Химическая викторина.

  1. Какой великий русский учёный-химик был поэтом, физиком, географом, геологом и сталеваром? ( Ломоносов)
  2. Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке этой кислоты её употребляют как лекарство? ( HCl)
  3. Из какого самого распространённого вещества можно получить Н2? (Н2О разложить эл. током)
  4. Говорят, что человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Верно ли это утверждение? (человек вдыхает воздух, богатый О2, а выдыхает тот же воздух, но обогащённый СО2)
  5. Какую синюю бумагу можно перекрасить в красный цвет и как это можно сделать?  (синюю лакмусовую бумажку можно перекрасить в розовый или красный цвет при помощи растворов кислот НСl, H2SO4, CH3COOH)
  6. Перечислить  наиболее известные способы получения кислорода? (из Н2О, KCLO3, KMnO4, HgO, H2O2, из воздуха)
  7. Почему инертный газ аргон был назван « ленивым»? (потому что ни в какие реакции он не вступает)
  8. Какие два элемента составляют ¾ части земной коры?  (О2, Si -75% -3/4)
  9. Перечислите самые распространённые 5 элементов на Земле. ( О2, Si, Al, Ca, Fe) – 90% по весу.
  10.  Без какого газообразного вещества растения не могут развиваться? (СО2)
  11.   Какую воду можно замутить своим дыханием? ( известковую)
  12.   Почему дождевая и снеговая вода не имеет вкуса? (потому что не содержат растворимых солей)
  13.   Какие два элемента в свободном состоянии хорошо и поддерживают горение, а в соединении пригодны для тушения огня?
  14.   Что нужно делать, если загорелось масло на сковородке? ( надо прикрыть крышкой, чтобы изолировать от воздуха)
  15.   Как сохранить свежее молоко в жаркий день, чтобы оно не прокисло и было холодным? (молоко ставится в таз с холодной водой и покрывается салфеткой так, чтобы края салфетки опускались в воду. Вода будет по то салфетке подаваться и испаряться, чем больше будет испаряться воды, тем ниже будет  температура молока)
  16.   Почему поваренная соль иногда делается влажной? (значит нечистая, содержит  MgCl2, который поглощает влагу, а чистая соль не увлажняется)
  17.   Какая известь пахнет хлором? (хлорная CaOCl2)
  18.   Как снять скорлупу с яйца не разбивая яйцо? (HCl)
  19.   Какой газ и почему называется «веселящим»? (N2О  закись азота – при его вдыхании у человека наступает состояние опьянения, при этом притупляются боли, его применяют при операциях)
  20.   Какое простое вещество в одних случаях очень твёрдое, а в других мягче мела? (алмаз, графит)
  21.   Что такое «царская водка» и почему она так называется? ( 1 объём азотной и 3 объёма соляной кислот, она         все металлы, даже золото, а т.к. золото «царь» металлов, то смесь так и назвали)
  22.   Какой ученый химик был знаменитым композитором? ( Бородин, профессор-химик Петербургской медицинской академии, написал оперу «Князь Игорь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок по теме "Скорость химической реакции и факторы, влияющие на неё".

Данный урок даёт возможность получить основные знания для дальнейшего использования их при подготовке к ЕГЭ по химии....

Урок по теме"Скорость химических реакций." 8 класс

Урок ознакомление  с новым материалом. Первый урок по теме после практикума....

Урок по теме "Скорость химической реакции"

Урок создан в модульной технологии на украинском языке. Урок сопровождается презентацией, которая прилагается....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:»СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ЕЕ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УСЛОВИЙ ПРОТЕКАНИЯ».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:»СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ЕЕ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УСЛОВИЙ ПРОТЕКАНИЯ».ЦЕЛЬ: Сформировать понятие о скорости химической реакции и факторах, влияющих на ее изменение (концентр...

Конспект урока по химии "Скорость химических реакций"

Урок химии в 11 классе профильного уровня по УМК О. С. Габриеляна...

Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса.         Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....

Урок на тему: "Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Урок на тему: «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции» Тип урока: урок изучения нового материала...