ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)
рабочая программа по психологии по теме

Русина Светлана Игоревна

Нп

Новая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, психолого-педагогического сопровождения. Данная статья раскрывает  практические  и теоретические особенности реализации программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rusina_s.i.-_statya.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

Русина С.И.  педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4».город Саянск.( статья опубликована, рецензирована  ИПКРО, 2011г, Иркутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)

Все мы родом из детства. Именно оттуда, на протяжении всей нашей  жизни, мы несём его следствия,  как положительного, так и отрицательного свойства. И прежде мало кто задумывался, что подлинного расцвета личности достигают 1-2% людей. Дж. Годфруа отмечал, что 80% взрослых людей останавливаются в своем развитии на уровне самозащищенности, самосохранения и хорошего отношения.

Именно ребёнку предстоит научиться выстраивать с огромным миром «Диалог - Да» и стать не объектом, на который направлены воспитывающие усилия, а активным субъектом взаимодействия, имеющим своё мнение обо всём, свою позицию в диалоге Взрослый – Дитя. В этом случае, формируя положительную «Я – концепцию» в «Я – глобальном», ребёнок не потеряет свое совершенство, свою индивидуальность, ему не придётся считать проступок либо ошибку чем-то безысходным, а воспримет он их лишь как отправную ступеньку к дальнейшему преодолению их и развитию в позитивном изменении своего «Образа Я».

Состояние чувств и переживаний не зависят от возраста и, если помнить, что дитя, подросток, юноша вообще не могут подняться на позицию возраста взрослого человека, то с помощью новой авторской  образовательной программы «Какое счастье быть человеком» (Самосовершенствование личности 1-11 классы) (научный консультант Т.А.Стефановская, д.п.н., профессор- Иркутск) [12] появляется шанс дать каждому из них динамику к творчеству и расцвету личности. Это, пожалуй, на сегодня единственная возможность дать каждому ребенку быть услышанным, понятным взрослому без «переводчиков» и получить ощущение кратковременного, но счастливого сопричастия в совместной деятельности и осознания: «Я свой среди своих». Как утверждал П. Гольбах: «Человек – это восприимчивое, чувствующее, разумное существо, стремящееся к самосохранению и счастью».

Новая программа призвана служить формированию такого сопричастия, при котором  происходит развитие и моделирование субъект - ситуаций в процессе субъект-субъектных отношений, взятых как из сформировавшихся реальных жизненных форм, так и в ситуативном и перспективном «Я», где экс-ситуации становятся адаптивным материалом для успешной социализации ребенка, подростка, юноши; делают его более стрессоустойчивым к стрессорам бытового и учебного характера.

Современные  психологические и педагогические технологии являются неотъемлемой частью занятий психолого-педагогической направленности, придают им свой неповторимый, особый колорит, активно содействуют педагогическому обогащению учебного и воспитательного пространства, способствуют успешности прохождения этапов образовательной  программы обучающимися, повышению их личностной и учебной мотивации в области самокоррекции, саморегуляции, самопознании, самоактуализации в ценностных приоритетных отношениях к Нравственности, Творчеству, Познанию, Человеку [33,34].

«Человек есть система в высочайшей степени саморегулирующая сама себя, поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая» утверждал (И.И.Павлов). Совершенствоваться,  значит, становиться лучше, повышать свои знания, умения, развивать личностные качества и практические навыки бесконфликтного поведения.

Формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно поставленной целью есть процесс самовоспитания.

Самовоспитание, как сознательная цель чаще всего возникает в подростковом возрасте. Однако предпосылки возникновения самовоспитания можно видеть в поведении детей более раннего возраста. Так, в акте принятия намерения, наблюдающемся уже в дошкольном детстве, выражаются  сознательность и целенаправленность поведения ребенка. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок ориентируется преимущественно на оценки взрослых, то при переходе к подростковому возрасту усиливается влияние коллектива сверстников в его личностном развитии. Наиболее благоприятной для самовоспитания можно считать такую организацию коллектива, при которой каждый ребенок может найти свое место в общей деятельности сообразно своим индивидуальным особенностям и склонностям.

В подростковом возрасте решающую роль в самовоспитании начинает играть самооценка. Важным мотивом самовоспитания становится недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам. В юношеском возрасте самовоспитание приобретает более зрелый и целенаправленный характер. Благодаря возникшему осознанию своего места в мире, стремлению служить высоким общественным идеалам самовоспитание невозможно без анализа своих индивидуальных особенностей, способностей и возможностей. Эффективности самовоспитания способствует адекватная самооценка, ее соответствие реальным способностям и возможностям человека. Поскольку развитие личности является непрерывным процессом, не имеющим предела, самовоспитание – дело всей жизни человека [2].

  Важно не упустить синзетивный период в развитии детей, именно в школьном возрасте, когда в каждом из них выстраивается собственная программа развития, самосовершенствования, когда они готовы слышать, слушать необходимую и полезную для их жизни и здоровья информацию с целью улучшения их жизненной позиции. Донести до школьников и их родителей полновесный комплекс информации в воспитательно-образовательном пространстве для развития личности современного школьника, межличностных отношений, с опорой на индивидуально-типические особенности учащихся и функционально-уровневый подход в обучении и воспитании [22], способствовать созданию необходимых условий для улучшения личностного статуса гражданина, уверенного в себе, успешного, счастливого человека – одна из задач современной образовательной школы.

Методологическими основами реализации содержания программы являются следующие положения:

Феликсологический подход предполагает формирование у ребенка способности быть счастливым (Щуркова Н.Е.);

Гумастический, (ребенок выступает в роли субъекта и носителя способности быть стратегом собственного поведения, деятельности, осознающего наивысшие ценности жизни и себя в них, как непреходящую ценность и реализующую их в «Я – глобальном» в позитивной «Я – концепции» (Я – реальное, Я – ситуативное, Я – перспективное)) (Маслоу А., Роджерс К.);

Субъектный подход  - обеспечение субъектности ученика в образовательном процессе – важнейшее условие развития индивидуальности личности (А. Н. Тубельский,  Е. Д. Божович).

Функционально-уровневый подход (В.А. Пермякова) (развитие и формирование функциональных систем в зависимости от социального окруже-ния, обучения и воспитания с опорой на индивидуально-типические, здоровьесберегающие аспекты).   Подход единства психолого-педагогической теории и практики в развитии и деятельности (теория развития личности в деятельности Гальперина-Выготского).

В основе моделирования  образовательного курса лежат следующие педагогические идеи:

- субъектности: программа обучающего курса была составлена с учетом индивидуальности, мотивационной направленности и творческой активности учащихся;

  - свободы выбора: учащиеся овладевают новыми способами деятельности на основе свободного выбора, деятельность учеников носит самостоятельный креативный характер;

  - кооперации действий: создается поликультурное пространство, способст-вующее самопознанию, самообучению, самовыражению и самоопределению учащихся на основе совместной деятельности и ее экспертизы.

- стратегии собственной жизни: формирование умения прогнозировать будущее, разрешать свои проблемы самостоятельно и нести полную ответственность за все свои поступки.

  Кроме того, нами разработаны психолого-педагогические  требования методического наполнения, ориентированные на развитие субъектной позиции учащихся и включают следующие положения:

        1) методы и приемы обучения должны стимулировать самостоятельную познавательную активность, развивать эвристичность мышления обучаемых;

        2) контроль за ходом обучения и оценка результатов деятельности учащихся должны производиться не умением воспроизводить знания, а по более существенным показателям – умению использовать знания при анализе, оценке, прогнозировании явлений, объяснению которых служат полученные ранее знания.

Ведущие принципы реализации разделов программы:

  1. Принцип научности, надежности, валидности информации, т.е. принцип единства образовательной среды: образовательная среда школы объединяет основное и дополнительное образование, урочную и внеурочную деятельность, процессы обучения и воспитания, гарантируя достоверность и объективность информации, используемой участниками образовательного процесса.
  2. Принцип включения субъектного опыта личности в образовательный процесс (Принцип субъект – субъектного общения предполагает право субъекта, будучи носителем знаний, воли, отношений производить свободный выбор и отдавать себе отчет в произведенном и совершенном действии).
  3. Принцип положительной мотивации в саморазвитии, как принцип активности и внутренней мотивированности субъектов, то есть признание в качестве основного ресурса обучения потребностей и интересов личности, умеющей найти в общем образовательном пространстве школы собственные смыслы.
  4. Принципы взаимосвязи и сотрудничества (психолог - классный руководитель - учащиеся - родители) – как преемственность и непрерывность сопровождения обучающихся.
  5. Принцип «Не навреди!» - себе, природе, людям (здоровьесберегающий аспект- ЗОЖ ).
  6. Принцип рефлексивности (целенаправленно организованная рефлексия способствует осмыслению и оцениванию учащимися себя, собственного ценностного выбора и своей деятельности).

Задачи реализации программы «Какое счастье быть Человеком!»

Для учащихся младшего школьного возраста (1-4 классы):

-  создать благоприятные условия для развития 1 этапа общения - личностной саморегуляции в группе сверстников;

- способствовать развитию адекватно-положительной личностной самооценки учащихся;

- содействовать социальной адаптации учащихся и личностной значимости в

переключении со 2-3 уровня экстроразвития на 4-5 уровень интро-развития в

коммуникативной форме;

- формировать учебную и познавательную мотивацию через взаимодействие

учитель психолог - ученик в планировании и проведении игр и упражнений

интеллектуальной направленности;

- развивать положительные качества личности, способствующие развитию в

деятельности гендерных различий, рефлексии, зашагай в самопознании,

соуправлении через коллектив и групповые формы взаимодействия;

-  развивать на чувственной основе познавательные психические процессы;

-  создать условия для успешного преодаления учащимися учебных и вне

учебных субъект-ситуаций с опорой на функционально-уровневый подход и с

учетом индивидуально-типических особенностей в обучении.

Модель  личности (начальная школа)

                               Рис.1 Ценностный критерий Нравственность

Модель программы является одним из целенаправленных источников информации для планирования урока психологии при переходе  от уровня знаний к умениям и практическим навыкам в  субъектных отношениях: ученик- другие участники образовательного процесса. В начальной школе обучающимся важно, при расширении зоны ближайшего развития, быть принятыми классом, учителем и родителями в новом качестве, ролевом сопричастии- «ученик»- «ученица». Успешность обучения в большей степени зависит от правильности оценки возможностей, способностей, склонностей и достижений ученика. В этом возрасте преобладает игровая мотивация, учебная же формируется в более совершенную форму мотивации: от « +Я-»  «глазами других» к «+Я-»  в своих глазах». Создание успешного «Образа Я»  дело трудоемкое и длительное, ведь речь идет об обучении, а оно- большой труд для ребенка. Но, например, своевременное созревание функции личностной саморегуляции младшего школьника в условиях, которые создает авторская образовательная программа «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 классы) позволяет не только стать дисциплинированным (учебный термин- «прилежание»), но и самостоятельно использовать приобретенный навык.

Этапы перехода  психологических ЗУН в практические навыки при освоении критерия «Дисциплинированность»

(Начальная школа: позиция «Я в мире и мир во мне» в ценностном отношении «Я- Нравственная личность».)

Классы

критерий

Тема урока

Уровень знаний

Уровень умений

Уровень навыков

1 класс

«Дисциплини-рованность»

«Наш класс» или «Мои друзья»

ЗБР, Положительная мотивация к новому кругу- классу; (рефлектив-ный перенос друзья- ученики класса)

-«-

-«-

2 класс

«Дисциплини-рованность»

«Разговор со своим Я»

Определение своей позиции в различных экс-ситуациях.

Проективная методика «Лесен-ка» В.Г.Щур

-«-

3 класс

«Дисциплини-рованность»

«Путешествие в сказку»

-«-

«Я в роли, в образе героев сказки»

Пробы в субъект-ситуации

Группо-вое взимо-действие

4 класс

«Дисциплини-

рованность»

«Лучший из лучших»

-«-

-«-

Проективная методика «Лесен-ка» В.Г.Щур

«Я в учебном процесс-

се»

5 класс

Переход  к критерию «Свобода»; ЗДР

«Я – перспек-тивное»

Для учащихся подросткового возраста (5-7 классы).

- содействовать успешному прохождению адаптации при переходе во вторую

ступень развития и обучения;

-  создать ситуацию изученности проблем взаимоотношения у учащихся в семье и в сотрудничестве с родителями;

-  осуществлять формирование познавательной, нравственно-волевой,

личностной сфер у учащихся с учетом функционально-уровневого подхода и

индивидуально-типических особенностей в обучении;

- формировать необходимые и доступные возрасту знания о полоролевых

отношениях в зоне ближайшего развития, перспективно-моделирование «Я +

будущее» в зоне дальнего развития;

- развивать способность осознания единства биологического и социального (Гармония + Я), отношение Человек-Человек (социальный интеллект, коммуникабельность).

Модель личности ( среднее звено) 

Рис 2. Ценностный критерий Творчество

Для учащихся старшего подросткового возраста (8-9 классы):

- формировать позитивную мотивацию в самопознании, самоопределении;

развивать социальный интеллект, самопринятие;

- содействовать формированию ответственности за свои поступки, развитию навыков конструктивного взаимодействия;

- способствовать раскрытию креативности в познавательной активности, личностном  и профессиональном саморазвитии;

- формировать способность к самоконтролю, самокоррекции в прилежании, умственной работоспособности;

- моделировать субъект- ситуации для получения учащимися опыта рефлексии и самоанализа своего поведения;

- воспитывать уважение к людям труда и устойчивого интереса к труду, потребности в труде и в разных профессиях;

- содействовать успешному прохождению образовательных и воспитательных программ с опорой на функционально-уровневый подход и индивидуально-типические особенности в обучении;

- формировать систему этико-моральных норм, ценностей, идеалов в рамках общения между представителями противоположных полов;

- создать условия для соответствия профессиональных намерений, личностно-значимых качеств и приоритетов при моделировании активизирующих мини-программ в личном выборе профессиональных предпочтений в «Я-перспективном».

Модель личности (старшие классы)

Рис.3 Ценностный критерий Познание

Для учащихся старшего школьного возраста (10-11 классы):

- развивать способность у учащихся старших классов на основе функционально-уровневого подхода успешно использовать методы и приемы самопознания, саморазвития, самоконтроля, самопрогнозирования;

- создать условия для обозначения основных открытий в области психологии, существенно определяющих состояние современной культуры (идеи психоанализа, современные учения о субличностях, исследования феноменов психологической защиты);

- формировать у старшеклассников мировоззрения гуманистической психологии через практические навыки самопознания и признание чужого собственного «Я» ценностями наивысшего значения;

- обучать школьников элементам практической психологии с использованием данных о закономерностях межличностного восприятия и взаимодействия и конкретных приемов позитивного решения конфликтов;

- содействовать усвоению учащимися практических приемов развития психических процессов в области делового и партнерского сотрудничества;

- развивать способность к формулированию адресного запроса в большом

социаметрическом круге (вуз, трудовая деятельность), способности брать на себя ответственность за свой выбор в профессиональном самоопределении;

- нормировать способность генерировать идеи и развивать собственную исследовательскую деятельность;

- способствовать развитию у учащихся гражданской позиции, гармонизации

и гуманизации личных и общественных ценностей и потребностей.

       Урок психологии всегда успешность, креативность, эмпатия, рефлексия каждого из субъектов. При реализации этапов урока психологии важна актуализация адресного запроса каждого обучающегося в системе целостного учебно-воспитательного процесса в условиях современной школы помогает ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СУБЪЕКТ- СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ(трансактный анализ общения по Э.Берну)

Успешности в развитии у обучающихся практических навыков и  чувства психологической безопасности способствуют субъект- субъектные отношения педагога- психолога и ученика в позиции «взрослый- дитя», «взрослый- взрослый», позиция сотрудничества, которая исходит из потребностной сферы ребенка в зоне его актуального развития. Тщательно подобранная тематика занятий.  

- «Я» + саморегуляция (ценность – Нравственность (начальная школа)). Темы занятий: Введение в контакт «Общение», «Наш класс» или «Мои                      друзья», «Мы» или «Наша семья», «Цветик-семицветик», «Каким я хочу быть», «Что такое дружба», «Выставка картин», «Сам себе режиссер», «Наша семья»,   «Путешествие в сказку», «Путешествие в сказку - 2», «Школа Мальвины», «Лучший из лучших - 2», «Веселый карандаш» (проводит артпедагог - классный руководитель).

- «Я» + самопознание (ценность – Творчество (среднее звено)). Темы занятий: «Автопортрет родителей», «Режим дня и его выполнение», «Наш внутренний мир и мир вокруг нас», «Культура речи», «Правила общения», «Я» и мои друзья», «Мозговой штурм» (мои достижения), «Девочки или мальчики», «Мальчик, юноша, джентльмен», «Девочка, девушка, леди», «Знакомство со своим именем», «Моя семья +Я», «Он и она», «Давайте познакомимся», «Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии», «Итоговое занятие. Поддержка друзей»

- «Я» + самосовершенствование (ценность – Познание (старшие классы)). Темы занятий: «Введение в семьеведение и психологию половых различий», «Отношения партнерства: любовь, дружба», «Характер и развитие личности», «Зональное пространство. Игра взаимодействие: «Прием на работу».

– «Я» + самоактуализация в будущей самостоятельной жизни (ценность – Человек (модель выпускника) + позитивные проявления совокупности приобретенных ценностей) (выпускники)) Homo Sapiens,  Homo  Faber, Homo Moralis, т.е. модель выпускника,  человека позитивно мыслящего, творческого, с высоким уровнем нравственной культуры, стремящегося к самопознанию и самоактуализации, востребованным в современном обществе. Все предложенные конспекты занятий авторского характера   имеют условное обозначение -

Конспекты занятий авторско- модифицированного характера обозначены

Авторская образовательная программа «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 классы) позволяет в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся, входящего в единую воспитательно-образовательную систему современной школы взрастить Человека будущего, личность в своей сути счастливую и профессионально самореализованную, умеющую тонко чувствовать свои внутренние потребности в доминантном самоизменении и самосовершенствующуюся, простраивающую гармоничные конструктивные субъект - субъектные отношения с социумом.

       При реализации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 классы) психологом, учителем применяются современные психологические и педагогические технологии: коммуникативный тренинг (1 класс), тренинг личностного роста (8 класс) игровые технологии, педагогическая мастерская (2-4 класс), мозговой штурм (5-7 классы), моделирование субъект-субъектных отношений в экс-ситуациях (2-11 класс), деловая игра (9-11 классы), рефлексия (1-11 классы), дискуссия, дебаты (10-11 классы), технология проектной деятельности (4-11 классы), изотерапия, арттерапия, артпедагогика, самодиагностика, самоанализ (1-11 классы), трансактный анализ (11 класс).

 В настоящее время для успешного сопровождения программы созданы методические рекомендации с включением подробных развернутых конспектов с 1 по 11 класс, «Рабочая тетрадь по психологии» для первоклассников, «Дневничок» для учащихся 2-4 классов.

Тематическое планирование программы предусматривает обязательное участие учителя - классного руководителя в реализации этапов ее прохождения: учителя-новатора с глубокими психолого-педагогическими знаниями, активного участника единой воспитательно-образовательной системы  современной школы в качестве ведущего отдельные занятия, незаменимого сотрудника школьного педагога- психолога.

В каждом подразделе мини-программ предусмотрена тематика занятий близкая и понятная для изложения педагогам и по совместительству классным руководителям во внеучебное время под кураторством школьного педагога-психолога, т.к. именно он - учитель посодействует в ученическом и родительском коллективах гармоничному развитию межличностных отношений и в индивидуальном адресном запросе ученика, родителя, повлияет на качественно новую мотивационную установку обучающегося в принятии знаний, умений и навыков в УВП.

Большое значение для решения поставленных задач имеет правильный выбор учителем коммуникативной роли. Данную специфику можно определить следующим образом: это гармоничное сочетание сотрудничества и руководства при уважении личности ученика и глубокой заинтересованности в его личностном росте.

 Феликсологическое основание есть провозглашение необходимости содействовать счастью ребенка в его реальной жизни и научать ребенка быть счастливым на этой земле. Способность быть счастливым (в разной мере ее развития) формируется в социальных условиях жизни и воспитывается, но не заложена имманентно природой человека в его личностной структуре. Счастье не случайный дар природы и не капризная воля случая. Счастье — продукт усилий самого человека. Заняв феликсологическую позицию, педагог, заботясь воспитанием счастливого человека, вынужден сделать крутой поворот к педагогической технологии, обретя в ней возможность нежного прикосновения к личности, заменив «строгое воспитание» «свободным воспитанием», научая ребенка проживать и созидать счастье жизни. Категория «счастья» обрела свое педагогическое значение, когда открылось ее жизнеформирующая роль [34].

Принцип сотрудничества требует от учителя умения организовать общение в процессе занятий, вызвать ответную реакцию учащихся особым образом выстроить свой монолог так, чтобы он по своей сущности был формой взаимодействия. Этому способствует и принцип субъектности, что  означает неуклонную направленность воздействия педагога на сознание воспитанника, на возбуждение самостоятельного осмысления происходящего и связей «Я» воспитанника с реальным миром предметов и людей, событий и явлений.

В процессе организованного взаимодействия с детьми педагог не может забывать о том, что дети – всегда субъекты, но данная им человеческой природой способность развивается в процессе актуализации духовных сил по осознанию и осмыслению себя в мире.

Реализация образовательной программы «Какое счастье быть человеком» (Самосовершенствование личности 1-11 классы) предусматривает творческое взаимодействие учителя и ученика, предполагая театрализацию, поскольку во многих заданиях предусматривается импровизационное начало, умение исполнить роль, посмотреть на то или иное явления новым взглядом, с позиции собеседника, здесь особая роль уделяется артпедагогике, как эффективному инструментарию для воплощения данных условий.

При организации и проведении занятий по программе необходимо говорить и об уместности речи – ее соответствии запросам ситуации, действенности речи – ее способности влиять на собеседника определенным образом, достигать задачи общения, поставленной говорящим, и формировать у учащихся желание поступать в соответствии с коммуникативными намерениями педагога. Данная программа содержит цикл занятий, изучающих невербальное общение – жесты, мимику, интонировку речи, либо ее отсутствие - кинесику (движения) в процессе взаимодействия людьми друг с другом, требуя от учителя знания языка жестов.

Кроме базовых педагогических способностей, педагог, реализующий программу, должен обладать рефлексивно-перцептивными умениями, т.е. иметь психологическую наблюдательность, связанную с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний, способностью эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами, поскольку в программу входят занятия, связанные с самоизменениями, эмоционально-волевыми проявлениями личности  и рефлексии воспитанников. Учитель также должен быть экспрессивным, обладать высоким эмоционально- волевымй тонусом, оптимизмом, эмоциональной восприимчивостью и отзывчивостью, самообладанием, толерантностью, выдержкой, чувством юмора.

Модель авторской образовательной программы предусматривает тесный тандем, т.е. совместную деятельность психолога – классного руководителя – учащихся – родителей. В данных методических рекомендациях представлены планы-схемы, приложения, конспекты занятий по программе, проводимых только учителем.

Роль учителя – классного руководителя незаменима в процессе реализации отдельных этапов программы, например, на первых и заключительных занятиях он является для обучающихся и супервизором, и активным участником (МЫ – вместе), организатором совместных уроков, классных и групповых консультаций с родителями, учащимися, проводником передовых и значимых идей на текущем этапе внедрения программы в конкретном классе. Кроме того, например, на занятии в начальной школе 1 класс

Занятие 1. Введение в контакт «Общение», «Наш класс» или «Мои друзья» при достижении цели: определить обучающимися свое место в позиции «Я в мире и мир во мне» в критерии «Дисциплинированность» в ценностном отношении «Я- Нравственная личность» на этапе знакомства с педагогом-психологом может существенно повлиять на принятие детьми нового  лица – педагога-психолога, принять активное участие в инсценировке сказки «Теремок».

В среднем звене при изучении «Образа своего Я», Занятие 4. «Знакомство со своим именем» учитель – классный руководитель может сделать презентацию своего имени, что будет способствовать сплочению коллектива обучающихся («Я равный среди равных»).

В старшем возрасте Занятие 27. Итоговое занятие «Дороги жизни» педагог выступает в роли эксперта, помогая оценивать ребятам свои возможности и намечаемые перспективы в дальнейшей самоактуализации, адресном запросе.

Результативность в процессе реализации программы в формировании навыков психологической безопасности у современного школьника. представлена на примере выпускных классов 4 «В»,
9 «А» класса: У учащихся 4 «в» класса выше среднего уровня проявлены параметры: «Трудолюбие», « Я и школа», «Прекрасное в моей жизни», к высокому  уровню- «Я и природа», «Любознательность», «Прилежание», высокий уровень- Я (отношение к себе),что подтверждает наличие положительной динамики в личностном развитии обучающихся при реализации поставленных программой целей и задач. В 9 «А» классе отмечена так же направленность к самоактуализации в самопринятии, саморазвитии, личностные параметры – выше среднего, высокий уровень. Вместе с тем отмечено повышение критерия «Трудолюбие» по сравнению с предыдущим годом. Он преодолел барьер среднего уровня на 7%. В учебном процессе так же отмечены у учащихся изменения: повышение учебной мотивации, активное участие в самоииследовании, исследовательской деятельности школы.

        Участники программы с 4 по 11 классы с 2005 по 20012 уч. года в научно-исследовательской деятельности на Городских Нобелевских чтениях, на Городской НПК «Шаг в будущее» заняли 16 призовых и лидируют на протяжении 5-ти лет по городу Саянску в секции «Психология»: 6- 1-х мест с темами: «Психоанализ и современный подросток», «Психофизиологические особенности наркомании у современных подростков и ее профилактика», «Толерантность современного подростка», «Дети- сироты 21 века», «Психофизиологические особенности алкоголизации современного подростка», «Электронный путеводитель в мире ПАВ для подростков» 7- 2-х мест с темами : «Как стать хорошим собеседником или формула социального успеха!», «Современность и психологическое развитие жестокости у подростков», «Социальный конфликт и способы его преодоления в профильной подготовке старшеклассников», «Девиации подростков», «Общение подростков», «Что говорят жесты». Все выше перечисленные темы используются на классный часах, результаты практических исследований представлены на молодежных форумах, в круглых столах наркопоста, городских педчтениях по психологической безопасности современных школьников, на родительских собраниях, в СМИ. На уроках психологии обучающиеся получают бесценные для их возраста знания, умения и навыки в жизненных формах, но и в практической научно- теоретической направленности. На коммуникативных тренингах, занятиях вырабатывают умения и навыки психологической толерантности в работе со стрессорами учебного и бытового характера: тема: «Потерялась мама » (начальная школа, родительско- детские отношения), деловая игра «Психолого- экологическая аптека»(старшие классы, родительско- детские отношения),практикум-семинар: «Домашнее насилие и психологическая защита» (средняя ступень, родительско- детские отношения). В 2009- 2010 учебном году обучающиеся пятый год по данной программе показали по итогам аккредитации школы пролицейский уровень обученности.

        Программа с 2007 года включена в учебный план школы с 1 по 11класс и находится на этапе внедрения .

Литература

  1. Артпедагогика: Метод. Пособие к курсам повышения квалификации / Авт.- сост. Т.А. Стефановская – Иркутск, 2008.
  2. Большой энциклопедический словарь/ под ред. В.В. Давыдова. – М., 1994
  3. Богданова О.С. О нравственном воспитании подростков/ О.С. Богданова. – М., 1994.
  4. Борисова Е.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации/ Борисова Е.М., Гуревич К.М. - ж/л Вопросы психологии, 1988, №1.
  5. Борисович О.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Борисович О.И. – М, 1987.
  6. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга/ Вачков И. В.  - Ось-89, 1999.
  7. Грецов А. Тренинг общения для подростков/ Грецов А. - СПб.: Питер, 2006
  8. Гуревич П.С. Человек. 9 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений./  Гуревич П.С. – М.: Дрофа, 1995.
  9. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире/ Дереклеева Н.И. - М.;  Вако, 2004.
  10. Жариков Е. Для тебя и о тебе/ Жариков Е., Крушельницкий Е.   - М., 1991
  11. Игры для интенсивного обучения/ под ред. В.В. Петрусинского - М.: Прометей, 1991.
  12.  Какое счастье быть человеком! (самосовершенствование личности): Авторская образовательная программа / Авт.- сост. С.И. Русина. – Иркутск, 2007.
  13.  Климов Е.А. Как выбирать профессию/ Е.А. Климов. – М., 1989.
  14.  Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения./ Климов Е.А.   - Ростов-на-Дону, 1996.
  15.  Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения / Козлов Н.И. - М.; 1997.
  16.  Коменский Я.А. Человек-психология/ Коменский Я.А. – М., 1996.
  17.  Крутецкий  В.А. Основы педагогической психологии/ Крутецкий  В.А. – М., 1992.
  18.  Кунигель Т.В. Тренинг Активизация внутренних ресурсов подростка / Кунигель Т.В.  -  СПб.: Изд-во Речь, 2006.
  19.  Махаева О.А. Я выбираю профессию/  Махаева О.А., Григорьева Е.Е. - М., 2004.
  20.  Мелибруда М. Я – Ты – Мы/ Мелибруда М. Я - М., 1986.
  21.  Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Овчарова Р.В. – М., 1972.
  22. Пермякова В.А. Индивидуально-типические особенности и функционально-уровневый подход в обучении младших школьников в норме и с отклонениями в развитии / Пермякова В.А. – Иркутск, 1992.
  23.  Пиз А. Язык телодвижения / Пиз А. – М., 2004
  24.  Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе/ Прутченков А.С.   - М.; Российсское педагогическое агенство, 1995.
  25.  Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение/ Пряжников Н.С.   - М.; Воронеж, 1996.
  26. Психология: Словарь /под общ. ред. А.В. Петровского. М.Г. Ярошевского. - 2 изд, испр., доп. - М ., 1990.
  27.  Ратанова Т. А. Психодиагностические методы изучения личности / Ратанова Т. А., Шляхта Н.Ф. - М ., 1998.
  28.  Ребер А. Большой толковый психологический словарь / Ребер А. – М., 2003.
  29.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ Рубинштейн С.Л. – Питер, 2007.
  30.  Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /под ред., Дубровиной И.В.  - Екатеринбург, 1998.
  31.  Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков / Тюшев Ю. - СПб.: Питер, 2006.
  32.  Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге/ Хрящева Н.Ю - СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2000.
  33.  Щуркова  Н.Е. За гранью урока./ Щуркова  Н.Е.  – М.: Центр гуманитарной литературы, 2004.
  34.  Щуркова Н.Е. Педагогическая технология./ Щуркова  Н.Е.  Второе издание, дополнительное. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

ар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

Новые технологии по материалом авторской образовательной программы "Какое счастье быть Человеком!" (Самочовершенствование личности 1-11 класс)"

Современные  психологические и педагогические технологии являются неотъемлимой частью занятий психолого-педагогической направленности, придают им свой неповторимый, особый колорит , активно содей...

Новые технологии по материалом авторской образовательной программы "Какое счастье быть Человеком!" (Самочовершенствование личности 1-11 класс)"

Современные  психологические и педагогические технологии являются неотъемлимой частью занятий психолого-педагогической направленности, придают им свой неповторимый, особый колорит , активно содей...

Формирование практических навыков и умений на уроках технологии в условиях недостаточной материально-технической базы мастерских

Данная работа отражает некоторые варианты организации работы с учащимися на уроках технологии при недостаточной оснащенности учебных мастерских в школе....

Программа по развитию социальных навыков «Социально важные навыки, или как стать самостоятельным». Разработана педагогами-психологами Каширской специальной общеобразовательной школы: Анищенко Н.П., Поляковой Д.Ф.

Предлагаемые материалы адресованы, прежде всего, практическим психологам, преподавателям, педагогам, всем, кто занимается адаптацией учащихся и молодежи к современным изменяющимся социальным условиям....

Cтатья к юбилею школы "Какое счастье быть полезным людям, учить его величество -народ!"

Автор статьи является свидетелем открытия "новой школы", рассказывает о становлении педагогического коллектива, о людях которые стояли у истоков образования, которые отдали всё лучшее детям! Творили, ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА курса «Экология: Природа. Человек. Культура» 7 класс

Программа курса "Экология: Природа. Человек. Культура" направлена на формирование у обучающихся 7 классов представлении о природе как универсальной ценности; изучении национальных традиций, ...