Рабочая программа по химии Г.Е.Рудзитис (8 класс)
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Шаяхметова Нурия Нурисламовна
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования для 8 классов общеобразовательных учреждений по химии, автор Н.Н. Гара, рекомендованной МО и Н РФ, в соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2014-2015 учебный год.
Программа разработана на 70 часов в год, из расчета 2 часа в неделю, из них на уроки контроля отводится 11 часов (контрольные работы – 5 часов, практические работы -  6 часов). Изучение курса завершается промежуточной аттестацией.Преобладающие формы текущего контроля знаний – письменные работы, устные ответы, тестирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов»

                                                                           

                                                                                                                                                             УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                                                             Протоколом педагогического совета

                                                                                                                                                             от « 29 » августа 2014г. № 1

                                                                                                                                                             Директор школы

                                                                                                                                                             _______________  В.И. Рагузина

                                                                                                                                                             Введено приказом от « 29 » августа 2014г. № 354

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету ХИМИЯ  для  8 А,Б,В,Г,Д  класса

( 2 часа в неделю, в год 70)

Составитель:  Шаяхметова Нурия Нурисламовна

                                                                   учитель  химии высшей квалификационной категории

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора   ______________  Аминова Разина Файзиевна

РАССМОТРЕНО

На заседании МО, протокол от « 28 » августа  2014г. № 1

Руководитель МО      _____________  Сахабиева Алсу Габделбаровна

Набережные Челны

2014г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования для 8 классов общеобразовательных учреждений по химии, автор Н.Н. Гара, рекомендованной МО и Н РФ, в соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2014-2015 учебный год.

        Программа разработана на 70 часов в год, из расчета 2 часа в неделю, из них на уроки контроля отводится 11 часов (контрольные работы – 5 часов, практические работы -  6 часов). Изучение курса завершается промежуточной аттестацией.

        Преобладающие формы текущего контроля знаний – письменные работы, устные ответы, тестирование.

        Изучение  химии  на  ступени  основного  общего  образования  направлено на достижение  следующих  целей:  

•    освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

•  овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ  и  уравнений химических реакций;

•  развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

•  воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

•  применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов  в  быту, сельском  хозяйстве  и  на  производстве, решения  практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

        Задачи обучения в 8 классе:

-развивать умение наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе в лаборатории и в повседневной жизни;

- формировать специальные умения обращаться с веществами, выполнять несложные опыты соблюдая правила техники безопасности;

-раскрыть гуманистическую направленность, возрастающую роль химии в решении глобальных проблем стоящих перед человечеством;

- способствовать развитию гуманистических черт личности, формирование творческих задатков;

- способствовать воспитанию элементов экологической культуры.

Данная программа реализуется в учебниках:

Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман   «Химия 8». Москва  «Просвещение», 2008 г.

А.М. Радецкий Дидактический материал  8-9 классы, Москва  «Просвещение», 2011г.

 Содержание программы учебного курса химии для 8 класса

Номер раздела

Название раздела

Количество часов

I

Методы познания в химии

3

II

Вещество

28

III

Химическая реакция

5

IV

Элементарные основы неорганической химии

27

V

Экспериментальные основы химии

5

VI

Химия жизнь

2

Раздел. Методы познания веществ и химических явлений(3ч)

      Химия – как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

    Экспериментальное изучение химических свойств неорганических веществ.

    Правила безопасного обращения с веществами, нагревательными приборами, химической посудой и простейшим оборудованием.

    Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Раздел. Вещество(28ч)

     Атомы и молекулы. Химический элемент как вид атомов. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

     Массы атомов и молекул. Относительные атомная и молекулярная  массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль – единица количества вещества. Молярная масса. Молярный объем.

     Вещество и его агрегатные состояния. Чистые вещества и смеси веществ. 

     Вещества простые и сложные. Качественный и количественный состав вещества. Понятие о валентности и степени окисления. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности. Основные классы неорганических веществ.

      Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

      Общее представление о строении атомов: ядро (протоны и нейтроны) и электроны. Изотопы.  Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов, периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Общее представление о строении молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

      Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

Раздел.  Химические реакции(5ч)

      Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции.  Условия возникновения и признаки протекания химических реакций.  Сохранение массы вещества при химических реакциях.

       Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; постоянству или изменению степеней окисления атомов химических элементов; наличию и отсутствию катализатора, поглощению или выделению энергии.

Раздел. Элементарные основы неорганической химии (27ч)

Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.

    Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода и ее свойства. Круговорот воды в природе. Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.

Раздел. Экспериментальные основы химии (5ч)

       Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Разделение смесей. Очистка веществ, Фильтрование.

       Взвешивание, приготовление растворов, Проведение химических реакций в растворах.

       Получение газообразных веществ. Определение характера среды. Индикаторы.

Раздел. Химия и жизнь (2ч)

    Человек в мире веществ: материалы и химические процессы. Химическая картина мира.

    Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной

              Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения химии ученик должен

Знать/понимать

  • Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций;
  • Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • Уметь
  • Называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
  • Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической  системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • Определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях;
  • Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химической реакций; и лабораторным оборудованием;
  • Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;.
  • Распознавать опытным путем: кислород, водород, растворы кислот и щелочей,
  • Вычислять: массовую долю химического элемента  по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • Безопасного обращения с веществами и материалами;
  • Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды  на организм человека;
  • Критической оценкой информации о веществах используемых в быту;,
  • Приготовления раствора заданной концентрации.

Календарно-тематический план

Шаяхметовой Нурии Нурисламовны

учителя химии  на   2014-2015  учебный год

План составлен согласно федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по химии

ФГУП. – М.: Просвещение,2007.

Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов в неделю

Количество

Название, автор учебника, издательство,

год издания, уровень.

Контр. Работ

Зачетов

Тестовых заданий

практич

работ

Лабор.,

работ

Демонстрация

химия

8а, б, в,г,д

    70

2

5

4

10

6

13

Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия 8 класс

М.: «Просвещение», 2008 год. Рекомендовано МО и науки РФ

Методическая тема на   2014 – 2015    учебный год

Городская

Школьная

Учителя

«Совершенствование методической работы в образовательной организации как основной механизм профессионального роста педагога в повышении качества образования».

«Современные подходы к реализации образовательного процесса в условиях освоения ФГОС, как фактор повышения качества образования в школе»

 «Совершенствование форм, методов и технологий на уроках химии с целью повышения качества образования».

 

№ п/п      

Тема урока

Кол

ур.

дата

 дата

знания

умения

Общие учебные умения навыки

КИМ

Раздел. Методы познания веществ и химических явлений (3ч)

Раздел Экспериментальные основы химии (2ч)   Раздел Вещество(8ч)  Раздел «Химическая реакция» (5ч)

1

Вводный инструктаж. Химия как часть естествознания.

Химия-наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. 

Л.О №1 Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.

1

А 3.09

Б 1.09

В 2.09

Г 4.09

Д 4.09

Химия как часть естествознания.

Знать определение предмета химии. Вещество их строение, свойства и превращения. Правила по т/б.              

Уметь называть физические свойства веществ.

Описывать вещества. Безопасное обращение с веществами и материалами.

тест

2

Практическая работа №1 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

1

А 6.09

Б 6.09

В 6.09

Г 6.09

Д 6.09

Знать правила работы в хим. кабинете и уметь их выполнять. Безопасного обращения с веществами и материалами

Уметь обращаться с лаб. штативом, нагревательными устройствами, спиртовкой, химической посудой.

Практические умения и навыки обращения с веществами. Соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях Описание результатов эксперимента.

Отчет по практической.

3

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Природные смеси: воздух, природный газ нефть, природные воды.

1

А11 .09

Б 8.09

В 9.09

Г 11.09

Д 11.09

 Знать отличие чистого вещества от смеси, способы разделения смесей.

Уметь различать однородные и неоднородные смеси.

Уметь сравнивать и анализировать. Делать выводы. Объяснять. Наблюдать. Работать с книгой.

Тест 1 Чистые вещества и смеси

4

Практическая работа №2 Очистка загрязненной поваренной соли.

1

А13.09

Б 13.09

В13.09

Г13.09

Д12.09

Знать способы разделения смесей, Очистка веществ. Фильтрование.

Уметь проводить разделение смесей, обращаться с химической посудой и лабораторным  оборудованием. Описание результатов эксперимента.

Проводить эксперимент; пользоваться инструкцией. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Отчет по пр

5

Физические и химические явления. Химические реакции.  Л.О №2 Явления физические и химические,                      изменения происходящие при нагревании сахара, горении магния.

1

А18.09

Б15.09

В 16.09

Г 18.09

Д 18.09

Знать определение химич. реакции                 признаки, условия их возникновения и течения.

Уметь отличать физ. и хим. явления, определять признаки хим. Реакций, условия их возникновения.

Уметь сравнивать и анализировать. Делать выводы. Объяснять. Наблюдать. Работать с книгой.

Тест 2 Явления физические и химические

6

Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Л.О.№ 3 Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов.

1

А20.09

Б20.09

В20.09

Г 20.09

Д 19.09

Знать определение молекулы, атома, химического элемента, простого и сложного вещества, основные положения атомно-молекулярное учение. Качественный и количественный состав вещества.

Уметь объяснять физические и химич явления с точки зрения атомно-молекулярного учения. Уметь различать простые и сложные вещества, вещества молекулярного и немолекулярного строения

Уметь сравнивать и анализировать.

Фронтальный опрос

7

Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. Атомные единица массы.

1

А 25.09

Б 22.09

В 23.09

Г 25.09

Д 25.09

Знать определение химический элемент. Знаки химических элементов. Уметь находить Аr.

Уметь определять относительную атомную массу, массу атома.

Уметь сравнивать и анализировать.

Тест3 Сложные и простые вещества

8

Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная Молекулярная масса.

1

А27.09

Б27.09

В27.09

Г 27.09

Д 26.09

Знать определение закона постоянства состава, хим. формулы.

Уметь характеризовать по формуле качественный и количественный состав вещества, вычислять Мr. массу вещества. Знать значение индекса в хим. формуле.

Уметь анализировать и делать выводы. Развитие математических навыков.

Под  диктовку записывать, вычислять Мг.

9

Массовая доля химического элемента в соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

1

А01.10

Б 29.09

В30.09

Г 02.10

Д 02.10

Вычислять массовую долю элемента; качественный и количественный состав вещества; установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов

Уметь выполнять расчеты на нахождение массовой доли элемента в соединении; установление простейшей формулы вещества по массовым долям. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Уметь сравнивать и анализировать. Развитие математических навыков.

задачи

10

Валентность химических элементов.

1

А 04.10

Б 04.10

В 04.10

Г 04.10

Д 03.10

Знать определение валентности. Правило валентности. Индекс.

Уметь определять валентность Х Э составлять формулы веществ из двух Х Э по известной валентности.

Развитие математических навыков.

11

Составление химических формул по валентности.

1

А 09.10

Б 06.10

В 07.10

Г 09.10

Д 09.10

Знать определение валентности. Правило валентности. Индекс.

составлять формулы веществ из двух Х Э по известной валентности и наоборот.

Уметь сравнивать и анализировать. Развитие математических навыков.

12

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения и схема химической реакции.

1

А 11.10

Б 11.10

В 11.10

Г 11.10

Д 10.10

Знать закон сохранения массы веществ. Объяснять Х Р как процесс образования новых веществ из которых состояли исходные вещества.

Уметь применять закон сохранения массы веществ при написании уравнений.

Уметь сравнивать и анализировать.

13

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ (соединения и разложения.).

1

А15.10

Б13.10

В14.10

Г 16.10

Д16.10

Знать определение реакций: разложения, соединения, замещения в свете атомного молекулярного учения.

Уметь составлять ХУ, уравнивать их, узнавать тип реакции по Х У.

Уметь сравнивать и анализировать.

14

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ Реакции замещения и обмена.

1

А18.10

Б 18.10

В 18.10

Г 18.10

Д 17.10

Знать определение реакций: разложения, соединения, замещения в свете атомного молекулярного учения.

Уметь составлять ХУ, уравнивать их, узнавать тип реакции по Х У.

Уметь сравнивать и анализировать

15

Моль-единица количество вещества. Молярная масса.

1

А 23.10

Б 20.10

В 21.10

Г 23.10

Д 23.10

Знать определение количество вещества, моля, число Авогадро. Знать о равенстве числовых значений Молярной и Молекулярной масс.

Уметь вычислять массу данного количества вещества.

Уметь сравнивать и анализировать. Развитие математических навыков.

16

Обобщение и систематизация знаний по теме «Первоначальные химические понятия».

1

А25.10

Б25.10

В25.10

Г 25.10

Д 24.10

Все понятия изученные по теме.

Уметь составлять уравнения Х Р вычислять массу по известному количеству вещества вступающих или получающихся в результате.

Работа с книгой. Наблюдение. Умение делать выводы, развивать зрительную память.

1 7

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия».

1

А 30.10

Б 27.10

В28.10

Г 30.10

Д 30.10

Все понятия изученные по теме.

Применять знания, умения, навыки, полученные при изучении темы «Первоначальные химические понятия»

Контрольная работа №1

18

Анализ контрольной работы. Вычисление по химическим уравнениям.

1

А 01.11

Б 01.11

В 01.11

Г 01.11

Д 31.10

Понятия по данным темам.

Уметь вычислять по Х У массы или количества вещества по  известной массе или количеству вещества вступившего или получающегося в результате реакции

Уметь анализировать и делать выводы. Развитие математических навыков.

Раздел. Элементарные  основы неорганической химии (21ч) Экспериментальные основы химии (3ч)                                                    

19

Кислород, его общая характеристика. Получение О2 и его физические свойства. Озон.

1

А12.11

Б15.11

В12.11

Г

Д

Знать получение О2 в лаборатории из

Н2О и в промышленности из воздуха. Роль катализатора в Х Р., физические свойства, понимать его роль в жизни человека.

Уметь различать понятия «ХЭ» и «простое вещество» на примере кислорода, озона. Характеризовать физические свойства кислорода и способы собирания кислорода.

Уметь анализировать и делать выводы.

20

Экспериментальное изучение химических свойств неорганических веществ на примере кислорода. Оксиды. Применение.

1

А15.11

Б16.11

В15.11

Г

Д

Знать химические свойства кислорода.

Уметь характеризовать физические и химические свойства кислорода и записывать уравнения реакций с фосфором, серой, углем, железом

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами

тест

21

Практическая работа №3

 Получение и изучение свойств кислорода. Качественная реакция на кислород.

1

А19.11

Б22.11

В19.1

Г

Д

Получение О2 из перманганата калия и пероксида водорода. Экспериментальное изучение химических свойств  неорганических веществ; распознавать опытным путём кислород.

Уметь собирать прибор для получения газов. Собирать О2 вытеснением воздуха и воды. Доказывать наличие О2 сжиганием угля в О2 . Уметь составлять уравнения химических реакций.

Проводить эксперимент; пользоваться инструкцией, слушать. Соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях. Описание результатов эксперимента.

Отчет по практической работе.

22

Состав воздуха. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

1

А22.11

Б23.11

В22.11

Г

Д

Знать состав воздуха. Условия возникновения и прекращения горения, основные виды топлива

Уметь записывать термохимические уравнения

Уметь анализировать и делать выводы.

23

Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.

1

26.11

Б29.11

В26.11

Г

Д

Знать определение эндо- и экзотермических реакций. Проведение химических реакций при нагревании. Нагревательные устройства.

Уметь записывать термохимические уравнения; расчеты по термохимическим уравнениям.

Уметь сравнивать и анализировать.

24

Водород, общая характеристика, нахождение в природе, получение. 

Л. О.№ 4   Получение Н2 взаимодействием Zn c соляной кислотой.

1

А29.11

Б30.11

В29.11

Г

Д

Знать состав молекул водорода и способы его получения реакцией замещения.

Уметь характеризовать физические свойства водорода, собирать Н методом вытеснения воздуха доказывать его наличие.

Уметь сравнивать и анализировать.

25

Экспериментальное изучение химических свойств неорганических веществ на примере водорода.

1

А3.12

Б6.12

В3.12

Г

Д

Знать химич свойства и области применения водорода.

Уметь составлять уравнения реакций Н2  с  О2  и оксидом меди (II). Водород- восстановитель.

Уметь распознавать опытным путём водород.

Уметь сравнивать и анализировать.

26

Практическая работа №4 

Получение, собирание и распознавание водорода. Качественная  реакция на водород.

А 6.12

Б 7.12

В 6.12

Г

Д

Получение Н2. Экспериментальное изучение химических свойств  неорганических веществ; распознавать опытным путём кислород

Уметь собирать прибор для получения газов. Собирать Н2 вытеснением воздуха и воды. Доказывать наличие Н2. Уметь составлять уравнения химических реакций

Проводить эксперимент; пользоваться инструкцией, слушать. Соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях. Описание результатов эксперимента

Отчет по практической работе

27

Вода – растворитель. Растворы. Растворимость веществ в воде. Понятие о химическом  анализе и синтезе.

1

А10.12

Б13.12

В10.12

Г

Д

Знать способы очистки воды от примесей.

Уметь объяснять процесс растворения веществ в воде, проведение химических реакций в растворе.

Уметь сравнивать и анализировать.

28

Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.  

1

А13.12

Б14.12

В13.12

Г

Д

Знать определение массовой доли и молярной концентрации вещества в растворе.

Уметь вычислять массовую долю и массу вещества в растворе.

Уметь сравнивать и анализировать.

29

Практическая работа №5 Приготовление раствора соли с определенной массовой долей.

1

А17.12

Б20.13

В17.12

Г

Д

Решать задачи на определение массовой доли и массы растворенного вещества.

Уметь приготавливать раствор с определенной массовой долей растворенного вещества и заданной молярной концентрацией.

Применять знания на практике. Безопасного обращения с веществами и материалами. Соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях. Описание результатов эксперимента.

Отчет по практической

30

Обобщение по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы».

1

А20.12

Б21.12

В20.12

Г

Д

Понятия по данным темам.

Уметь применять полученные знания, умения и навыки при решении тестов упражнений и задач

Уметь анализировать и делать выводы.

31

Контрольная работа №2

по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы ».

1

А24.12

Б27.12

В24.1

Г

Д

Понятия по данным темам.

Контрольная работа №2

32

Анализ контрольной работы. Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки. Л.О.№5  Разложение воды эл. током.

1

А27.12

Б28.12

В27.12

Г

Д

Знать качественный и количественный состав воды. Составлять уравнения взаимодействия воды с некоторыми Ме. , круговорот воды в природе

Уметь составлять УР. Доказывать химич свойства воды.

Уметь сравнивать и анализировать

33

Оксиды. Классификация. Номенклатура. Свойства. Получение. Применение. Л.О.№6 Ознакомление с образцами оксидов.

1

А14.01

Б28.12

В14.01

Г

Д

Знать состав оксидов их классификацию, физ. и хим. свойства оксидов.

Уметь писать химические уравнения основных и кислотных оксидов.

Уметь сравнивать и анализировать.

тест

34

Основания. Классификация. Номенклатура. Получение.

1

А17.01

Б17.01

В17.01Г

Д

Знать состав оснований их классификацию, получение. Знать способы получения растворимых- щелочей и нерастворимых оснований

Уметь составлять формулы оснований. Распознавать растворы щелочи с помощью индикатора.

Уметь сравнивать и анализировать.

35

Физические и химические свойства оснований. Реакции нейтрализации. 

Л. О. №7 Действие растворов щелочей на индикаторы 

Л. О. №8 р. нейтрализации, взаимод щелочей с кислотами

1

А21.01

Б18.01

В21.01

Г

Д

Знать физические и химические свойства оснований

Уметь писать хим.уравнения оснований, реакции нейтрализации.

Уметь анализировать и делать выводы.

 

36

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Свойства кислот.

 Л. О. №9 Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

1

А

Б

В

Г

Д

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Свойства кислот.

Уметь составлять уравнения реакций кислот с Ме пользуясь электрохимическим рядом Ме.  

Уметь сравнивать и анализировать.

37

Соли. Классификация. Номенклатура. Получение солей.

1

А

Б

В

Г

Д

Знать определение всем видам солей; состав солей. Знать способы получения и области применения солей

Уметь давать названия всем видам солей.

Уметь анализировать и делать выводы.

38

Свойства солей.

 Л. О. № 10 Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

1

А

Б

В

Г

Д

Знать физические и химические свойства солей.

Уметь составлять уравнения реакций характеризующих свойства солей

Уметь сравнивать и анализировать.

Уравнения реакций

39

Классификация неорганических веществ. Генетическая связь.

1

А

Б

В

Г

Д

Знать классификацию неорганических веществ.

Уметь составлять уравнения химич. реакций показывая генетическую связь между классами неорганических соединений.

Уметь анализировать и делать выводы.

Цепочки переходов

40

Практическая

 работа №6  Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

1

А

Б

В

Г

Д

хим. свойства основных классов неорганических веществ.

Уметь практически доказывать хим. свойства основных классов неорганических веществ, правильно подбирать вещества для проведения ХР, оформлять работу, соблюдать правила безопасности.

Уметь сравнивать и анализировать.

Отчет по практич.

41

Закрепление и систематизация по теме  «Основные классы неорганических соединений»

1

А

Б

В

Г

Д

Знать основные классы неорганических соединений

Уметь сравнивать состав и свойства веществ различных классов неорганических соединений, классификация веществ, устанавливать взаимосвязь между ними.

Уметь анализировать и делать выводы.

42

Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений».

1

А

Б

В

Г

Д

Понятия по данным темам.

Уметь применять знания, умения и навыки при контроле знаний.

самоконтроль, самоанализ.

Контрольная работа №3

Раздел: Вещество (20ч)

43

Анализ контрольной работы. Классификация химических элементов. Амфотерные соединения.

1

А

Б

В

Г

Д

Знать определение амфотерности оксида и  гидроксида, первые попытки классификации хим элементов

Уметь экспериментально доказать амфотерность предложенного гидроксида

Уметь сравнивать и анализировать.

44

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

1

А

Б

В

Г

Д

Знать формулировку периодического закона, определение периода

Уметь приводить примеры периодического изменения свойств Х. Э. и их соединений.

Уметь сравнивать и анализировать.

45

Группы и периоды  периодической системы химических элементов.

1

А

Б

В

Г

Д

Знать значение группы и периода, физический смысл номера группы и периода.

Уметь определять заряд ядра атома

 Х. Э. по периодической системе. Характеризовать периодическую таблицу в свете строения атома.

Уметь сравнивать и анализировать.

46

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) Изотопы.

1

А28.02

Б

В

Г

Д

Знать состав атомного ядра: протоны и нейтроны, электроны. Определение изотопов.

Уметь находить число протонов, нейтронов в ядре атома указанного элемента.

Уметь сравнивать и анализировать.

47

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

1

А 5.03

Б

В

Г

Д

Знать о периодическом изменение хим.

свойств элементов в зависимости от числа е в наружном эл слое атомов элементов первых 4 периодов.

Уметь составлять схемы строения атомов с 1-20 Х. Э.

Уметь анализировать и делать выводы. Систематизировать. Выделять главное.

Схемы строения

48

Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и главных подгруппах.

1

А7.03

Б

В

Г

Д

Знать периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и главных подгруппах.

Уметь характеризовать Х. Э. главной подгруппы по положению в П. С. и строению атома.

Уметь сравнивать и анализировать.

49

Значение периодического закона. Жизнь и деятельность д. И. Менделеева.

1

А12.03

Б

В

Г

Д

Знать о роли П. З.

 Д. И. Менделеева для развития науки, техники, для обобщения известных фактов и предсказания новых. Знать основные этапы жизни деятельности Д.И.М.

Уметь показать значение ПЗ для развития науки, техники. Иллюстрировать примерами переход количественных изменений в качественные, единство и взаимосвязь Х.Э.

Уметь анализировать и делать выводы. Систематизировать. Выделять главное.

Сообщения

50

Повторение и обобщение изученного материала: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Строение атома».

1

А14.03

Б

В

Г

Д

Уметь применять полученные знания, умения и навыки при решении тестов упражнений и задач

Уметь анализировать и делать выводы. Систематизировать. Выделять главное.

Тест

51

Строение молекул. Химическая связь. Электроотрицательность.

1

А19.03

Б

В

Г

Д

Знать определение химической связи. Электроотрицательность. Ионы.

Понимать сущность химической связи. Определять тип химической связи в соединениях.

Уметь анализировать, рассуждать, делать  выводы.

52

Типы химических  связей. Ковалентная связь: полярные и  неполярные связи.

1

А21.03

Б

В

Г

Д

Химическая связь: ковалентная полярная и неполярная связи.

Уметь определять различные виды ковалентной связи, записывать схемы образования веществ с кнс и кпс

Сравнивать, делать выводы. Предсказывать.

53

Типы химических  связей: ионная  и металлическая связь.

1

А

Б

В

Г

Д

Знать определение ионной связи,

механизм ее образования. Электроотрицательность. Ионы.

Уметь составлять схемы образования ионных соединений и их Эл формулы. Сравнивать строение ионов со строением атомов соответствующих элементов.

Уметь сравнивать и анализировать. Предсказывать.

54

Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки.

1

А

Б

В

Г

Д

Знать кристаллические и аморфные вещества, типы кристаллических решеток.

Уметь характеризовать физические свойства данного вещества по типу кристаллической решетки.

Уметь сравнивать и анализировать.

55

Валентность и степень окисления. Правило вычисления степени окисления элементов.

1

А

Б

В

Г

Д

Знать определение понятия «степень окисления».

Уметь определять С.О по формуле вещества и составлять формулы по известной степень окисления используя ряд ЭО.

Уметь сравнивать,     рассуждать, делать  выводы, анализировать.

56

Окислительно - восстановительные реакции.

1

А

Б

В

Г

Д

Знать определения  «Окислительно - восстановительные реакции», окислитель, восстановитель.

Уметь составлять уравнения Х Р по

 О В Р.

Уметь сравнивать и анализировать.

Таблица

57

Расставление коэффициентов методом электронного баланса.

А

Б

В

Г

Д

Знать алгоритм составления ОВР

Уметь определять окислитель и восстановитель и расставлять коэффициенты методом электронного баланса

Уметь сравнивать,     рассуждать, делать  выводы, анализировать.

58

Повторение и обобщение тем: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Строение атома», «Строение веществ. Химическая связь».

1

А

Б

В

Г

Д

Знать все изученные понятия

Повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении темы

Уметь анализировать и делать выводы.

59

Контрольная работа №4 по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Строение атома», «Строение веществ. Химическая связь».

1

А

Б

В

Г

Д

Знать все изученные понятия

Контролировать свои знания.

Самоконтроль, самоанализ.

60

Закон Авогадро. Молярный объем газов.

1

А

Б

В

Г

Д

Знать закон Авогадро, молярный объем газа, способ получения хлороводорода в лаборатории и промышленности.

Уметь определять молярный объем определенного количества газа

Уметь сравнивать и анализировать.

61

Относительная плотность газов. Решение задач на молярный объем газов.

1

А

Б

В

Г

Д

Научиться решать задачи с использованием понятия «молярный объем», «относительная плотность газов».

Уметь сравнивать и анализировать.

тест

62

Объемные отношения газов при химических реакциях.

1

А

Б

В

Г

Д

Объемные отношения газов при химических реакциях

Уметь рассчитывать объемные отношения газов при химических реакциях.

Уметь сравнивать и анализировать.

Раздел «Элементарные основы неорганической химии» (6ч)

63

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение Л.О.№ 11   Знакомство с образцами природных соединений хлоридов.

1

А

Б

В

Г

Д

Знать план общей характеристики подгруппы, свойства хлора.

Уметь характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных  классов веществ характеризовать галогены по положению в П. С.

Уметь сравнивать и анализировать. Обобщать делать выводы, умозаключения; от частного к общему. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

64

Водородные соединения неметаллов. Хлороводород.

1

А

Б

В

Г

Д

Знать свойства хлороводорода, действие на организм.

Писать уравнения, получения и химические свойства. Характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных  классов неорганических веществ.

Уметь сравнивать и анализировать. Применять знания. Экологическое воспитание.

65

Соляная кислота и ее соли. Л.О №12 Распознавание хлорид-иона.

1

А

Б

В

Г

Д

Знать химические свойства соляной кислоты, действие на организм.

Уметь составлять реакции характеризующие свойства кислоты и отличать ее от других кислот. Распознавать опытным путем:- хлорид-ионы.

Наблюдение.  Описание. Соблюдение правил по Т.Б Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде и повседневной жизни.

66

Сравнительная характеристика галогенов: фтор, бром, йод. Обобщение темы: «Закон Авогадро. Молярный объем газов»,«Галогены»

1

А

Б

В

Г

Д

Знать свойства, применение, значение галогенов

Уметь характеризовать галогены по положению в ПС

Уметь сравнивать и анализировать.

67

Промежуточная аттестация.

1

А

Б

В

Г

Д

Основной материал 8 класса

Проводить расчеты, записывать уравнения, охарактеризовать вещества.

Уметь анализировать и делать выводы, самоконтроль, самоанализ.

                                                                                                                          Химия и жизнь     (2часа)

68

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

1

А

Б

В

Г

Д

Вещество. Материал. Химическая реакция. Человек.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Анализировать, рефлексировать, исправлять свои ошибки. Делать выводы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

безопасного обращения с веществами и материалами.

69

 Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций   в повседневной жизни. Л.О №13 «Знакомство с образцами средств санитарии и гигиены».

1

А

Б

В

Г

Д

Бытовая химическая грамотность. Токсические, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Связывать строение со свойствами. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами.

70

Повторение и обобщение основного материала 8 класса

А

Б

В

Г

Д

Понятия по темам основного материала 8 класса

Повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

Уметь анализировать и делать выводы.

Всего 70 ч.     Контрольных – 5    Практических работ – 6     Лабораторных опытов - 13

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:  ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»: 

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются   реактивы).

Отметка «4»:

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

 работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

 допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»: план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»: план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»: план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:  в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:  в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:  в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:  имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:  ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

    Отметка «4»:  ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:  работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Оценка выполнений тестовых заданий

Для выставления отметок за тестирование можно воспользоваться таблицей перерасчёта:

Число заданий в тесте

Оценки

«2»

«3»

«4»

«5»

5

менее 3

3

4

5

6

3 и менее

4

5

6

7

4 и менее

5

6

7

8

5 и менее

6

7

8

9

5 и менее

6

7,8

9

10

6 и менее

7

8

9,10

11

6 и менее

7,8

9

10,11

12

7 и менее

8

9,10

11,12

13

8 и менее

9,10

11,12

13

14

9 и менее

10,11

12,13

14

15-16

9 и менее

10

11,12,13

14,15,16

18

11 и менее

12,13

14,15,16

17,18

24

15 и менее

16,17,18

19,20,21

22,23,24

30

19 и менее

20,21,22,23

24,25,26,27

28,29,30

Проверка и оценка знаний и умений учащихся при выполнении тестовых заданий.

Выполнение тестовых заданий оценивается

- выполнение заданий на 85%-100%- «5»

- выполнение заданий на 75% и выше- «4»

- выполнение заданий на 66% и выше- «3»

- выполнение заданий менее 66%- «2»

График контрольных работ.

№ п/п

Раздел

Тема

Даты проведения

План

Факт

1

Химическая реакция

Первоначальные химические понятия

2

Элементарные основы неорганической химии

«Водород», «Кислород» «Вода». «Растворы».

3

Методы познания веществ и химических явлений

«Основные классы неорганических соединений».

4

Вещества

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Строение вещества. Химическая связь.

5

Элементарные основы  неорганической химии

Промежуточная аттестация

График практических работ.

№ п/п

Раздел

Тема

Даты проведения

План

Факт

1

Экспериментальные основы химии

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

2

Экспериментальные основы химии

Разделение смесей.  Очистка загрязненной поваренной соли.

3

Экспериментальные основы химии

Получение, собирание и распознавание кислорода. Качественная реакция на кислород.

4

Экспериментальные основы химии

Получение, собирание и распознавание водорода. Качественная  реакция на водород

5

Методы познания веществ и химических явлений

Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

6

Экспериментальные основы химии

Решение экспериментальных задач по теме  «Основные классы неорганических соединений»

График лабораторных опытов.

№ п/п

Раздел

Тема

Даты проведения

План

Факт

1

Методы познания веществ и химических явлений

Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.

2

Вещества

Явления физические и химические, изменения происходящие при нагревании сахара, горении магния.

3

Вещества

Ознакомление образцами простых и сложных веществ, минералов.

4

Химическая реакция

Получение Н2 взаимодействием Zn с соляной кислотой.

5

Химическая реакция

Разложение воды электрическим током.

6

Элементарные основы неорганической химии

Ознакомление с образцами оксидов

7

Элементарные основы неорганической химии

Действие растворов щелочей на индикаторы.

8

Элементарные основы неорганической химии

Реакции нейтрализации, взаимодействие щелочей с кислотами.

9

Элементарные основы неорганической химии

Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

10

Элементарные основы неорганической химии

Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

11

Вещества

Знакомство с образцами природных соединений хлоридов.

12

Элементарные основы неорганической химии

Распознавание галогенов, хлорид-иона.

13

Химия и жизнь.

Знакомство с образцами средств санитарии и гигиены.

Литература

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

«Химия 8 класс» Г.Е.Рудзитис Ф.Г.Фельдман. Москва «Просвещение» 2008 год

 и дополнительной литературе:

  1. А.М. Радецкий Дидактический материал  8-9 классы, Москва  «Просвещение», 2011г.
  2. 10. Гузей, Л. С. Химия. Вопросы, задачи, упражнения. 8-9 кл.:  учеб.пособие          для общеобразовательные учреждений / Л. С. Гузей, Р. П. Суровцева. – М.: Дрофа,2009. – 288
  3. 5.Химия. 8-9 кл.: контрольные работы к учебникам Л. С. Гузея, В. В. Сорокина, Р.П. 6 6.Суровцевой «Химия - 8 » и «Химия - 9». М.: Дрофа,2008.-192 с.
  4. Леенсон, И. А. 100 вопросов и ответов по химии: материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: учеб.пособие / И. А. Леенсон. – М.: АСТ:  Астрель, 2007. -347 с.
  5. 8. Гара, Н. Н Химия: Задачник с «помощником». 8- 9 классы: пособии для учащихся             общеобразоват. учреждений / Н. Н. Гара, Н. И. Габрусева. – М.: Просвещение,2009. – 96 с.
  6. 9.Химия. 8-9 кл.: контрольные работы к учебникам Л. С. Гузея, В. В. Сорокина, Р.П. Суровцевой «Химия - 8 » и «Химия - 9». М.: Дрофа,2008.-192 с.
  7. АльтшулерА.Н., Кривомазов «Открытие химических элементов»
  8. Глинка Н.Л. «Общая химия»
  9. Смодеговского А.М. «Школьная энциклопедия химия»
  10. ТрифоновД.Н.,  В.Д.Трифонов «Как были открыты химические элементы»,2007г.
  11. Эмсли Дж. «Элементы»

Литература для учителя

  1.  «Начала химии» Н.Е. Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков 2009 год
  2.  «Общая и неорганическая химия» М.Х. Карапетьянц,  С.И.Дракин2007 год
  3.  «Репетитор по химии» Холин Ю.В. Слета Л.А.2010год
  4. Гара, Н. Н. Химия. Уроки в 8 классе: поурочные планы для учителя  / Н. Н. Гара. – М.:  Просвещение, 2009. – 95 с.
  5. Настольная книга учителя химии / авт. – сост. Н. Н. Гара, Р. Г. Иванова, А. А. Каверина. – М.: АСТ:  Астрель, 2009. – 190 с.