Компетентностно-ориентированное задание по химии
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Азарова Ольга Васильевна

Химия   8 класс

Тема: Закон сохранения массы веществ

Ключевая компетентность: компетентность разрешения проблем

Аспект: работа по инструкции

Уровень: I

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koz_1.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностно-ориентированное задание по химии

Азарова Ольга Васильевна, МОУ «СОШ № 15»

Химия   8 класс

Тема: Закон сохранения массы веществ

Ключевая компетентность: компетентность разрешения проблем

Аспект: работа по инструкции

Уровень: I

Стимул: Твой друг посмотрел фильм «Гарри Поттер и философский камень». Теперь он утверждает, что вещество может возникнуть из ничего и исчезать бесследно.

Задачная формулировка: подтверди или опровергни утверждение друга на примере химического опыта.

Для этого:

  1. Выполни практическое задание по инструкции.
  2. Заполни таблицу.
  3. Сделай вывод по работе (подтверди или опровергни утверждение друга).

Инструкция

Опыт 1.

  • Возьмите стакан с раствором хлорида бария (ВаCl2) и стакан с раствором серной кислоты (H2SO4), поставьте их на весы
  • запишите вес в таблицу
  • перелейте раствор серной кислоты (H2SO4) к хлориду бария (ВаCl2)
  • наблюдаются ли какие-либо изменения в ходе реакции?
  • взвесьте стакан с продуктами реакции
  • произошло ли изменение веса?
  • запишите все этапы работы в таблицу

Опыт 2.

  • Возьмите стакан с мелом (СаСО3) и стакан с раствором соляной кислоты (HCl), поставьте их на весы
  •  запишите вес в таблицу
  •  прилейте раствор соляной кислоты (HCl) в стакан с мелом (СаСО3)
  • наблюдаются ли какие-либо изменения в ходе реакции?
  • взвесьте стакан с продуктами реакции
  • изменился ли вес?
  • запишите все этапы работы в таблицу

Бланк ответа:

Реактивы

(формула, название вещества, первоначальный вес)

Что наблюдали

(признаки химической реакции, вес продуктов реакции)

Уравнение

химической

реакции

Вывод

Опыт 1.

Опыт 2.

Вывод:____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Каждое пошаговое выполнение  -1 балл

Максимальное количество баллов -14 баллов

Модельный ответ:

Реактивы

(формула, название вещества, первоначальный вес)

Что наблюдали

(признаки химической реакции, вес продуктов реакции)

Уравнение

химической

реакции

Вывод

Опыт 1.

ВаCl2 - хлорид бария

H2SO4 – серная кислота

Вес - 30 г

Выпадение/образование белого осадка (допустимый ответ: выпадение осадка)

Вес – 30 г

ВаCl2 + H2SO4 =   ВаSO4↓+ 2 HCl

Масса веществ до реакции равна массе веществ после реакции.

допустимые ответы: «масса не изменилась» или «масса веществ осталась прежней»

Опыт 2.

СаСО3 –мел

HCl– соляная кислота

Вес -25 г

Выделение газа

допустимый ответ: я наблюдал выделение/образование газаю

Вес – 22 г

СаСО3  +2HCl = СаCl2+ СО2 + Н2О

Масса веществ  после реакции стала меньше, т.к. выделился газ.

допустимые ответы: «вес продуктов реакции меньше веса реагентов из-за выделившегося углекислого газа/CO2» или

«в ходе реакции масса веществ уменьшилась потому что образовался газ»

Вывод: Вещество не может возникнуть из ничего и исчезать бесследно. Происходит лишь образование новых веществ в ходе химической реакции.

Допустимые ответы: «Мой друг не прав. Вещество не может возникнуть из ничего и исчезать бесследно.»

«В ходе химической реакции вещества не могут возникнуть из «ниоткуда» и исчезнуть в «никуда»*

*-взято из  реальных ответов учеников

Критерии оценивания:

Каждое пошаговое выполнение  - 1 балл

Максимальное количество баллов - 14 баллов

Опыт 1.

1 балл – написание формул веществ и их названия

1 балл –записан вес исходных веществ

1 балл – записаны признаки химических реакций

1 балл –записан вес продуктов реакции

1 балл –записано уравнение реакции

1 балл –записан вывод по проделанному опыту

Всего: 6 баллов за 1 опыт

Опыт 2.

1балл – написание формул веществ и их названия

1 балл –записан вес исходных веществ

1 балл – записаны признаки химических реакций

1 балл –записан вес продуктов реакции

1 балл –записано уравнение реакции

1 балл –записан вывод по проделанному опыту

1 балл –обосновано изменение веса вследствие образования углекислого газа

Всего: 7 баллов за 2 опыт

1 балл – сформулирован вывод по работе

При отсутствии какого-либо действия либо это действие не соответствует модельному ответу – 0 баллов за каждый невыполненный пункт.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Компетентностно-ориентированные задания на уроках химии"

В данной презентации я предлагаю использование КОЗ на уроках химии.  Урок с использованием компетентностно-ориентированных заданий  имеет  явные преимущества перед традиционным: ме...

Компетентностно - ориентированный подход на уроках химии

В данной презентации представлены  компетентностно - ориентированные задания по химии для 8 класса...

Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса

Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии по теме «Окружность» для 9 класса

Разработка   "Компетентностно-ориентированные тестовые  задания по геометрии  для 9 класса по теме "Окружность". содержит 21 задание разного вида компетентностно-ориентированной направл...

Сборник компетентностно-ориентированных заданий по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок»

Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу "Компетентностно-ориентированные задания». В сборникепредставлены разработанные участниками компетентностно-ориент...

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку...

Сборник компетентностно-ориентированных тестовых заданий по русскому языку для 7 класса

Сборник включает в себя тематические тестовые задания по русскому языку для обучающихся 7 класса  по  следующим разделам учебника: Повторение изученного в 5-6 классахПричастие.Деепричас...