Интегрированный урок химии и физики "Металлы"
методическая разработка (химия, 8 класс) на тему

Урок химии и физики по теме "Металлы" в 8 классе. Сопровождается презентацией и музыкальным файлом для физкультминутки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_khimii_i_fiziki.rar2.09 МБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ

« МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В                МЕТАЛЛАХ»

                               

                          УЧИТЕЛЯ:      Григоренко Е.В.

                                                      Мироненко Е.Л.

                                                  МОУ РСОШ № 10

                                                 

                           с. РАЗВИЛЬНОЕ

Тема урока: Металлы. Электрический ток в металлах.

Цели урока:

учебная -  сформировать знания учащихся о физических свойствах металлов на основе их строения, а так же научное представление о единой картине мира;

 развивающая – развить мотивацию к изучению химии и физики; логическое мышление; умение пользоваться методами анализа и синтеза, индукции и дедукции; устанавливать связь между строением, свойствами и применением металлов; прогнозировать и предполагать, делать выводы и обобщение;

воспитательная – воспитывать эстетический вкус и чувство патриотизма; стремление к здоровому образу жизни и безопасности жизнедеятельности.

Эпиграф:  «Химия и физика так соединены

                     между собой, что одна без другой

                     быть не может»

                                                М. В. Ломоносов.

Ход урока:

I. Организационная часть.

II. Изучение нового материала:

1. Активизация и мотивация.

 Григоренко Е.В.:

Человек существо  удивительное и любознательное. Его всегда интересовали вопросы:

- Почему кровь красная?

- Как золотят купола?

- Почему офицеры, которые ели пищу из серебряной посуды, реже болели желудочно-кишечными заболеваниями?

Оказывается на этот вопрос можно ответить, изучив ту тему, о которой сегодня пойдёт речь на уроке.

ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ТЕМА?

Ответ поищем на столе (там находятся разнообразные металлические изделия).

Учащиеся называют тему урока и записывают её в тетрадь.

СЛАЙД 1 (обратить внимание на правописание).

Сегодня, опираясь на ваш жизненный опыт  и знания предыдущих уроков, вы  пополните и приобретёте новую информацию о веществах этого класса. А в 9 и 11 классе углубите их, что поможет правильно ответить на вопросы о металлах в материалах ЕГЭ.

А сейчас мы проведём хим. разминку, которая поможет вам в изучении нового мсатериала.

- Какие металлы вы знаете?

- Расскажите об особенностях их строения (мет.связь, метал.кристал.решётка, небольшое число электронов на внешнем эн. уровне)

-Запишите схему металлической связи

-Мироненко Е.Л. акцентирует внимание на том. что эти электроны СВОБОДНЫЕ

Е.В.: Как вы думаете, почему фольгу делают из алюминия, золота (дети: мягкие, раскатываются)

Такое свойство наз. пластичность, ковкость.

Е.Л.: Демонстрация опыта «Что станет с чайной ложкой, погружённой в горячий чай?» (дети : она нагревается)

Такое свойство наз. теплопроводность.

Е.Л.: -А почему провода делают из меди, алюминия, иногда золота и серебра? (дети: они проводят эл. ток)

Такое свойство наз. электропроводность.

Е.В.:- А в производстве зеркал используется серебро- почему? (дети: оно блестит)

. Такое свойство наз. металлический блеск.

Все свойства записываем на доске

Е.В.:ЧТО ЖЕ УЧИТЫВАЕТ ЧЕЛОВЕК, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИМЕНЯТЬ МЕТАЛЛЫ НА ПРАКТИКЕ? ( дети: их свойства)

Но свойства, как мы сказали, вытекают из……(дети заканчивают мысль) строения. Давайте вместе определим логическую последовательность в изучении темы. Обозначьте цифрами порядок изучения:

а) применение; б) строение; в) свойства.

Дети определяют: б, в. а.

Таким образом, к концу урока мы должны знать, каким строением определяются физические свойства металлов и почему они так широко используются человеком.

2.Изучение нового материала.

Е.В.: Да. Металлы удивительные вещества. Из 109 хим.элементов их 87!  И только один из них жидкий- ртуть(показ. термометр, выясняем причину использования ртути в термометрах).

Есть легкоплавкие металлы (щелочные), а есть и тугоплавкие (вольфрам); есть очень мягкие металлы ( щелочные, режутся ножом- демонстрация опыта с литием, а хром царапает стекло.

Столько всего удивительного, что не только химики, но и физики с лириками воскликнули:

СЛАЙД 2    Слова М.В.Ломоносова и М. Зощенко

Посмотрите на слайд о применении металлов - слова здесь не нужны:

СЛАЙД 3

А вот какая интересная история  с осмием произошла в ювелирной мастерской короля Испании Карла III:

СЛАЙД 4  

И хрусталь, оказывается, невозможно сделать без свинца:

СЛАЙД 5

О биологической роли металлов можно говорить бесконечно:

СЛАЙД 6 ( рассказ учителя о роли ионов кальция, железа, серебра, калия, магния и о их содержании в продуктах питания. Объяснение тех проблемных вопросов, о которых шла речь в начале урока)

СЛАЙД 7

Е.Л. : Современную жизнь невозможно представить  без эл.лампочки. А изобрёл её русский электротехник Александр Николаевич Лодыгин в 1872 г.Время жизни первой лампы накаливания составляло 30 – 40 минут. В последствии, время жизни усовершенствованной лампы, достигло 700 – 1000 часов. Современная лампочка – это сплав физики и химии: работает она при прохождении эл.тока, а в её состав входят такие металлы как кобальт, молибден, вольфрам и др.

   В настоящее время правительством разработана программа, по которой через 5 лет эти лампочки изживут себя,  и мы будем пользоваться энергосберегающими лампами. Время их жизни около 8000 часов. Они позволят экономить энергию, в том числе и в школе.

 

Е.В.: Какой же вывод напрашивается после просмотра и осмысливания слайдов?

Дети:  применение вытекает из свойств, а свойства определяются  строением.

Ещё раз обратите внимание и внесите в тетрадь эти особенности строения:

СЛАЙД 8  (  дети записывают в тетрадь)

Давайте ещё раз назовём эти свойства

СЛАЙД 9 ( называют-они записаны на доске).

Е.Л.: А теперь проживём  их и побудем аниматорами

-физ.минутка (показ свойств). Звучит приятная музыка.

Е. В.:«Ах какая пластика! Поможет нам гимнастика!»

Ребята демонстрируют свою пластичность.

Е.Л.: « Ударит ток нечаянно, и вздрогнешь ты отчаянно!»

Ребята показывают, какое действие может оказать ток на человека. Чтобы такого в жизни не случилось необходимо соблюдать  технику безопасности  при работе с эл. током. В этот момент ребята получают карточки с ТБ , которые необходимо приклеить в тетради по физике.

 Техника безопасности:

Человеческое тело – проводник. Если случайно человек окажется    

под напряжением более 40В, то в большинстве случаев он не избежит травмы или даже смерти. Поэтому любому человеку, имеющему дело с электричеством,    

надо помнить следующие правила:

  1. Очень опасно одновременное прикосновение двумя руками к

двум оголённым проводам.

  1. Очень опасно прикосновение к оголённому проводу, стоя на земле,  на

сыром или цементном полу.

  1. Опасно пользоваться неисправными электроприборами.
  2. Нельзя собирать, разбирать, исправлять что-либо в электрическом

приборе, не отключив его от источника питания.

  1. Нельзя проводить какие либо операции с электрической арматурой,

не выключив её из сети.

Мы пользуемся на уроке напряжением безопасным для жизни 4В. Но

правила, оговоренные выше, надо соблюдать.

Е. В.:« Покажите блеск в глазах и улыбку на губах!»

3. Экспериментальная часть урока

Е.В.: Сняли напряжение и с новыми силами идём по пути познания.

Как вы думаете, о каком свойстве идёт речь в пословице «Куй железо пока горячо?» ( дети: пластичность):

СЛАЙД 10

Рассказ учителя  об этом свойстве, исторические и занимательные факты о сусальном золоте с указанием самых пластичных металлов.

Объяснение причины особенностью строения: происходит смещение слоёв кр.решётке без разрыва связей.

Запись в тетради свойства и особенности строения.

Е.В.: Скоро зима. Свет включаем раньше- и ток побежит по проводам, батареи отопления начнут отдавать нам тепло…О каком свойстве сейчас пойдёт речь?(дети: тепло-и электропроводность)

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

Е.Л.: демонстрация опыта по теплопроводности (подогревание медной проволочки с закреплёнными пластилином булавочками. рассказ учителя об этом свойстве, о строении, их объясняющем.

СЛАЙД 13

Демонстрация опыта. Гальванометр, соединённый с двумя разными проводниками, спаянными между собой. При подогревании места спайки, прибор показывает существование тока.

Чем же создаётся эл. ток? Вернёмся к схеме, показывающей строение металлов. В обычном состоянии в металлах есть и атомы, и ионы , и свободные электроны. Чтобы выяснить природу электрического тока в металлах, мы должны убедиться в том, что свободные электроны движутся.

  Немецкий учёный Карл Рикке выдвинул гипотезу о том, что при прохождении эл.тока через металлические проводники их атомы и ионы не перемещаются, остаются на своих местах, ток же создаётся движением свободных электронов.

  Для проверки гипотезы Рикке в 1901 г поставил следующий опыт: На трамвайной электрической станции он включил в разрыв провода 3 тесно прижатые цилиндра из меди, алюминия и меди.(в учебнике рис 55 на стр 45 )

Через эти цилиндры ток проходил в течение года.

-Какое явление могло произойти? ( Дети – диффузия )

После тщательного анализа мест соприкосновения не было обнаружено Cu в Al, и  Al в Cu. Перемещения ионов и атомов не происходило.

ВЫВОД: Электрический ток в металлах – упорядоченное движение свободных электронов и не сопровождается переносом вещества.

Запись в тетради.

Таким образом, если в металлах создать эл.поле, то свободные электроны начинают двигаться упорядоченно под действием электрических сил. Создаётся так называемый электронный газ, который под действием поля начинает дрейфовать – смещаться от «-»  к  «+» источника тока. Скорость дрейфа очень мала, около 0, 5 мм/с(1 м пути электроны пройдут за 30 мин). Если это так, то эл.ток очень долго должен идти от  одного полюса к другому и эл.приборы будут работать не скоро.

-Но что мы наблюдаем на самом деле? Включаем лампочку (демонстрируем) и она загорается мгновенно. Почему?

Оказывается эл.поле распространяется со скоростью света(300000 км/с) по всей длине проводника. Из-за этой скорости мы не замечаем задержки в зажигании лампочки: все электроны по всему проводнику начинают движение практически одновременно. Говоря о скорости  распространения тока, мы имеем в виду скорость распространения электрического поля.

Е. В.:«Как адский луч. как молния богов

немое лезвие злодею в очи блещет»

Какое свойство звучит в стих. Пушкина  «Кинжал»? (дети: блеск)

Сообщение интересных фактов о венецианских зеркалах.

СЛАЙД 14

СЛАЙД 15

Е.Л.: Каким свойством света можно объяснить блеск? Объяснение причин особенностью строения.

Запись в тетради.

Е.В.: Все ли свойства металлов мы изучили? (внимание на доску). Дети: да.

Давайте попробуем сделать вывод, вспомнив цели нашего урока.

Дети формулируют выводы, отражая взаимосвязь между строением, свойствами и применением.

Предлагаем их вниманию два СЛАЙДА 16 и 17  на внимание и самопроверку. На одном вывод необходимо дополнить, на другом убедиться в его правильности.

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

I.ВАРИАНТ- тест по физике:

II. ВАРИАНТ-работа в рабочей тетради. Упр. № 4, стр. 42

с последующей взаимопроверкой в парах.

   

             

СВЯЗЬ С ПОСЛЕДУЮЩИМИ УРОКАМИ:

Е.В.: Ребята, но это не все свойства металлов. У них есть красивые, лирические свойства. По одному из них проверяли подлинность золотых изделий.

Демонстрация опыта «звон» (золото, подвешенное на волоске под ударом деревянного предмета нежно звенит)

Рассказ учителя об истории с «малиновым» звоном меди (голландский г.Малина и первые медные церковные колокола для России)

Причину же этого свойства мы узнаем позже.

А ещё давайте пофилософствуем об условной грани между металлами и неметаллами:

Рассказ о гибели экспедиции Р. Скотта к Южному полюсу в 1912 году и о заболевании «оловянная чума».

ВЫВОД: В мире, в природе всё взаимосвязано и, чтобы в этом разбираться и быть защищённым, необходимо изучать все науки и применять их с пользой для человека.

С причиной же такого поведения металлов вы познакомитесь уже на следующем уроке.

Е.Л.: На последующих уроках физики мы будем знакомиться с основными характеристиками электрического тока и узнаем какой заряд прошёл за 1 год через цилиндры в опыте Рикке.

IV. Рефлексия. СЛАЙД 18 «Твоё настроение на уроке в процессе познания»

V. Итоги урока

VI. Домашнее задание.

Физика: параграф 11.

Химия: параграф 13.

Исследовательское задание: Установить теплопроводность разных металлов на примере чайных ложек. Описать.

   

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок химии и английского языка "Чай как он приятен, вкусен, ароматен".

Интересные особенности о составе, происхождении и свойствах чая, а также традициях чаепития на Руси и в Англии....

Интегрированный урок химия + информатика

Разработка урока в 11 классе обобщение темы "Строение атома"....

Презентация к интегрированному уроку химии-географии-биологии "Железо. Металлургический комплекс"

Данная презентация является иллюстрацией к интегрированому уроку химии-географии-биологии по теме "Железо. Металлургический комплекс"...

Интегрированный урок химии и биологии для 10 класса. «Органические вещества клетки: белки»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного  пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные...

Интегрированый урок химия-биология по теме "Значение дыхания. Биологическая роль кислорода".

Интегрированный урок проводится в 8 классе после изучения свойств кислорода. Учащиеся применяют знания из биологии и лучше усваивают понятия "окисление", "энергия".В ходе урока предлагается дыхательна...

Интегрированный урок химия + география "Химия недр Земли"

Расширить понятия о процессах, происходящих в земной коре, связать знания о горных породах, полезных ископаемых с их химическим составом и применением.....

Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...