Интегрированный урок история и технология " Ремесла и занятия древних славян"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Интегрированное занятие история + технология

Тема. Необычное путешествие - путешествие в старину

« Ремесла и занятия древних славян»

Цели. Закрепить полученные знания по теме «Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов», ознакомить с некоторыми историческими фактами. Повышать уровень нравственно-эстетических и культурных потребностей. Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к трудовым традициям русского народа.

 

Актуализация знаний.

Учитель.

Ребята, вы изучили большой и очень интересный раздел по курсу истории «Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов». А на уроках технологии мы изучаем тему «Материаловедение». Для того, чтобы понять и усвоить материал нашего раздела., необходимо вспомнить некоторые исторические моменты Древней Руси. И мы начинаем необычное путешествие в старину.

Слайд №1 (тема)

1.3адание 1.

Учитель.

Посмотрите, пожалуйста, на экран, прочитайте слова: предки, современники, потомки. Найдите корень в этих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов. Дети. 1.В слове предки корень пред, он означает предшествовать, быть перед чем либо. Предки - это люди, которые жили перед нами. В слове современники, корень врем, так называют людей, которые живут с нами в одно время, т. е. в настоящее время.

В слове потомки корень потом, так называют людей, которые будут жить после нас.

 

Учитель. Люди, от которых мы произошли, называются предками. Наши с вами предки – славяне.

 

 

Слайд №2. Слова: предки, современники, потомки

П.3адание2.

Учитель. Покажите на карте государство Древняя Русь.

Слайд №3 (карта)

 Ш.Задание

№3

Учитель.

 Дайте характеристику славян.

Дети 2 Наши предки - славяне были сильными, смелыми и выносливыми людьми. У них были русые волосы, большие голубые глаза, круглолицые. Они были высокого роста, статные и красивые.

Учитель.

Опираясь на описание, смоделируйте типичный вид славянина. (1 ученик на ПК) остальные на карточках. Молодцы!

Слайд №4 карточки

 

 IV Экскурс в  историю.

Давайте вспомним, чем же занимались восточные славяне, какие у них были ремесла?

 

 

 

imageimageimageimageVСтраничка

истории

культуры

Дети.З Работы было много. Люди корчевали леса,

пахали землю, пасли на лугах стада животных, ловили

в реках рыбу, в лесу собирали мед диких пчел, грибы,

ягоды. Охотились на диких зверей. Кроме этого они

владели различными ремеслами:

-ковали железо

-ткали ткани

-лепили из глины посуду

-шили одежду

-делали различные украшения

-мастерили из ивовых веток корзины, короба

4

Из дерева строили не только дома, амбары и сараи, но

долбили лодки, делали лавки, столы и разнообразную

деревянную посуду.

Посуду делали из березы, осины, липы. Из березовой

коры-бересты делали туески и кружки: большие и

маленькие. Корзины и короба плели из ивовых веток и

корней хвойных деревьев. Из тонких дощечек славяне

изготавливали кадки, бочки, ведра.

5

Каждая женщина в славянской семье умела прясть

пряжу, ткать и шить одежду. Из стеблей льна и

конопли делали нити, а зимой из них ткали полотно. На

деревянную раму наматывались нити параллельно друг

другу, между ними вертикально пропускалась другая

нить. Получалась плотная ткань-полотно. Теперь

можно шить из него рубашки и порты для мужчин.

6

Для женщин шили длинные рубахи и юбки до земли.

Такая одежда называлась домотканой.

Одежда славян немного напоминала современную.

Женщины носили длинные рубашки, мужчины были

одеты в просторные, подпоясанные кожаными ремнями

рубахи и штаны. В холода надевали на голову шапки из

войлока (сваленной шерсти) или меха. На ногах

носили лапти, сплетенные из лыка или туфли, сшитые

куска мягкой кожи.

Учитель.

Длинными зимними вечерами вся семья собиралась в

избе и каждый делал свою работу. Эти занятия

сопровождались песнями.

Как и русская речь, столь же богат и разнообразен

музыкальный мир наших предков. Давайте вместе

перелистаем несколько страниц истории культуры,

ответив на следующие задания:

-как называется русский трехструнный щипковый

инструмент? (балалайка)

-какую птицу называют «певцом русских полей»?

(жаворонок)

 

 

 

-назовите самый распространенный русский

«едальный» инструмент, имеющийся и сейчас почти в

каждом доме? (деревянные ложки)

-без какого инструмента «на мехах» не может обойтись

ни один ансамбль русских народных инструментов?

(гармошка)

Учитель.

В нашей школе уже много лет идет большая работа по

изучению обычаев, традиций, культуры русского

народа и мы предлагаем вам послушать небольшой

фрагмент выступления школьного шумового оркестра

под руководством Максимкина А.М.

 

VI Итог

Учитель.

Интересна и многогранна история нашей страны, мы вспомнили только ее кусочек. У каждого из нас есть своя маленькая родина: село, деревня, улица, дом. Но всех нас объединяет огромная страна, которая зовется Россией. Наша Россия одна из прекрасных стран, а чтобы она процветала всегда мы должны не только любить ее, но и беречь и приумножать ее богатства.

Дети.7

Берегите Землю!

Берегите.

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Слайд №7 Вид природы

 

Спасибо!   Молодцы!

Слайд №8

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie_istoriya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие история + технология

Тема. Необычное путешествие - путешествие в старину

« Ремесла и занятия древних славян»

Цели. Закрепить полученные знания по теме «Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов», ознакомить с некоторыми историческими фактами. Повышать уровень нравственно-эстетических и культурных потребностей. Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к трудовым традициям русского народа.

Актуализация знаний.

Учитель.

Ребята, вы изучили большой и очень интересный раздел по курсу истории «Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов». А на уроках технологии мы изучаем тему «Материаловедение». Для того, чтобы понять и усвоить материал нашего раздела., необходимо вспомнить некоторые исторические моменты Древней Руси. И мы начинаем необычное путешествие в старину.

Слайд №1 (тема)

1.3адание 1.

Учитель.

Посмотрите, пожалуйста, на экран, прочитайте слова: предки, современники, потомки. Найдите корень в этих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов. Дети. 1.В слове предки корень пред, он означает предшествовать, быть перед чем либо. Предки - это люди, которые жили перед нами. В слове современники, корень врем, так называют людей, которые живут с нами в одно время, т. е. в настоящее время.

В слове потомки корень потом, так называют людей, которые будут жить после нас.

Учитель. Люди, от которых мы произошли, называются предками. Наши с вами предки – славяне.

Слайд №2. Слова: предки, современники, потомки

П.3адание2.

Учитель. Покажите на карте государство Древняя Русь.

Слайд №3 (карта)

 Ш.Задание

№3

Учитель.

 Дайте характеристику славян.

Дети 2 Наши предки - славяне были сильными, смелыми и выносливыми людьми. У них были русые волосы, большие голубые глаза, круглолицые. Они были высокого роста, статные и красивые.

Учитель.

Опираясь на описание, смоделируйте типичный вид славянина. (1 ученик на ПК) остальные на карточках. Молодцы!

Слайд №4 карточки

 IV Экскурс в  историю.

Давайте вспомним, чем же занимались восточные славяне, какие у них были ремесла?

VСтраничка

истории

культуры

Дети.З Работы было много. Люди корчевали леса,

пахали землю, пасли на лугах стада животных, ловили

в реках рыбу, в лесу собирали мед диких пчел, грибы,

ягоды. Охотились на диких зверей. Кроме этого они

владели различными ремеслами:

-ковали железо

-ткали ткани

-лепили из глины посуду

-шили одежду

-делали различные украшения

-мастерили из ивовых веток корзины, короба

4

Из дерева строили не только дома, амбары и сараи, но

долбили лодки, делали лавки, столы и разнообразную

деревянную посуду.

Посуду делали из березы, осины, липы. Из березовой

коры-бересты делали туески и кружки: большие и

маленькие. Корзины и короба плели из ивовых веток и

корней хвойных деревьев. Из тонких дощечек славяне

изготавливали кадки, бочки, ведра.

5

Каждая женщина в славянской семье умела прясть

пряжу, ткать и шить одежду. Из стеблей льна и

конопли делали нити, а зимой из них ткали полотно. На

деревянную раму наматывались нити параллельно друг

другу, между ними вертикально пропускалась другая

нить. Получалась плотная ткань-полотно. Теперь

можно шить из него рубашки и порты для мужчин.

6

Для женщин шили длинные рубахи и юбки до земли.

Такая одежда называлась домотканой.

Одежда славян немного напоминала современную.

Женщины носили длинные рубашки, мужчины были

одеты в просторные, подпоясанные кожаными ремнями

рубахи и штаны. В холода надевали на голову шапки из

войлока (сваленной шерсти) или меха. На ногах

носили лапти, сплетенные из лыка или туфли, сшитые

куска мягкой кожи.

Учитель.

Длинными зимними вечерами вся семья собиралась в

избе и каждый делал свою работу. Эти занятия

сопровождались песнями.

Как и русская речь, столь же богат и разнообразен

музыкальный мир наших предков. Давайте вместе

перелистаем несколько страниц истории культуры,

ответив на следующие задания:

-как называется русский трехструнный щипковый

инструмент? (балалайка)

-какую птицу называют «певцом русских полей»?

(жаворонок)


-назовите самый распространенный русский

«едальный» инструмент, имеющийся и сейчас почти в

каждом доме? (деревянные ложки)

-без какого инструмента «на мехах» не может обойтись

ни один ансамбль русских народных инструментов?

(гармошка)

Учитель.

В нашей школе уже много лет идет большая работа по

изучению обычаев, традиций, культуры русского

народа и мы предлагаем вам послушать небольшой

фрагмент выступления школьного шумового оркестра

под руководством Максимкина А.М.

VI Итог

Учитель.

Интересна и многогранна история нашей страны, мы вспомнили только ее кусочек. У каждого из нас есть своя маленькая родина: село, деревня, улица, дом. Но всех нас объединяет огромная страна, которая зовется Россией. Наша Россия одна из прекрасных стран, а чтобы она процветала всегда мы должны не только любить ее, но и беречь и приумножать ее богатства.

Дети.7

Берегите Землю!

Берегите.

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Слайд №7 Вид природы

Спасибо!   Молодцы!

Слайд №8

Слайд №5 станок


Практическая работа -инсценировка

Слайд №6 Внешний вид


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."

На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое  ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако...

Презентация к интегрированному уроку (история, география, литература) на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей".

Презентация составлена, как добавочный материалл к уроку на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей". Может использоваться  на уроках географии, истории, литературы и мировой художественной ку...

Интегрированный урок истории и географии "Восточные славяне и их соседи"

Интегрированный урок истории и географии "Восточные славяне и их соседи".  Во время урока ученики имеют возможность продемонстрировать полученные знания  на уроке геграфии. В зависимости от ...

Интегрированный урок истории и технологии "История юбки"

Данная презентация позволяет лучше освоить историю развития предмета одежды - юбки по историческим эпохам....

Интегрированный урок истори и информатики "Древняя Индия"

Цель: Познакомиться с историей Древней Индии посредством информационных технологий....

Интегрированный урок биологии-литературы «Природные символы в жизни древних славян».

изучение связи древнерусского языка с природными символами...