Программа внеурочной деятельности по географии «Путешествие в недра Земли» для 6 класса
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Кревная Оксана Анатольевна

Данная программа позволяет более подробно познакомиться с географическими открытиями,  устройством Земли,  совершить путешествия по различным сферам и рассмотреть процессы происходящие в них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl._puteshestvie_v_nedra_zemli.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ

«Путешествие в недра Земли»

Класс: 6 класс

Составлена на основе  требований к результатам освоения основной образовательной программы ООО с учетом программ, включенных в их структуру

Программу составил:  

учитель географии  

О.А.Кревная

Г. Полярный

2016г.


Аннотация

В соответствии с современной концепцией учебного предмета география — это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся системное представление о Земле как о планете людей.

Прогнозируемые результаты:

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
  • уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
  • описывать погоду своей местности;
  • давать характеристику рельефа своей местности;
  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления;
  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • навыки организации работы в группе.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1.  Введение  (1 ч)

Знакомство с деятельностью кружка, планирование.

Тема 2. Как люди открывали Землю (4 ч)
Легенда о судьбе первой географической карты и её авторе (Анаксимандр). Географические карты Эратосфена и К. Птолемея. Птолемеус.
Средневековые путешественники-европейцы. В поисках «затерянной» Индии: Марко Поло и Афанасий Никитин. Сказка о Синдбаде-Мореходе, или Путешествие Ибн Батуты. Кто открыл Европу?
Век открытий. В поисках «затерянной» Индии: Васко да Гама и Христофор Колумб. Пять проблем Ф. Магеллана или история о первом кругосветном путешествии.
В поисках «терра инкогнито». Великое разочарование капитана Дж. Кука. Последняя находка Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.


Тема 3. Как выглядит поверхность Земли на карте (6 ч)
На каких трёх китах держится Земля или споры о формах и размерах планеты? Умел ли решать математические задачи «отец» географии Эратосфен?
В поисках востока или умение ориентироваться. Куда указывает стрелка компаса или загадка Х. Колумба. Как определять стороны горизонта по Солнцу, звёздам и живым ориентирам?
Для чего необходимы масштаб и условные знаки? Как правильно изобразить школьный двор на тетрадном листе?
Географическая карта — выдающееся создание человеческой мысли. Какими свойствами обладает географическая карта или зачем географам нужна математика? Градусная сеть на географической карте. О чём рассказывает легенда карты?

 Тема 4. Как устроена Земля? (6 ч)
Как меняется «земная твердь»? «О слоях земных» в трудах М. В. Ломоносова.
Как движется «земная твердь»? Почему и как возникают землетрясения? 
Откуда пошло название «вулкан» или легенда о страшном поединке Зевса с Тифоном? Люди и вулканы. Правила поведения во время землетрясения и извержения вулкана.

Выветривание или сказка о граните и его потомках. Какие проявления внутренних и внешних сил мы видим на земной поверхности? Как образуются горы и равнины?
Как устроены горные страны или виртуальное путешествие по горам? Что должен знать юный альпинист?
Как живут люди на равнинах?
Как устроено дно океана или в поисках исчезнувшей Атлантиды?
 

 Тема 5. Как устроен мир воды (5 ч)
Сколько воды на Земле? Что происходит с водой в природе? Что значит свободная вода? Почему мы заботимся о качестве воды? 
Реки — голубые артерии Земли. По каким правилам живёт река? Как рассчитать уклон и падение реки?
Какие бывают озёра? Озёра в вопросах и ответах.
Мир ледников Земли. Ледовые реки. Скитальцы студёных морей.
Мировой океан: мир интересных фактов и историй. Как движется вода в океане? Почему вода в океане солёная? Мировой океан как среда жизни.
Что даёт человеку океан?


Тема 6. Как атмосфера поддерживает жизнь на Земле (6 ч)
Что значит атмосфера для жизни на Земле? Какой была атмосфера, когда Земля была молодой?
Что мы знаем о погоде? Метеорологические элементы и их фиксация или рассказ о том, почему у природы нет плохой погоды.
Распределение температуры воздуха по поверхности Земли или где лучше проводить летние каникулы. Почему в тропиках теплее, чем на полюсе? Почему утром и вечером холоднее, чем днём.
С какой силой давит воздух на поверхность Земли? Откуда и почему дует ветер? Каким бывает ветер? 
Что происходит с водой в атмосфере? Какой воздух влажный, а какой сухой? Облачность.
Какими бывают осадки? Где больше и меньше всего осадков? 
Как читать карту погоды? Наше самочувствие и погода. Опасность атмосферных явлений.

Тема 7. Зелёная планета (3 ч)
Что мы знаете о биосфере? Почему живые организмы есть только на Земле? Сколько лет биосфере? 
Круговорот веществ в биосфере. Размещение живых организмов на Земле. Продуктивность биосферы. Биомасса.
Что такое почва? Как горные породы превращаются в плодородный слой литосферы? Какие бывают почвы?
Роль человека в биосфере: вместе или врозь. Как человек изменяет биосферу или почему «человеку предшествует лес, его же сопровождает пустыня»?

Тема 8. Природа своего края  (3 ч)

Изучение особенностей природы своего края. Природные комплексы своей местности.

Антропогенное воздействие на ПК.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы

Вид деятельности

Количество часов

1.

Вводное занятие

Беседы

1

2.

Как люди открывали Землю

Работа с географической литературой, энциклопедиями, тематическими картами.

4

3.

Как выглядит поверхность Земли на карте.

Теоретические занятия, просмотр кинофильмов, работа с картой

6

4.

Как устроена Земля?

Беседы, просмотр видеофрагментов, работа с картами, изучение коллекций образцов минералов и горных пород

6

5.

Как устроен мир воды

Экскурсии, работа с картой, практикум, викторины

5

6.

Как атмосфера поддерживает жизнь на Земле

Практические занятия, решение географических задач

6

7.

Зелёная планета

Экскурсии, работа с разнообразной литературой

3

8.

Природа своего края

Экскурсии, просмотр видеофильмов, работа с картами.

3

Итого

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема

1.

Тема 1. Введение  (1 ч)

Тема 2. Как люди открывали Землю (4 ч)

2.

Легенда о судьбе первой географической карты и её авторе (Анаксимандр).

3.

Средневековые путешественники-европейцы.

4.

Пять проблем Ф. Магеллана или история о первом кругосветном путешествии.

5.

В поисках «терра инкогнито».

Тема 3. Как выглядит поверхность Земли на карте (6 ч)

6.

Споры о формах и размерах планеты.

7.

История изобретения компаса

8.

В поисках востока или умение ориентироваться.

9.

Упражнения и движение на местности с компасом и без него.

10.

Определение направлений, расстояний по плану местности и карте.

11.

Географическая карта — выдающееся создание человеческой мысли.

Тема 4. Как устроена Земля? (6 ч)

12.

Как меняется «земная твердь»?

13.

Как движется «земная твердь»?

14.

Вулканы и землетрясения.

15.

Выветривание или сказка о граните и его потомках.

16.

Горы и равнины.

17.

Как устроено дно океана или в поисках исчезнувшей Атлантиды? 

Тема 5. Как устроен мир воды (5 ч)

18.

Сколько воды на Земле? Что происходит с водой в природе?

19.

Реки — голубые артерии Земли.

20.

Какие бывают озёра? Озёра в вопросах и ответах.

21.

Мир ледников Земли.

22.

Мировой океан как среда жизни. Что даёт человеку океан? 

Тема 6. Как атмосфера поддерживает жизнь на Земле (6 ч)

23.

Что значит атмосфера для жизни на Земле?

24.

Что мы знаем о погоде?

25.

Распределение температуры воздуха по поверхности Земли или где лучше проводить летние каникулы.

26.

Откуда и почему дует ветер? Каким бывает ветер? 

27.

Что происходит с водой в атмосфере? Какими бывают осадки?

28.

Как читать карту погоды? Наше самочувствие и погода.

Тема 7. Зелёная планета (3 ч)

29.

Что мы знаете о биосфере? Круговорот веществ в биосфере.

30.

Что такое почва?

31.

Роль человека в биосфере: вместе или врозь.

Тема 8. Природа своего края (3 ч)

32.

Изучение особенностей природы своего края.

33.

Природные комплексы  своей местности.

34.

Антропогенное воздействие на ПК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Программа внеурочной деятельности по географии для обучающихся 5 класса "Занимательная география"

Программа внеурочной деятельности "Занимательная география" расчитана на обучающихся 5 класса. Программа составлена в соответствии с ФГОС. Содержание программы: Введение. 1. Географическое познание на...

Программа внеурочной деятельности "Школа географа" География 6 класс ФГОС

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 класса «Школа географа» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной програ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.   Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии»

Рабочая программа кружка по географии «Проектная и исследовательская и деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным  стандартом...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по географии «Юные топографы» для 5 - 6 классов

Кадетство выбрано одним из направлений в патриотическом воспитании обучающихся  нашей школы. Ученики принимают активное участие в различных мероприятиях, проводимых по военно-патриотическому восп...