Растворение. Растворимость веществ в воде.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Наталья Сергеевна Холостинина

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_8.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Холостинина Н.С.

«Растворение. Растворимость веществ в воде.», 8 класс

Предмет

Химия

Класс

8 класс

Тема

Растворение. Растворимость веществ в воде.

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

расширение знаний учащихся о растворах и процессе растворимости, дать классификацию растворов по количеству растворенного вещества.

Задачи урока

Развивающие:

- развивать интерес к химии

- развивать способность к экспериментальному исследованию и творческие навыки

- развивать мышление

- развивать социальную активность учащихся через установку межпредметных связей

- развивать кругозор учащихся

Образовательные:

- изучить процесс растворимости, как физико- химический процесс

- рассмотреть классификацию веществ по растворимости

- рассмотреть классификацию растворов по содержанию растворенного вещества

- рассмотреть зависимость растворимости веществ от разных факторов

- научиться работать с кривыми растворимости

Воспитательные:

- воспитывать общую культуру

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде

- эстетическое воспитание

Оборудование

мультимедийный проектор, компьютер, экран, маршрутные карты, карточки с химическим диктантом, оценочные карточки, химические стаканы, медный купорос (или перманганат калия), вода, спирт, чайник; на партах: штатив для пробирок, пробирки, вода, нитрат аммония.

Методы обучения

проблемно- поисковый, наглядный, самостоятельная работа, лабораторная работа.

Форма организации познавательной деятельности:

индивидуальная, парная, фронтальная

№ п/п

Этап урока

Время, мин.

Деятельность учителя

Время, мин

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

1 мин.

Приветствует учащихся

Проверяет  готовность учащихся к уроку

Отмечает отсутствующих

Приветствуют учителя

Проверяют наличие учебных принадлежностей

2.

Мотивация

4 мин.

Я хочу начать наш сегодняшний урок со стихотворения:

Как-то утром мы проспал.

В школу быстро собирался:

Чай холодный наливал,

Сахар всыпал, помешал,

Но не сладким он остался.

Я ещё досыпал ложку,

Стал послаще он немножко.

Чай допил я до остатка,

А в остатке стало сладко.

Сахар ждал меня на дне!

Стал прикидывать в уме-

Отчего судьбы немилость?

? Помогите решить этот вопрос герою стихотворения.

? Как вы думаете о чём мы с вами будем говорить сегодня  на уроке?

? Сформулируйте тему урока.

 (1 слайд). Запишите тему урока в маршрутной карте.

? Сформулируйте цель урока.

Стихотворение заканчивается строками:

"Виновата- растворимость", таким образом вы были правы.  Молодцы!

Ответы детей:

Сахар плохо растворяется в холодной воде.

О растворимости веществ, о растворах.

Растворение. Растворимость веществ в воде.

Запись в маршрутной карте

Изучить процесс растворения, какие факторы влияют на растворимость веществ в воде, какие растворы бывают.

3.

Изучение нового материала

30 мин.

Демонстрационный опыт №1: В химический стакан с водой добавить кристаллы перманганата калия или медного купороса.

? Что вы наблюдаете?

? Как называется этот процесс?

То есть процесс растворения- это физический процесс.

Лабораторный опыт: у вас на партах стоят штативы, в которых пробирки с кристаллическим нитратом аммония и водой.

1) потрогайте пробирки с водой и запомните их температуру.

2) прилейте воду к кристаллическому веществу, перемешайте.

3) ещё раз потрогайте пробирку.

? Что произошло?

? О чём свидетельствует изменение температуры?

В 19 веке существовало две теории растворов. Давайте рассмотрим их.

(слайд 2)

Задание 1. Заполните таблицу в маршрутных картах (Учебник с. 211)

(слайд 3) Проверка таблицы.

Сегодня вы будете сами оценивать свою работу на уроке. Для этого у вас на партах лежат оценочные листы. Оцените свою работу с заданием 1.

? Мы с вами проделали два опыта. Один нам показал диффузию- физический процесс, а второй- изменение температуры- химический процесс. Так кто же из учёных прав?

? Сформулируйте определение процесса растворения?

Определение записать в маршрутный лист.

Прочитайте в учебнике определение «растворы», исходя из того, что процесс растворения- физико химический процесс. (Учебник с. 211)

Запишите определение в маршрутный лист.

Именно признаком образования гидратов и является изменение температуры раствора.

В растворах гидраты имеют непостоянный состав, многие из них непрочные и при выделении в свободном виде разрушаются.

Однако в ряде случаев образуются прочные соединения, которые легко можно выделить из раствора.

Кристаллические вещества, содержащие молекулы воды, называются кристаллогидратами, а вода- кристаллизационной.

(слайд 4)

Кристаллогидратами являются и многие природные вещества:

CaSO4*2H2O гипс

Na2SO4*10H2Oглауберова соль (мирабилит)

CuAl6(PO4)4(OH)8*5H2O бирюза

2Fe2O3*3H2Oбурый железняк (лимонит)

3MgO*2SiO2*2H2О змеевик

Кристаллогидраты имеют постоянный состав.

? В течении урока мы с вами уже неоднократно упоминали слово «растворимость». Сформулируйте определение.

? Как можно классифицировать вещества по растворимости?

 (слайд 5)

Задание 2 в маршрутных картах заполните схему (Учебник с. 215-216).

(слайд 6) Оцените себя

К практически нерастворимым веществам относятся и металлы. Но это условно. Так, известно, что в 1 м3 морской воды растворено 0,01 мг золота! Если его извлечь, то его масса составит 6 млн. тонн.

Таким образом, фактором, влияющим на растворимость веществ в воде, является:

1. Природа растворённого вещества и природа растворителя

Демонстрационный опыт №2: растворение медного купороса (перманганата калия) в воде и спирте.

? Что ещё может влиять на растворимость веществ в воде? Вспомните стихотворение.

2. Температура.

Демонстрационный опыт №3. Растворение медного купороса в горячей и холодной воде.

Но с повышением температуры, растворимость не всегда увеличивается. Для газов она наоборот уменьшается. Пример этому вы можете увидеть, если оставите бутылку с газированной водой в тёплом месте.

Количественно растворимость веществ в воде характеризуется коэффициентом растворимости- это максимальная масса вещества в граммах, растворённых в 100 г растворителя при данной температуре.

Графически эта зависимость изображается с помощью кривых растворимости (Учебник с. 213 рис. 126)

(слайд 7)

Задание 3(а): определите растворимость:

сульфата магния при 400С (50г),

нитрата бария при температуре 800С (30г),

хлорида бария при температуре 900С (60г).

? Что произойдёт, если такие растворы охладить?

(слайд 8) проверка задания 3(а). Оцените себя.

Задание 3(б). (слайд 9)

Например, раствор хлорида бария охладить с 900 до 400?

? Раствор сульфата магния охладить с 400 до 00?

 (слайд 10) проверка задания 3(б). Оцените себя

Я уже сказала,  что на графике показано сколько максимально грамм соли может раствориться в 100г воды. Такие растворы называются насыщенными.

? Как назовём растворы, если будет растворено меньше растворённого вещества, больше?

(слайд 11)

Задание 4 в маршрутных картах

Оцените себя

? Сформулируйте определения данным понятиям (Учебник с. 213-214).

Задание 5 в маршрутных листах: определите тип раствора хлорида калия при температуре 300, если в 100г воды растворено 45г/ 40г/ 30г соли.

Оцените себя

(12 слайд) проверка задания

? Сделайте вывод по уроку.

1 мин.

2 мин.

5 мин.

2 мин.

5 мин.

1 мин.

1 мин.

2 мин.

2 мин.

1 мин.

1 мин.

Учащиеся наблюдают, делают вывод

Ответы учащихся:

Растворение кристаллов, окрашивание воды

Диффузия- проникновение растворённого вещества в промежутках между молекулами воды.

Выполнение лабораторного опыта, анализ

Она стала более холодной.

Это признаки химической реакции

Работа с учебником и маршрутной картой

Учащиеся оценивают свою работу

Правы и те и другие, только частично.

Растворение- это физико- химический процесс.

Работа с маршрутной картой

Работа с учебником

Растворы- это однородная (гомогенная) система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия- гидратов.

Работа с маршрутной картой

Ответы учащихся: Способность вещества растворяться в том или ином растворителе.

Растворимые, нерастворимые, малорастворимые.

Работа с учебником и маршрутной картой, проверка задания

Оценивание своей работы

Наблюдение, вывод

Наблюдение, вывод

Работа с учебником и маршрутной картой

Оценивание выполнения задания

Работа с маршрутной картой и учебником

Излишек соли (60-50=10г) выпадет на дно.

Излишек соли (50-20=30г) выпадет на дно.

Проверка задания

Оценивание выполнения работы

Ответы учащихся

Работа с маршрутными картами и учебником

Работа с маршрутными картами, учебником

Пересыщенный, насыщенный, ненасыщенный растворы.

Оценивание выполнения задания

1). Процесс растворения является физико- химическим процессом.

2). На растворимость веществ в воде влияют природа растворённого вещества, природа растворителя, температура.

3). Растворы бывают насыщенными, ненасыщенными и пересыщенными.

5.

Закрепление, первичная проверка знаний

5 мин.

Выполните задание 6.

Работа с маршрутными картами, проверка задания, оценивание выполнения задания.

Самооценка учащихся работы на уроке.

6.

Информация о домашнем задании

1 мин.

Учитель объявляет домашнее задание, объясняет его.

Учащиеся слушают

1) Вклеить маршрутные листы в тетради.

2) Записи.

3) Параграф 35

4) Вопрос 3,4 стр. 216-217

5) Дополнительное: сообщение «Вода на планете Земля»

7.

Рефлексия

1 мин.

(слайд 13)

У вас на столах лежат цветные карточки: красная обозначает, что вам необходима дополнительная консультация, жёлтая- понял, но нужно ещё почитать, зелёная- всё понятно. Прошу поднять карточку соответствующего цвета. Так будет и вам и мне понятно как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Возможно, кому-то из вас необходимо будет дома поработать над материалом, а кому-то и над собой.

(слайд 14)

Спасибо за сотрудничество! Урок окончен! До свидания!

Учащиеся поднимают карточки.

Задают вопросы по теме урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по химии на тему "Растворы. Растворимость веществ в воде" 8 класс

понятие раствора, понятие растворимости, причины различной растворимости веществ....

Разработка урока в 8 классе по теме "Растворы. Растворимость веществ в воде"

Урок разработан для класса с углубленным изучением химии, материал по уроку вкючает саму разработку, презентацию и дополнительные материалы по теме....

Презентация к уроку химии 8 класс по теме "Растворение. Растворимость веществ в воде"

Презентация к уроку 8 класса по химии по теме "Растворение. Растворимость веществ в воде", можно использовать при  объяснении нового материала. Первый урок по данной теме....

«Растворение. Растворимость веществ в воде.»

Познакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессом и с растворами как физико-химическими системами....

Урок химии в 8 классе. Растворение. Растворимость веществ в воде.

Цель урока: расширить знания о процессе растворения и растворах.Задачи урока:Развивающие:интерес к химии,экспериментальное исследование и творческие навыки,мышление,социальную активность учащихся...

Урок в 8 классе на тему: Растворение. Растворимость веществ в воде.

Цель: Сформировать у учащихся представления о растворах как однородных смесях, закрепить и расширить знания о получении растворов, раскрыть, освоить понятие«растворимость», научить учащихся пользовать...

«Растворение. Растворимость веществ в воде» 8 класс

ТИП УРОКА: проблемный урок – исследование изучения нового материала.Цель урока: открыть понятие о сущности процесса растворения, как физико-химического явления, расширить знания о процессе раств...