Новые технологии по материалом авторской образовательной программы "Какое счастье быть Человеком!" (Самочовершенствование личности 1-11 класс)"
план-конспект урока по психологии (9 класс) по теме

Русина Светлана Игоревна

Современные  психологические и педагогические технологии являются неотъемлимой частью занятий психолого-педагогической направленности, придают им свой неповторимый, особый колорит , активно содействуют педагогическому обогащению учебного и воспитательного пространства, способствуют успешности прохождения этапов образовательной  программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс) учащимися, повышению их личностной и учебной мотивации в области самокоррекции, саморегуляции, самопознании, самоактуализации в ценностных приоритетных отношениях к Нравственности, Творчеству, Познанию,Человеку.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Современные  психологические и педагогические технологии являются неотъемлимой частью занятий психолого-педагогической направленности, придают им свой неповторимый, особый колорит , активно содействуют педагогическому обогащению учебного и воспитательного пространства, способствуют успешности прохождения этапов образовательной  программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс) учащимися, повышению их личностной и учебной мотивации в области самокоррекции, саморегуляции, самопознании, самоактуализации в ценностных приоритетных отношениях к Нравственности, Творчеству, Познанию,Человеку.

Практическое занятие  по программе «Психология личности и межличностных отношений» 10 класс.

Критерии: мобильность, Я в социуме

Умения (соуправление зоной актуального развития в малом социометрическом круге)

Навыки

по теме: «Вертикальные» отношения и психология конфликта»

Составитель педагог-психолог Артемьева Ю.А. Консультант: Русина С.И.

Цель: профилактика конфликтных ситуаций и работа сними

Задача: самоуправление зоной актуального развития в малом и большом социометрическом круге

Методы и приемы: рефлексия, самодиагностика, метафорический тренинг, групповая дискуссия, проблемная ситуация.

 Оборудование: тест-опросник «Поведение в конфликтной ситуации», ватман, цветные стикиры, приз победителю, зеленая, красная, черная и белая шляпы

 Ритуал приветствия

Дорогие старшеклассники, давайте поприветствуем друг друга невербально: глазами, языком жестов.

  1. Организационный момент

    Притча.

Один молодой воин пришел к мудрецу пожилому человеку и спросил его:

- О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?

Мудрец задумался и ответил:

- Ты глупый молодой человек. Как невежда, подобный тебе, может понять такое?

Услышав это, молодой воин рассвирепел.

- Да за такие слова я готов тебя просто убить!

- заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца.

В это же мгновение мудрец сказал:

- Вот это и есть ад.

Услышав эти слова, воин убрал меч в ножны.

- А вот это и есть небеса, - заметил старик.

       На прошлом занятии  мы познакомились с основными понятиями: конфликт, внутренний и внешний конфликты, конструктивный, деструктивный, деловой конфликт, компромисс, дискуссия, рассмотрели этапы конфликта и управление ими.

      А теперь предлагаю Вам оценить свое собственное поведение в конфликтной ситуации, используя тест.

Инструкция: перед Вами несколько колонок, каждая из них отражает свой стиль решения конфликтов.

Колонка «А» соответствует «жесткому» типу решения конфликтов. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, в которой, по Вашему мнению, нет и не может быть изъянов и ошибок. Тип человека, который всегда прав.

Колонка «В» - «миротворческий» стиль. Вы придерживаетесь позиции, что всегда можно договориться, «две головы лучше, чем одна». Во время спора Вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые удовлетворяют обе стороны.
«С» - «компромиссный», сразу согласны на компромисс.
«Д» - «мягкий» стиль. Своего противника Вы уничтожаете добротой, с готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.
«Е» - «уходящий», Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводите конфликт до открытого столкновения.
       Прочитайте и решите, свойственно ли Вам то или иное поведение и проставьте баллы: часто – 3, иногда – 2, редко – 1.

Итак, как Вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации, во время ссоры?

Тест

Инструкция. Как Вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации, во время ссоры?
1. Угрожаю и дерусь.
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, с чем – категорически не согласен (это может снизить площадь конфликта).
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему.
11. Ною и канючу, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь все обратить в шутку.

Обработка результатов

Внести выставленные нами ответы в таблицу в соответствии с порядковым номером вопроса.

A

B

C

D

E

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 Самый высокий балл и определяет Ваш стиль решения конфликта.

      По результатам диагностики просьба проголосовать разноцветными стикирами на нашем групповом рисунке следующим образом: А – красный стикер, В – зеленый, С – желтый, Д – оранжевый и Е – синий.

       Возможны ли конфликтные ситуации в группе? Они возможны у нас в учебной группе, затем в учебно-профессиональной сфере, а затем и в будущей профессиональной сфере. Как сохранить конфликт в форме делового, перевести его в конструктивный, не переходя на личность и сохранить вертикальные отношения.

       Ваши предложения. Какие есть способы, способствующие этому? Я предлагаю вам несколько правил Д. Карнеги, которые помогут вам либо избежать конфликта или решать данный конфликт конструктивно.

9 правил Д.Карнеги «Как исправить человека, не оскорбляя его и не нанося ему обиды»

  1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
  2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.
  3. Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.
  4. Задавайте собственные вопросы, вместо того чтобы ему что-то приказать.
  5. Дайте человеку возможность спасти свое лицо.
  6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый успех.
  7. Создайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
  8. Прибегайте к поощрению. Создайте впечатление, что ошибка, которую вы хотели видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, не казалось им трудным.
  9. Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.

Решите ситуации, используя вышеуказанные правила.

  1. Директор магазина совершал обход секций. Он был доволен порядком и организацией работы. Все были заняты своим делом. Вдруг он увидел трех продавцов о чем-то увлеченно беседующих и не торопящихся на свои рабочие места. Директор окликнул их и спросил, почему они не занимаются своим делом. Продавцы стали невнятно говорить, но директор …

Что предпринял директор?

  1. Ваш подчиненный постоянно опаздывает на работу. И каждый раз, когда вы делаете ему замечание, находит оправдания, которые кажутся вполне объективными. Вы считаете, что так дальше продолжаться не может.

В чем будет состоять цель вашей критики? 

  1. Ваш непосредственный начальник постоянно недоволен вашей работой. Что бы вы не делали, он все время бракует. Вы не раз пытались подстроиться под него, но дело не изменяется. Тогда вы решаетесь высказать ему критические замечания.

Как бы вы поступили на самом деле? Что надо сделать, чтобы сохранить деловые отношения?

  1. Руководитель объясняет молодому работнику, что надо придерживаться установленных правил, а не поступать по своему усмотрению. Молодой человек раздраженно отвечает: «Вы призываете к творчеству, а сами пресекаете всякую инициативу»

Как продолжить беседу, чтобы разговор получился конструктивным?

Упражнение «Старинная английская игра»

        Цель: внесение оживления в работу группы, обсуждение некоторых причин возникновения конфликтов.

       Содержание: Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета, маленькая игрушка и т.д.). Требование к призу одно: он не должен быть хрупким. Тренер заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т.д.)

        Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Тренер включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот следующему и т.д. Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.

        Обсуждение (мини-дискуссия). После того как участники поделились своими впечатлениями об игре, тренер задает следующие вопросы: «Если бы нас с вами просили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты вы могли бы разыграть конфликты? Из-за чего могли бы возникнуть конфликты? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему?

        Далее тренер предлагает участникам ответить на вопросы: «Как можно было бы изменить инструкцию к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов?» (Сделать инструкцию более четкой, ввести некоторые ограничения и т.д.). В каком случае было бы интереснее играть: в первом или во втором  (смоделированном варианте).

Рефлексия осуществляется в виде групповой дискуссии.

Групповая дискуссия «Шляпы»

Описание дискуссии. Участники разбиваются на 4 подгруппы. Каждая из подгрупп выбирает представителя, который вытягивает жребий – бумажку, на которой написан «цвет шляпы», достающейся подгруппе. Когда шляпы распределены, дается задание: каждой из подгрупп подготовить отзыв о прошедшем занятии исходя из следующих значений цветов:

        Зеленая шляпа. Охарактеризовать занятие с позиции разума. Какие знания и умения получили, что представляется наиболее полезным. Где и как можно использовать полученные знания и умения?

        Красная шляпа. Описать занятие с позиции эмоций и чувств. Что вызвало положительные переживания, а что – отрицательные? Какие упражнения были самыми яркими в эмоциональном плане?

        Черная шляпа. Дать критическую обратную связь: отметить, что не понравилось, оказалось неприятным, скучным или бесполезным, что следовало бы сделать по-другому.

        Белая шляпа. Дать положительную обратную связь: отметить, что понравилось на занятии, что удалось, было полезным, в чем участники видят основные достижения лично для себя.

        Подгруппам дается 5-10 минут на обсуждение и подготовку к выступлению, после чего они кратко рассказывают о прошедшем занятии с позиции доставшегося им цвета.

        Упражнение «Подарок»

Это упражнение, завершающее нашу встречу.

Инструкция

Сейчас, пожалуйста, рассчитайтесь, начиная с группы в зеленых шляпах по порядку и каждый запомните свой номер. Отлично. Здесь для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните, что, вероятно, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, предназначено именно тебе.

Каждый находит в комнате листок (в виде звездочки, цветка и т.д.) со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание.

Примеры пожеланий:

  1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным
  2. Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника.
  3. В споре умей выслушать собеседника до конца.
  4. Уважай чувства других людей.
  5. Любую проблему можно решить.
  6. Будь вниманительнее к людям, с которыми общаешься.
  7. Не сердись, улыбнись.
  8. Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.
  9. Взгляни на своего обидчика – может ему просто нужна твоя помощь.
  10.  Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
  11.  Всегда внимательно выслушай своего собеседника.
  12.  Начни свой день с улыбки.

Как вы думаете: «С этого дня вам по силам справиться с деловым конфликтом или хотя бы перевести его в конструктивную форму?».

Групповая дискуссия в психологическом тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников). Между этими достаточно сильно различающимися целями имеется целый ряд других, промежуточных, целей, например, актуализация и разрешение скрытых конфликтов и устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении.

Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям. Например, можно говорить о структурированных дискуссиях, в которых задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозговой атаки"), и неструктурированных дискуссиях, в которых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается. Иногда формы дискуссий выделяют, опираясь на характер обсуждаемого материала. Так, Н. В. Семилетом предлагается рассматривать:

·        тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы;

·        биографические, ориентированные на прошлый опыт;

·        интеракционные, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.

Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, мри анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).

Дискуссии и дебаты требуют от участников наличие коммуникабельности, смелости, эрудиции.



Предварительный просмотр:

Современные  психологические и педагогические технологии являются неотъемлимой частью занятий психолого-педагогической направленности, придают им свой неповторимый, особый колорит , активно содействуют педагогическому обогащению учебного и воспитательного пространства, способствуют успешности прохождения этапов образовательной  программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс) учащимися, повышению их личностной и учебной мотивации в области самокоррекции, саморегуляции, самопознании, самоактуализации в ценностных приоритетных отношениях к Нравственности, Творчеству, Познанию,Человеку.

Игра- взаимодействие «Психолого- экологическая аптека»- технологии «Деловая игра» (детско-родительские отношения,

деловое общение) Программа «Деловое общение» 11 класс

Составитель- педагог-психолог Русина С.И. (авторская)

Участники: учащиеся 11 класса, родители, эксперты, ролевые участники-«Провизор», группа поддержки, гости, ведущий- психолог.

                                          Высшее счастье человека, хотя это и банально,

                        в принесении радости другим людям.

                                                                                                  В. Солоухин

Тема: «Глаза в глаза».

Цель : Итоговое занятие по деловому общению .Достижение социального успеха с опорой на групповые взаимодействия через личную и групповую самоактуализацию в области  ЗУН по теме.(две команды: родители- дети)

Схема деловой игры:

  1. Задание на определение самооценки (бытовые примеры)
  2. Построение позитивного общения (делового, коммуникативного)
  3. «Эмоции», практическое задание.(теория, формулы )
  4. «Чувства», .практическое задание.(теория, решение практически психологических задач.)
  5. Установление контакта. Практические задания: пантомима+ режиссура: «Прием на работу», «Случай в больнице», «Зональное пространство», «Диалог- Да», «Открытые позиции, жесты»- позитивное мышление.
  6. Проективная методика:  «Дороги нашей жизни»( до начала курса, после итогового занятия)
  7. Подведение итогов. Награждение команд.

Комментарий: Участники команд выбирают капитана, визитку, получают «рецепты-подсказки» по темам: «наводящая подсказка»- ее использование практически не позволяет потерять команде максимальное количество баллов, «подсказка- определение»- количество баллов уменьшается на 50% , «подсказка-полный ответ»- команда может рассчитывать только на поощрительные баллы. Участие -100%, активность-100%.Всем уютно и комфортно, т.к. «провизор» всегда окажет нужную помощь, но его наличие лишь заставляет активизировать участников собственные командные ресурсы. Обычно побеждает в теории –детская команда. В практике- родители. И в итоге с небольшим отрывом в пользу детей- побеждает дружба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)

НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

Новые технологии по материалом авторской образовательной программы "Какое счастье быть Человеком!" (Самочовершенствование личности 1-11 класс)"

Современные  психологические и педагогические технологии являются неотъемлимой частью занятий психолого-педагогической направленности, придают им свой неповторимый, особый колорит , активно содей...

Применение новых технологий и материалов при изготовлении витражей в домашних условиях и на уроках кружка

Целью данной работы является применение доступных материалов и технологий при создании витража в  домашних условиях и на уроках - кружка. Для достижения цели  предлагается решение следующих ...

Использование новых .технологий и ИКТ в образовательный процесс

Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного разв...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...


 

Комментарии

Русина Светлана Игоревна

Конспекты данной направленности интересны не только детям, но и педагогам, родителям. Добро, пожаловать к нашему кругу общения!