Авторская образовательная программа "Обновление уроков истории в 5-11 классах"
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Фазылзянова Ильмира Ильдусовна

Данная программа включает в себя макро-, мезо-, микроуровни, в которых раскрываются приемы и формы работы с учащимися в соответствии с их возрастными особенностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obnovlenie_urokov_istorii_5-11_klassy.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская образовательная программа  

 «Обновление уроков истории в 5-11 классах»

Вследствие краха тоталитарной идеологии гуманитарный блок дисциплин, изучаемый в средней школе, оказался в результате реформы 1990 года наиболее раскрепощённым, что стимулировало множество инноваций. Образовавшийся после крушения вульгаризованной марксистской парадигмы вакуум не могут в полной мере заменить цивилизационный, культурологический, социологический, стадиальный и другие подходы, каждый из которых акцентирует внимание лишь на отдельных сторонах исторического процесса. Часто вариативность программ и учебников оборачивается отсутствием единых критериев, определяющих подходы к разработке учебных программ, учебно-методических комплексов. Введение в 1994/1995 учебном году в республике Татарстан концентрической системы исторического образования привело к нарушению сбалансированных многолетним опытом межпредметных связей, преемственности между самими концентрами, равно как и между средней и высшей школы.

Всё это объективно первоначально не только снижало уровень исторической подготовки учащихся, но и препятствовало формированию высоких гражданских и патриотических качеств личности. Намечаемый в будущем переход к 12-летнему школьному образованию позволит решить проблему повышения уровня гуманитарной подготовки учащихся с учётом выработки единых подходов в решении проблем преподавания истории, наиболее адекватно отражающих объективные потребности общества XXI века.

Залогом нашего будущего прогресса в области исторического образования является, по мнению многих теоретиков и практиков, выполнение одного непременного условия – постоянная опора на самих себя, на свои культурно-образовательно-воспитательные традиции, на этнопедагогику, на критическое осмысление и освоение зарубежного опыта с непременной ориентацией на непрерывное творческое саморазвитие наших отечественных образовательно-воспитательных систем, основываясь на идеях самопознания и самосовершенствования Н.Бердяева, на идеях становления «пассионарных личностей» Л.Гумилёва, на приоритетах духовных ценностей Г.Флоренского, что далеко не характерно ни для американской, ни для европейской педагогики, опыт которых развивают некоторые педагогические системы.

Пояснительная записка

Представленная программа составлена в соответствии с государственными стандартами и концепцией исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и отражает содержание и методику преподавания истории с учётом национального компонента системы образования республики Татарстан.

Данная программа по обновлению исторического образования построена на восприятии истории как гуманитарно-ценностной дисциплины, усвоение которой должно быть построено на оптимальном сочетании различных подходов в анализе исторических фактов, процессов и явлений, создание системного взгляда на объект изучения при помощи методов вспомогательных, прикладных дисциплин педагогики, культурологии и самой исторической науки с учётом возрастных особенностей учащихся, т. е. на основе использования достижений педологии (смежная наука педагогики и психологии).

На основе этих наук в программе будут представлены новые учебные технологии и формы организации учебного процесса по следующим уровням: макро-, мезо- и микроуровень.

Макроуровень – это общее строение, структура школьного курса истории в целом. Историки-практики до сих пор спорят, как преподать ученикам этот курс: от простого к сложному или от более общих задач к задачам частного характера. Учитывая возрастные особенности учащихся, следует в 5-6 классах использовать решение общих задач через несложный источник информации и систему подсказок, необходимых для их решения, а затем с каждым годом усложнять источник информации и сворачивать систему подсказок. Для начального обучения истории допустимо ответ «замаскировать», т.е. учитель должен принимать во внимание особенности психики и формирующегося мышления учащегося, обучая и воспитывая его на вербально-семантическом уровне. В 7-8 классах учитель может использовать методику жестко-регламентируемой учебно-познавательной  деятельности учащихся, основанной на инструктивно-поисковом методе, т.е. учитель направляет ученика к объекту обучения и результату через промежуточные задания, выводы, внесение корректив. Данная методика действует на когнитивном уровне, т.е. формирует духовные ориентиры личности, развивает культуру умственного труда. В 9-11 классах учитель вправе требовать от учеников извлекать необходимую информацию из неадаптированных документов, критически анализировать историографию, т.е. строить учебно-познавательную деятельность на мотивационно-прагматическом уровне. Система исторического образования помогает соблюсти все эти три уровня в процессе обучения и воспитания учащихся на макро-уровне. На уроках истории в 10-11 классах учителю предоставляется возможность разделить историю на её составляющие: экономическую историю, социальную историю, интеллектуальную историю и выявить влияние одних исторических эпох на другие в различных сферах жизнедеятельности общества, т.е. дать учащимся навыки проведения аналогий и прогнозирования будущего.

Одним словом, учитывая возрастные особенности учащихся, учитель преследует главную развивающую цель: формирует навыки переноса знаний из одной области (сферы) в другую, из одной ситуации в другую через умение делать сравнительно-сопоставительный анализ.

Мезо- (т. е. средний) уровень – это построение отдельных школьных курсов истории, например, курса древнего мира в 5 классе. Курс должен быть построен из связных фрагментов, чтоб сформировать целостное представление об эпохе, процессах и закономерностях. Курс должен быть построен на учебной задаче проблемного характера, например, для 5 класса: Почему древний мир считается началом истории, (его значение), или в курсе истории средних веков: Почему не древние цивилизации, а Западная Европа стала «центром» мира? Эта общая учебная задача, которой подчинен поиск решения частных учебных задач, в свою очередь которые можно решить, используя наглядные и интересующие ребят данные вспомогательных исторических дисциплин: исторической географии, исторической демографии, религиоведения, археологии, этнографии и других. В старших классах необходимо решать эти задачи на основе синтеза философии, культурологии, психологии, а также историософии (философии самой истории).

Наконец, микроуровень, т. е. уровень урока.

Здесь в основу положена организация деятельности учащихся по выполнению учебных заданий.

Материал для постановки учебных задач, формулирования учебных заданий, решения и выполнения этих задач и заданий должен составлять основу содержания учебника. Но наши учебники обладают общими недостатками – описательностью и переполненностью готовыми авторскими суждениями, а ведь ученик сам должен  добыть информацию, знания, задать вопросы, т. е. по настоящему учиться, ведь ученик в первую очередь субъект обучения и воспитания и в результате этих параллельно проходящих процессов он должен стать саморазвивающейся и самоопределяющейся личностью.

Данная программа нацелена на участие в процессе становления и развития ученика как активной личности с устоявшимися гуманистическими и нравственными ориентирами через соблюдения трех уровней процессов обучения и воспитания.

Формы работы

Содержание материала каждого уровня познавательной  деятельности усваивается через различные формы групповой и индивидуальной работы с учетом возрастных особенностей учащихся.

Вербально-семантический уровень (5-6 классы) предполагает следующие формы организации учебного процесса:

  • эвристические беседы
  • путешествие в прошлое (развитие воображения, речи),
  • сочинение сказок, мифов, работа с несложным текстом индивидуально, в паре, подгруппе и группе (озаглавливание, составление плана, поиск решения проблемы, конспектирование, сравнение результатов),
  • выполнение опережающего задания,
  • домашнее семейное чтение,
  • организация творческих конкурсов,
  • драматизация поэм, сказок, мифов, басен и т. д.
  • игры в понятийное лото, карты,
  • экскурсии в музеи, после которых идёт работа в группах, где ребята задают вопросы, возникшие в ходе и после экскурсии,
  • работа над историей географических названий, имён (индивидуальная или групповая и др.)

Индивидуализация обучения происходит через подачу дифференцированных заданий, например, задания для детей с низкой степенью распределения внимания отличаются от заданий для детей с невысокими показателями концентрации внимания, а тем более от заданий для детей с устойчивым вниманием. А через перечисленные выше технологии коммуникативно-развивающего обучения 5-6 классники совершенствуют свои общение, поведение и учебные умения и навыки, и, самое главное, преследуются главные воспитательные цели:

  1. воспитывается познавательный интерес к изучаемому предмету
  2. развивается внимание к собеседнику, участнику группы
  3. прививается уважение к чужому мнению

Когнитивный уровень (7-8 классы) предполагает формирование ценностных (духовных) ориентиров, формирование умения и навыков сравнительно-сопоставительного анализа и синтеза через использование следующих форм работы:

  • беседы
  • инструктивно-опережающее задание, инструкция, регламентированная дискуссия, «круглый стол»
  • работа в группах, например, «мореплавателей», «капитанов», «учёных», «этнографов», «искусствоведов», а затем группы устраивают семинар, а учителю отводится роль научного консультанта и обобщающего лектора
  • работа над пакетами заданий (классных, групповых и индивидуальных)
  • работа с конспектами ребят, где они ставят на полях знаки «?», «??», «?!», разбор казусов, удач, неточностей
  • драматизация
  • словесное и материализованное реконструирование утраченных памятников (экология культуры).

Перечисленные формы работы формируют у ребят

  • абстрактное и теоретическое мышление,
  • творчески развивают умственные и коммуникативные способности
  • формируют эстетические, этические суждения, определяющих поведение учащихся.

Мотивационно-прагматический уровень (9-11 классы) предполагает создание предпосылок для превращения полученных знаний в мировоззренческую систему, которая позволит выпускнику школ ориентироваться в окружающем его социуме, современной культуре.

Формы организации учебной деятельности в старшем звене следующие:

  • дискуссии (диспуты), «круглый стол», семинар, конференции
  • работа в группах, задание в которых раздаёт не учитель, а координатор (организатор конкурса или олимпиады, начальник экспедиции или исследовательской группы, «ведущий специалист», «учёный»)
  • исследовательские работы могут быть как индивидуальные, как парные, так и групповые по полугодиям или годовые
  • ведение дневников, впечатлений с самим собой над текстом
  • после экскурсии в музеи работа в группах «гидов» и «экскурсантов» по обмену вопросами
  • работа «экспертов», защищающих разные точки зрения, выливается в суды над историческими деятелями
  • старшеклассники – как помощники учителя на уроках истории в среднем звене
  • написание собственного подробного резюме с учётом исторических документов и современных точек зрения.

Эти вариативные задания запускают в старшекласснике так называемый маховик «самости». Ученик продвигается в самопознании, самоопределении (актуализирует для себя насущные проблемы и пути их решения), учится эффективно управлять собой, приобретает ориентацию на непрерывное саморазвитие и постоянно стремится к творческой самореализации в любых сферах жизнедеятельности общества.

Индивидуальные и коллективные работы учеников в основе своей предполагают сотворчество учителя и ученика. Совмещение «смыслового поля» учителя и ученика, постоянная смена ролей: учитель (ученик) – субъект (объект) обучения и воспитания позволит достичь поставленной цели.

В основе всей программы обновления исторического образования лежит идея о диалогичности нашего мышления и самой человеческой личности. Усиление диалогичности обучения, воспитания и саморазвития учащегося возможно в нескольких направлениях:

  1. усиление и совершенствование диалогичности между всеми участниками учебно-воспитательного процесса
  2. развитие внутреннего диалога для углубленного понимания и постижения самого себя
  3. усиление диалогичности, критичности в постижении мира, который окружает нас, который мы изучаем посредством включённости в какую-либо совместную деятельность с другими.

ОБОРУДОВАНИЕ

Наиболее эффективным является учебно-методический комплекс, включающий в себя следующее:

для 5 класса: учебники Трухиной Н. Н. История древней Греции, история античности в 2 томах, «Рассказы по истории древнего мира», учебное пособие Годера В. И., Коротковой М. В., хрестоматия по истории древнего мира, рабочая тетрадь, тематические поурочные разработки, методическая литература и дидактические материалы (творческие задания, опорные конспекты, банк исторических фактов, тесты и исторические диктанты, задачники), опубликованные в 90-х годах в журналах «Преподавание истории в школе», «Юный художник», «Искусство в школе» и газете «История»; справочники «Малая история искусств», словарь в книге «Уроки античной культуры» (1998), исторические атласы, а также оборудование, создаваемое руками учащихся:

  • большая карта изучаемой страны как итог практического занятия исторической географией
  • найденные учителем и детьми репродукции храмов, скульптур, предметов быта
  • сочиненные сказки, мифы, костюмы, лото
  • рисунки, рассказы и многое другое.

В 6 классе используются учебники:

«Рассказы по истории средних веков», книга Гоффа «Цивилизация средневекового запада».

Материалы по исторической географии и исторической демографии и истории религии в средние века, тестовые задания, и задачники, пакеты заданий и др.

В связи с введением 10 часов истории Татарстана было изменено планирование часов: часы даны вразбивку, т. е. история края вплетена во всеобщую и российскую историю и интерес к новому предмету изучения поддерживается на использовании смежных исторических дисциплин археологии и этнографии, а также музейной педагогики.

В 7-8 классах используются энциклопедии, различные справочники для исследовательских работ, которые в свою очередь становятся оборудованием для других учеников.

В 9 классе по истории Татарстана в связи с отсутствием стандартного учебника используются этнографические работы и материалы и учебно-методические пособия А.М. Аминова. В перспективе планируется написание собственного учебно-методического пособия.

В 10-11 классе используются работы разных исторических школ и направлений, этнографии и историософии. Пишутся годовые исследовательские, экспериментальные (социологические, экономические, психологические, политологические, историко-этнографические) работы.

В перспективе для 12 класса планируется разработка курса «Основы архивоведения» и «Основы социологических исследований».

В данный момент составляется учебно-методическое пособие по истории Татарстана для 9 класса.

Тематический учебный план

5 класс. В тематическом учебном плане в теме «Появление искусства у первобытных людей» урок проводится в форме коммуникативной игры. Задаётся проблема почему и зачем первобытный человек обратился к художественной деятельности. Затем следует индивидуальная работа с текстами, работа в парах, учебная игра – составление сказки (мифа) по картам Проппа, в конце урока составление конспекта выводов по поставленной проблеме.

Повторительно-обобщающие уроки по разделам проводятся в форме конкурса – игры с элементами тестирования.

26 урок – игра «Древний Восток».

67 урок – «Путешествие в древний мир».

68 урок – сквозная учебная игра «Диалог культур по художественной культуре Египта, Греции и Рима» (показ выполнения опережающих заданий группами «египтян», «греков» и «римлян»).

В 6 классе при раскрытии темы «Великое переселение народов» приводятся материалы исторической демографии и исторической географии. В рамках тем по культуре разных народов, стран используется материал истории религий и цивилизации (Л. Гофф).

На обобщающих уроках проводятся разного типа тесты и нетрадиционные задания.

В 7 классе при изучении темы по новой истории «Просвещение» развиваются через регламентируемую дискуссию проблемы: связь просвещения с античностью, при изучении России – взаимное влияние Европы и России, круглый стол, «Нравственные аспекты деятельности Петра».

В 8 классе проводится семинар «Античность и XIX век», где работа проходит по 4 направлениям:

  1. группа представляет историю и искусство одной европейской страны, выделяя художников, которые увлекаются античностью
  2. выбрать экспозицию картин и проведение экскурсии, где будут сопоставляться национальные школы
  3. концерт-диспут «Античная тема в поэзии XIX века»
  4. мастера искусства о своих предшественниках.

В 9-11 классах уроки проводятся в слушающих формах: когда в 10 классе изучается греческий полис и право, устраивается вечер о Сократе, проводятся годовые исследовательские работы по этнографии или истории культуры, например, «Традиции и образы античной культуры в произведениях русских поэтов XVIII-XIX веков».

По истории Татарстана в 9 классе разработана следующая программа:

  1. введение в историю нашего края в XIX веке. Место Казанской губернии в составе Российской империи.
  2. Основные тенденции экономического развития края в XIX веке.
  3. Формирование татарской нации и буржуазии
  4. Городская культура Среднего Поволжья как историко-этнографической области.
  5. Традиционная культура татар, чувашей (4 часа). Занятия и промыслы (1 час).
  6. Традиционная одежда (1 час).
  7. Общественно-семейный быт (1 час).
  8. Праздники, обряды и традиции татар и чувашей.
  9. Развитие системы образования и науки в I половине XIX века.
  10. Развитие системы образования и науки во II половине XIX века.
  11. Развитие городского хозяйства в Казани в XIX веке. Архитектура.
  12. Обобщающий урок «Татарская культура как часть российской цивилизации».
  13. Отечественная война 1812 года и наш край.
  14. Декабризм в России и в крае. Общественные кружки 30-50 годов.
  15. Культура в крае в I половине XIX века.
  16. Экономика края накануне отмены крепостного права.
  17. Проведение крестьянской реформы в крае и народные волнения.
  18. Буржуазные реформы 60-70 годов в крае.
  19. Развитие общественного движения в крае в ходе реформ 1860-1870 годов.
  20. Развитие Казанской губернии в пореформенное время.
  21. Культура Казанской губернии во II половине XIX века. Основные черты, вехи.
  22. Джадидизм и ишанизм как составляющие менталитета татарского народа.
  23. Обобщающий урок «Достижения в крае в XIX веке».
  24. Казанская губерния в начале XX века.
  25. Край в 1907-1914 года.
  26. Культура и просвещение в начале XX века.
  27. Работа над рефератами – исследованиями: к 1000-летию Казани: «История улиц, слобод Казани».
  28. «История науки в Казани и её роль в российской и мировой цивилизации».
  29. История мануфактур, заводов и генеалогия татарской буржуазии.
  30. Выдающиеся сыны края.
  31. История моей малой родины (деревни).
  32. Обобщающий урок «Изменение облика и внутренней жизни края в XIX веке».

33-34. Итоговые уроки. Игры-конкурсы. Годовое тестирование.

Использованная литература

I. Учебники

  1. Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков. М., 1995.
  2. Давлетшин Г.М., Хузин Ф. Ш., Измайлов И. Л. Рассказы по истории Татарстана К., 1993.
  3. Ионов. Российская цивилизация. М., 1999.
  4. История России в 3 ч. М., 1994.
  5. История Татарской АССР. К., 1968.
  6. История Татарстана (1900-1995 гг) Елабуга, 1997.
  7. Казань в памятниках истории и культуры. Казань 1982.
  8. Немировский А., Ильинская Л., Уколова В. История древнего мира в 2 т. – М., 1996.
  9. Павленко Н. И., Андреев И. Л. Россия (с древних времен до конца 17 века). М., 1997.
  10. Трухина Н. Н. История древней Греции – М., 1993.
  11. 100 великих чудес света М., 1999.

II. Учебные пособия

  1. Годер Г. И. Задания и задачи по истории древнего мира. М., 1996.
  2. История древнего мира. Творческие задания, опорные конспекты (История 31’96).
  3. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. – Обнинск: Титул, 1998.
  4. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. – М. , 1992.

III. Книги для чтения и хрестоматии

  1. Рассказы по истории древнего мира. М.: Дрофа, 1996.
  2. Рассказы по истории средних веков. М.: Дрофа, 1996.
  3. Хрестоматия по истории древнего мира. М.: Просвещение, 1991.

IV. Методическая литература

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. К., 1996.
  2. Авдейчук. Компенсирующее обучение. /Народное образование 1991. -№1.
  3. Банк исторических фактов (задания) /История 21’96.
  4. Берикманова Л.Ю. Об импровизационных моментах в творчестве учителей новаторов /Новые исследования в педагогических науках. М., 1991 вып.2.
  5. Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира. – Ярославль: академия развития, 1998.
  6. Карпов Г.М. Россия на пороге нового времени (XVI–XVII вв.) Вопросы и задания для школьников /ПИШ, 4’94.
  7. Классно-индивидуальные системы обучения /Педагогический вестник, 1995. - №7.
  8. Клетогонов А. В поисках новой целостности от Смуты к расколу. Разработка учебной темы /ПИШ, 3’95.
  9. Коммиссаров В.И. Русский космизм (проблемная школьная лекция) /ПИШ, 2000. - №1.
  10. Короткова М.В. Быт и нравы античности как объект изучения на уроках. /ПИШ, 3’94.
  11. Крещение Руси (разработки уроков) /История 8’96.
  12. Мануйлов А.Е., Юдичева Н.А. Организация контроля знаний учащихся по истории /ПИШ 7’96.
  13. Мирошниченко. Изучение истории древнего мира по системе Шаталова /ПИШ, 1990. - №4.
  14. Народы и государства доколумбовой Америки (урок-практикум) /История 36’96.
  15. Путешествие в древний мир (урок-конкурс) /История 14’96.
  16. Сафронова И.В. Историко-обществоведческое образование в контексте социокультурного развития /ПИШ, 2000 №2.
  17. Сто открытий А. Литвинова (история) /Народное образование 1994 №2-3.
  18. Сухов В.В. Морозов А.Ю. Абдулаев Э.Н. Задания по истории древнего мира на уроках, развивающих обучения /ПИШ 2000 №3.
  19. Тесты для 6-7 кл. по Истории Отечества /История 37’96.
  20. Технология В. Зайцева /Народное образование 1994. - №2-3.
  21. Торшина Л.Е. Искусство XX века. Направления и мастера /ПИШ 2000. - №4.
  22. Шишкаренко В.П. Изучение истории на основе принципа гуманизации обучения /ПИШ 2000. - №1.

V. Справочники и энциклопедии

  1. Аминов А.М. Справочник по истории Татарстана. К., 2000.
  2. Аминов А.М. История татарского народа и Татарстана: схемы, таблицы, тесты. К., 2000.
  3. Популярные энциклопедии. В мире мифов и легенд. М., 1995.
  4. Справочник необходимых знаний. М., 2000.
  5. Мир русской истории. М.,1998.
  6. Все монархи мира. М., 1998.
  7. 2000 лет. Золотые страницы истории человечества. М., 2000.
  8. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

VI Научная литература

  1. Введение в культурологию. М.: Владос, 1996.
  2. Ле Гофф С. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
  3. Запад и Восток: Традиции и современность. М., 1993.
  4. Зезина М.Н. Косиман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры М., 1990.
  5. Ислам: Традиции и новации. М., 1991.
  6. История культуры России. М., 1993.
  7. Исхаки Г. Идель – Урал. К., 1991.
  8. Календарные обряды и обычаи в странах зарубежной Европы. М., 1963.
  9. Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988.
  10. Рахилин В.К. Общество и живая природа. М., 1989.
  11. Семейная обрядность народов Среднего Поволжья (историко-этнографические очерки). К., 1990.
  12. Тейлор Э. Первобытная эпоха. М., 1989.
  13. Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа (Историко-этнографическое исследование). К., 1984.
  14. Халиков А.Х. Основы этногенеза народов Среднего Поволжья и Приуралья. К., 1991.
  15. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

VII. Задачники

  1. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов-на-Дону, 1996.
  2. Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков. М., 1995.
  3. 1000 вопросов и ответов. М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка»

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка» Правильно организованная система дополнительного образования представляет ...

Методические рекомендации для проведения урока истории России в 6 классе. Тема урока: «Жизнь и быт горожан»

Рекомендации к проведению урока истории в 6 классе. Продолжение изучения темы «Общественный строй Древней Руси"....

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА «РОССИЯ В 1762 – 1801 ГОДАХ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ 7 КЛАССА

Методическая разработка раздела общеобразовательной программы по истории  России для 7 класса общеобразовательных учреждений.  Составлена на основе Федерального компонента государственного о...

Разработка урока с учетом требований к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы: урок немецкого языка в 7 классе (общеобразовательном) по теме "Сообщения в чате"

Вашему вниманию предлагается разработка урока немецкого языка в 7 классе (изучение с 5 класса). УМК "Горизонты 7", раздел 3. Тема урока "Сообщения в чате". Урок соответствует требованиям ФГОС к л...

Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ Мурадхановой (Султановой) Гулизат Меджидовны

     Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ  Мурадхановой (Султановой) Гулиза...