Конспект открытого урока по истории Отечества 7 класс."Наши предки-восточные славяне"
план-конспект урока (7 класс) на тему

повторить и обобщить знания обучающихся о жизни восточных славян-
                                развитие элементов аналитико-синтетической деятельности и устной речи через -

 

                            решение проблемной задачи

-повышение мотивации обучающихся к изучению предмета-

            -  совершенствования навыков  работы в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_istorii_otechestva.doc688.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока  по  истории Отечества

7  класс

Тема  урока:   История нашей страны древнейшего периода. Наши предки – восточные  славяне.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Задачи:   1) повторить и обобщить знания обучающихся о жизни восточных славян;
                                   

2) развитие элементов аналитико-синтетической деятельности и устной речи через 
                           
решение проблемной задачи;

3) повышение мотивации обучающихся к изучению предмета;
                                   совершенствования навыков  работы в парах.

Словарная работа:
           
община, старейшина, князь, вече

Оборудование и материалы  к  уроку:

  1. Заготовка презентации «История нашей страны древнейшего периода»;

2) Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

№ п/п

    Этап

    урока

                      Содержание  работы

Методы, формы
  работы

Слайд

   1.

Орг.

 момент

Готовность обучающихся  к уроку.

Разделение обучающихся на пары.

- по 1-му слайду нашей презентации  постарайтесь определить тему нашего урока.

Работа обучающихся.

Опрос групп.

Практическая работа обучающихся в парах,  фронтальный опрос

   2.

Постановка темы и цели урока

Тема урока – «Наши предки - восточные славяне».

Сегодня у нас последний урок по этой теме и наша цель – повторить  знания о жизни восточных славян и на их основе выяснить, почему они в те времена жили большими группами – общинами.

Презентация даст вам необходимый материал, но чтобы действительно показать усвоение темы и дать ответ на наш вопрос, нужно учиться анализировать и делать выводы.

Работать вы будете в парах. Помните, что работая вместе, вы быстрее и лучше справитесь с заданием, сможете помочь друг другу.

Постановка проблемной задачи

   3.

Обобщение и систематизация учебного материала.

Задание №1. Слайд № 3.

-Когда-то все древние славяне жили на одной ограниченной территории. Но постепенно они разделились на 3 большие группы в зависимости от того, ……  А вот в зависимости от чего  - вы должны дать ответ. Прочитайте задание на слайде №3. Запишите названия этих трёх групп славян.

Работа обучающихся (если возникают затруднения – на слайде есть подсказка в виде компаса).

Ответы обучающихся.

Вывод: Название групп славян соответствовало сторонам света, куда происходило их расселение.

Задание №2. Слайд № 4,5.

- Как происходило расселение славян? Они уходили на поиск новых мест по одному, семьями или большими группами?

- Мы знаем, что славяне жили общинами. Что же такое община? Ответим на этот вопрос, выполнив задания на слайдах № 4 и 5.

Работа обучающихся:
- слайд № 4 – подбор родственных слов;
- слайд № 5 – составление определения общины.

Ответы обучающихся.

- Почему же славяне выбрали такую форму организации своей жизни?

Вывод: Одному человеку и даже семье невозможно было прокормить себя, содержать хозяйство. Поэтому славяне жили общинами.

Задание №3. Слайд № 6.

- Вспомним особенности управления общиной у славян. Прочитайте определения и запишите словарные слова на слайде № 6.

Работа обучающихся. Словарные слова: старейшина, вече, князь.

Проверка работы каждой из групп.

- Мы говорим, что люди в общине всё делали сообща. А управляли они тоже сообща? Докажите.

Вывод: Все важнейшие вопросы решались на вече. Должности князя и старейшины – выборные, на них назначались самые опытные и уважаемые люди.

Задание № 4. Слайд № 7, 8.

У славян было множество занятий, они знали много ремёсел. Запомнили ли вы основные занятия и ремёсла славян и сможете ли их отличить? Выполните задание на слайде №7.

Работа обучающихся.

Проверка. Учитель задаёт дополнительные вопросы: что делал гончар, кузнец, чем занимался бортник, что собирали в лесу и т.п.

- Почему именно эти занятия и ремёсла были основными у восточных славян?

- Они направлены на получение необходимых продуктов, орудий труда, предметов быта.

- А сейчас задание сложнее. На слайде № 8 даны 4 вопроса, на которые вам нужно дать ответ ДА или НЕТ.

Работа обучающихся.

Проверка, обсуждение выбора того или иного ответа.

Вывод: люди в общине помогают друг другу, делятся плодами своего труда.

Задание №5. Слайд № 9, 10.

У славян было много соседей, с которыми они дружили, торговали или воевали. На слайде № 9 вам предлагается назвать соседей восточных славян, определить характер отношений между ними (мир, война).

Работа обучающихся.

Проверка.

- Самые мирные соседи? Самые воинственные соседи?

Слайд № 10. Какие товары продавали и покупали? Расположите их названия на карте.

Работа обучающихся.

Проверка.

- Какими товарами торговали славяне? Они могли продавать всё, что могли вырастить или сделать?

- Нет, только излишки.

- Могли излишки продуктов, товаров появиться у одной семьи?

- Нет, только в общине.

Вывод: И в плане торговле жить общинами было выгоднее.

Инструктаж обучающихся,

практическая работа обучающихся в парах,  фронтальный опрос

Беседа

беседа

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд № 9

Слайд №10

   4.

Итоги урока и оценка знаний.

Какой же вывод можно сделать по всей нашей работе сегодня? Почему славяне жили общинами?

-  Одному человеку и даже семье невозможно было прокормить себя, содержать хозяйство. Люди в общине помогают друг другу, делятся плодами своего труда.

-  Все важнейшие вопросы управления решались сообща. Для управления выбирали действительно мудрых, опытных людей.

- Только в общине могли появиться излишки товаров, которые можно было продать.

Таким образом, община – лучшая форма организации жизни славян в то время.

Подведение итогов  изучения темы, оценивание работы обучающихся на уроке по качеству знаний, умению работать в паре.

Домашнее задание

Фронтальный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

Конспект открытого урока по истории Отечества в 7 классе на тему: «Жизнь и быт славян. Славянские воины и богатыри».

Тема: «Жизнь и быт славян. Славянские воины и богатыри». Цели:·         формирование личности способной к творческой деятельности;·...

Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....

Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)

Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....

Конспект открытого урока по истории 9 класс. Тема: «Социально-экономическое развитие России в пореформенный период».

Урок составлен в рамках программы: авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В. Торкунова (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История...