ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ» УЧИТЕЛЬ МКОУ Куликовской ООШ Скуба З.М.
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Скуба Зоя Митрофановна

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ

« МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ»

                                 УЧИТЕЛЬ   МКОУ Куликовской ООШ Скуба З.М.

 

Тема урока: Металлы. Электрический ток в металлах.

Цели урока:

учебная -  сформировать знания учащихся о физических свойствах металлов на основе их строения, а так же научное представление о единой картине мира;

 развивающая – развить мотивацию к изучению химии и физики;   умение пользоваться методами анализа и синтеза ; устанавливать связь между строением, свойствами и применением металлов; прогнозировать и предполагать, делать выводы и обобщение;

воспитательная – воспитывать эстетический вкус и чувство патриотизма; стремление к здоровому образу жизни и безопасности жизнедеятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metally.docx418.57 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ

« МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ»

                                 УЧИТЕЛЬ   МКОУ Куликовской ООШ Скуба З.М.

 

Тема урока: Металлы. Электрический ток в металлах.

Цели урока:

учебная -  сформировать знания учащихся о физических свойствах металлов на основе их строения, а так же научное представление о единой картине мира;

 развивающая – развить мотивацию к изучению химии и физики;   умение пользоваться методами анализа и синтеза ; устанавливать связь между строением, свойствами и применением металлов; прогнозировать и предполагать, делать выводы и обобщение;

воспитательная – воспитывать эстетический вкус и чувство патриотизма; стремление к здоровому образу жизни и безопасности жизнедеятельности.

Эпиграф:  «Химия и физика так соединены  между собой, что одна без     другой  быть не может»

                                                                                                  М. В. Ломоносов.

                               Ход урока:

I. Организационная  часть.

II. Изучение нового материала:

1. Активизация и мотивация.

 Человек существо  очень удивительное и любознательное. Его всегда интересовали вопросы:

- Почему кровь красная?

- Как золотят купола?

- Почему офицеры, которые ели пищу из серебряной посуды, реже болели желудочно-кишечными заболеваниями?

Оказывается на этот вопрос можно ответить, изучив ту тему, о которой сегодня пойдёт речь на уроке.

ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ТЕМА?

Ответ поищем на столе (там находятся разнообразные металлические изделия).

Учащиеся называют тему урока и записывают её в тетрадь.

СЛАЙД 1  

Сегодня, опираясь на знания предыдущих уроков, вы  пополните и приобретёте новую информацию о веществах этого класса.

А сейчас мы проведём хим. разминку, которая поможет вам в изучении нового материала.

- Какие металлы вы знаете?

- Расскажите об особенностях их строения (металлическая .связь, металлическая .кристаллическая .решётка, небольшое число электронов на внешнем эн. уровне)

-Запишите схему металлической связи

  Как вы думаете, почему фольгу делают из алюминия  (дети: мягкий, раскатывается). Такое свойство наз. пластичность, ковкость.

  Демонстрация опыта «Что станет с чайной ложкой, погружённой в горячий чай?» (дети : она нагревается).  Такое свойство наз. теплопроводность.

  -А почему провода делают из меди, алюминия, иногда золота и серебра? (дети: они проводят эл. ток)

Такое свойство наз. электропроводность.

  А в производстве зеркал используется серебро- почему? (дети: оно блестит)

Такое свойство наз. металлический блеск.

СЛАЙД4.  

  ЧТО ЖЕ УЧИТЫВАЕТ ЧЕЛОВЕК, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИМЕНЯТЬ МЕТАЛЛЫ НА ПРАКТИКЕ? ( дети: их свойства)

Но свойства, как мы сказали, вытекают из……(дети заканчивают мысль) строения. Давайте вместе  определим логическую последовательность в изучении темы. Обозначьте цифрами порядок изучения:

а) применение; б) строение; в) свойства.

Дети определяют: б, в. а.

Таким образом, к концу урока мы должны знать, каким строением определяются физические свойства металлов и почему они так широко используются человеком.

2.Изучение нового материала.

  Металлы удивительные вещества. Из 109 химических .элементов их 87!  И только один из них жидкий- ртуть(показ. термометр, выясняем причину использования ртути в термометрах).

Есть легкоплавкие металлы (щелочные), а есть и тугоплавкие (вольфрам); есть очень мягкие металлы ( щелочные, режутся ножом , а хром царапает стекло.

Столько всего удивительного, что не только химики, но и физики с лириками воскликнули:

СЛАЙД 5  Слова М.В.Ломоносова и М. Зощенко

Посмотрите на слайд о применении металлов - слова здесь не нужны:

СЛАЙД 6

А вот какая интересная история  с осмием произошла в ювелирной мастерской короля Испании Карла III:

СЛАЙД 7  

И хрусталь, оказывается, невозможно сделать без свинца:

СЛАЙД 8

О биологической роли металлов можно говорить бесконечно:

  ( рассказ учителя о роли ионов кальция, железа, серебра, калия, магния и о их содержании в продуктах питания. Объяснение тех проблемных вопросов, о которых шла речь в начале урока)

СЛАЙД 9

  Современную жизнь невозможно представить  без  лампочки. А изобрёл её русский электротехник Александр Николаевич Лодыгин в 1872 г. Время жизни первой лампы накаливания составляло 30 – 40 минут. В последствии, время жизни усовершенствованной лампы, достигло 700 – 1000 часов. Современная лампочка – это сплав физики и химии: работает она при прохождении  элекрического тока, а в её состав входят такие металлы как кобальт, молибден, вольфрам и др.

   В настоящее время   мы  пользуемся  энергосберегающими лампами. Время их жизни около 8000 часов. Они позволят экономить энергию, в том числе и в школе.

 Какой же вывод напрашивается после просмотра и осмысливания слайдов?

 Применение вытекает из свойств, а свойства определяются  строением.

 СЛАЙД 10  Давайте ещё раз назовём эти свойства

СЛАЙД 11

  А теперь проживём  их и побудем аниматорами

   « Ударит ток нечаянно, и вздрогнешь ты отчаянно!»

Ребята показывают, какое действие может оказать ток на человека. Чтобы такого в жизни не случилось необходимо соблюдать  технику безопасности  при работе с эл. током. В этот момент ребята получают карточки с ТБ , которые необходимо приклеить в тетради по физике.

 Техника безопасности:

Человеческое тело – проводник. Если случайно человек окажется    

под напряжением более 40В, то в большинстве случаев он не избежит

травмы или даже смерти. Поэтому любому человеку, имеющему

дело с электричеством,    надо помнить следующие правила:

 1.Очень опасно одновременное прикосновение двумя руками к

двум оголённым проводам.

  2.Очень опасно прикосновение к оголённому проводу, стоя на земле,  на

сыром  полу.

  1. Опасно пользоваться неисправными электроприборами.

  4.Нельзя   разбирать, исправлять что-либо в электрическом

приборе, не отключив его от источника питания.

5.Нельзя проводить какие либо операции с электрической арматурой,

не выключив её из сети.

Мы пользуемся на уроке напряжением безопасным для жизни 4В. Но

правила, оговоренные выше, надо соблюдать.

 

3. Экспериментальная часть урока

 Как вы думаете, о каком свойстве идёт речь в пословице «Куй железо пока горячо?» ( дети: пластичность):

СЛАЙД 12

Рассказ учителя  об этом свойстве.

Объяснение причины особенностью строения: происходит смещение слоёв кристаллической решётке без разрыва связей.

   Сейчас  зима. Свет включаем раньше- и ток побежит по проводам, батареи отопления начнут отдавать нам тепло…О каком свойстве сейчас пойдёт речь?(дети: тепло-и электропроводность)

СЛАЙД 13

СЛАЙД 14

  Демонстрация опыта по теплопроводности (подогревание медной проволочки с закреплёнными пластилином булавочками.

СЛАЙД 15

Демонстрация опыта. Гальванометр, соединённый с двумя разными проводниками, спаянными между собой. При подогревании места спайки, прибор показывает существование тока.

Чем же создаётся эл. ток? Вернёмся к схеме, показывающей строение металлов. В обычном состоянии в металлах есть и атомы, и ионы , и свободные электроны. Чтобы выяснить природу электрического тока в металлах, мы должны убедиться в том, что свободные электроны движутся.

  Немецкий учёный Карл Рикке выдвинул гипотезу о том, что при прохождении эл.тока через металлические проводники их атомы и ионы не перемещаются, остаются на своих местах, ток же создаётся движением свободных электронов.

  Для проверки гипотезы Рикке в 1901 г поставил следующий опыт: На трамвайной электрической станции он включил в разрыв провода 3 тесно прижатые цилиндра из меди, алюминия и меди.(в учебнике рис 55 на стр 45 )

Через эти цилиндры ток проходил в течение года.

-Какое явление могло произойти? ( Дети – диффузия )

После тщательного анализа мест соприкосновения не было обнаружено Cu в Al, и  Al в Cu. Перемещения ионов и атомов не происходило.

ВЫВОД: Электрический ток в металлах – упорядоченное движение свободных электронов и не сопровождается переносом вещества.

Запись в тетради.

Таким образом, если в металлах создать эл.поле, то свободные электроны начинают двигаться упорядоченно под действием электрических сил. Создаётся так называемый электронный газ, который под действием поля начинает дрейфовать – смещаться от «-»  к  «+» источника тока. Скорость дрейфа очень мала, около 0, 5 мм/с(1 м пути электроны пройдут за 30 мин). Если это так, то эл.ток очень долго должен идти от  одного полюса к другому и эл.приборы будут работать не скоро.

-Но что мы наблюдаем на самом деле? Включаем лампочку (демонстрируем) и она загорается мгновенно. Почему?

Оказывается эл.поле распространяется со скоростью света(300000 км/с) по всей длине проводника. Из-за этой скорости мы не замечаем задержки в зажигании лампочки: все электроны по всему проводнику начинают движение практически одновременно. Говоря о скорости  распространения тока, мы имеем в виду скорость распространения электрического поля.

 Учитель:   Сообщение интересных фактов о венецианских зеркалах.

СЛАЙД 16

СЛАЙД 17

Учитель: Каким свойством света можно объяснить блеск? Объяснение причин особенностью строения.

 Учитель.: Все ли свойства металлов мы изучили? (внимание на доску). Дети: да.

Давайте попробуем сделать вывод, вспомнив цели нашего урока.

Дети формулируют выводы, отражая взаимосвязь между строением, свойствами и применением.

Предлагаем их вниманию два СЛАЙДА 18 и 19  на внимание и самопроверку. На одном вывод необходимо дополнить, на другом убедиться в его правильности.

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

I.ВАРИАНТ- тест по физике:йй

II. ВАРИАНТ-работа в рабочей тетради. Упр. № 4, стр. 42

с последующей взаимопроверкой в парах.

   

Учитель .: Ребята, но это не все свойства металлов. У них есть красивые, лирические свойства. По одному из них проверяли подлинность золотых изделий.

Демонстрация опыта «звон» (золото, подвешенное на волоске под ударом деревянного предмета нежно звенит)

Рассказ учителя об истории с «малиновым» звоном меди (голландский г.Малина и первые медные церковные колокола для России)

Причину же этого свойства мы узнаем позже.

А ещё давайте пофилософствуем об условной грани между металлами и неметаллами:

 ВЫВОД: В мире, в природе всё взаимосвязано и, чтобы в этом разбираться и быть защищённым, необходимо изучать все науки и применять их с пользой для человека.

С причиной же такого поведения металлов вы познакомитесь уже на следующем уроке.

  На последующих уроках физики мы будем знакомиться с основными характеристиками электрического тока и узнаем какой заряд прошёл за 1 год через цилиндры в опыте Рикке.

IV. Рефлексия. СЛАЙД 20«Твоё настроение на уроке в процессе познания»

V. Итоги урока

VI. Домашнее задание.

Физика: параграф 11.

Химия: параграф 13.

Исследовательское задание: Установить теплопроводность разных металлов на примере чайных ложек. Описать.

   

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕПО ТЕМЕ« МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В                МЕТАЛЛАХ»  ...

Интегрированный урок химия-информатика в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции»

Работа является примером использования средств ИКТ в образовательном процессе. О влиянии условий на скорость химической реакции мы чаще всего судим по изменению окраски или выделению газа. Лаборатория...

Интегрированный урок химии и физики "Металлы"

Урок химии и физики по теме "Металлы" в 8 классе. Сопровождается презентацией и музыкальным файлом для физкультминутки...

Презентация к уроку химии в 9-м классе на тему "Коррозия металлов"

Презентация отражает ход изложения материала о коррозии металлов и более подробно раскрывает сущность электрохимической коррозии. Представлены фотографии небольшого эксперимента, который необходимо уч...

урок химии в 8-ом классе по теме "Простые вещества - металлы и неметаллы"

Класс: 8Тема урока: Простые вещества металлы и неметаллыБазовый учебник (название, автор): Химия 8 класс Габриелян О.С.Цель урока: создать условия для самостоятельной работы учащихся по определению со...

Урок занимательной химии в 5-6 классах по теме "Металлы"

В статье представлен план-конспект урока занимательной химии по теме металлы для учащихся 5-х - 6-х классов....

Презентация к уроку по физике 8 класс по теме: "Объяснение электрических явлений"

Урок обобщение  и систематизации знаний по физике 8 класс «Электрические явления».«Знание есть то, что остается после того,Когда забывается все, чему нас учили»...