Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Догбал Чодураа Михайловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Солчурская средняя общеобразовательная школа» Овюрского кожууна РТ

 

 

«Утверждаю»

Директор школы:

__________/А.О. Монгуш/

«__» __________ 20__ г.

 

 

9 класс

 

 

Учитель химии

Догбал Чодураа Михайловна

 

с. Солчур

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_khimii_9_klass.docx35.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Солчурская средняя общеобразовательная школа» Овюрского кожууна РТ

«Утверждаю»

Директор школы:

__________/А.О. Монгуш/

«__» __________ 20__ г.

Рабочая программа по химии

9 класс

Учитель химии

Догбал Чодураа Михайловна

с. Солчур

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Рабочая программа по химии для 9 класса создана на основе:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
  2. БУП – 2004, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004 года;
  3. Регионального базисного учебного плана образовательных учреждений РТ, утвержденного приказом Минобразования и науки РТ от 29 августа 2012 года №953 /д-1.
  4. Программы по химии под редакцией Н.Н. Гара  - Просвещение, 2011 (образовательный стандарт);
  5. Учебного плана МБОУ Солчурской СОШ, утвержденного приказом директора №73 от 30 августа 2014 года.       

            Рабочая программа по химии в 9 классе Солчурской СОШ составлена на основе Примерной программы  основного общего образования  по химии (базовый уровень), (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.:Вентана-Граф, 2007 – Современное образование), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, а также авторской программы Н.Н. Гара (Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана)

            Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Рудзитис Г.Е Химия: Неорганическая  химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010.

             Программа корректирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа  рассчитана на  68 часов в IX классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных -  4 часа, практических работ - 6 часов.

УМК:

           - учебник «Химия 9 класс», Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М., Просвещение, 2010 г.

           - пособие для учителя «Уроки химии 9 класс», Н.Н.Гара, М., Просвещение, 2010 г.

           - рабочая тетрадь к учебнику  «Химия 9 класс», Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман,   М., Просвещение, 2010г

         Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, федеральному базисному учебному плану 2004 года, и учебному плану образовательного учреждения на 2013-2014 учебный год.

 Требования к уровню подготовки учащихся не изменяются и соответствуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Общая характеристика учебного предмета

   В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества,  в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.

       Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в  научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

Структура

       Программа по химии состоит из четырех взаимосвязанных между собой отделов: пояснительная записка, основное содержание курса, требования к знаниям  и умениям учащихся, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по химии.

Цели и задачи:

  1. освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  2. овладение умениями наблюдать химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и  уравнений химических реакций;
  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей  в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  4. воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  5. на примере полученных знаний и умений для  безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
  6. изучение органической химии основано на учении А.М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
  7. в изучении курса значительная роль отводится  химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил  поведения в химических лабораториях.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности (УУД – универсальные учебные действия)

  1. использование для  познания окружающего  мира различных  методов  (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);
  2. проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;
  3. использование для решения познавательных задач различных источников информации;
  4. соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

      Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Познавательная деятельность

      Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования и др.) Приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения; выявление характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.

Информационно-коммуникативная деятельность

      Развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение. Приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута.

Рефлексивная деятельность

       Приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

     

Содержание учебной дисциплины

1. В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств и строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

2. Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

3. Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон  Д.И.Менделеева с краткими  сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

4. В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно-восстановительные реакции, некоторые вопросы общей химии (Закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме «Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии (закон Авогадро), отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчетных задач.

Календарно-тематическое планирование курса химии 9 класса:

Темы, разделы

Количество часов

в т.ч. практических работ

Контрольные работы

С использованием ИКТ

Тесты

Экскурсии

Внеклассная работа

1

Тема 1. Теория электролитической диссоциации

12

1

1

5

3

-

1

2

Тема 2. Подгруппа кислорода

11

1

-

3

3

-

2

3

Тема 3. Подгруппа азота

11

2

-

4

2

1

1

4

Тема 4. Углерод и кремний

7

1

1

3

2

-

2

5

Тема 5. Общие свойства металлов

14

1

1

3

2

1

1

6

Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах

2

-

-

1

-

-

-

7

Углеводороды

3

-

-

1

1

-

-

8

Спирты

1

-

-

-

-

-

-

9

Карбоновые кислоты

2

-

-

-

1

1

-

10

Углеводы

1

-

-

-

-

-

1

11

Белки. Полимеры

2

-

1

-

-

-

-

Неорганическая химия

Тема 1. Теория электролитической диссоциации (ТЭД) (12 часов)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ.

Тепловые явления при растворении. Диссоциация кислот, солей и оснований.

Степень электролитической  диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Реакции ионного обмена.

Реакции ионного обмена. Условия их протекания.

Основные положения ТЭД. Молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнения реакции.

Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление.

Химические свойства кислот и щелочей в свете ТЭД (семинар)

Химические свойства нерастворимых оснований, гидрооксидов и солей в свете ТЭД, Гидролиз солей.

Обобщение и систематизация знаний по теме ТЭД.

Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме «ТЭД»

Контрольная работа №1

Тема 2. Подгруппа кислорода (11 часов).

Кислород и сера. Общая характеристика подгруппы кислорода. Озон- аллотропная модификация кислорода.

Строение простых веществ. Аллотропия.

Сера. Строение молекул. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Применение.

Сероводород. Сульфиды.

Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли.

Оксид серы (IV). Серная кислота и ее соли.

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа кислорода»

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Химическое равновесие.

Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества веществ или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получающихся в реакции веществ.

Тема 3. Подгруппа азота  (11 часов)

Общая характеристика элементов подгруппы азота.  Строение их атомов. Азот.

Физические и химические свойства азота.

Аммиак. Физические и химические свойства аммиака. Получение и применение.

Соли аммония.

Азотная кислота. Строение молекул. Получение азотной кислоты.

Окислительные свойства азотной кислоты.

Соли азотной кислоты.

Практическая работа № 3. Получение аммиака и изучение его свойств.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.

Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения.

Практическая работа № 4. Определение минеральных удобрений.

Тема 4. Углерод и кремний (7 часов). Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода.

Химические свойства углерода. Адсорбция.

Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.

Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли.

Практическая работа № 5. Получение оксида углерода (IV). И изучение его свойств. Распознавание карбонатов.  

Кремний и его соединения. Стекло. Цемент.

Контрольная работа №2 по темам 2-4.

Тема 5. Общие свойства металлов (14 часов).  Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов.

Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение.

Кальций и его соединения.

Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.

Амфотерность оксида и гидрооксида алюминия.

Обобщение знаний по теме «Элементы IА-  IIIА-групп периодической таблицы химических элементов»

Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.

Оксиды, гидрооксиды и соли железа (II) и железа (III).

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.  

Сплавы.

Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Контрольная работа №3 по теме 5.

Органическая химия.

Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2 часа).

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова.

Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

Тема 7. Углеводороды (3 часа).

Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Непредельные углеводороды. Классификация. Номенклатура и гомологи.

Природные источники углеводородов. Природный газ и нефть.

Тема 8. Спирты. Одноатомные и многоатомные спирты. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Применение.

Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (2 часа).

Муравьиная и уксусная кислоты. Высшие карбоновые кислоты.  Применение.

Жиры. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме.

Тема 10. Углеводы.        

Углеводы – природные полимеры. Применение углеводов.

Тема 11. Белки. Полимеры.

Контрольная работа №4 по теме «Органические соединения»

Требования к результатам усвоения учебного материала

      Учащиеся должны знать:

 Положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;    основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

       Учащиеся должны уметь:

а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

б) характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий;  в) распознавать важнейшие катионы и анионы;

г) решать расчетные задачи.

Учащиеся должны уметь:

а) разъяснять на примерах причины многообразия неорганических веществ, материальное единство и взаимосвязь неорганических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;     б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных неорганических веществ, металлов, неметаллов, их генетическую связь;  в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие неорганические вещества.

       Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме письменной работы.

       Методы контроля: письменный и устный.

       Формы контроля: тест, самостоятельная работа, устный опрос, контрольные работы.

       При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, физикой, географией.  

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по химии.

При использовании учебно-методических и материально-технических средств образовательного процесса по химии следует учитывать временные и здоровьесберегающие технологии, налагаемые санитарными правилами и нормами (Сан. ПиН. 2.4.2. 178-02)

  1. Учебно-методические средства обучения: учебники (учебно-методические комплекты), включенные в федеральные перечни учебников. Учебные пособия на печатной основе: таблицы постоянного экспонирования «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов» и др. а также дидактические материалы: тетради на печатной основе или отдельные рабочие листы- инструкции, карточки с заданиями разной степени трудности для самопроверки, контроля знаний, демонстрационные таблицы (портреты выдающихся химиков, комплекты таблиц).
  2. Натуральные объекты: коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, а также коллекции, изготовленные самими учащимися.
  3. Химические реактивы и материалы, лабораторное оборудование: химическая посуда, аппараты и приборы.
  4. Модели: атомы, кристаллы, кристаллические решетки, шаростержневые модели молекул.
  5. Экранно-звуковые средства обучения: к экранно-звуковым средствам обучения относят такие пособия, которые могут быть восприняты зрением и слухом. Это видеофильмы, диафильмы, компакт  - диски, слайды, транспаранты, серии диапозитивов.
  6. Информационно – коммуникативные средства обучения: электронные книги, электронно- информационно- энциклопедическая литература.
  7. Технические средства обучения: мультимедийный компьютер, мультипроектор, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, телевизор, видеоплейер.
  8. Образовательные сайты на интернете.
  9. Специальное оборудование кабинета химии: наличие демонстрационного стола, вытяжки и наличие медицинской аптечки.
  10. MULTIMEDIA – поддержка предмета:
    1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
    2.  Виртуальная лаборатория – компакт - диск
  11. Объекты для образовательных экскурсий по химии: кожуунная аптека (тема: приготовление растворов), экскурсии на природу для наблюдения химических явлений, экскурсия в г. Дус-ДагсумонаДус-Даг, ФАП, каменно- угольный разрез Чадана и т.д.

Литература

Литература для учащихся:

  1. Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010 г.
  2. Габрусева Н.И. Химия: 9 кл.: рабочая тетр.: пособие для учащихся/ Н.И.Габрусева. – М.: Просвещение, 2008. – 95 с.
  3. Хомченко И.Г.    Решение задач по химии. - М.:  ООО «Изд-во Новая Волна»: Издатель Умеренков, 2002.
  4. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы // четв. издание - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.

      Литература для учителя:

  1. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2011 г.
  2. Гара Н.Н. Химия: уроки в 9  кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Рыбникова З.Д., Рыбников А.В. Неорганическая химия. 8-9 классы: Ключевые темы. Конспекты занятий. Контрольные и проверочные работы. - М.: Айрис-пресс, 2004.
  4. Гара Н.Н. Химия: уроки в 9 кл.: пособие для учителя / Н.Н. Гара. - М.: Просвещение, 2010..
  5. Егоров А.С. Все виды расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. - Ростов н/Д: Феникс,2003.
  6. Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / И.И. Новошинский., Н.С. Новошинская. М: ООО «Издательство Оникс»: «Издательство «Мир И Образование», 2006.
  7. Лидин Р.А. Тесты по химии для обучения и текущего контроля знаний: 8-9 кл.: Кн. Для учителя / Р.А.
  8. Интернет – ресурсы: ЭОР,ЦОР, образовательные сайты: прошколу.ру, http: //school-collection.edu.ru/, tuva_school_123s@mail.ru, http: //www.dnevnik.ru

«Согласовано»                                                                                                                                                      «Согласовано»

Руководитель МО учителей биологии, химии, географии                                                                                на заседании Педагогического совета

_____________/З.А-С.Куулар/                                                                                                                           Председатель Педагогического совета:

«___» _______________ 20__ г.                                                                                                                         _______________/ А.О. Монгуш/

                                                                                                                                                                               «___» ________________ 20__ г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....