Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Лоскутная пластика" для обучающихся 5-7 классов
рабочая программа (5 класс) по теме

Комарницкая Елена Брониславовна

Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Лоскутная пластика" для обучающихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений. Срок реализации 3 года. Рецензирована кандидатом педагогических наук КемГУКИ  Мильковой Е.В. Апробирована в творческом объединении "Рукодельница"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_komarnitskoy._loskutnaya_plastika.doc390.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Яйская средняя общеобразовательная школа № 2»

Лоскутная пластика

Авторская образовательная программа

внеурочной деятельности

для обучающихся 5-7 классов

общеобразовательных учреждений

(Срок реализации программы: 3 года)

Автор:

учитель технологии

высшей квалификационной категории

Елена Брониславовна Комарницкая

Рецензент:

кандидат педагогических наук КемГУКИ

Елена Викторовна Милькова

Пояснительная записка

Образовательная программа внеурочной деятельности «Лоскутная пластика» составлена в 2009 году и относится к художественно – эстетической направленности.

Программа рецензирована доцентом кафедры проблем воспитания и дополнительного образования КРИПКиПРО, кандидатом педагогических наук Е.В. Мильковой в 2010 году.

Программа «Лоскутная пластика» расчитана на 3 года обучения и прошла апробацию  в творческом объединении «Рукодельница».

Образовательной областью данной программы является культурная антропология, систематизирующим началом в которой выступает культурологическое знание жизненного уклада, быта и традиций своего народа, его духовно-нравственных ориентиров и их проявление в творчестве, в художественных народных промыслах, в традиционных ремеслах и женском рукоделии. Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями.
Никогда не ленились русские мастера украшать самые обычные бытовые предметы, которыми каждодневно пользуется человек у себя дома. Настоящее декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах и когда новую, долгую жизнь ему дают наши руки и наши души.

Предметной областью программы является художественное лоскутное шитье (пэчворк) и виды аппликации, как аксессуары домашнего интерьера.
В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, воспитанницы последовательно освоят приемы выполнения аппликации, навыки изготовления лоскутных изделий с учетом современных технологий.
Большинство видов прикладного искусства развивается на народной основе. Лоскутное шитье и аппликация – одни из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства.

Как аппликация, так и лоскутное шитье – искусство с многовековой историей и богатыми традициями. Поэтому занятия по народному декоративно-прикладному рукоделию имеют большое воспитательное значение. В настоящее время такое рукоделие становится все более распространенным в молодежной среде. Данная программа соединяет сведения о лоскутном шитье, традициях в данном виде рукоделия, основных приемах шитья из лоскутков, аппликации и использование дополнительных видов декоративно-прикладного творчества.

Новизна данной программы заключается в том, чтобы помочь ребенку уйти от стрессовых ситуаций. Нагрузки в школе растут. И вместе с этим – раздражительность, головные боли, а некоторые, уже в этом возрасте, узнают о том, что у них есть давление. Оказывается, от стрессов и головных болей помогает такое время провождения, как разбирать разноцветные тряпичные лоскутки. Удивительно, но это действительно помогает! Так пришла идея соединить приятное с полезным: познакомить детей с народно-прикладным творчеством, научить выполнять изделия.

Еще несколько десятилетий назад секреты лоскутного шитья передавались в семье от матери к дочери. Сейчас эта связь утрачена, поэтому считаю восстановление традиций и воспитание у девочек интереса к данному виду творчества – актуальным и необходимым.

Отличительная особенность программы: возможность самопознания через реализацию себя в выбранном виде деятельности.

Программа поможет детям найти свой вид творческой деятельности, будет способствовать духовно-нравственному становлению личности.

Цель курса:

создание возможностей творческого развития обучающихся.

Задачи программы:

Образовательные: сформировать знания  по лоскутной пластике на уровне применения в различных видах декора; обучить выполнять изделия в технике лоскутной пластики.

Воспитательные: вызвать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности.

Развивающие: улучшить сенсорные и моторные навыки обучающихся, развить пространственное воображение, глазомер, способность ориентироваться в информации различного вида.

Принципы программы:

  • Принцип творчества – развитие фантазии, образного мышления.
  • Принцип индивидуально-личностного подхода – учет индивидуальных способностей и мнения каждого обучающегося. Обучающийся сам выбирает себе работу на занятии. Поощряется творческий подход к выполнению любой работы.
  • Принцип коллективизма – изготовление коллективных работ через создание дружеской обстановки на занятиях, взаимопомощи и взаимопонимания.

Методы программы:

  • наглядные – знакомство с иллюстративным материалом, образцами поделок, швов, которые сопровождают рассказ и беседу педагога.
  • словесные – индивидуальные и групповые инструктажи, беседы, рассказ, объяснение.
  • практические – являются естественным продолжением и закреплением теоретических знаний. Педагог демонстрирует выполнение определенных операций и их последовательность.

В педагогической работе используются индивидуальные и групповые методы обучения. А также известные приемы, максимально экономящие учебное время, такие как, самостоятельное изучение материала, с целью донесения его до других обучающихся, выполнение работ в домашней обстановке.

Программа курса рассчитана на 3 года обучения. Для детей среднего школьного возраста (от 10 до 14 лет).

Программа построена так, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали практическим работам.

1 год обучения 144 часа: теория – 40 часов, практика – 104 часов;

2 год обучения 216 часов: теория – 78 часов, практика – 138 часов;

3 год обучения 216 часов: теория – 63 часа, практика – 153 часа.

Занятия проводятся в 1 год обучения -  2 раза в неделю по 2 часа,

2 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа,

3 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа.

Количество детей в группе – 1 год: 10-12 человек; 2 и 3 год: 8-10 человек.

Основной формой организации учебного процесса в творческом объединении являются занятия, продолжительностью 45 минут.

Занятия проводятся по следующей схеме:

  • организационный момент
  • повторение пройденного материала
  • изложение новой темы
  • практическая работа
  • подведение итогов занятия.

Наряду с объяснением и демонстрацией используются такие формы работы, как: лекции, беседы, встречи с интересными людьми, связанными с профессией швеи, дизайнера.

В программе освещаются следующие основные разделы:

  • Изделия в технике пэчворк.
  • Аппликация из лоскутков.
  • Лоскутные фантазии.

        Программа построена так, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали практическим работам. При изложении материала учитывается возраст детей. Каждая ступень имеет обучения имеет свои специфические черты, свои сложности. Работать над собой, осознанно выполнять заданный материал, уметь анализировать свои ошибки. Важно давать детям теорию, чтобы они были более грамотными. На каждой ступени обучения большое внимание уделяется технике выполнения технологических операций. Творческий рост обучающихся – неотъемлемая часть задачи, которая стоит перед каждым педагогом.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

Программа будет успешно реализована, если:

- будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;

- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности.

В результате прохождения программного материала 1 года обучения, обучающиеся имеют представление о 

  • истории старинного рукоделия – лоскутного шитья и аппликации;
  • материалы, применяемые в лоскутопластике;
  • технологические приемы выполнения лоскутного шитья и выполнения аппликации из различных материалов;

могут знать

  • технику безопасности при работе с иглой, ножницами, швейными булавками;
  • свойства тканей;
  • ручные швы;

могут уметь

  • Правильно организовывать рабочее место;
  • Отличать лицевую и изнаночную сторону ткани;        
  • Выполнять правильную раскладку выкроек на ткани;

могут владеть

  • Навыкам сметки изделия
  • Составлении композиционного построения узора.

К концу 2 года обучения обучающиеся имеют представление о

  • истории старинного рукоделия –  аппликации;
  • выполнении аппликации из различных материалов;
  • машинных работах;

могут знать

  • основные и дополнительные материалы для изготовления изделий
  • приемы выполнения машинных строчек;
  • виды машинных швов;

могут уметь

  • определять долевую и уточную нить;
  • заправлять машину
  • выполнять простейшие способы сборки лоскутов

могут владеть

  • знаниями о различных видах швов
  • знаниями ухода за изделиями с отделкой аппликацией и в технике лоскутного        шитья.

К концу 3 года обучения обучающиеся имеют представление о

  • различных видах лоскутного шитья;
  • истории развития моды;

могут знать

  • способы прикрепления бисера, блесток, шнура;
  • особенности обработки края рисунка;
  • правила подбора фурнитуры;

могут уметь

  • правильно подобрать ткань и подготовить её к работе;
  • увеличивать и уменьшать выкройки;
  • выполнять окончательную отделку изделия;

могут владеть

  • технологией выполнения различных видов аппликации и лоскутного шитья;
  • культурой оформления своей работы.

Условия для реализации программы – является помещение с хорошим освещением и вентиляцией. Кабинет должен быть удобным для занятий, оборудованным швейными машинами, раскройным столом, классной доской, местом для утюжильных работ. Для оформления кабинета можно использовать лучшие работы обучающихся.

Для работы нужны: ножницы, иглы разного размера, наперстки, пяльцы, нитки швейные и мулине разных цветов, сантиметровая лента, линейки, карандаши, портновский мел.

Материалом для изготовления изделий служат: цветная бумага, картон, различные виды  ткани (хлопок, шерсть, габардин), мех, фетр, сукно.

Обучающиеся должны иметь для работы альбом, где выполняются эскизы изделий, зарисовки новых моделей; тетрадь для записей правил правил и последовательности изготовления каждого изделия.

        На первых занятиях обучающиеся знакомятся с правилами поведения, планом работы, образцами, учебным помещением, инструментами и материалами.

Приступая к практической работе, для обучающихся проводятся инструктажи по технике безопасности: в начале работы - Вводный инструктаж, во время работы – Текущий инструктаж, по окончании работы – Заключительный инструктаж.

По результатам обучения за первый год проводится итоговое занятие, на котором каждый обучающийся представляет свою работу. Такой подход позволяет проявить свои способности наиболее ярко и в том виде деятельности, который ему ближе. По окончании второго и третьего года обучения, итоговое занятие проходит в форме защиты творческого проекта. Каждый обучающийся представляет изделие, эскиз, по которому выполнена работа, и небольшой устный комментарий.

Способы проверки знаний по курсу:

  • выполнений заданий по карточкам;
  • выполнение контрольных заданий с написанием условных обозначений;
  • знание правильности выполнения технологической обработки изделий.

Формой подведения итогов реализации программы является мониторинг знаний и умений обучающихся.

Итогом работы деятельности обучающихся являются итоговые работы, конкурсы и выставки, организованные в Центре детского творчества, муниципального и регионального уровня. Лучшие работы отмечаются дипломами, грамотами, благодарностями.

Учебно – тематический план

1 год обучения

Наименование раздела

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Раздел 1. Основы русского декоративного искусства

1. Вводное занятие

2. Традиции в искусстве народов нашей страны.

3. Материалы для лоскутной пластики

4. Изготовление шаблонов из картона

Раздел 2. Основы композиции

1.  Композиция, ритм, раппорт, орнамент

2. Цветовой тон

3. Выбор схемы с помощью компьютерной программы

4. Подбор ткани по цвету, фактуре и рисунку

Раздел 3. Основы материаловедения

1. Классификация текстильных волокон.  

2. Свойства тканей.  

3.  Изучение свойств нитей основы и утка.  

4. Влажно- тепловая обработка тканей.

Тканые и нетканые материалы.

Раздел 4. Технология выполнения изделий в лоскутной технике

1. Традиционный шестиугольный орнамент.

 2. Соединение лоскутков.

3. Ускоренные техники. Выполнение образцов

4. Сборка блоков.

5.  Виды стежки.

6. Отделка изделия. Обработка косой бейкой.

Раздел 5. Изготовление изделий в технике лоскутной пластики

1. Выбор рисунка. Выполнение эскиза в цвете.

2. Настенный коврик.

3. Изготовление покрывала (пледа).

4. Художественное оформление изделия.

Раздел 6.  Презентация творческих работ

Всего:

14

14

12

42

58

4

144

8

2

2

2

2

6

2

2

2

8

2

2

2

2

12

2

2

2

2

2

2

4

2

2

2

2

40

6

4

2

8

2

2

4

4

2

2

30

6

4

16

4

54

2

22

28

2

2

2

104


Содержание программы

1-й год обучения

        1. Основы русского декоративного искусства

        1. Вводное занятие. Знакомство с различными видами декоративно-прикладного творчества народов нашей страны.

2. Краткая история создания изделий из лоскутков.  Традиции в искусстве народов нашей страны. Демонстрация образцов и изделий. Связь с направлениями современной моды.  Возможности лоскутной пластики.

3.  Материалы для лоскутной пластики. Подготовка материалов к работе.  Декатировка ткани.  Накрахмаливание ткани.  Инструменты, приспособления, шаблоны.

4.  Рабочее место.  Правила поведения учащихся. Правила техники безопасности.

5. Изготовление шаблонов из картона.  Составление эскизов.  Разработка банка идей.

        2. Основы композиции

        1.  Композиция, ритм, раппорт, орнамент. Симметричное построение узора. Определение места и размера узора в изделии. Пропорции элементов.

2. Цветовой тон. Теплые и холодные цвета. Хроматические и ахроматические цвета.  Дополнительные цвета. Выполнение эскиза в цвете. Способы увеличения рисунка.

3. Выбор схемы с помощью компьютерной программы.  Работа с компьютерной программой.

4.  Подбор ткани по цвету, фактуре и рисунку.  Составление мозаики из ткани

        3. Основы материаловедения

        1. Классификация текстильных волокон.  Определение натуральных и синтетических тканей.

2. Свойства тканей.  Физико-химические свойства волокон.  Технологические свойства растительных и химических волокон.  Эксплутационные свойства тканей. Определение свойств тканей.

3.  Изучение свойств нитей основы и утка.  Определение лицевой, долевой нити в ткани. Определение в ткани вида переплетения.

 4. Влажно- тепловая обработка различных тканей. Тканые и нетканые материалы. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве

        4. Технология выполнения изделий в лоскутной технике

        1. Традиционный шестиугольный орнамент. Косые ручные стежки. Посадка лоскутков на бумажную подкладку.

 2. Соединение лоскутков. Потайной шов. Отделка. Изготовление мотивов орнаментов. Соединительные машинные швы. Краевые машинные швы . Декоративные швы. Выполнение образцов.

3. Ускоренные техники.  Треугольники. Выполнение образцов. Из отдельных полос. Выполнение «лабиринта» из полос.  Блоки. Выполнение узора из блоков.   Узор «изба». Выполнение образца.  Узор «пирамиды». Выполнение образца. Узор «кирпичики». Выполнение образцов. Узор «дома». Выполнение образца. Узор «бабочки».  Выполнение образца.

 4. Сборка блоков. Сборка лицевой стороны. Использование прокладочных материалов. Работа с синтепоном. Соединение слоев.

5.  Виды стежки. Выполнение образца ручной стежки. Машинная стёжка. Выполнение прямолинейной стежки. Выполнение фигурной стежки. Стежка по рисованному контуру.

6. Отделка изделия. Обработка косой бейкой. Обработка каймой.

        5. Изготовление изделий в технике лоскутной пластики

        1. Выбор рисунка. Выполнение эскиза в цвете. Изготовление шаблонов. Подбор ткани по фактуре и цвету. Раскрой по шаблонам. Изготовление декоративной салфетки. Технология соединения деталей между собой. Изготовление лицевой части салфетки. Использование прокладочных материалов. Технология соединения слоев с подкладкой. Отделка изделия.

2. Настенный коврик. Выполнение эскиза. Изготовление шаблонов. Подготовка и раскрой ткани. Соединение деталей между собой. Соединение в блоки центральной части. Соединение в блоки. Выполнение лицевой стороны панно.  Выполнение каймы. Соединение лицевой стороны с прокладкой и подкладкой. Выполнение ручной стежки. Окантовка изделия.  Оформление в рамку.

 3. Изготовление покрывала (пледа).  Выбор рисунка. Выполнение эскиза в цвете. Изготовление шаблонов. Раскрой ткани. Соединение деталей между собой. Соединение в блоки центральной части. Выполнение лицевой стороны панно.  Изготовление изделия.  Выполнение каймы. Сборка слоёв. Использование прокладочных материалов. Работа с неткаными материалами. Выполнение машинной стёжки. Выполнение ручной стежки. Окантовка изделия.

 4. Окончательная отделка изделия. Художественное оформление изделия. Изготовление кистей, плетение шнура

        6. Защита творческих работ

         Презентация проекта. Составление  технологической карты. Оценка проектных работ. Выработка критериев оценки.

Календарно – тематическое планирование 1 года обучения

Наименование раздела и дисциплин

Всего часов

В том числе

Форма

контроля

Сроки

лекции

практи- ка

Раздел 1.Основы русского декоративного искусства

1.1.Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Традиции в искусстве народов нашей страны

1.2.Из истории создания изделий из лоскута

1.3.Материалы для лоскутной пластики

1.4.Подготовка материалов к работе

1.5.Инструменты, приспособления, шаблоны

1.6. Рабочее место

1.7.Изготовление шаблонов

Раздел 2. Основы композиции

2.1. Композиция, ритм, раппорт, орнамент

2.2.Определение места и размера узора в изделии

2.3.Цветовой тон

2.4.Теплые и холодные хроматические и ахроматические цвета

2.5.Способы увеличения рисунка

2.6.Выбор схемы с помощью компьютерной программы

2.7. Составление мозаики из ткани

Раздел 3. Основы материаловедения

3.1. Классификация текстильных волокон

3.2. Определение натуральных и синтетических тканей

3.3. Эксплутационные свойства тканей

3.4. Изучение свойств нитей основы и утка

3.5. Определение лицевой, долевой нити в ткани

3.6. Влажно тепловая обработка различных тканей

Раздел 4. Технология выполнения изделий в лоскутной технике

4.1. Традиционный шестиугольный орнамент

4.2. Посадка лоскутков на бумажную подкладку

4.3. Соединение лоскутков

4.4. Изготовление мотивов орнаментов

4.5. Ускоренные техники

4.6. Соединительные машинные швы

4.7. Треугольники

4.8. Из отдельных полос

4.9. Выполнение «лабиринта» из полос

4.110. Блоки

4.11. Выполнение узора из блоков

4.12. Узор «изба»

4.13. Узор «пирамиды»

4.14. Узор «кирпичики»

4.15. Узор «дома»

4.16. Сборка блоков

4.17. Использование прокладочных материалов

4.18. Соединение слоев

4.19. Обработка каймой

4.20. Виды стёжки

4.21. Обработка косой бейкой

 Раздел 5. Изготовление изделий в технике лоскутной пластики

5.1. Настенный коврик. Выполнение эскиза

5.2. Изготовление шаблонов

5.14. Подготовка и раскрой ткани.

5.3. Соединение деталей между собой

5.4. Соединение в блоки центральной части

5.5. Выполнение лицевой стороны панно

5.6. Выполнение каймы

5.7. Соединение лицевой стороны с прокладкой и подкладкой

5.8. Выполнение ручной стежки

5.9. Окантовка изделия

5.10. Оформление в рамку

5.11. Изготовление покрывала (пледа)

5.12. Выполнение эскиза в цвете

5.13. Изготовление шаблонов

5.14. Раскрой ткани.

5.15. Соединение деталей между собой

5.16. Соединение в блоки центральной части

5.17. Соединение в блоки

5.18. Соединение в блоки

5.19. Соединение в блоки

5.20. Выполнение лицевой стороны панно

5.21. Изготовление изделия

5.22. Выполнение каймы

5.23. Сборка слоёв

5.24. Использование прокладочных материалов

5.25. Выполнение машинной стёжки

5.26. Выполнение машинной стёжки

5.27. Окантовка изделия

5.28. Художественное оформление изделия

5.29. Окончательная отделка изделия

Раздел 6. Защита творческих работ

6.1. Презентация проекта

6.2. Оценка проектных работ

14

14

12

42

58

4

8

2

2

2

2

6

2

2

2

8

2

2

2

2

12

2

2

2

2

2

2

4

2

2

2

2

6

2

2

2

8

2

2

2

2

4

2

2

30

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

54

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Собеседование

Сообщения

Сообщения

Контроль качества

Собеседование

Творческая работа

Собеседование

Рисунок

Эскиз

Собеседование

Творческая работа

Творческая работа

 Собеседование

Творческая работа

Собеседование

Собеседование

Творческая работа

Собеседование

Творческая работа

Собеседование

Контроль качества

Творческая работа

Собеседование

Творческие работы

Собеседование

Творчество

Собеседование

Творческая работа

Творческая работа

Творческая работа

Творческая работа

Творческие работы

Творческая работа

Собеседование

Творческая работа

Творческая работа

Творческие работы

Собеседование

Творческая работа

Творческая работа

Защита проекта

Собеседование

Итого:

144

40

104


Учебно – тематический план

2 год обучения

Наименование раздела

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Раздел 1.Основы русского декоративного искусства.

1. Введение. Исторически сложившиеся промыслы.  Особенности местных промыслов.

2. Рукоделие от древности до современности. Аппликация – один из видов рукоделия.

3. Материалы для аппликации.

Раздел 2. Основы композиции

1. Выполнение эскиза. Композиция, ритм.  

2.Способы увеличения рисунка.

Раздел 3. Элементы материаловедения

1.Использование различных материалов.

2. Уход за изделиями с отделкой из аппликации.

Раздел 4. Виды  аппликаций

1. Аппликация из бумаги.

2. Аппликация из волокнистых материалов.

3.  Аппликация из ткани на твердой основе.

4. Аппликация на ткани. Съемная аппликация.

5. Сочетание аппликации с вышивкой.

6. Аппликация из меха.  Аппликация из кожи.

Раздел 5. Изготовление изделий в технике аппликация

1. Аппликация из бросового материала. Костюмы разных эпох.

2. Изготовление выкроек.

3. Изготовление изделия (кукла в наряде эпохи).

4. Изготовление плоскостной аппликации.

5. Рельефная аппликация.

6. Изготовление панно в технике объемная аппликация.

7. Аппликация на мягкой основе. Использование атласных лент.

Раздел 6. Ремонт износившейся одежды

1. Накладная аппликация из ткани.

2. Аппликация из кожи. Выбор кожи.

Раздел 7. Рамки для аппликации

1. Одинарные рамки.

2. Объемные рамки.

Раздел 8. Защита творческих работ

Всего

18

15

12

51

81

18

15

6

216

12

6

6

9

3

6

6

3

3

21

6

3

3

3

3

3

18

9

3

3

3

3

3

6

3

3

3

78

6

6

6

3

3

6

3

3

30

3

3

9

6

3

6

63

15

3

15

9

3

9

9

15

9

6

9

3

6

3

138


Содержание программы

2-й год обучения

        Раздел 1.Основы русского декоративного искусства

1. Введение. Правила поведения учащихся. Правила техники безопасности.

Задачи и планы народного декоративно-прикладного рукоделия. Рукоделие – один из видов декоративно-прикладного искусства.  Народные художественные промыслы.

 Исторически сложившиеся промыслы, их региональное расположение. Особенности местных промыслов.

2. Рукоделие от древности до современности. Методы выражения рукоделием нравов и традиций разных народов. Аппликация – один из видов рукоделия. Отличительные особенности российской аппликации. Демонстрация образцов и изделий.

3. Организация рабочего места. Материалы для аппликации. Подготовка материалов к работе . Необходимые инструменты и приспособления для работы с аппликацией. Сырье и нитки, их волокнистый состав и физико-механические свойства. Определение сырьевого состава материалов. Сочетание аппликации с разными видами вышивки. Зарисовка аппликаций из журналов

Раздел 2. Основы композиции

1. Выполнение эскиза. Композиция, ритм, раппорт, орнамент. Определение места и размера узора в изделии. Пропорции элементов. Цветовой тон. Правила сочетания аппликации с вышивкой. Правила подбора фурнитуры. Выполнение эскиза в цвете (контрольный и из картона)

2.Способы увеличения рисунка. Выбор рисунка с помощью компьютерной программы. Работа с компьютерной программой. Изготовление лекал

Раздел 3. Элементы материаловедения

         1.Использование различных материалов. Свойства трикотажа, сетки, канвы. Особенности обработки осыпающихся и не осыпающихся тканей. Особенности отделки изделий из разных тканей.  Правила работы с пухом, мехом, кожей.

2.  Правила ухода за изделиями с отделкой из аппликации. Утюжильные работы. Выполнение утюжки. Декатировка ткани. Накрахмаливание ткани.   Использование желатина для тонких тканей.  Раскрой деталей из различных тканей.

Раздел 4. Виды  аппликаций

1. Аппликация из бумаги. Предметная аппликация.  Симметричное строение из одноцветной бумаги. Многоцветные аппликации. Декоративная аппликация. Аппликация с подклеиванием канта. Сюжетная аппликация. Выполнение образцов.

2. Аппликация из волокнистых материалов. Аппликации на твердой основе (из веревки, шнура, шпагата). Аппликация на мягкой основе. Аппликация на объемных жестких формах. Выполнение образцов всех видов аппликаций.  Выполнение «Карандашницы». Выполнение «Декоративной бутылки».

3.  Аппликация из ткани на твердой основе. Пришивание ручными стежками. Ручные швы и строчки (тамбурный, петельный). Пришивание машинными швами. Выполнение машинного шва «зигзаг».

4. Аппликация на ткани. Съемная аппликация. Выполнение образца. Термическая аппликация. Выполнение образца.

5. Сочетание аппликации с вышивкой. Выполнение образца. Сочетание с бисером и блестками.

6. Аппликация из меха.  Аппликация из кожи. Аппликация из пуха. Знакомство с аппликацией из соломы. Выполнение образцов

Раздел 5. Изготовление изделий в технике аппликация

1. Аппликация из бросового материала. Костюмы разных эпох. Оригинальные подарки. Основы макетирования. Используемый материал (фантики, фольга, лоскутки, бусинки). Природные материалы (крупа, семена, веточки).  Клеящие составы.

2. Инструменты и приспособления. Изготовление выкроек. Условные обозначения. Последовательность выполнения операций

3. Изготовление изделия (кукла в наряде эпохи). Покраска деталей. Выполнение туловища. Выполнение прически. Изготовление платья.  Крепление деталей. Выполнение аксессуаров. Оформление лица. Выполнение макета. Оформление готового изделия.

4. Изготовление плоскостной аппликации. Выбор рисунка для салфетки. Выполнение эскиза общего вида.  Уменьшение или увеличение рисунка. Установка размера аппликации. Выполнение контрольного эскиза. Изготовление лекал. Учет прибавок. Подбор ткани по фактуре и цвету. Раскрой по лекалам. Изготовление декоративной салфетки. Сборка деталей. Термический способ выполнения аппликации. Выполнение салфетки. Выполнение аппликации. Изготовление декоративной салфетки. Отделка мелких деталей вышивкой.  Отделка изделия. Отделка края изделия

5. Рельефная аппликация. Составление эскиза. Выбор ткани. Раскрой деталей. Выбор машинной строчки. Выполнение строчки - риф («ёлочка»). Выполнение лепестковой строчки («столбик»). Выполнение гребенчатой строчки («суперёлочка»). Выполнение специальной оверлочной строчки («наконечник стрелы»). Выполнение тамбурной оверлочной косой строчки. Выполнение специальной строчки для трикотажа («эластичный зигзаг»). Выполнение перьевидной строчки. Набивка деталей синтепоном. Выполнение аппликации.

6. Изготовление панно в технике объемная аппликация. Изготовление панно. Использование бисера. Использование паеток.  Использование шерстяных ниток. Использование декоративных элементов.  Изготовление изделия. Натяжка на подрамник. Оформление в раму.

7. Аппликация на мягкой основе. Использование атласных лент. Изготовление шаблона для наволочки. Крепёж верхнего ряда. Выполнение нечётных рядов. Выполнение чётных рядов. Переплетение лентами. Создание оригинальных орнаментов. Закрепление первой стороны наволочки. Изготовление второй стороны наволочки. Соединение деталей наволочки. Окончательная отделка изделия.

Раздел 6. Ремонт износившейся одежды

1. Накладная аппликация из ткани. Выбор оптимального размера. Определение подходящего рисунка. Выбор материала. Физико-механические свойства материала. Износостойкость материала. Раскрой деталей аппликации. Выполнение ремонта накладной аппликацией. Использование термического способа. Ручные стежки.

2. Аппликация из кожи. Выбор кожи. Выбор рисунка. Перевод рисунка на  бумагу. Крепёж кожи на выкройку и на ткань. Выстрачивание детали швом «зигзаг». Отделка изделия. Выполнение образцов.

Раздел 7. Рамки для аппликации

1. Рама из нескольких слоев картона. Изготовление квадратной рамы. Декорирование рамы цветными обоями. Рама из пялец. Инструменты и приспособления. Декорирование шерстяными нитками. Рамка из линеек. Клеящие материалы. Оформление рамки. Объемные рамки. Рамка из тонкого листа фанеры. Придание объема. Декорирование кружевом.

Раздел 8. Защита творческих работ

1. Составление  технологической карты. Выработка критериев оценки. Оценка проектных работ. Презентация проекта. Защита проекта. Самоанализ выполненной работы.

Календарно-тематическое планирование 2 года обучения

Наименование раздела и дисциплин

Всего часов

В том числе

Форма

контроля

Сроки

лекции

практи- ка

Раздел 1.Основы русского декоративного искусства

1.1. Введение. Правила поведения учащихся. Правила техники безопасности.

1.2. Народные художественные промыслы.

1.3.Рукоделие от древности до современности.

1.4.Аппликация – один из видов рукоделия.

1.5. Необходимые инструменты и приспособления для работы с аппликацией.

1.6. Зарисовка аппликаций из журналов

Раздел 2. Основы композиции

2.1. Композиция, ритм, раппорт, орнамент

2.2.Определение места и размера узора в изделии

2.3.Правила сочетания аппликации с вышивкой

2.4. Правила подбора фурнитуры

2.5.Выполнение эскиза в цвете (контрольный и из картона)

Раздел 3. Элементы материаловедения

3.1. Использование различных материалов

3.2. Особенности обработки осыпающихся и неосыпающихся тканей

 

3.3. Правила ухода за изделиями с отделкой из аппликации

3.4. Использование желатина для тонких тканей

Раздел 4. Виды  аппликаций

4.1. Аппликация из бумаги

4.2. Декоративная аппликация

4.3. Аппликация с подклеиванием канта

4.4. Сюжетная аппликация

4.5. Аппликация из волокнистых материалов

4.6. Аппликация на мягкой основе

4.7. Аппликация на объемных жестких формах

4.8. Выполнение «Карандашницы»

4.9. Аппликация из ткани на твердой основе

4.10. Пришивание ручными стежками

4.11. Пришивание машинными швами

4.12. Выполнение машинного шва «зигзаг»

4.13. Аппликация на ткани

4.14. Термическая аппликация

4.15. Сочетание аппликации с вышивкой

4.16. Сочетание с бисером и блестками

4.17. Аппликация из меха

 Раздел 5. Изготовление изделий в технике аппликация

5.1. Аппликация из бросового материала

5.2. Основы макетирования

5.3. Природные материалы

5.4. Изготовление выкроек

5.5. Последовательность выполнения операций

5.6. Изготовление украшений из зернышек

5.7. Покраска деталей

5.8. Выполнение туловища

5.9. Выполнение прически

5.10. Изготовление платья

5.11. Крепление деталей

5.12. Выполнение аксессуаров

5.13. Оформление лица

5.14. Выполнение макета

5.15. Оформление готового изделия

5.16. Изготовление плоскостной аппликации

5.17. Изготовление декоративной салфетки

5.18. Сборка деталей

5.19. Термический способ выполнения аппликации

5.20. Рельефная аппликация

5.21. Выполнение строчки- риф («ёлочка»),лепестковой строчки («столбик»), гребенчатой строчки («суперёлочка»)

5.22. Изготовление панно в технике объемная аппликация

5.23. Использование бисера и паеток

5.24. Оформление в раму

5.25. Аппликация на мягкой основе

5.26. Использование атласных лент

5.27. Соединение деталей наволочки

Раздел 6. Ремонт износившейся одежды

6.1. Накладная аппликация из ткани или кожи

6.2. Определение подходящего рисунка

6.3. Выбор материала

6.4. Раскрой деталей аппликации

6.5. Выполнение ремонта накладной аппликацией

6.6. Ручные или машинные швы

Раздел 7. Рамки для аппликации

7.1. Изготовление  рамок

7.2. Декорирование рамок

7.3. Инструменты и приспособления

7.4. Придание объема

7.5. Декорирование кружевом

Раздел 8. Защита творческих работ

6.4.Презентация проекта

6.6. Самоанализ выполненной работы

 

18

15

12

51

81

18

15

6

12

3

3

3

3

9

3

3

3

6

3

3

21

3

3

3

3

3

3

3

18

3

3

3

3

3

3

3

3

6

3

3

3

3

6

3

3

6

3

3

6

3

3

30

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

63

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

15

3

3

3

3

3

9

3

3

3

3

3

Собеседование

Собеседование

Сообщения

Творческая работа

Собеседование

Творческая работа

Собеседование

Собеседование

Творческая работа

Инструкцион-ные карты

Собеседование

Лабораторная работа

Собеседование

Творческая работа

Собеседование

Творческая работа

Собеседование

Творческая работа

Собеседование

Выполнение образцов

Собеседование

Творческая работа

Творческие работы

Собеседование

Творческая работа

Собеседование

Творческая работа

Творческая работа

 

Творческая работа

Творческая работа

Собеседование

Творческая работа

Собеседование

Творческие работы

Собеседование

Творческие работы

Собеседование

Творческая работа

Собеседование

Творческая работа

Защита проекта

Собеседование

Итого:

216

78

138


Учебно – тематический план

3 год обучения

Наименование раздела

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Раздел 1. Свойства и возможности лоскутка

1.Введение.

2.Свойства ткани.

3.Новые технологии в производстве тканей.

Раздел 2. Модели одежды из лоскутков

1.Основы моделирования.

2. Конструирование.

3. Сборка изделия.

4. Обработка изделия.

 

Раздел 3. Игрушки из лоскутков

1.Подушки-игрушки из лоскутков.

2. Куклы из лоскутков.

3. Художественное оформление куклы.

Раздел 4. Лоскутные фантазии для карнавала

1.Карнавальные костюмы.

2. Разработка моделей.

3. Обработка деталей костюма.  

4.Оформление готового платья.

5. Художественное оформление костюма.

Раздел 5. Проектирование. Защита проекта.

1.Выработка критериев оценки выполненной работы

2.Презентация работы.

Всего

18

60

66

60

12

216

9

3

6

6

3

3

3

3

9

9

3

3

63

9

9

54

9

39

6

63

27

24

12

51

3

12

12

15

9

9

6

153


Содержание программы

3 год обучения

Раздел 1. Свойства и возможности лоскутка

1.Введение.

2.Свойства ткани. Технологические свойства лоскутка. Механические свойства лоскутка. Гигиенические свойства

3.Новые технологии в производстве тканей. Азбука ткани

Раздел 2. Модели одежды из лоскутков

1.Основы моделирования. Разработка моделей одежды. Эскизная разработка моделей

2. Конструирование. Построение чертежей и выкроек. Выполнение шаблонов. Раскрой треугольников и квадратов из ткани

3. Сборка изделия. Сборка лицевой части 1 детали. Сборка лицевой части 2 детали. Сборка лицевой части 3 детали. Сборка лицевой части 4 детали. Посадка на подкладку. Раскрой деталей по выкройкам

4. Обработка изделия. Обработка горловины изделия. Обработка рукавов изделия. Обработка карманов, поясов. Обработка низа изделия. Окончательная обработка изделия. Художественная обработка изделия

Раздел 3. Игрушки из лоскутков

1.Подушки-игрушки из лоскутков. Разработка схем и эскизов. Разработка чертежей. Изготовление шаблонов. Раскрой деталей. Сборка деталей. Сборка лицевой части. Сборка деталей. Обработка готовой игрушки. Набивка игрушек

2. Куклы из лоскутков. Кукла-болтунчик. Изготовление чертежей. Раскрой деталей. Сборка туловища. Сборка деталей рук, ног. Набивка деталей.Сборка деталей

3. Художественное оформление куклы. Оформление лица кукол. Оформление прически. Окончательная обработка куклы.

 Раздел 4. Лоскутные фантазии для карнавала

1.Карнавальные костюмы. География карнавалов. Венецианские карнавалы. Разработка эскизов

2. Разработка моделей. Подбор материалов. Построение чертежей карнавальных костюмов. Раскрой деталей

3. Обработка деталей костюма. Сборка деталей костюма.  

4.Оформление готового платья. Окончательная отделка платья. Выполнение головного убора. Сборка деталей. Оформление готового головного убора

5. Художественное оформление костюма. Окончательная отделка изделия

Раздел 5. Проектирование. Защита проекта.

1.Выработка критериев оценки выполненной работы

2.Презентация работы. Защита проекта Оценка проектных работ

Календарно-тематическое планирование 3 года обучения

Наименование раздела и дисциплин

Всего часов

В том числе

Форма

контроля

Сроки

теория

практи- ка

Раздел 1. Свойства и возможности лоскутка

1.1.Введение. Свойства ткани

1.2.Технологические свойства лоскутка

1.3.Механические свойства лоскутка

1.4.Гигиенические свойства

1.5.Новые технологии в производстве тканей

1.6.Азбука ткани

Раздел 2. Модели одежды из лоскутков

2.1.Основы моделирования

2.2.Разработка моделей одежды

2.3.Эскизная разработка моделей

2.4.Конструирование

2.5.Построение чертежей и выкроек

2.6.Выполнение шаблонов

2.7.Раскрой треугольников и квадратов из ткани

2.8.Сборка лицевой части 1 детали

2.9. Сборка лицевой части 2 детали

2.10. Сборка лицевой части 3 детали

2.11. . Сборка лицевой части 4 детали

2.12.Посадка на подкладку

2.13.Раскрой деталей по выкройкам

2.14.Сборка изделия

2.15.Обработка горловины изделия

2.16.Обработка рукавов изделия

2.17.Обработка карманов, поясов

2.18. Обработка низа изделия

2.19.Окончательная обработка изделия

2.20.Художественная обработка изделия

Раздел 3. Игрушки из лоскутков

3.1.Подушки-игрушки из лоскутков

3.2.Разработка схем и эскизов

3.3.Разработка чертежей

3.4.Изготовление шаблонов

3.5.Раскрой деталей

3.6.Сборка деталей

3.7.Сборка лицевой части

3.8. Сборка деталей

3.9. Обработка готовой игрушки

3.10.Набивка игрушек

3.11.Куклы из лоскутков

3.12.Кукла-болтунчик

3.13.Изготовление чертежей

3.14.Раскрой деталей

3.15.Сборка туловища

3.16.Сборка деталей рук, ног

3.17.Набивка деталей

3.18.Сборка деталей

3.19.Оформление лица

3.20.Оформление прически

3.21.Окончательная обработка куклы

3.22.Художественное оформление куклы

Раздел 4. Лоскутные фантазии для карнавала

4.1.Карнавальные костюмы

4.2.География карнавалов

4.3.Венецианские карнавалы

4.4.Разработка эскизов

4.5. Разработка моделей

4.6.Подбор материалов

4.7.Построение чертежей карнавальных костюмов

4.8.Раскрой деталей

4.9.Обработка деталей костюма

4.10.Сборка деталей костюма

4.11. Сборка деталей костюма

4.12. Сборка деталей костюма

4.13.Сборка деталей костюма

4.14.Оформление готового платья

4.15.Окончательная отделка платья

4.16.Выполнение головного убора

4.17.Сборка деталей

4.18.Оформление готового головного убора

4.19.Художественное оформление костюма

4.20.Окончательная отделка изделия

Раздел 5. Проектирование. Защита проекта.

5.1.Выработка критериев оценки выполненной работы

5.2.Презентация работы. 5.3. Защита проекта 5.4.Оценка проектных работ

Итого:

18

60

66

60

12

216

9

3

3

3

6

3

3

3

3

9

3

3

3

3

3

30

9

3

3

3

54

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

63

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

51

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

9

3

3

3

186

Собеседование

Упражнения

Собеседование

Собеседования

Творческие работы

Собеседования

Творческие работы

Творческие работы

Творческие работы

Творческие работы

Творческие работы

Защита работы

Собеседование

Творческие работы

Собеседование

Упражнения

Собеседование

Творческие работы

Собеседование

Творческие работы

Собеседование

Творческие работы

Собеседование

Собеседование

Творческие работы

Творческие работы

Творческие работы

Творческие работы

Творческие работы

Творческие работы

Творческие работы

Собеседование

Защита творческих работ

Учебно – методический комплекс

Для педагога:

Методические рекомендации по теме:

  1. Занятия рукоделием, как создание возможностей творческого развития обучающихся
  2. Выполнение творческого проекта

Методические разработки по теме:

  1. Использования компьютера на занятиях по рукоделию
  2. Мастер – класс «Изготовление украшения «Фонарик»»
  3. Мастер – класс «Пасхальные платочки»
  4. Народные традиции края и региона в рукоделии.

Методические пособия:

  1. Большая детская энциклопедия Досуга. «РОСМЭН», 2001 г. – 242 с.
  2. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремёсел. Ярославль, «Академия», 1997 г. – 193 с.
  3. Каченаускайте  Л. Аппликация. М.: АСТ, Донецк: Сталкер, 2005 г.- 76с.
  4. Пронина Л. Уроки детского творчества. М.: Просвещение, 2001 г. -242с.
  5. Рукоделие. Лоскутная пластика. №2, 2002 г.
  6. Современная энциклопедия для девочек./ Авт. сост. Е.А. Добрицкая, Н.М. Волчек. – Мн. Современный литератор, 1995 г – 608 с.
  7. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль, «Академия», 1997 г. – 193с
  8. Я познаю мир: История вещей. Дет. энцикл./ Н. Орлова, К. Буровик. М.: ООО Изд-во Астраль, ЗАОНПП «Ермак», 2004 г. -509 с.

Информационный материал по теме:

  1. Техника безопасности при ручных и швейных работах
  2. Дизайн интерьера
  3. Цвет – один из важнейших элементов интерьера
  4. История лоскутного шитья
  5. Аппликация – древнейший вид рукоделия
  6. Традиции нашего региона в рукоделии

Лекционный материал по теме:

  1. Аппликация – один из видов рукоделия
  2. Лоскутное шитье
  3. Свойства ткани
  4. Народные художественные промыслы
  5. Рукоделие от древности до современности.  
  6. Необходимые инструменты и приспособления для работы с тканью.

Тематические подборки:

  1. Аппликация
  2. Лоскутное шитье
  3. Куклы
  4. Декор интерьера
  5. Ткани и инструменты.

Диагностический материал по теме:

  1. Диагностика выявления индивидуальных способностей
  2. Диагностика личности
  3. Диагностика результатов обучения
  4. Изучение уровня освоения детьми знаний и умений по образовательной программе «Лоскутная пластика»

Демонстрационные материалы на электронных носителях по теме:

  1. Применение метода проекта на занятиях по рукоделию
  2. Школа лоскутной техники
  3. Лоскутный домик
  4. Выставка лоскутных одеял
  5. Машинные швы
  6. Народные промыслы
  7. Подарок на Новый год «Сосновая шишка»
  8. Защита творческой работы

Материалы из опыта работы других педагогов:

  1. Модульное оригами
  2. Декупаж
  3. Лоскутные изделия

Для детей:

Схемы, таблицы, рисунки по теме:

  1. Аппликация
  2. Лоскутная пластика
  3. Изготовление игрушек

Картины, иллюстрации из периодической печати.

Видео материалы на электронных носителях:

  1. Лоскутный домик
  2. Выставка лоскутных одеял
  3. Машинные швы
  4. Народные промыслы
  5. Подарок на Новый год «Сосновая шишка»
  6. Защита творческой работы
  7. Школа лоскутной техники

Карточки задания, инструкционные карты по темам:

  1. Карточки по материаловедению
  2. Карточки по машиноведению
  3. Карточки по обработке ткани
  4. Моделирование
  5. Конструирование
  6. Сборка изделия в технике лоскутная пластика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)

НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...

Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Дизайн костюма" для обучающихся 1-4 классов

Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Дизайн костюма" для обучающихся 1-4 классов апробирована в МБОУ "Яйская СОШ №2". Включает такие темы, как "Обработка материалов для костюма...

Образовательная программа по математике для обучающихся 5-9 классов

Математическое образование в системе среднего (полного) общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии ...

Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку 2 класс «Lernen macht Spaß»

Рабочая программа (внеурочная деятельность) по немецкому языку для учащихся начальных классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и связана с обр...

Программа кружка « Ритмика» . Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся 1-4 класс

Программа «Ритмика» предназначена для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста посредством классического танца, так как он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин...

Проект программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-9 классов «Югра - моё наследие» (волонтёрское движение) в рамках реализации образовательной программы основного общего образования

Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, образовательной программой МБОУ  «Комсомольская  ООШ»,  локальными  актами  школы,  на  основе  мет...

Авторская образовательная программа "Обновление уроков истории в 5-11 классах"

Данная программа включает в себя макро-, мезо-, микроуровни, в которых раскрываются приемы и формы работы с учащимися в соответствии с их возрастными особенностями....