Программа учебной дисциплины "Основы органической химии"
рабочая программа по химии на тему

Власюк Нина Александровна

Программа учебной дисциплины «Основы органической химии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 111402 Обработка водных биоресурсов в части освоения основного вида профессиональной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_op.12._organicheskaya_khimiya_.docx44.67 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования  

«Советско-Гаванский промышленно-технологический техникум»

  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 12. Основы органической химии

г. Советская Гавань

2014г

Программа учебной дисциплины «Основы органической химии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего специального образования (далее – СПО)    

111402 Обработка водных биоресурсов.

 

Организация-разработчик:

Разработчик:

Власюк Нина Александровна, преподаватель химии КГБОУ СПО СГПТТ

Координатор (ответственный за разработку) – Пилявская Н.К., заместитель директора по учебно-производственной работе.

Программа учебной дисциплины «Основы органической химии» профессионального цикла по специальности «Обработка водных биоресурсов» рассмотрена, обсуждена и одобрена на заседании методической комиссии

Протокол № __ от _______________2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 13

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы органической химии

1.1        Область применения программы:

Программа учебной дисциплины «Основы органической химии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 111402 Обработка водных биоресурсов в части освоения основного вида профессиональной деятельности.

Программа учебной дисциплины может быть использована в рамках специальности СПО 111402 Обработка водных биоресурсов

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина, входящая в профессиональный цикл ОПОП по специальности 111402 Обработка водных биоресурсов в части освоения основного вида профессиональной деятельности.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • составлять и изображать структурные полные и сокращенные формулы органических веществ и соединений;
  • применять безопасные приемы при работе с органическими реактивами и химическими приборами;
  • проводить реакции с органическими веществами в лабораторных условиях;
  •  проводить химический анализ органических веществ и оценивать его результаты;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • природные источники, способы получения и области применения органических соединений;
  • теоретические основы строения органических веществ, номенклатуру и классификацию органических соединений;
  • характеристики различных классов органических веществ, входящих, в состав сырья и готовой  продукции.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

     теоретические занятия

42

     практические занятия

6

Самостоятельная работа обучающегося, (в том числе консультации)

24

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Основы органической химии

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Теоретические основы органической химии

7

Тема 1.1

Введение

Содержание учебного материала:

Предмет и задачи органической химии. Классификация и номенклатура органических соединений. Понятие о функциональных группах. Основные классы органических соединений.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

- составление схемы классификации органических соединений

1

Тема 1.2

Теория строения органических соединений

Содержание учебного материала:

Теория строения А.М. Бутлерова. Электронная структура атома углерода и химические связи. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

- работа с учебной литературой и конспектирование: "Химические связи в органических веществах".

2

Раздел 2

Углеводороды

18

Тема 2.1

Насыщенные углеводороды

Содержание учебного материала:

Гомологический ряд алканов. Номенклатура и изомерия. Радикалы алканов. Способы получения (из солей карбоновых кислот, реакция Вюрца). Тетраэдрическое строение атома углерода. Образование δ - связей. Реакции свободнорадикального замещения, окисление алканов. Циклоалканы.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

- работа с учебной литературой и составление таблицы: "Природные источники алканов".

- упражнение по номенклатуре и по составлению формул алканов, цепочки превращений

1

Тема 2.2 Ненасыщенные углеводороды

Содержание учебного материала:

Гомологический ряд, номенклатура алкенов. Строение на примере этилена. Образование π - связи. Структурная и пространственная изомерия. Способы получения – реакции элиминирования. Химические свойства (реакции присоединения, реакции окисления). Правила А.М. Зайцева и В.В. Марковникова. Алкины. Строение на примере ацетилена. Образование δ-  и  π - связей. Способы получения. Химические свойства алкинов (реакции присоединения, окисления, восстановления, кислотные свойства). Диеновые угдеводороды.

6

3

Самостоятельная работа обучающихся 

-  работа с учебной литературой и конспектирование: "Отдельные представители алкенов, алкинов, диенов, их применение".

 - упражнения: выполнение заданий по номенклатуре алкенов, алкинов, цепочек переходов.

2

Тема 2.3 Ароматические углеводороды

Содержание учебного материала:

Классификация, номенклатура и изомерия аренов. Строение бензола, признаки ароматичности, правило Хюккеля. Реакции электрофильного замещения. Электронодонорные (I рода) и электроноакцепторные (II рода) заместители, их направляющее действие в реакциях SE , реакции окисления, восстановления, боковой цепи.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение заданий по номенклатуре аренов, цепочек переходов

1

Тема 2.5

Обобщение по теме "Углеводороды"

Практическое занятие: «Углеводороды»

2

2

Раздел 3

Гомофункциональные и гетерофункциональные соединения.

35

Тема 3.1.

Галогенопроизводные углеводородов

Содержание учебного материала:

Классификация. Номенклатура: радикало – функциональная и заместительная. Зависимость свойств галогеналканов от строения радикала и галогена. Реакции нуклеофильного замещения (гидролиз, аммонолиз, взаимодействие с солями циановодородной кислоты). Реакции элиминирования. Реакции ароматических галогенопроизводных.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся 

- выполнение заданий по номенклатуре галогеналканов, определению электронных эффектов, цепочек переходов

1

Тема 3.2.

Кислотно – основные свойства органических соединений.

Содержание учебного материала:

Современные представления о кислотах и основаниях. Теория Бренстеда - Лоури. Основные типы органических кислот и оснований. Сопряженные кислоты и основания.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся 

-работа с учебной литературой по  кислотным и основным свойствам органических соединений

1

Тема 3.3.

Спирты

Содержание учебного материала:

Классификация спиртов. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Радикало – функциональная и заместительная номенклатура спиртов. Способы получения одноатомных спиртов. Межмолякулярная водородная связь. Химические свойства: кислотно – основные свойства, реакции нуклеофильного замещения, дегидратации, окисления, восстановления.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий

- подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме:

«Предельные одноатомные спирты, их практическое значение»

 «Многоатомные спирты, их характеристика»

2

Тема 3.4.

Фенолы

Содержание учебного материала:

    Классификация, номенклатура, способы получения и химические свойства одноатомных фенолов в сопоставлении со спиртами. Кислотные свойства. Реакции нуклеофильного замещения (взаимодействие с галогенопроизводными). Качественные реакции на фенолы.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий

- выполнение индивидуальных заданий, цепочек переходов

1

Тема 3.5 Оксосоединения

Содержание учебного материала:

Электронное строение оксо-группы. Номенклатура, способы получения альдегидов. Реакции нуклеофильного присоединения (взаимодействие с цианидами металлов, спиртами, производными аммиака; окисление, восстановление.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий

- подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме:

«Применение альдегидов и кетонов»

1

Тема 3.6.

Карбоновые

кислоты.

Содержание учебного материала:

Классификация карбоновых кислот. Номенклатура. Способы получения монокарбоновых и дикарбоновых кислот. Строение карбоксильной группы. Химические свойства. Кислотность, реакции этерификации, образование галогенангидридов, амидов по одной и двум карбоксильным группам. Специфические реакции дикарбоновых кислот. Применение в профессиональной деятельности.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся 

- подготовка презентаций по темам: «Муравьиная кислота, ее отличие от других карбоновых кислот», « Уксусная кислота», « Щавелевая кислота», «Малоновая кислота», « Янтарная кислота».

2

Тема 3.7.

Гидроксикислоты

Содержание учебного материала:

Классификация гидроксикислот. Номенклатура. Оптическая активность, изомерия. Энантиомеры. Диастереомеры. Рацематы. Мезоформы. Химические свойства гидроксикислот как бифункциональных соединений. Отношение к нагреванию. Применение в профессиональной деятельности.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

- работа с учебной и дополнительной литературой и подготовка сообщений: «Молочная кислота. Винная кислота.  Лимонная кислота.   Применение».

1

Тема 3.8.

Фенолокислоты

Содержание учебного материала:

Кислотность, химические свойства, реакции карбоксильной группы, реакции фенольного гидроксила, декарбоксилирование. Качественные реакции фенолокислот

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

-работа с учебной и дополнительной литературой и подготовка сообщений:     «Салициловая кислота. Эфиры салициловой кислоты: ацетилсалициловая     кислота»

1

Тема 3.9

Амины

Содержание учебного материала:

Классификация аминов. Номенклатура. Способы получения. Физические свойства. Взаимное влияние атомов в аминах. Основность. Анилин. Химические свойства алифатических аминов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий

- выполнение заданий, цепочек переходов

1

Тема 3.10

Аминокислоты

Содержание учебного материала:

Классификация аминокислот. Номенклатура. Строение. Химические свойства: реакции карбоксильной группы, реакции аминогруппы. Отношение к нагреванию. Пептидная связь.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий

- выполнение индивидуальных заданий.

1

Тема 3.11

Обобщение по теме «Гомофункциональные и гетерофункциональные соединения»

Лабораторно – практическое занятие : Гомофункциональные и гетерофункциональные соединения.

2

2

Раздел 4

Природные органические соединения.

16

Тема 4.1

Углеводы

Содержание учебного материала:

Классификация. Номенклатура. Строение. Цикло – оксо – таутомерия. Оптическая изомерия моносахаридов. Формулы Фишера и Хеуорса. Химические свойства моносахаридов. Реакции полуацетального гидроксила, реакции спиртовых гидроксилов, окисления, восстановления. Дисахариды: сахароза, лактоза. Полисахариды (полиозы). Классификация. Принцип строения. 

Гомополисахариды: крахмал (амилоза, амилопектин), гликоген, целлюлоза, декстраны, инулин. Гидролиз полисахаридов и их эфиров. Роль водородных связей в формировании вторичной структуры полисахаридов. Связь структурных особенностей целлюлозы с механическими свойствами и химической устойчивостью. Пектиновые вещества,  нахождение в природе; представление о  строении. 

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий

- подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме:

«Свойства и применение углеводов (глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы) в будущей профессиональной деятельности»

2

Тема 4.2

Жиры.

Содержание учебного материала:

Классификация. Номенклатура. Общая характеристика строения жиров. Физические свойства жиров. Химические свойства. Кислотный и щелочной гидролиз, гидрогенизация жидких жиров.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий

 - подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме:

 «Характеристика жиров их применение в профессии»

2

Тема 4.3

Белки.

Содержание учебного материала:

Строение. Пептидная связь. Пептидная цепь. Первичная и вторичная структура белков. Денатурация белка. Качественные реакции на белки.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий

- подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме:

«Белки, как продукты питания»

2

Тема 4.4

Заключительное занятие.

Лабораторно – практическое занятие : "Качественный анализ органических соединений"

2

2

Дифференцированный зачет

Итого всего/ аудиторно:

72/48

Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:

                1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

                2 -  репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

                3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3.        УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.

3.1        Требования к минимальному материально – техническому оборудованию.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии. Он же может являться и лабораторным кабинетом для выполнения практических занятий.

Оборудование учебного кабинета:

  1. Портреты известных ученых в области органической химии.
  2. Таблицы
  3. Аптечка.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Телевизор
  4. Видеомагнитофон
  5. Видео- и DVD-фильмы

Оборудование лабораторий и рабочих мест лаборатории:

  1. Электрическая плитка
  2. Баня водяная
  3. Огнетушители, песок
  4. Термометр химический
  5. Сетки металлические асбестированные
  6. Штатив металлический с набором колец и лапок
  7. Штатив для пробирок
  8. Спиртовка
  9. Пробирки
  10. Воронка лабораторная
  11. Колба коническая разной емкости
  12. Палочки стеклянные
  13. Пипетки
  14. Стаканы химические разной емкости
  15. Цилиндры мерные
  16. Чашка выпарительная
  17. Бумага фильтровальная
  18. Вата гигроскопическая
  19. Держатель для пробирок
  20. Штатив для пробирок
  21. Ерши для мойки колб и пробирок
  22. Карандаши по стеклу
  23. Ножницы
  24. Кружки фарфоровые

3.2.  Информационное обеспечение обучения

        Перечень рекомендуемых  учебных  изданий,  Интернет - ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.        Захарова Т.Н. Органическая химия. СПО.- М.: «Академия», 2012 г.

2.        Пустовалова Л.М., Органическая химия. СПО.- Ростов на/Д «Феникс», 2005 г.

        Дополнительные источники:

  1. Габриелян О.С. Химия 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян – 3-е изд., перераб – М.: Дрофа, 2007г 
  2.  Габриелян О.С. Химия 10класс  Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.Н. Теренин; под редакцией В.Н. Теренина. – 7-е изд, перераб. – М.: Дрофа, 2005г
  3. Ю.М. Ерохин, Химия, Москва, Издательство центр "Академия", 2007 г.

4.        КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

 - составлять и изображать структурные полные и сокращенные формулы органических веществ и соединений;

Выполнение самостоятельной работы по теме по индивидуальным карточкам- заданиям

- проводить химический анализ органических веществ и оценивать его результаты

Выполнение лабораторно-практических работ.

Решение тестовых заданий.

- классифицировать органические вещества по кислотно – основным свойствам.

Решение тестовых заданий.

- проводить реакции с органическими веществами в лабораторных условиях;

Выполнение лабораторно-практических  работ.

Знания:

- природные источники, способы получения и области применения органических соединений;

Устный опрос

Решение тестовых заданий.

- теоретические основы строения органических веществ, номенклатуру и классификацию органических соединений;

Решение тестовых заданий.

Решений задач.

- характеристики различных классов органических веществ, входящих, в состав сырья и готовой  продукции

Устный, письменный опрос

Решение тестовых заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует все­стороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...