Внеклассное мероприятие "Познавательная игра для учащихся 9-10 классов "Химическое ассорти"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

 

Аннотация

Актуальность темы.

«Жизнь-череда химических реакций»,- как бы такое утверждение не казалось чрезмерным, оно четко показывает, насколько значима роль химии в современном мире. Дети, обучающиеся в школах, имеют возможность глубже погрузиться в изучение предмета и проверить свои знания  по данному предмету.

В будущем химия должна стать любимым предметом для тех, кто хочет реализовать себя в следующих специальностях: инженер-химик, медицинский работник, ветеринар, технолог, эколог.

Цель работы:

 1. Развивать познавательный интерес школьников в области химии.

2. Пропаганда химических знаний и формирование стимула к их приобретению.

Задачи:

Рассказать о химии как о предмете;

Научиться работать в команде;

Использовать данный материал на уроках и внеклассных  мероприятиях.

Использованные источники: 

1 Википедия- свободная энциклопедия, www.wikipedia.org/

2 Биография Ломоносов Михаил Васильевич, www.slovo.ws/bio/rus/Lomonosov_Mihail_Vasilevih/

3 Академик. Бутлеров Александр Михайлович, www.dic.academic.ru/

4 Алхимик, www.alhimik.ru/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия

«Химическое  ассорти» учителя химии МБОУ «СОШ №28»

г. Набережные Челны Республики Татарстан

Исаковой Ларисы Радиловны.

Пояснительная записка

         Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди учащихся старших классов школы. Мероприятие проводится в рамках недели предметов естественного цикла. Для участия в викторине требуется знания по указанным предметам, необходим широкий кругозор, знания, полученные на кружках, внеклассных занятиях, общая эрудиция.

          Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, развивается логическое мышление. Повышается эрудиция как игроков, так и зрителей.  

          Цели игры: 

          1) развитие познавательного интереса учащихся к предмету химия;

2)  развитие творческих способностей учащихся; расширение кругозора учащихся;
   3)  формирование умения работать в команде.

           Задачи игры: 

1) повторение и обобщение знаний по курсу химии;

           2) формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

            Характер игры - соревнование между группами (командами) старшеклассников.

            В перерывах между конкурсами  - демонстрация занимательных химических опытов.

Ход игры

1 тур –

«Разминка».

Вопросы первой  команде:

  • 1)Советский химик-органик, создатель первого синтетического каучука?

(С.В. Лебедев)

  • 2) Топливо для заправки самолётов?      (керосин)

  • 3) Металл, который называют «воздушным»?    (алюминий )

  • 4) Как называется смесь двух кислот, растворяющая золото?    (царская водка)

  • 5) Химический элемент, входящий в состав гемоглобина крови? (железо)

«Разминка».
вопросы второй команде:

  • 1) Ядовитый металл , содержащийся в выхлопных газах автомобилей?  (свинец)
  • 2) Ядовитый металл, содержащийся в лампах дневного света?  (ртуть)
  • 3) Галоген, который оказывает успокаивающее  действие на нервную систему?   (бром )
  • 4) Каким  химическим элементом богата морская капуста?   (йод)
  • 5) Говорят, «чтобы узнать человека, надо пуд соли с ним съесть». За какое время два человека съедают  пуд соли, если человек за год, в среднем, употребляет 4 кг соли?    (2 года)

2 тур  
«колесо истории»

 Задание: Назовите  ученого, используя как можно меньше подсказок (подсказки четыре). 

  • Вопросы первой команде:  
  •  Он  является основоположником русской научной терминологии.
  • Он  ввёл в обращение такие слова, как  «термометр», «формула», «поршень», «атмосфера», «барометр» и др..  
  • Он считал, что химия не наука, а искусство.
  • По словам А.С. Пушкина : «Он создал первую химическую лабораторию. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был «первым  нашим университетом»?

Ответ:   Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, основатель Московского университета.

  • Вопросы второй команде:  
  • Он с 14 лет увлекался химией, однажды устроив пожар, был наказан  чёрной доской  с надписью «Великий химик», через 20 лет он стал великим химиком.
  • Его увлечение- занятие физическими упражнениями- мог согнуть кочергу в букву «Б».
  • Д.И. Менделеев дал ему характеристику: «…один из замечательных  русских учёных.
  • Он русский и по учёному образованию, и по оригинальности трудов. В химии существует его школа, его направление».

Ответ:   Алекса́ндр Миха́йлович Бу́тлеров — русский химик, создатель теории химического строения органических веществ, родоначальник «бутлеровской школы» русских химиков, учёный-пчеловод, общественный деятель, ректор Императорского Казанского Университета.

3 тур
«угадай вещество»

Задание: Назовите  вещество, используя как можно меньше подсказок (подсказок пять). 

Вопросы первой команде:

  • В 1890 году он явился причиной гибели экипажа  океанского парусника «Мальборо». Корабль не получил никаких повреждений , но потеряв управление , блуждал в океане.
  • Он явился причиной массовых самоубийств китов (киты выбрасывались на берег).
  • Он встречается в составе вулканических газов.
  • Его содержание  в окружающей среде – своеобразный эталон для сравнения загрязнённости атмосферы различных городов.
  • При отравлении им происходит кислородное голодание тканей, а в особенности клеток ЦНС

Ответ: оксид углерода (II)

Вопросы второй команде:

  • Агат, оникс, опал, кварц, горный хрусталь  - всё это его аллотропические формы.
  • Первым оружием  и одновременно орудием труда  древнего человека  был материал , состоящий главным образом из него.
  • Он оказывает вредное биологическое действие  на человека : вызывает такие заболевания , как силикоз и образование камней в почках.
  • В земной коре его содержание по массе составляет около 90 %.

Ответ: оксид кремния

4 тур :

«Дальше…
дальше…
дальше…»
 Задание:  За 1 минуту дайте как можно больше правильных ответов.

Вопросы первой команде:

  • 1-Вещества с различным строением, но одинаковой формулой?
  • 2-формула молекулы метана?
  • 3-основная составная часть природного газа?
  • 4-аллотропная модификация кислорода?
  • 5-вулканизированный каучук?
  • 6-соединение серы, имеющее запах тухлых яиц?
  • 7-единственный жидкий металл?
  • 8. Каким легким газом наполняют воздушные шарики?
  • 9. Самое твердое на Земле вещество
  • 10. Самый активный неметалл
  • 11. Какова формула  питьевой соды?
  • 12. Каким газом газируют напитки?

Ответы:

  • 1-изомеры              
  • 2-тетраэдр
  • 3-метан
  • 4-озон
  • 5-резина
  • 6-сероводород
  • 7-ртуть
  •  8- гелий
  •  9-алмаз
  • 10-фтор
  • 11-NaHCO3
  • 12-углекислый газ

Вопросы второй команде:

  • 1-Вещества с одинаковым строением, но различными формулами?
  • 2-форма молекулы этилена?
  • 3-тривиальное название  алканов?
  • 4-жидких углеводородов в природе?
  • 5-реакции, характерные для  алкенов?
  • 6-реакция обмена между кислотой и щёлочью?
  • 7-тип кристаллической решётки в алмазе?
  • 8. Какой металл называют «крылатым»?
  • 9. Самое распространенное на Земле вещество
  • 10. В биологии бабочка, а в химии единица количества вещества
  • 11. Какой металл является самым лучшим проводником электричества?
  • 12. Какой неметалл хорошо проводит электрический ток?

Ответы:

  • 1-гомологи
  • 2-плоская
  • 3-парафины
  • 4-нефть
  • 5-присоединения
  • 6-нейтрализация
  • 7-атомная
  •  8 – алюминий
  •  9 – вода
  • 10 – моль
  • 11 – серебро
  • 12 -  графит, углерод

         Подводятся итоги игры и награждается команда-победитель.

Использованные источники: 

1 Википедия- свободная энциклопедия, www.wikipedia.org/

2 Биография Ломоносов Михаил Васильевич, www.slovo.ws/bio/rus/Lomonosov_Mihail_Vasilevih/

3 Академик. Бутлеров Александр Михайлович, www.dic.academic.ru/

4 Алхимик, www.alhimik.ru/



Подписи к слайдам:

Опыт

2:


«появление джина»


ответ:

образуются газы-
co
2
,
so
2
,
cs
2
Ответ:

Алекса́ндр

Миха́йлович

Бу́тлеров

— русский химик, создатель теории химического строения органических веществ, родоначальник «
бутлеровской
школы» русских химиков,
учёный-пчеловод,
общественный деятель, ректор Императорского
Казанского Университета.
вопрос:


почему не сгорел платок
?
Ответ:

происходит взаимодействие раствора соды с небольшими количествами различных растворов, которые налиты в разные стаканы:
с фенолфталеином,
С соляной кислотой,
с хлоридом кальция
Ответ:


оксид кремния

S
i
О2
Вопросы первой команде:
1-Вещества с различным строением , но одинаковой формулой
?
2-формула молекулы метана
?
3-основная составная часть природного газа
?
4-аллотропная модификация кислорода
?
5-вулканизированный каучук
?
6
-соединение серы, имеющее запах тухлых яиц
?
7-единственный жидкий металл
?
8. Какой металл называют «крылатым»?
9. Самое распространенное на Земле вещество
10. В биологии бабочка, а в химии единица количества вещества
11. Какой металл является самым лучшим проводником электричества?
12. Какой неметалл хорошо проводит электрический ток?
Опыт № 8:

«горение магниевой ленты»




Использованные источники:

1.

Википедия
- свободная энциклопедия,
www
.
wikipedia
.
org
/

2.
Биография Ломоносов Михаил Васильевич,
www
.
slovo
.
ws
/
bio
/
rus
/
Lomonosov
_
Mihail
_
Vasilevih
/

3.
Академик. Бутлеров Александр Михайлович,
www
.
dic
.
academic
.
ru
/

4.
Алхимик,
www
.
alhimik
.
ru
/

Вопрос:

назовите вещества, которые участвуют в реакции
?

6)свинец
7)ртуть
8) бром
9) йод
10)
Вопрос
:

за счёт каких веществ происходит образование пористой массы, имеющей большую длину
?
Вопросы второй команде:
Он
с 14
лет увлекался химией, однажды устроив пожар, был наказан чёрной доской с надписью «Великий химик», через 20 лет он стал великим химиком. Его увлечение- занятие физическими упражнениями- мог согнуть кочергу в букву «Б». Д.И. Менделеев дал ему характеристику: «…один из замечательных русских учёных. Он русский и по учёному образованию, и по оригинальности трудов. В химии существует его школа, его направление».
Вопросы второй команде:
Агат, оникс, опал, кварц, горный хрусталь - всё это его аллотропические формы.
Первым оружием и одновременно орудием труда древнего человека был материал , состоящий главным образом из него.
Он оказывает вредное биологическое действие на человека : вызывает такие заболевания , как силикоз и образование камней в почках.
В земной коре его содержание по массе составляет около
90 %.
В наши дни из него изготавливают цемент, стекло, хрусталь, керамику.
Опыт №7:


«несгораемый платок»

Вопросы второй команде:
1-Вещества
с одинаковым строением,
но
различными
формулами
?
2-форма молекулы этилена
?
3-тривиальное название
алканов
?
4-
жидких углеводородов в природе
?
5-реакции, характерные для
алкенов
?
6-реакция обмена между кислотой и щёлочью
?
7-тип кристаллической решётки в алмазе
?







«
Химическое


а
с
с
о
р
т
и»
Познавательная игра по химии
для учащихся 9-10 классов


Опыт

3:

фараоновы змеи
Вопрос:


Объясните, почему в разных стаканах образовались различные напитки:
малиновый сок,
молоко,
газированная вода
?
Ответ:

В корабликах находятся кусочки натрия, при взаимодействии с водой выделяется много тепла, поэтому происходит воспламенение бумаги, в воде создаётся щелочная среда, фенолфталеин, находящийся в воде, окрашивается в малиновый цвет
.
4 тур :


«Дальше…
дальше…
дальше…»

(
за 1 минуту
)
Поздравляем
победителей!!!
Опыт № 1:


«Вулкан на столе»





«разминка»:

вопросы второй команде:
1)-
Ядовитый металл , содержащийся в выхлопных газах автомобилей
?
2
)-
Ядовитый металл, содержащийся в лампах дневного света
?
3)-Галоген, который оказывает успокаивающее действие на нервную систему
?
4)-Каким химическим элементом богата морская капуста
?
5)-Говорят, «чтобы узнать человека, надо пуд соли с ним съесть». За какое время два человека съедают пуд соли, если человек за год, в среднем, употребляет 4 кг соли
?

Ответ:

Михаи́л

Васи́льевич

Ломоно́сов

— первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и
физик, основатель Московского университета.
Ответ:


оксид углерода (
II)

Ответ:


щёлочь и фенолфталеин
Ответ:


тепла, которое выделяется при горении ацетона, недостаточно для испарения воды, а мокрая ткань не горит
7-ртуть
8- гелий
9-алмаз
10-фтор
11-
NaHCO
3
12-углекислый газ
Подведение итогов
1 место
2 место
план мероприятия:
Ответ:

катализатор
Вопросы первой команде:
Он-является основоположником русской научной терминологии. Он-ввёл в обращение такие слова, как «термометр», «формула», «поршень», «атмосфера», «барометр» и др.. Он считал, что химия не наука, а искусство. По словам А.С. Пушкина : «Он создал первую химическую лабораторию. Он-создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был «первым нашим университетом»
?
Вопрос:


почему происходит воспламенение бумажных корабликов
?
Вопрос:


какие вещества

участвуют в реакции
?

7-атомная
8 – алюминий
9 – вода
10 – моль
11 – серебро
12 - графит, углерод
Проверь ответ:
1)
С.В. Лебедев
2
) керосин
3) алюминий
4) Царская водка
5) железо
Опыт № 4:


«волшебный кувшин»
Вопросы первой команде:
В 1890 году он явился причиной гибели экипажа океанского парусника «Мальборо». Корабль не получил никаких повреждений , но потеряв управление , блуждал в океане.
Он явился причиной массовых самоубийств китов (киты выбрасывались на берег).
Он встречается в составе вулканических газов.
Его содержание в окружающей среде – своеобразный эталон для сравнения загрязнённости атмосферы различных городов.
При отравлении им происходит кислородное голодание тканей, а в особенности клеток ЦНС
Ответы:
1-
изомеры
2-тетраэдр
3-метан
4-озон
5-резина
6-сероводород
Ответ:


магний
Оборудование:
Фарфоровая
ступка
Асбестовая
сетка
Лист белой
бумаги
Тигельные
щипцы
спиртовка
Сухое
горючее
Химические
стаканы
пипетка
Химические
реактивы
фотоаппарат
спички
Кувшин из
стекла
Стеклянная
пластинка
1
тур «разминка»
вопросы первой команде:
1)-Советский химик-органик, создатель первого синтетического каучука
?
2)-Топливо для заправки самолётов
?
3)-Металл, который называют «воздушным»
?
4)-Как называется смесь двух кислот, растворяющая золото
?
5)-
Химический элемент, входящий в состав гемоглобина крови
?
Вопрос
:


какую роль играет в этой реакции вода
?
2
тур
«колесо истории»
Опыт № 5:


«гибель флотилии»
3
тур
«угадай вещество»
Опыт 6:

«моментальная фотография»
8. Каким легким газом наполняют воздушные шарики?
9. Самое твердое на Земле вещество
10. Самый активный неметалл
11. Какова формула питьевой соды?
12. Каким газом газируют напитки?
Ответы:
1-гомологи
2-плоская
3-парафины
4-нефть
5-присоединения
6-нейтрализация
^
ответ:

бихромат аммония, магний


Вопрос:


горение какого вещества применяли раньше фотографы, когда не было фотовспышки
?














Цели мероприятия:

развитие познавательного интереса учащихся к предмету химия;
расширение кругозора учащихся;
развитие творческих способностей учащихся ;
создание ситуации успеха для учащихся;
умение работать в команде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие к дню Защитника Отечества КВН "Армейское ассорти"

КВН, проводимый нами для 7-8 классов, посвящен Дню Защитников Отечества. Перед КВН всем классам-участникам подготовить визитную карточку своей команды, состоящей из 5 человек. В нашей школе это были к...

разработка внеклассного мероприятия по истории для 6 класса "Историческое ассорти"

Игра по истории Древней Руси может быть использована как на уроках обобщения, так и во внеурочное время при проведении недели истории. Игру лучше всего проводить в виде состязания между командам...

Внеклассное мероприятие по географии на тему: «Географическое эрудит – ассорти»

Цели мероприятия:v Образовательная: организовать деятельность учащихся    по систематизации и закреплению знаний по географии в 8 классе.v Развивающая: совершенствовать коммуникативные ...

Внеклассное мероприятие – игра для учащихся 10 – 11 классов “Who wants to be the champion”

Методическая разработка данного мероприятия поможет повторить изученный материал по истории, политическому устройству, литературе, культуре англоязычных стран....

Внеклассное мероприятие игра для учащихся 7 классов «Финансовый калейдоскоп»

Игра разработана на основе игры «Своя игра» для учащихся 7 классов...

Внеклассное занятие - игра "Поле чудес" - "Овощное ассорти" по сельскохозяйственному труду в 8-х классов

Основная цель занятия - познакомить учащихся с интеллектуальной игрой "Поле чудес" подобран познавательный и интересный материал об овощах. Занятие проведено с использованием презентации ....