Главные вкладки

    Технологическая карта урока по теме «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора»
    план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

    Аннотация

     

    На уроках химии основное внимание  я обращаю на научное содержание и предметные умения. Но в жизни люди не часто сталкиваются с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего решение реальных проблем требует метапредметные умения. Сегодня стало очевидным, что основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение ― обязательного минимума содержания образования, а  овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

    Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

    правильному использованию химической терминологии и символики;

    развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

       развитию умения открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fosfor.doc84.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ганеева Ирина Борисовна, учитель химии I квалификационная категория, г. Ангарск Иркутская область, Муниципальное образовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 7»

    Аннотация

    На уроках химии основное внимание  я обращаю на научное содержание и предметные умения. Но в жизни люди не часто сталкиваются с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего решение реальных проблем требует метапредметные умения. Сегодня стало очевидным, что основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение ― обязательного минимума содержания образования, а  овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

    Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

    правильному использованию химической терминологии и символики;

    развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

       развитию умения открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

    Урок по теме «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора».

    Цель урока: Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, физические и химические свойства, области применения фосфора.

    Тип урока: урок применения и совершенствования знаний, умений.

    Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

    Методы и приемы обучения:  частично-поисковый, использование компьютерных технологий.

    Изучение материала  проходит на базе имеющихся знаний о строении вещества, положения химического элемента в ПСХЭ, общих химических свойств неметаллов.

    Материал урока насыщен, поэтому темп урока высокий. Ход урока сопровождается видеофрагментами отдельных вопросов темы по плану урока.

    Проверка заданий  проходит  с комментариями обучающихся у доски.

    Технологическая карта изучения темы

    Ф.И.О. Ганеева Ирина Борисовна, учитель химии I кв. категории,  МБОУ «ОСОШ № 7» г. Ангарск Иркутская область

    Предмет: химия

    Класс: 9

    Тип урока: урок применения и совершенствования знаний, умений.

    Тема

    Фосфор, его физические и химические свойства

    Цели

    Образовательные:

    • актуализировать и обобщить знания обучающихся о фосфоре в свете трех форм существования этого химического элемента: в форме атомов и простых веществ, также рассмотреть его аллотропные модификации;
    • физические и химические свойства в свете окислительно-восстановительных реакций.

    Развивающая:

    • развить навыки составления уравнений химических реакций;
    • логическое мышление и память учащихся;
    • совершенствовать умения доказывать, сравнивать.

    Воспитательная:

    • установление межпредметных связей;
    • повышение интереса к предмету;
    • воспитание внимательности, аккуратности при написании уравнений реакций;
    •      способствовать воспитанию экологической культуры обучающихся воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

    Формировать УУД:

    - Личностные УУД:  

    • мотивация учения,
    • оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

    -  Регулятивные УУД: 

    • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно,
    • предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик,
    • внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта,
    • выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

    - Коммуникативные УУД:

    • определение цели, функций участников, способов взаимодействия,
    • выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    - Познавательные УУД: 

    • формулирование познавательной цели,
    • поиск и выделение информации,
    • анализ с целью выделения признаков,
    • установление причинно-следственных связей.

    Планируемый результат

    Предметные:

    Знать физические и химические свойства фосфора, способы его получения, применение.

    Уметь характеризовать фосфор по его положению в ПСХЭ, объяснять причину аллотропии фосфора, составлять электронную формулу, определять его возможные степени окисления, составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства, определять коэффициенты методом электронного баланса, составлять реакции ионного обмена.

    Личностные:

    Умение работать в группе, отстаивать и аргументировать свою точку зрения

    Метапредметные:

    - использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

    - умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

    - умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

    - использование различных источников для получения химической информации.

    Основные понятия

    Аллотропия.

    Межпредметные связи

    Литература, биология

    Ресурсы:

    - основные

    - дополнительные

    компьютер, мультимедийный проектор, к/ф «Фосфор»,  учебник О.С. Габриелян "Химия. 9 класс",  ЭОР ЗОО «Новый диск».

    Организация пространства

    Фронтальная работа, индивидуальная работа

    Технология проведения

    Деятельность

    учеников

    Деятельность

    учителя

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

    Планируемые результаты

    Предметные

    УУД

    I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

    Цели:  Подготовить учащихся к работе, ввести в деловой ритм.

    Настраиваются на урок. Готовятся к уроку.

    отвечают на вопросы

    Проверяет готовность учащихся к уроку, проводит параллель с ранее изученной темой, создает эмоциональный настрой

    Отвечают на вопросы по раннее изученной теме «Азот, его строение и свойства»

    Опрос проходит в виде разминки (упражнение с мячом).

    давать определения изученных понятий

    Регулятивные:

     волевая саморегуляция

    II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

    Цели: выяснить понимание основных вопросов темы, связанных со строением вещества

    Высказывают свои предположения о теме урока,  отгадывая загадку: «То я камень философский,
    то огонь холодный я,
    то цвет белый, красный, черный представляю я,
    а в России появился, светоносцем объявился.», учащиеся аргументируют свои ответы смотрят фрагмент к/ф «Фосфор», формулируют цель урока

    Предлагает определить тему урока по загадке,

    озвучивает тему, формулирует цель вместе с учащимися

    Отвечают на вопрос, формулируют цель урока

    делать выводы и умозаключения

     Познавательные УУД:

    логические: анализ, синтез

     Коммуникативные УУД:

    определение цели

     Регулятивные УУД:

    прогнозирование

    III. Изучение нового

     (10 мин)

    Цели: развитие умений прогнозирования химических и физических свойств вещества по его строению 

    работают в группах, характеризуют фосфор по его положению в ПСХЭ, составляют электронную формулу, определяют возможные степени окисления

    Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний о физических и химических свойствах фосфора, используя фрагмент к/ф «Фосфор», зачитывает отрывок из романа А.Конан Дойля «Собака Баскервилей»,   формулирует задание, организует работу обучающихся в группах, организует обсуждение

    • Работа в группах:
    1. Теоретики:

    составляют характеристику фосфора по положению в ПСХЭ, определяют электронную формулу фосфора, степени окисления, сравнивают  с азотом;

    1. Практики:

    знакомятся с химическими свойствами фосфора и его соединений, используя учебник, ЭОР, определяют наличие фосфат - ионов в трех неизвестных  растворах (один из них – напиток «Кока – кола), составляют проведенную качественную реакцию  в ионном виде.

    • Защита выданных заданий.

    • давать определения изученных понятий;
    • делать выводы и умозаключения, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
    • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

    Коммуникативные УУД:

    • планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
    • выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    Познавательные УУД:

    •  поиск и выделение информации.
    • анализ с целью выделения признаков,
    • установление причинно-следственных связей

    IV. Закрепление  нового (15 мин)

    Цель: осознание и осмысление учебного материала.

    Отвечают на вопросы учителя

    Организует деятельность обучающихся по применению полученных знаний

    Фронтальный опрос по пройденной теме.

    Опрос проходит в виде разминки (упражнение с мячом). Отвечает тот  обучающийся, которому учитель бросит мяч.

    1. Положение фосфора в периодической системе.
    2. Аллотропия фосфора;
    3. Какие валентности и степени окисления проявляет фосфор?
    4. Какие вещества составляют генетический ряд фосфора?

    На практике применять полученные знания

    Познавательные УУД:

    общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

    Коммуникативные УУД:

    умение работать индивидуально

    V. Контролирующее задание (12 мин)

    Цель: проверить умение на практике использовать полученные знания

    .

    Работают с ЭОР ЗОО «Новый диск», выполняют итоговый тест

    Организует деятельность учащихся по применению полученных знаний

    Индивидуальная работа с ЭОР ЗОО «Новый диск»

    • умение работать с ЭОР;
    • На практике применять полученные знания

    Регулятивные УУД:

    сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

    Познавательные УУД:

    - установление причинно-следственных связей;

    - построение логической цепи рассуждений;

    - доказательство;

    Личностные УУД:

    оценивание усваиваемого содержания

    Регулятивные УУД: 

    сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

    VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

    Цели: проверить умение учащихся  самостоятельно оценивать свою деятельность

    Оценивают свою деятельность на уроке

    Создает условия для оценки деятельности на уроке.

    Оценивают свою работу на уроке по схеме:

    • Я узнал  сегодня….
    • Я понял сегодня…
    • Я удивился, что…
    • Мне понравилось…
    • Я задумался о…

    Коммуникативные УУД:

    умение выражать свои мысли.

    Регулятивные УУД:

    оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

    Личностные УУД: 

    оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

    VIII. Домашнее задание

    Воспринимают информацию, выбирают вид задания, фиксируют информацию в дневник

    Записывает на доске  и комментирует дифференцированное домашнее задание.

    1. Изучить текст учебника по теме “Фосфор”.
    2. Сравнить: а) неметаллические свойства азота и фосфора как элементов; б) химическую активность азота и фосфора как простых веществ. Сделайте вывод.
    3. Составить формулы веществ, образующих генетический ряд фосфора.
    4.Индивидуальные творческие задания.

     Подготовить сообщения:

    1)  об истории спичек;

    2) о биологической роли фосфора и его соединений

    3) составить синквейн о фосфоре.

    4) Почему головка спички воспламеняется при трении? Научно-популярная информация-подсказка. В состав намазки коробки спичек входит красный фосфор. А основным компонентом головки современной спички является бертолетова соль КCIO3. От трения головки спички о намазку мельчайшие частички фосфора воспламеняются на воздухе. При этом происходит реакция горения фосфора с образованием Р4О10, сопровождающаяся выделением теплоты, что приводит к разложению бертолетовой соли с образованием О2. Выделяющийся кислород способствует воспламенению головки спички. Задание. Составьте уравнения химических реакций, которые мы производим каждый раз, когда зажигаем спичку. (Ответ:

    4Р + 5О2 = Р4О10 + Q,

    КClО3 = КСI+3/2О2.)

    Делают выбор уровня и вида Д/З.

    Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема урока: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора».

    Цель урока:Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, физические и химические свойства, области применения фосфора.Т...

    СЕРА. Строение атома, аллотропия, свойства и применение серы

    Цель урока:Определить положение серы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома серы, физические и химические свойства, области применения серы.Тип урока:...

    «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора»

    Конспект урока химии в 9 классе по теме: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора» с презентациейТема урока: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ф...

    Конспект урока по химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"

    Конспект урока по химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора". Подробная разработка урока с презентацией....

    Презентация к уроку химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"

    Презентация к уроку  химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"...

    Технологическая карта урока по теме «Особенности строения растительной клетки»

    Подробная технологическая карта урока №2 "Особенности строения растительной клетки" в теме "Клеточное строение растений" в 6 классе...

    Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение серы.

    Строение атома, получение и химические свойства атома сера....