Главные вкладки

    современный урок химии
    статья по химии на тему

    СКОРНЯКОВА ИННА АЛЕКСАНДРОВНА

    современный урок химии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osnovy_sovremennogo_uroka_khimi.odt29.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Скорнякова Инна Александровна,

    учитель химии,

    МБОУ СОШ № 2, г. Алейск

    СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ

           Как бы не совершенствовались реформы и модернизации, основной организационной формой обучения остается урок. На нем держалась и стоит современная школа.

    Каким он должен быть, современный урок? Как должна изменяться его структура? Вопросы эти не случайны. В последнее время резко повысился интерес учителей к проблемам современного урока, в том числе и на таком сложном уроке как химия. Безусловно, урок должен быть систематичным, последовательным и прочным в усвоении знаний учащихся.

      Современный учитель: объясняет учебный материал интересно и понятно; принимает и понимает учащихся такими какие есть; способен выбирать методы обучения; конгруэнтен; оказывает позитивное подкрепление познавательной деятельности; способен эффективно воздействовать на учащихся; развивает учащихся, формирует новые мыслительные стили.

    Эффективность урока во многом зависит от умелого выбора методов обучения и их структуры. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.Современная педагогика освободилась от ряда стереотипов и не только разрешает, но и рекомендует вариативные методы проведения уроков.

    Для повышения эффективности преподавания школа обеспечивается комплексом технических средств. Так, уроки химии немыслимы без проведения лабораторных работ. Для таких уроков важно наличие реактивов, колб, пробирок .

    Особая роль отводится использованию компьютеров в образовательном процессе. Не касаясь собственно предмета информатики, отметим, что компьютер может применяться так же как телевизор, поскольку выпущено значительное количество мультимедийных компакт-дисков в поддержку учебных дисциплин.  Компьютер дает возможность двухстороннего общения в интерактивном режиме. Хорошие учебные программы предусматривают вариативность заданий и вопросов в зависимости от уровня предыдущих ответов.

    Важное значение в современном мире имеет умение найти информацию. Сегодня основным источником информации наряду с книгой становится сеть Интернета. Способность быстро найти нужную информацию, использовать ее необходимо для успеха дальнейшей работы.

    Использование технических средств, использование методик и рекомендаций способствует проведению качественного урока, однако никакая техника, никакие методики не дадут результата, если учитель не найдет общего языка, общего интереса с учениками, не станет для них другом, примером для подражания.

     С учетом этого требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях, кроме этих требований к уроку выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, эстетические и т.д.

     Современный урок должен соответствовать целому ряду требований: соответствие содержания и методов поставленным целям; рациональность распределения времени на уроке (на химические опыты и теоретический материал); логичность и последовательность изложения содержания и организуемой учителем самостоятельной деятельности учеников; соответствие словарного запаса учителя активному словарному запасу школьников; умеренный темп урока; постоянная обратная связь с классом на всех этапах урока; разнообразие видов деятельности школьников на уроке; опора на жизненный опыт ребят; благоприятный стиль делового общения на уроке и его общий психологический климат; тактичность учителя; своевременность и достоверность оценки учебной деятельности школьников; опора на индивидуальные и возрастные особенности детей; сочетание репродуктивной и творческой деятельности учащихся на уроке.

    Таким образом, только при выполнении обозначенных требований урок приобретёт статус наиболее эффективной формы обучения и осуществит свою миссию.

    Современный мир постоянно развивается, активно внедряются в образовательный процесс передовые технологии. При этом основной организационной формой обучения по-прежнему остается урок, а качество подготовки учащихся во многом будет зависеть от уровня его проведения. Джон Дьюисчитал, что «если мы будем учить так, как вчера учили детей, мы украдем у наших детей завтра». В системе образования стали активно использоваться достижения западной педагогики, государство и общество предъявляет высокие требования к учителю, поэтому встает первый актуальный вопрос: «Каким должен быть учитель современный школы?».

    Одна из важных проблем, которая сейчас существует в школе— это нежелание детей учиться. Большинство учителей встречаются с этим в своей практике ежедневно. Успехи в учебе зависят от желания самого ребенка приобрести новые знания. Для того, чтобы активировать познавательную деятельность учащегося педагог должен использовать весь арсенал средств, которые имеются в его распоряжении. Современный урок— это не скучный урок, основанный только на репродуктивной деятельности учащихся, а деятельностный урок, который, несомненно, зависит от творческого подхода самого учителя. Урок должен напоминать произведение искусства, в котором необходимо продумывать все этапы. 50% успеха урока будет зависеть от правильности поставленных целей и задач. Как нужно строить такой урок, чтобы развить творческое сознание учеников и заложить в их светлые головы знания? Из этого возникает второй актуальный вопрос: «Каким должен быть современный урок?».

    Современный урок, основанный на требованиях ФГОС НОО, имеет следующие особенности:

    • Урок носит личностно-ориентированный характер. Теперь личностный, а не предметный результат становится целью. Важно, какие изменения произойдут с личностью учащегося, а не какая сумма знаний накопится за время обучения в школе.
    • Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход. На основе усвоения универсальных способов деятельности развивается личность учащегося.
    • В центре внимания современного урока стоят компетентности учащегося. Способность применять полученные знания на практике— вот чему нужно научить на уроке.

    Получение новых знаний— это творческий процесс, в который вовлечены как учитель, так и его ученик. Теперь учитель— это не источник знаний, а руководитель, который организует совместную образовательную деятельность, поэтому главной задачей учителя становится научить детей учиться и вовлечь учеников в активный познавательный процесс. К.Д.Ушинский писал:«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».Чтобы проводить уроки на уровне, соответствующем стандартам нового поколения, учителю необходимо использовать передовые педагогические технологии, способные активировать познавательную деятельность учеников (технологии критического мышления, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, игровые, здоровьесберегающие технологии и т. д.), вызвать интерес к изучаемому предмету. К каждому уроку необходимо придумать свою «изюминку»— то, что ученики будут помнить, когда все остальное забудется. Для этого можно показать занимательный опыт, рассказать интересный факт и многое другое. Использование внутрипредметных и межпредметных связей поможет учащимся понять, что химия не является изолированным предметом. Главное, чтобы новый материал не воспринимался пассивно, а превращал учащихся в активных участников учебного процесса.Для учеников, интересующихся предметом за рамками школьной программы, важно участие в научно-практических конференциях, при этом для подготовки в них им придется самостоятельно работать с учебной и научной литературой, энциклопедиями, таблицами, схемами. Такие навыки имеют огромное значение в современном мире, в котором на человека каждый день обрушивается большой поток информации, поэтому важно уметь работать с ее представлением, структурированием и отбором.

    Учитель, использующий современные достижению науки и техники, способен проводить уроки на более качественном и высоком уровне, что способно заинтересовать современного ученика, привлечь его к активному участию в учебном процессе, улучшить освоение учебного материала, дать возможность для самообучения.

    Настоящий педагог и сам должен учиться на протяжении всей своей профессиональной деятельности, совершенствовать свое мастерство. Как писал К. Д. Ушинский: «Учитель живет до тех пор, пока учиться, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

    Быть современным учителем достаточно сложно, но возможно. Главное, как и во все времена, «учитель должен любить свою профессию, любить то, что преподает и тех, кому преподает», — писал В. Ключевский.

    Список литературы:

    1. .Завельский Ю. В. Как подготовить современный урок // Завуч. №4. 2000.— С. 94–97.
    2. Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.— М.: Центр пед. Образования. 2007. — 272 с.
    3.  Ривкин Е. Ю. Требования к современному уроку // Справочник заместителя директора школы. № 1. 2013. С. 45–50.
    4.  Шоган В. В. Технологии личностно-ориентированного урока: учеб.-метод. пособ. для учителей, методистов, кл. рук-лей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. — Ростов-н/Д: Учитель. 2003.— 160 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современный урок химии в 10 классе

    Пояснительная записка Одной  из  центральных  задач  реформы  школы является коренное улучшения качества образования и воспитания подрастающего поколения. Выполнение этой...

    Современный урок химии в рамках ФГОС

    Выступление на педсовете...

    Современный урок химии в рамках ФГОС

    Выступление на педсовете...

    Личностно-ориентированные технологии и современный урок химии

    Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку и эффективность достигнутых результатов....

    Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

    Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

    Роль учебных личностно-смысловых ситуаций на современном уроке химии

    Выступление на  I межмуниципальной научно-практической конференции "ФГОС - инновационный ресурс развития образования" по теме "Роль учебных личностно-смысловых ситуаций на современном у...

    Современный урок химии в условиях реализации ФГОС второго поколения

    Матерал опубликован в сборнике материалов 3-й общероссийской заочной научно-практической конференции педагогов "Формула успеха"...