Главные вкладки

    Методические рекомендации для проведения урока истории России в 6 классе. Тема урока: «Жизнь и быт горожан»
    методическая разработка по истории (6 класс) по теме

    Курякина Наталья Леонидовна

    Рекомендации к проведению урока истории в 6 классе. Продолжение изучения темы «Общественный строй Древней Руси".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_2_chas.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации

    для проведения урока  истории России в 6 классе

    Продолжение изучения темы «Общественный строй Древней Руси»

    Тема урока: «Жизнь и быт горожан»                         Д/з: § 10.

    Цель:

    1.Предметная:

    -создать представление об устройстве древнерусского города;

    -охарактеризовать состав и положение основных слоев городского населения.

    2.Метапредметная:

    -развивать способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность;

    -анализировать и обобщать факты, составлять кластер;

    -развивать способность представлять результаты своей деятельности;

    -развивать готовность к сотрудничеству, взаимодействие с учащимися в классе;

    -развивать умение работать с учебной информацией (с текстом документа).

    3.Личностная:

    -осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений;

    -воспитывать уважение к культуре своего народа.

    УУД:

    -характеризовать социальный строй Древней Руси в конце X – первой трети XII в.в.

    -рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и дополнительных текстов;

    -систематизировать исторический материал.

    Основные понятия:

    Кремль (детинец), торг, вече, тысяча, тысяцкий, гости.

    Даты: X-XI в.в. - формирование древнерусской народности;

    -формирование различных слоев населения.

    Оборудование:

    -карта «Киевская Русь в IX – XII в.в.»

    -учебник: Е.В.Пчелов «История России с древнейших времен до конца XVI в.». Русское слово. 2010 г.

    -слайды «Древнерусский город»

    -документ «Раскопки в Москве» (Иллюстрированная история)

    -листы бумаги, фломастеры, маркеры.

    Тип урока: Урок изучения нового материала.

    Ход урока.

    Стадия

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Приемы и методы

    1.Вызов

     (10 мин).

    Актуализация темы, мотивация (5-7 мин).

    На прошлом уроке мы говорили о составе населения Древней Руси.

    Постепенно различные племена оказались под властью киевских князей.

    1.Что их объединяло?

    Стирались границы, вместо племен образовалась единая народность – древнерусская.

    2.К какому веку она уже сложилась? (XI)

    Сложились различные слои населения.

    3.Какие?

    4.Кто находился наверху социальной лестницы, кто внизу?

    Выполнение тестовых заданий.

    5.Вывод.

    Вспоминают, отвечают, систематизируют информацию.

    -Язык, религия, законы.

    -Способ ведения хозяйства, образ жизни.

    -XI в.

    -Свободные земледельцы и землевладельцы

    -Несвободные категории населения

    -Князья

    -Рабы

    Выполняют тестовые задания.

    Беседа. Фронтальная работа с классом.

    Выполнение тестовых заданий.

    2.Осмысление

    содержания

    (изучение нового материала)

    30 мин.

    Помимо сельской местности в Древней Руси расцвели города.

    -Как же был устроен город?

    -Кто в нем проживал и чем занимался?

    На эти вопросы мы сегодня постараемся ответить.

    1. Мы с вами уже говорили об устройстве европейских городов, когда изучали Историю средних веков. Что вы помните об их устройстве?

    2.Были ли похожи русские города на европейские? Чем? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

    3.Рассказ учителя (демонстрация слайдов):

    -Посад

    -Кремль (детинец)

    -Вече

    -Тысяча, тысяцкий

    -Торг

    -Гости

    4.Сейчас мы поработаем с документом (чтение – 5 мин, ответы на вопросы – 5 мин, составление схемы – 5 мин, представление работы – 5 мин).

    5.Физкультминутка

    6.Вывод.

    Этот документ рассказал нам о

    -времени возникновения города Москвы,

    -о составе и занятиях жителей.

    Слушают, вспоминают, отвечают на вопросы.

    -Собор, торговая площадь, ратуша, дома жителей

    Слушают текст (рассказ учителя).

    -Читают текст документа,

    -отвечают на вопросы к нему.

    Представляют результаты работы.

    Беседа.

     Работа в группах.

    Работа с документом  (активное чтение).

    3.Рефлексия (5 мин).

    1.Что нового вы узнали о составе населения Древней Руси?

    2.Понравилось вам работать в группах?

    3.Что было сложным в работе с текстом?

    4. Были  похожи русские города на европейские? Чем это можно объяснить?

    Мы закончили изучать социальный состав Древнерусского общества.

    5.Какие выводы можно сделать?

    Спасибо за работу, урок окончен.

    Отвечают.

    В городах проживали – князья, дружина, купцы, ремесленники, духовенство.

    Понравилось.

    Составить схему.

    Были похожи. Объяснение: схожа хозяйственная деятельность (ремесло, торговля),

    религия (храмы, монастыри).

    Делают выводы:

    -В X-XI в.в.

    В Древней Руси сформировались различные слои населения (сложилась единая социальная структура государства).

    -В XI-XII в.в. на Руси расцвели города (сложилось самоуправление, развивались ремесла и торговля).

    Беседа с классом, обсуждение результатов работы в группах.

    Межкурсовые связи с курсом Всеобщей истории.

    Материалы для учителя

    1. Документ «Раскопки в Москве» («Москва. Иллюстрированная история»):

    «Археологические раскопки, проведенные учеными в 1945-1951 годах в Зарядье (Москва), вскрыли в культурном слое, относящемся к XI веку:

    1. остатки деревянных построек;
    2. предметы — гирьки, весы, керамические сосуды;

    и чем ближе к территории Кремля, число предметов увеличивается.

    Найдены:

    1. остатки рвов и валов;
    2. водоотводные каналы;
    3. много инструментов: наковальни, молотки, клещи, гончарный круг, шило.

    В самом Кремле:

    1. клады арабских монет IX века;
    2. меч дамасской стали немецкого мастера Цицелина;
    3. западноевропейский денарий X - XI веков;
    4. предметы из Херсонеса;
    5. украшения из Киева, Любеча, свинцовая печать из Киева XI века;
    6. самшитовый гребень с Кавказа».

    Вопросы и задания к тексту:

    1.Охарактеризуйте исторический источник.

    2.Какие находки характеризуют быт, а какие   —   занятия древних  москвичей?

    3.На что указывает география археологических предметов?

    4. Назовите признаки, по которым определяется поселение людей как города.

    5. Какой вывод о времени основания Москвы как города можно сде лать на основании археологических данных?

    (В.Я.Румянцев. Задания и вопросы по истории России. Москва. Аркти. 2002 г.)

    2.Физкультминутка.

    Учащимся предлагается вспомнить, какие меры длины существовали в Древней Руси. Это пядь, сажень, косая сажень, локоть. Можно предложить показать эти меры и что-нибудь измерить (например, парту).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Раздел курса: «Страницы истории Отечества»4 класс. Тема урока: «Жизнь древних славян».

    Урок по теме: «Жизнь древних славян».    Урок  с использованием презентационного материала о жизни восточнославянских племен. Раскрываются начальные представления о...

    Экскурсия в школьный музей для 5-9 классов. Тема урока: "Жизнь и быт русской деревни".

    Познакомить учащихся с занятиями крестьян, орудиями их труда.Продолжить формирование умений выделять главное, умений составлять таблицу.Формирование навыков поведения в музее.Место проведения ур...

    Презентация к уроку изобразительного искусства "М.В.Ломоносов- - великий сын России" ( 6 класс, тема урока "Монументальная живопись.Мозаика").

    При изучении темы урока "Монументальная живопись. Мозаика" я применяю презентацию о великом ученом М.Ломоносове. который и возродил забытое искусство мозаики в России....

    Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

    Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....

    Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина

    Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. ИСТОРИИ РОССИИ 7 КЛАСС. Тема урока: Внешняя политика Ивана IV

    Цель урока: Формирование представлений о внешней политике России во второй половине XVI в....

    Материал к уроку истории России 9 класс Тема «Общественная и духовная жизнь в 1830-1850-х гг.». (Славянофилы. Алексей Степанович Хомяков.)

        Славянофилами была основательно изучена природа западной цивилизации и ее влияние на внутреннюю жизнь России. Причем без огульного отрицания, но со взвешенным рассуждением ради ис...