конспект урока: "Железорудные месторождения Казахстана. Биологическая и экологическая роль железа".
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему

Железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящим и будущими судьбами человечества.

(Ферсман А. Е. — сов. минералог и геохимик, академик

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вопрос + ответ… d- элемент, минеральные воды, 5,1%, пирит, небесный камень, 7,87г/см3, средняя активность, сталь, красно-бурый порошок, железная окалина.

Слайд 2

«ОСНОВНЫЕ ЖЕЛЕЗОРУДНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ. БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЖЕЛЕЗА И ЕГО ВАЖНЕЙШИХ СОЕДИНЕНИЙ» Железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящим и будущими судьбами человечества. (Ферсман А. Е. — сов. минералог и геохимик, академик) Подготовила: учитель химии-биологии Елекбаева Марина Всеволодовна.

Слайд 3

Цель урока:

Слайд 4

Нахождение в природе. Fe Магнитный железняк Магнетит Fe 3 O 4 Красный железняк Гематит Fe 2 O 3 Бурый железняк Лимонит 2 Fe 2 O 3 • 3 H 2 O Железный или серный колчедан Пирит FeS 2

Слайд 5

Проклятье или благо?

Слайд 6

Доля Казахстана в общемировых разведанных запасах полезных ископаемых : Твердые полезные ископаемые Цинк – 15,2 % - 1 место в мире; Барит – 47,2 % - 1 место в мире; Вольфрам - 1-2 место в мире Свинец – 22 % - 1-2 место в мире; Хромовые руды – 37,6 % - 1-2 место в мире; Марганец – 30 % - 2 место в мире; Серебро – 16 % - 2 место в мире; Медь – 7,1 % - 3 место в мире; Кобальт – 3,9 % - 5 место в мире; Железо - 6 % - 5 место в мире; Фосфориты – 4,5 % - 6 место в мире. Золото – 2,7 % - 6-8 место в мире; Бокситы – 1,4 % - 10 место в мире; Никель - 1,4 % - 12 место в мире.

Слайд 7

Биологическая роль железа Железо играет важную роль в жизнедеятельности живых организмов. Оно входит в состав гемоглобина крови, соединения железа применяют для лечения малокровия, истощении, упадке сил. Основным источником железа для человека является пища. Его много в зеленых овощах, мясе, сухофруктах, шоколаде. Fe

Слайд 8

Человек не может обойтись без железа! Гипотеза: Если в организме человека избыток или недостаток железа, то у него развивается болезнь.

Слайд 9

Избыток железа превращает человека в агрессивное существо с жестоким, эгоистичным характером. Такие люди очень активны, постоянно чем-то заняты. Любят командовать, поэтому чаще всего становятся военными, спортивными инструкторами или бизнесменами. Но таких «железных дровосеков» можно смягчить, если давать им меньше мяса. Железо

Слайд 10

Основные причины дефицита железа : Разнообразные кровопотери . Недостаточное поступление и усвоение железа из пищи . Повышенные затраты железа при интенсивном росте, беременности и занятиями физической культурой . Инфекционно-воспалительные заболевания .

Слайд 11

Историческая справка Масса железа у взрослого мужчины составляет около 4,5г, у женщины 3-4г. Основная масса (около75%) сосредоточена в гемоглобине. Наиболее богаты железом печень (500-600мг.), костный мозг (до 300мг), селезенка (60-100). Вся масса крови содержит около 3г. железа, мышечный гемоглобин (миоглобин) - 300-600мг.,железо дыхательных ферментов - 1г. Гемоглобин - красный пигмент крови человека, его функция– перенос кислорода от органов дыхания к тканям и углекислый газ от тканей к дыхательным органам. При нормальном содержании гемоглобина в 100г.крови содержится 53,4 мг. железа. Гемоглобин до 6 лет>110 г/л, старше 6 лет >120 г/л.

Слайд 12

Если интересно…. В организм железо поступает с пищей. Суточная потребность в железе различная разными возрастными категориями : - дети от 1 до 3 лет-15 мг., - мужчины от 19 до 22 лет-10мг., - женщины от 19 до 22- 18мг. Железодефицитное состояние может развиваться при длительном употреблении пищи с недостаточным содержанием железа.

Слайд 13

Результаты исследования Лучше всего железо усваивается из мяса, значительно хуже из зерновых злаков. Организм усваивает 10-20 % железа от суточной потребности. Железо не выводится с мочой, оно выделяется с желчью и калом, а также при кровотечениях. Период нахождения железа в организме человека превышает 10 лет .

Слайд 14

Заболевания связанные с недостатком железа в организме человека. Недостаток железа в организме приводит к развитию анемии (малокровии), при которой снижается уровень эритроцитов в единице объема крови , падает и содержание гемоглобина в них. Кроме того, нарушается и функция пищеварительных желез, нервной системы, мышечного аппарата. При анемии наблюдается головная боль, быстрая утомляемость, вялость, апатия ко всему.

Слайд 15

Аптека ( изучение инструкций ) Название Состав Показание Способ применения Актиферрин 1капсула содержит сульфат железа 113мг. Железодефицитная анемия По 1-2 капсуле после еды Венофер Железо( III ) гидроксид сахарозный комплекс Железодефицит Для инъекций внутривенно Мальтофер 1 жевательная таблетка содержит 100мг.железа Железодефицит 2-3 таблетки после еды Фенюльс 1капсула содержит сульфат железа150мг Профилактика и лечение железодефицитной анемии 1 -2 капсулы Витрум ВитаминА,С,Д, железо фумарат Профилактика, для будущих матерей По 1 таблетке в день после завтрака

Слайд 16

Рекомендации При назначении препаратов железа внутрь следует учитывать атомно-функциональное состояние желудочно-кишечного тракта, особенно его верхних отделов: желудка, двенадцатиперстной кишки, являющихся наиболее активными участками всасывания железа. Сульфат железа ( II ) используется при лечении малокровия. Он входит в состав лекарства «Ферроплекс», «Ферродок», «Витрум» и др. Хлорид железа ( III ) применяют как дезинфицирующее и кровоостанавливающее средство.

Слайд 17

Экологические особенности. Железо является токсичным веществом . Избыток железа может привести к отравлению. При приеме внутрь дозы железа 200-250 мг/кг у человека появляется рвота, боли в животе, ощущение жара , снижение артериального давления, резкое снижение свертываемости крови, поражение печени. Вдыхание пыли, содержащей соединения железа, приведет к заболеванию легких, сердечно-сосудистой дистании, изменению состава крови, возникновению стоматита, гастрита.

Слайд 18

Вывод: При недостатке или избытке железа в организме могут наступить необратимые реакции. Для нормального роста и выполнения биологических функций человеку необходим целый ряд неорганических элементов, одним из которых является железо.

Слайд 19

«Жизнь на Земле влияет на атмосферу, а атмосфера влияет на жизнь на Земле»



Предварительный просмотр:

Среднесрочное планирование уроков химии.

Раздел «Важнейшие d-элементы и их соединения» 9 класс

Тема и цель урока

Ожидаемые результаты обучения

Формы работы, используемые при активном обучении

Оценивание, включая оценку в целях обучения

Включая всех

Используемые модули Программы

Тема урока: Железо и его соединения.

Цель: определение физических и химических свойств железа, получение соединений железа и определение их свойств.

Учащиеся анализируют свойства железа и его соединений, составляют уравнения  реакций

1.Создание колоборативной среды (Тренинг «Я желаю тебе…»).  Деление на группы (Fe, FeCI3, Fe(OH)2); тест (определение уровня железа в организме)

2. Работа в группах (кластер «железо, физические и химические свойства») метод джиксо

3. работа в группах, выполнение  опыта «получение соединений железа, изучение их свойств»

4. Рефлексия (анализ работы  группы)

5.Д/з: таблица «Железо и его соединения»

Разработка критериев (наглядность, содержание материала, ораторское искусство)

Взаимооценивание по разработанным критериям

Суммативное оценивание по итогам урока

А - распределяет роли в группе, предлагает план действий, помогает учащимся, проявляет инициативу,

В - предлагает свои идеи, помогает учащимся,

С - принимает активное участие, воспроизводит полученную информацию

1.Обучение критическому мышлению

2.Обучение талантливых и одаренных детей

3.Новые подходы в преподавании обучении

4.Оценивание для обучения и оценивание обучению

Тема урока: Генетическая связь соединений железа..

Тема урока: Решение задач с экологическим содержанием (расчет выхода массы вещества по сравнению с теоретически возможным значением с производственным и экологическим содержанием)

Цель: научиться проводить качественные реакции на ионы меди, железа, цинка.

 

Учащиеся умеют производить расчеты, вычислять проценты.

Учащиеся определяют наличие ионов меди, железа, цинка химическими методами.

1.Создание колоборативной среды  

2. создание проблемной ситуации (Метод мозгового штурма)

3. работа в парах, составление плана решения задач с реагентами, имеющие примеси

4.дифференцированные задания (учащиеся выбирают сами)

5. Рефлексия (проанализировать и сделать вывод «Где можно использовать такой тип задач?»)

1.Создание колоборативной среды.  Игра (d-элементы ).

2. создание проблемной ситуации (Метод мозгового штурма)

3. работа в парах, заполнение таблицы

4. Рефлексия (проанализировать и сделать вывод)

Суммативное оценивание по итогам урока

Суммативное оценивание по итогам урока (проверка лабораторных тетрадей)

А - распределяет роли в группе, предлагает план действий, помогает учащимся, проявляет инициативу,

В - предлагает свои идеи, помогает учащимся,

С - принимает активное участие, воспроизводит полученную информацию

А, В,  С - принимают участие в проведении опытов и анализируют полученные результаты

1.Обучение критическому мышлению

2.Обучение талантливых и одаренных детей

3.Управление и лидерство в обучении

4.Оценивание для обучения и оценивание обучению

5. новые подходы в преподавании и обучении.

1.Обучение критическому мышлению

2.Обучение талантливых и одаренных детей

3.Управление и лидерство в обучении

4.Оценивание для обучения и оценивание обучению

5. Использование  И КТ в преподавании

Тема урока: Основные железорудные месторождения Казахстана. Биологическая и экологическая роль железа и его важнейших соединений.

Цель: Развивать интегрированное мышление учащихся и их умения прогнозировать свойства вещества, опираясь на знания о его строении; развивать способности проводить анализ, обобщение, находить соответствие.

Учащиеся знакомятся с железорудными месторождениями Казахстана, их  биологической  и экологической  ролью железа и его соединений.

1.Создание колоборативной среды.  

2. создание проблемной ситуации (Метод мозгового штурма кубик блума)

3. работа в парах, заполнение таблицы

4. Рефлексия (проанализировать и сделать вывод)

Взаимооценивание по разработанным критериям.

Суммативное оценивание по итогам урока.

А, В,  С  - принимают участие в проведении опытов и анализируют полученные результаты

1.Обучение критическому мышлению

2.Обучение талантливых и одаренных детей

3.Управление и лидерство в обучении

4.Оценивание для обучения и оценивание обучению

5. Использование  И КТ в преподавании

Тема урока: Типы коррозии и меры предупреждения.

Цель: различать типы коррозии, знать методы борьбы с коррозией.

Учащиеся знают способы замедления коррозии,  значение и типы коррозии.

1.Создание колоборативной среды   Деление на группы

2. Работа в группах (составление  и заполнение денотатного графа)

3. работа в группах (методика 6 шляп)

4. Рефлексия (две звезды, одно пожелание)

5.Д/з: эссе «к  каким последствиям ведет коррозия»

Взаимооценивание по разработанным критериям

Суммативное оценивание по итогам урока

А - распределяет роли в группе, предлагает план действий, помогает учащимся, проявляет инициативу,

В - предлагает свои идеи, помогает учащимся,

С - принимает активное участие, воспроизводит полученную информацию

1.Обучение критическому мышлению

2.Обучение талантливых и одаренных детей

3.Управление и лидерство в обучении

4.Оценивание для обучения и оценивание обучению

5.использование И КТ в преподавании

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биологическая роль железа

Одним из факторов, определяющих здоровье человека, является состояние крови. Заболевания крови разрушительно действуют на весь организм человека.   Железо - один из важнейших элементов...

«Основные железорудные месторождения в Казахстане. Биологическая и экологическая роль железа и его важнейших соединений»

АннотацияК  уроку  химии  в  9  классе на тему: «Основные железорудные месторождения в Казахстане.  Биологическая  и экологическая  роль  железа и его важн...

конспект урока: "Железорудные месторождения Казахстана. Биологическая и экологическая роль железа".

Железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти д...

конспект урока: "Железорудные месторождения Казахстана. Биологическая и экологическая роль железа".

Железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти д...

конспект урока: "Железорудные месторождения Казахстана. Биологическая и экологическая роль железа".

Железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти д...

конспект урока: "Железорудные месторождения Казахстана. Биологическая и экологическая роль железа".

Железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти д...

РОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В проекте закона РФ “Об образовании” сказано: “ Образовательное  учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся”.  Проблема здоров...