Металлы главных и побочных подгрупп
элективный курс по химии (11 класс) на тему

Rasskazova

Программа элективного курса для обучающихся 11-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metally_glavnykh_i_pobochnykh_podgrupp.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТАЛЛЫ ГЛАВНЫХ И ПОБОЧНЫХ ПОДГРУПП

Пояснительная записка

Данный курс рассчитан на 17 часов учебного времени и может быть  организован в   целях   профильной   подготовки   учащихся 11 классов.

В базовой программе 11 класса (программа О. С. Габриелями, 11 кл.) на обобщение этой темы отводится всего 4 часа. Основные вопросы для обобщения и систематизации темы должны быть значительно расширены, так как при подготовке к ЕГЭ и для поступления в учебные заведения требуется более полный и обширный объем знаний по данной теме.

Целесообразно кроме вопросов об общей характеристике металлов, коррозии и способах получения металлов рассмотреть такой вопрос, как сплавы металлов; подробно осветить электролиз как один из способов получения металлов. По этой теме организован урок-практикум по решению расчетных задач. Обобщение и систематизацию знаний по теме «Металлы главных подгрупп» предусмотрено провести в виде семинара-практикума; в такой же форме выясняется генетическая связь в рядах металлов. В курс включена подробная информация о комплексных соединениях, о металлах побочных подгрупп. Обзор d-элементов, комплексные соединения рассматриваются на семинарах-практикумах.

В данном элективном курсе предусмотрены лекции, семинары-практикумы, в том числе практикум по решению расчетных задач, урок-упражнение «Металлы главных и побочных подгрупп», итоговая контрольная работа.

Цель курса: обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся по теме «Металлы главных и побочных подгрупп».

Задачи: создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к изучению темы, умений самостоятельно приобретать и применять на практике знания о металлах, решать расчетные задачи, выполнять опыты в соответствии с требованиями правил безопасности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

  • строение, состав, свойства, способы получения металлов и их сплавов;
  • механизм коррозии металлов и способы защиты от коррозии;
  • особенности металлов главных и побочных подгрупп, комплексных соединений, генетических рядов металлов.

Уметь:

•        проводить эксперименты,  наблюдать и  изучать  явления  и свойства веществ;

  • описывать результаты наблюдений;
  • решать расчетные задачи;
  • осуществлять цепочки превращений;
  • работать в группе и индивидуально;
  • составлять схемы, таблицы;
  • писать сообщения, придерживаясь определенной формы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение «Общая характеристика металлов» (1 ч).

Положение металлов в периодической системе и строение их атомов. Металлы как простые вещества: металлическая связь в строении кристаллов. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами, солями в растворах, органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость их свойств от степени окисления металла. Значение металлов в природе и жизни человека.

Тема 1. Коррозии металлов. (1 ч)

Понятие «Коррозия». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.

Тема 2. Способы получения металлов. (3 ч)

Металлы в природе. Металлургия: пиро-, гидро-, электрометаллургия. Электролиз растворов и расплавов соединений металлов, его практическое значение.

Практикум по решению расчетных задач по теме «Электролиз».

Тема 3. Сплавы металлов. (1 ч)

Характеристика сплавов, их свойства. Важнейшие сплавы и их значение.

Тема 4. Металлы главных подгрупп. (2 ч)

Семинар-практикум «Соединения щелочных, щелочноземельных металлов, алюминия».

Семинар-практикум «Генетические ряды металлов, общие представления о генетической связи». Генетические ряды металлов, которым соответствуют щелочи, нерастворимые гидроксиды, амфотерные оксид и гидроксид.

Тема 5. Комплексные соединения. (2 ч)

Состав, строение, основы номенклатуры комплексных соединений. Свойства, способы получения и применение комплексных соединений.

Тема 6. Металлы побочных подгрупп. (4 ч)

Металлы побочных подгрупп. Общая характеристика.

Обзор d-элементов I и II групп.

Хром - представитель d-элементов VI группы.

Железо - представитель элементов VIII группы.

Урок-упражнение «Металлы главных и побочных подгрупп».

Итоговая контрольная работа.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока

Тема

Всего

часов

В том числе

Формы контроля

Лекц.

Практ.

Семин.

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение «Общая характеристика металлов»

1

1

Тезисы, лекции, составление таблиц

2

Коррозия металлов

1

0,5

0,5

3

Способы   получения   металлов

3

1

Составление таблиц

4

Электролиз  растворов   и расплавов       соединений металлов,  его   практическое применение

1

Самостоятельная работа

5

Практикум   по  решению расчетных задач по теме «Электролиз»

1

Решение расчетных задач

Сплавы металлов

1

1

Самостоятельная работа

6

Металлы    главных    подгрупп

2

7

Семинар-практикум «Соединения щелочных, щелочноземельных    металлов, алюминия»

1

Составление конспекта, отчет по лабораторным опытам

8

Семинар-практикум  «Генетические  ряды  металлов»

1

Проверка выполнения заданий по осуществлению цепочек превращений

Комплексные соединения

2

9

Комплексные соединения. Состав, строение, основы номенклатуры комплексных соединений

1

Опорный конспект, тезисы лекций

10

Свойства, способы получения и применения комплексных соединений

1

Отчет по выполнению

лабораторных опытов, письменная работа

Металлы побочных подгрупп

4

11

Общая характеристика

металлов побочных под-

групп

2

Опорный конспект,

тезисы, лекции

12

Обзор d-элементов I и II

групп

1

Отчет по заданиям, сообщения учащихся

13

Хром - представитель

d-элементов VI группы

1

Отчет по заданиям, сообщения учащихся

14

Железо - представитель

элементов VIII группы

1

Отчет, составление

Генетической связи

15

Урок-упражнение «Металлы главных и побочных подгрупп»

1

Решение задач и упражнений по курсу

16-17

Итоговая контрольная

работа

2

Контрольная работа

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Архангельская О. В., Больков И. А. Цепочки превращений химических соединений // Химия в школе. - 2004, № 7.
  2. Ахметов Н. С. Неорганическая химия. - М.: Просвещение, 1992.
  3. Габриелян О. С. Настольная книга учителя. 9 кл. Настольная книга учителя. 11 кл. - М: Дрофа, 2003.
  4. Глинка Н. Л. Общая химия. - Л.: Химия. Ленинградское отделение, 1984.
  5. Гоголевская Н.И. Супоницкая И. И., Клунова, С. Н. Цепочки превращений: требования к экзаменационному ответ)' // Химия в школе. - 1993, №2.
  1. Горский М. А. Обучение основам общей химии. М.: Просвещение, 1991.
  2. Кушнарев А. А. Учимся решать задачи по химии // Химия в школе. -1994, №3.

8. Сурин Ю. В., Балезина. С. С.  Проблемный подход при изучении комплексных соединений на факультативных занятиях // Химия в школе. - 1983, №3.

9. Сурин Ю.  В.  Развивающий эксперимент при  изучении свойств алюминия // Химия в школе. - 1997, № 5.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Венецкий С. И. Рассказы о металлах. - М.: Металлургия, 1986.
  2. Локерман А. А. Рассказы о самых стойких. - М: Знание, 1982.
  3. Мазенин, Н. А. Занимательно о железе. - М.: Металлургия, 1985.

4. Немчанинов  Г.Л. Путешествие по шестой группе. Элементы VI группы периодической системы Д. И. Менделеева. - М.: Просвещение, 1976.

  1. Попова Л. Ф. От лития до цезия. Элементы I группы периодической системы Д. И. Менделеева     М.: Просвещение, 1972.
  2. Популярная библиотека химических элементов / под ред. Петрянова-Соколова И. В. В 2 книгах. - М.: Наука. 1978.
  3. Химия и современность / под ред. Третьякова Ю. Д. - М.: Просвещение, 1985.
  4. Фадеев Г. Н. Пятая вертикаль периодической системы. Элементы V группы периодической системы Д. И. Менделеева. - М.: Просвещение, 1973.
  5. Фадеев Г.Н., Сычев. А. А.   Мир металлов и сплавов. - М.: Просвещение, 1978.

10. Справочные материалы по химии: учебное  пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - семинар по теме: «Металлы главных подгрупп I–III групп и побочных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева»

В этой работе показана разработка урока – обобщения (урок-семинар)  по теме «Металлы».Такая форма организации обобщающего урока способствует развитию познавательного интереса и активизации ...

Тест "Металлы побочных подгрупп" 9 класс

Тематический тест предназначен для проверки знаний обучающихся по теие "Железо и его соединения"и подготовке к ГИА в новой форме...

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

Элективный курс "Металлы побочных подгрупп".

Элективный курс "Металлы побочных подгрупп" предназначен для учащихся 9-го класса. Курс  является предметно-ориентированным. Содержание курса направлено,  в первую очередь, на углубление зна...

Урок по теме: «Металлы побочных подгрупп. Железо»

Цели урока:·         Показать строение  железа, его физические свойства,  разнообразие химических свойств железа на примере задания С-2; рассмотреть к...

Элективный курс «Человек и металлы побочных подгрупп»

Тема «Металлы побочных подгрупп» в курсе основной и средней школы рассматривается в недостаточном объёме. В 9 классе при изучении данной темы больший упор делается на характеристику химических элемент...