Программа внеурочной деятельности по географии для обучающихся 5 класса "Занимательная география"
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Голощапова Ирина Вениаминовна

Программа внеурочной деятельности "Занимательная география" расчитана на обучающихся 5 класса. Программа составлена в соответствии с ФГОС. Содержание программы: Введение. 1. Географическое познание нашей планеты. 2.Наблюдения - метод географической науки. 3. Картографический и описательныйметоды географии. 4.Геоинформационные системы в географии. 5. Изучение своей местности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС НОО, приказ № 373 от 6.10.2009 , ФГОС ООО приказ № 1897 от «17» декабря  2010 г., письмом министерства образования от 11.12.2006 г. № 06-1844, примерными программами по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

Назначение программы:  программа  построена на формирование школьниками знаний о методах изучения, применяемых в географии и географии своего края,  развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве.      

Актуальность и практическая значимость программы:    

современный человек – это, прежде всего, человек компетентный, человек, готовый к переменам, деятельный, активный, интеллектуально развитый, коммуникабельный. Хорошо известно, что знания, добытые собственным трудом, являются самыми прочными. За  пределами  круга  знаний, определенного  школьной  программой, остается  немало  увлекательных,  ярких  страниц  географической  науки.  Знакомство  с  ними  является  источником  духовного  обогащения  учащихся,  дает  наиболее  полное  представление  о мире.  А  познание  требует  использование  таких  методов,  как  наблюдение,  работа  на  местности,  умение  использовать  различные  источники  информации.  Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности,  уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.  

Отличительные особенности программы: пятиклассники получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую, проектную и социальную деятельность. Программа включает создание моделей географических инструментов и природных объектов, организацию систематических наблюдений за погодой, работу с интернет-ресурсами, архивными материалами и картой своего района, проектирование путешествий по своей местности, экскурсии к историческим и природным объектам своей малой Родины, проведение природоохранных мероприятий и просветительских акций. Реализация программы внеурочной деятельности «Занимательная география» позволяет деятельностно познакомить с методами географической науки, изучить географию своей местности,  что способствует патриотическому, гражданскому и экологическому воспитанию школьников, привитию навыков природоохранного поведения. В ходе реализации программы ребята научаться  изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности,  уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.  

Данная программа является практико-ориентированной, направлена на реализацию общеинтеллектуального направления ООП ГБОУ СОШ с. Самовольно-Ивановка и способствует формированию требуемых универсальных учебных действий для 5-классников и соответствует требованиям ФГОС.

              Цель программы - формирование творчески развитой и духовно-нравственной  личности школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей географической культуры.

Задачи программы:

образовательные:

- повысить интеллектуальный уровень учащихся, культуру речи, общения;                        

- формировать  представления о методах изучения географии;

- формировать  географический взгляд на мир;

- познакомить обучающихся с  природой родного района и его компонентами, как о предмете исторического и  культурного развития общества;

развивающие:

-развивать наблюдательность, самостоятельность и инициативу;                                          - развивать способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки, ИКТ-компетентность;  

-формировать умение ориентироваться на местности, использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

- формировать способности к использованию географических знаний и умений в решении местных природоохранных проблем, а также видения своего места в решении вопросов, которые будут стоять перед нами в будущем.

воспитательные:

-воспитывать патриотизм уважительное, бережное отношение к природному наследию своей местности как результату взаимодействия природы и человека;

- формировать  основу  экологической культуры.

           Программа полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы  основного общего образования, реализуемой в ГБОУ СОШ с.Самовольно-Ивановка.

Программа рассчитана на изучение обучающимися 5-х классов в течение 34 часов в год, из расчета 1 час в неделю.  8 часов отведено на теоретическую часть, 26 часов на практическую и экскурсионную часть. Проведение экскурсий, путешествий по своей местности осуществляется интенсивами. На каждом занятии осуществляется практическая направленность.

Основной формой организации внеурочной деятельности является кружок с элементами творческой лаборатории.

Программа предусматривает взаимосвязь с предметными областями,     такими как «Литература», «История», «Биология»,  «Технология».

        Формы и методы работы: создание моделей географических инструментов, наблюдение, экскурсии, исследовательские и проектные работы; географическая игра,  беседа по изучаемому материалу; работа с различными источниками географической информации;  наблюдение; описание;  составление моделей географических инструментов и географических объектов; проектирование учащимися маршрутов путешествий по территории своей местности;  защита разработанных проектов;  работа с ресурсами сети Интернет;  проведение экскурсий, походов и групповых занятий.

          Технологии   применяемые на занятиях во внеурочной деятельности:

-исследовательские технологии;

 -проектные технологии;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии;

- игровые технологии;

Формы организации внеурочной деятельности:

- исследовательские и проектные работы;

- создание моделей географических инструментов и природных объектов;

- экскурсии (к водным объектам своей местности, в районный краеведческий музей, к памятным местам района);

- природоохранные мероприятия, просветительские акции;

- выставки проектов и защита разработанных маршрутов путешествия по своему району.

  Программа предусматривает проведение работы детей в группах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

        Место проведения занятий: кабинет географии, компьютерный класс, районный краеведческий  музей, территория района.

Форма выражения итога, результата – выставка и защита проектов достижений детей, выступления, участие в конкурсах, интеллектуальных играх, турнирах. Работы обучающихся могут быть представлены на выставках, конкурсах, учебно-исследовательских конференциях и т.д.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

        В результате изучения курса обучающийся должен знать/понимать:   

  • знать способы происхождения географических названий;
  • знать, какие неблагоприятные для сельского хозяйства погодные явления чаще всего наблюдаются в своей местности;
  • знать, как используются воды в хозяйстве своей местности;
  • знать основные типы почв области;
  • знать растения, произрастающие на территории района, их значение;
  • уметь определять растения;
  • знать животных обитающих  в районе;
  • принять участие в мероприятиях по охране зверей и птиц;
  •   перечислять растения и животных обитающих в районе;
  • знать известных людей района;
  • знать,  какие достопримечательности признаны в районе памятниками культуры;
  • проблем на локальном и региональном уровне;

        Уметь:

     ○   уметь конструировать географические модели;

  • показывать на карте Самарской области  районы области, села;
  • рассказывать о знаменитых людях и природе района;
  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки  местных достопримечательностей в форме экскурсии;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;
  • составлять краткую характеристику родного населенного пункта;
  •  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников;
  • ориентироваться на местности и читать карты различного содержания;

высказывать собственные суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии;

     ○ проводить исследования, ставить цели, работать над совместными и индивидуальными проектами.

Предполагаемые результаты внеурочной деятельности:

личностные результаты предусматривают:

- опыт исследовательской деятельности по изучению различий в освещенности Земли, по изучению свойств водных объектов своей местности, почв,  изучению происхождения географических названий своей местности;

- способность к самоорганизации для систематических наблюдений за состоянием погоды, высотой солнца над горизонтом;

- осмысление личностно значимых для семей учащихся мест на карте Алексеевского района;

- положительную мотивацию к природно-охранной деятельности;

метапредметные результаты:

- опыт исследовательской деятельности;

- опыт наблюдения, анализа и обобщения полученных результатов наблюдения;

- построение графиков, определение средних значений;

- умение планировать свою деятельность, оформлять результаты своей деятельности, представлять её товарищам;

- умение прогнозировать результат своей деятельности;

- умение использовать имеющиеся знания и умения для формирования экологически безопасного природоохранного поведения;

предметные результаты:

- формирование представлений об объектах и методах изучения географии;

- иметь представления о моделировании и моделях приборов и географических объектов;

- формирование умения проектировать маршруты, личностно-значимые для учащихся;

- умение раскрывать основные понятия, представленные в ходе внеурочной деятельности по курсу «Занимательная география»;

- умение работать с различными источниками географической информации, в том числе с Интернет-источниками;

- умение презентовать результаты своей деятельности в направлении мониторинговых исследования в природе, экологической и природоохранной деятельности, картографии и проектирования маршрутов путешествия по картам своей местности.

Это предполагает:

-освоение знаний об основных понятиях, изучаемых в курсе «Занимательная география»; особенностях природы своей местности, о путях её изучения, сохранения или улучшения и рационального использования;

-стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

                                          Ожидаемый результат

В результате многообразия используемых форм, методов и средств,
в целях успешного решения поставленных задач, создаются благоприятные условия для активизации мыслительной деятельности, оживление работы учащихся в изучении и закреплении  новых знаний на практике. Открываются возможности для развития у подростков творческо-исследовательского подхода к делу, поиска данных для решения поставленной задачи, развитию любознательности, расширению общего кругозора учащихся.

Учебно-тематический план.

тема

общее количество часов

В том числе:

характеристика деятельности учащихся

аудиторные

внеаудиторные

Введение

1

1

0

теоретическое занятие

Географическое познание нашей планеты

5

5

0

создание моделей географических инструментов

Наблюдения – метод географической науки

5

3

2

создание моделей географических инструментов;

экскурсия на метеостанцию;

систематические наблюдения

Картографический и описательный методы географии

7

3

4

проектные работы;

экскурсии к памятным местам района;

выставки проектов и защита разработанных маршрутов

Геоинформационные системы в географии

4

4

0

исследовательские и проектные работы;

географическая игра «Знатоки картографии»

Изучение своей местности

12

5

7

исследовательские и проектные работы;

создание моделей природных объектов;

экскурсии (к водным объектам своей местности, в районный краеведческий  музей, к памятным местам района);

природоохранные мероприятия, просвети-тельские акции;

географические игры;

выставка и защита проектов

Итого:

34

21

13

Содержание программы

Введение.

География – одна из наук о природе. Методы изучения природы. Объекты изучения географии.

Основные понятия: география, объекты и методы изучения географии.

Раздел 1.

Географическое познание нашей планеты.

География – одна из самых древних наук о Земле. Построение модели, демонстрирующей разную освещенность Солнцем пунктов, расположенных на одном меридиане. Следствия шарообразности Земли. Как Эратосфен определил размеры Земли? Работа с картой Древнего Египта.

Гномон – древнейший астрономический инструмент. Принцип работы гномона. Построение модели солнечных часов.

Квадрант – древнейший астрономический инструмент. Построение модели квадранта. Организация наблюдения за высотой Солнца над горизонтом.

Теллурий – модель, демонстрирующая положение Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Построение модели теллурия. Вращение Земли вокруг Солнца.  

Основные понятия: география, гномон, квадрант, теллурий, шарообразность Земли.

Формы организации внеурочной деятельности:

- создание моделей географических инструментов.

Раздел 2.

Наблюдения– метод географической науки.

Фенологические наблюдения. Погода и метеорологические наблюдения. Метеорологическая станция. Построение простейшего самодельного флюгера.

Как предсказать погоду? Прогноз погоды. Синоптики. Составление прогноза погоды на зиму и ноябрь по народным приметам.

Работа с данными сайтов Гидрометцентр России и Погода РБК.

Наблюдение за погодой.

Основные понятия: фенология, погода, метеорология, метеорологическая станция, метеорологические наблюдения, флюгер, синоптик, прогноз погоды.

Формы организации внеурочной деятельности:

- создание моделей географических инструментов;

- систематические наблюдения.

Раздел 3.

Картографический и описательный методы географии.

Карта – особый язык географии. Масштаб. Направления.

Определение по карте своего населенного пункта места проживания и места расположения школы, часто посещаемых мест (адреса проживания родственников, друзей, место работы родителей, объектов социальной сферы и т.д.). Составление маршрута пути из дома в школу.

Составление по карте своего населенного пункта маршрутов передвижения в течение недели. Описание маршрута с указанием направлений и расстояний.

Определение по карте своего района известных учащимся населенных пунктов и территорий (места проживания родственников, друзей, места отдыха, рыбалки, и т.д.) Определение расстояний и направлений, составление и описание маршрутов поездок семьи по территории района.

Оформление проектов путешествий с использованием личных фотоматериалов.

Планирование путешествий по территории своего района в период каникул. Определение целей путешествия, способов передвижения и выбор объектов для посещения: рекреационный маршрут, экологический маршрут, познавательный (экскурсионный) маршрут и др. Сбор информации об  объектах посещения. Реализация запланированных путешествий.

Составление и оформление проектов различных по целям путешествий по территории своего района с использованием личных фото-,  видео- и других материалов.

Основные понятия: географическая карта, масштаб, направления, проект путешествия, рекреационный маршрут, экологический маршрут, познавательный (экскурсионный) маршрут.

Формы организации внеурочной деятельности:

- проектные работы;

- экскурсии к памятным местам района;

- выставки проектов и защита разработанных маршрутов путешествия по своему району.

Раздел 4.

Геоинформационные системы в географии.

ГИС – комплекс различных данных.  Программа Coogl Earth. Возможности изображения географических объектов и поверхности Земли в программе Coogl Earth. Территория района в 2014 году. Определение координат, направлений и расстояний в программе Coogl Earth. Разработка и подготовка картографических заданий для одноклассников с использованием возможностей программы Coogl Earth.

Основные понятия: геоинформатика, геоинформационные системы, географические координаты.

Формы организации внеурочной деятельности:

- исследовательские и проектные работы;

- географическая игра «Знатоки картографии».

Раздел 5.

Изучение своей местности.

Алексеевский  район на карте Самарской области. Природа Алексеевского  района. Особенности рельефа, климата, вод, растительного и животного мира. Описание мест обитания бобров по своим наблюдениям.

Составление описания погоды за месяц (месяцы) по своим наблюдениям. Определение среднесуточной и среднемесячной температуры.  Построение графиков хода температур. Роза ветров. Построение розы ветров по своим наблюдениям.

Изучение и описание свойств воды. Создание модели родника. Экскурсия к родникам оврага «Березовый лог» с. Ореховка.  Исследование родников на местности. Визуальная оценка экологического состояния реки Чапаевка, родников «Березового лога». Определение и сравнение параметров воды в реке и роднике. Природоохранные мероприятия по очистке и благоустройству родников, реки.

Свойства почв своей местности. Определение структуры и механического состава образцов почв. Приспособленность организмов к жизни в почве. Растения – индикаторы для определения содержания воды и гумуса в почве, кислотности почв.

Топонимика. Изучение происхождения географических названий своей местности. Знаменитые земляки. Посещение районного краеведческого музея.  

Основные понятия: рельеф, климат, воды, родник, река, описание погоды за месяц,  среднесуточная и среднемесячная температура, график температур, роза ветров, свойства воды, памятник природы, экологическое состояние, природоохранные мероприятия, почва, структура почв, механический состав почв, приспособленность организмов, растения – индикаторы, гумус, кислотность почвы, топонимика.

Формы организации внеурочной деятельности:

- исследовательские и проектные работы;

- создание моделей природных объектов;

- экскурсии (к водным объектам своей местности, в районный краеведческий  музей, к памятным местам района);

- природоохранные мероприятия, просветительские акции;

- географические игры;

- выставка и защита проектов.

Методическое  и техническое обеспечение

 1. Атлас  Самарской области. 5 класс.  

2.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.

3.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности// Народное образование, 2000. — № 7.

4. Компьютр , карта района, фотоаппарат, транспортное средство.

Словарь основных терминов и понятий:

воды

познавательный (экскурсионный) маршрут

география

почва

географическая карта

природоохранные мероприятия

географические координаты

приспособленность организмов

геоинформатика

прогноз погоды

геоинформационные системы

проект путешествия

гномон

растения – индикаторы

график температур

река

гумус

рекреационный маршрут

квадрант

рельеф

кислотность почвы

родник

климат

роза ветров

масштаб

свойства воды

метеорология

синоптик

метеорологические наблюдения

среднесуточная и среднемесячная температура

метеорологическая станция

структура почвы

минералы

теллурий

методы изучения географии

топонимика

механический состав почвы

шарообразность Земли

направления

флюгер

объекты изучения географии

экологический маршрут

погода

экологическое состояние

фенология

ЛИТЕРАТУРА, АРХИВНЫЕ СВЕДЕНИЯ И  ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

1. Александрова В.П., Гусейнов А.Н., Нифантьева Е.А., Болгова И.В., Шапошникова И.А. Изучаем экологию города на примере московского столичного региона (пособие учителю по организации практических занятий)// М.: Издательство Бином. – 2009. 400 с., илл.

2. Архивные сведения о топонимике района (Архив Алексеевского района самарской области)

3. Географическое краеведение Самарской области: учебное пособие для студентов и учителей: в 2-х частях. Часть I: История и природа/под ред. М.Н.Барановой.-Самара: Изд-во СГПУ, 2009.-106.:цв.ил.

4. Летягин А.А. Дневник географа-следопыта/М.: издательский центр «Вентана-Граф». – 2013.96 с.. илл.: вкл

5. Учайкина И.Р., Лопухов Н.П., Воронин В.В. География Самарской области( учебное пособие для учащихся 8-9 классов средней школы)/Самара, 2002.-125с.

5. Сайты Гидрометцентр России и Погода РБК;

6. Программа Coogl Earth.