Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Дизайн костюма" для обучающихся 1-4 классов
рабочая программа по теме

Комарницкая Елена Брониславовна

Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Дизайн костюма" для обучающихся 1-4 классов апробирована в МБОУ "Яйская СОШ №2". Включает такие темы, как "Обработка материалов для костюма", "Создание дизайнерской модели", "Создание коллекции костюмов из различных материалов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dizayn_kostyuma_1-4_kl.doc660.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Яйская средняя общеобразовательная школа № 2»

ДИЗАЙН КОСТЮМА

Авторская образовательная программа

внеурочной деятельности

для учащихся 1- 4 классов

общеобразовательных учреждений

(Срок реализации программы: 4 года)

Автор:

учитель технологии

высшей квалификационной категории

Елена Брониславовна Комарницкая

Яя

2011

Пояснительная записка

        Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

        Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в творческой  деятельности. Одной из форм творческой деятельности – является  школа после уроков

        Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с  отстающими или одарёнными детьми.

        Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - творец). При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение прикладного искусства.

        Содержание данной рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к прикладному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

        Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.

        Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Актуальность программы:

        Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества младших школьников обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории педагогической деятельности.

        Сегодняшний покупатель, имея большой объём информации о модной одежде, стал более требовательным. Мало шить просто качественно, современная одежда должна быть на полшага впереди с точки зрения актуальности, интересного, стильного решения модели, качества ткани; обеспечивать хорошую посадку на фигуре. Развитие производства одежды выдвинуло свои жёсткие и во многом уже чётко определённые требования. На предприятиях нужны художники, способные оперативно создавать модели по возникающей в ходе работы необходимости. Художник должен быть знатоком технологии, конструирования текстиля и фурнитуры, типологических особенностей всех групп потребителей и многого другого, с чем неразрывно связан дизайн одежды.

        В нашем регионе нет отделения, на котором готовят художников-проектировщиков костюма. Однако с каждым годом увеличивается количество девушек, желающих получить такую специальность. Но для поступления в технологические учебные заведения необходима достаточная подготовка. Для того чтобы стать модельером, недостаточно сдать экзамен по рисунку и живописи. Необходимо познакомить школьников со спецификой работы художника-проектировщика, художника–модельера, дизайнера одежды, дать начальное представление о его деятельности.

Отличительная особенность программы: возможность самопознания через реализацию себя в выбранном виде деятельности.

Программа поможет детям найти свой вид творческой деятельности, будет способствовать духовно-нравственному становлению личности.

Цель курса:

создание возможностей творческого развития обучающихся.

Задачи программы:

Образовательные: сформировать знания о дизайне костюма на уровне применения в различных видах декора; обучить выполнять изделия в технике аппликации и лоскутной технике.

Воспитательные: вызвать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности.

Развивающие: улучшить сенсорные и моторные навыки обучающихся, развить пространственное воображение, глазомер, способность ориентироваться в информации различного вида.

Принципы программы:

Принцип творчества – развитие фантазии, образного мышления.

Принцип индивидуально-личностного подхода – учет индивидуальных способностей и мнения каждого обучающегося. Обучающийся сам выбирает себе работу на занятии. Поощряется творческий подход к выполнению любой работы.

Принцип коллективизма – изготовление коллективных работ через создание дружеской обстановки на занятиях, взаимопомощи и взаимопонимания.

Методы программы:

• наглядные – знакомство с иллюстративным материалом, образцами поделок,  которые сопровождают рассказ и беседу педагога.

• словесные – индивидуальные и групповые инструктажи, беседы, рассказ, объяснение.

• практические – являются естественным продолжением и закреплением теоретических знаний. Педагог демонстрирует выполнение определенных операций и их последовательность.

        В педагогической работе используются индивидуальные и групповые методы обучения. А также известные приемы, максимально экономящие учебное время, такие как, самостоятельное изучение материала, с целью донесения его до других обучающихся, выполнение работ в домашней обстановке.

        Программа курса рассчитана на 4 года обучения.

Для детей младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет).

Программа построена так, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали практическим работам.

1 год обучения 34 часа: теория – 9 часов, практика – 25 часов;

2 год обучения 34 часа: теория – 8 часов, практика – 26 часов;

3 год обучения 34 часа: теория – 12 часов, практика – 22 часа.

4 год обучения 34 часа: теория – 8 часов, практика – 26 часов;

Занятия проводятся 1 раз в неделю  по 1  учебному часу

Основной формой организации учебного процесса в творческом объединении являются занятия, продолжительностью: 1 год обучения – 35 мин, 2, 3, 4 год по 45 минут.

Занятия проводятся по следующей схеме:

•  организационный момент

•  повторение пройденного материала

•  изложение новой темы

•  практическая работа

•  подведение итогов занятия.

Наряду с объяснением и демонстрацией используются такие формы работы, как: лекции, беседы, встречи с интересными людьми, связанными с профессией швеи, дизайнера.

В программе освещаются следующие основные разделы:

Аппликация из бумаги.

Аппликация из различных материалов.

Дизайн народного костюма.

Эксклюзивный дизайн.

        Программа построена так, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали практическим работам. При изложении материала учитывается возраст детей. Каждая ступень имеет обучения имеет свои специфические черты, свои сложности. Работать над собой, осознанно выполнять заданный материал, уметь анализировать свои ошибки. Важно давать детям теорию, чтобы они были более грамотными. На каждой ступени обучения большое внимание уделяется технике выполнения технологических операций. Творческий рост обучающихся – неотъемлемая часть задачи, которая стоит перед каждым педагогом.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

Программа будет успешно реализована, если:

- будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;

- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности.

В результате прохождения программного материала 1 года обучения, обучающиеся имеют представление о

- истории старинного рукоделия – лоскутного шитья и аппликации;

- материалах, применяемые в аппликации и в лоскутопластике;

- технологических приёмах  выполнения аппликации из различных материалов;

могут знать

- технику безопасности при работе с иглой, ножницами, швейными булавками;

- свойства бумаги;

- технику аппликации;

могут уметь

- правильно организовывать рабочее место;

- отличать лицевую и изнаночную сторону ткани;        

- выполнять правильную раскладку шаблонов;

могут владеть

- навыками вырезания деталей

- составлением  композиционного построения узора.

К концу 2 года обучения обучающиеся имеют представление о

- истории старинного рукоделия –  аппликации;

- выполнении аппликации из различных материалов;

- ручных  работах;

могут знать

- основные и дополнительные материалы для изготовления изделий

- приемы приклеивания и соединения деталей;

- виды аппликаций;

могут уметь

- определять долевую и уточную нить;

- выполнять эскизы;

- выполнять простейшие способы сборки коллажа;

могут владеть

- знаниями о различных видах аппликации

- знаниями ухода за изделиями с отделкой аппликацией и в технике коллажа.

К концу 3 года обучения обучающиеся имеют представление о

- истории старинного рукоделия –  аппликации;

- выполнении аппликации из различных материалов;

- ручных  работах;

могут знать

- основные и дополнительные материалы для изготовления изделий

- приемы приклеивания и соединения деталей;

- виды аппликаций;

могут уметь

- определять свойства бумаги и ткани;

- выполнять моделирование;

- выполнять  способы декорирования модели.

могут владеть

- знаниями о различных видах ручных швов

- знаниями ухода за изделиями с отделкой аппликацией и в технике лоскутного        шитья.

К концу 4 года обучения обучающиеся имеют представление о

- различных видах дизайнерского искусства;

- истории развития моды;

могут знать

- способы прикрепления бисера, блесток, шнура;

- особенности обработки бросового материала;

- правила подбора аксессуаров;

могут уметь

- правильно подобрать материал и подготовить его к работе;

- увеличивать и уменьшать детали;

- выполнять окончательную отделку изделия;

могут владеть

- технологией выполнения различных видов дизайна костюма;

- культурой оформления своей работы.

        Условия для реализации программы – является помещение с хорошим освещением и вентиляцией. Кабинет должен быть удобным для занятий, оборудованным швейными машинами, раскройным столом, классной доской, местом для утюжильных работ. Для оформления кабинета можно использовать лучшие работы обучающихся.

        Для работы нужны: ножницы, бумага, иглы разного размера, наперстки, пяльцы, нитки швейные и мулине разных цветов, сантиметровая лента, линейки, карандаши, фломастеры, портновский мел, клей ПВА.

        Материалом для изготовления изделий служат: цветная бумага, картон, различные виды  ткани (хлопок, шерсть, габардин), мех, фетр, сукно, скотч, полиэтилен.

        Обучающиеся должны иметь для работы альбом, где выполняются эскизы изделий, зарисовки новых моделей; тетрадь для записей правил и последовательности изготовления каждого изделия.

        На первых занятиях обучающиеся знакомятся с правилами поведения, планом работы, образцами, учебным помещением, инструментами и материалами.

        Приступая к практической работе, для обучающихся проводятся инструктажи по технике безопасности: в начале работы - Вводный инструктаж, во время работы – Текущий инструктаж, по окончании работы – Заключительный инструктаж.

        По результатам обучения за первый год проводится итоговое занятие, на котором каждый обучающийся представляет свою работу. Такой подход позволяет проявить свои способности наиболее ярко и в том виде деятельности, который ему ближе. По окончании второго и третьего года обучения, итоговое занятие проходит в форме защиты творческого проекта. Каждый обучающийся представляет изделие, эскиз, по которому выполнена работа, и небольшой устный комментарий.

        Формой подведения итогов реализации программы является мониторинг знаний и умений обучающихся.

        Итогом работы деятельности обучающихся являются итоговые работы, конкурсы и выставки.

Календарно – тематическое планирование

1 год обучения

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Количество

часов

Дата проведения занятия

Дата проведения занятия

Всего

Лекции

Практика

1

Введение. Правила поведения учащихся. Правила техники безопасности.

1

2

Что такое дизайн костюма?

1

3

Знакомство с историей костюма

1

4

Произведения живописи и графики о костюме

1

5

Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку)

1

6

Народные традиции в костюмах разных стран

1

7

Народные традиции в костюмах разных стран

1

8

Эпоха, стиль, мода

1

9

Дизайнерские хитрости

1

10

Как составить эскиз костюма?

1

11

Составление эскиза костюма

1

12

Составление эскиза костюма

1

13

Составление эскиза костюма

1

14

Краткие сведения из истории создания аппликации

1

15

Орнамент в декоративно-прикладном искусстве

1

16

Симметрия и асимметрия в композиции

1

17

Аппликация из бумаги

1

18

Необходимые инструменты и приспособления для работы с аппликацией.

1

19

Платье принцессы в технике аппликация

1

20

Разработка моделей

1

21

Изготовление шаблонов

1

22

Подбор материалов

1

23

 Раскрой деталей

1

24

Изготовление плоскостной аппликации

1

25

Изготовление плоскостной аппликации

1

26

Изготовление плоскостной аппликации

1

27

Изготовление плоскостной аппликации

1

28

Изготовление изделия (кукла в дизайнерском наряде).

1

29

 Изготовление изделия (кукла в дизайнерском наряде).

1

30

Изготовление изделия (кукла в дизайнерском наряде).

1

31

Изготовление изделия (кукла в дизайнерском наряде).

1

32

Защита творческих проектов

1

33

Защита творческих проектов

1

34

Защита творческих проектов

1

Всего:

34

9

25

Календарно – тематическое планирование

2 год обучения

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Количество

часов

Дата проведения занятия

Дата проведения занятия

Всего

Лекции

Практика

1

Введение. Правила поведения учащихся. Правила техники безопасности.

1

2

Знакомство с историческим костюмом

1

3

Произведения живописи и графики об историческом костюме

1

4

Составление эскиза древнего костюма

1

5

Составление эскиза древнего костюма

1

6

Эпоха, стиль, мода

1

7

Костюм в Древнем Египте

1

8

Элементы декора в египетском костюме

1

9

Составление эскиза костюма

1

10

Составление эскиза костюма

1

11

Составление эскиза костюма

1

12

Аппликация из ткани на твердой основе

1

13

Возможности аппликации, его связь с направлениями современной моды

1

14

Необходимые инструменты и приспособления для работы с аппликацией.

1

15

 Изготовление плоскостной аппликации

1

16

 Изготовление шаблонов

1

17

Подбор материалов

1

18

Обработка материалов

1

19

Изготовление изделия (кукла в наряде эпохи).

1

20

Раскрой деталей

1

21

Обработка деталей костюма

1

22

Сборка деталей костюма

1

23

Сборка деталей костюма

1

24

Сборка деталей костюма

1

25

Сборка деталей костюма

1

26

Изготовление изделия (кукла в наряде эпохи).

1

27

Оформление готового платья

1

28

Выполнение головного убора

1

29

Выполнение головного убора

1

30

Оформление готового головного убора

1

31

Художественное оформление изделия различными материалами: бисером и блестками, кожей, мехом, пухом, шерстью

1

32

Художественное оформление костюма вышивкой гладью

1

33

Окончательная отделка изделия. Защита творческих работ

1

34

Защита творческих работ

1

Всего:

34

8

26

Календарно – тематическое планирование

3 год обучения

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Количество

часов

Дата проведения занятия

Дата проведения занятия

Всего

Лекции

Практика

1

Введение.

1

2

Знакомство с русским народным костюмом

1

3

Произведения живописи и графики о народном костюме  

1

4

Народные промыслы.

1

5

Использование элементов народного промысла в дизайне костюма

1

6

Золотая хохлома

1

7

Эскиз костюма с элементами росписи под хохлому

1

8

Гжельские мотивы

1

9

Эскиз костюма с элементами росписи под хохлому

1

10

Жостовские подносы

1

11

Эскиз костюма с элементами росписи жостовских  мотивов

1

12

Дымковская игрушка

1

13

Эскиз костюма с элементами росписи под дымковскую игрушку

1

14

Палехские мастера

1

15

 Эскиз костюма с элементами палехского декора

1

16

Проектирование модели костюма с использованием мотивов промыслов

1

17

Проектирование модели костюма с использованием мотивов промыслов

1

18

Проектирование модели костюма с использованием мотивов промыслов

1

19

Проектирование модели костюма с использованием мотивов промыслов

1

20

Русский костюм, как оберег

1

21

Кукла-берегиня

1

22

Кукла-закрутка

1

23

Дизайн костюма для куклы-закрутки

1

24

Дизайн костюма для куклы-закрутки

1

25

Дизайн костюма для куклы-закрутки

1

26

Кукла в народном костюме разных губерний

1

27

Дизайн костюма для народной куклы

1

28

Стилизация костюма

1

29

Выполнение костюма  в народном стиле

1

30

Выполнение костюма  в народном стиле

1

31

Выполнение костюма  в народном стиле

1

32

Художественное оформление костюма

1

33

Окончательная отделка изделия. Защита творческих работ

1

34

Защита творческих работ

1

Всего:

34

12

22

Календарно – тематическое планирование

4 год обучения

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Количество

часов

Дата проведения занятия

Дата проведения занятия

Всего

Лекции

Практика

1

Введение. Правила техники безопасности.

1

2

Знакомство с историей дизайна. Великие модельеры.

1

3

Что такое подиум.

1

4

Просмотр видеороликов с показов мод

1

5

Что такое уличная мода

1

6

Высокая мода

1

7

Школьная мода

1

8

Выполнение эскиза школьной модели

1

9

Дизайн школьной одежды

1

10

Выполнение аксессуара для школы

1

11

Выполнение аксессуара для школы

1

12

Что такое эксклюзив

1

13

Модели из бросового материала

1

14

Модели из бумаги, полиэтилена, фольги

1

15

Модели из фантиков

1

16

Разработка будущего костюма из фантиков

1

17

Коллективная творческая разработка модели

1

18

Коллективная творческая разработка модели

1

19

Подбор материалов

1

20

Обработка материалов для костюма

1

21

Обработка материалов для костюма

1

22

Создание дизайнерской модели

1

23

Создание дизайнерской модели

1

24

Создание дизайнерской модели

1

25

Создание дизайнерской модели

1

26

Создание коллекции костюмов

1

27

Создание коллекции костюмов

1

28

Создание коллекции костюмов

1

29

Что такое дефиле

1

30

Реальные модели для портфолио

1

31

Идеи из гардероба

1

32

Стиль и изюминка презентации

1

33

Презентация работы

1

34

Итоговое занятие

1

Всего:

34

8

26

Перечень ключевых слов

Дизайн

Дизайн костюма

Моделирование

Эскизирование

Конструирование

Композиция

Ритм

Орнамент

Раппорт

Цветоведение

Хроматические цвета

Ахроматические цвета

Инструменты

Приспособления

Способы увеличения рисунка

Симметричный узор

Размер и место узора

Тональность

Насыщенность

Обработка края

Отделка изделия

Дизайнер

Материаловедение

Гигроскопичность

Основа, уток

Резец

Сантиметровая лента

Стежок

Строчка

Творческий проект

Лоскутная техника

Шаблон

Калька

Литература

Для учащихся:

  1. Голыбина Г. Вкус и мода. – М., 2006
  2. Дорожкин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты (Рабочая тетрадь по основам народного хозяйства). – М.: Мозаика-синтез, 2000. -120с.
  3. Журнал. Интерьер +дизайн. – 2010. - №7
  4. Журнал мод //Рукоделие. - № 3, 2012
  5. Журнал «Елена. Рукоделие». - №1, 2009г., №1, 2010г., №№ 2, 4, 5. 2008.
  6. Нерсесов Я. Я познаю мир. Детская энциклопедия. – М, 2008.
  7. Синичкина К.В. Настольная книга для юной модницы. М., 2010.
  8. Современная энциклопедия для девочек: Для ст.шк.возраста /авт. сост.Е.А. Добрицкая, Н.М. Волчак. – Мн.: Современный литератор, 2008. -608с.

Для учителя:

  1. Андреева А.Ю., Богомолов Г.И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. – СПб.: «Паритет», 2001. – 120с.
  2. Афонькин С.Ю. Орнаменты народов мира. – СПб.: Кристалл, 2004. – 254с.
  3. Голыбина Г. Вкус и мода. – М., 1974
  4. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. – М., 2000.
  5. Журавлёва И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. – М., 2003.
  6. Зайцев В. Такая изменчивая мода. – М., 1980.
  7. Дорожкин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты (Рабочая тетрадь по основам народного хозяйства). – М.: Мозаика-синтез, 2000. -120с.
  8. Каченаускайте Л. Аппликация. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. -76с.
  9. Криксунова И. Создай свой имидж. – С.-П., 2010.
  10. Коммисаржевский Ф. История костюма. – Минск, 2000.
  11. Малахова Е. Изготовление искусственных цветов. Серия «Учебный курс» Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. -320с.
  12. Осетров Е.И. Живая древняя Русь. – М.: Просвещение, 2003.
  13. Основы художественного ремесла /под. В.А.Барадулина. – М.: Просвещение, 2001. -186с.
  14. Своими руками. Журнал «Девчонки – мальчишки», № 7 2007. – 16-17с.
  15. Современная энциклопедия для девочек: Для ст.шк.возраста /авт. сост. Е.А. Добрицкая, Н.М. Волчак. – Мн.: Современный литератор, 2008. -608с.
  16. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – М.: Титул, 2002. – 234с.
  17. Холмянский Л., Щипошов А. Дизайн. – М., 2005.
  18. Тэтхем, К. Дизайн в моде. Моделирование одежды. – М,: РИПОЛ классик, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)

НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...

Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Лоскутная пластика" для обучающихся 5-7 классов

Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Лоскутная пластика" для обучающихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений. Срок реализации 3 года. Рецензирована кандидатом педагогиче...

Образовательная программа по математике для обучающихся 5-9 классов

Математическое образование в системе среднего (полного) общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии ...

Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку 2 класс «Lernen macht Spaß»

Рабочая программа (внеурочная деятельность) по немецкому языку для учащихся начальных классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и связана с обр...

Программа кружка « Ритмика» . Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся 1-4 класс

Программа «Ритмика» предназначена для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста посредством классического танца, так как он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин...

Проект программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-9 классов «Югра - моё наследие» (волонтёрское движение) в рамках реализации образовательной программы основного общего образования

Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, образовательной программой МБОУ  «Комсомольская  ООШ»,  локальными  актами  школы,  на  основе  мет...

Авторская образовательная программа "Обновление уроков истории в 5-11 классах"

Данная программа включает в себя макро-, мезо-, микроуровни, в которых раскрываются приемы и формы работы с учащимися в соответствии с их возрастными особенностями....