Раздел курса: «Страницы истории Отечества»4 класс. Тема урока: «Жизнь древних славян».
план-конспект по истории на тему

Кокурина Вера Васильевна

Урок по теме: «Жизнь древних славян». 

 

Урок  с использованием презентационного материала о жизни восточнославянских племен. Раскрываются начальные

представления о племенных объединениях  древних славян,  занятиях,  быте и верованиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vostochnye_slavyane_v_drevnosti.doc783.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мир вокруг нас 4 класс

Жизнь древних славян

Раздел курса: «Страницы истории Отечества»

4 класс.  Тема урока:  «Жизнь древних славян».  

Цели урока:

Обучающие - знакомство учащихся с происхождением и жизнью древних славян, их занятиями, верованиями, обычаями;

Развивающие - развитие  творческого воображения, логического мышления; развитие познавательного интереса учащихся.

Воспитательные – воспитание любви и  интереса к родной истории.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент. Сообщение темы урока. Мотивация учащихся.

Учитель: – Ребята! Продолжим наше путешествие по страницам Истории Отечества. Сегодня мы познакомимся с происхождением и жизнью древних славян, их занятиями, верованиями, обычаями. Знакомство с темой урока будем проводить  по плану.

На экране план урока

  1. Племенные объединения  древних славян.
  2. Занятия древних славян.
  3. Быт древних славян.
  4. Верования древних славян.

2. Первичное  введение новых знаний.

2.1  Племенные объединения  древних славян.

Учитель: –  Если мы заглянем в прошлое на полторы тысячи лет назад, то увидим на пространстве сегодняшней Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки. В те времена эти края населяли древние славяне. Теперь здесь находятся государства: Болгария, Сербия, Босния, Хорватия, Словакия, Польша, Украина, Белоруссия, Россия. Были славяне южные, восточные и западные. Рассмотрим карту «Расселение древних славян».

Карта «Расселение древних славян».

Учитель: –  Найдите на карте территории, которые населяли восточные, южные и  западные славяне. Какие реки протекали по территории, на которой жили восточные славяне?  

(Днепр и его притоки, часть Волги, Дона, Западной Двины).

Учитель: –  Восточные славяне дали начало русскому, украинскому и белорусскому народам.  Наши далекие предки жили племенами. Кто знает, что такое племя? Прочитаем определение на экране.

На экране определение:

«Племя – большая группа людей, которые живут в одной местности, говорят на одном языке и имеют общее занятие».

Работа с картой «Расселение древних славян»

 

Учитель: –  Поработайте с картой. Как назывались племена, которые жили на территории восточных славян?

(Предполагаемые ответы детей:  дреговичи, поляне, древляне,  вятичи, кривичи …) 

Учитель: –  Племен восточных славян было много, всего историки называют 15 больших племен.  Название племени  Дреговичи произошло от слова «дрягва» - болото, трясина. Вятичи – от названия реки.  Предположите, отчего произошли названия племен восточных славян: поляне, древляне?  

(Предполагаемые ответы детей:  поляне – от слова поле, древляне – от слова дерево «древо». Названия племен произошли от места проживания племен.  Возможно, древляне жили в лесах, или рядом с ними,  жители  ровной местности – поляне. )

2.2  Занятия древних славян.

Учитель: – представим себе, что мы племя славян. Дайте название нашему племени, обоснуйте свой выбор.

Учитель: – Место для поселения выбирали безопасное, более пригодное и удобное для жилья. Отметьте на карте-схеме значком, где вы будете строить свое поселение.

лес

        пригорок

        река

(Предполагаемые ответы детей:  более безопасное место для поселения - на прибрежном холме, вблизи реки. Это и защита от врагов, и орошение почвы, и занятие рыболовством.)

Учитель: – Разделимся на подгруппы. Нам предстоит распределить, чем будут заниматься жители племени. Впишите в лист «Занятия древних славян»

1 группа -  занятия мужчин

2 группа -  занятия женщин

Предполагаемые ответы детей:

Занятия мужчин

выходили на охоту

ловили рыбу

 пахали землю

рубили дрова

добывали мед диких пчел

шили обувь

Занятия женщин

готовили пищу

пряли пряжу

ткали полотно

шили одежду

 сеяли

ухаживали за огородом и полем

Презентация «Орудия труда и быта древних славян»

Учитель: – Рассмотрите, какими орудиями труда пользовались древние славяне. Предположите, каково назначение данных орудий труда и охоты.

Учитель: – Основным занятием восточных славян было земледелие. Большая часть территории, на которой они проживали, была покрыта густыми лесами. Сначала необходимо было освободиться от деревьев и кустарников, затем вспахать землю деревянной сохой, засеять,  взборонить бороной. Работа эта сложная и тяжелая, поэтому жители племени занимались земледелием сообща. Чтобы получить хороший урожай, землю удобряли золой, участок на одном и том же месте засевали 2-3 года подряд, затем

переходили на новую землю.

 

Презентация «Орудия труда и быта древних славян»

     

Учитель: – Определите назначение орудий земледелия.  Знаете ли вы, как они назывались?

2.3  Быт древних славян.

Учитель: – Жилища почти до половины уходили в землю. Рядом с жилищем, в загонах, держали домашний скот.  Прочитайте текст учебника.  Отметьте, как строились жилища, и каково было убранство дома?

Работа с учебником «Мир вокруг нас» стр. 37.

(Предполагаемые ответы детей:  Избы были без трубы, печь строили  из камней и глины, при этом  дым выходил наружу через небольшие окошки и низкую дверь; вдоль стен стояли деревянные лавки, посудой служили  глиняные горшки и сковороды.)

Учитель: – Поработайте в парах. Подпишите названия предметов быта, указанных на картинке.

Раздаточный материал «Предметы быта»

Учитель: – Славяне - румяные и светловолосые люди с голубыми глазами, были крепкими, выносливыми, готовыми к любым невзгодам, зною и холоду. Предположите, во что они были одеты и обуты.  

Работа в группах. «Одежда древних славян в прошлом»

(Учащиеся выполняют  задание:  одевают  бумажные куклы (1 группа – мужчину племени, 2 группа  – женщину).  Для выполнения задания  предлагается набор разной по цвету, форме  одежды, обуви, украшений.)

Учитель: – Сравните одежду современного человека с одеждой древнего славянина.

Учитель: – Как вы думаете, чем питались древние славяне? Из набора продуктов выберите нужные и отметьте значком. Добавьте еще два - три продукта, которые были необходимы жителям.

Раздаточный материал «Чем питались древние славяне»

Капуста

Пачка сахара

Свекла

кофе

картофель

квас

2.4  Верования  древних славян.

Учитель: – Какие явления природы вам известны?  Можете ли вы объяснить некоторые из них?

(Предполагаемые ответы детей: дождь, снегопад, град, ливень, гром, молния, наводнение, засуха.)

Учитель: – Древние славяне были бессильны перед явлениями природы. Они не могли объяснить, почему гремит гром, бушует ураган, сверкает молния. Бессилие перед стихией, страх перед неизвестным привели к обожествлению сил природы. Люди видели в явлениях природы волю богов. Славяне свято почитали своих богов. Они подносили им подарки – жертвы, пели песни, молили о милости. В честь богов ставились деревянные идолы (статуи), статуи украшали их золотом, серебром и другими  украшениями.

Материалы для учителя «Главные божества славян»

Презентация «Главные божества славян»

Перун – бог грома и молнии, главный бог славян

Позвизд – бог ветра

Велес – бог скота и богатства

Купало – бог лета, полевых плодов

Сообщения учащихся  ««Главные божества славян»

Учитель: – Славяне верили не только в различных богов, но и в фантастические существа. Предположите, какие фантастические существа придумали древние славяне?

 (Предполагаемые ответы детей:  славяне могли верить, что дом охраняет домовой, а в лесу водится леший.  В воде можно встретить русалку и водяного.).

Учитель: – Разделимся на 4 мини-группы.  

Задание для каждой группы: нарисовать земное божество древних славян;  составить о нем небольшой рассказ или сочинить сказку на тему:  

1 группа -  «Леший – хранитель леса»

2 группа -  «Водяной – обитатель глубин»

3 группа -  «Русалки – водяные девушки»

4 группа -  «Домовой – маленький старичок, живущий за печкой»

2.5  Славянские праздники.

Учитель: – Прочитаем текст учебника.

Работа с учебником «Мир вокруг нас» стр. 38 – последний абзац.

Учитель: – В каком художественном произведении  также рассказывается о празднике Ивана Купалы. Коротко расскажите содержание произведения.

(Предполагаемые ответы детей: в  сказке «Снегурочка» рассказывается о девочке из снега, которая так же,  как и все деревенские девушки и парни хотела прыгнуть через костер...)

Учитель: –  Сохранились ли до наших времен какие-либо древнеславянские  праздники? Что вы знаете об этом празднике?

(Предполагаемые ответы детей: праздник масленица, которая проходит весной, ,в этот день  люди пекут блины, круглые как солнце.).

3. Обобщение знаний  через контроль знаний учащихся.

  1. Отметь лишнее:
  1. Древляне
  2. Горожане
  3. Поляне
  4. Кривичи
  5. Вятичи

  1. Самое  главное  занятие восточных славян
  1. Скотоводство
  2. Земледелие
  3. Огородничество
  4. Садоводство
  5. Ремесло


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конкурс "Ратные страницы истории Отечества"

Этот материал можно использовать как на уроках, так и внеурочной деятельности. Даны тестовые задания с интересной иллюстрацией....

Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии

Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...

Викторина "Ратные страницы истории Отечества"

Расчитана на учащихся 6-9 классов....

презентация Ратные страницы истории Отечества

презентация   "Ратные страницы истории Отечесмтва"   викторина к военно-спортивной игре " Зарница"...

Интегрированный урок история и технология " Ремесла и занятия древних славян"

Интегрированное занятие история + технологияТема. Необычное путешествие - путешествие в старину« Ремесла и занятия древних славян»Цели. Закрепить полученные знания по теме «Восточные славяне – предки ...

Конспект открытого урока по истории Отечества 7 класс."Наши предки-восточные славяне"

повторить и обобщить знания обучающихся о жизни восточных славян-                                развитие элементов анал...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема: «Культура и быт древних греков»

Технологическая карта урока  истории 5 классТема: «Культура и быт  древних греков» Тип урокаизучение нового материала с закреплением ранее изученного и элементами практическ...