Главные вкладки

    Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс
    статья по психологии (8 класс) по теме

    Русина Светлана Игоревна

    Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себя

    индивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой группе все тонкие грани собственной индивидуальности , сделать их неотъемлимыми и актуальными как для себя , так и для референтной группы: класса, родителей, классного руководителя, учителей, психолога. Эта задача вполне по силам современным психолого-педагогическим технологиям, но с обязательным условие- наличием высокой мотивации современного школьника к самому инновационному, созидательному процессу формирования «Я- концепции» в Я- глобальном в  зонах его ближайшего и дальнего развития в малом и большом социометрическом круге.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл novye_tehnologii_2_stupen.docx20.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной  программы «Какое счастье быть человеком!»

    (Самосовершенствование личности 1-11 класс.) (вторая ступень)

    Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себя

    индивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой группе все тонкие грани собственной индивидуальности , сделать их неотъемлимыми и актуальными как для себя , так и для референтной группы: класса, родителей, классного руководителя, учителей, психолога. Эта задача вполне по силам современным психолого-педагогическим технологиям, но с обязательным условие- наличием высокой мотивации современного школьника к самому инновационному, созидательному процессу формирования «Я- концепции» в Я- глобальном в  зонах его ближайшего и дальнего развития в малом и большом социометрическом круге.

    В средней ступени  (5- 8 классы)у ребят появляются большие возможности для адаптации и апробации таких современных технологий, как тренинговая система, дискуссии, беседы, деловые игры  и других.

     Модель Я-образа предлагает обратиться к « Я-творческая личность»( 5-8 классы)- авторский вариант модели, педагог-психолог Русина С.И.

    Хотелось бы отметить тот момент, что каждый ребенок, приходящий на занятия к психологу ждёт маленького чуда – сопричастия в интересном деле или творческом проекте в малых или больших подгруппах, но пока участие в групповом взаимодействии учащиеся выбирают сами, что явно свидетельствует о некотором затруднении в коммуникативных связях среди сверстников. И в усилении мотивации к саморазвитию на занятиях так же может помочь такие технологии, как  «Тематическая беседа», «Творческий проект», «Мозговой штурм».

       Например: в 5 «В» классе при прохождении темы «Режим дня и его выполнение» (личностная саморегуляция, самостоятельность, свобода, активность, инициативность) ребятам удалось составить наиболее яркий образец режима дня после самостоятельных  работ – коллаж с помощью постеров, цветных вставок, где многим из них удалось выразить и свои чувства к таким казалось бы обыденным понятиям как самообслуживание, время суток, смена деятельности, самоподготовка к школе. Для таких учеников это был настоящий «Урок счастья!» Но в этом же классе одной девочке  не «нашлось места» среди одноклассников и она попросила выполнить эту работу дома, самостоятельно. Коллаж получился не менее замечательным, ребёнок был поощрён на уровне детей – победителей. У девочки, так же как и одноклассников, проявились и активность, и самостоятельность, и свобода выбора, но лидерские качества большинства детей из группы-  из-за которых она вынуждена была «уйти», могут вытеснить этого ребёнка и в следующий раз в «одиночное плавание» по безбрежному морю творчества, и этот вопрос предстоит ещё порешать с классом. Ведь, очень сложно быть и « в обществе и быть от него свободным». И, надеюсь, нам поможет тема «Изучение темперамента» и «Исследование самооценки» (Я – отношение  к себе и ко мне).

       И прежде чем ребёнок получит позитивные результаты в самовоспитании, как неотъемлемой и важнейшей части саморазвития, ему предстоит пройти нелегкий путь становления в тесном и сложном взаимодействии воспитателя, педагога-психолога, его педагогической организации и собственно воспитательного воздействия, как внешней его части. И внутренней части процесса – уже собственно психической деятельности ребенка как субъекта саморазвития, самовоспитания, она представляет собой восприятие, переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества; интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применение их осуществляет сама личность, т.е перейти из понятия «Я-творческая личность» к групповому сотворчеству, симбиозу личного и общественного социального успеха в группе сверстников.

    «Всякое воспитание есть в конечном счёте самовоспитание.» - Л.С.Выготский.

    Педагогом – психологом Артемьевой Ю.А. разработаны  и апробированы:

    Практический курс по программе «Сотвори себя» (8 класс)

    (элементы тренинговой технологии)

    Занятие 6. «Я» глазами других»

    Цель занятия:

    - создание условий для самоанализа подростков на основе значимой обратной связи;

    - развитие социального интеллекта подростков и навыков внимательного отношения к другому человеку;

    - создание условий для повышения уровня самопринятия подростков

    Ритуал  приветствия

    Упражнение 1 «Постройся по...»

    Цель: сплочение группы

    Среди ребят выбирается ведущий, которому предлагается построить класс в шеренгу таким образом, чтобы справа оказался человек с самыми светлыми глазами, слева — с самим темными (другие варианты; цвет полос, температура рук и т. д.).

    Каждое задание выполняется по очереди 3—4 подростками. Затем инструкция меняется и выбираются следующие ведущие. Интересный ход: предложить построиться по этому же критерию самостоятельно, без всякого ведущего.

    Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не побывает в роли ведущего.

    В ходе обсуждения выясняется, что люди воспринимают одного и того же человека по-разному. Есть такие вещи, которые мы в себе не замечаем и сказать о них нам могут другие люди («В чужом глазу соринку видим...»).

    Упражнение 2  «Кто ты?»

    Цель: развитие социального интеллекта и навыков внимательного отношения к другому человеку.

             

    Ребята работают в парах с теми одноклассниками, с которыми им комфортнее (либо в тройке, организуя работу «по кругу»).

    Необходимо обменяться тетрадями, и каждый выполняет за другого уже известное ему задание «Кто Я?», сделав акцент на психологических особенностях напарника.

    Так же, как и в случае задания «Кто Я?», на работу отводится 15  минут.

    Перед этим упражнением необходимо особо напомнить ребятам о правилах работы на уроке психологии, принятых на первом уроке, потому что у некоторых может возникнуть соблазн написать в адрес партнера несколько резкостей или грубостей.

    По завершении работы тетради возвращаются к хозяевам.

    Индивидуальная работа в тетрадях:

    Нравится ли мне это описание? Почему? С чем я не согласен? Почему?

    Комментарии: данное упражнение позволяет учащимся превратить процесс самопознания в процессе коллективного узнавания каждой личности. Многие участники отмечают, что самим очень трудно объективно себя оценивать, так как многим несовсем приятно говорить о своих положительных или отрицательных качествах в зависимости от самооценки. Кроме того, уч-ся подчеркивают, что многое узнали нового о своих одноклассниках.

    Обсуждается вопрос: можно ли по портрету судить о психологических особенностях человека, отличающих его от других людей? В качестве иллюстраций можно предложить ребятам репродукции портретов известных людей, желательно не только «классических», но и символических.

            Упражнение 3 « Я глазами других»

              Цель: получение обратной связи

            Ход упражнения:

            Ведущий предлагает желающим получить свой реальный, психологический портрет (не на словах, а на бумаге). В течение занятия в роли натурщика побывают только 2 человека. Остальные подростки делятся на 2 подгруппы и становятся художниками. Необходимо изобразить «натурщика», стремится не к портретному сходству, а следовать принципу «Я вижу его так», отображая его психологические особенности. Рисунки могут быть метофаричными. До окончания упражнения «художники» не имеют права разговаривать. Время на выполнение рисунка – 15 минут.

            Затем устраивается выставка портретов. «Натурщики» высказываются по   поводу портретов, уточняют идеи, вложенные в портреты. Желательно, чтобы в роли натурщиков выступили ребята с устойчивой самооценкой, которого не особенно заденут мнения одноклассников.

    Комментарии: это упражнение проводится только в подготовленной, позитивно настроенной и сплоченной группе, так как описание портретов невсегда носят только позитивную окраску. Очень полезным данное упражнение является для участников, имеющих завышенную самооценку, либо для любителей «покоментировать с места». Обычно это упражнение требует от участников глубоко включения и безпредвзятости в оценке, должно регулироваться трениром.

            Упражнение 4 «Что обо мне сказали»

            Цель: рефлексия по отношению к одноклассникам

             Ход упражнения:

            Ребятам предлагается написать достоинства и недостатки        своих одноклассников.

    Мои недостатки глазами других

    Мои достоинства глазами других

            

            Упражнение 5 «Скажи о себе что-нибудь хорошее»

            Цель: развитие навыком положительного самоотношения.

            Ход упражнения:

            Каждый вытаскивает из колоды карточку, на которой написано незаконченное предложение. Его надо закончить вслух.

    - Мне нравится, что я…. (умный, ношу модную одежду…)

    - Вчера я сделал хорошее дело… (убрал в комнате,…)

    - У меня есть такое хорошее качество… (я доброжелателен…)

    - Меня есть за что похвалить, например (я не сплетничаю…)

    - Я расскажу вам о своем хорошем поступке. Однажды…

    Комментарии: вышеописанное упражнение помогает закончить занятие на позитивной ноте. Развивать в себе саморегуляцию, целеполагание, помогает прогнозировать позитивную субъект-ситуацию, формирует морально-нравственные приоритеты.

       Работа в тетрадях:  как я себя чувствовал, говоря при всех о своих положительных качествах (данный подход соответствует внутренним потребностям учащихся.)

    Завершение занятия  ☺(рефлексия)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)

    НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...

    Новые технологии по материалом авторской образовательной программы "Какое счастье быть Человеком!" (Самочовершенствование личности 1-11 класс)"

    Современные  психологические и педагогические технологии являются неотъемлимой частью занятий психолого-педагогической направленности, придают им свой неповторимый, особый колорит , активно содей...

    Новые технологии по материалом авторской образовательной программы "Какое счастье быть Человеком!" (Самочовершенствование личности 1-11 класс)"

    Современные  психологические и педагогические технологии являются неотъемлимой частью занятий психолого-педагогической направленности, придают им свой неповторимый, особый колорит , активно содей...

    Описание педагогического опыта по использованию современных технологий в образовательном процессе

    Описывается опыт применения системно - деятельностного подхода к обучению информатике. Информатика не может быть скучной! Эти слова наиболее полно выражают моё отношение к информатике как учебному пре...

    Использование современных технологий в рамках подготовки к ЕГЭ И ОГЭ по иностранному языку.

    В данной работе предложены способы использования презнтации при одготовке к устной части экзамены ЕГЭ и ОГЭ по иностранному языку....

    Использование современных технологий в рамках подготовки к ЕГЭ и ОГЭ: обучение говорению

    тренировочные упражнения для подготовки к разделу "Говорение"...