Главные вкладки

    Конспект открытого урока по истории Отечества 7 класс."Наши предки-восточные славяне"
    план-конспект урока (7 класс) на тему

    повторить и обобщить знания обучающихся о жизни восточных славян-
                                    развитие элементов аналитико-синтетической деятельности и устной речи через -

     

                                решение проблемной задачи

    -повышение мотивации обучающихся к изучению предмета-

                -  совершенствования навыков  работы в парах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_istorii_otechestva.doc688.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  урока  по  истории Отечества

    7  класс

    Тема  урока:   История нашей страны древнейшего периода. Наши предки – восточные  славяне.

    Тип урока: повторительно-обобщающий.

    Задачи:   1) повторить и обобщить знания обучающихся о жизни восточных славян;
                                       

    2) развитие элементов аналитико-синтетической деятельности и устной речи через 
                               
    решение проблемной задачи;

    3) повышение мотивации обучающихся к изучению предмета;
                                       совершенствования навыков  работы в парах.

    Словарная работа:
               
    община, старейшина, князь, вече

    Оборудование и материалы  к  уроку:

    1. Заготовка презентации «История нашей страны древнейшего периода»;

    2) Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

    № п/п

        Этап

        урока

                          Содержание  работы

    Методы, формы
      работы

    Слайд

       1.

    Орг.

     момент

    Готовность обучающихся  к уроку.

    Разделение обучающихся на пары.

    - по 1-му слайду нашей презентации  постарайтесь определить тему нашего урока.

    Работа обучающихся.

    Опрос групп.

    Практическая работа обучающихся в парах,  фронтальный опрос

       2.

    Постановка темы и цели урока

    Тема урока – «Наши предки - восточные славяне».

    Сегодня у нас последний урок по этой теме и наша цель – повторить  знания о жизни восточных славян и на их основе выяснить, почему они в те времена жили большими группами – общинами.

    Презентация даст вам необходимый материал, но чтобы действительно показать усвоение темы и дать ответ на наш вопрос, нужно учиться анализировать и делать выводы.

    Работать вы будете в парах. Помните, что работая вместе, вы быстрее и лучше справитесь с заданием, сможете помочь друг другу.

    Постановка проблемной задачи

       3.

    Обобщение и систематизация учебного материала.

    Задание №1. Слайд № 3.

    -Когда-то все древние славяне жили на одной ограниченной территории. Но постепенно они разделились на 3 большие группы в зависимости от того, ……  А вот в зависимости от чего  - вы должны дать ответ. Прочитайте задание на слайде №3. Запишите названия этих трёх групп славян.

    Работа обучающихся (если возникают затруднения – на слайде есть подсказка в виде компаса).

    Ответы обучающихся.

    Вывод: Название групп славян соответствовало сторонам света, куда происходило их расселение.

    Задание №2. Слайд № 4,5.

    - Как происходило расселение славян? Они уходили на поиск новых мест по одному, семьями или большими группами?

    - Мы знаем, что славяне жили общинами. Что же такое община? Ответим на этот вопрос, выполнив задания на слайдах № 4 и 5.

    Работа обучающихся:
    - слайд № 4 – подбор родственных слов;
    - слайд № 5 – составление определения общины.

    Ответы обучающихся.

    - Почему же славяне выбрали такую форму организации своей жизни?

    Вывод: Одному человеку и даже семье невозможно было прокормить себя, содержать хозяйство. Поэтому славяне жили общинами.

    Задание №3. Слайд № 6.

    - Вспомним особенности управления общиной у славян. Прочитайте определения и запишите словарные слова на слайде № 6.

    Работа обучающихся. Словарные слова: старейшина, вече, князь.

    Проверка работы каждой из групп.

    - Мы говорим, что люди в общине всё делали сообща. А управляли они тоже сообща? Докажите.

    Вывод: Все важнейшие вопросы решались на вече. Должности князя и старейшины – выборные, на них назначались самые опытные и уважаемые люди.

    Задание № 4. Слайд № 7, 8.

    У славян было множество занятий, они знали много ремёсел. Запомнили ли вы основные занятия и ремёсла славян и сможете ли их отличить? Выполните задание на слайде №7.

    Работа обучающихся.

    Проверка. Учитель задаёт дополнительные вопросы: что делал гончар, кузнец, чем занимался бортник, что собирали в лесу и т.п.

    - Почему именно эти занятия и ремёсла были основными у восточных славян?

    - Они направлены на получение необходимых продуктов, орудий труда, предметов быта.

    - А сейчас задание сложнее. На слайде № 8 даны 4 вопроса, на которые вам нужно дать ответ ДА или НЕТ.

    Работа обучающихся.

    Проверка, обсуждение выбора того или иного ответа.

    Вывод: люди в общине помогают друг другу, делятся плодами своего труда.

    Задание №5. Слайд № 9, 10.

    У славян было много соседей, с которыми они дружили, торговали или воевали. На слайде № 9 вам предлагается назвать соседей восточных славян, определить характер отношений между ними (мир, война).

    Работа обучающихся.

    Проверка.

    - Самые мирные соседи? Самые воинственные соседи?

    Слайд № 10. Какие товары продавали и покупали? Расположите их названия на карте.

    Работа обучающихся.

    Проверка.

    - Какими товарами торговали славяне? Они могли продавать всё, что могли вырастить или сделать?

    - Нет, только излишки.

    - Могли излишки продуктов, товаров появиться у одной семьи?

    - Нет, только в общине.

    Вывод: И в плане торговле жить общинами было выгоднее.

    Инструктаж обучающихся,

    практическая работа обучающихся в парах,  фронтальный опрос

    Беседа

    беседа

    Слайд №3

    Слайд №4

    Слайд №5

    Слайд №6

    Слайд №7

    Слайд №8

    Слайд № 9

    Слайд №10

       4.

    Итоги урока и оценка знаний.

    Какой же вывод можно сделать по всей нашей работе сегодня? Почему славяне жили общинами?

    -  Одному человеку и даже семье невозможно было прокормить себя, содержать хозяйство. Люди в общине помогают друг другу, делятся плодами своего труда.

    -  Все важнейшие вопросы управления решались сообща. Для управления выбирали действительно мудрых, опытных людей.

    - Только в общине могли появиться излишки товаров, которые можно было продать.

    Таким образом, община – лучшая форма организации жизни славян в то время.

    Подведение итогов  изучения темы, оценивание работы обучающихся на уроке по качеству знаний, умению работать в паре.

    Домашнее задание

    Фронтальный опрос


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

    Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

    Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

    Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

    Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

    Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

    Конспект открытого урока по истории Отечества в 7 классе на тему: «Жизнь и быт славян. Славянские воины и богатыри».

    Тема: «Жизнь и быт славян. Славянские воины и богатыри». Цели:·         формирование личности способной к творческой деятельности;·...

    Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

    Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....

    Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)

    Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....

    Открытый урок по истории. Тема "Формирование основ государственности восточных славян. Рождение Киевской Руси"

    Открытый урок по теме "Формирование основ государственности восточных славян. Рождение Киевской Руси"  был создан для студентов первого курса СПО, но он также подойдет и для учащихся шк...