Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Солчурская средняя общеобразовательная школа» Овюрского кожууна РТ
«Утверждаю»
Директор школы:
__________/А.О. Монгуш/
«__» __________ 20__ г.
9 класс
Учитель химии
Догбал Чодураа Михайловна
с. Солчур
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Солчурская средняя общеобразовательная школа» Овюрского кожууна РТ
«Утверждаю»
Директор школы:
__________/А.О. Монгуш/
«__» __________ 20__ г.
Рабочая программа по химии
9 класс
Учитель химии
Догбал Чодураа Михайловна
с. Солчур
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для 9 класса создана на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
- БУП – 2004, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004 года;
- Регионального базисного учебного плана образовательных учреждений РТ, утвержденного приказом Минобразования и науки РТ от 29 августа 2012 года №953 /д-1.
- Программы по химии под редакцией Н.Н. Гара - Просвещение, 2011 (образовательный стандарт);
- Учебного плана МБОУ Солчурской СОШ, утвержденного приказом директора №73 от 30 августа 2014 года.
Рабочая программа по химии в 9 классе Солчурской СОШ составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень), (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.:Вентана-Граф, 2007 – Современное образование), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, а также авторской программы Н.Н. Гара (Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Рудзитис Г.Е Химия: Неорганическая химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010.
Программа корректирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 68 часов в IX классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 4 часа, практических работ - 6 часов.
УМК:
- учебник «Химия 9 класс», Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М., Просвещение, 2010 г.
- пособие для учителя «Уроки химии 9 класс», Н.Н.Гара, М., Просвещение, 2010 г.
- рабочая тетрадь к учебнику «Химия 9 класс», Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М., Просвещение, 2010г
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, федеральному базисному учебному плану 2004 года, и учебному плану образовательного учреждения на 2013-2014 учебный год.
Требования к уровню подготовки учащихся не изменяются и соответствуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Структура
Программа по химии состоит из четырех взаимосвязанных между собой отделов: пояснительная записка, основное содержание курса, требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по химии.
Цели и задачи:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- на примере полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
- изучение органической химии основано на учении А.М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
- в изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности (УУД – универсальные учебные действия)
- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);
- проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;
- использование для решения познавательных задач различных источников информации;
- соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования и др.) Приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения; выявление характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.
Информационно-коммуникативная деятельность
Развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение. Приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута.
Рефлексивная деятельность
Приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание учебной дисциплины
1. В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств и строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
2. Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.
3. Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И.Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.
4. В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно-восстановительные реакции, некоторые вопросы общей химии (Закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме «Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии (закон Авогадро), отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчетных задач.
Календарно-тематическое планирование курса химии 9 класса:
№ | Темы, разделы | Количество часов | в т.ч. практических работ | Контрольные работы | С использованием ИКТ | Тесты | Экскурсии | Внеклассная работа |
1 | Тема 1. Теория электролитической диссоциации | 12 | 1 | 1 | 5 | 3 | - | 1 |
2 | Тема 2. Подгруппа кислорода | 11 | 1 | - | 3 | 3 | - | 2 |
3 | Тема 3. Подгруппа азота | 11 | 2 | - | 4 | 2 | 1 | 1 |
4 | Тема 4. Углерод и кремний | 7 | 1 | 1 | 3 | 2 | - | 2 |
5 | Тема 5. Общие свойства металлов | 14 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 |
6 | Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах | 2 | - | - | 1 | - | - | - |
7 | Углеводороды | 3 | - | - | 1 | 1 | - | - |
8 | Спирты | 1 | - | - | - | - | - | - |
9 | Карбоновые кислоты | 2 | - | - | - | 1 | 1 | - |
10 | Углеводы | 1 | - | - | - | - | - | 1 |
11 | Белки. Полимеры | 2 | - | 1 | - | - | - | - |
Неорганическая химия
Тема 1. Теория электролитической диссоциации (ТЭД) (12 часов)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ.
Тепловые явления при растворении. Диссоциация кислот, солей и оснований.
Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена.
Реакции ионного обмена. Условия их протекания.
Основные положения ТЭД. Молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнения реакции.
Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление.
Химические свойства кислот и щелочей в свете ТЭД (семинар)
Химические свойства нерастворимых оснований, гидрооксидов и солей в свете ТЭД, Гидролиз солей.
Обобщение и систематизация знаний по теме ТЭД.
Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме «ТЭД»
Контрольная работа №1
Тема 2. Подгруппа кислорода (11 часов).
Кислород и сера. Общая характеристика подгруппы кислорода. Озон- аллотропная модификация кислорода.
Строение простых веществ. Аллотропия.
Сера. Строение молекул. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Применение.
Сероводород. Сульфиды.
Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли.
Оксид серы (IV). Серная кислота и ее соли.
Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»
Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа кислорода»
Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Химическое равновесие.
Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества веществ или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получающихся в реакции веществ.
Тема 3. Подгруппа азота (11 часов)
Общая характеристика элементов подгруппы азота. Строение их атомов. Азот.
Физические и химические свойства азота.
Аммиак. Физические и химические свойства аммиака. Получение и применение.
Соли аммония.
Азотная кислота. Строение молекул. Получение азотной кислоты.
Окислительные свойства азотной кислоты.
Соли азотной кислоты.
Практическая работа № 3. Получение аммиака и изучение его свойств.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.
Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения.
Практическая работа № 4. Определение минеральных удобрений.
Тема 4. Углерод и кремний (7 часов). Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода.
Химические свойства углерода. Адсорбция.
Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.
Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли.
Практическая работа № 5. Получение оксида углерода (IV). И изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Кремний и его соединения. Стекло. Цемент.
Контрольная работа №2 по темам 2-4.
Тема 5. Общие свойства металлов (14 часов). Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов.
Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.
Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение.
Кальций и его соединения.
Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.
Амфотерность оксида и гидрооксида алюминия.
Обобщение знаний по теме «Элементы IА- IIIА-групп периодической таблицы химических элементов»
Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.
Оксиды, гидрооксиды и соли железа (II) и железа (III).
Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.
Сплавы.
Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Контрольная работа №3 по теме 5.
Органическая химия.
Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2 часа).
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова.
Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.
Тема 7. Углеводороды (3 часа).
Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.
Непредельные углеводороды. Классификация. Номенклатура и гомологи.
Природные источники углеводородов. Природный газ и нефть.
Тема 8. Спирты. Одноатомные и многоатомные спирты. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Применение.
Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (2 часа).
Муравьиная и уксусная кислоты. Высшие карбоновые кислоты. Применение.
Жиры. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме.
Тема 10. Углеводы.
Углеводы – природные полимеры. Применение углеводов.
Тема 11. Белки. Полимеры.
Контрольная работа №4 по теме «Органические соединения»
Требования к результатам усвоения учебного материала
Учащиеся должны знать:
Положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Учащиеся должны уметь:
а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
б) характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий; в) распознавать важнейшие катионы и анионы;
г) решать расчетные задачи.
Учащиеся должны уметь:
а) разъяснять на примерах причины многообразия неорганических веществ, материальное единство и взаимосвязь неорганических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ; б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных неорганических веществ, металлов, неметаллов, их генетическую связь; в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие неорганические вещества.
Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме письменной работы.
Методы контроля: письменный и устный.
Формы контроля: тест, самостоятельная работа, устный опрос, контрольные работы.
При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, физикой, географией.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по химии.
При использовании учебно-методических и материально-технических средств образовательного процесса по химии следует учитывать временные и здоровьесберегающие технологии, налагаемые санитарными правилами и нормами (Сан. ПиН. 2.4.2. 178-02)
- Учебно-методические средства обучения: учебники (учебно-методические комплекты), включенные в федеральные перечни учебников. Учебные пособия на печатной основе: таблицы постоянного экспонирования «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов» и др. а также дидактические материалы: тетради на печатной основе или отдельные рабочие листы- инструкции, карточки с заданиями разной степени трудности для самопроверки, контроля знаний, демонстрационные таблицы (портреты выдающихся химиков, комплекты таблиц).
- Натуральные объекты: коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, а также коллекции, изготовленные самими учащимися.
- Химические реактивы и материалы, лабораторное оборудование: химическая посуда, аппараты и приборы.
- Модели: атомы, кристаллы, кристаллические решетки, шаростержневые модели молекул.
- Экранно-звуковые средства обучения: к экранно-звуковым средствам обучения относят такие пособия, которые могут быть восприняты зрением и слухом. Это видеофильмы, диафильмы, компакт - диски, слайды, транспаранты, серии диапозитивов.
- Информационно – коммуникативные средства обучения: электронные книги, электронно- информационно- энциклопедическая литература.
- Технические средства обучения: мультимедийный компьютер, мультипроектор, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, телевизор, видеоплейер.
- Образовательные сайты на интернете.
- Специальное оборудование кабинета химии: наличие демонстрационного стола, вытяжки и наличие медицинской аптечки.
- MULTIMEDIA – поддержка предмета:
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
2. Виртуальная лаборатория – компакт - диск - Объекты для образовательных экскурсий по химии: кожуунная аптека (тема: приготовление растворов), экскурсии на природу для наблюдения химических явлений, экскурсия в г. Дус-ДагсумонаДус-Даг, ФАП, каменно- угольный разрез Чадана и т.д.
Литература
Литература для учащихся:
- Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010 г.
- Габрусева Н.И. Химия: 9 кл.: рабочая тетр.: пособие для учащихся/ Н.И.Габрусева. – М.: Просвещение, 2008. – 95 с.
- Хомченко И.Г. Решение задач по химии. - М.: ООО «Изд-во Новая Волна»: Издатель Умеренков, 2002.
- Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы // четв. издание - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.
Литература для учителя:
- Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2011 г.
- Гара Н.Н. Химия: уроки в 9 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
- Рыбникова З.Д., Рыбников А.В. Неорганическая химия. 8-9 классы: Ключевые темы. Конспекты занятий. Контрольные и проверочные работы. - М.: Айрис-пресс, 2004.
- Гара Н.Н. Химия: уроки в 9 кл.: пособие для учителя / Н.Н. Гара. - М.: Просвещение, 2010..
- Егоров А.С. Все виды расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. - Ростов н/Д: Феникс,2003.
- Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / И.И. Новошинский., Н.С. Новошинская. М: ООО «Издательство Оникс»: «Издательство «Мир И Образование», 2006.
- Лидин Р.А. Тесты по химии для обучения и текущего контроля знаний: 8-9 кл.: Кн. Для учителя / Р.А.
- Интернет – ресурсы: ЭОР,ЦОР, образовательные сайты: прошколу.ру, http: //school-collection.edu.ru/, tuva_school_123s@mail.ru, http: //www.dnevnik.ru
«Согласовано» «Согласовано»
Руководитель МО учителей биологии, химии, географии на заседании Педагогического совета
_____________/З.А-С.Куулар/ Председатель Педагогического совета:
«___» _______________ 20__ г. _______________/ А.О. Монгуш/
«___» ________________ 20__ г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-177522-1358162857.jpg)
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-270848-1377416964.jpg)
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-400367-1668370355.jpg)
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-149818-1354961212.jpg)
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....