Интегрированный урок химия + география "Химия недр Земли"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Баева Анна Михайловна

  Расширить понятия о процессах, происходящих в земной коре, связать знания о горных породах, полезных ископаемых с их химическим составом и применением..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей г. Фрязино Московской области

ХИМИЯ НЕДР ЗЕМЛИ

(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО  ХИМИИ И ГЕОГРАФИИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ VIII КЛАССОВ)

Баева А М - учитель химии

Сапрыкина Н.В.- учитель географии

Программа:         рабочая общеобразовательная

Учебники:         Габриелян О.С. Химия – 8 кл. М.: Вертикаль, 2012. Раковская Э.М. География. Природа России. 8 кл. М.: Просвещение, 2007.

Используемые педагогические технологии: 

обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, ИКТ-технологии, демонстрационный эксперимент.

Девиз урока:        «Науку всё глубже постигнуть стремись,

Познания  вечною жаждой томись…»    

(Фирдоуси)

Цели урока:

Образовательные: Объединить знания по двум предметам и расширить понятия о процессах, происходящих в земной коре.

Развивающие: способствовать развитию навыка наблюдения и сопоставления объектов природы при описании образцов горных пород.

Воспитательные: развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира; совершенствовать природоохранные навыки.

Задачи урока:

– формирование представления об основных группах горных пород, их происхождении, химического состава и использования;

– формирование бережного отношения к объектам природы.

Планируемый результат

Учащиеся должны:

Знать/понимать основные понятия урока; основные виды  горных пород и минералов; неоднородность химического состава твердой оболочки Земли;

Уметь определять, сравнивать, приводить примеры горных пород разного происхождения; объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами;

Тип урока: Урок-исследование, урок-презентация.

Вид урока по форме проведения: интегрированный (реализация метапредметных связей географии и химии).

Методы обучения: беседа с элементами рассказа учителя и показа слайдов проекта, демонстрация опытов и коллекций, фронтальная работа с классом, контроль знаний учащихся.

Средства обучения: 

– мультимедийное оборудование;

– проект-презентация: «Химия недр Земли» (приложение 2);

– модели кристаллических решеток поваренной соли, алмаза, графита;

– изделия из керамики, мрамора, ракушка, пемза, кристалл поваренной соли, песок, сырая нефть;

– учебно-демонстрационные коллекции: «Нефть и нефтепродукты», «Горные породы», «Полезные ископаемые», «Каменный уголь»;

-  коллекция «Древние отпечатки и окаменелости на осадочных горных породах;

– настенная таблица «Распространение химических элементов в земной коре»;

– разноцветные карточки;

– тетради, учебники, контурные карты;

– физическая карта России;

– кремниевая солнечная батарейка;

– химические реактивы и оборудование.

Время проведения:        1 академический час (45 минут).

Этапы урока:

I. Подготовительный - 2 мин.

II. Изучение нового материала - 28 мин.

III. Демонстрация опытов и коллекций - 10 мин.

IV. Релаксационная пауза - 3 мин.

V. Подведение итогов - 2 мин.

Ход урока.

1.  Подготовка к основному этапу урока. Обеспечение мотивации, понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний.

Учитель химии: География и химия относятся к естественным наукам. Они изучают окружающую природу. Сегодня мы соединим знания по географии с новыми понятиями по химии: какие элементы больше распространены в земной коре, какие вещества входят в состав камней, из каких химических элементов они состоят. По ходу урока вы заполните лист самоконтроля по химии, а дома заполните контурные карты, поэтому вам надо быть предельно внимательными и активными на уроке. Ваши старания будут оценены и по химии, и по географии.

Учитель географии: Давайте вспомним, каково же строение нашей Земли?

(Рассказ с показом презентации проекта: (слайд 2, 3, 4 –оболочки земли и строение литосферы, классификация горных пород). Внутри планеты находится раскаленное ядро, его покрывает мантия, а сверху расположен очень тонкий слой земной коры. Земная кора и верхний слой мантии образуют одну из оболочек Земли – литосферу. Земную кору иногда называют недрами. Они богаты залежами горных пород и минералов. Как называются горные породы и минералы, которые человек использует в своей жизни и деятельности? (вопрос к учащимся).

Учитель химии: Беседа с показом презентации: (слайды 5, 6 -Распространение химических элементов в земной коре в %).

Распространение химических элементов в земной коре

О-49,4%     Si – 25,8%     Al – 7,5%   Fe – 4,7%   Ca – 3,4%

Na – 2,6%   K – 2,4%      Mg – 1,9%    H – 0,9%     Ti – 0,6%  

Учитель географии: Главное, из чего образуются магматические горные породы, является непосредственно вещество мантии – магма. Рассказ учителя: (слайды 7, 8, 9 – строение вулканического очага, магма, образование твердых пород при остывании лавы).

Давайте рассмотрим процесс возникновения напряжения в земной коре, посредством которого происходит извержение вулкана и как из глубин Земли магма поднимется в верхние слои. Когда она начинает остывать и затвердевать – это и есть начало образования магматических пород. Рассмотрим классификацию магматических горных пород.

Учитель химии: А теперь посмотрим, как в химической лаборатории можно получить вулкан. Демонстрация опыта - «Извержение вулкана» (Нагревание смеси дихромата аммония с магниевым порошком).

Учитель химии: В горных породах химические элементы принято выражать в виде оксидов. В процентном соотношении содержание следующее (слайд 10):                                                     

Кремнезем – 59,12%     Глинозем – 15,34%   Оксид кальция – 5.08%

Оксид натрия – 3,84%       Оксиды железа (2,3) – 3,8% и 3,08%

Оксид магния -3,49%       Оксид калия  - 3,13%

Учитель географии: Примерами магматических горных пород являются (учитель показывает слайд 11). Рассмотрим основные месторождения магматических горных пород на территории России (учитель на физической карте показывает крупные залегания магматических горных пород).

Посмотрите коллекции горных пород и минералов на ваших столах. Обратите внимание на структуру, вес и плотность (обучающиеся на местах рассматривают коллекции горных пород). 

Учитель химии: А теперь посмотрим какими свойствами обладают гранит и пемза:

А) По отношению к воде.        

Б) По отношению к кислоте.

Демонстрация опытов: 

В химический стакан с водой опустить гранит и пемзу. Что видите? (гранит тонет в воде, а пемза плавает в воде).

Капнуть кислоту соляную на гранит и пемзу. Почему нет реакций? Каков состав этих пород? Как влияет механизм образования пород на их свойства?

Учитель географии:  Другим типом горных пород являются осадочные горные породы. Само название говорит о том, что они образовались в результате осадконакопления на дне морей, океанов, других водоемов и суше. Под влиянием внешних воздействий они превращались в различные виды (демонстрация коллекции древних отпечатков и окаменелостей на осадочных горных породах).

По способу происхождения, по типу бывают: (слайды 12, 13, 14, 15) (песок, нефть, поваренная соль, каменный уголь, гипс, глина, графит, фосфорит, известняки). Учитель рассказывает отличия их происхождения.

Учитель химии: (рассказывает с демонстрацией коллекций и с показом образцов). С химической точки зрения составы осадочных пород следующие: каменный уголь, алмаз и графит одинаковы – в их составе углерод; нефть смесь углеводородов (С и Н); поваренная соль в природе в виде минерала «галита» - NaCl, песок – SiO2, глина – смесь оксидов алюминия, кремния и воды, гипс – кристаллогидрат сульфата кальция, фосфориты – фосфаты кальция с содержанием фтора, известняки – СаСО3 

Демонстрация опытов:

А) Модели кристаллических решеток графита, поваренной соли, алмаза.

Б) Действие соляной кислоты на известняк, ракушки, песок (при добавлении кислоты к известняку,ракушке, наблюдается вспенивание).

В) Горение угля (образуется углекислый газ, горящая лучинка гаснет).

Учитель химии дает задание классу: Ребята, то, что увидели, надо внести в «лист контроля» («Лист контроля» - приложение 1, находится на парте у каждого обучающегося).

Учитель географии: Рассмотрим по физическим картам размещение осадочных горных пород на примере месторождений нефти и газа, фосфоритов, известняка, гипса, поваренной соли (учащиеся называют месторождения нефти, газа, известняков, гипса).

Еще одним типом горных пород являются метаморфические горные породы. Под воздействием давления, температуры горные породы приобретают новые свойства. Это происходит десятки и сотни миллионов лет. Так известняк превращается в мрамор, песчаник - в кварцит, а глина – в глинистый сланец (слайды 16, 17).

Учитель химии: Давайте рассмотрим эти метаморфические горные породы с химической точки зрения. Каков состав мрамора, мела, известняка? Проведем опыты и определим, что произойдет, если капнуть соляной кислотой на эти породы?

Демонстрация опытов:

А) Мрамор + соляная кислота.

Б) Известняк + соляная кислота;

В) Мел + соляная кислота

Какой газ выделяется? Проба на углекислый газ – горящую спичку к отверстию пробирки – спичка гаснет.

Все  эти горные породы содержат в своем составе карбонат кальция – СаСО3  и при взаимодействии с кислотой выделяется углекислый газ, что мы и замечали в опытах.

III. этап.

Учитель географии: Человечество давно научилось использовать горные породы и минералы. Придавая им причудливые формы и очертания. Сегодня искусные умельцы выполняют настоящие произведения искусства. Учитель показывает слайды и комментирует  применение горных пород – (слайды 18 – гранит, 19 – мрамор, 20 – базальт).

Учитель химии: Комментирует применение (слайды 21 – уголь, графит, алмаз, 22 – глина, 23 – известняки).

Учитель географии: Но добывая полезные ископаемые люди вольно или невольно наносят непоправимый вред окружающей среде. Посмотрите на предоставленные фотографии и попробуйте самостоятельно охарактеризовать проблемы, которые возникают в результате человеческой деятельности (слайд 24 –вред окружающей среде).

Дети комментируют слайд.

Учитель химии: Рассказывает какие меры принимаются по борьбе с загрязнениями окружающей среды (слайд 25 – меры охраны окружающей среды, слайд 26 – альтернативные источники энергии).

Демонстрация прибора: солнечная батарея кремниевая, принцип его работы.

IV этап.

Заключительное слово учителей.

Учитель географии: Проблема истощения минеральных ресурсов давно беспокоит ученых всего мира, она находится в центре внимания политических деятелей и общественности. Разные источники информации дают разные прогнозы на будущее, связанное с полезными ископаемыми.

Учитель химии: Сегодня мы знакомились с удивительным миром камня – горных пород.  Камни – немые свидетели прошлого, и они могут рассказать о многом, нужно только суметь изучить и понять их «молчаливый язык», и тогда мы узнаем историю образования планеты Земля.

V этап.

Рефлексия.

Учитель химии: Покажите с помощью разноцветных карточек, понравился урок ли вам. Если понравился – красная карточка, если не понравился – зеленая. Заполните лист контроля, ответьте на вопросы заданий и выскажите свое мнение (работа на листочках в течение 2-х минут)

С пользой ли я провёл этот урок? (Оцени самого себя, одноклассников, учителя и напиши пожелания). Лист сдайте учителю химии.

VI этап.

Домашнее задание.

Учитель географии: Дома на контурные карты нанесете месторождения горных пород и минералов, о которых сегодня мы с вами говорили, и принесете учителю на контроль.


Приложение 1

Лист  контроля  знаний по химии учащихся 8в  класса  МОУ лицей

____________________________________________________________

18 января 2013года                                            Ф.И.

Тема урока: «Химия недр Земли»

Цель: Повторить знания по географии и химии, расширить понятия  о происхождении горных пород, а также их химического состава  и свойств.  Проверить свои знания по теме.

Задание 1.Какие элементы больше всего распространены в земной коре? Подчеркните ручкой эти элементы.

Не,  Cl,  Si,  O,  Al,  S,  F,  P

Задание 2. В составе каких соединений встречаются элементы в горных породах?  

А) кислот   б) оксидов  в) гидридов  г) оснований

Подчеркните правильный ответ

Задание 3. Составьте формулы

хлорида натрия                  карбоната кальция             оксида кремния

Задание 4. Напишите уравнения реакций процессов, происходящих при демонстрации опытов. Уравняйте уравнения реакций и укажите  тип реакции.

  1. Горение угля

_______________________________________________________________

     

2. Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой

 _________________________________________________________

Задание 5. Укажите тип кристаллических решеток

 

А) Поваренной соли                          Б) Графита и алмаза

Задание 6. Какую оценку уроку  ты поставишь?

 Что понравилось и что не понравилось?



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей г. Фрязино Московской области

ХИМИЯ НЕДР ЗЕМЛИ

(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО  ХИМИИ И ГЕОГРАФИИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ VIII КЛАССОВ)

Баева А М - учитель химии

Сапрыкина Н.В.- учитель географии

Программа:         рабочая общеобразовательная

Учебники:         Габриелян О.С. Химия – 8 кл. М.: Вертикаль, 2012. Раковская Э.М. География. Природа России. 8 кл. М.: Просвещение, 2007.

Используемые педагогические технологии: 

обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, ИКТ-технологии, демонстрационный эксперимент.

Девиз урока:        «Науку всё глубже постигнуть стремись,

Познания  вечною жаждой томись…»    

(Фирдоуси)

Цели урока:

Образовательные: Объединить знания по двум предметам и расширить понятия о процессах, происходящих в земной коре.

Развивающие: способствовать развитию навыка наблюдения и сопоставления объектов природы при описании образцов горных пород.

Воспитательные: развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира; совершенствовать природоохранные навыки.

Задачи урока:

– формирование представления об основных группах горных пород, их происхождении, химического состава и использования;

– формирование бережного отношения к объектам природы.

Планируемый результат

Учащиеся должны:

Знать/понимать основные понятия урока; основные виды  горных пород и минералов; неоднородность химического состава твердой оболочки Земли;

Уметь определять, сравнивать, приводить примеры горных пород разного происхождения; объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами;

Тип урока: Урок-исследование, урок-презентация.

Вид урока по форме проведения: интегрированный (реализация метапредметных связей географии и химии).

Методы обучения: беседа с элементами рассказа учителя и показа слайдов проекта, демонстрация опытов и коллекций, фронтальная работа с классом, контроль знаний учащихся.

Средства обучения: 

– мультимедийное оборудование;

– проект-презентация: «Химия недр Земли» (приложение 2);

– модели кристаллических решеток поваренной соли, алмаза, графита;

– изделия из керамики, мрамора, ракушка, пемза, кристалл поваренной соли, песок, сырая нефть;

– учебно-демонстрационные коллекции: «Нефть и нефтепродукты», «Горные породы», «Полезные ископаемые», «Каменный уголь»;

-  коллекция «Древние отпечатки и окаменелости на осадочных горных породах;

– настенная таблица «Распространение химических элементов в земной коре»;

– разноцветные карточки;

– тетради, учебники, контурные карты;

– физическая карта России;

– кремниевая солнечная батарейка;

– химические реактивы и оборудование.

Время проведения:        1 академический час (45 минут).

Этапы урока:

I. Подготовительный - 2 мин.

II. Изучение нового материала - 28 мин.

III. Демонстрация опытов и коллекций - 10 мин.

IV. Релаксационная пауза - 3 мин.

V. Подведение итогов - 2 мин.

Ход урока.

1.  Подготовка к основному этапу урока. Обеспечение мотивации, понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний.

Учитель химии: География и химия относятся к естественным наукам. Они изучают окружающую природу. Сегодня мы соединим знания по географии с новыми понятиями по химии: какие элементы больше распространены в земной коре, какие вещества входят в состав камней, из каких химических элементов они состоят. По ходу урока вы заполните лист самоконтроля по химии, а дома заполните контурные карты, поэтому вам надо быть предельно внимательными и активными на уроке. Ваши старания будут оценены и по химии, и по географии.

Учитель географии: Давайте вспомним, каково же строение нашей Земли?

(Рассказ с показом презентации проекта: (слайд 2, 3, 4 –оболочки земли и строение литосферы, классификация горных пород). Внутри планеты находится раскаленное ядро, его покрывает мантия, а сверху расположен очень тонкий слой земной коры. Земная кора и верхний слой мантии образуют одну из оболочек Земли – литосферу. Земную кору иногда называют недрами. Они богаты залежами горных пород и минералов. Как называются горные породы и минералы, которые человек использует в своей жизни и деятельности? (вопрос к учащимся).

Учитель химии: Беседа с показом презентации: (слайды 5, 6 -Распространение химических элементов в земной коре в %).

Распространение химических элементов в земной коре

О-49,4%     Si – 25,8%     Al – 7,5%   Fe – 4,7%   Ca – 3,4%

Na – 2,6%   K – 2,4%      Mg – 1,9%    H – 0,9%     Ti – 0,6%  

Учитель географии: Главное, из чего образуются магматические горные породы, является непосредственно вещество мантии – магма. Рассказ учителя: (слайды 7, 8, 9 – строение вулканического очага, магма, образование твердых пород при остывании лавы).

Давайте рассмотрим процесс возникновения напряжения в земной коре, посредством которого происходит извержение вулкана и как из глубин Земли магма поднимется в верхние слои. Когда она начинает остывать и затвердевать – это и есть начало образования магматических пород. Рассмотрим классификацию магматических горных пород.

Учитель химии: А теперь посмотрим, как в химической лаборатории можно получить вулкан. Демонстрация опыта - «Извержение вулкана» (Нагревание смеси дихромата аммония с магниевым порошком).

Учитель химии: В горных породах химические элементы принято выражать в виде оксидов. В процентном соотношении содержание следующее (слайд 10):                                                     

Кремнезем – 59,12%     Глинозем – 15,34%   Оксид кальция – 5.08%

Оксид натрия – 3,84%       Оксиды железа (2,3) – 3,8% и 3,08%

Оксид магния -3,49%       Оксид калия  - 3,13%

Учитель географии: Примерами магматических горных пород являются (учитель показывает слайд 11). Рассмотрим основные месторождения магматических горных пород на территории России (учитель на физической карте показывает крупные залегания магматических горных пород).

Посмотрите коллекции горных пород и минералов на ваших столах. Обратите внимание на структуру, вес и плотность (обучающиеся на местах рассматривают коллекции горных пород). 

Учитель химии: А теперь посмотрим какими свойствами обладают гранит и пемза:

А) По отношению к воде.        

Б) По отношению к кислоте.

Демонстрация опытов: 

В химический стакан с водой опустить гранит и пемзу. Что видите? (гранит тонет в воде, а пемза плавает в воде).

Капнуть кислоту соляную на гранит и пемзу. Почему нет реакций? Каков состав этих пород? Как влияет механизм образования пород на их свойства?

Учитель географии:  Другим типом горных пород являются осадочные горные породы. Само название говорит о том, что они образовались в результате осадконакопления на дне морей, океанов, других водоемов и суше. Под влиянием внешних воздействий они превращались в различные виды (демонстрация коллекции древних отпечатков и окаменелостей на осадочных горных породах).

По способу происхождения, по типу бывают: (слайды 12, 13, 14, 15) (песок, нефть, поваренная соль, каменный уголь, гипс, глина, графит, фосфорит, известняки). Учитель рассказывает отличия их происхождения.

Учитель химии: (рассказывает с демонстрацией коллекций и с показом образцов). С химической точки зрения составы осадочных пород следующие: каменный уголь, алмаз и графит одинаковы – в их составе углерод; нефть смесь углеводородов (С и Н); поваренная соль в природе в виде минерала «галита» - NaCl, песок – SiO2, глина – смесь оксидов алюминия, кремния и воды, гипс – кристаллогидрат сульфата кальция, фосфориты – фосфаты кальция с содержанием фтора, известняки – СаСО3 

Демонстрация опытов:

А) Модели кристаллических решеток графита, поваренной соли, алмаза.

Б) Действие соляной кислоты на известняк, ракушки, песок (при добавлении кислоты к известняку,ракушке, наблюдается вспенивание).

В) Горение угля (образуется углекислый газ, горящая лучинка гаснет).

Учитель химии дает задание классу: Ребята, то, что увидели, надо внести в «лист контроля» («Лист контроля» - приложение 1, находится на парте у каждого обучающегося).

Учитель географии: Рассмотрим по физическим картам размещение осадочных горных пород на примере месторождений нефти и газа, фосфоритов, известняка, гипса, поваренной соли (учащиеся называют месторождения нефти, газа, известняков, гипса).

Еще одним типом горных пород являются метаморфические горные породы. Под воздействием давления, температуры горные породы приобретают новые свойства. Это происходит десятки и сотни миллионов лет. Так известняк превращается в мрамор, песчаник - в кварцит, а глина – в глинистый сланец (слайды 16, 17).

Учитель химии: Давайте рассмотрим эти метаморфические горные породы с химической точки зрения. Каков состав мрамора, мела, известняка? Проведем опыты и определим, что произойдет, если капнуть соляной кислотой на эти породы?

Демонстрация опытов:

А) Мрамор + соляная кислота.

Б) Известняк + соляная кислота;

В) Мел + соляная кислота

Какой газ выделяется? Проба на углекислый газ – горящую спичку к отверстию пробирки – спичка гаснет.

Все  эти горные породы содержат в своем составе карбонат кальция – СаСО3  и при взаимодействии с кислотой выделяется углекислый газ, что мы и замечали в опытах.

III. этап.

Учитель географии: Человечество давно научилось использовать горные породы и минералы. Придавая им причудливые формы и очертания. Сегодня искусные умельцы выполняют настоящие произведения искусства. Учитель показывает слайды и комментирует  применение горных пород – (слайды 18 – гранит, 19 – мрамор, 20 – базальт).

Учитель химии: Комментирует применение (слайды 21 – уголь, графит, алмаз, 22 – глина, 23 – известняки).

Учитель географии: Но добывая полезные ископаемые люди вольно или невольно наносят непоправимый вред окружающей среде. Посмотрите на предоставленные фотографии и попробуйте самостоятельно охарактеризовать проблемы, которые возникают в результате человеческой деятельности (слайд 24 –вред окружающей среде).

Дети комментируют слайд.

Учитель химии: Рассказывает какие меры принимаются по борьбе с загрязнениями окружающей среды (слайд 25 – меры охраны окружающей среды, слайд 26 – альтернативные источники энергии).

Демонстрация прибора: солнечная батарея кремниевая, принцип его работы.

IV этап.

Заключительное слово учителей.

Учитель географии: Проблема истощения минеральных ресурсов давно беспокоит ученых всего мира, она находится в центре внимания политических деятелей и общественности. Разные источники информации дают разные прогнозы на будущее, связанное с полезными ископаемыми.

Учитель химии: Сегодня мы знакомились с удивительным миром камня – горных пород.  Камни – немые свидетели прошлого, и они могут рассказать о многом, нужно только суметь изучить и понять их «молчаливый язык», и тогда мы узнаем историю образования планеты Земля.

V этап.

Рефлексия.

Учитель химии: Покажите с помощью разноцветных карточек, понравился урок ли вам. Если понравился – красная карточка, если не понравился – зеленая. Заполните лист контроля, ответьте на вопросы заданий и выскажите свое мнение (работа на листочках в течение 2-х минут)

С пользой ли я провёл этот урок? (Оцени самого себя, одноклассников, учителя и напиши пожелания). Лист сдайте учителю химии.

VI этап.

Домашнее задание.

Учитель географии: Дома на контурные карты нанесете месторождения горных пород и минералов, о которых сегодня мы с вами говорили, и принесете учителю на контроль.


Приложение 1

Лист  контроля  знаний по химии учащихся 8в  класса  МОУ лицей

____________________________________________________________

18 января 2013года                                            Ф.И.

Тема урока: «Химия недр Земли»

Цель: Повторить знания по географии и химии, расширить понятия  о происхождении горных пород, а также их химического состава  и свойств.  Проверить свои знания по теме.

Задание 1.Какие элементы больше всего распространены в земной коре? Подчеркните ручкой эти элементы.

Не,  Cl,  Si,  O,  Al,  S,  F,  P

Задание 2. В составе каких соединений встречаются элементы в горных породах?  

А) кислот   б) оксидов  в) гидридов  г) оснований

Подчеркните правильный ответ

Задание 3. Составьте формулы

хлорида натрия                  карбоната кальция             оксида кремния

Задание 4. Напишите уравнения реакций процессов, происходящих при демонстрации опытов. Уравняйте уравнения реакций и укажите  тип реакции.

  1. Горение угля

_______________________________________________________________

     

2. Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой

 _________________________________________________________

Задание 5. Укажите тип кристаллических решеток

 

А) Поваренной соли                          Б) Графита и алмаза

Задание 6. Какую оценку уроку  ты поставишь?

 Что понравилось и что не понравилось?



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей г. Фрязино Московской области

ХИМИЯ НЕДР ЗЕМЛИ

(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО  ХИМИИ И ГЕОГРАФИИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ VIII КЛАССОВ)

Баева А М - учитель химии

Сапрыкина Н.В.- учитель географии

Программа:         рабочая общеобразовательная

Учебники:         Габриелян О.С. Химия – 8 кл. М.: Вертикаль, 2012. Раковская Э.М. География. Природа России. 8 кл. М.: Просвещение, 2007.

Используемые педагогические технологии: 

обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, ИКТ-технологии, демонстрационный эксперимент.

Девиз урока:        «Науку всё глубже постигнуть стремись,

Познания  вечною жаждой томись…»    

(Фирдоуси)

Цели урока:

Образовательные: Объединить знания по двум предметам и расширить понятия о процессах, происходящих в земной коре.

Развивающие: способствовать развитию навыка наблюдения и сопоставления объектов природы при описании образцов горных пород.

Воспитательные: развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира; совершенствовать природоохранные навыки.

Задачи урока:

– формирование представления об основных группах горных пород, их происхождении, химического состава и использования;

– формирование бережного отношения к объектам природы.

Планируемый результат

Учащиеся должны:

Знать/понимать основные понятия урока; основные виды  горных пород и минералов; неоднородность химического состава твердой оболочки Земли;

Уметь определять, сравнивать, приводить примеры горных пород разного происхождения; объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами;

Тип урока: Урок-исследование, урок-презентация.

Вид урока по форме проведения: интегрированный (реализация метапредметных связей географии и химии).

Методы обучения: беседа с элементами рассказа учителя и показа слайдов проекта, демонстрация опытов и коллекций, фронтальная работа с классом, контроль знаний учащихся.

Средства обучения: 

– мультимедийное оборудование;

– проект-презентация: «Химия недр Земли» (приложение 2);

– модели кристаллических решеток поваренной соли, алмаза, графита;

– изделия из керамики, мрамора, ракушка, пемза, кристалл поваренной соли, песок, сырая нефть;

– учебно-демонстрационные коллекции: «Нефть и нефтепродукты», «Горные породы», «Полезные ископаемые», «Каменный уголь»;

-  коллекция «Древние отпечатки и окаменелости на осадочных горных породах;

– настенная таблица «Распространение химических элементов в земной коре»;

– разноцветные карточки;

– тетради, учебники, контурные карты;

– физическая карта России;

– кремниевая солнечная батарейка;

– химические реактивы и оборудование.

Время проведения:        1 академический час (45 минут).

Этапы урока:

I. Подготовительный - 2 мин.

II. Изучение нового материала - 28 мин.

III. Демонстрация опытов и коллекций - 10 мин.

IV. Релаксационная пауза - 3 мин.

V. Подведение итогов - 2 мин.

Ход урока.

1.  Подготовка к основному этапу урока. Обеспечение мотивации, понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний.

Учитель химии: География и химия относятся к естественным наукам. Они изучают окружающую природу. Сегодня мы соединим знания по географии с новыми понятиями по химии: какие элементы больше распространены в земной коре, какие вещества входят в состав камней, из каких химических элементов они состоят. По ходу урока вы заполните лист самоконтроля по химии, а дома заполните контурные карты, поэтому вам надо быть предельно внимательными и активными на уроке. Ваши старания будут оценены и по химии, и по географии.

Учитель географии: Давайте вспомним, каково же строение нашей Земли?

(Рассказ с показом презентации проекта: (слайд 2, 3, 4 –оболочки земли и строение литосферы, классификация горных пород). Внутри планеты находится раскаленное ядро, его покрывает мантия, а сверху расположен очень тонкий слой земной коры. Земная кора и верхний слой мантии образуют одну из оболочек Земли – литосферу. Земную кору иногда называют недрами. Они богаты залежами горных пород и минералов. Как называются горные породы и минералы, которые человек использует в своей жизни и деятельности? (вопрос к учащимся).

Учитель химии: Беседа с показом презентации: (слайды 5, 6 -Распространение химических элементов в земной коре в %).

Распространение химических элементов в земной коре

О-49,4%     Si – 25,8%     Al – 7,5%   Fe – 4,7%   Ca – 3,4%

Na – 2,6%   K – 2,4%      Mg – 1,9%    H – 0,9%     Ti – 0,6%  

Учитель географии: Главное, из чего образуются магматические горные породы, является непосредственно вещество мантии – магма. Рассказ учителя: (слайды 7, 8, 9 – строение вулканического очага, магма, образование твердых пород при остывании лавы).

Давайте рассмотрим процесс возникновения напряжения в земной коре, посредством которого происходит извержение вулкана и как из глубин Земли магма поднимется в верхние слои. Когда она начинает остывать и затвердевать – это и есть начало образования магматических пород. Рассмотрим классификацию магматических горных пород.

Учитель химии: А теперь посмотрим, как в химической лаборатории можно получить вулкан. Демонстрация опыта - «Извержение вулкана» (Нагревание смеси дихромата аммония с магниевым порошком).

Учитель химии: В горных породах химические элементы принято выражать в виде оксидов. В процентном соотношении содержание следующее (слайд 10):                                                     

Кремнезем – 59,12%     Глинозем – 15,34%   Оксид кальция – 5.08%

Оксид натрия – 3,84%       Оксиды железа (2,3) – 3,8% и 3,08%

Оксид магния -3,49%       Оксид калия  - 3,13%

Учитель географии: Примерами магматических горных пород являются (учитель показывает слайд 11). Рассмотрим основные месторождения магматических горных пород на территории России (учитель на физической карте показывает крупные залегания магматических горных пород).

Посмотрите коллекции горных пород и минералов на ваших столах. Обратите внимание на структуру, вес и плотность (обучающиеся на местах рассматривают коллекции горных пород). 

Учитель химии: А теперь посмотрим какими свойствами обладают гранит и пемза:

А) По отношению к воде.        

Б) По отношению к кислоте.

Демонстрация опытов: 

В химический стакан с водой опустить гранит и пемзу. Что видите? (гранит тонет в воде, а пемза плавает в воде).

Капнуть кислоту соляную на гранит и пемзу. Почему нет реакций? Каков состав этих пород? Как влияет механизм образования пород на их свойства?

Учитель географии:  Другим типом горных пород являются осадочные горные породы. Само название говорит о том, что они образовались в результате осадконакопления на дне морей, океанов, других водоемов и суше. Под влиянием внешних воздействий они превращались в различные виды (демонстрация коллекции древних отпечатков и окаменелостей на осадочных горных породах).

По способу происхождения, по типу бывают: (слайды 12, 13, 14, 15) (песок, нефть, поваренная соль, каменный уголь, гипс, глина, графит, фосфорит, известняки). Учитель рассказывает отличия их происхождения.

Учитель химии: (рассказывает с демонстрацией коллекций и с показом образцов). С химической точки зрения составы осадочных пород следующие: каменный уголь, алмаз и графит одинаковы – в их составе углерод; нефть смесь углеводородов (С и Н); поваренная соль в природе в виде минерала «галита» - NaCl, песок – SiO2, глина – смесь оксидов алюминия, кремния и воды, гипс – кристаллогидрат сульфата кальция, фосфориты – фосфаты кальция с содержанием фтора, известняки – СаСО3 

Демонстрация опытов:

А) Модели кристаллических решеток графита, поваренной соли, алмаза.

Б) Действие соляной кислоты на известняк, ракушки, песок (при добавлении кислоты к известняку,ракушке, наблюдается вспенивание).

В) Горение угля (образуется углекислый газ, горящая лучинка гаснет).

Учитель химии дает задание классу: Ребята, то, что увидели, надо внести в «лист контроля» («Лист контроля» - приложение 1, находится на парте у каждого обучающегося).

Учитель географии: Рассмотрим по физическим картам размещение осадочных горных пород на примере месторождений нефти и газа, фосфоритов, известняка, гипса, поваренной соли (учащиеся называют месторождения нефти, газа, известняков, гипса).

Еще одним типом горных пород являются метаморфические горные породы. Под воздействием давления, температуры горные породы приобретают новые свойства. Это происходит десятки и сотни миллионов лет. Так известняк превращается в мрамор, песчаник - в кварцит, а глина – в глинистый сланец (слайды 16, 17).

Учитель химии: Давайте рассмотрим эти метаморфические горные породы с химической точки зрения. Каков состав мрамора, мела, известняка? Проведем опыты и определим, что произойдет, если капнуть соляной кислотой на эти породы?

Демонстрация опытов:

А) Мрамор + соляная кислота.

Б) Известняк + соляная кислота;

В) Мел + соляная кислота

Какой газ выделяется? Проба на углекислый газ – горящую спичку к отверстию пробирки – спичка гаснет.

Все  эти горные породы содержат в своем составе карбонат кальция – СаСО3  и при взаимодействии с кислотой выделяется углекислый газ, что мы и замечали в опытах.

III. этап.

Учитель географии: Человечество давно научилось использовать горные породы и минералы. Придавая им причудливые формы и очертания. Сегодня искусные умельцы выполняют настоящие произведения искусства. Учитель показывает слайды и комментирует  применение горных пород – (слайды 18 – гранит, 19 – мрамор, 20 – базальт).

Учитель химии: Комментирует применение (слайды 21 – уголь, графит, алмаз, 22 – глина, 23 – известняки).

Учитель географии: Но добывая полезные ископаемые люди вольно или невольно наносят непоправимый вред окружающей среде. Посмотрите на предоставленные фотографии и попробуйте самостоятельно охарактеризовать проблемы, которые возникают в результате человеческой деятельности (слайд 24 –вред окружающей среде).

Дети комментируют слайд.

Учитель химии: Рассказывает какие меры принимаются по борьбе с загрязнениями окружающей среды (слайд 25 – меры охраны окружающей среды, слайд 26 – альтернативные источники энергии).

Демонстрация прибора: солнечная батарея кремниевая, принцип его работы.

IV этап.

Заключительное слово учителей.

Учитель географии: Проблема истощения минеральных ресурсов давно беспокоит ученых всего мира, она находится в центре внимания политических деятелей и общественности. Разные источники информации дают разные прогнозы на будущее, связанное с полезными ископаемыми.

Учитель химии: Сегодня мы знакомились с удивительным миром камня – горных пород.  Камни – немые свидетели прошлого, и они могут рассказать о многом, нужно только суметь изучить и понять их «молчаливый язык», и тогда мы узнаем историю образования планеты Земля.

V этап.

Рефлексия.

Учитель химии: Покажите с помощью разноцветных карточек, понравился урок ли вам. Если понравился – красная карточка, если не понравился – зеленая. Заполните лист контроля, ответьте на вопросы заданий и выскажите свое мнение (работа на листочках в течение 2-х минут)

С пользой ли я провёл этот урок? (Оцени самого себя, одноклассников, учителя и напиши пожелания). Лист сдайте учителю химии.

VI этап.

Домашнее задание.

Учитель географии: Дома на контурные карты нанесете месторождения горных пород и минералов, о которых сегодня мы с вами говорили, и принесете учителю на контроль.


Приложение 1

Лист  контроля  знаний по химии учащихся 8в  класса  МОУ лицей

____________________________________________________________

18 января 2013года                                            Ф.И.

Тема урока: «Химия недр Земли»

Цель: Повторить знания по географии и химии, расширить понятия  о происхождении горных пород, а также их химического состава  и свойств.  Проверить свои знания по теме.

Задание 1.Какие элементы больше всего распространены в земной коре? Подчеркните ручкой эти элементы.

Не,  Cl,  Si,  O,  Al,  S,  F,  P

Задание 2. В составе каких соединений встречаются элементы в горных породах?  

А) кислот   б) оксидов  в) гидридов  г) оснований

Подчеркните правильный ответ

Задание 3. Составьте формулы

хлорида натрия                  карбоната кальция             оксида кремния

Задание 4. Напишите уравнения реакций процессов, происходящих при демонстрации опытов. Уравняйте уравнения реакций и укажите  тип реакции.

  1. Горение угля

_______________________________________________________________

     

2. Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой

 _________________________________________________________

Задание 5. Укажите тип кристаллических решеток

 

А) Поваренной соли                          Б) Графита и алмаза

Задание 6. Какую оценку уроку  ты поставишь?

 Что понравилось и что не понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная презентация "Окна в недра Земли"

Презентация предназначена для изучения темы "Вулканы" в 6 классе, в презентации предложены задания для выполнения, материал может быть использован для сопровождения самостоятельного изучения материала...

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса «Командная географическая игра «Богатства недр Земли»

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса«Командная географическая игра «Богатства недр Земли»...

Внеклассное мероприятие (презентация) для учащихся 6 класса «Командная географическая игра «Богатства недр Земли»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса«Командная географическая игра «Богатства недр Земли»...

Методическая разработка интегрированного урока «Наш дом – Земля. Экология Земли – глобальная проблема человечества»

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и географии, в рамках темы "Глобальные проблемы человечества". основным элементом структуры и содержания урока является документальный фильм....

Интегрированный праздник "Мастерами славится земля"

Интегрированное развлечениес использованием фольклорных традиций       «Мастерами славится земля»   Подготовительная группа  Подготовила и провел...

Программа внеурочной деятельности по географии «Путешествие в недра Земли» для 6 класса

Данная программа позволяет более подробно познакомиться с географическими открытиями,  устройством Земли,  совершить путешествия по различным сферам и рассмотреть процессы происходящие в них...