Разработка урока в 8 классе по теме "Растворы. Растворимость веществ в воде"
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему

Юрченко Елена Анатольевна

Урок разработан для класса с углубленным изучением химии, материал по уроку вкючает саму разработку, презентацию и дополнительные материалы по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_rastvory_rastvorimost_2010-2011.rar203.44 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный текст.

Вода в природе и жизни человека.

     Человечество издавна уделяло большое внимание воде, поскольку было хорошо известно, что там, где нет воды, нет и жизни. Вода находится в постоянном и активном круговороте. Его движущей силой является Солнце, а основным источником воды – Мировой океан. Вода находится на Земле в постоянном движении. Среднее время ее пребывания а атмосфере оценивается 10 сутками, хотя и меняется с широтой местности. Смена воды в реках происходит в среднем 30 раз в год, то есть каждые 12 дней. Влага, содержащаяся в почве, обновляе6тся за один год. Воды проточных озер обмениваются за 10 лет, а непроточных за 200-300 лет. Воды Мирового океана обновляются в среднем за 3000 лет. Из этих цифр можно получить представление о том, сколько времени необходимо для самоочистки водоемов. Нужно лишь иметь в виду, что если река вытекает из грязного озера, то время ее самоочистки определяется временем самоочистки озера. Круговорот воды – исключительно важный процесс. Он обеспечивает сушу пресной водой, которая постоянно возобновляется, в процессе этого круговорота вода разрушает и растворяет твердые породы на суши и переносит их в другие места с образованием наносов.

       В здоровом организме взрослого человека наблюдается состояние водного равновесия, или водного баланса. Оно заключается в том, что количество воды, потребляемое человеком, равно количеству воды, выводимой из организма. Водный обмен является важной составной частью общего обмена веществ живых организмов, в том числе и человека. Общий объем воды, потребляемый человеком в сутки при питье и с пищей, составляет 2-2,5 л. Благодаря водному балансу столько же воды выводится из организма. Через почки и мочевыводящие пути удаляется около 50-60% воды. При потере организмом человека 6-8 % влаги сверх обычной нормы повышается температура тела, краснеет кожа, учащается сердцебиение и дыхание, появляется мышечная слабость и головокружение, начинается головная боль. Потеря 10% воды может привести к необратимым изменениям в организме, а потеря 15-20% приводит к смерти, поскольку кровь настолько густеет, что с ее перекачкой не справляется сердце. В сутки сердце приходится перекачивать около 10000 л. крови.

        Для приготовления пищи и в качестве питьевой может быть использована природная вода, если она не содержит вредных микроорганизмов, а также вредных минеральных и органических примесей, если она прозрачна, бесцветна и не имеет привкуса и запаха. В соответствии с Государственным стандартом содержание минеральных примесей не должно превышать 1 г/л. Кислотность воды в единицах рН должна быть в пределах 6,5-9,5. концентрация нитрат – иона не должна превышать 50 мг./л. Естественно, что она должна также отвечать бактериологическим требованиям и иметь допустимые показатели по токсичным и вредным химическим соединениям. Этим требования часто удовлетворяет колодезная и родниковая вода. Однако в больших количествах найти воду, отвечающую Государственным стандартам, трудно. Поэтому ее приходится очищать на специальных станциях. С давних пор для стерилизации питьевой воды использовалось простое кипячение, а древние греки добавляли в воду сухое вино, что создавало кислую среду, в которой погибали многие болезнетворные микроорганизмы. Еще в глубокой древности было известно, что вода, находящаяся в контакте с металлическим серебром, приобретала целебные свойства. Древние индусы обеззараживали воду погружением в нее плас-тинок из серебра. В русской православной церкви прихожане получают “святую” воду, которая выдерживается в серебряных сосудах. В некоторых странах существовал обычай при освящении колодцев бросать в них серебряные монеты. В настоящее время существует широко распрост-раненное мнение, что активным началом этой воды являются не атомы серебра, а ионы Ag +.

      Природные воды, содержащие соли, растворенные газы, органические вещества в более высоких концентрациях, чем питьевая вода, называются минеральными. Поскольку вода является очень хорошим растворителем, в природе она всегда содержит растворимые вещества, так как не существует абсолютно нерастворимых веществ. Их количество и характер зависят от состава пород, с которыми вода находилась в контакте. Наименьшее количество примесей и растворенных веществ содержится в дождевой воде. Однако даже она содержит растворенные газы, соли, твердые частицы. Соли, содержащиеся в дождевой воде, попадают в нее из океанов и морей. Твердый остаток, который образуется при испарении дождевой воды, - это частицы пыли, захваченные капельками воды.

Ответьте на вопросы:

1.Почему вода играет важную роль в природе и жизни человека?

2.Какую роль имеет постоянное движение воды?

3.Какую роль играет водный баланс в организме человека?

4.Любую ли воду можно употреблять в качестве питьевой воды? Почему?

5.Какие вещества могут раствориться в воде?

     По способности растворять вода не имеет себе равных: 1500000 млн. тонн руд находятся на дне Тихого океана! Вся таблица Менделеева имеется в океанической воде.

     А знаете ли вы, что в 1 м куб. морской воды растворено до 0.01 мг золота!

    Общее количество золота в морях и океанах огромно. Если бы его удалось извлечь, то на каждого жителя нашей планеты пришлось бы более 1 тонны.

    А “живая вода” – раствор серебра. Благодаря бактерицидному свойству серебра она долго хранится, промытые ей раны быстро заживают.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Пошевелите правым плечом, левым, сведите их у позвоночника.

Закройте глаза, сосчитайте до 5, резко откройте и снова закройте (повторите ещё 2 раза).

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу.

Таблица. Окраска некоторых кристаллогидратов и безводных солей.

Формула кристаллогидрата

Цвет кристаллогидрата

Цвет безводной соли

CuSO4 ∙ 5H2O

CuCl2∙6 H2O

CоCl2∙6 H2O

Синий

Голубой

Темно-розовый

Белый

Зеленый

Синий

Химический состав мирового океана и крови человека

Химический

элемент

Доля в % от суммы растворенных солей в

воде Мирового океана

Крови человека

Хлор

55,0

49,3

Натрий

30,6

30,0

Кислород

5,6

9,9

Калий

1,1

1,8

Кальций

1,2

0,8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по химии на тему "Растворы. Растворимость веществ в воде" 8 класс

понятие раствора, понятие растворимости, причины различной растворимости веществ....

Презентация к уроку химии 8 класс по теме "Растворение. Растворимость веществ в воде"

Презентация к уроку 8 класса по химии по теме "Растворение. Растворимость веществ в воде", можно использовать при  объяснении нового материала. Первый урок по данной теме....

«Растворение. Растворимость веществ в воде.»

Познакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессом и с растворами как физико-химическими системами....

Урок химии в 8 классе. Растворение. Растворимость веществ в воде.

Цель урока: расширить знания о процессе растворения и растворах.Задачи урока:Развивающие:интерес к химии,экспериментальное исследование и творческие навыки,мышление,социальную активность учащихся...

Урок в 8 классе на тему: Растворение. Растворимость веществ в воде.

Цель: Сформировать у учащихся представления о растворах как однородных смесях, закрепить и расширить знания о получении растворов, раскрыть, освоить понятие«растворимость», научить учащихся пользовать...

«Растворение. Растворимость веществ в воде» 8 класс

ТИП УРОКА: проблемный урок – исследование изучения нового материала.Цель урока: открыть понятие о сущности процесса растворения, как физико-химического явления, расширить знания о процессе раств...

Методическая разработка урока по биологии на тему "Транспорт веществ. Испарение воды" с использованием цифрового оборудования "Точка роста"

Урок по  теме «Транспорт веществ. Испарение воды» является 26 уроком поурочного планирования в разделе «Рост и развитие растения». Это урок – изучение нового материа...