Урок химии в 8 классе. Растворение. Растворимость веществ в воде.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Напойкина Нина Павловна

Цель урока: расширить знания о процессе растворения и растворах.

Задачи урока:

Развивающие:

  • интерес к химии,
  • экспериментальное исследование и творческие навыки,
  • мышление,
  • социальную активность учащихся через установление межпредметных связей;

Обучающие:

  • познакомить с растворением как физико-химическим процессом,
  • дать классификацию растворов по признаку растворимости.
  • сформировать понятия: раствор, растворитель, гидраты.

Воспитательные:

  • воспитывать общую культуру,
  • бережное отношение к окружающей среде,
  • повышение компетентности в морально-нравственной гигиене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_na_attest.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

                          Разработка открытого урока в 8классе  

                по теме: Растворение. Растворимость веществ в воде.

 

Тип урока: комбинированный (повторение, изучение нового) с использованием ИКТ.

Цель урока: расширить знания о процессе растворения и растворах.

Задачи урока:

Развивающие:

  • интерес к химии,
  • экспериментальное исследование и творческие навыки,
  • мышление,
  • социальную активность учащихся через установление межпредметных связей;

Обучающие:

  • познакомить с растворением как физико-химическим процессом,
  • дать классификацию растворов по признаку растворимости.
  • сформировать понятия: раствор, растворитель, гидраты.

Воспитательные:

  • воспитывать общую культуру,
  • бережное отношение к окружающей среде,
  • повышение компетентности в морально-нравственной гигиене.

Оборудование: штатив с пробирками, вода, сульфат меди, хлорид натрия, концентрированная серная кислота, азотнокислый аммоний.

Методы и приемы: словесные (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративные( демонстрация опытов),частично-поисковые(работа по учебнику),использование ИКТ(презентация)

Требования к учащимся. Учащиеся должны:

 Знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде

Уметь пользоваться таблицей растворимости

План урока:

  1. Организационный момент ( готовность учеников к уроку);
  2. Проверка знаний (химическая разминка);
  3. Изучение и усвоение нового материала;
  4. Закрепление (работа в парах по заданию на слайде);
  5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

                                                   

                                                    Ход урока.

 I. Организационный момент.

                                   С чего начинается химия?

                           С оксидов, кислот, щелочей.

                           С пробирок, спиртовок и колбочек,

                           Стоящих на парте твоей.

                            А может она начинается

                           С простых и понятных веществ,

                           Их в жизни так много встречается

                           И нам их ребята не счесть.

 А мы начнем с вами с повторения пройденной темы.

-Если есть желание работать со мной, нарисуйте улыбку на смайлике. Если – нет, то прямую линию.

 II. Химическая разминка. (проверка ранее изученного)

 На слайде: Cu+O2=CuO                                                 (уравнять 1 и 3)

                   Na2SO4+BaCI2=BaSO4+2NACI

                   HCI+Zn=ZnCI2+H2                                  

                   CaCO3=CaO+CO2

       1.Определите типы реакций.

      2. Какие классы веществ вы знаете?

      3. Назовите простые вещества.

      4. Оксиды.

  1. Соли (дать названия).
  2. Кислоты(дать названия).

6. Какое вещество здесь в единственном числе? Кислоты.

  

III.Сообщение темы урока.

   - Мы приступаем к изучению нового раздела химии. Тему сегодняшнего урока вы назовёте сами, если внимательно прослушаете стихотворение.

                               Утром встал я спозаранку.

                              Чай налил, нашёл баранку.

                              Подмешал я сахарку,

                              Ложку, две и три – люблю.

                              Но здесь какой-то непорядок.

                              И на дне лежит осадок.

                              А, это третья ложка –

                              ну, подумайте немножко!

 - Тема нашего урока «Растворение. Растворимость веществ в воде». Запишем тему урока в тетрадь.(слайд 1)

    

 IV. Изучение нового материала.

 Эпиграф к уроку: «Мы  отнюдь  не властвуем над природой,

                               всё наше господство состоит в том, что

                               мы в отличии  от других существ, умеем

                               познавать её законы и правильно их применять».

                                                                                             Ф.Энгельс

 1. Слово учителя. Растворы играют важную роль в природе, науке и технике. Особую роль на нашей планете играет вода.

 Сообщение делает ученик.

Из всех жидкостей вода служит наилучшим растворителем, обладает наибольшей теплоёмкостью. Воды океанов и морей являются аккумуляторами тепла и способны даже изменять климат на планете. Если всю воду равномерно распределить по земному шару, то глубина «мирового океана» составит 4 км.

Вода входит в состав клеток и тканей всех животных и растений. Например: тело человека трёхдневного зародыша на 97% состоит из воды. Тело взрослого- на 60-80%. В таких овощах как огурцы, помидоры , морковь – 90-95% воды, в хлебе – 40%, молоке – 80%, тело медузы на 98% состоит из воды. Процесс пищеварения у человека протекает при участии 9-10 литров воды в сутки .

Продолжает учитель.

Согласно теории эволюции жизнь на Земле зародилась (?) да, в воде. Главное доказательство этого – сходный химический состав морской воды и крови человека. Откройте учебник и сравните по таблице соотношение химических элементов.

А знаете ли вы, что в 1м3 морской воды растворено 0,01мг золота. Общее количество золота в морях и океанах огромно. Если бы его удалось извлечь, то на каждого жителя нашей планеты пришлось бы более 1 тонны золота.

Часто понятие раствор мы связываем,  прежде всего,  с водой. Но есть и другие растворы: лекарственные настойки, органические растворители (ацетон). Это жидкие растворы. Но есть и твёрдые растворы – сплавы, золотые украшения, газообразные растворы – воздух.

Так что же такое раствор?(слайды)

Изучение свойств растворов занимает важное место в современной науке. В химии процессы растворения рассматриваются с позиций трёх теорий:

  1. Физической
  2. Химической
  3. Физико-химической

 Давайте представим себя в роли сторонников этих теорий. 1 ряд-сторонники физической теории, 2 ряд-химической теории, 3 ряд-физико-химической теории.

 2. Самостоятельная работа по учебнику. Через несколько минут вы должны объяснить основную идею своей теории и назвать имена учёных, сторонников этой теории (обсуждение сопровождается показом слайдов со схемой и фото учёных).

 Сторонники физической теории растворов, которую развивали Вант-Гофф, Аррениус и Оствальд, считали, что процесс растворения является результатом диффузии, т е. проникновения растворенного вещества в промежутке между молекулами воды.

Д.И. Менделеев, В.И. Каблуков и сторонники химической теории растворов доказывали, что растворение является результатом химического взаимодействия растворенного вещества с молекулами воды. Поэтому правильнее определять раствор как однородную систему, состоящую из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

Сообщение учителя.

 В настоящее время принята теория, которая объединяет обе точки зрения,- физико-химическая теория растворов. Её предсказал Д.И. Менделеев в своём учебнике “Основы химии . “

 

 

 

 

                                        Физминутка (проводит ученик)

 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед.

2.  И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно.

 3. Демонстрация опытов.

Теперь нам нужно выяснить признаки химического взаимодействия при растворении веществ.

-А какие признаки химических реакций вы знаете? (выделение теплоты, выпадение осадка, выделение газа, изменение окраски)

 1опыт. Растворение серной кислоты.

2 опыт. Растворение нитрата аммиака.

             -Что наблюдали?

Тепловые явления: экзотермические и эндотермические.

 3 опыт. Растворение сульфата меди.

- Наблюдаем?

Изменение цвета.

  

4. Классификация растворов по содержанию растворённого вещества. ( слайды)

 -Как вы считаете, от каких факторов  зависит растворимость веществ в воде? (от температуры, от природы растворителя, от природы растворённого вещества)

 В учебнике есть таблица растворимости некоторых веществ, в зависимости от температуры. Как правило, растворимость твёрдых веществ в воде увеличивается с повышением температуры. В  учебнике  найдите таблицу растворимости. Если растворять в воде хлорид калия, то при комнатной температуре может раствориться только 35г соли в 100 г воды; сколько бы мы не перемешивали раствор, соли в нём больше не растворится – раствор будет насыщен этой солью при данной температуре.

Насыщенным раствором называется такой раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется.

Если же при этой температуре в 100г воды растворить хлорида калия меньше, чем 35г, то раствор будет ненасыщенным.

Ненасыщенным называется такой раствор, в котором при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе.(слайды)

При охлаждении насыщенного раствора возникает избыток растворённого вещества, если оно не выпадает в осадок, то образуется пересыщенный раствор.

Пересыщенным раствором называется такой раствор, в котором при данной температуре находится в растворённом состоянии больше вещества, чем в его насыщенном растворе при тех же условиях.

     При работе с различными веществами важно  знать  их растворимость в воде. Если при комнатной температуре в 100г воды растворяется больше 1г вещества, то вещество считается хорошо растворимым. Если меньше 1г – малорастворимым. Растворимость которых меньше 0,01г – практически нерастворимы. Но нерастворимых веществ не существует. Даже у самого плохо растворимого вещества есть какая-то минимальная растворимость (пример золота и серебра).

 5.Решение задач.

-А сейчас решим несколько задач.

 Задача 1.  100 граммов воды насыщают сульфатом магния при 800С. Раствор охлаждают до 00С. Определите массу соли, выпавшей в осадок.

 Решение:

 1)По рис.123 определяем растворимость соли. При 800С – 73г, а при 00С – 20г.(в 100г воды)

2) Вычисляем массу соли, выпавшей в осадок: 73-20=53г.

 Задача 2.  200грамм воды насыщают хлоридом калия при 1000С. Раствор охлаждают до 00С. Определите массу соли, выпавшей в осадок.

 Решение:

1)      при 10000С (КСI)=55г или 110г

2)      при 00С (КСI)=25г или 50г

3)      Вычисляем массу соли, выпавшей в осадок: 110-50=60г

 Задача 3. В растворе массой 50 грамм растворили хлорид натрия массой 15 грамм. Какова массовая доля соли в растворе?

 Дано:                                Решение:

m(р-ра)=50г        1)w=m(в-ва):m(р-ра).100%  

m(NaCI)=15г       2) w(NaCI)=15г/50г.100%=0,3 или 30%

Найти:    W (NaCl ) -?      Ответ: W (NaCl)-?

V.  Закрепление изученного.

  Работа в парах. Составить синквейн:

1)      Существительное

2)      Три прилагательных

3)      Два  глагола

4)      Крылатая фраза

5)      Существительное, которое отражает суть.

                  2.   Заслушать несколько учеников.

  Домашнее задание: П.34, вопросы 1-4, задача. Творческое задание по желанию - составить презентацию по теме: «Растворы», сочинить сказку о воде.

 VI. Итог урока. Рефлексия.

 1. Что вы считаете главным на уроке?

2. Что было трудным?

3. Если вы были внимательны на уроке, уверены в себе, и все изученные вопросы усвоили,  поставьте себе «5».

4. Если вы были внимательны, усвоили материал в целом, а на вопросы затруднялись ответить, поставьте себе «4».

5. Кто сомневается, поставьте себе «3».

6. Поднимите руку, кто поставил себе «4» и «5».

 - Какое у вас настроение после урока? (смайлики)

 - Спасибо за работу. Урок окончен.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по химии на тему "Растворы. Растворимость веществ в воде" 8 класс

понятие раствора, понятие растворимости, причины различной растворимости веществ....

Презентация к уроку химии 8 класс "Классификация неорганических веществ"

Данная презентация используется учителем для более полного раскрытия темы "Классификация неорганических веществ"...

Презентация к уроку химии 8 класс по теме "Растворение. Растворимость веществ в воде"

Презентация к уроку 8 класса по химии по теме "Растворение. Растворимость веществ в воде", можно использовать при  объяснении нового материала. Первый урок по данной теме....

«Растворение. Растворимость веществ в воде.»

Познакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессом и с растворами как физико-химическими системами....

Урок в 8 классе на тему: Растворение. Растворимость веществ в воде.

Цель: Сформировать у учащихся представления о растворах как однородных смесях, закрепить и расширить знания о получении растворов, раскрыть, освоить понятие«растворимость», научить учащихся пользовать...

Растворение. Растворимость веществ в воде.

Технологическая карта урока...

«Растворение. Растворимость веществ в воде» 8 класс

ТИП УРОКА: проблемный урок – исследование изучения нового материала.Цель урока: открыть понятие о сущности процесса растворения, как физико-химического явления, расширить знания о процессе раств...